Путь в Европу
В 1897 году Михаил Осоргин становится студентом юридического факультета Московского университета. До 1902 года он успевает поучаствовать в студенческих волнениях и пережить годовую высылку из Москвы, получить серьезный журналистский опыт и высшее образование.
Брожение умов в России не обходит Осоргина стороной. Сын столбовых дворян, блестяще образованный юрист, делающий первые шаги на государственной службе, проникается идеями эсеров, становится участником революционных событий 1905 года и попадает в Таганскую тюрьму на полгода. В своей автобиографической книге «Времена» намного позже он пишет об этом периоде своей жизни как о сне, где в итоге, уткнувшись в непреодолимую стену, царапая ломающимися ногтями тюремные стены, приходится воскликнуть: «О, Боже! Ведь мы проповедовали любовь ко всем!»
Образование
Обучался в Пермской гимназии. В эти годы опубликовал свои первые работы в местной периодике. В «Пермских губернских ведомостях» вышел его некролог на смерть классного надзирателя, а в популярном в то время «Журнале для всех» в 1896 году -рассказ «Отец». Гимназию Осоргин окончил в 1897 году.
Сразу после этого поступил в Московский университет, на юридический факультет, решив идти по стопам отца. Будучи студентом, не оставлял работы журналиста, в основном писал статьи и эссе для уральских газет.
Стал одним из участников студенческих волнений, за что был выслан из Москвы обратно в Пермь. Диплом об окончании университета получил в 1902 году. Поступил на службу присяжным поверенным в Московскую судебную палату. Параллельно подрабатывал присяжным стряпчим в коммерческом, сиротском суде, а также юрисконсультом. В этот период издал свою первую публицистическую книгу — «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».
Ссылки
- Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (Из энциклопедии «Кругосвет»)
- Как нас уехали. Юбилейное очерк 1932 (фрагмент из воспоминаний) Осоргин М. А. Времена. Париж, 1955, с.180-185.
- Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов, 10 августа 1922 года.
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 298.
- Виртуальный сервер Дмитрия Галковского
- ПАРИЖ. ЛОЖА СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА
- ПАРИЖ. ЛОЖА СЕВЕРНЫЕ БРАТЬЯ
- Париж. Ложа Северная Звезда
- Париж. ДЕРЖАВНЫЙ КАПИТУЛ СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА
Источник — «»
Категории: Персоналии по алфавиту | Писатели по алфавиту | Родившиеся 19 октября | Родившиеся в 1878 году | Родившиеся в Перми | Умершие 27 ноября | Умершие в 1942 году | Умершие во Франции | Статьи о писателях без ссылки на Литотеку | Статьи со ссылками на Литтеку | Персоналии:Пермь | Эсеры | Масоны России | Масоны Италии | Масоны Франции | Масоны ВВФ | Историки масонства | Русские писатели | Литература русского зарубежья | Писатели России XX века | Переводчики прозы и драматургии на русский язык | Русские эмигранты первой волны во Франции | Голод в России 1921—1922 | Мемуаристы | Адвокаты Российской империи | Адвокаты по алфавиту
Шаховская Из книги «ОТРАЖЕНИЯ»
Впервые встретилась я с ним у Ремизова и, как уже упомянула, смущенья перед ним не почувствовала. Это был какой-то «приятный» человек, держащий себя просто, безо всякой писательской ужимки. Затем встречалась с ним и в редакции «Родной земли», читала его «огородные статьи» в «Последних новостях», он там как-то лирически описывал свое сидение на земле, по которому у русского человека всегда ностальгия. И роман «Сивцев Вражек», — на этой улице я родилась, — и «Свидетель истории», все это в стиле лирического импрессионизма, а итальянские его очерки, вышедшие в книге под названьем «Там, где был счастлив», сродни воспоминаниям об этой стране Б. К. Зайцева. Книги и статьи Осоргина русской эмиграцией читались с удовольствием — они не беспокоили ее трагической современностью, но утешали напоминанием о более светлом прошлом. И говорил Осоргин не громко, не авторитетно, с какой-то приятной теплотой. Кажется, у Ремизова услышала я его рассказ о какой-то студенческой революционной коммуне его молодости, не помню где, в деревенской глуши. Готовились сии студенты обоего пола к террористической деятельности и очень много говорили и спорили по политическим и социальным вопросам. Коммуне помогала своим житейским опытом и хозяйственными навыками приходящая прислуга-крестьянка, что уже довольно примечательно.
Однажды перед будущими террористами встала необходимость зарезать петуха для обеда. Любителей на это как-то не нашлось, пришлось метать жребий. Вытянувший его взял без энтузиазма кухонный нож и пошел ловить свою жертву. Зажмурив глаза, он нанес петуху удар — но окровавленная птица вырвалась и начала бегать по саду. С отвращением и ужасом насильники бросились ловить петуха, бледные, девушки уже в слезах. Палач уронил свой нож! И неизвестно, как бы все это окончилось, если бы не пришла в это время прислуга. С презрением посмотрев на растерявшихся террористов, баба в одну минуту поймала петуха и, свернув ему шею, прикончила его страданья.
Масонская деятельность
Регуляризирован и присоединен в ложе «Северная Звезда» 4 марта (6 мая) 1925 года по рекомендации Б. Миркина-Гецевича. Возведён во 2-ю и 3-ю степени 8 (1) апреля 1925 года. 2-й эксперт с 3 ноября 1926 года. великий эксперт (исполнитель) с 30 ноября 1927 по 1929 годы. оратор с 6 ноября 1930 по 1932 годы и в 1935-1937 годах. 1-й страж с 1931 по 1934 годы и с 7 октября 1937 по 1938 годы. Также библиотекарь ложи в 1934-1936 годах, и с 27 сентября 1938 года. Досточтимый мастер с 6 ноября 1938 по 1940 год.
С 1925 по 1940 год активно участвовал в деятельности нескольких лож, работающих под эгидой Великого востока Франции. Был одним из основателей и входил в состав лож «Северная Звезда» и «Свободная Россия».
Михаил Андреевич — основатель ложи «Северные Братья», её досточтимый мастер со дня основания по 11 апреля 1938 год. Ложа работала с октября 1931 по апрель 1932 года как узкая масонская группа, с 17 ноября 1932 года — как учебная группа. Акт учреждения подписан 12 ноября 1934 года. Работала независимо от существующих масонских послушаний по Древнему и принятому шотландскому уставу. С 9 октября 1933 по 24 апреля 1939 года провела 150 заседаний, затем прекратила свою деятельность. Первоначально собрания проводились на квартире М. А. Осоргина по понедельникам, после 101-го заседания — на других квартирах.
Занимал ряд офицерских должностей в ложе, был досточтимым мастером (наивысшая офицерская должность в ложе). Был весьма уважаемым и достойным братом, внесшим большой вклад в развитие русского масонства во Франции.
Михаил Андреевич являлся членом Капитула «Северная Звезда» (4-18 гр.) Верховного совета великой Коллегии ДПШУ.
Возведён в 18-ю степень 15 декабря 1931 года. Эксперт около 1932 года. Член капитула по 1938 год.
Весьма характерным примером глубокого знания масонства служит произведение Осоргина «Вольный каменщик», в котором Михаил Андреевич обозначил основные направления в работе масонства и масонов. Юмор, присущий автору, пронизывает это произведение от первой до последней страницы.
Издания
Заметки старого книгоеда, Москва, 1989 Осоргин М. А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. — М.: Современник, 1989. — 624 с. — (Из наследия). — 100 000 экз. — ISBN 5-270-00813-0. Осоргин М. А. Сивцев Вражек: Роман. Повесть. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1990. — 704 с. — (Литературная летопись Москвы). — 150 000 экз. — ISBN 5-239-00627-X. Собрание сочинений. Т.1-2, М.: Московский рабочий, 1999.
Поликовская Л. В. «Жизнь Михаила Осоргина. Строительство собственного храма». — СПб., Крига, 2014. — 447 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-901805-84-8
- Назад
- Вперёд
Добавить комментарий JComments
Италия
Годы революции не прошли даром для Осоргина. В его квартире прятались непосредственные участники-революционеры, также он позволял хранить там оружие и запрещённую литературу. Как только стало известно о содержании этой квартиры, молодого журналиста приговорили к ссылке, из которой он вышел через 3 года. Вскоре он переселился в Италию, где обосновалось множество иммигрантов из России. Этот период в краткой биографии Осоргина считается одним из самых важных, потому что именно тогда он начал вплотную заниматься литературой.
Кроме того, Осоргин стал работать журналистом в газете «Русские ведомости». Писатель проработал там около 10 лет и активно публиковал не только статьи, но и своё творчество. В общей сложности было напечатано около 300 материалов.
Личная жизнь
Осоргин впервые женился через год после окончания университета, его женой стала дочь народовольца А. К. Маликова.
Ради своего второго брака с Рахилью Гиршевной Гинцберг, уже находясь в Италии, в 1912 году он обратился в иудаизм. Рахиль была адвокатом, дочерью писателя Гинцберга (Ахад-ха-Ам). Этот брак продлился до 1923 года и распался в Германии, где Осоргин находился в первый год эмиграции.
В 1926 третьей женой писателя в Париже стала Татьяна Бакунина, исследователь истории масонов, впоследствии доктор Парижского университета и хранительница архивов писателя.
Михаил Осоргин и Татьяна Бакунина
Творчество
В 1928 году Осоргин создал свой самый знаменитый роман-хронику «Сивцев Вражек». В центре произведения — история старого отставного профессора орнитологии Ивана Александровича и его внучки Татьяны, превращающейся из маленькой девочки в девушку-невесту. Хроникальный характер повествования проявляется в том, что события не выстроены в одну сюжетную линию, а просто следуют друг за другом. Центр художественной структуры романа — дом на старой московской улице. Дом профессора-орнитолога — это микрокосм, подобный в своем строении макрокосму — Вселенной и Солнечной системе. В нём тоже горит свое маленькое солнце — настольная лампа в кабинете старика. В романе писатель стремился показать относительность великого и ничтожного в бытии. Бытие мира в конечном счете определяется для Осоргина таинственной, безличной и внеморальной игрой космологических и биологических сил. Для земли движущая, живительная сила — это Солнце.
Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Первая мысль легла в основу очерков, печатавшихся в «Последних новостях» за подписью «Обыватель» и составивших книгу «Происшествия зелёного мира» (София, 1938)
Очеркам присущ глубокий драматизм: на чужой земле автор превращался из «любовника природы» в «огородного чудака», протест против технотронной цивилизации соединялся с бессильным протестом против изгнанничества. Воплощением второй мысли явилось библиофильство и коллекционирование. Осоргин собрал богатейшую коллекцию русских изданий, с которыми знакомил читателя в цикле «Записки старого книгоеда» (окт. 1928 — янв. 1934), в серии «старинных» (исторических) рассказов, вызывавших нередко нападки из монархического лагеря за непочтение к императорской фамилии и особенно к церкви.
В своих двадцати книгах (из них пять романов) Осоргин сочетает нравственно-философские устремления с умением вести повествование, следуя традиции И. Гончарова, И. Тургенева и Л. Толстого. Это сочетается с любовью к некоторому экспериментированию в области повествовательной техники: так, в романе «Сивцев Вражек» он выстраивает череду отдельных глав об очень разных людях, а также о животных. Осоргин — автор нескольких автобиографических книг, которые располагают к себе скромностью автора и его жизненной позицией порядочного человека.
МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОСОРГИН (1878 – 1942) Основные даты жизни и творчества
> |
1878, 7 (19) октября – в Перми в семье потомственных столбовых дворян |
Русские писатели в Берлине в 1922 г. Сидят: А. Белый, М.А. Осоргин, А.В. Бахрах, Б.К. Зайцев. Стоят: А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, П.П. Муратов, Н. Н. Берберова |
|
В. Яновский Из книги «ПОЛЯ ЕЛИСЕЙСКИЕ»
Совершенно равнодушно прошел я мимо некоторых признанных писателей земли эмигрантской (а теперь, пожалуй, советской).
Куприн, Шмелев, Зайцев. Они мне ничего не дали, и я им ничем не обязан.
Бориса Зайцева я все же изредка встречал. Отталкивало меня его равнодушие — хотя и писал он как будто на христианские темы. Стиль его «прозрачный» поражал своей тепловатой стерильностью. Зная немного его семейную жизнь и энергичную жену, думаю, что Борис Константинович в чем-то основном жил за чужой, Веры Александровны, счет.
В 1929 году мне было двадцать три года; в моем портфеле уже несколько лет лежала рукопись законченной повести — негде печатать!.. Вдруг в «Последних новостях» появилась заметка о новом издательстве — для поощрении молодых талантов: рукописи посылать М. А. Осоргину, на 11-бис, Сквер Порт-Руаяль.
Михаил Андреевич тогда выглядел совсем молодым, a было ему, вероятно, уже за пятьдесят. Светлый, с русыми, гладкими волосами шведа или помора, это был один из не многих русских джентльменов в Париже… Как это объяснить, что среди нас было так мало порядочных людей? Умных и талантливых — хоть отбавляй! Старая Русь, новый Союз, эмиграция переполнены выдающимися личностями. А вот приличных, воспитанных душ мало.
Мы с Осоргиным играли в шахматы. По старой привычке он при этом напевал арию из «Евгения Онегина»: «Куда, куда, куда вы удалились?»… Играл он с энтузиазмом.
Чтобы достать шахматы с верхней книжной полки, Осоргину приходилось с усилием вытянуться, хотя по европейским понятиям был он роста выше среднего; его молодая жена, Бакунина, тогда неизменно восклицала:
— Нет, Михаил Андреич, этого я не хочу, чтобы вы делали! Скажите мне, и я достану.
А я, к удивлению своему, замечал, что дыхание этого моложавого, светлоглазого «викинга» после любого резкого движения сразу становится трудным, а лицо бледнеет.
Работал он много и тяжело. Так же как Алданов, Осоргин любил подчеркнуть, что никогда не получал субсидий и подачек от общественных организаций. Ему приходилось писать два подвала в неделю для «Последних новостей». Даже фельетоны его и очерки свидетельствовали о подлинной культуре языка.
4. Произведения
- Очерки современной Италии, 1913
- Охранное отделение и его секреты. М., 1917
- Призраки. М., 1917
- Сказки и несказки, 1918
- Из маленького домика, Riga, 1921
- Сивцев Вражек. Париж, 1928
- Кабинет доктора Щепкина (19??)
- Вещи человека. Париж, 1929;
- Повесть о сестре, Paris, 1931
- Чудо на озере, Paris, 1931
- Свидетель истории 1932
- Книга о концах 1935
- Вольный каменщик, 1937
- Повесть о некоей девице, Tallinn, 1938
- В тихом местечке Франции (июнь-декабрь 1940). Воспоминания, Paris, 1946
- Письма о незначительном. Нью-Йорк, 1952
- Времена. Париж, 1955
- Дневник Галины Бениславской. Противоречия // «Глагол», № 3, 1981
- Мемуары изгнанника // «Время и мы», № 84, 1985
- Пенсне
5.1. Издания
- Заметки старого книгоеда, Москва, 1989
- Осоргин М. А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. — М.: Современник, 1989. — 624 с. — (Из наследия). — 100 000 экз. — ISBN 5-270-00813-0
- Осоргин М. А. Сивцев Вражек: Роман. Повесть. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1990. — 704 с. — (Литературная летопись Москвы). — 150 000 экз. — ISBN 5-239-00627-X
- Собрание сочинений. Т.1-2, М.: Московский рабочий, 1999.
Творчество Осоргина
Одно из своих самых известных произведений — роман «Сивцев Вражек» — Осоргин выпустил в 1928 году. Главные герои повествования — старый ученый, профессор орнитологии в отставке Иван Александрович, а также его внучка Татьяна. Она живет вместе с престарелым родственником и по ходу произведения превращается из юной девочки в молодую невесту.
Этот роман еще называют и хроникой. Это иллюстрируется тем, что повествование разворачивается не по строгой сюжетной линии. В центре «Сивцева Вражка» — дом, в котором живет профессор Иван Александрович. Литературоведы сравнивают его даже с микрокосмом. Образом солнца в центре этой Вселенной является настольная лампа в кабинете ученого.
Две основные идеи в творчестве Михаила Осоргина — любовь к окружающему миру и тяга к миру, на первый взгляд, не самых важных и обычных вещей.
Страсть к природе лежит в основе серии очерков, опубликованных Осоргиным в «Последних новостях» под псевдонимом Обыватель. Позднее они были выпущены отдельной книгой «Происшествия зеленого мира». В них просматривается глубокий драматизм.
Вторая основополагающая идея — в увлечении Осоргина собирательством книг и коллекционированием. В его собственности — огромная коллекция отечественных изданий, подробный перечень которых представлен в «Записках старого книгоеда», а также в сборнике исторических новелл, нередко критиковавшихся представителями монархического лагеря. В печати они выходили в 1928-1934 годах. Критики особенно рьяно отмечали в них непочтительное отношение к императорской семье и руководству православной церкви.