Томас мор

Факты из биографии

Общие сведения:

  1. Томас Мор прожил недолгую жизнь: всего 51 год. Писатель родился 7 февраля 1478 года и умер в 1535 году.
  2. Мировоззрение будущего гения во многом определил его отец. Сэр Джон Мор был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. Вот с кого будущий борец за права простого человека брал пример: сэр Джон был широко известен своей принципиальной неподкупностью и честностью.
  3. Мор снискал привязанность Джона Мортона. Будучи еще мальчиком, он поступил к кардиналу Мортону в услужение. Кардиналу очень понравился веселый, симпатичный и открытый мальчик. Мортон не уставал повторять, что ребенка ждет большое будущее, и оказался прав! Чего только стоит тот факт, что в средневековых учебниках по латинской риторике одна из фраз для перевода звучала следующим образом: «Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености».
  4. С самой юности общественный деятель свято верил в гуманизм. Гуманизм стал для тогда еще юного гимназиста основополагающим принципом. Всю свою дальнейшую жизнь он придерживался гуманистических ценностей. В Оксфорде молодой человек познакомился с Эразмом Роттердамским и, благодаря ему, стал вхож в кружки гимназистов в высшем обществе.
  5. Будущий адвокат, он учился в Оксфорде, но не слишком прилежно. Вместо сухих формулировок и зубрежки его привлекали современные трактаты гуманистов. Причем привлекали настолько сильно, что он самостоятельно перевел «Двенадцать мечей» известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола.
  6. Томас Мор был женат дважды. Его первой женой стала 17-летняя девушка Джейн Кольт. Она была девушкой из простонародья, возможно, молодой мужчина в своем выборе руководствовался гуманистическими идеями, поэтому усиленно занимался образованием своей жены. Их брак продлился недолго: несчастная умерла спустя 6 лет от лихорадки, оставив своему мужу четырех маленьких детей. Одному справляться было трудно, и тогда вдовец женился на состоятельной Элис Мидлтон, тоже вдове, с которой счастливо прожил все последующие годы.
  7. Оригинальный человек, Мор практиковал самобичевание. В молодости, еще до женитьбы, он провел несколько лет в монастыре, но, не захотев остаться там навсегда, все же вынес оттуда несколько обычаев. Например, вставать рано утром, постоянно молиться богу, поститься, жить скромно и добровольно подвергать себя телесным мукам. Убежденный флагеллант, он считал себя настоящим слугою Господа, и, как говорил его друг и наставник Эразм Роттердамский, предпочел быть верным супругом, чем распутным монахом.
  8. Томас Мор придумал слово «утопия». Более того, это слово стало названием не только его самого известного романа, но и всего литературного жанра. Писатель соединил греческую приставку отрицания «у» со словом «топос» (место). Получается, что утопия – это место, которого нет в действительности. Кроме того, в пределах Англии писатель знаменит также и своими стихотворениями, которые были оценены современниками и последователями.
  9. Томас Мор преподавал право, параллельно вел адвокатскую деятельность и, более того, был членом Парламента Англии от купечества. Занимая высокий пост, он заступался за простых англичан, критикуя налоговую систему, не считавшуюся с бедностью крестьян и горожан. За свою открытую позицию и близость к народу, его обожали англичане, но ненавидели коллеги.
  10. Мор был казнен по приказу Генриха VIII. Активная политическая деятельность и принципиальность сослужили недобрую службу: он отказался приносить присягу королю и его новой жене Анне Болейн и был обвинен в государственной измене, за что и гильотирован.
  11. В настоящее время, с Мора до сих пор не снято обвинение в измене, однако, вместе с тем он причислен к лику святых стараниями римской католической церкви.

Уже из приведенных общих сведений видно, что Томас Мор был очень незаурядной личностью, однако, к несчастью для него же самого,

практически каждый его шаг вызывал шквал критики консерваторов. Однако Мор располагал влиянием своего друга Эразма Роттердамского, и это не раз спасало его, ведь всю свою жизнь, с самой юности, он раздражал закоренелых консерваторов.

Детство

Томас появился на свет в Лондоне 7 февраля 1478 года. Его папа, сэр Джон Мор, был знаменитым в стране юристом, занимал должность судьи королевской скамьи, в период правления Эдуарда IV получил дворянский титул, прославился своею честностью и неподкупностью.

Получать образование Томаса отправили в лучшую в Лондоне грамматическую школу Святого Антония. Здесь он среди прочих предметов в совершенстве овладел латинским языком.

Когда Томасу было тринадцать лет, благодаря своим связям отец определил мальчика на службу в качестве пажа к духовному главе английской церкви Кентерберийскому архиепископу – кардиналу Джону Мортону. Это был очень просвещённый человек, ранее занимавший пост лорд-канцлера Англии. Подросток уважал кардинала, что впоследствии нашло отображение в его произведениях «Утопия» и «История Ричарда III».

Джон Мортон действительно оказал неоценимую роль в образовании и воспитании Томаса. Мальчик рос весёлым, обладал остроумием и стремился к знаниям, что произвело на кардинала хорошее впечатление. Позже он сказал о Томасе, что из него в будущем получится «изумительный человек».

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».

Портрет Томаса Мора

В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и Платона), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.

Эразм Роттердамский

«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

На службе у короля

В 1518 году было подтверждено положение Томаса Мора как члена Тайного совета короля Генриха VIII. Избрание этого академика на должность при дворе способствовало его славе интеллектуала, что пошло на пользу правительству молодого монарха.

Он использовал свое положение советника для продвижения важных образовательных реформ в Англии, тем самым способствуя изучению греческих классиков и предложениям Эразма Роттердамского.

Моро также служил королевским секретарем до 1525 года и был главным связующим звеном между кардиналом Вулси и английским монархом. Среди других его обязанностей были обязанности дипломата и оратора, назначаемые короной.

С 1520 года до следующего года Томас Моро участвовал в переговорах между Карлосом V и купцами Ганзы.

Король почтил его в 1521 году, предоставив ему титул рыцаря, в то же время Моро сотрудничал с написанием работы Генриха VIII под названием Защита семи таинств. Этим письмом английский король получил от папы титул «Защитник веры».

Моро был выбран как спикер палаты общин в 1523 году. В следующем году университеты воспользовались тем фактом, что гуманист имел прямое отношение к правительству и был включен в число их приоритетов.

Затем академические власти назначили старшим стюардом Оксфордского университета. Позже, в 1525 году, этому примеру последовал Кембриджский университет.

Фразы

— «Вы не должны покидать корабль во время шторма, потому что вы не можете контролировать ветер. То, что нельзя сделать хорошим, надо как минимум сделать как можно хуже ».

— «Я никогда не притворяюсь, что, будучи Богом, мой добрый Господь, привязываю свою душу к спине другого человека, даже самого лучшего из людей, которых я знаю: потому что я знаю, куда это может привести ее».

— «Я умру как хороший слуга царя, но прежде всего Бога».

— «Мой случай был таков в этом вопросе из-за ясности моей совести, что, несмотря на то, что я могу чувствовать боль, я не понесу никакого вреда, так как в этом случае мужчина может потерять голову и не получить никакого вреда».

— «То, что откладывается, не избежать».

— «Я никогда не видел дурака, который не считал себя мудрым. Если дурак считает себя дураком, это не безумие, а маленькая искорка ума.

Смерть

Являясь набожным человеком, Томас Мор не шел на сделки с совестью. Вследствие этого, когда Генрих VIII решил развестись с женой, он заявил, что это имеет право сделать только Папа Климент VII.

В свою очередь, Папа был против бракоразводного процесса. Это привело к тому, что Генрих разорвал связи с Римом и стал одним из инициаторов появления англиканской церкви в своем государстве. Вскоре была коронована Анна Болейн – новая жена монарха.

В результате, Мор оставил должность лорда-канцлера, а также поспособствовал тому, чтобы монахиня Элизабет Бартон открыто осудила поступок короля. Это еще больше разозлило Генриха.

После этого Парламент представил разработанный им «Акт о престолонаследии». С этого момента, всем английским рыцарям предстояло приносить присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными. Томас отказался от подобной присяги, за что был схвачен и посажен в Тауэр.

Томас Мор был обезглавлен за госизмену 6 июля 1535 года в возрасте 57 лет. Интересен факт, что накануне смерти он держался очень мужественно и даже шутил. В 1935 г. католическая церковь причислила его к лику святых.

Произведения

Наибольшую ценность среди всех работ Томаса Мора представляет его знаменитая «Утопия», состоящая из 2-х книг. В первой части автор делится с читателями о том, насколько несовершенно государственное устройство.

Мор крайне негативно отзывается о королевском деспотизме, войнах и духовенстве, которое по его словам погрязло в разврате. Также он предлагает отменить смертную казнь и принять новые реформы, посредством которых удастся изменить положение вещей.

Во второй части «Утопии» говорится о гуманистических воззрениях Томаса Мора. Ключевые идеи сводятся к следующему:

  • государством должен править «мудрый» король;
  • должна использоваться практика рабов, которые стали таковыми за совершенные преступления;
  • частная собственность заменяется обобществленным производством;
  • человек обязан трудиться не более 6 часов в день, и его работа не должна быть изнурительной;
  • отказ от денег внутри государства – деньги используются только для внешней торговли;
  • распределение продуктов ведется в соответствии с потребностями;
  • не смотря на наличие монарха – полная демократия;
  • равноправие между мужчинами и женщинами
  • религиозная терпимость – запрещен только атеизм и т.д.

Томас Мор заявлял, что существующий государственный строй неразумен, а также, что он представляет собой заговор богатых людей против всех членов общества. «Утопия» легла в основу последующих утопических идей и учений.

Другим значимым трудом философа стала «История Ричарда III», относительно правдоподобности которой и сегодня ведутся споры. Одни биографы полагают, что это произведение является художественным, тогда как другие – историческим. Мор был автором 280 латинских эпиграмм, а также перевел множество греческих книг на английский язык.

Разрыв с правительством

Английское движение за отделение от католической церкви руководствовалось национализмом, а не реальными религиозными различиями. Британцы отвергли вмешательство Франции и Испании, которые доминировали в действиях Рима.

Несмотря на это, Моро был очень привязан к церковным традициям и не соглашался на такое резкое изменение религиозных догм.

Популярность и привязанность английского народа к Тюдорам были очень важны во время раскола, произошедшего при Генрихе VIII. Добавьте к этому, что дивизия была удобна как для гражданского населения, так и для низшего духовенства.

Британские острова были отделены от материка по географии, языку, культуре и экономическим интересам. Все эти элементы объединились, так что социальные изменения стали в то время более удобоваримыми для жителей Англии.

Для Томаса Мора было невозможно поклясться в признании превосходства Генриха, потому что он не желал отказываться от своей веры или авторитета Папы. Поэтому в мае 1532 года он решил подать в канцелярию прошение об отставке.

Однако Генрих VIII по-прежнему считал его своим близким соратником. Год спустя Моро решил не появляться на коронации Аны Болены и этим провалом вызвал гнев английского суверена и решил его судьбу.

Литература

  • Варшавский А. С. Опередивший время. — М.: Молодая гвардия, 1967. — (Пионер — значит первый)
  • Виппер Р. Ю. Утопия Томаса Мора // Мир Божий No. 3, 1896
  • Волгин В. П. История социалистических идей, ч. I — М. — Л.: Гиз, 1928
  • Мордвинцев В. Ф. «Утопия» Томаса Мора в Испании и Португалии в XVI—XVIII вв. (Историографический обзор). // История социалистических учений: сб. статей. — М.: Наука, 1990. — С. 197—228. — ISBN 5-02-009019-0
  • Осиновский И. Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор: из истории ренессансного христианского гуманизма: учебное пособие по средним векам. — М.: МГПУ, 2006. — 217 с.
  • Петровский Ф. А. Томас Мор : Биографический очерк : коммент. // Утопия / Мор Т. ; Пер. с лат. и коммент. А. И. Малеина и Ф. А. Петровского. — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1953. — (Предшественники научного социализма). — 10 000 экз.
  • Тер-Аракельянц В. А. Эразм Роттердамский и Томас Мор против Эпикура // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2 (87). С. 41—45.
  • Штекли А. Э. Истоки тоталитаризма: виновен ли Томас Мор? // Анархия и власть. / Отв. ред. К. М. Андерсон. — М.: Наука, 1992. — ISBN 5-02-009091-3

Детские и юношеские годы

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в столице Англии. Его отец Джон был известным судьей. Этот человек славился своими моральными ценностями, а также честностью. Во многом его воспитание предопределило мировосприятие Томаса. Первым образовательным учреждением для него стала школа Святого Антония. В 13 лет мальчику была доверена должность пажа при кардинале Мортоне.

Этому человеку сразу понравился любознательный и веселый парнишка. Мортон стал первым, кому удалось разглядеть большой потенциал Мора. В шестнадцатилетнем возрасте Томас становится студентом Оксфордского университета. Его наставниками были лучшие юристы Англии того времени:

  • Томас Линакр;
  • Вильям Гросин.

В университете Томас изучал законодательство, а также его внимание привлекли труды гуманистов. По настоянию отца через 2 года с момента поступления в университет Томас возвращается домой

Сэр Джон хотел, чтобы его сын улучшил свои знания в области права. Томас быстро разобрался со всеми тонкостями законодательства Англии.

Ориентиром в мире гуманизма для него стал Эразм Роттердамский. Знакомство автора «Утопии» с этим человеком состоялось во время приема лорд-мэра. Именно в доме Моров Роттердамский написал сочинение «Похвала глупости». Историки считают, что период с 1500 по 1504 год Томас провел в картезианском монастыре Лондона. Однако молодого философа не привлекла идея посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу, поэтому он остается в миру.

Проведенное в монастыре время не прошло для Мора бесследно, поскольку многие привычки, полученные в этот период, не были им забыты. Философия Томаса Мора — христианский гуманизм и материализм — прослеживается во всех трудах автора.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет. 

Семья Томаса Мора

В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Семья и последние годы жизни

Еще до того как Томас стал знаменитым, он взял в жены семнадцатилетнюю Джейн Кольт. Эта девушка из Эссекса отличалась спокойным и уравновешенным нравом, родила мыслителю сына и трех дочерей. Счастливая семья, которую создал философ, продержалась 6 лет, после чего Джейн умерла от лихорадки. Мать детям заменила вторая жена Мора, вдова Элис Миддлтон. Вместе они прожили до самой смерти.

Томас Мор придерживался глубоких религиозных верований. Когда Генриху VIII понадобилось развестись с женой, он обратился к Папе Римскому. Священник отказал в разводе. Король тогда перешел на сторону англикан. Вскоре монарх женился на Анне Болейн.

Томас Мор возмутился действиями Генриха и добился публичного осуждения короля. Канцлер не желал признавать новый брак законным, за что был брошен в тюрьму, а потом казнен за государственную измену 6 июля 1535 года.

В 1935 году католики возвели Томаса Мора в лик святых.

характеристики

В этом фиктивном государстве правительство было республиканским и демократическим, как и у греков в период их расцвета. Для Моро идеальной страной управлял разум, а не экономическая мощь и божественные традиции.

Вся эта модель основана на внутренней доброте, которую этот гуманист приписывает мужчинам (по крайней мере, в работе).

Это разумное следствие, что все, что было поднято в утопия это неосуществимо, потому что характеристики его обитателей не от мира сего. Остается открытым вопрос, мог ли идеал Моро иметь место в обетованном Царстве Небесном.

Он также касается работы, распределенной среди членов сообщества, с конкретным расписанием. Еще один очень актуальный момент — идея брака для духовенства и гендерного равенства.

Это видение коммунизма было фундаментальным для таких теоретиков, как Карл Маркс. Но многие утверждали, что идеи, которые Моро демонстрирует в пьесе, являются не чем иным, как сатирой, и именно поэтому Моро выбрал так много полных сарказма каламбуров.

«Утопия»

В 1516 году была опубликована «Утопия» ― литературное произведение, в котором он изобразил государство с идеальной системой государственного управления, с близкой к коммунистической системе распределения ресурсов, где все социальные и политические процессы полностью управляются разумной интеллигенцией. Утопия охватывала такие далеко идущие темы, как наказания, государственное образование, мультирелигиозное общество, развод, эвтаназия и права женщин, а также он утверждал, что учеба и освоение ремесла более важны, чем гуманность. «Утопия» стала предшественницей нового литературного жанра: утопический роман.

Канцелярия

С 1525 года Томас Мор стал канцлером герцогства Ланкастер. Также в это время ему была поручена задача опровергнуть библейские тексты, переведенные на общепринятые языки, и его миссия заключалась в том, чтобы противостоять реформаторским или протестантским требованиям.

Наконец, ему удалось занять должность лорда-канцлера в 1529 году; в то время он занял пост, принадлежавший кардиналу Вулси. Он также не оправдал ожиданий, которые его предшественник создавал в царе, по сути, он даже не поддерживал их.

Но Моро не позволил этому встать на пути своего руководства, поскольку для Генриха VIII с самого начала были приняты благоприятные меры. Таким же образом был сформирован Парламент реформы, который заседал семь лет.

В 1531 году именно Моро отвечал за обнародование той поддержки, которую различные европейские университеты выразили по поводу тезиса, которым Генрих VIII оправдал недействительность своего брака с Екатериной Арагонской.

Парламент одобрил развод и лишил Марии прав преемника. Точно так же они приняли новый союз короля с Аной Боленой и стали называть папу «епископом Рима».

Семья

Когда его имя стало актуальным в профессиональной и политической сферах, Томас Мор также нашел любовь в молодой женщине по имени Джейн Кольт. Пара поженилась в 1505 году и поселилась в Old Barge, Bucklersbury.

Для Моро было первоочередной задачей дать жене более подробные инструкции, чем было предусмотрено. Он делал упор на такие предметы, как литература и музыка, которые считал важными для стимулирования интеллекта.

У мавров было четверо детей между годом их союза и смертью Джейн в 1511 году. Имена их потомков были: Маргарет, Элизабет, Сисели и Джон, названные в честь отца Томаса.

Хотя это не одобрялось, Томас Мор принял решение снова жениться всего через несколько дней после смерти Джейн. Дело было настолько деликатным, что требовалось специальное разрешение церкви.

Его новой женой стала вдова по имени Элис Миддлтон, у нее была дочь, и она не забеременела во время брака с Моро. Она была на семь лет старше своего мужа и к тому же была очень богатой женщиной.

Помимо заботы о четырех детях Моро и дочери Алисы, пара взяла под опеку еще двух девочек: Энн Крезакр, которая позже вышла замуж за Джона Моро и Маргарет Гиггз.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определённым ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа учёных. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчёты.
  • В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
  • В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» для каждого свободного гражданина.

Заключение

Среди знаменитых людей, живших на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения, Томасу Мору принадлежит особое место. Редко, когда политикам кроме ума, блестящего владения искусством интриг, расчетливости присущи честность, высокий моральный облик и гуманизм. Эти качества в полной мере отразились в характере писателя, поэта, политического и религиозного деятеля, философа.

Сэр Томас Мор оставил заметный след в истории не только Англии, но и просвещенного мира в целом. Все сферы жизни, входящие в круг его интересов, были затронуты и получили развитие в его литературных, философских, религиозных, политических, исторических трудах.

Статуя Томаса Мора, Старая церковь Челси

Вклад в литературу

Первые произведения, написанные Томасом Мором, были эпиграммы на латыни. До нас дошли 280 стихотворений. Однако в период зрелости автор был готов отказаться от самых смелых из них, считая, что излишнее свободолюбие и критика верховной власти вредит воспитанию молодежи.

Значительную часть литературного наследия автора составляют переводы с латыни и греческого языка. Причем греческая философия и литература в то время в просвещенной Европе была малоизвестна.

«История Ричарда III» – до сих пор вызывает споры исследователей, историческое оно или литературное. Опираясь на факты, описанные в различных хрониках, мемуарах, исследованиях, автор привносит свое отношение, оценку персонажей и событий. Некоторые детали он рассказывает со слов слуг или очевидцев. Произведение оказало значительное влияние на английскую литературу, в частности, Шекспир обращался к этой книге при создании своей исторической хроники «Ричард III».

Самым известным и значимым трудом Томаса Мора стала «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», проще говоря, «Утопия». В первой части этой книги в беседе между автором и его другом Гитлодеем автор критикует существующие миропорядки, а во второй показывает остров с идеальным мироустройством, основанным на отсутствии частной собственности, нравственности и гуманизме.

Вклад в религиозную и общественно-политическую жизнь Европы

Томас Мор жил в период раскола церкви. При этом выступал против Реформации, критиковал взгляды Мартина Лютера и поддерживал Римско-католическую церковь. На посту лорда-канцлера пытался препятствовать распространению протестантства, не поддержал Генриха VIII в желании развестись с бездетной королевой и жениться на Анне Болейн. В результате был подвергнут казни.

Этот человек пользовался огромной популярностью среди современников. Но точнее всего о нем сказал Роберт Уиттингтон, один из почитателей творчества: «Мор – человек ангельского ума и уникальной образованности. Равных ему я не знаю. Поскольку где еще найти человека подобного благородства, любезности и скромности? Когда ко времени – то предающегося удивительному веселью и потехе, в другое время – печальной сосредоточенности. Человек для всех времен». (Цитата по книге: R. W. Chambers. Thomas More. London, 1935, p. 177).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: