Краткая биография всеволода гаршина самое главное 4 класс для детей

Популярные темы сообщений

  • Город Красноярск Красноярск — огромнейший город в Восточной Сибири и одним из главных образовательных, экономических, культурных и промышленных центров этого огромного региона. Основан в 1628 году воеводой Андреем Дубенским.
  • Польша Возникновение польского государства уходит корнями в древние легенды, где повествуется о том, что вождь племени Лех по национальности поляк, как-то раз увидел на дубе гнездо орла. Это событие он воспринял как предзнаменование
  • Атлантический океан Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.

Сочинение «Мой любимый писатель Всеволод Гаршин»

Моим любимым автором является Гаршин Всеволод Михайлович, удивительный человек, который писал прекрасные, хотя и почти всегда трогательные сказки.

Самым любимым моим произведением является, конечно же, «Лягушка путешественница». Это увлекательная история забавной лягушки, которая попыталась улететь на юг вместе с утками, и чуть не достигла цели. Но желание похвастать сгубило лягушку, она упала в болото где-то посередине пути. Эта сказка полна лёгкого юмора, написана прекрасным языком, отличается оригинальным сюжетом.

Но также в ней есть то, что делает её любимой — необычная личность героя. Лягушка кажется хвастливой, самоуверенной, но при этом она очень умная, настойчивая, она не отступает перед трудностями. И поэтому я её так люблю.

Другие сказки этого автора также оказываются проникнуты лёгкой грустью и сожалением. Его герои мечтают о свободе, борются с несправедливостью, но почти всегда их борьба оказывается напрасной, и получают они не то что хотели.

Как например тропическая пальма в рассказе «Attalea princeps», которая проломила крышу оранжереи, чтобы оказаться на свободе, а вместо этого погибла под холодным северным небом.

Тема напрасной борьбы, была близка писателю, который сочувствовал революционерам, но не одобрял их методы, связанные с террором и смертями. Поэтому он не раз обращается в своих произведениях к теме борьбе с несправедливостью. Он восторгается целью этой борьбы, но показывает её бессмысленность.

Мне очень нравятся все сказки автора, и у меня есть лишь одно сожаление. Мне жаль, что писатель написал их так мало. Потому что я не знаю другого такого же писателя, который смог бы написать что-то столь же яркое и трогательное.

Личная жизнь писателя Гаршина

Всеволод Михайлович женился в 28 лет, когда его болезнь прогрессировала. В это время ему досталось место секретаря канцелярии в Санкт-Петербурге, что позволило проживать там безвыездно с 1884 по 1888 годы. Женой прозаика стала слушательница медкурсов Золотилова Н.

Надежда Золотилова

Семейная жизнь пошла на пользу писателю. Его болезнь в острой форме отступила, но иногда он ощущал апатию. Он жил благополучно и был счастлив в браке. Гаршину было свойственно в те годы ловить себя на мысли о благородстве собственной души. Вместе с тем в общественных кругах его авторитет рос.

Всеволод с женой

Читатели любили Гаршина за его способность осуждать зло. Он всегда хорошо чувствовал, как это можно сделать с помощью художественных средств. Не успевая сесть за стол, чтобы начать писать рассказ, Всеволод Михайлович представлял полностью его сюжет. Оставалось только отобразить ход мыслей на бумаге.

Гаршин, живя в браке, старался спрятать свою душу от влияния нецензурных явлений в социальной жизни. Это выражалось в написании сказок для Павленковского сборника:

  • «Attalea princeps».
  • «То, чего не было».
  • «Сказка о жабе и розе».
  • «Лягушка-путешественница».

Писатель в своем изображении действительности стремился найти что-то новое. Именно в этих поисках он видел результат своего творчества. Все создаваемые писателем мелкие образы вызывали у него в душе большое волнение. Перед смертью он писал в сильном нервном напряжении. Знакомые Гаршина считали, что его служба мешает ему заниматься творчеством и писательским трудом.

Популярные темы сообщений

  • Ландыш майский Ландыш не только красивый и прекрасно пахнущий цветок, это еще и первое майское растение, которое радует всех после затяжного зимнего холода. Его цветки достаточно нежные и по своей форме напоминают маленькие колокольчики, висящие на стебле.
  • Карл Линней В данной работе мы постараемся исследовать жизнь и научные открытия в области биологии, одного из величайших учёных Карла Линнея. Основными достижениями Карла Линнея считаются его глубокие научные труды по классификации
  • Город Омск Омск – один из крупнейших российских городов-миллионников, восьмой по численности населения в России и второй в Сибири (по данным на 2021 год в Омске проживает 1 172 070 человек). Город является крупным научным, культурным и промышленным

Краткая биография

Период реформ 70-80 годов, когда началось становление творческой личности юного писателя, не был связан с революционными потрясениями или мировыми войнами. Рабочие и крестьяне жили в крайней нужде. Победа, которую народники связывали с убийством царя Александра II, оказалось поражением. Установленной политической реакции противостояла русская литература. Писатели переживали идейный кризис и обличали в своих произведениях людей с «больной совестью». К ним принадлежал и Всеволод Гаршин, биография которого наполнена событиями, неразрывно связанными с борьбой русского народа за существование:

  1. 1864 — проживание мальчика с отцом в его имении недалеко от Старобельска, отъезд сына в Санкт-Петербург на учебу.
  2. 1874 — окончание гимназии и поступление в Горный институт в Петербурге.
  3. 1875 — сочинение дебютного сатирического очерка в студенческие годы «Подлинная история Энского земского собрания».
  4. 1876 — выпуск первых произведений в периодическом издании «Молва».
  5. 1877 — известность после издания рассказа «Четыре дня», в котором писатель выступал против ужасов войны, участие в боевых действиях против турецкой армии в качестве рядового 138-го Болховского полка.
  6. 1878 — получение звания офицера по окончании войны.
  7. 1879 — уход в отставку по причине недомогания после ранения при Аясларе в Болгарии.
  8. 1880 — проживание в Харькове, Саратове и Туле, визит к графу Л.Н. Толстому в Ясной Поляне, частые потери настроения, нахождение писателя в постоянной тоске и поисках смысла жизни в творчестве, болезненный труд.
  9. 1881 — отсутствие жизненных сил, потеря рассудка.
  10. 1882 — выпуск сборника «Рассказы», ставшего поводом для жарких споров из-за пессимизма автора.
  11. 1883 — выход в свет нового рассказа «Красный цветок» о человеке с больной психикой, для которого все мировое зло сосредоточилось в садовом цветке.
  12. 1884 — знакомство с художником Ильей Ефимовичем Репиным, который написал портрет Всеволода Гаршина.
  13. 1885 — учащение у писателя меланхоличных состояний, бессонница, упадок сил, мрачность, которые сменяли его обычное состояние духа на несколько дней.
  14. 1886 — подготовка к написанию исторического романа о событиях, происходивших во время правления Петра Великого.
  15. 1887 — кратковременное улучшение здоровья писателя, пребывавшего в бодром состоянии духа.
  16. 1888 — смерть через 3 дня после попытки самоубийства в лестничном пролете.

Окончив в 1874 году учебное заведение, Всеволод Гаршин мечтал о поступлении в университет, но стал студентом Горного института. Дороги в университет были закрыты для тех, кого выпускали реальные гимназии. Весной 1877 года Гаршин стал добровольцем действующей армии, которая отправлялась на войну с Турцией за освобождение балканских славян. Рядовым в пехотный полк его зачислили в Кишиневе.

Гаршин в наибольшей степени предпочитал творчество Льва Толстого, но он считал его идею пассивной. Ему по душе было активное сопротивление всяческому злу, что отразилось во многих произведениях писателя.

Всеволод Михайлович Гаршин

Война и творчество

В 1877 году, когда началась русско-турецкая война, он бросил институт и отправился добровольцем в действующую армию. Военные впечатления были переработаны в рассказ «Четыре дня», написанный в том же году, когда Гаршин лежал в госпитале после ранения. Опубликованный в октябрьском номере «Отечественных записок» рассказ принёс автору известность.

Даже недолгое пребывание на войне (после ранения Гаршин получил годовой отпуск) не могло не повлиять на впечатлительного молодого человека. Военные рассказы Гаршина потрясали читателей предельной обнажённостью чувств. Поскольку повествование шло от первого лица, автора и героя всё чаще отождествляли, считали, что писатель описывает то, что происходило именно с ним. В рассказах он соединял, казалось бы, несовместимые вещи: так, в «Четырёх днях» рядом с героизмом и готовностью к самопожертвованию соседствует осознание мерзости и ненужности войны, в «Трусе» — чувство долга и желание уйти от исполнения.

Несколько лет Гаршин полностью посвятил литературе и искусству, но к началу 1880-х годов он всё больше погружался в мрачное-безысходное состояние. В его произведениях всё чаще появляются мысли о ненужности искусства («Художники»), о безысходности жизни («Attalea princeps»), на него оказывают колоссальное впечатление происходящие в стране события.

В 1880 году было совершено покушение на главу Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликова, исполнителя — молодого революционера Млодецкого — приговорили к смерти, и Гаршин, добившись аудиенции у Лорис-Меликова, просил о помиловании осужденного, говорил о том, что эта смерть повлечет за собой множество других смертей — и чиновников, и террористов. Однако к его словам не прислушались, и Млодецкий был казнен.

Болезнь Гаршина обострилась, но поначалу сложно было понять, где проходит грань между гуманистическими высокими порывами души и приступами безумия. Писатель говорил о всепрощении, о помиловании всех преступников, ездил в Ясную Поляну к Льву Толстому, с которым обсуждал, как осчастливить человечество. У него развился маниакально-депрессивный психоз, и родным пришлось поместить его в больницу для душевнобольных. После курса лечения он пробыл какое-то время у родственников по линии матери, излечился и в 1882 году вернулся в Петербург.

В 1882 году вышел сборник «Рассказы», вызвавший жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, а народники сделали его творчество примером мучений и терзаний современного интеллигента. Через год Всеволод Михайлович написал рассказ «Красный цветок», главный герой которого, пациент клиники для душевнобольных, вообразил, что три красных мака в саду больницы заключают в себе вселенское зло, и решил покончить с ними даже ценой собственной жизни. Психиатры называли этот рассказ классическим изображением душевной болезни, но знали ли они, что многие эпизоды «Красного цветка» носили автобиографический характер и что Гаршин потратил на его написание очень много сил…

Популярные темы сообщений

  • Охрана животных Деятельность людей влияет на численность животных. Осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоемов, торговля животными, охота на них — это причины увеличения или уменьшения численности. Один вид животных вымирает
  • Амурский тигр Уссурийский или амурский тигр — крупнейшая дикая кошка на Земле. Рост взрослого хищника равен 120 см. Он весит до трехсот килограммов и достигает трёх метров в длину. Его длинные крупные лапы позволяют ему достигать скорости до 80 км/ч,
  • Город Воронеж Воронеж – крупный областной административный центр Воронежской области. Еще его называют столицей Центрально-Черноземного региона России. Он носит почетное наименование города Воинской славы и является колыбелью российского

Творчество

Гаршин утвердил рассказ как особую форму повествования в русской литературе, характеризующуюся отсутствием личного отношения к событиям. Автор новеллы выступает как свидетель определенных событий и наивно повествует о них. По этой причине часто используется такой носитель информации, как дневник, мемуары, диалог, исповедь или письмо.

Гарсин обладал даром незаметного и внимательного наблюдения. Он наблюдал за каждой деталью, за каждым движением души. Не зря он любил то, что требует особой точности видения — живопись и естественные науки.

Чехов, большой поклонник и творческий преемник Гаршина, также блестяще использовал рассказ как уникальную форму честного и достоверного повествования. А своему учителю Гаршину Антон Павлович посвятил рассказ с характерным названием «Припадок».

В конце жизни Гаршин набросал план великого романа. Он хотел перейти от внутренних проблем человека к проблемам планеты. Но грандиозные творческие планы не были реализованы — суровая реальность внесла свои коррективы.

О жизни и творчестве

  • Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей. Вып. 1–3 / Ю. И. Айхенвальд. — 2-е изд., испр. и значит. доп.— Москва : Науч. слово, 1908–1913. —

    Вып. 1. — С. 316–330.

    .

  • Андреевский, С. А. Книга о смерти / С. А. Андреевский ; изд. подгот. И. И. Подольская ; отв. ред. H. A. Богомолов ; зав. редакцией Е. Ю. Жолудь ; ред. Е. Л. Никифорова ; худож. В. Ю. Яковлев. — Москва : Наука, 2005. — 670 с. — (Литературные памятники). — .
  • Беляев, Н. З. Гаршин / Н. З. Беляев. —  : Молодая гвардия, 1938. — 180 с., 1 вкл. л. портр. : ил. — (Жизнь замечательных людей; 1938, 13). — .
  • Бялый, Г. А. В. М. Гаршин и литературная борьба восьмидесятых годов / Г. А. Бялый ; Акад. наук СССР. Ин-т лит-ры (Пушкинский дом). — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1937 (Л. : Тип. им. Володарского). — Переплет, 209 с. — .
  • Венгеров, С. А. Гаршин, Всеволод Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1892. —

    Т. VIII. — С. 163–164.

    .

  • Вершины : книга о выдающихся произведениях русской литературы / сост. и общ. ред. В.И. Кулешова. — Москва : Детская литература, 1983. — 430 с. — (Школьная библиотека).
  • Глинка, А. С. Гаршин как религиозный тип / Волжский. — Москва : , 1906 (тип. А. П. Поплавскаго). — 56 с. — .
  • Давыдова, О. Гаршин, Всеволод Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — Москва : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. —

    Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 246–258.

    .

  • Красный цветок : лит. сб. в память Всеволода Михайловича Гаршина : воспоминания о Гаршине : стихи и рассказы. — Санкт-Петербург : тип. И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 196 с. — .
  • Михайловский, Н. К. Литературно-критические статьи / . — Москва : Гослитиздат, 1957. — 664 с., 1 л. портр. — (Русская критика). — .
  • Порудоминский, В. Гаршин / В. И. Порудоминский. — Москева : Молодая гвардия, 1962. — 304 с. : ил., 6 л. ил. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 5).
  • Порудоминский, В. И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина / В. И. Порудоминский. — 2-е изд. — Москва : Книга, 1987. — 285 с. — .
  • Протопопов, М. А. Литературно-критические характеристики / М. А. Протопопов. — Санкт-Петербург : ред. журн. «Рус. Богатство», 1896. — , 523 с. — .
  • Рыбникова, М. А. Гаршин как детский писатель // Рыбникова М. А. Избранные труды. — Москва : Академия пед. наук РСФСР, 1958. — С. 575–582. — .
  • Скабичевский, А. М. Русские писатели со времен Петра Великого и до наших дней : пособие для нар. и сред. шк. / А. М. Скабичевский. — Санкт-Петербург : В. И. Яковенко, 1908. — IV, 276 с. : портр. — .
  • Современники о В. М. Гаршине : воспоминания / вступ. статья, подгот. текста и примеч. Г. Ф. Самосюк. — Саратов : Изд-во СГУ, 1977. — 251 с. — .
  • Шулятиков, В. М. Избранные литературно-критические статьи / В. М. Шулятиков ; редакция и примеч. В. Гебель ; вступ. статья В. Совсуна ; обложка: Л. Воронов. — Москва ; Ленинград : Земля и фабрика, 1929 (М. : тип. Госиздата «Красный пролетарий»). — 239 с. — (Библиотека критики и искусствоведения).
  • Peter Henry. A Hamlet of his time: Vsevolod Garshin : the man, his works, and his milieu // Willem A. Meeuws. Oxford, 1983. 424 p. — .

Творчество

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня », сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: , «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и ; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков , где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

И затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — . Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира. В Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе . В сказке-аллегории о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: , где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора ; (пересказ легенды об Аггее), и другие.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова . Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников , писем , исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор , сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина , не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести , искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Популярные темы сообщений

  • Вернадский Владимир Если посмотреть биографию Вернадского, то отчетливо видно, что он относился к тем ученым, которые работали в разных областях. Образование он получил биологическое, однако главный вклад его в науку затрагивает изучение минералогии,
  • Дорожно-транспортное происшествие Тема дорожно — транспортного происшествия на сегодня очень актуальна, ведь достаточно часто приходится видеть на дорогах последствия разного рода аварий. Происходит подобное из-за недостаточного знания ПДД,
  • Обезьяны (описание, виды, где обитают, чем питаются) В зоологическом ряде обезьяны относятся к классу млекопитающих и отряду приматов. В настоящее время этот отряд делится на два подотряда — это полуобезьяны и человекоподобные высшие обезьяны. В свою очередь второй подотряд разделяют еще на две ветви:

Писатель-передвижник

Ещё во время учёбы в Горном институте Гаршин сблизился с кружком молодых художников и стал завсегдатаем их собраний. На встречах, кроме прочего, обсуждались его рассказы, их критиковали и хвалили, ими восхищались и тем мотивировали автора на дальнейшее творчество. Отношения между членами кружка были предельно тёплыми, а суждения искренними.

Возникшее во второй трети XIX века Товарищество передвижных выставок не исчерпывалось просто живописью, а имело принципиальную зависимость от литературы. Некоторые, например Бенуа, считали такое положение ущербным, порочащим чистую и свободную живопись. Другие же, во главе со Стасовым, напротив видели в такой зависимости колоссальный прорыв – одухотворение красок с помощью слова.

Перов, Репин, Саврасов и Васнецов вкушали тот же воздух творчества, что Некрасов, Достоевский, Успенский и Писарев. Сюжеты из рассказов и романов перетекали на полотна и наоборот, яркое живописное высказывание проявлялось на страницах мастеров пера. Художники и литераторы заражали друг друга образами и гражданской позицией.

Гаршин был близок передвижникам по творческому почерку, впечатлительному и склонному к глубоким раздумьям. На его рассказы, несомненно, повлияли работы Верещагина, Ярошенко и Репина. Но и влияние Гаршина на вышеперечисленных было бесспорным.

Гаршин отрицал «искусство ради искусства» и считал, что художник или писатель имеет право на существование только как учитель, ищущий и стремящийся к правде и истине, исповедующий идеалы красоты и пробуждающий эти чувства в зрителях.

Художники-передвижники видели в Гаршине передвижника-писателя, полностью совпадающего с ними по духу и устремлениям. Всеволод Михайлович формулировал главную идею передвижных выставок – идею бесконечного служения искусству и народу.

Для передвижников он был идеальным зрителем и критиком. Но критиком не художественным, а идейным. Он говорил, что «техника» его совсем не интересует и отстранялся от разговоров о «колорах» и перспективах. Гаршин оценивал только воздействие работы на сознание и был предельно далёк от любого формализма. Ему претило искусство, не ставящее общественных задач. Да и зритель в конце 70-х годов XIX века думал также и ждал от живописи не формы, а инструмента для усиления общественного блага. Как это было в стихах Николая Некрасова, в прозе Фёдора Достоевского и Глеба Успенского.

Свои размышления о предназначении искусства Гаршин представил в знаменитом рассказе 1879 года «Художники».

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему учителю П. Завадскому. С особым уважением он относился к работам издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршина часто не понимали. Его унылые сочинения приводились в качестве примера «тяжелой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил только после войны. Через десять лет после войны его портрет был напечатан на почтовых марках. Через некоторое время его рассказы были включены в школьную программу. В настоящее время их преподают в четвертом классе средней школы.

Автор всегда поддерживал живопись, особенно странствующую. Именно он был моделью для нескольких картин Репина, включая знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось точно передать не только черты лица Гаршина, но и его эмоции. Особенно выделялись грустные, но нежные глаза.

В 1883 году писатель женился на Н. М. Золотиловой, которая изучала медицину. Годы, проведенные с любимой женой, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно в это время были написаны его лучшие рассказы.

Наиболее известными произведениями Гаршина стали рассказы «Денцик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Дети любили его сказки, такие как «То, чего не было» и «Лягушонок-путешественник». На основе последнего произведения даже был создан анимационный фильм. Книга «Сигнал» легла в основу первого детского фильма, снятого в СССР.

Дружба с Репиным, «Красный цветок» и детские сказки

В 1882 году Гаршин познакомился с Ильей Репиным. Художник и писатель много гуляли по Петербургу и обсуждали жизненные проблемы и «социальное зло», с которым Гаршин боролся всю жизнь. Репин сразу заметил странную внешность и взгляд писателя: «Меня поразила убежденность на лице Гаршина: у него было лицо человека, который обречен». Художник написал портрет Гарсина (1884) и пригласил его в качестве модели для изображения Царевича в работе «Иван Грозный и сын Ивана» (также известной как «Иван Грозный убивает своего сына»), а затем и народного сопротивления в работе «Я не жду».

В том же 1882 году была опубликована первая книга рассказов Гарсина. Мать Екатерины отправила письмо другому кумиру сына, Ивану Тургеневу, в Париж с просьбой написать предисловие к сборнику. Автор охотно согласился, считая Гаршина перспективным писателем. Прологом дело не ограничилось: Тургенев ждал приезда в Россию и пригласил Гаршина в «Спаское Лутовиново». Через некоторое время Иван Тургенев тяжело заболел, поэтому поездка была отменена. Гаршин все равно посетил усадьбу и провел там три месяца. Здесь родилась «Из воспоминаний рядового Иванова», продолжение военного цикла.

Дела Гаршина стали улучшаться. Сначала он работал клерком на складе бумаги, затем стал секретарем постоянного съезда делегатов железной дороги. Теперь ему больше не нужно было думать о том, сколько денег принесет ему та или иная публикация. Он сделал предложение руки и сердца Надежде Золотиловой, которое она приняла. Но болезнь не исчезла, а циклически возвращалась каждую осень и зиму.

В июне 1883 года Гаршин познакомился с поэтом Семеном Надсоном, который в то время был смертельно болен туберкулезом. Надсон написал: «Я буквально влюбился в него. Этот человек переживет самого себя. У него есть безошибочная печать. Они оставались друзьями до самой смерти поэта в 1887 году.

Осенью Гарсин написал один из лучших своих рассказов «Красный цветок» и посвятил его покойному Тургеневу. Главный герой рассказа, сумасшедший, помещенный на лечение в психиатрическую лечебницу, во время одной из своих прогулок замечает в саду три красных мака, в которых, по его мнению, сосредоточено все зло в мире. Он берется за «невыполнимую задачу» — собрать все цветы. Искушение ассоциировать героя рассказа с Гарсином было сильным. Не случайно сборник, посвященный памяти автора, опубликованный на следующий год после его смерти, был назван «Красный цветок».

В 1885 году появилось величайшее произведение Гарсина — роман «Надежда Николаевна», над которым он работал несколько месяцев, но который затмили «Красный цветок» и его ранние рассказы. Ближе к концу жизни Гарсин начал писать для детей. Были опубликованы книги «Сказка о лягушке и розе» и «Сказка о гордом Хаггае». Последним произведением, опубликованным при его жизни, была «Лягушка-путешественница» — сказка, которую знает, наверное, каждый ребенок.

Последние дни

В начале 80-х гг. обострилось психическое заболевание писателя, и он был вынужден около двух лет провести в психиатрической лечебнице. В 1883 году он женился на слушательнице женских медицинских курсов Н. М. Золотиловой, и в течение нескольких лет был очень счастлив. Однако за этим всплеском последовала тяжелая затяжная депрессия, ставшая причиной смерти писателя. Весной 1888 года общественность потрясло сообщение о Гаршине, покончившем жизнь самоубийством.

Известный представитель русской прозы Всеволод Михайлович Гаршин был рожден 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии (в наше время это Донецкая область, Украина). Его отец был офицером.

В возрасте пяти лет Гаршин стал свидетелем семейной драмы, которая в итоге сказалась на его здоровье и значительно повлияла на мироощущение и становление характера. Его мать была влюблена в воспитателя старших детей Завадского П.В., который к тому же был организатором секретного политического общества. Вскоре из-за любви к нему она бросила детей и мужа. Отец Гаршина отреагировал на это, пожаловавшись в полицию. В скором времени Завадский был арестован и сослан в Петрозаводск. Несмотря на это, мать перебралась в Петербург, для того чтобы чаще видеться с любимым. А маленький Всеволод, в свою очередь, превратился в предмет родительских раздоров.

До 1864 года Гаршин проживал с отцом, через какое-то время мать увезла его в Петербург и отдала учиться в гимназию. После ее окончания в 1874 году будущий прозаик поступает в Горный институт. Здесь он осознает, что литература увлекает его больше, чем наука, и вскоре начинает писать очерки и статьи по искусствоведению.

В день, когда в 1877 году Россия начала войну с Турцией, Гаршин добровольно записывается в ряды действующей армии. Во время одного из своих первых сражений он был ранен в ногу. И хотя рана была не серьезной, в дальнейших боях Гаршин участия не принимал.

После окончания войны, будучи в статусе офицера в отставке, он некоторое время был вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета, а вскоре всецело отдал себя литературной деятельности.

Совсем скоро писатель стал известным, а его рассказы о войне «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» пользовались наибольшей популярностью.

С наступлением 80-х годов у Гаршина все чаще начал проявляться психический недуг, который мучил его еще с юношеских времен. Скорее всего, это обострение было связано с казнью Млодецкого — революционера, которого Гаршин всячески пытался оправдать перед властями. В харьковской психиатрической лечебнице прошли следующие два года его жизни.

В 1883 году прозаик принял решение жениться на Н. М. Золотиловой, которая была слушательницей женских курсов по медицине. Именно в это, счастливое для Гаршина время, выходит в свет один из его лучших рассказов «Красный цветок».

Через 4 года издается последнее произведение Всеволода Михайловича — сказка для детей «Лягушка-путешественница». Совсем скоро писателя охватывает один из привычных для него депрессивных приступов и уже 24 марта 1888 года во время очередного припадка он кончает жизнь самоубийством, бросаясь в лестничный пролет. Похоронили Гаршина в Петербурге.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гаршина Всеволода Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) — российский прозаик и поэт, художественный критик. Писатель имеет украинское происхождение. Он появился на свет 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области. О работах литератора тепло отзывались его коллега, в их числе Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Они говорили, что Всеволод мог бы жить и творить ещё долго, если бы удалось оградить его от мировой несправедливости и боли, уменьшить чувствительность.

Писатель Всеволод Гаршин. Жизнь и творчество

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.) относится к одним из известных представителей русской классической литературы.

Гаршин является уроженцем Екатеринбургской губернии и появляется на свет в семействе, имеющем старинное дворянское происхождение из обрусевших татар. Отцом будущего литератора становится офицер русской армии, а матерью – образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками, увлекающаяся искусством в виде литературы, музыки, живописи. Именно материнское воспитание оказывает большое влияние на формирование мировоззрения Гаршина. Впоследствии мать Всеволода Михайловича бросает семью и следует в ссылку за любимым мужчиной, Завадским П.В., являющимся революционером, одно время являющимся воспитателем Гаршина.

Начальное образование Гаршин получает в гимназии Санкт-Петербурга, а затем становится студентом Горного института, однако не успевает его закончить, отправившись добровольцем на фронт в связи с начавшейся войной с Османской империей. В период войны Гаршин получает звание прапорщика, однако полученное ранение приводит к скорой отставке из действующей армии.

После увольнения из армии Гаршин приступает к литературному творчеству и первым его дебютом становится рассказ «Четыре дня», с момента опубликования получивший популярность, темой которого является авторское неприятие войны и человеческих жертв.

Впоследствии творческая биография писателя пополняется рядом рассказов, в которых Гаршин рассуждает о бессмысленности людской смерти по причине социального зла и несправедливости («Трус», «Денщик и офицер» и другие). Еще одной тематикой, рассматриваемой писателем, становится отношение общества к падшим женщинам, а также борьбе со злом, творящемся в мире, которые воплощаются в таких произведениях Гаршина, как «Надежда Николаевна» и «Красный цветок».

Кроме многочисленных рассказов, Гаршин создает несколько произведений в виде сказочных историй, предназначенных для детской читательской аудитории, самым знаменитым из которых является «Лягушка-путешественница».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: