Эмпиризм Гоббса
Согласно Гоббсу, единственный предмет философии (и науки вообще) – тела, ибо существуют лишь материальные и конечные предметы. Бог же непознаваем, и философия не может судить о нём. Божество и душа – объекты не разумного познания, а данной в откровении веры и связанной с ней теологии.
Человеческое мышление Гоббс сводил к одной логике, а её ограничивал несложными математическими операциями сравнения и различения, сложения и вычитания. Такой подход естественен для мировоззрения, которое сводит всю реальность к одним телам, но трактовка Гоббса даже и для него является крайне упрощённой.
В теории познания Гоббс провозглашает последовательный эмпиризм. Логика, по его мнению, оперирует исключительно данными, полученными из опыта. Движения вызывают в наших органах чувств впечатления, а впечатления – движения внутри нас. Мысли и есть эти происходящие внутри человека движения. Они, следовательно, являются обычными перемещениями телесных субстанций, не содержа в себе ничего идеального. Обработку идей сознание совершает путём физиологической связи между материальными следами движений. Сравнение, соединение и разделение перерабатывают простые эмпирические идеи в более сложные – в своих философских сочинениях Гоббс сравнивает это с тем, как идеи последовательных чисел возникают из соединения идей отдельных единиц. Идей бестелесных предметов у нас быть не может, так как таковые предметы не воспринимаются чувствами. Сравнение, соединение и разделение не изменяют простые идеи, полученные опытом из ощущений, а лишь рассматривают их то рядом, то в слиянии, то раздельно. Это учение Гоббса о познании оказало сильное влияние на Локка и многих других английских философов-эмпириков.
Воля, как и познание, возникает из впечатлений от внешнего мира. Кроме логических выводов последние порождают чувства удовольствия и неудовольствия. Удовольствие индивид стремится усилить, неудовольствие – ослабить. И то, и другое – лишь движения в сердце человека, как восприятие есть движения в его мозгу. Вещи, которые вызывают в нас удовольствие, мы считаем добром, а те, которые рождают противоположные чувства – злом. Стремление сохранить и усилить удовольствие переходит в действия, а противоположная тяга ведёт к воздержанию от действия. Результат выбора между действиями и воздержанием от них называется волей. Волевой выбор внешне свободен, но, рассматривая его подспудные корни, легко убедиться, что он всегда необходимо склоняется в сторону сильнейшего влечения. Поэтому говорить о свободе воли можно лишь с существенными оговорками.
В этике Гоббс, как и большинство материалистов, провозглашает относительность морали. Абсолютного добра не существует. То, что есть добро для нас, является злом для наших врагов. Понятие о добре, по философии Гоббса, сводится к повседневным чувствам прекрасного и полезного, не основываясь ни на чём более возвышенном.
Религия и государство
В своих трудах Гоббс делал акцент на анализе теологических вопросов — это было обусловлено тем, что взаимоотношения церкви и государства выступали в качестве основной проблемы английской революции. Философ сформировал принцип, согласно которому договор между людьми является более приоритетным, по сравнению с соглашением с Богом.
Он считал, что религиозные убеждения представляют собой плод воображения людей. Еще одной причиной возникновение религии является суеверность людей и ограниченность их знаний, поэтому проявляется стремление в поиске объяснений окружающих явления как божественного проявления или предзнаменования. Человек, который хочет обнаружить первопричину всего, пытаясь руководствуется разумом и логикой, приходит к выводу о том, что началом всего сущего может является Бог. Однако сам Гоббс активно продвигал позицию, согласно которой истинная религия – это вера в государство.
Граждане и церковь должны подчиняться монарху, только в таких условиях государство может развиваться. Другими словами церковь и государства являются частью одного целого.
Философия
Философ Гоббс был материалистом, отрицавшим существование бестелесной духовности и задумавшим собственную систему мышления о человеке и Вселенной. В ранних трактатах ученый рассматривал тело с точки зрения механики, считая, что специфические телесные движения вовлечены в процесс производства специфических явлений, таких, как ощущения, знания, привязанности и страсти, и определяют взаимодействие людей и образование общества.
Философ Томас Гоббс
Бюст и портрет Томаса Гоббса
В этой работе философ описывал образ человека, сопоставил его с материей, находившейся в непрерывном движении, без обращения к бестелесной нематериальной душе и абстрактному понятию идеи. Рассуждая о добре и зле, Гоббс утверждал, что они являлись людскими желаниями или тенденциями двигаться к объекту или от него.
Отрицая общественное понятие величайшего блага, ученый допускал существование величайшего зла, которое выражалось в страхе насильственной смерти и служило опорой государственной власти. Нахождение человека вне политической коалиции неминуемо приводило к анархическому состоянию, влекущему войну всех против всех.
Отдавая предпочтение монархии, ученый писал, что богатство, власть и честь единоличного правителя вытекают из благосостояния, силы и репутации подданных, а в демократическом или аристократическом государстве такая ситуация невозможна.
Трактат впервые опубликовали в 1651 году, поместив на титульном листе гравюру с портретом гиганта в кольчуге из крошечных человеческих тел, возвышавшегося над холмами и равнинами. И Гоббса начали хвалить и критиковать больше, чем кого-либо из видных мыслителей той эпохи. Молодые философы подхватили идеи автора работ о государстве, развили их в собственных произведениях. Одним из самых знаменитых последователей Гоббса стал английский ученый-материалист Джон Локк.
Философ Джон Локк
Ученый ввел понятия обдуманных и опрометчивых действий, называя их последовательностью желаний, а свобода трактовалась как отсутствие внутренних и природных препятствий к принятию решений. Философ полагал, что все происходящее подвергалось вмешательству внешнего агента и не могло случаться само по себе.
Работы Гоббса стали классикой политической философии и неоднократно переводились на иностранные языки. После смерти ученого в Англии издали Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England и Behemoth, or The Long Parliament, написанные в 1666 и 1668 годах.
Соотношение морали и права
Предпосылки возникновения права, как единственного способа урегулирования отношений между людьми, Гоббс видел в человеческой природе. Эгоизм и гедонизм – основные стимулы деятельности. Разногласия, жажда признания, стремление удовлетворить свои потребности подталкивает людей к насилию. Человек нападает или защищается, но в любой ситуации остается врагом для других людей. Состояние вечной войны естественно. Оно существует там, где отсутствует гражданское общество.
Создать нормальные условия для существования людей может только государство. Оно регулирует действия людей и является гарантом мирного сосуществования. Свое поведение, человек обязан соотносить с законом. Следует отличать закон от права. Закон определяет допустимые и недопустимые действия, а право предоставляет свободу выбора действий. Основа создания государства – отказ людей от права на насилие.
Новое слово в политической философии
В 1560 году Карл II Стюарт торжественно въезжает в Лондон. Король понимает, что идеи Гоббса прочно засели в головах его подданных – ему приходится править совместно с парламентом. К философу возвращается монаршая милость. Карл неоднократно встречался с Гоббсом, назначил ему пенсию и заказал его портрет. Гоббс не участвует в политической жизни страны, но мода на него растет. Однако верхушка англиканской церкви его не жалует. Вскоре и в придворных кругах появились негативные интонации. Роялисты захотели вернуться к старым порядкам и абсолютной власти.
Гоббсу, призывавшему повиноваться узурпатору Кромвелю, стали напоминать о его безбожии. Старик-философ пытается защищаться. Он переписывает «Левиафан», где с еще большей силой подчеркивает свою лояльность к реставрированной монархии. На закате своей жизни он все еще полон замыслов. Он пишет историю церкви и много переводит с древнегреческого. При этом он почти не читает. Сам Гоббс говаривал, что если бы он читал столь же много, как другие, он был бы столь же невежественен, как они. Чтению он предпочитал живую и остроумную беседу с интересными людьми, а таковых в его жизни было достаточно.
Он до последних дней обходился без посторонней помощи, а о преклонном возрасте свидетельствовало лишь старческое дрожание рук. Он не боялся смерти – скорее она боялась его. Томас Гоббс умер в возрасте 92 лет и похоронен в семейном склепе Кавендишей. Эпитафия на его могиле красноречиво свидетельствует о значении философа не только для Англии, но и всей западной цивилизации – «Достойный муж, широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине».
Сами того не замечая, мы живем в социальной парадигме, заданной Томасом Гоббсом. Идеи естественного равноправия людей, общественного договора и гражданского общества были развиты последующими философами и легли в основу либерализма. В политических системах большинства стран планеты идеи Гоббса растворены в виде общих (мировоззренческих) принципов. Впрочем, идейные преемники философа не приняли слишком мрачный взгляд на человека. Концепция доброго дикаря (Жан-Жак Руссо), испорченного цивилизацией, нравится больше политическим элитам Англии, Франции и Германии. Народы этих стран на собственной шкуре могут убедиться в прекрасных достоинствах дикарей из Сирии, Алжира и Ливии. Совершенно очевидно, что сами дикари предпочли бы Томаса Гоббса более оптимистичному Джону Локку и Жану-Жаку Руссо. Конечно, если бы интересовались политической философией.
Страсти по Гоббсу
Ему досталось время бурных перемен. Испанский флот, подошедший к берегам Англии, произвел на беременную мать Томаса Гоббса самое удручающее впечатление – она родила преждевременно. Его отец, сельский священник, не отличался благонравием и ссорился не только с прихожанами, но и с коллегами. Мальчика воспитывал дядя, который отдал его в приходскую школу
В частном учебном заведении Латимера на способности Томаса обратили внимание. Сам директор занимается с одаренным учеником по вечерам
В 14 лет будущий философ впервые проявил свой талант, сделав латинский перевод древнегреческой трагедии «Медея». При содействии Латимера и дяди он поступает в один из колледжей Оксфордского университета. Пять лет Гоббс постигает здесь логику Аристотеля и физику. Схоластика не пришлась по вкусу одаренному студенту. Вместо того, чтобы занять место преподавателя, он становится наставником и компаньоном барона Кавендиша, впоследствии графа Девонширского.
Служба у барона позволяет Гоббсу путешествовать. Во Франции он наблюдает смятение, вызванное убийством короля Генриха IV, а в Италии дышит воздухом возрождения. Ему интересно общаться с Галилео Галилеем и Рене Декартом. В Лондоне выходит в свет книга Френсиса Бэкона «Новый органон». В следующем, 1621 году Гоббс лично знакомится с автором, который уже отстранен от государственных дел. Опальный Бэкон всецело посвятил себя научной деятельности, и Гоббс помогает ему в этом. Знакомится он и с другим английским мыслителем Гербертом Чербери, основателем религиозно-философской концепции деизма. Гоббс впитывает идеи своих современников, чтобы создать первую концепцию государственной власти, возникшей естественным образом.
Цитаты О политике
«ПРИРОДА (искусство, посредством которого Бог создал мир и управляет им) – это искусство человека, как и во многих других вещах, поэтому в этом также имитируется, что из него можно сделать искусственное животное. . . Ибо с помощью искусства создан тот великий ЛЕВИАФАН, называемый СОДРУЖЕСТВОМ, или ГОСУДАРСТВОМ (на латыни CIVITAS), который является всего лишь искусственным человеком, хотя и более высоким и сильным, чем естественный, для защиты и защиты которого оно предназначалось; и в которой суверенитет – это искусственная душа, дающая жизнь и движение всему телу ». (Левиафан, Введение)
Первая строка Левиафана Гоббса резюмирует основной смысл его аргументов. , то есть правительство – это искусственная конструкция, созданная человеком. Он связывает это с центральной метафорой книги: правительство как личность сильнее и выше людей благодаря своей коллективной силе.
«Временное и духовное правление – это всего лишь два слова, принесенные в мир, чтобы заставить людей взглянуть вдвойне и ошибиться в своем законном суверене». (Левиафан, Книга III, Глава 38)
Гоббс был ярым противником католической церкви и считал притязания Папы на светскую власть несостоятельными. подделка. Эта цитата поясняет его позицию, что это не только неверно, но и фактически сеет путаницу среди людей в отношении высшей власти, которой они должны подчиняться.
Детство и юность
Томас появился на свет 5 апреля 1588 года в небольшом городке Малмсбери, который расположен на реке Эйвон в Британии. Родился он в семье бывшего священника Томаса, родители не были достаточно образованными.
За воспитание ребенка был ответственным хорошо обеспеченный дядя, который, в свою очередь, круто изменил судьбу Томаса. Он был начитанным и рассудительным. Ему нравилось изучать древнегреческую литературу и неизведанные иностранные языки, чем и привил племяннику любовь ко всему, связанному с обучением и саморазвитием.
Мальчику нравилось учиться и познавать новое, поэтому мама и дядя посчитали нужным отправить четырехлетнего Томаса в церковную школу, где он показывал прекрасные результаты. Как раз в это время заканчивалось правление Елизаветы I. В 1603 году, после окончания школы, он поступает в нынешний Оксфордский университет, тогда колледж Модлин-Холл. Учеба проходит продуктивно и уже в 1608 году Гоббс получает степень бакалавра, отучившись 5 лет.
Учитель, с которым Томас был в хороших отношениях, подсказал ему, где благоприятнее устроится на работу. И Гоббс подался в наставники Уильяма — старшего сына состоятельного графа Кавендиша Девонширского.
Левиафан
В книге было посвящение будущему английскому королю Карлу II, однако наследнику престола сочинение не понравилась. Он жил еще в представлениях прошлого, где власть монарха незыблема и сверхъестественна. Гоббс пишет, что все люди равны от природы, а появление власти есть результат договоренности между ними. Философ настроен крайне скептически по отношению к человеческой природе. Люди, как волки, готовы сожрать друг друга во имя своих идей и материальных желаний. Спасение лишь в некоем драконе, способном силой и жестокостью подчинить себе разрозненные группы людей. Левиафан – библейское чудовище, ставшее аллегорией государственности. В нем нет жалости к отдельным людям, но этот дракон способен насадить порядок и мирную жизнь. Конечно, государство преследует свои интересы, и человек обязан отстаивать свои права на жизнь и свободу. Никакое государство никогда добровольно таких прав никому не подарит, но человек вправе и в силе создать противовес этому монстру.
Таким противовесом является гражданское общество, и оно имеет все шансы на успех, тем более, что Левиафан – это смертный бог. Рано или поздно он одряхлеет и умрет, повергнув мир в пучину новых войн и беспорядков. И тогда люди предпримут новую попытку создать себе бога, чтобы снова начать отстаивать свое право на жизнь и свободы. Гоббс – религиозный философ, поэтому он верит в грядущее царство Христа, но когда оно наступит? Злая природа человека не дает нам оснований ожидать этого в ближайшем будущем. В бесконечном настоящем нас ждет подлость, лицемерие и борьба за свои права, которой не видно конца. Всемогущего и всемилостивого Бога словно бы нет в концепции Гоббса. Ему бесполезно молиться. Тщетно ждать от него милостей. Неудивительно, что на родине философа объявили безбожником и запретили «Левиафана». Как часто бывает, запрет лишь подстегнул интерес к писателю. В 1652 году он возвращается в Англию, где его встречает теплый прием.
Биография Томаса Гоббса
Английский философ XVI-XVII веков по имени Томас Гоббс родился в 1588 году в семье священника. Его воспитанием и содержанием занимался дядя. У него имелись хорошие материальные возможности, что позволило обеспечить племяннику получение превосходного образования. Уже в 14 лет Гоббс свободно владел латынью и греческим языком. Тогда же ему удалось поступить в один из колледжей Оксфорда и закончить его через 5 лет со степенью бакалавра. После этого будущий философ нашел работу гувернером и воспитателем одного из английских графов. Такая деятельность позволяла ему путешествовать со своим подопечным по Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.
Во время первой поездки он был вдохновлен на ознакомление с трудами авторов античных времен. Позднее в своей автобиографии Гоббс писал, что тот период был самым счастливым в его жизни. По итогам философ сделал перевод «Истории» Фукидида с целью предупредить об опасностях и негативных чертах демократического режима правления (в то время Гоббс был сторонником монархии).
Второе путешествие в Европу сподвигло его на более подробное и тщательное изучение геометрии. Произошло это, потому что она давала особую методику для всех остальных наук в том числе. С помощью нее можно было представить взгляды на любой предмет в виде неопровержимых доказательств. Гоббс высказывал предположение, что можно излечить все социальные проблемы и «болезни», если просто попытаться вникнуть в построение государства, основанное на тезисах, подобных геометрическим.
Во время следующего путешествия в 30-х годах XVII века философ стал членом Парижского кружка, в который входили также Декарт, Гассенди. Кроме того, Гоббс посетил Италию и познакомился с учением Галилея, что повлияло на формирование его собственной философской системы
Очень важной идеей того времени, которая пришла ему в голову, была попытка объединения и анализа идей физической механики, чтобы на их основе предсказать и вывести возможное человеческое поведение
Склонность к философии у Гоббса появилась лишь в среднем возрасте. Он сам считал своим основным вкладом разработку учения об оптике и теорию политического и общественного устройства государства
Первым трактатом считается тот, где была доказана важность наличия одного сильного лидера, в руках которого сконцентрируется вся полнота власти. В труде «О гражданстве» Гоббс говорил о том, каковы границы полномочий главы государства, а также о характере взаимоотношений между церковью и властью
Работа над основным своим творением, которое называлось «Левиафан», была завершена в 1651 году. В ней автор ярко и подробно описал свои взгляды на человека и государство. Данный труд обычно считается политическим, однако рассуждения Гоббса в том числе были связаны с природой человека, завершаясь предпочтениями в религиозной области.
Через 7 лет философ опубликовал трактат «О человеке», где он отметил, что все мы являемся особенно естественными телами, которые двигаются, питаются и воспроизводят себе подобных. Затем на достаточно длительное время ему пришлось прекратить выпускать сочинения, поскольку Парламент активно обсуждал изучение Левиафана на предмет атеизма и богохульства. По этой причине Гоббсу нельзя было заниматься актуальными проблемами, и он посвятил себя истории.
Английский философ умер в 1679 году, а на его надгробии высекли слова, говорящие, что он был справедливым и очень ученым человеком, известным не только у себя на родине, но и в других странах.
Далее остановимся подробнее на некоторых воззрениях Гоббса.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
Наука
Спорт и отдых
Технология
Изобразительное искусство
Всемирная история
- Britannica Classics Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
- Demystified Videos В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- #WTFact Видео В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
- На этот раз в истории В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Britannica объясняет В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
- Портал COVID-19 Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
- 100 женщин Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Britannica Beyond Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
- Спасение Земли Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
SpaceNext50 Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Методы исследования и средства выразительности
Известен Гоббс и методом своего исследования. Он попытался совместить учение о государстве, праве и этике с математикой. Он полагал, что в политике можно вычислить отношения государств, если суммировать договоры между ними; в юриспруденции — определить права или правонарушения, если сложить закон и факт.
Кроме математики, известны его аналогии государства с биологическим организмом: суверен — душа государственности, тайные агенты — глаза государства, гражданский мир — здоровье, мятежи и гражданские войны — с болезнью государства.
Основную методологическую нагрузку у Гоббса, однако, несет подход к государству как к «искусственному человеку», т. е. как к целесообразно, искусно сконструированному людьми из различных пружин, рычагов, колес, нитей механизму. Противоречило ли такое сугубо механистическое видение государства уподоблениям государственности живому организму? Нет, не противоречило, ибо Гоббс считал саму природу, вообще все существующее в мироздании устроенными и функционирующими по типу механизма.
Вслед за Никколо Макиавелли и Гуго Гроцием Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Однако, в своих трудах, Гоббс обращается к читателю на языке, доступном современнику: через Священное Писание, рассуждение о христианском государстве и царстве тьмы, называл государство ввиду его земного всемогущества «смертным богом» (схожую формулу мы встретим потом у Гегеля) и т. д.
Особенности познания
Чувственное восприятие – единственный источник познания. Но чувственный опыт не может быть полным и истинное положение вещей можно познать только научно-философским путем.
Виды познания по Гоббсу:
- первичное – создается восприятием и памятью;
- вторичное – основано на размышлениях.
В учении философа, речь – орудие мышления и средство общения. Посредством речи человек передает информацию другим людям и может обозначить признаки предмета, определяющие его суть.
Истина содержится в суждениях о вещах, в их описаниях, а не самих предметах. Критерий истинности знания – принадлежность сознанию. Отделять ложь от истины может только человек, поскольку он единственный из всех существ наделен речью. Важны не все истины, а только те, которые будут существовать во все времена.
Эпистемология — гносеология
Согласно Гоббсу, монарх является душой государственной власти, что делает ее способной к волеизъявлению. В то же время монарх не связан никакими обязательствами перед своими подданными, которые должны подчиняться ему абсолютно и безоговорочно. Наконец, в ходе общественного договора народ сам отчуждал свою личную свободу в пользу государства. И они отказались от своего права выбора в обмен на безопасность и порядок. Без общественного договора, утверждает философ, люди не могут мирно жить вместе из-за их естественной враждебности друг к другу, «борьбы всех против всех». А чтобы договор был обязательным для всех, необходима непреклонная власть, обеспечивающая соблюдение закона. По Гоббсу, абсолютная власть сосредоточена в руках государства, которое является «Левиафаном, библейским морским чудовищем» (Гоббс взял это имя из Книги Иова). Государство Гоббса по своей природе является абсолютистской организацией, которая обладает таким избытком власти, что внушает страх. Гоббс приносит свободу гражданина в жертву государству и делает это так, как будто это в интересах последнего. Худшим из всех зол, по мнению Гоббса, является анархия, которая неизбежна при отсутствии государства.
Гоббс, как и все мыслители XVII века, придавал большое значение такой отрасли философии, как эпистемология — гносеология.
И это понятно, ведь потребности практики требовали особого внимания к науке и ее выводам. Гоббса волнуют те же проблемы, что и Ф. Бэкона: как получить истинное знание — с помощью чувства или разума, интуиции или логики? Какие методы должны быть использованы в познавательном процессе?
Согласно Гоббсу, главная цель познания — выяснить причины того или иного процесса. Начальная стадия познания — это процесс осознания того, что нашему мышлению не хватает знаний об интересующем нас предмете
В этом случае нам следует обратить особое внимание на язык, который является не только средством познания, но и источником лжи и ошибок
Познание начинается с чувственности, в которой заложен первый принцип эпистемологии. Продукты чувственного восприятия Гоббс предлагает называть «фантомами (призраками)». Люди, получившие восприятия — фантомы (образы) — обозначают их знаками. Роль знаков в жизни человека очень велика. В некотором смысле знаки создали самого человека, так что его можно определить как существо, оперирующее знаками.
Гоббс разработал целостное учение о знаках, показав их эпистемологическую роль, структуру и классификацию (типологию).
Каждый знак состоит в своей структуре, согласно Гоббсу, из смысла, который он воплощает, и материала. Будучи классическим представителем номинализма XVII века, Гоббс считал, что реально существуют только отдельные вещи, а понятия — это только их названия. Наиболее общие понятия — это «имена имен», используемые человеком в процессе познания. Согласно Гоббсу, человек обладает двумя видами знания: Знание физических тел и знание названий вещей.
В процессе познания, подчеркивал Гоббс, используются два противоположных метода: Индукция и дедукция. В то время как в механике чаще всего используется логическая дедукция, эмпирическая физика склоняется к индукции. В самой философии индукция преобладает в познании природы, а дедукция — в познании государства.
Философские воззрения
Томас Гоббс создаёт одну из первых законченных систем механистического материализма, которая соответствует характеру и требованию естествознания его времени. В полемическом споре с Декартом отвергает существование особой мыслящей субстанции, доказав то, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Механика и геометрия для Томаса Гоббса являются идеальными образцами научных мышлений. Природа представляет собой, по мнению Гоббса совокупность протяжённых тел, которые различаются между собой величиной, движением, фигурой и положением. Движение считается у него как нечто механистическое — наподобе перемещения. Чувственные качества для Гоббса являются не как свойствами самих вещей, а как формами их восприятий. Томас Гоббс разграничивает протяжённость, которая реально присуща телам, и пространство по нему как образ, который создаётся разумом («фантазмом»). Особое утверждение у Томаса Гоббса рассматривается в таких понятиях как объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Философ различает два метода познания – это логическая дедукция рационалистической «механики» и индукция эмпирической «физики».
Социальная философия
Научное знание определяется правильным использованием терминов (названий) и применением правильного логического метода прогрессии определенных элементов для определения взаимосвязи между ними. «Наука — это знание о взаимосвязях и зависимостях фактов». Одним из критериев достоверного знания является способность обоснованно доказать собственные мысли другого человека.
Идея равенства людей. Гоббс считает, что люди в целом похожи друг на друга, а различия, если они есть, относятся скорее к физическим способностям, чем к умственным. Люди не имеют врожденных преимуществ перед другими в плане умственных способностей, но когда вы встречаете человека с выдающимися умственными способностями, это результат его усердия, просвещения и дисциплины.
Равенство между людьми ведет к равным притязаниям, и когда количество благ меньше, чем количество людей, претендующих на них, возникают отношения взаимного недоверия и войны. В природе человека есть три основные причины войны: соперничество, недоверие и стремление к славе. Гоббс придерживается иного взгляда на человеческую природу, чем Аристотель. Если Аристотель считал, что человек — это «социальное животное», у которого есть изначальная потребность жить и селиться вместе, то Гоббс, напротив, пишет, что человек — это «атом эгоизма». Следовательно, сосуществование в государстве возможно только на основе «власти, держащей всех в страхе» и на основе «естественного договора», который регулирует поведение человека по отношению к себе и к другим людям. Гарантом верности договора является суверен.
Гоббс считает, что существует единая и универсальная «природа человека». Эти законы природы являются первичным объяснением всех действий человека. В человеческой природе заложено стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствию. Поэтому «добро» является для человека объектом желания и влечения, а «зло» — объектом отвращения и ненависти. Добродетели и пороки — это то, что, по здравому размышлению, можно считать соответственно способствующим и препятствующим достижению блага.
Поскольку гражданский мир является высшим благом, гражданские добродетели, способствующие его достижению, соответствуют естественным законам морали. Таким образом, социальные законы уходят корнями в человеческую природу, которая является частью природы в целом. Таким образом, основа социальных законов вытекает из законов природы.
Великие географические открытия эпохи Возрождения заставили европейцев обнаружить, что большая часть населения Земли живет вне государственной системы (в условиях первобытного строя). Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения государства. А революции нового времени, особенно первая английская революция, значительно подорвали веру в божественное происхождение королевской власти.
Гоббс определил государство не как божественный институт, а как созданное человеком «искусственное тело». Он выделял два основных этапа человеческой истории: догосударственный («состояние природы») и государственный. В состоянии природы люди живут изолированно и находятся в состоянии войны «каждый против каждого» (по принципу «человек человеку — волк»). Задаваясь вопросом о происхождении государства, Гоббс закладывает основы теории «общественного договора», которая получила широкое распространение и развитие в эпоху Просвещения.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
- Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
- Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма
- Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
- Теория государства в философии Платона
- Соотношение биологического и социального
- Философия возрождения
- Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века
- Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века
- Западноевропейская философия нового времени
Биографическая справка
Воспитывался состоятельным дядей, который хорошо знал античную литературу и классические языки. В 1603 году он поступил в Оксфордский университет (Magdalen Hall), который окончил в 1608 году. Там его обучили схоластической логике и физике.
Карьера Гоббса как философа началась лишь во время его второго путешествия на континент. Когда его покровитель умер, в качестве временной экономии графиня Девонширская отказалась от преподавательских услуг Гоббса для своего сына. Он получил аналогичную работу у сэра Джерваса Клифтона и в 1629 году сопровождал сына Клифтона в путешествии на Континент.
В Париже, во время своего третьего путешествия на континент (1634-1637), снова на службе у Девоншира в качестве наставника Вильгельма, будущего графа, он стал членом интеллектуального кружка аббата Марена Мерсенна, покровительствовавшего Рене Декарту и Пьеру Гассенди (позднее Гассенди стал одним из самых близких друзей Гоббса).
Томас Гоббс также совершил паломничество в Италию в 1636 году, чтобы посетить Галилея, ведущего представителя новой натурфилософии. Ко времени своего возвращения в Англию в 1637 году он, возможно, по предложению Галилея, задумал основные контуры своей философской системы, в которой метод геометрии и концепции новой науки о движении должны были быть применены к человеку в обществе.
Известны его близость (на некоторых этапах жизни) к роялистским кругам, боязнь революционных движений, приверженность к абсолютной политической власти.
Подводя итоги
Томас Гоббс являлся одним из видных основоположников школы общественного контракта. В своем труде «Левиафан» он высказывался за создание государства, основанного на взаимном соглашении людей. Объект изучения философии, согласно учению Гоббса, представляет собой природу и личность, а источником такого знания выступает разум. Кроме того, мыслитель указывал, что все люди стремятся удовлетворить свои желания и потребности. Поэтому они считают добром лишь то, что приносит им наслаждение.
Гоббс также был материалистом. Он считал, что только то, что можно почувствовать или ощутить, — является реальным. Доказать существование Бога не получится, однако верить в него можно. Впрочем, по мнению философа, истинная религия – это та, которая основывается на вере в государство.