Фрэнсис бэкон

Содержание

Френсис Бэкон (1561-1626) был известным английским философом, политиком, юристом и писателем, чьи знания сделали его отцом философского и научного эмпиризма. Его работы синтезированы в трех жанрах; литературный, политический и философский.

Последнее было самым важным для таких шедевров, как Развитие знаний (1605) e Показания относительно толкования природы (Novum Organum) (1620 г.), его главное творение.

Его исследования были сосредоточены на переформулировке методов научного исследования, поскольку, по его мнению, полученные выводы о природе были не только ошибочными, но и препятствовали развитию науки.

Для сэра Фрэнсиса Бэкона чувства представляют собой фундаментальную основу знания, в то время как открытие природы и ее явлений — цель исследования.

Благодаря размышлениям, представленным в его работах о морали и политике, достигнутых в 1597 году, он стал известен как один из великих основоположников эссе в Англии, метод, который, помимо предоставления общего интеллектуального опыта, легко понять.

«Новая Атлантида» Бэкона

Одним из важнейших произведений Бэкона принято считать «Новую Атлантиду», названную по аналогии с работой Платона. Написанию утопического романа мыслитель посвятил время с 1623 по 1624 г. Несмотря на то, что книга увидела свет незаконченной, она быстро приобрела популярность в массах.

Фрэнсис Бэкон рассказал об обществе, которое управлялось одними учеными. Это общество было найдено английскими мореплавателями, высадившимися на острове посреди Тихого океана. Они обнаружили, что жизнь на острове подчинена Дому Соломона – организации, в которую входят не политики, а ученые. Дом имеет своей целью расширить власть людей над миром живой природы, чтобы она работала на них. В специальных помещениях проводились эксперименты по вызову грома и молний, получения из ничего лягушек и других живых существ.

Позднее, взяв за основу роман, создали реальные научные академии, занимающиеся анализом и верификацией явлений. Примером такой организации является Королевское общество поощрения науки и искусств.

Сейчас, некоторые рассуждения в романе могут показаться наивными, но в эпоху, когда он был опубликован, изложенные в нем взгляды на научное знание были популярны. Могущество человека казалось огромным, основанным на божественных силах, и знания должны были помочь ему реализовать власть над миром природы. Бэкон считал, что ведущими науками должны быть магия и алхимия, которые могли бы помочь достичь этой власти.

Чтобы работать на человека, у экспериментальной науки должны быть большие комплексы сооружений, двигатели, работающие с помощью воды и воздуха, электростанции, сады, заповедники и водоемы, где можно было бы проводить эксперименты. В результате их необходимо научиться работать как с живой, так и неорганической природой

Большое внимание уделено конструированию различных механизмов и машин, которые могут передвигаться быстрее, чем пуля. Военные машины, орудия для сражений – все это подробно описано в книге. Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы

Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени

Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы. Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени.

Королевское общество поощрения науки и искусств, созданное на основе описанных в «Новой Атлантиде» сообществ, много внимания уделяло световым экспериментам – как и ученые в романе Бэкона.

Краткая биография

Фрэнсис Бэкон — английский философ, политик, историк, основоположник английского материализма, эмпиризма, появился на свет в семье лорда Николаса Бэкона, хранителя королевской печати, виконта, которого считали одним из известнейших юристов своего времени. Произошло это 22 января 1561 г. в Лондоне. Физическая слабость, болезненность мальчика сочеталась с чрезвычайной любознательностью и выдающимися способностями. В 12 лет Фрэнсис уже учащийся Тринити-колледжа в Кембридже. Получая образование в рамках старой схоластической системы, юный Бэкон уже тогда приходил к мысли о необходимости реформирования наук.

Окончив колледж, новоиспеченный дипломат в составе английской миссии работал в разных европейских странах. В 1579 г. ему пришлось вернуться на родину из-за cмepти отца. Не получивший большого наследства Фрэнсис вступил в юридическую корпорацию Грейс-Инн, активно занимался юриспруденцией и философией. В 1586 г. он возглавляет корпорацию, но ни это обстоятельство, ни назначение на пост экстраординарного королевского адвоката не могли удовлетворить честолюбивого Бэкона, который стал искать все возможные пути для получения при дворе выгодной должности.

Ему было всего 23 года, когда он был избран в палату общин парламента, где снискал славу блестящего оратора, на некоторое время возглавил оппозицию, из-за чего потом оправдывался перед сильными мира сего. В 1598 г. было опубликовано произведение, которое сделало Фрэнсиса Бэкона известным, — «Опыты и наставления, нравственные и политические» — сборник эссе, в которых автор поднимал самые разные темы, например, счастья, cмepти, суеверий и т.д.

В 1603 г. на престол вступил король Яков I, и с этого момента политическая карьера Бэкона начала стремительно идти в гору. Если в 1600 г. он был штатным адвокатом, то уже в 1612 г. ему досталась должность генерального прокурора, в 1618-ом он стал лорд-канцлером. Этот период биографии был плодотворным не только в плане завоевания позиций при дворе, но и с точки зрения философско-литературного творчества. В 1605 г. увидел свет тpaктат под названием «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», который был первой частью его масштабного многоэтапного замысла «Великое Восстановление наук». В 1612 г. было подготовлено второе издание, существенно переработанное и дополненное, «Опытов и наставлений». Второй частью главного труда, так и оставшегося незаконченным, стал написанный в 1620 г. философский тpaктат «Новый органон», считающийся одним из лучших в его наследии. Главной мыслью является безграничность прогресса в человеческом развитии, превозношение человека как главной движущей силы этого процесса.

В 1621 г. у Бэкона как политика и общественного деятеля были очень крупные неприятности, связанные с обвинением во взяточничестве и злоупотрeблениях. В итоге он отделался всего лишь несколькими днями тюрьмы и был оправдан, однако на его карьере политика отныне был поставлен жирный крест. С этого времени Фрэнсис Бэкон полностью посвятил себя исследованиям, экспериментам, другой творческой работе. В частности, был составлен свод английских законов; он трудился над историей страны при династии Тюдоров, над третьим изданием «Опытов и наставлений».

На протяжении 1623-1624 гг. Бэкон писал утопический роман «Новая Атлантида», который остался неоконченным и был опубликован после его cмepти в 1627 г. В нем писатель предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука. Бэкон был первым мыслителем, в основе философии которого лежало опытное знание. Именно ему принадлежит известная фраза «Знание – сила». Кончина 66-летнего философа стала логическим продолжением его жизни: он очень сильно простудился, желая поставить очередной эксперимент. Организм не выдержал болезни, и 9 апреля 1626 г. Бэкона не стало.

Эмпирическое учение Френсиса Бэкона

Понятие «эмпиризм» появилось вследствие развития философской теории Бэкона, а его суть сводилась к суждению «познание лежит через опыт». Он полагал, что добиться чего-либо в своей деятельности, можно лишь при наличии опыта и знаний. По Бэкону существует три пути, пройдя которые человек может получить знание:

«Путь паука». В данном случае аналогия проводится с паутиной, подобно которой переплетаются человеческие мысли, при этом конкретные аспекты пропускаются мимо.
«Путь муравья». Подобно муравью человек по крупицам собирает факты и доказательства, получая таким образом опыт. При этом суть остается непонятной.
«Путь пчелы». В этом случае используются позитивные качества пути паука и муравья, а негативные (отсутствие конкретики, непонятая суть) опускаются

Выбирая путь пчелы, все факты, собранные опытным путем важно пускать через разум и призму своего мышления. Так познается истина.

Философия и учение

Основным литературным трудом Фрэнсиса Бэкона считаются «Опыты, или наставления нравственные и политические». Интересен факт, что для написания этой работы ему потребовалось 28 лет!

В ней автор размышлял о множестве проблем и качеств, присущих человеку. В частности, он высказывал свои идеи относительно любви, дружбы, справедливости, семейной жизни и т.д.

Стоит отметить, что хотя Бэкон был талантливым адвокатом и политиком, главным увлечением всей его жизни являлись философия и наука. Он критически отзывался об аристотелевской дедукции, которая в то время пользовалась необычайной популярностью.

Вместо этого Фрэнсис предложил новый способ мышления. Указывая на плачевное состояние науки, он заявлял, что до этого дня все научные открытия делались случайно, а не методически. Открытий могло быть гораздо больше, если бы ученые использовали правильный метод.

Под методом Бэкон подразумевал путь, называя его главным средством исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.

В основе научного познания должны лежать индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, и эксперимент – процеДypa, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения теории.

Индукция получает знание из окружающего мира посредством эксперимента, наблюдения и проверки теории, а не из толкования, например, тех же трудов Аристотеля.

Стремясь разработать «истинную индукцию», Фрэнсис Бэкон искал не только факты, подтверждающие какой-либо вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом он показывал, что истинное знание является производным от чувственного опыта.

Подобная философская позиция называется эмпиризмом, родоначальником которой, собственно, и был Бэкон. Также философ говорил о препятствиях, которые могут стоять на пути познания. Он выделял 4 группы человеческих ошибок (идолов):

  • 1-й вид – идолы рода (ошибки, допускаемые человеком по причине своего несовершенства).
  • 2-й вид – идолы пещеры (ошибки, вытекающие из предрассудков).
  • 3-й вид – идолы площади (ошибки, рождающимися вследствие неточностей в использовании языка).
  • 4-й вид – идолы театра (ошибки, допускаемые по причине слепого следования авторитетам, системам или устоявшимся традициям).

Открытие Фрэнсисом нового метода познания сделало его одним из крупнейших представителей научной мысли нового времени. Впрочем, при жизни его система индуктивного познания была отвергнута представителями экспериментальной науки.

Интересно, что Бэкон является автором ряда религиозных сочинений. В своих работах он обсуждал различные религиозные вопросы, подвергая жесткой критике суеверия, приметы и отрицание существования Бога. Он заявлял, что «поверхностная философия склоняет человеческий разум к безбожию, глубины же философии обращают ум человека к религии».

«Новый органон» Бэкона

Бэкон – философ нового времени не только потому, что родился в эпоху Возрождения, но и по своим взглядам на прогрессивную роль науки в общественной жизни. В своем труде «Новый органон» он проводит сравнение науки с водой, которая может падать с неба или происходить из недр земли. Как вода имеет божественное происхождение и чувственную суть, так и наука подразделяется на философию и теологию.

Он высказывает аргументы в пользу концепции двойственности истинного знания, настаивая на четком разделении областей теологии и философии. Теология изучает божественное, и Бэкон не отрицает, что все сущее – творение Бога. Как предметы искусства говорят о таланте и силе искусства своего творца, так и сотворенное Богом мало говорит о последнем. Фрэнсис Бэкон заключает, что Бог не может быть объектом науки, а должен оставаться только объектом веры. Это означает, что философия должна прекратить попытки проникнуть в божественное и сконцентрироваться на природе, познавая ее методом опытов и наблюдений.

Он критикует научные открытия, говоря, что они не соответствуют научному прогрессу и отстают от жизненных потребностей общества. Это означает, что вся наука как коллективное знание должна быть усовершенствована так, чтобы она опережала практику, делая возможными новые открытия и изобретения. Приведение в действие человеческого разума и управление явлениями природы – главная цель возрождения науки.

«Органом» содержит логические подсказки, говорящие, каким методом можно соединить мышление и практику, чтобы они позволили овладеть силами природы. Бэкон отвергает старый метод силлогизма как абсолютно беспомощный и бесполезный.

Учение Бэкона о науке

Основное для правоведов произведение Бэкона «Великое восстановление наук» (1620) с позиций эмпиризма и рационализма соединить теорию и практику науки, как области человеческой деятельности.

Этот труд утверждает тезис об «истинной индукции» — научном эксперименте, продуманном и запланированном, с четкой гипотезой для проверки. Этим методом Фрэнсис Бэкон хочет победить царящие в обществе и уводящие в ошибочные постулаты идолы. Под идолами понимаются — 1) «идолы рода», т. е. присущие самому роду людей заблуждения, проистекающие из того, что человеческие чувства и ум «покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира»; 2) «идолы пещеры», т. е. заблуждения отдельного человека, проистекающие из его особенностей; 3) «идолы площади», т. е. заблуждения, проистекающие из общей для людей речи, слова которой «устанавливаются сообразно разумению толпы», противоречат разуму и ведут к пустым и бесчисленным спорам и раздорам; 4) «идолы театра», т. е. различные комедии человеческого ума, «вымышленные и искусственные миры», ложные философские учения, аксиомы наук и т. д., получившие силу, признание и распространение «вследствие предания, веры и беззаботности».

Мы вспоминаем Фрэнсиса Бэкона, когда говорим всем известное – «Знание – сила», из его труда «Нравственные и политические очерки» (1597). Новая наука, которую воспевает мыслитель, должна помочь в удовлетворении основных жизненных потребностей, нивелировать конфликты и противоречия в обществе, обеспечить благосостояние государств и рост их силы. Ее он воспевает в повести «Новая Атлантида» (1627).

В ней он рисует вымышленное государство на острове Бенсалем. Причиной процветания этой выдуманной страны – жизнь на основе науки и достижений. Всеми научными вопросами и регулированием науки занимается одна государственная организация – Дом Соломона. Именно по этому образу будут строиться потом европейские академии наук.

Фрэнсис Бэкон разрабатывает специальную классификацию наук, где важное место занимают учения о праве, политике и государстве

Общая характеристика философии Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон стал первым крупным философом своего времени и открыл Эпоху Разума. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с учениями мыслителей, живших во времена древности и средневековья, он был убежден, что путь, который они указывали – ложный. Философы прошлых веков были сосредоточены на нравственных и метафизических истинах, забывая о том, что знания должны приносить практическую выгоду людям. Он противопоставляет праздное любопытство, которому до сих пор служило философствование, производству материальных благ.

Будучи носителем практичного англосаксонского духа, Бэкон не искал знаний ради стремления к истине. Он не признавал подход к философии через религиозную схоластику. Он считал, что человеку предначертано господствовать над животным миром, и он должен исследовать мир рационально-потребительски.

Силу он видел в знаниях, которые можно применить на практике. Эволюция человечества возможна только через господство над природой. Эти тезисы стали ключевыми в мировоззрении и философских учениях эпохи Возрождения.

Это интересно: 630,Фредерик Уоллас Смит — распишем по порядку

Идолы Бэкона

Основами познания философия Фрэнсиса Бэкона признает рассудок и чувства (ощущения). Чтобы надлежащим образом воспользоваться первымдля приобретения, чрез посредство вторых, истинного знания природы, должно очистить его от разных ложных антиципаций или предварений опыта, предположений неверных и необоснованных, сделать его чистой доской, удобною для восприятия новых фактов. Для этой цели Бэкон очень остроумно и, в психологическом смысле, тонко определяет ошибочные образы или идолы нашего ума, затрудняющее его познавательную работу. : 1) Идолы рода (idola tribus). Это особенности человеческой природы вообще, извращающие познание вещей: например, склонность к излишнему порядку в идеях, влияние фантазии, стремление перейти за пределы доступного в опыте материала знания, влияние чувств и настроений на работу мысли, наклонность ума к чрезмерному отвлечению, абстракции. 2) Идолы пещеры (idola specus): каждый человек занимает известный уголок мира, и свет знания достигает его, преломляясь чрез среду его особенной индивидуальной природы, сложившейся под влиянием воспитания и сношений с другими людьми, под влиянием книг, которые он изучал, и авторитетов, которых он почитал. Таким образом, всякий человек познает мир из своего угла или пещеры (выражение, взятое из философии Платона); человек видит мир в особенном, ему лично доступном освещении; должно каждому стараться познавать свои личные особенности и очищать мысль свою от примеси личных мнений и от окраски личными симпатиями. 3) Идолы площади (idola fori): самые скверные и трудно устранимые ошибки, связанные с языком, словом, как орудием знания, и обнаруживающиеся в сношениях людей между собою (оттого «площадь»). Слова в мире мыслей – ходячая разменная монета, цена её относительная. По происхождению своему из знаний непосредственных, грубых слова грубо и сбивчиво определяют вещи, и отсюда бесконечные споры о словах. Нужно стараться определять их точнее, ставя в связь с реальными фактами опыта, различая их по степени определенности и точного соответствия свойствам вещей. Наконец, четвертый разряд – идолы театра (idola theatri) суть «обманчивые образы действительности, возникающие из ошибочного изображения действительности философами и учеными, перемешивающими быль с баснями и выдумками, как на сцене или в поэзии». В этом смысле Фрэнсис Бэкон особенно указывает, между прочим, на вредное вмешательство в область науки и философии религиозных представлений.

Памятник Фрэнсису Бэкону в Лондоне

Источник фото. Автор — Mike Quinn

Религия

Фрэнсис Бэкон был протестантским христианином, и его христианская вера была важна для его взгляда на жизнь. Он в целом выступал за религиозную терпимость. Фрэнсис был связан с розенкрейцерами — мистическим движением, которое верило в трансформацию божественного и человеческого понимания. Его работа «Новая Атлантида» выражает идеалы утопического сообщества, основанного на духовных законах и современном научном рационализме. На этой утопической земле есть: «Щедрость и просветление, достоинство и великолепие, благочестие и общественный дух».

В роман Бэкона помещается научное учреждение — Соломоновский дом в центре земли, где он замечает, как ученые стремятся работать в гармонии с Божественным.

«У нас есть определенные гимны и службы, мы ежедневно говорим о Господе и благодарим Бога за Его чудесные дела; и некоторые формы молитвы, умоляя Его помочь и благословить для освещения наших трудов и превращения их в доброе и святое употребление».

В 1609 году он написал De Sapientia Veterum («Мудрость древних»), который был рассказом о скрытой мудрости в древних мифах. Это была одна из его самых популярных книг «Самые древние времена погребены в забвении и тишине: эта тишина превзошла басни поэтов: этим басням были записаны письменные записи, которые дошли до нас».

Это говорит о сочувствии Бэкона к более инклюзивному религиозному подходу за пределами современного христианства.

Взгляды Фрэнсиса Бэкона

Наука Фрэнсиса Бэкона

Именно в трудах Ф. Бэкона практическая направленность современной науки нашла наиболее яркое и последовательное выражение. Он писал: Уровень знаний далек от процветания и великих достижений; человеческому уму должен быть открыт новый путь, разительно отличающийся от всего, что было известно ранее, и, кроме того, он должен всеми средствами помочь уму взять над природой вещей власть, которая принадлежит ему по праву.  начало предисловия Великое восстановление наук (1620 г.)   

Ф. Бэкон очень четко характеризует значение, призвание и задачи науки во введении к Великому восстановлению наук: И, наконец, я хотел бы призвать всех людей помнить об истинных целях науки, чтобы они не делайте этого ради себя. духа, не ради каких-то научных споров, не ради пренебрежения остальным, не ради корысти и славы, не ради власти, не ради других низкие намерения, но для того, чтобы сама жизнь была полезной и успешной. Это призвание науки подчиняется как ее руководству, так и методам работы. 

Реставрация, грандиозный план полной реорганизации всех наук, должна была состоять из шести частей:

  • Классификация наук;
  • Новый органон — метод строительной науки, предложенный Ф. Бэконом;
  • Феномены Вселенной — эмпирическое обоснование, данное естествознанием;
  • Лестница интеллекта — примеры применения нового метода;
  • Предшественниками новой философии являются предварительные предложения, выдвинутые до внедрения нового метода;
  • Новая философия — это пробная экспликация (интерпретация, объяснение) науки, основанная на принципах Бэкона.

При Ф. Бэконе складывается новая когнитивная ситуация. Для него характерно следующее: Куча экспериментов разрослась до бесконечности Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия Европейской философии XVII-XVIII веков, Ф. Бэкон ставит задачи:  

  1. глубокая трансформация массива накопленных знаний, его рациональная организация и упорядоченность;
  2. разработка методов получения новых знаний.

Ф. Бэкон выступает против преобладающих предрассудков в отношении науки, чтобы придать научным исследованиям высокий статус. Именно с Ф. Бэкона началась резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного времяпровождения в глазах многих постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы современности идут по стопам Ф. Бэкона: вместо схоластических знаний, оторванных от технической практики и познания природы, они ставят науку, все еще тесно связанную с философией, но находящуюся в центре внимания. в то же время на основе специальных экспериментов и экспериментов.    

Ф. Бэкон видел свой главный вклад в теорию и практику науки в обновлении философско-методологической основы науки. Он считал науки соединенными в единую систему, каждая часть которой, в свою очередь, должна быть тонко дифференцирована. Хотя сам Ф. Бэкон знал, что шестая часть плана ему не под силу, остальные разделы Реставрации в той или иной степени были выполнены им самим.  

Личная жизнь

В возрасте 36 лет Бэкон ухаживал за Элизабет Хаттон, но она прервала их отношения, чтобы выйти замуж за сэра Эдварда Коке — пожизненного соперника Бэкона.

В возрасте 45 лет Бэкон женился на Алисе Фарнхэм, которой в то время было всего 14. Пара развелась после постоянный разногласий по поводу денег.

9 апреля 1926 года Фрэнсис умер от пневмонии. В рассказе Джона Обри («Краткие жизни») Бэкон умер после того, как проглотил холод, проводя научный эксперимент — пытаясь набить птицу снегом, чтобы увидеть, сохранила ли она жизнь. Написав свое последнее письмо лорду Арунделю, Бэкон также упоминает этот случай.

Фрэнсис Бэкон был революционной фигурой в конституционном праве, науке и философии. Он пытался пропагандировать новые способы борьбы с миром. Его радикальный подход к фундаментальным вопросам жизни и мира, в котором мы живем, влияли на продвижение другого духа — новой эпохи разума и просветления. Бэкон стремился к синтезу рационального научного подхода и к духовному пониманию справедливого общества.

Индуктивный метод

Индуктивный метод дает исследователю общие данные, начиная с более подробных. Эта концепция суммирует то, что поднимает Мора (1990), который уверяет, что:

Он состоит из той формальной логической процедуры, которая начинается с универсальных принципов (дедуктивный метод), а затем применяется к конкретным фактам или случаям или действует наоборот (индуктивный метод), то есть начинается с конкретных фактов и данных и на их основе делается вывод. логически выводы или обобщения более универсального характера. (стр.211)

Бэкон попытался создать с помощью индуктивного метода практический инструмент для анализа опыта, исходя из очень конкретных или общих характеристик анализируемых факторов и, таким образом, придя к более общему выводу.

Этому великому философу приписывают включение логики в индуктивизм, формулу, которая имела огромное значение для развития исследований и улучшения научных гипотез.

Профессиональная деятельность

Профессиональная деятельность Бэкона начинается в качестве юриста. Позже становится широко известным под эмблемой деятельности адвоката-философа и защитника научной революции. Работы данного английского философа представляют собой основание и популяризацию индуктивной методологии научных исследований, которые имеют название одноимённого его метода, то есть называют методом Бэкона. Индукция может получить знания из окружающего её мира сквозь призму эксперимента, наблюдения и проверку гипотез. Во времена жизни и деятельности Бэкона данные методы применялись алхимиками. Свои подходы к проблеме научного познания Фрэнсис Бэкон излагает в своём трактате «Новый органон», который вышел в $1620$ году. В данном трактате он провозглашает основную цель науки и научного учения в том, что если увеличить власть человека над природой, которую он определяет как бездушный материал, то власть человека возрастёт. Предназначение природы состоит в том, чтобы быть использованной человеком.

Бэконом создан двухбуквенный шифр, который носит название шифр Бэкона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: