Введение
Основоположник русского реалистического театра Михаил
Семенович Щепкин (1788 — 1863) родился крепостным. Как художник, Щепкин
завершил все те лучшие традиции, которые были до него в русском сценическом
искусстве, и поднял театр на новую, более высокую ступень, открыв безграничные
перспективы для его развития. Искусство Щепкина явилось выражением страстного
протеста против крепостного права. Вся его жизнь была как бы обвинительным
актом против ужасающей социальной несправедливости, которая губила в России все
талантливое, все передовое. Щепкин стремился к защите интересов народа, выражал
его чаяния, и это сближало артиста с передовыми общественными деятелями. Сонмы
загубленных талантов словно выдвинули его как своего представителя на суд
истории, и он блистательно справился со своей задачей. Щепкин был
общественно-политическим борцом дворянского этапа русского освободительного
движения.
О Щепкине написано много книг и статей, но самое ценное это
то, что он сказал о себе сам» “Записки актера Щепкина». Они
рассказывают о учении будущего актера, о системе воспитания, о пренебрежении к
актерам со стороны “общества» — помещиков и чиновников.
Личная жизнь и интересные факты
Жена Михаила окончила государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Яркая танцовщица является полуфиналистом чемпионата мира по европейским танцам. Татьяна – профессиональная танцовщица по бальной хореографии. В январе 2020 года супруги побывали во Вьетнаме (в Фукуоке и Ханое), в феврале их путешествие продолжилось в Арабских Эмиратах, а точнее, в сказочном Дубае. Михаил с супругой очень часто путешествуют по миру. Танцовщик любит кататься на горных лыжах, поэтому периодически вместе с Татьяной проводит время в Сочи на знаменитом горном курорте «Роза Хутор». Михаил ведёт очень активный образ жизни. Танцовщик имеет массу пожеланий и целей в жизни, которые он всегда исполняет.
Дедушка Михаила, Щепкин Михаил Григорьевич (1915-1964 – годы жизни), является героем Великой Отечественной войны и имеет немало наград. Танцовщика назвали в честь его дедушки.
Михаил пользуется такими социальными сетями, как Вконтакте и Инстаграм, где на него подписано более четырёх тысяч человек.
*Facebook и instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ
Литература
- Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979
- Бать Л. Г. Великое призвание. Повесть о русском актере М. С. Щепкине, М., 1963
- Быков П. В.,. Щепкин, Михаил Семенович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества / Вступительная статья В. Шкловского; Примечания А. П. Клинчина и Т. М. Ельницковй; АН СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР, Институт театра, музыки и кинематографии Министерства культуры РСФСР. — М.: Наука, 1966. — 871 с.
- Дерман А. Б. Московского Малого театра актёр Щепкин, М., 1951
- Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве, М., 1966
- Имберх М. А. Выкуп артиста М. С. Щепкина из крепостной зависимости. 1818 г. // Русская старина, 1875. — Т. 13. — № 5. — С. 152—154.
- Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество, тт. 1-2. М., 1984
- Русьев С.,. Щепкин, Михаил Семенович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Тальников Д. Л. Система Щепкина. М. — Л., 1939
- Эфрос Н. Е. М. С. Щепкин (опыт характеристики). Пг., 1920
- Соболев Ю. В. Щепкин, Жизнь замечательных людей, 1933. — 160 с.
- Шуберт А. П. Михаил Семенович Щепкин. Род. 1788 г., ум. 1863 г. // Русская старина, 1888. — Т. 60. — № 11. — С. 435—444.
- Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова, В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. — М.: Искусство, 1989. — С. 237 — 301. — 320 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-210-00345-0.
Село обрело вторую жизнь
В третьем зале музея, самом большом, есть реконструкция московской гостиной, есть также уникальная мебель, подаренная потомками Щепкина. Для первого музея ещё в 1973 году праправнучка Щепкина передала кресло-кровать, на котором актёр любил отдыхать. Переписку с правнучкой начал директор сельской школы Иван Иванович Шелехов, который был инициатором создания музея, а затем переписку продолжила Лидия Николаевна Гольцова, научный сотрудник музея, заслуженный работник культуры РФ.
Потомкам Щепкина, а также современному театру, продолжающему традиции великого актера, посвящён четвёртый зал музея.
С 1988 года, с момента открытия, в музее не было капитального ремонта. На 2021 год выделены средства для реставрации и усадьбы, и капремонта самого здания.
Всего в фондах музея, по словам директора, более пять тысяч экспонатов. Работу с ними ведут как научные сотрудники, так и студенты-практиканты Белгородского института культуры. Поддерживаются и постоянные контакты с Белгородским академическим драматическим театром имени Щепкина.
Есть в Алексеевке и свои театралы: в 1992 году в село приехала из Чечни режиссёр Лидия Хомченко, и с тех пор она ведёт в Доме культуры народный театр «Зеркало».
Виталий Михайлович – по образованию юрист, более 20 лет проработал в милиции, в том числе участковым на территории Алексеевского сельского поселения. В 2007 году пришел в музей директором, так что он в этой должности уже тринадцатый год.
Память
- Дом-музей Михаила Щепкина в Москве.
- В селе Алексеевка Белгородской области действует Историко-театральный музей М. С. Щепкина.
- Имя актёра носит областной драматический театр в городе Белгороде. Перед театром установлен памятник Щепкину.
- Имя актёра носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре; Малый театр также называли Домом Щепкина.
- В Липецке есть переулок Щепкина.
- В Липецке так же есть кафе Щепкин, расположенное по адресу ул. Ворошилова, д. 3
- В Ярославле есть улица Щепкина.
- В Москве есть улица Щепкина (бывшая 3-я Мещанская), на которой расположен Дом-музей М. С. Щепкина — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина.
- В Алма-Ате есть улица имени Щепкина.
- В Курске есть улица имени Щепкина и кинотеатр.
- В Старом Осколе одна из улиц Юго-Западного округа названа в честь М. С. Щепкина.
- В 1980 году во дворе ЦДРИ был установлен бюст Щепкина.
- В Сумах есть улица Щепкина, а также Национальный академический театр драмы и музыкальной комедии имени М. С. Щепкина. Возле него установлен памятник.
- В Судже Щепкину установлен памятник-бюст, в его честь названы улица, парк и краеведческий музей.
- В Одессе улица носила имя Щепкина (ныне Елисаветская).
- Именем Михаила Щепкина назван самолёт Boeing 737-800 авиакомпании Аэрофлот.
- Русская писательница, драматург, поэтесса, переводчица Татьяна Щепкина-Куперник, приходившаяся Щепкину правнучкой, в двенадцатилетнем возрасте написала стихи, посвящённые актёру.
Детство и юность
Михаил Щепкин появился на свет 6 (17) ноября 1788 года в Обоянском уезде. Он был сыном крепостного крестьянина, который управлял имениями графа Гаврила Волькенштейна и был у него на хорошем счету. Это сделало маленького Мишу частым гостем в барском доме, где он развлекал местную знать умением талантливо рассказывать стихи и исполнять песни.
Отец будущего актера хотел, чтобы мальчик получил достойное образование, поэтому еще в раннем детстве Щепкин начал учиться грамоте у ключника. Он был старательным учеником и уже в 6 лет умел читать. А год спустя Михаил присутствовал на спектакле «Новое семейство», который был поставлен в домашнем театре графа. Это действо так сильно поразило крепостного мальчишку, что с тех пор он грезил о сцене.
Памятник Михаилу Щепкину
Мечта Миши сбылась: когда он был подростком, получил небольшую роль в пьесе «Вздорщик», где вместе с ним играла младшая сестра Александра. Дети произвели впечатление на местного губернатора, который пригласил их выступить на свадьбе дочери. Видя успехи своего крепостного, Волькенштейн не стал препятствовать дальнейшему обучению. Он отправил юношу в ученики к белгородскому священнику, а затем и в Курское училище.
В имении графа Миша продолжал выполнять обязанности слуги, был секретарем, официантом и землемером, но все чаще заглядывал в театр. В те годы он восхищался творчеством братьев Михаила, Александра и Петра Барсовых, работал у них суфлером, а однажды даже сумел заменить выбывшего артиста в пьесе «Зоа». Барин был милостив к нему и не запрещал заниматься любимым делом на досуге, а после блестяще произнесенной приветственной речи для попечителя Харьковского университета и вовсе позволил посвятить себя актерскому искусству.
Биография
В пять лет Михаил увлёкся танцами. Талант мальчика в сфере танцев сразу заметил тренер по бальной хореографии и посоветовал родителям развивать навыки ребёнка. Он же пророчил ему большое будущее.
Среднее образование Михаил Щепкин получил в гимназии № 33 имени Виктора Горячева, которая находилась в родном посёлке. Также мальчик успешно занимался в студии по спортивным бальным танцам. Классного руководителя Михаила звали Светланой Николаевной. На тот период (в школьные годы) у мальчика была подруга – Ольга Пилютина. Когда они выросли, Михаил и Ольга создали совместный бизнес. Летние каникулы мальчик постоянно проводил в СНТ «Дубрава».
В 2003 году Михаил получил аттестат о среднем образовании и поехал покорять Москву. Юноше удалось с первого раза поступить в Государственный университет инженерной экологии, который Михаил окончил в 2008 году.
Михаил Щепкин является участником многих российских и международных соревнований по спортивным бальным танцам. Молодой танцовщик был не только финалистом, но и победителем многих танцевальных турниров. Танцовщик имеет звание чемпиона России и вице-чемпиона мира по профессиональным латиноамериканским танцам. Михаил является танцором «М» класса.
В 2014 году танцовщик стал кандидатом в мастера спорта. В этом же году Михаил принял участие в чемпионате в Таиланде, где стал победителем турнира. Партнёршей Михаила на тот момент была Анна Новикова, с которой танцовщик в дальнейшем танцевал на разных соревнованиях ещё три года.
После окончания профессиональной карьеры Михаил занялся преподавательской деятельностью. Первое время танцовщик работал в качестве хореографа в танцевальном клубе под названием «Максимум», а позже вместе со своей супругой открыл собственный клуб по бальным танцам – «Гранат».
В 2015 году Михаил Щепкин впервые принял участие в телешоу «Танцы со звёздами» (9 сезон), соревновался за победу в проекте в паре с актрисой Екатериной Волковой. В следующем году (2016) талантливый танцовщик снова участвовал в шоу в паре с Алисой Гребенщиковой. В октябре-ноябре 2020 года Михаил работал в качестве ведущего на конкурсе «Моя страна – моя Россия».
В январе 2021 года на телеканале Россия-1 состоялась премьера очередного 12 сезона популярного шоу «Танцы со звёздами». На этом проекте телезрители могли видеть яркие и зажигательные номера известных исполнителей, в том числе Михаила с его партнёршей – актрисой Екатериной Шпицей. Артистка известна зрителям по киноработам «Экипаж», «Огни притона», «Ёлки» (4, 5, 7 части) и другие фильмы.
В первом эфире пара исполнила зажигательную самбу. Несмотря на то, что Екатерина не имеет опыта в танцевальном искусстве, члены жюри были в восхищении от выступлений пары.
Параллельно работе на телевизионном проекте Михаил Щепкин успевает преподавать бальные танцы в своём клубе. Кроме этого, танцовщик совместно со своей подругой детства – Ольгой Пилютиной имеет бизнес в сфере развлечений. Достаточно часто Михаил трудится в качестве ведущего на различных торжественных мероприятиях. Вместе с Ольгой Михаил работает над музыкальным проектом «Квартирник – четверо друзей», на который организаторы приглашают различных творческих гостей.
Литература
- Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979
- Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. М., 1966
- Дерман А. Б. Московского Малого театра актер Щепкин, М., 1951
- Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве, М., 1966
- Имберх М. А. Выкуп артиста М. С. Щепкина из крепостной зависимости. 1818 г. // Русская старина, 1875. — Т. 13. — № 5. — С. 152—154.
- Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество, тт. 1-2. М., 1984
- Тальников Д. Л. Система Щепкина. М. — Л., 1939
- Эфрос Н. Е. М. С. Щепкин (опыт характеристики). Пг., 1920
- Соболев Ю. В. Щепкин, Жизнь замечательных людей, 1933. — 160 с.
- Шуберт А. П. Михаил Семенович Щепкин. Род. 1788 г., ум. 1863 г. // Русская старина, 1888. — Т. 60. — № 11. — С. 435—444.
- Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова, В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. — М.: Искусство, 1989. — С. 237 — 301. — 320 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-210-00345-0
Биография
- С 1801 по 1803 годы Михаил учился в Курском народном училище. Мечта стать актёром привела юношу в городской театр, где он стал подрабатывать суфлёром, переписывал для артистов тексты ролей.
- В 1805 году состоялся его дебют на профессиональной сцене в Курском театре братьев Барсовых. Юноша вышел вместо другого актёра, недостаточно трезвого для работы на сцене и стал Андреем-почтарём в пьесе Л. Мерсье «Зоа». Дебют удался. Графу Волькенштейну ничего не оставалось, как разрешить Михаилу и дальше служить в этом театре.
- В 1816 году артист появился на подмостках Харьковского театра Штейна и Калиновского и состоялся как актёр широкого амплуа.
- В 1818 году трупа этого театра была приглашена в Полтаву. Этому способствовал генерал-губернатор Малороссии князь Н.Г. Репнин-Волконский. Его участие в судьбе актёра повлияло на его дальнейшую человеческую участь и артистическую карьеру.
- Став артистом театра в Полтаве, начинающий артист блестяще сыграл в комедиях, сочинённых И.П. Котляревским. Благодаря «Наталке-Полтавке» и пьесе «Москаль-Чаривнык», он выдвинулся на роль ведущего артиста. Репнин-Волконский подал мысль директору театра А. Имберху сделать премьеру с подпиской на неё богатых горожан, чтобы на вырученные деньги выкупить Михаила Щепкина у Волькенштейнов. Самим князем были внесены недостающие 10 тысяч рублей.
- В 1822 году артист получил вольную и летом того же года в составе трупы Штейна играл в Ромнах во время ярмарки, а осенью уже выходил на театральные подмостки в Туле. В этот период оттачивалось мастерство актёра и рождался его подход: изображать каждого героя как неоднозначный персонаж, имеющий загадку. Щепкин играл и трагедию, и комедию, брался за женские образы, любил роли с переодеваниями. Его мастерство заметил и высоко оценил В.И. Головин – член канцелярии, определявшей репертуар и работу московских театров. Его отзыв и рекомендация открыли путь в Москву.
- Осень 1822 года стала началом московского периода в творчестве М.С. Щепкина. Он был приглашён в трупу зрелищного учреждения, которое с 1824 года получило название «Малый театр». На его подмостках артист служил всю жизнь.
- В сентябре 1822 в Театре на Моховой артист предстал перед московской публикой в роли главного персонажа комедии М.Н. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». Вскоре Щепкин заслужил звание лучшего комедийного актёра Москвы.
- С 1822 по 1830 годы зрители увидели артиста в спектаклях: «Марфа и Угар, или Лакейская война»; «Хлопотун, или Дело мастера боится»; «Школа жён»; «Школа мужей»; «Скупой»
- В 30-ые годы на сцене Малого театра были поставлены гениальные пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Они принесли славу актёру, который не менее гениально сыграл Фамусова и Городничего. Он наполнил эти комедийные фигуры драматическим содержанием, обнажил их человеческую суть. Щепкинская трактовка этих образов на долгие десятилетия стала хрестоматийной и вошла в классику театрального искусства.
М.С. Щепкин в постановке по пьесе «Горе от ума»
1. Биография
М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.
С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Судженском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.
В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в городах южной и юго-западной России. В 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И. П. Котляревский, и занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, Котляревский вместе с С. Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает вольную.
После распада театра Котляревского в 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре.
В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:
Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актера для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.
Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.
В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье — это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.
Щепкин был дружен с А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем.
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.
Михаил Щепкин скончался 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
По провинциальным театрам
В Курске в Дворянском собрании братья Барсовы содержали свой частный театр. Волею случая молодой Щепкин попал туда за кулисы – младший брат братьев Барсовых учился в училище вместе с ним. В этом театре Щепкин переносил реквизиты, суфлировал роли, а в 1805 году спас «горящий» спектакль: все билеты были проданы, а актёр, игравший главную роль, запил. Щепкин, знавший эту роль, блестяще сыграл ее, и братья Барсовы взяли его в труппу.
В 1812 году театр Барсовых распался, здание закрыли на ремонт, но Щепкин к тому времени уже стал знаменитым актёром. Второй зал посвящён его деятельности в провинциальных театрах – он играл в Харькове и в Полтаве. Губернатор Полтавы, князь Репнин, поклонник Щепкина, пригласил его в свою труппу. На стенде представлена переписка князя Репнина с графиней Волькенштейн о выкупе Щепкина из крепостной неволи – граф к тому времени уже умер. Графиня запросила за него восемь тысяч рублей – по тем временам баснословные деньги.
Князь Репнин и поклонники Щепкина решили сделать несколько спектаклей в городе Полтаве на ярмарке и собрать деньги на выкуп актёра. Деньги жертвовали и крестьяне, и мещане, и купцы – набрали 5 тысяч рублей. На стенде под стеклом можно увидеть списки пожертвований на выкуп Щепкина. Также в экспозиции представлен уголок провинциального актёра с зеркалом и реквизитом.
Оставшиеся 3 тысячи рублей князь Репнин заплатил сам, и из-за этих денег с 1818 года еще на четыре года актёр стал его крепостным. И только в 1822 году благодаря писателям – друзьям из Украины, которые заплатили Репнину векселями, Щепкин вместе с семейством стал, наконец, вольным человеком.
После этого он заключает контракт с тульской труппой, едет в Тулу, где его выступления видит чиновник императорского Малого театра Михаил Загоскин, который пишет своему руководству: «Такого орла нам надо забрать к себе». Щепкин в одном спектакле, который смотрел Загоскин, играл сразу три роли, причём одну женскую. Загоскин приглашает его в Москву, куда Михаил Семёнович с семейством переезжает в марте 1823 года. В Малом театре актёр прослужил 40 лет.
Биография
Михаил Семенович Щепкин родился 6(17) ноября 1788 года в селе Красном Курской губернии Обоянского уезда в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна. Отец Миши, Семен Григорьевич, после рождения сына был повышен из камердинеров в управляющие всех графских имений. Мать, Марья Тимофеевна, выходила замуж сенной девушкой при барыне.Граф покровительствовал семье Щепкиных. С пяти лет Миша учился грамоте и счету у служащего хлебной лавки, а затем у священника в господском имении. Мальчик окончил четырехклассное губернское училище.Уже в эти годы проявились его артистические способности: он с успехом участвует в школьных спектаклях. Граф Волькенштейн демонстрирует талантливого юношу в своем крепостном театре.В 1802 году Щепкина определяют в народное губернское училище города Курска. Здесь он поражает всех своими способностями. Михаил много читает — поэт И.Ф. Богданович снабжает его книгами.Во время учебы Щепкину удалось попасть за кулисы местного театра — помог родственник содержателей театра Барсовых. Миша переписывал роли, таскал музыкантам ноты и инструменты, суфлировал спектакли. И наконец в бенефис артистки Лыковой вышел на подмостки театра настоящим актером. Щепкин успешно справился с ролью Андрея-почтаря в драме «Зоя». Его игру хвалили все — и в театре, и дома. Спустя три десятилетия после того знаменательного ноябрьского дня 1805 года он напишет: «…этого дня я никогда не забуду, ему я обязан всем, всем!»Графу Волькенштейну было выгодно, чтобы принадлежащий ему крепостной стал известным артистом, и он позволил Щепкину вступить в профессиональную театральную труппу в Курске. Михаилу было тогда 17 лет. Первое время он играл, выходя на подмену. С 1808 года Щепкин становится уже настоящим актером и около восьми лет выступает в труппе Барсовых.Много позже он вспоминал о том, как в своих молодых театральных странствиях «…ел только борщ да кашу», получал «крайне неудовлетворительное жалованье», а иногда и вовсе никакого. Но не сдавался. Каким бы трудным ни был день, как бы поздно ни кончился спектакль, он не ложился спать, не повторив роли к утренней репетиции или к завтрашнему представлению. Вставал в шесть-семь часов утра, неизменно первым являлся на репетиции, ни разу за всю свою долгую актерскую жизнь не опоздав, не пропустив ни одной из них: «Друзья мои, репетиция, лишняя для вас, никогда не лишняя для искусства…» Всякую приблизительность, урезку или замену текста он считал позором для артиста и прекрасно знал роль уже к первой репетиции.Щепкин выступал в амплуа актера-буфф. Публика требовала привычных французских «красивостей» и полного набора балаганных дурачеств. Наверное, многое скрашивалось природным артистизмом и темпераментом молодого актера, той человечностью и теплотой, которыми он наполнял ходульные образы и нелепые ситуации. Спектакли с участием Щепкина всегда собирали много зрителей, и хозяин даже увеличил ему зарплату. Труппа гастролировала в провинциальных городах, в Курске, Харькове, Полтаве…В 1810 году в домашнем театре князя Голицына Щепкин увидел актера-любителя князя П.В. Мещерского, потрясшего его необычной манерой исполнения. Сначала Михаилу показалось, что князь поразил его «неумением играть». «И что это за игра? Руками действовать не умеет, а говорит… смешно сказать! — говорит просто, ну так, как все говорят». Но, поразмыслив, Щепкин приходит к совершенно иному выводу: «И как мне досадно на самого себя: как я не догадался прежде, что то-то и хорошо, что естественно и просто!» Он пробует играть в манере князя Мещерского, а у него не получается… Невзирая на все неудачи, он продолжает искать «естественности».
Страница 1 из 6 | Следующая страница
Другие биографии:
Юрий Степанов | Михаил Зощенко | Михаил Салтыков-Щедрин | Гоша Куценко | Мочалов Павел Степанович |
Личная судьба
Известно, что у М. Щепкина был один брак. В 1810 году он познакомился с девушкой-сиротой, турчанкой по национальности. Во время русско-турецкой войны она была младенцем подобрана солдатами при осаде Анапы. Русский полковник Чаликов, в будущем генерал-майор, взял девочку на воспитание. Она выросла в приёмной семье и получила имя Елена Дмитриевна Чаликова.
Жена — Елена Дмитриевна
В 1812 году она вышла замуж за Михаила Щепкина, который тогда ещё был крепостным, и в такое же сословие добровольно пошла она. Но жизнь вознаградила супругов. Со временем они оказались свободными от оков и родили четверых детей, судьбы которых сложились счастливо. Дочери Александра и Фаина стали актрисами, сын Дмитрий – филологом, второй сын, Николай, – издателем. Существуют ещё сведения о третьем сыне – Михаиле, ставшем юристом.
Литература
- Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. — М., 1979.
- Бать Л. Г. Великое призвание. Повесть о русском актёре М. С. Щепкине. — М., 1963.
- Быков П. В. Щепкин, Михаил Семёнович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества / Вступительная статья В. Шкловского; Примечания А. П. Клинчина и Т. М. Ельницковй; АН СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР, Институт театра, музыки и кинематографии Министерства культуры РСФСР. — М.: Наука, 1966. — 871 с.
- Гиацинтова С. В. Жизнь театра. — М.: Детгиз, 1963. — С. 152—157. — 207 с.
- Дерман А. Б. Московского Малого театра актёр Щепкин. — М., 1951.
- Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве. — М., 1966.
- Михаил Семёнович Щепкин. Жизнь и творчество. — Т. 1—2. — М., 1984.
- Русьев С. Щепкин, Михаил Семёнович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Тальников Д. Л. Система Щепкина. — М. — Л., 1939.
- Эфрос Н. Е. М. С. Щепкин (опыт характеристики). — Пг., 1920.
- Соболев Ю. В. Щепкин. — Жизнь замечательных людей. — 1933. — 160 с.
- Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова, В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. — М.: Искусство, 1989. — С. 237—301. — 320 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-210-00345-0.
Связи
Имя | Родство | Дата рождения | Дата смерти | Описание | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Петр Щепкин | Сын | 00.00.1821 | 00.00.1877 | ||
2 | Николай Щепкин | Сын | 28.02.1820 | 14.08.1886 | ||
3 | Дмитрий Щепкин | Сын | 02.10.1817 | 24.12.1857 | ||
4 | Александра Щепкина (Станкевич) | Невестка | ||||
5 | Вячеслав Щепкин | Внук | 06.06.1863 | 02.12.1920 | ||
6 | Николай Щепкин | Внук | 07.05.1854 | 15.09.1919 | ||
7 | Евгения Щепкина | Внучка | ||||
8 | Евгения Щепкина | Правнук | ||||
9 | Марфа Щепкина | Правнук | 30.03.1894 | 23.02.1984 | ||
10 | Евгения Лагучева | Правнучка | 00.00.1882 | 00.00.1922 | ||
11 | Елизавета Щепкина | Правнучка | 30.09.1896 | 00.00.1986 | ||
12 | Павел Волков | Потомок | 06.06.1932 | 16.12.2016 | ||
13 | Евгений Щепкин | Потомок | 00.00.1922 | 00.00.1942 | ||
14 | Тарас Волков | Потомок | 06.07.1929 | 21.04.2003 |
Искусство великого актера
В газете “Русское слово» в статье “Памяти М.С. Щепкина»
(11 августа 1913 г) Сергей Яблоновский писал о М.С. Щепкине:
“Крепостной, просто, с чувством настоящего человеческого
достоинства водивший настоящую дружбу, как равный с равным, со всеми
выдающимися людьми своего времени, прекрасными, но в значительной степени
несвободными от сословных предрассудков».
Щепкин писал, что русскую жизнь он знает “от дворца до
лакейской» Пребывание в гуще народа развило его наблюдательность, умение
передать характер того или иного персонажа. Годы крепостной неволи пропитали
сознание демократизмом.
Изображая своих героев на сцене, великий актер использовал
прием “портретирования”, одновременно добиваясь, чтобы в сценическом образе
были индивидуальные черты и обобщенность.
В письме к актеру Шумскому Щепкин рекомендовал изучать
человека в массе. Это позволит изображать его на сцене таким, каким он является
в жизни.
Щепкин не смотрел на театр как на развлечение. Для него
сцена была учителем жизни, он говорил, что “искусство настолько высоко,
насколько близко к природе”.
Щепкин понимал, что убедительность актерского образа зависит
не только от таланта данного актера, но и от общего ансамбля, от того, как игра
этого актера способствует развитию главного действия драмы, ее смыслу.
Писатель С.Т. Аксаков заметил в статье “Несколько слов о
Щепкине”, что “М.С. Щепкин никогда не приносил истину игры в жертву эффекту; никогда
не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним актеров, ко вреду
ансамблю и цельности всей пьесы; напротив, великий актер часто сдерживал свой
жар и силу его выражения, если другие лица не могли отвечать ему с такою же
силой; что б не подавить других актеров в пиесе, он подавлял себя и охотно
жертвовал самолюбием, если характер играемого персонажа не искажался от таких
пожертвований».
Щепкин требовал, чтобы актер при исполнении своей роли
стремился воплотить идею автора, если нужно — уничтожить свою личность и
сделаться тем лицом, которое дал автор. Для этого нельзя полагаться на свое
“вдохновение”, нужно изучать образ и средства его выражения. Вместе с этим
Щепкин самостоятельно творил сценический образ, был актером-художником,
полновластным хозяином сцены. Часто он создавал новый образ, используя для
этого, казалось бы, малозаметные намеки автора пьесы.