Наука
Хотя Монтескье занимал высокую государственную должность, вскоре у него пропал всякий интерес к государственным делам. Это привело к тому, что в 1726 г. он оставил политику, предпочтя ей научную деятельность.
Мужчина вел обособленный образ жизни, не стремясь посещать какие-либо светские мероприятия. В период биографии 1728-1731 гг. он часто путешествовал по европейским странам, проводя глубокие исследования в разных областях науки.
Интересен факт, что тогда же Шарль Луи де Монтескье стал членом масонской ложи «Горн». В Париже он регулярно посещал литературные салоны и клубы. Одновременно с этим, он работал над своим ключевым сочинением «О духе законов», которому посвятил более 20 лет жизни.
Данная книга представляла собой трактат по политической философии, ставший одним из главных трудов эпохи Просвещения. И хотя книга оказалась под запретом, она в кратчайшие сроки обрела известность не только во Франции, но и далеко за ее пределами.
В сочинении «О духе законов» Монтескье сформулировал идеи о потребности разделения властей и отмены рабства, которые легли в основу доктрины либерализма. В ней красной нитью проходила тема, касающаяся политической свободы: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
При этом Шарль Монтескье разделял принципы правления: для республики наиболее действенна политическая добродетель, для тирании – страх, а для монархии – честь
Важно отметить, что он был одним из первых, кто пропагандировал идеи о разделении властей
Политолог заявлял, что в каждом государстве власть должна делиться на – законодательную, судебную и исполнительную. При этом исполнительная власть обязана находиться в руках правителя страны. Позднее он вывел ключевые факторы политического либерализма: отделение государства от гражданского общества, разделение властей и индивидуальная свобода, основанная на естественном праве.
Идея разделения властей по принципу Монтескье, сегодня лежит в основе каждого современного демократического строя. Он также был сторонником географической школы – концепции, согласно которой общественное развитие является не следствием проявления объективных закономерностей развития общества, а результатом влияния природных сил.
Таким образом, климат, почва, животный и растительный мир, наряду с другими подобными факторами, собственно, и определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты населения.
За годы научной биографии Монтескье добился большого признания в мире. Он был членом Французской академии и Лондонского королевского общества, а также являлся иностранным членом Берлинской академии наук. Его знаменитыми трудами также считаются «Персидские письма», «Книдский храм» и «Опыт о вкусе».
Книги (4)
Избранные произведения о духе законовРаздел библиотеки: Философия
Ш.Л. Монтескье великий французский философ-просветитель, основоположник географической школы в социологии.
Монтескье отличался огромным историческим кругозором, что нашло отражение в его «Избранных произведениях о духе законов». Работа Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, систематизирующее его философские, социологические, исторические, экономические и юридические взгляды. Над ним Монтескье работал около 20 лет — с 1728 по 1748 г.
Читать »
О духе законовРаздел библиотеки: Философия
В настоящий том серии «Из классического наследия» вошло главное произведение французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье, блестящего знатока истории, теории права и государства, одного из основоположников географической школы и социологии.
Отталкиваясь от антропоцентрической позиции и выводя свои принципы не из предрассудков, а «из самой природы вещей», Монтескье создал свой итоговый философский труд не с целью порицать установления какой бы то ни было страны.
Читать »
Персидские письмаРаздел библиотеки: Разное
«Персидские письма» (1721) Монтескье — изящный фривольный эпистолярный роман, жемчужина французской прозы первой половины XVII века.
Послания двух персидских путешественников Узбека и Рика, которые странствуют «по варварским землям Европы», дополняются письмами их оставшихся на родине корреспондентов. Описания парижских нравов, кафе, мод, театров сменяются остроумным рассказом о порядках, царящих в серале, и дворцовых интригах.
Читателей вряд ли обманул внешне наивный тон повествования. Встреча Запада и Востока на страницах романа стала одним из крупных художественных открытий, обеспечивших непреходящую ценность этого произведения Монтескье.
Читать »
Размышления о причинах величия и падения римлянРаздел библиотеки: Философия
«Размышления о причинах величия и падения римлян» — философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748.
В «Размышлениях» автор на примере римской истории доказывает, что только там, где граждане свободны и независимы, там, где весь народ участвует в управлении государством, общество в состоянии успешно развиваться. В прочих случаях государство теряет своё величие и в конечном счете терпит поражение от внутренних и внешних врагов.
Читать »
Добавить отзыв
Шарль Луи де Секонда Монтескьё
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — представитель философии французского
Просвещения. Он происходил из дворянского гасконского рода. Получив классическое
и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях,
что дало ему возможность изучить юридическую практику Франции того времени.
Затем отходит от всего этого и посвящает себя изучению естественных и
общественных наук. Первый его литературный опыт — роман «Персидские письма»
(1721) — имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально- абсолютистский
режим. Основной работой Монтескье по праву считается произведение «О духе
законов» (1747). Еще он написал «Рассуждение о причина величия и падения римлян»
(1734).
В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования
разных форм общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную форму
общественного развития, необходимо почитать то законодательство, которое
существует в данном обществе.
Монтескье различал два типа законов, существующих в обществе:
1) «естественные», которые определяются биологическими, природными
характеристиками человека и выражают его отношения к природе я к другим людям,
но, так сказать, во внеобщественном состоянии;
2) социальные законы.
Монтескье выделял три основных образа правления, существовавших в истории:
республиканский, монархический, деспотический. Он полагал что юридические нормы
государства определяются формой государства, законы же — это юридические
выраженные правила, определяющие отношения между верховной властью и членами
общества. Эти законы, согласно Монтескье, формируют политическую свободу,
состоящую в том, что каждый имеет право делать все, что дозволено законами.
Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что законодательства,
характерные для определенных форм правления, а именно демократического,
монархического и деспотического, детерминированы различными факторами:
характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. географической средой),
нравами, обычаями, религиозными верованиями, численностью населения.
Тем самым Монтескье попытался осознать общество как целое, связанное в единое
целым рядом условий, факторов. Эта целостность и определяет, согласно Монтескье,
«дух народов». Каждая форма правления — своеобразная структура, все элементы
которой взаимосвязаны и необходимы для функционирования целого. В каждой
социальной структуре главным элементом Монтескье считал ту или иную человеческую
страсть, которая дает возможность действовать, чтобы сохранить устойчивое
состояние. Для республики характерна добродетель, для монархии — честь, для
деспотии — страх. Если та или иная «страсть», или психологический принцип,
ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым Монтескье устанавливал
определенную зависимость между образами правления и психологией народов, что
имело под собой важные основания. Монтескье выводил эти зависимости из
географической среды, в которой главную роль играли климат, почва и рельеф
местности.
Составная часть учения Монтескье — его концепция «разделения властей»,
которая в определенной степени была развитием идей Локка. Монтескье указывал,
что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть
при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии. Он писал, что
необходимо разделить «власть создавать законы, власть приводить в исполнение
постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или
тяжбы частных лиц». Только подобное государственное устройство, в котором все
эти власти разделены, может обеспечить такое положение, «при котором никого не
будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что
закон ему позволяет» . Эта концепция
Монтескье имела огромное демократическое содержание и не потеряла своего
значения до настоящего времени.
Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.
Шарль Луи Монтескьё
Эпоха Просвещения славится своими выдающимися, талантливыми и разносторонними личностями, которые творили историю. Одним из них был Монтескье Шарль Луи. Этот французский писатель, экономист, философ и правовед внес значительный вклад в создание государственных и правовых доктрин. Его многочисленные труды оказали большое влияние на возникновение и развитие государственности, а трактат «О духе законов» принес Монтескье всемирную популярность.
Шарль-Луи де Секонде родился 18 января 1689 года в семейном замке Ла Бреде недалеко от Бордо. Мальчик рано потерял мать — она умерла, когда ему было семь лет. В возрасте десяти лет отец отправил Чарльза в монастырскую школу Ораториум. Здесь молодой Монтескье познакомился с античной литературой и заинтересовался философией.
Окончив религиозную школу в 1705 году, Карл начал самостоятельно изучать право. После смерти отца в 1713 году молодой человек был передан на попечение дяди, который устроил его на службу в парламент. В этот момент пригодились знания Чарльза в области юриспруденции и права, поскольку парламент в то время был высшим судом страны.
Шарль женился в 1715 году, женившись на Жане Лартинг, молодой женщине с богатым приданым, которая родила ему троих детей — двух дочерей и сына. Принято считать, что это был брак по расчету и что на выбор жены повлиял его дядя.
После смерти дяди в 1716 году Чарльз унаследовал от него большое состояние и титул. Кстати, имя Монтескье, под которым он известен всему миру, относится именно к этому времени. Кроме того, 27-летний Шарль Луи Монтескье должен был возглавить парламент Бордо.
Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё
Работа «О Духе Законов»
Законы, принимаемые мужчинами, должны основываться на возможности свободных отношений, а отношения правосудия должны предшествовать закону, который их устанавливает. У людей есть некоторые законы, которые определяют отношения между правителем и правящим — это политический закон. Существует также свод законов, которые определяют отношения между всеми гражданами — это гражданское право.
Как только люди объединились в обществе, они потеряли осознание своей слабости. Равенство, которое существовало до исчезновения и начала войны. Каждое общество осознает свою власть — отсюда и состояние войны между нациями. Индивидуумы чувствуют свою силу — начинается война между индивидуумами. Объект войны — это победа, а объект победы — это завоевание. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, составляющих закон наций.
Мир управляется не божественным провидением или удачей, а объективными общими причинами морального и физического порядка, которые действуют в каждом обществе и определяют «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.
Человек определяется как материальными, так и идеальными факторами:
- С одной стороны, климат, почва, рельеф;
- С другой стороны, обычаи, религия, законы и принципы управления.
В результате всего этого формируется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может привести к изменению духа нации. Необходимо, чтобы законодательная власть соответствовала духу народа, потому что этот дух не противоречит принципам правления, так как народ делает лучшее, что он свободно делает в соответствии со своим природным гением. Основная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, которую он отстаивает, — это политическая свобода.
Главная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. По мнению Монтескье, разделение и взаимное сдерживание властей является главным условием обеспечения политической свободы в ее отношении к структуре государства.
Известны три формы правления: Республика, Монархия, Деспотизм. Чтобы раскрыть их сущность, идей, которые даже невежественные люди имеют о них будет достаточно.
Республиканское правительство: когда власть находится в руках всего народа, это демократия, или в руках части народа, это аристократия. Монархия: концентрация всей власти в руках одного человека, правление которого наравне с дворянством определяется фиксированными непреложными законами, не позволяющими монархии превратиться в деспотию. Деспотизм: человек, который произвольно игнорирует все законы и правила.
Принципы правления:
- Республика — Добродетель;
- Монархия — Честь;
- Деспотизм — Страх.
Одним из основополагающих законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако, помимо постоянных законов, необходимы также указы Сената, которые являются актом временного действия.
Он охарактеризовал основные законы аристократии как право одной из секций народа принимать законы и следить за их исполнением.
Фундаментальные законы монархии определяются наличием косвенных способов перемещения власти. Самым важным из этих путей является власть дворянства, потому что если нет дворянства, то монарх становится деспотом.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
- Соотношение сознания, психики, мышления и познания
- Понятие этнической общности людей
- События 1917 года глазами русских философов
- Этапы философии Нового времени
- Первые высшие технические учебные учреждения в России
- Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
- Л. Лопатин и его философия
- Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков
- Проблема истины в гносеологии
Критика Монтескье
Он ориентируется на наиболее существенные аспекты феодального государства: королевскую власть и католическую церковь. В ХХХVII Письме Монтескье пишет портрет «Короля Солнца» Людовика XIV, ставшего классическим образцом абсолютного монарха. Как выглядит французский король? Театральная маска величия сбрасывается, и перед нами предстает бездарный и тщеславный человек, который принимает турецкий и персидский деспотизм за свою желанную модель. Он любит славу и трофеи войны и в то же время не хочет ставить доброго генерала во главе войск; он отличает лакея и не затмевает достойного патриота. Наконец, он полностью во власти своей восьмидесятилетней любовницы (мадам Ментенон). Позже Монтескье назвал Людовика XIV «жадным по отношению к своему народу». Он также саркастически нападает на католическую церковь. Функция епископов, которую он иронизирует, состоит в том, чтобы позволить верующим нарушать законы в обмен на соответствующие денежные пожертвования. Это также функция папы, «старого идола, польщенного привычкой». Когда Монтескье был в Риме в 1738 году, он представился Папе Римскому. Последний принял его очень любезно, и даже позволил ему и всей его семье не соблюдать никаких постов до конца жизни. Монтескье был благодарен за такую лестную привилегию. Однако на второй день Папа послал ему быка, освобождающего его от поста, и счет на красивую сумму. Издевательский книжник вернул и быка, и счет Папе Римскому, заявив, что возьмет его на слово. Монтескье решительно осуждает религиозную нетерпимость Людовика XIV, который отменяет Нантский эдикт Генриха IV1 года. Он заявляет, что религиозный фанатизм породил бесчисленное количество кровопролитий, преступлений и беспощадных войн. «Никогда не было империи, в которой так много внутренних раздоров, как в Царстве Христа.» Писателя интересует не только церковь, но и религия. Земля является «атомом», «только точка во Вселенной», и боги являются не более чем создание воображения человека, который сделал их по своему образу и подобию. «Кто-то метко сказал, — пишет он, — что если треугольники сделают себя богами, они дадут им три стороны». В 1751 году некий аббат Готье опубликовал памфлет против писателя, который он назвал «Персидские письма», богохульной книгой».
Монтескье позволяет себе остроумные шутки и каламбуры о святой личности Божьей. Философ хорошо знал политическую реакционную природу церкви и религии. В его трудах мы находим такое предложение: «Христианство, как и магометанство, заботится только о благе грядущей жизни и жертвует ей земной жизнью, а поскольку религия подавляет в нас желание обеспечить земное процветание, то деспотизм, распространяющийся повсюду, угнетает нас все больше и больше» («Мысли и фрагменты»).
Фундаментальная революционная доктрина
Французское Просвещение создало доктрину естественных прав человека. Они утверждали, что сама природа дает людям право на счастье, свободу, удовлетворение естественных физических и духовных потребностей. Мыслители эпохи Просвещения считали, что политический порядок и законы должны утверждать этот разумный, естественный порядок вещей; в противном случае люди имеют право отвергать как правительство, так и законы, противоречащие естественному порядку вещей. Таким образом, возникла доктрина нравственного права народа на свержение деспотизма силой. Эта фундаментальная революционная доктрина мыслителей Просвещения была впервые выдвинута Монтескье, и в самой скромной форме — «Сказки о нравственности восточных гаремов». (Гнев одной из наложниц узбеков Роксаны против законов гарема, законов, противоречащих природе, приобретает в романе Монтескье глубокое философское и политическое значение. «Я заменил ваши законы законами природы», — с гордостью заявляет Роксана своему угнетателю. Роксан погибает. Ее ждет ужасная казнь. Но она умирает непобедимой. Моральная прямота на ее стороне. «Когда государь, вместо того чтобы обеспечить счастливую жизнь своим подданным, осмеливается их угнетать или уничтожать, причина послушания отпадает: подданные больше не связаны с государем, ничто не связывает их с ним, и они возвращаются к своей естественной свободе», — пишет Монтескье. По мнению Монтескье, монархия имеет ряд преимуществ перед деспотизмом. В нем больше свободы, как отмечает узбек в своих письмах, где женщины не угнетаются, как в Персии. В монархии преобладающим стимулом, который сдерживает или побуждает человека к действию, является честь, в то время как в деспотизме стимулом является страх. Но в любой момент монархия может легко превратиться в деспотизм. Это его порок.
Биография писателя
Шарль Луи де Секонда Монтескьё (Charles-Louis de Seconda Montesquieu), барон де Ла Бред и де Монтескьё (Baron de La Brede et de Montesquieu), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 веков. Родился 18 января 1689 года в замке Ла Бред близ Бордо. Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 века. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 году женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.
«Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.
В 1721 году Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.
В 1728-1731 годах Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.
В конце 1748 года в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.
Поэтический талант
После Персидских писем Монтескье больше не занимался художественным творчеством всерьез. Правда, он написал две галантные поэмы в духе классицистической поэзии того времени — «Храм книги» и «Путешествие в Пафос». К этим стихам Монтескье сам придавал мало значения. Он полностью посвятил себя изучению истории и права. Мысли, выраженные в «Персидских письмах», всегда волновали писателя. Чтобы проверить правильность своих взглядов на политические институты, законодательство, различные системы управления, Монтескье отправился в Западную Европу. В течение трех лет (с апреля 1728 г. по апрель 1731 г.) он жил за пределами Франции, серьезно и тщательно изучая общественно-политическую организацию Италии, Голландии, Германии и особенно Англии. Монтескье указал на недостатки буржуазной системы. «Мы видим, что в странах, где один только дух торговли оживляет людей, все человеческие дела и даже нравственные добродетели становятся бизнесом» («Дух законов», гл. XX, гл. II). А в другом эссе «Деньги высоко ценятся в Англии, добродетель и честь мало ценятся, а кривость проникла во все классы (Записки об Англии)». Но, в целом, Монтескье был очень доволен порядком в Англии после «Славной революции» 1688 года. Он вернулся во Францию как ярый сторонник британских политических институтов и даже разбил свой парк в манере английских парков: «Для меня, чтобы взять у вас отпуск, мое поместье Ла Брэд, где вы найдете красиво украшенные мысли, которые я позаимствовал у Англии», — писал он друзьям. В Англии Монтескье встретился с видными политическими деятелями того времени — Уолполом, Болингброком. Он даже путешествовал вместе по Европе с графом Честерфилдом. В Честерфилде Монтескье познакомился со Свифтом и поэтом Попом. Его также представили Королеве. В Англии он был избран членом ученого Королевского общества. Монтескье, после возвращения во Францию, стал немного лучше. Теперь, следуя примеру Англии, он уже хочет союза буржуазии с аристократией, считает его лучшим выходом и защищает привилегии дворянства. Обращаясь к министрам, он пишет: «Ты, кому доверены интересы французского дворянства, не бросай завистливых взглядов на почетные права этого сословия и не протягивай жадных рук своих к их собственности». Он тщательно составляет генеалогию своей семьи, а ранее в «Персидских письмах» смеется над теми, кто пытается «очистить предков и украсить двери каретки гербами».
Шарль Луи Монтескье
Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.
Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.
Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.
Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.
Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.
В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.
Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.
Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.
В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.
Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.
Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).
Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.
Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».
Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).
Работы Монтескье:
«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.
Ссылки
- Биографии и жизнь. Барон де Монтескье. Получено с сайта biografiasyvidas.com
- Муньос Фернандес, Виктор. Биография Монтескье. Получено с redhistoria.com
- Сара Посада Исаакс, Андрес Мехиа Верно. «Дух законов» Монтескье. Получено с сайта ambitojuridico.com
- Шеклтон, Роберт. Монтескье. Получено с britannica.com
- Бок, Хилари. Барон де Монтескье, Шарль-Луи де Секондат. Получено с plato.stanford.edu
- Бенрекасса, Жорж. Дух закона. Получено с dictionnaire-montesquieu.ens-lyon.fr
- Макфарлейн, Алан. Монтескье. Получено с alanmacfarlane.com
- Пэнгл, Томас Л. Богословские основы либеральной современности в книге Монтескье «Дух законов». Восстановлено с books.google.es
- Боше Р. Боязнь монархов и купцов: две теории деспотизма Монтескье. Западный политический квартал. 1990; 43(4): 741–761.
- из Дейна А. О политической свободе: пропавшая рукопись Монтескье. Политическая теория. 2011; 39(2): 181–204.
- Кесслер С. Религия и либерализм в персидских письмах Монтескье. Политика. 1983; 15(3): 380–396.
- Краузе С. Дух отдельных властей в Монтескье. Обзор политики. 2000; 62(2): 231–265.
- Окенфусс М. Дж. Катерина, Монтескье и Империя. Jahrbücher Für Geschichte Osteuropas. 2008;3: 322–329.
- Олссон О. Ханссон Г. Размер страны и верховенство закона: воскрешение Монтескье. Европейский экономический обзор. 2011; 55(5): 613–629.
- Томас Д. А. Переговоры о вкусах в Монтескье. Исследования восемнадцатого века. 2005;39(1): 71–90.
- Уорд Л. Монтескье о федерализме и англо-готическом конституционализме. Публий. 2007; 37(4): 551–577.
Теории деспотизма
Монтескье дал новое определение термину «деспотизм», пытаясь придать этому слову большее значение. Это новое понимание деспотизма имело далеко идущие интеллектуальные и политические последствия.
В своем новом определении Монтескье связал деспотизм с такими понятиями, как страх, насилие, изоляция и бедность, но он также связал его с жадностью, удовольствиями, урбанизацией и перераспределением богатства.
Важность этого вклада Монтескье заключалась в том, что он сам критиковал монархии и купцов, исходя из своего определения деспотизма. Эта критика была широко встречена и вызвала серьезные изменения в европейской и мировой политике
Личная жизнь
В 26 лет Шарль Луи женился на подобранной дядей невесте — обладательнице большого приданого Жанне де Лартиг. Ни физические недостатки девушки (Жанна хромала), ни ее протестантское вероисповедание не остановили жениха. По закону де Лартиг обязана была перейти в католичество, но невеста отказывалась это сделать. На счастье Шарля Луи священнику, проводившему венчание, не пришло в голову поинтересоваться вероисповеданием новобрачной.
Рассуждения философа о свободе относились только к представителям сильного пола. Жену Шарль Луи запер в замке и не выпускал не только в Париж, но и в Бордо. Мужчина изменял супруге, родившей сына и двух дочерей. Несмотря на интрижки с дамами, сердце де Монтескьё принадлежало только науке и книгам.
Как и у других философов, у Шарля Луи не всегда получалось в личной жизни следовать постулатам, сформулированным в его трудах. Известна цитата де Монтескьё:
Однако со своими наследниками мыслитель общался весьма сурово, хотя души в них не чаял, особенно в младшей дочке.
Личность Монтескье
Воспитание и пример отца сделали из Шарля Луи особого представителя дворянства. Он не шел открыто против устоев общества, но и не прогибался под требования двора. Имея состояние и знатную фамилию, Монтескье не пользовался всеми благами, которые были для него возможны. Он вел уединенный и закрытый образ жизни и не любил светские мероприятия. Салоны Шарь Луи посещал исключительно с целью наблюдения за обществом. Ему было интересно отмечать характерные черты разных слоев и анализировать их.
Монтескье много времени проводил в библиотеках и постоянно что-то читал или диктовал тексты своему помощнику. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и большую часть времени проводил за работой. Среди друзей и знакомых Монтескье было много ученых, литераторов и людей творческих профессий. Все они признавали острый ум и писательский талант Монтескье.
Дух закона
Эта работа была опубликована в 1748 году и подверглась резкой критике со стороны католической церкви. Религиозное учреждение включило его в свой Индекс запрещенных книг. Это не помешало ему стать очень популярным в Европе Просвещения.
Помимо теории разделения властей, книга развивает полную теорию хорошего правительства. В социологическом плане Монтескье утверждал, что структура правительства и его законы определяются условиями жизни людей. Короче говоря, только с учетом всех социальных, культурных и экономических аспектов может быть создана стабильная политическая система.
Аспект разделения властей был взят из английской системы после прихода в эту страну конституционной монархии. Для автора эта система намного превосходит деспотизм, которым жила Франция.
Таким образом, он указал на необходимость, чтобы три традиционные власти — исполнительная, судебная и законодательная — не контролировались одними и теми же людьми. Таким образом достигается благоприятный баланс.
Монтескье также размышлял о типах правительства: республиканцы, которые могут быть демократами или аристократами; демократические монархисты с королем с ограниченными полномочиями; и деспотики.