Краткая биография александра бородина

Александр Бородин: кратко биография композитора

  • 2 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Диана Натекина

Возможно, вы искали краткую биографию А. П. Бородина. Ведь его музыка осталась в нашей душе с детства. Но не многие могут легко рассказать, чем же так знаменит этот человек.

Александр Бородин – выдающийся человек, который оставил след и в русской культуре, и в науке, и в общественной жизни того времени. В его творчестве ощущается любовь к своей стране, широта души, лиричность и нечто эпическое, что захватывает дух. Удивительно, как этот человек мог одновременно творить и при этом активно заниматься наукой. Постараемся описать биографию Бородина кратко. Уверены, это запомнится каждому читателю надолго.

Примечания[ | ]

  1. 12Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. Archivio Storico Ricordi — 1808.
  3. Архив изобразительного искусства — 2003.
  4. 12Грушке Н. Бородин, Александр Порфирьевич //Русский биографический словарь — СПб.: 1908. — Т. 3. — С. 266—272.
  5. 12, Риман Г. Бородин //Музыкальный словарь :Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель, пер. Б. П. Юргенсон — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 1. — С. 145—146.
  6. 12 Borodin, Alexander Porfyrievich (англ.) //Encyclopædia Britannica — 11 — NYC: 1911. — Vol. 4. — P. 266.
  7. 12 Бородин Александр Порфирьевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 3 : Бари — Браслет. — С. 577—578.
  8. 123 https://www.francemusique.fr/personne/alexandre-borodine
  9. Фролов Н. На родине «Князя Игоря» Архивная копия от 17 января 2014 на Wayback Machine
  10. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 13.
  11. Фигуровский, Соловьёв, 1950, с. 157.
  12. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 15.
  13. Грушке Н. Бородин, Александр Порфирьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  14. Гольдштейн М. Ю., Соловьёв Н. Ф. Бородин, Александр Порфирьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 20.
  16. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 25.
  17. Цит. по: Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 29.
  18. Воробьёва Е. Б. Бородин // БРЭ. — Т. 4. — С. 59.
  19. Булычева А. В. Бородин. — М., 2021. — С. 34.
  20. М.: Тип. Моск. ун-та, 1859.
  21. Г. Солигалич Костромская область Санаторий им. А. П. Бородина (неопр.) . Инфоурок. Дата обращения: 21 сентября 2021.
  22. Бородин А. П. Воспоминания о Мусоргском // Письма. — Вып. IV. — М.-Л.: Музгиз, 1950. — С. 297.
  23. Бородин А. П. Воспоминания о Мусоргском // Письма Бородина. — Вып. 4. — М.-Л., 1950. — С. 297—298.
  24. Булычева А. В. op. cit., с. 40.
  25. Бородин не входил в комитет из 30 учёных, занимавшихся формулировкой фундаментальных научных проблем, но принимал участие в голосованиях (Булычева А. В. op. cit., с. 43.).
  26. Воробьёва Е. Б. Бородин // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2019); дата обращения: 19.05.2019.
  27. Булычева А. В. op. cit., с. 54.
  28. Булычева А. В. op. cit., с. 83.
  29. Шохоль К. Высшее женское медицинское образование в России // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 37. — 1912. — № 2. — С. 172—174.
  30. Доброславин А. П. Воспоминания о А. П. Бородине // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — С. 157. — 288 с.
  31. Доброславина (урожд. Потёмкина) Мария Васильевна (1847—1932), жена профессора А. П. Доброславина.
  32. Доброславина М. В. Воспоминания // А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост. А. Зорина. — М.: Музыка, 1985. — С. 182—186.
  33. Воробьева Е. Б. Бородин // БРЭ (электронная версия)
  34. Воробьева Е. Б. Бородин // БРЭ (электронная версия)
  35. Henry W. Simon. 100 great operas and their stories. — New York: Doubleday, 1989. — ISBN 0385054483 9780385054485.
  36. Воробьева Е. Б. Бородин // БРЭ (электронная версия).
  37. Тематический подзаголовок симфонии принадлежит В. В. Стасову.
  38. Булычёва А. В. Тайные игры: хождение по кругам // Искусство музыки: теория и история (журнал Государственного института искусствознания), 2014. № 10—11. С. 1—35.
  39. Булычева А. В. op. cit., с. 93
  40. Известна также в оркестровке А. К. Глазунова.
  41. Не путать с одноимённой песней М. П. Мусоргского, написанной на тот же текст.
  42. Булычёва А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? // Научный вестник Московской консерватории, 2015. № 1. — С.154.
  43. Касаткина С. В. Композитор А. П. Бородин в усадьбе Соколово // Усадьбы Заволжья. — М.: Планета, 2012. — С. 79—93. — 240 с. — ISBN 978-5-903162-30-7.
  44. Государственный квартет имени Бородина (неопр.) .ГКБУК «Пермская краевая филармония» .
  45. д. м. н. Земскова З. С. Симфонический оркестр им. А. П. Бородина ЦДУ РАН: История. Современность. Концерты.(неопр.) .narod.ru .
  46. О школе: Историческая справка (неопр.) .ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина» .
  47. Единственный в мире (неопр.) .Администрация Камешковского района (1 декабря 2010).
  48. 1 рубль 1993 года «Бородин А. П., 160 лет со дня рождения». Описание, стоимость, разновидности (неопр.) .Деньги России: от истоков до современности .
  49. Александр Порфирьевич Бородин — Евгений Максимович Браудо — Google Книги

Увлечение медициной и отъезд за границу

По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.

Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения квалификации. В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок» из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д. Менделеева.

Бородин с его живым умом и многочисленными талантами легко вписался в этот «островок вольнодумства», где с интересом обсуждали не только научные новости, но и общественно-политические события, поддерживали идеи Чернышевского и Белинского. В кругу единомышленников по науке он не торопился раскрывать свои музыкальные увлечения, и ограничивался лишь воспроизведением популярных итальянских арий. Но за пределами русского общества с удовольствием играл в дуэтах, квартетах и квинтетах с зарубежными музыкантами.

В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения.

Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени — Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.

В 1861 году в Гейдельберге происходит судьбоносная встреча Бородина с Екатериной Протопоповой — молодой пианисткой, познакомившей его с творчеством Шопена и Шумана. Молодой ученый был завидным женихом, и многие девушки пытались добиться его расположения. Екатерина же вела себя иначе – искренне и скромно, при этом разделяла музыкальные интересы Бородина.

Беседы о музыке вскоре переросли в романтическое чувство, но счастье влюбленных омрачила болезнь Катерины. Чтобы поправить ее здоровье, Бородин по совету врачей увозит невесту в Пизу. В 1862 году влюбленные возвращаются в Россию, и какое-то время проводят в вынужденной разлуке. Бородин в Петербурге получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию, а Катерина отправилась в Москву, так как климат северной столицы был для нее неприемлем.

Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Константин Коровин. Эскиз костюма князя Игоря

Опера в 4 действиях с прологом. Либретто написал сам композитор (при участии В.В. Стасова), оно основано на «Слове о полку Игореве».

История создания оперы

Сюжет оперы предложил А. Бородину в апреле 1869 года В.В. Стасов. События «Слова» происходят в 1185 г. в Путивле, где располагался половецкий стан. Чтобы проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля под Курском, изучил исторические источники, исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. Текст (либретто) и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Премьера прошла с большим успехом 4 ноября 1890 г. в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

Сюжет оперы

В «Слово о полку Игореве» рассказывается о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Князь Игорь был молод и тщеславен: он захотел добиться победы самостоятельно, без помощи других князей. Эта самоуверенность и привела его к поражению. Кто был автором «Слова о полку Игореве» – неизвестно, но очевидно, что он осуждал междоусобные распри русских князей и призывал их к единению. Идею оперы композитор не изменил, но ослабил её политическую направленность и подчеркнул в опере народно-эпические черты, создав образ Игоря близким по духу к образам былинных богатырей.

Музыка

Опера начинается увертюрой, которая была записана по памяти А. Глазуновым (хотя Бородин сам сочинил увертюру, но не записал её). Увертюра настраивает слушателей на исторические события и строится на противопоставлении образов русских и половецких. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

И. Голиков «Плач Ярославны» В прологе оперы выделяется могучий хор «Солнцу красному слава» на подлинный текст из «Слова». Хор обрамляет зловещую оркестровую картину затмения и речитативную сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, любящая Ярославна, Галицкий и решительный, непреклонный Игорь.


И. Билибин. Эскиз декорации «Половецкий лагерь» В музыке оперы переданы все оттенки настроений героев: народные причитания (хор девушек «Ой, лихонько»), песня скоморохов («Что у князя да Володимира»), тоска и тревожные предчувствия Ярославны (ариозо «Немало времени прошло с тех пор»), любовь Кончаковны (каватина «Меркнет свет дневной»), психологический портрет князя Игоря (ария «Ни сна, ни отдыха»), половецкие пляски, печаль Ярославны (ариозо «Ах, плачу я»), народный плач (хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал»), празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».

Ария князя Игоря (отрывок)

Ни сна, ни отдыха Измученной душе: Мне ночь не шлет отрады и забвенья. Все прошлое я вновь переживаю, Один, в тиши ночей: И Божья знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Мою победу над врагом, И бранной славы горестный конец, Погром и рану, и мой плен, И гибель всех моих полков, Честно за родину головы сложивших. Погибло все: и честь моя, и слава. Позором стал я земли родной. Плен, постыдный плен, Вот удел отныне мой, Да мысль, что все винят меня!

Презентация на тему: » Бородин Александр Порфирьевич Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях.» — Транскрипт:

1

Бородин Александр Порфирьевич Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие.

2

Александр Порфирьевич Бородин от внебрачной связи 62- летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. от внебрачной связи 62- летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

3

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

4

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

5

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

6

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

7

Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Автор многих трудов по органической химии. Разработал методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот. Автор многих трудов по органической химии. Разработал методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот.

8

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов

9

Центральное место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории. Опера «Князь Игорь» (завершена Н. А. Римским- Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890) — образец национального героического эпоса в музыке.

10

Один из создателей Русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме); Русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме); Симфонической картины «В Средней Азии», Симфонической картины «В Средней Азии», Русского классического струнного квартета. Русского классического струнного квартета.

11

Могила А. П. Бородина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт- Петербург)

Смерть Александра Бородина

Не так просто написать биографию Бородина кратко. Ведь было так много творчества, достижений и интересных моментов.

Александр Бородин умер от сердечного приступа в феврале 1887 года. В тот момент он танцевал и вдруг упал, схватившись за сердце. Он скончался в окружении близких друзей. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На этом заканчивается краткая биография композитора Бородина.

Александр Бородин оказал большое влияние на классическую музыку России, Средней Азии и других стран. Позже Прокофьев, Хачатурян и другие известные композиторы продолжили его дело. И сейчас концерты с его произведениями собирают полные залы, откликаются в душах самых разных людей. Прокофьев — наша гордость, наше наследие. Пример одаренного человека, который сочетал в своей жизни науку, музыку и помощь людям.

Мы постарались представить биографию Бородина кратко, собрать самые интересные моменты, но о таком человеке можно рассказывать долго.

«Мой сторублевый котик»: детство Бородина

Родители Александра Бородина: Авдотья Антонова и Лука Гедианов. Фотография: art-music-club.jimdo.com

Александр Бородин родился в Петербурге. Его отец, Лука Гедианов, происходил из знатного и богатого грузинского рода. Князь поздно женился, брак был неудачным: через несколько лет супруги стали жить отдельно, и Гедианов переехал из Москвы в Петербург. В столице, на одном из танцевальных вечеров, отец влюбился в Авдотью Антонову — дочь простого военного из Нарвы. Их общего сына Гедианов распорядился записать как ребенка своего слуги по фамилии Бородин. По документам будущий композитор был крепостным собственного отца.

Первое время Александр Бородин рос в доме князя. Авдотья Антонова жила в соседних комнатах, однако при посторонних сын называл ее «тетушкой». Она с недоверием относилась к пансионам и настояла, чтобы Александр Бородин получил образование дома. Мать наняла преподавателя по французскому и немецкому языкам, сама учила сына читать и считать. Впоследствии жена композитора Екатерина Бородина писала: «Мать его боготворила и баловала страшно. Она очень любила кошек и звала его «мой сторублевый котик».

В 1839 году у Луки Гедианова начались серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы упрочить положение возлюбленной и обеспечить ей безбедное существование в случае своей смерти, отец устроил Авдотье Антоновой фиктивный брак с военным врачом Хансом Клейке. А спустя год Гедианов подарил ей четырехэтажный особняк недалеко от Семеновского плаца. Вскоре Антонова переехала туда вместе с сыном. Окна дома выходили на площадь, где тренировались военные, и Александр Бородин часто слышал военный оркестр. Будущему композитору так нравились звуки маршей, что он пытался подбирать их на слух на домашнем фортепиано. Иногда Бородин просил разрешения спуститься на плац: музыканты охотно разговаривали с ним и показывали инструменты.

Мать заметила интерес сына к музыке. С 1841 года будущий композитор брал уроки игры на флейте, а чуть позже — на фортепиано и виолончели. Уже в девять лет Александр Бородин сочинил первое музыкальное произведение — польку «Элен». Он посвятил композицию своей первой возлюбленной. Ею стала Елена, взрослая подруга матери.

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение «Польку». Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По — этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико — хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно — сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт — профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России

Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу «Князь Игорь», он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Киплинг Редьярд

    Джозеф Редьярд Киплинг, знаменитый британский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 г. в Бомбее. Джон Локвуд Киплинг, отец будущего автора «Книги джунглей», был известным скульптором, директором и преподавателем в школе Искусств. Его жена,

  • Габдулла Тукай

    Габдулла Тукай (Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) – татарский народный поэт и писатель, основоположник современного татарского литературного языка и национальной татарской литературы. Несмотря на свою короткую и непродолжительную жизнь,

  • Штраус Иоганн

    Великий «Король Вальса» Иоганн Штраус родился в 1825 году. Он был первенцем в семье знаменитого музыканта. Отец смог подняться из нищеты до самых высот, завоевав популярность во всей Европе. Панически боясь конкуренции, даже своим собственным детям

  • Ллойда Эндрю Уэббера

    Родился талантливый композитор в 1948 году в Англии. Уже в 6 лет он написал свою первую композицию, а 10 лет его произведения стали публиковать. Нет ничего удивительного в его таланте, ведь мама его скрипачка и пианистка, папа композитор. Благодаря,

  • Тутмос III

    Египтяне славятся своими тайнами, многие тайны не раскрыты до сих пор: как им получилось без применения техники поднимать огромные каменные валуны и строить пирамиды, конструировать пирамиды таким образом, чтобы в лабиринтах пропадали люди,

  • Некрасов

    Николай Алексеевич Некрасов великий российский поэт, критик, издатель, чьи сострадательные стихи о крестьянской России сделали его героем либеральных и радикальных кругов русской интеллигенции. Мало у кого из писателей была такая тяжелая

Химик

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию, а в 1858 году стал доктором медицины, защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

После окончания учебы он занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. В 1859 году он написал научный труд по бальнеологии, раскрывающий лечебные свойства минеральных вод.

С 1859 года по 1860 год Бородин совершенствовал свои знания в Германии и Франции, участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ., занимался научной работой, слушал лекции известных ученых. По возвращении в Россию он получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии, преподавал в Лесной академии и занимался переводами.

С 1874 года Бородин был руководителем химической лаборатории, а с 1877 года — академиком Медико-хирургической академии.

С 1883 он был почетным членом Общества русских врачей, а с 1868 года стал членом-учредителем Русского химического общества.

Основатели Русского химического общества. 1868 год. Фото: Public Domain

Среди его основных достижений в области химии — разработка способа получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот (1861); получение фтористого бензоила (1862), а также разработка метода получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Бородин занимался исследованиями в области органической химии, в частности он изучал продуты конденсации альдегидов.

Статья по теме

Офицер «Могучей кучки». История известных произведений Модеста Мусоргского

Входил в «Могучую кучку»

Так называли творческий союз русских композиторов. Официальное название «Новая русская музыкальная школа». Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Были еще участники, которые состояли в «кучке» непродолжительное время.

Эта организация считала своей первостепенной целью продвижение русской музыки. Основными принципами их творчества являлись народность и национальность. Они обрабатывали народные песни, интересовались фольклором других стран, в особенности восточных. Творческая деятельность «кучкистов» — важный этап в развитии русской музыки.

Интересные факты

Первый интерес к музыке проснулся у Бородина в раннем детстве. После посещения Семеновского плаца, где играл военный оркестр, он дома на пианино старательно подбирал по памяти услышанные марши. Чуть позже Авдотья Константиновна наняла солдата из этого оркестра, чтобы преподавать мальчику музыку – одно занятие стоило 10 копеек. Александр был прилежным студентом, он буквально горел медициной и химией. На одном из практических занятий ему нужно было обследовать труп больного

Одно торопливое и неосторожное движение привело к тому, что в его палец впилась мелкая гнилая косточка. Произошло заражение, и оно могло стоить Бородину жизни

К счастью, после длительного лечения, он выздоровел. Особые отношения связывали Александра Бородина и выдающегося русского химика Николая Зинина. В студенческие годы Бородин дерзнул попроситься работать в одной лаборатории со студентами старших курсов. Профессор долгое время приглядывался к молодому человеку, но вскоре отметил его усердие и немалые познания. Зинин стал приглашать его в свою домашнюю лабораторию. Эти визиты скоро переросли в долгие беседы за ужином или чаем на разные научные темы. Именно Бородин стал преемником Зинина, а их дружеско-наставнические отношения продлилось еще много лет. Александр был круглым отличником в академии, все предметы он изучал легко и с интересом. Лишь одна дисциплина у него «не пошла» – Закон Божий. Возможно, студент просто не нашел общего языка со священнослужителем, преподававшим его. Но в итоге именно из-за того, что Бородин «слишком вольно» пересказывал Библию, его выпустили с одним лишь похвальным листом вместо полноценного документа об образовании. Докторская диссертация, успешно защищенная Бородиным в 1858 году, стала первой подобной работой на русском языке. До этого как защитная речь, так и сам текст диссертаций традиционно писались на латыни. Д. Менделеев считал, что Бородину следовало бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя отечественной науке. Венчание композитора с Екатериной Протопоповой состоялось в апреле 1863 года. Молодожены были вполне счастливы, однако бытовые условия их жизни оставляли желать лучшего: четырехкомнатная квартира, предоставленная академией, оказалась совершенно неудобной для жизни, а молодая супруга – не приспособленной вести хозяйство. В последующем супруги проводили вместе только зимы в Петербурге и летние каникулы. Сам Бородин писал жене в письмах, что они словно «бобыли», «женатые холостяки». У Бородина и Катерины не было своих детей, однако было много нерастраченной родительской любви и энергии. Ее они реализовали, взяв к себе на воспитание четырех девочек. Протопопова так описывала моменты творческих порывов мужа: по ее словам, он мог сидеть за инструментом или нотами часами, причем в эти моменты полностью уходил в себя, мог не принимать пищу и не спать по 8-10 часов. После выхода из этого состояния Александр Порфирьевич еще долго был словно не в себе, на вопросы мог отвечать невпопад и имел отсутствующий вид. Бородин активно ратовал за национализацию русского искусства и выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини-перу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени. К тому же, таким образом Бородин еще раз продемонстрировал свою универсальность как композитора и, конечно, незаурядное чувство юмора. В Музее науки Лиссабонского университета каждый год проходит мероприятие, посвященное А. Бородину, на котором профессиональные музыканты исполняют его сочинения в химической лаборатории. В это же время студенты и преподаватели ВУЗа проводят эксперименты, повторяющие исследования великого русского композитора-химика. В 1861 году Бородин впервые открыл и описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которая с тех самых пор в России и носит его имя. А вот в иностранной литературе эта реакция известна под именем другого ученого – К. Хунсдикера, который в 1942 году также занимался ее исследованием. В последнее время ее все чаще стали называть «реакцией Бородина-Хунсдикера». Александр Порфирьевич был первым, кто познакомил русскую общественность с дарвинизмом, а произошло это благодаря его редакторской работе в журнале «Знание», где и была с его одобрения опубликована эта работа. После этого Бородин, а также его коллега, соредактор П. Хлебников были вынуждены оставить издание, поскольку публикацией «вредных материалистических учений» навлекли на себя гнев министра внутренних дел. Читайте еще: Ксения Бородина биография.

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es—dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.

Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

Симфония №3 a—moll(неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: