Краткая биография мусоргского самое главное для детей творчество

Музыка — неотъемлемая часть жизни

В кратком содержании биографии Мусоргского игре на фортепиано отведено особенное место. Его творчество началось с переложения известных симфонических произведений, в ходе чего приобретался бесценный навык аранжировки, а также создания музыкальных партий. Со временем Модест начал понимать, что малые формы стесняют широту его души и не соответствуют размаху фантазии. Создав пару оркестровых скерцо, фортепианную сонату, пьесу «Марш Шамиля», он начал готовиться к написанию целой оперы.

Понадобилось более 3 лет для сочинения оперы по трагедии Софокла под названием «Царь Эдип». Следующим произведением стало флоберовское «Саламбо». Далее композитор трудился над усовершенствованием гоголевских «Ночей накануне Ивана Купала». Но начиная работу над любым из перечисленных творений, Модест быстро утрачивал интерес, в результате ни один из проектов не был окончен.

В 1860-х годах Мусоргский провел ряд экспериментов с несколькими музыкальными жанрами, итогом чего стало создание нескольких песен, положенных на слова известных поэтов. Среди самых удачных из них в хронологической таблице отмечены:

  • «Калистрат»;
  • «Царь Саул»;
  • «Песнь старца».

Благодаря именно этим произведениям возникла новая народная традиция в творениях композитора. В них отчетливо просматривалась социальная тематика, воплощенная в музыкальном драматизме. На этом творец не остановился, свет увидел целую серию романсов, которые получили небывалую популярность и вызвали неоднозначные отзывы у слушателей:

  • «Семинарист»;
  • «Песнь Яремы»;
  • «Светик-Савишна».

В 1867 году была завершена работа над хоровой симфонией «Иванова Ночь на Лысой горе».

Небывалый успех

В стремлении приблизиться через создаваемые произведения к происходящей действительности музыканты прибегали к помощи нетрадиционных форм. Результат не заставил себя долго ждать, и вскоре композитор Мусоргский представил свою шуточную композицию «Женитьба», которую в общении с друзьями он часто называл разговорной оперой. Она стала своеобразным тренировочным вариантом перед созданием шедеврального произведения «Борис Годунов».

Из достоверной информации известно, что пушкинский сюжет подвергся активной обработке в 1868 году. Уже по истечении года Модест подготовил основную партитуру, также был создан клавир. Отмечен тот факт, что композитор мысли относительно будущих своих творений вынашивал подолгу. При создании же новой музыки он никогда не пользовался черновиками и вспомогательными записями.

Преследуя историко-поэтический замысел, творец выбрал для себя 2 основных темы, касающиеся судьбы всего народа и человека как его отдельной части. Сольные номера были сведены к минимуму, чаще стали ставиться хоровые масштабные сцены. Вероятно, именно по этой причине первая попытка демонстрации «Бориса Годунова» в 1870 году наткнулась на жесткую критику дирекции в Мариинском театре, где не состоялся показ оперы.

Композитор не опустил руки и с помощью и поддержкой ближайших друзей за короткое время смог переработать подготовленное произведение. Была кардинально изменена сюжетная линия, появились новые яркие персонажи. Положительным моментом стал финал всей картины, представленный народной массовой сценой. В итоге представленный обновленный «Борис Годунов» стал величайшим творением в оперном искусстве, принесшим небывалую славу своему создателю. Он отличился натуралистичными колоритными образами, интересными фольклорными мотивами.

Смерть композитора

Еще в начале 1870-х годов Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие. Бурный период беспечной молодости был наполнен вечеринками и празднествами. Это привело к малоприятным последствиям, когда в возрасте 40 лет композитор начал страдать от приступов безумия, вызванных чрезмерным употреблением спиртных напитков.

В страхе за здоровье Модесту пришлось обратиться за помощью к доктору Джорджу Каррику, который на тот момент был действующим президентом в столичном обществе врачей. Специалист приложил все усилия в борьбе с пагубной привычкой музыканта. Выздоровление практически наступило, однако кризис настиг Мусоргского, когда он был уволен со службы. Став практически нищим, он перенес несколько приступов белой горячки, которые закончились больничной койкой.

Лечение деятеля было оплачено неравнодушными друзьями, однако оно только на непродолжительное время отложило неизбежное. Очередной припадок безумия случился 16 марта, в 1881 году. Алкогольный психоз привел великого композитора России к смерти.

Мусоргский был погребен друзьями и соратниками на территории, прилегающей к Александро-Невскому монастырю, где и по настоящее время находится его могила. Только в 1972 году начал функционировать музей, повествующий о страницах жизни создателя «Бориса Годунова». Он расположен в фамильной усадьбе его матери, там же установлен памятник.

Литература

  • Мусоргский М. П.
    Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков при участии В. Д. Комаровой-Стасовой. Москва-Ленинград, 1932 (все письма, известные к этой дате, с подробными комментариями, хронограф жизни Мусоргского, адресованные ему письма)
  • Рерих Н. К. Мусоргский // Художники жизни. — Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. — 88 с.
  • Стасов В. В.
    статья в «Вестнике Европы» (май и июнь г.).
  • Стасов В. В.
    «Перов и М.» («Русская Старина», 1883, т. XXXVIII, стр. 433-458);
  • Стасов В. В.
    Памяти Мусоргского // Исторический вестник, 1886. — Т. 23. — № 3. — С. 644-656. ; его же, «Памяти М.» (СПб., 1885);
  • В. Баскин , «М. П. М. Биографич. очерк» («Русс. Мысль», 1884, кн. 9 и 10; отдельно, М., 1887);
  • Кругликов С.
    Мусоргский и его «Борис Годунов» // Артист, 1890, № 5.
  • Трифонов П.
    Модест Петрович Мусоргский // Вестник Европы, 1893, декабрь.
  • Туманина Н.
    М. П. Мусоргский. М. — Л., 1939.
  • Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954;
  • М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти 1881-1931. Статьи и материалы. Под редакцией Ю. Келдыша и В. Яковлева. Москва: Госмузиздат, 1932 (содержит ценные статьи и список сочинений, подготовленные П. А. Ламмом, воспоминания современников, письма, подробные указатели, первую публикацию сатирической картины К. Е. Маковского «Могучая кучка» и др.)
  • Орлова А.
    Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 702 с. (формат книги увеличенный; содержит подробный хронограф)
  • Ширинян Р. К.
    Оперная драматургия Мусоргского. — М., 1981.
  • Мусоргский М. П.
    Письма. Москва, 1984.
  • Наследие М. П. Мусоргского. Сборник материалов (к выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в 32 томах). Москва: Музыка, 1989 (содержит подробнейшую библиографию и полный перечень автографов Мусоргского).
  • Холопов Ю. Н.
    Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 1989.
  • М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 1989.
  • Берченко Р. Э.
    Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003.
  • Васильева А.
    Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. . Псков: Псковская областная типография, 2008.
  • Федякин С. Р.
    Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009.

Другие факты

  • Модест в переводе с латинского языка – скромный.
  • В семье Модеста мужчины занимались преимущественно военным делом.
  • В 13 лет Мусоргский написал свое первое произведение, которое посвятил своим друзьям из юнкерской школы.
  • Некоторое время музыкант жил в «коммуне», т.е снимал общую квартиру с парнями и жил в складчину. У Модеста было 5 соседей у каждого своя комната, куда ограничен доступ посторонним и общий зал для вечерних посиделок.
  • Модест Петрович никогда не писал черновик, он долго размышлял, а затем оформлял произведение целиком.
  • также композитор работал чиновником лесного департамента.
  • Мусоргский не был женат и не имел детей, говорят, что он был тайно влюблен в Надежду Петровну Опочинскую, которая на 18 лет была старше его.
  • Модест был крестным у своего племянника Георгия.
  • Единственный прижизненный портрет был написан Ильей Репиным, когда композитор находился в больнице.
  • Умер композитор в больничной палате военного госпиталя от белой горячки.

Модест Петрович — талантливый композитор и интересная личность, но, к сожалению, слишком рано ушедший из жизни. Несмотря на это, он оставил после себя достойное наследие, которое ценится во всем мире.

Краткая биография Мусоргского

Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор.

Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).

В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».

В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.

В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым.

В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г.

В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти.

Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Биография Мусоргского кратко для детей

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.

С 1857 г. был членом «Могучей кучки» — музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.

С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.

С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после — в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.

Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.

Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.

Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.

Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.

2, 3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Ницше Фридрих

    Великий мыслитель родился в 1844 году в Германии. Отец был священником, и так случилось, что вскоре умер. Потому он и его сестра воспитывались матерью. Ницше живо интересовался музыкой, античной литературой, философскими размышлениями известных

  • Кромвель Оливер

    Дата рождения Оливера Кромвеля 25 апреля, графство Хантингдон. Его семья была бедной и владела землёй. Во время Генриха 7, разбогатела путём конфискации земли у церквей и монастырей. Первоначальное образование было получено в Хантингдоне,

  • Горбачев Михаил Сергеевич

    Писать о таком великом человеке очень интересно, так как Михаил Сергеевич является один из тех руководителей государства, который взбудоражил народ и сделал многое для страны. Детские и юношеские годы прошли в Ставропольском крае.

  • Рахманинов

    Родился Великий композитор 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. В семье дворянского происхождения почитали музыку, поэтому мальчик с юных лет слушал романсы, автором которых был его дедушка и учился игре на фортепиано. В двенадцать лет

  • Ленин Владимир Ильич

    Жизнь Владимира Ильича Ульянова началась 22 апреля 1870 года в губернском городке Симбирске. Отец — Илья Ульянов, работал инспектором в системе образования, мать — Мария Ульянова, старший брат — Александр.
    С девяти до семнадцати лет

  • Федоров Иван

    Иван Фёдоров известен всему миру тем, что в 1563 году он изобрёл первый книгопечатный станок на Руси. Где родился Иван Федоров точно не известно, но принято считать годом его рождения временной промежуток между 1510 и 1530 гг., а местом рождения

Родословная

Свой отсчет род Мусоргских, записанный в Бархатную книгу, берет из глубины русской истории — от князя Смоленского, Рюриковича. Его потомок Роман Мусорга, живший в XV веке, дал начало роду, представители которого исправно служили государям. Один из них, Иван Николаевич, за усердную службу и доблесть в борьбе с поляками, был пожалован большим поместьем под Псковом.

Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг. пожалован вотчиной в Луцком уезде, рядом с родовым поместьем. В итоге его площадь составила 10 тысяч десятин. Все члены рода по мужской линии были военными. Исключение составил только отец Модеста Мусоргского. Это произошло не из-за того, что он не хотел продолжить династию.

В биографии Мусоргского Петра Алексеевича можно отметить одну пикантную деталь – он был незаконнорожденным. Его мать Ирина Егоровна — крепостная, служившая в поместье ключницей, была первой запевалой и хороводницей. Барин Алексей Григорьевич не мог ее не заметить. У них родилось трое детей: две дочки и сын Петр. До тех пор, пока была жива его жена, отец не мог усыновить их. Это стало возможным только после ее смерти. Но время было упущено, военная карьера для Петра была закрыта. Он становится наследником имения, так как сыновей от первого брака у Алексея Григорьевича не было. Вся надежда легла на сыновей Петра, которые должны были продолжить семейную династию.

Личные отношения

Основная часть взрослых лет композитора прошла в Санкт-Петербурге, где он постоянно пребывал в кругах творческого и культурного общества. Близкие друзья и товарищи по музыке стали для него второй семьей. Он с ними делился своими победами и успехами, поражениями и творческими неудачами, представлял на рассмотрение работы, которые не успел дописать.

Имея внушительный список произведений, Мусоргский не был счастливым человеком. Если кратко пройтись по автобиографии, то станет ясно, что у него не состоялись личные отношения, женитьба, не было и детей. Единственная женщина, с которой у композитора сложились нежные и доверительные чувства, стала Шестакова Людмила Ивановна, сестра Михаила Глинки. Но она дарила Модесту скорее материнскую, а не сердечную привязанность. В архиве музыканта сохранились письма, свидетельствующие об их теплых отношениях.

Национальные черты творчества М. Мусоргского

В музыкальном творчестве М.П. Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. М.П. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление М.П. Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Самые масштабные творческие достижения М.П. Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами.

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы М.П. Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века.

По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, при отсутствии ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада.

М.П. Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено для фортепиано в году), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII века.

Выдающееся произведение М.П. Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В.А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.

Биография Мусоргского: последние годы жизни

В 1870-х годах наметился развал знаменитой «Могучей кучки». Разница во взглядах на музыку и ее развитие привела к тому, что общество почти распалось и трансформировалось. Модест Петрович болезненно переживал это событие, считал прочих членов музыкальными конформистами, малодушными и безнадежными, изменившими великой русской идее. Мусоргский считал, что другие композиторы недальновидны, что они не создают ничего ценного, ничего нового, а лишь переписывают то, что уже давно создано и озвучено.

В биографии Модеста Петровича Мусоргского наступила темная полоса. Его творчество неизменно встречало непонимание критиков, зрителей и официальных лиц. Сочинения композитора всюду встречали отказ. Однако самым болезненным для автора оказалось неприятие его смелых идей близкими друзьями — членами «Могучей кучки» Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым. Упрямый автор не мог поверить в то, что он везде неправ. Ему было больно оказаться по разные стороны баррикады с друзьями.

Переживания, постоянные отказы и отверженность привели к нервному срыву и алкоголизму, но композитор продолжал творить даже в таком состоянии. Он никогда не делал заметок, не писал черновиков, все идеи тщательно обдумывал, а затем записывал уже полностью готовое произведение. Такой метод работы в совокупности с нестабильным психическим состоянием и постоянным пьянством привели к замедленному темпу работы.

В краткой биографии Мусоргского следует упомянуть, что тот уволился из «лесного ведомства» и лишился стабильного дохода. После этого композитор жил на случайные разовые заработки и помощь более состоятельных друзей. Его подруга, певица Леонова Д. М., взяла Модеста Петровича с собой на гастроли по южным регионам. Мусоргский выступал в качестве аккомпаниатора, а также исполнял собственные произведения. Его смелая, гармоничная импровизация пришлась по вкусу слушателям, и концерты пользовались неизменным успехом. Композитор понял, что его новаторский взгляд на музыку, наконец-то, получил признание.

Занятия с Балакиревым

Здесь он познакомился со студентом военно-инженерной академии Цезарем Кюи, страстно увлеченным музыкой. Они играли в четыре руки Шумана, Бетховена, Шуберта, показывали свои музыкальные зарисовки. Серьезно писать музыку стало возможным после знакомства с Милем Балакиревым, профессиональным музыкантом, в будущем известным композитором, который сыграл основополагающую роль в биографии Мусоргского.

Краткая встреча сблизила их. Они были ровесниками. Модест попросил Балакирева о том, чтобы заниматься с ним композицией. Тот согласился. С этого времени Мусоргский постигал науку сочинения музыки, о которой мечтал. Балакирев объяснял Модесту фактуру и форму музыки, значение оркестровки, давал задания сочинять небольшие произведения: скерцо, сонаты, перелагать для фортепиано симфонии, отрывки из опер.

Модест Петрович Мусоргский. Новации в русской классической музыке XIX века

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Псковской губернии в селе Карево. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство мальчика прошло в родовом поместье в атмосфере крестьянского быта. По словам самого Мусоргского, время, проведенное среди простых русских людей, стало для него движущей силой будущих музыкальных импровизаций.

Как было принято среди дворян того времени, Модест вместе со своим братом Филаретом начальное образование получили дома. Музыкальный талант Мусоргского открылся в раннем детстве. И отец, и мать всячески поощряли занятия музыкой, но о будущем Модеста как музыканта никто не помышлял.

В 1849 году, по семейной традиции, десятилетнего мальчика отвезли в Петербург на учебу в Петропавловскую школу, а затем в Гвардейское училище подпрапорщиков.

Во время учебы Мусоргский был позитивно оценен императором. Вкупе с высоким дворянским происхождением перед юношей открывались блестящие перспективы военной карьеры.

И действительно, по окончании учебы в 1856 году Модест Петрович Мусоргский прибыл на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Но знакомство с Кюи, Балакиревым, Даргомыжским, Тургеневым, Писемским и другими талантливыми людьми поменяли мировоззрение юноши. В 1858 году молодой офицер уходит в отставку, чтобы всецело отдаться музыкальному искусству.

Страстное увлечение музыкой

Творчество Мусоргского развивается бурно. Он изучает теорию музыкального искусства, много читает, размышляет. Под руководством Балакирева композитор анализирует гармонию, читает партитуры для оркестра, играет произведения Бетховена, Шумана, Листа, Берлиоза.

В короткий промежуток времени Мусоргский добивается виртуозного исполнения на фортепиано. Имея хорошо поставленный баритон, с большим удовольствием выступает на музыкальных вечерах. В 1852 году публике была представлена первая фортепианная пьеса композитора – полька «Подпрапорщик».

Бурная творческая деятельность Модеста Петровича была сопряжена с нервными срывами и кризисами. Новые произведения открывали горизонты, в то же время многие из них оставались незавершенными. Это и оперы «Эдип» (по трагедии Софокла), «Саламбо» (по роману Гюстава Флобера), «Женитьба» (по сюжету пьесы Николая гоголя) и ряд других сочинений.

Наиболее известными произведениями Мусоргского считаются:

  • опера «Борис Годунов» на сюжет одноименной драмы А.С. Пушкина (1868-1872);
  • опера «Хованщина», посвященная жизни простого русского народа (1873-1880, не окончена);
  • комическая опера «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Н.В. Гоголя (1874-1880, не окончена);
  • цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874);
  • сборники сочинений для голоса с фортепиано, в том числе «Юные годы», «Детская» (1870), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877):
  • более ста песен и романсов, в основном, по мотивам русского быта и фольклора.

Последние годы жизни Мусоргского

Мусоргский тяжело переживал кризис сообщества «Могучая кучка» и неоднозначное отношение к своему творчеству в академической среде. Это привело композитора в полное уныние, вследствие чего он стал злоупотреблять спиртным.

На помощь Модесту Петровичу всегда приходили друзья – композиторы. Светлым лучиком на закате жизни композитора стали гастроли по югу России, устроенные подругой Мусоргского – оперной певицей Дарьей Михайловной Леоновой. Этот вояж принес композитору моральную и финансовую поддержку.

После очередного серьезного приступа в феврале 1881 года Мусоргский был помещен в один из петербургских госпиталей. Лечение не принесло результатов, и в марте великий композитор скончался. Одним из последних, кто посетил его в госпитале, был русский художник Илья Репин, написавший единственный прижизненный портрет Модеста Петровича Мусоргского.

Мусоргский. Картинки с выставки. Святослав Рихтер (1956)

https://youtube.com/watch?v=ntDVLLOE2Ik

Musorgsky Boris Godunov Coronation Scene

Краткая биография Мусоргского самое главное для детей творчество

Навигация по записям

←О свёкле детям

Пословицы на букву З→

Творчество Римского-Корсакова

За внешне суровым видом Николая Андреевича скрывался редкостной доброты человек, который был готов всегда прийти на помощь, подхватить дело, направить на путь истинный.

Ему не было еще и двух лет, а он уже хорошо усваивал все мелодии, которые напевала ему мать. А начиная с трех лет, составил с отцом дуэт — старший Римский-Корсаков играл на фортепиано, а младший великолепно отбивал такт на игрушечном барабане. В шесть лет он начал играть на фортепиано. Попытку написать первую увертюру (музыкальное произведение сложной формы) Николай предпринял в девять лет.

Учитель мальчика по музыке рассказал своему ученику о выдающемся композиторе Глинке, познакомил с сочинениями Шумана, Бетховена, Баха. По мере взросления у юноши открылся недюжинный талант композитора. Он создает работы, ставшими новаторскими на музыкальном поприще. Главным образом это оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о граде Китяже и деве Февронии», «Золотой петушок», опера-балет «Млада».

Творческая деятельность Римского-Корсакова – это во многом пример для подражания. Выдающийся специалист, он не гнушался выполнением доработок, помогая обрести законченный вид произведениям Мусоргского, Бородина, Даргомыжского, готовил к изданию партитуры Глинки. С 1871 года и до конца жизни он был профессором Петроградской консерватории. У него было свыше двухсот учеников.

Римский-Корсаков сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры разных народностей, помогал композиторам других стран.

Творчество Римского-Корсакова пронизано идеями свободолюбия, демократии. В нем нашли широкое отражение народные мотивы, эпос, предания, легенды, мотивы Востока.

Римский-Корсаков сказал новое слово в программной симфонической музыке.К основным симфоническим произведениям автора относятся: «Увертюра на русские темы», «Испанское каприччио», сюита «Шехеразада» и три симфонии.

Вокальная лирика великого музыканта, представленная циклом «У моря», «Редеет облаков летучая гряда», «Нимфа», «Пророк», «Анчар», 79 романсами, а также сборниками народных песен, полна поэтического обаяния.

Творчество Римского-Корсакова – это принципиально новый этап в русской музыке, оно принадлежит мировой культуре.

Автор текста: Ирис Ревю

Краткая биография Мусоргского самое главное для детей творчество

Родился Модест Петрович Мусорский в семье дворян 21 марта 1939 года в селе Кареве псковской губернии. Мать с детства обучала его музыке. Первое свое образование юноша получил в одиннадцать лет, закончив Петропавловскую школу. Через год закончил обучение в пансионе Комарова. Спустя еще четыре года в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Одновременно со службой в лейб-гвардии юноша знакомится с А.А.Герке и учится у него виртуозной игры на фортепианно. Тогда же Модест знакомится с Даргомыжским и Балакиревым. Позже юноша становится участником группы «Могучая кучка», которая отложил свой отпечаток на творчество юного композитора..

С 1858 года оставив службу в чине прапорщика, юный композитор посвящает всего себя музыке. Спустя девять лет написана симфония «Ночь на лысой горе». Через год выходят романсы на стихи русских поэтов. Спустя еще шесть лет в Петербурге состоялась премьера оперы «Борис Годунов». Композитор ликовал, это был успех.

Годом ранее была начата работа над оперой «Хованщина». Работа над этим произведением продолжалась долгих семь лет. К сожалению, при жизни автора мир не увидел это произведение. Только спустя годы Римский-Корсаков доработал и инструментировал оперу.

В 1974 году композитором пишет десять произведений к рисункам Гартмана. Это знаменитые пьесы для фортепианно “Картинки с выставки». Чуть позже начинает трудиться над вокальным циклом «Песни и пляски смерти». Работа над циклом продолжается долгих три года.

Через два года Мусорский начинает работу над оперой «Сорочинская ярмарка». В ней присущи комедийные гоголевские мотивы. Однако это произведение не было закончено. Только после смерти автора опера было дописана Кюи.

Бедность вынуждает Мусорского вернуться на службу, которая не доставляла ему удовольствие, но позволяла, как то существовать. В это время Модест Петрович перестает писать.

Умер великий композитор 28 марта 1881 года нищим и забытым.

http://obrazovaka.ru/alpha/m/musorgskij-modest-petrovich-mussorgsky-modest-petrovichhttp://citaty.su/kratkaya-biografiya-musorgskogohttp://poisk-ru.ru/s9040t13.html

голоса

Рейтинг статьи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: