Введение
М. Вебер считается наиболее видным после Карла Маркса немецким теоретиком, занимавшимся проблемами развития общества. Фактически М. Вебер должен был и бороться с марксизмом, и дистанцироваться от него. Подобно К. Марксу, он знал многое о капитализме. Однако для М. Вебера проблема капитализма была частью более широкой проблемы современного рационального общества. Поэтому в то время как К
Маркс обращал основное внимание на отчуждение внутри экономической системы, М. Вебер рассматривал отчуждение как более широкий процесс, происходящий во многих других социальных институтах
К. Маркс осуждал капиталистическую эксплуатацию, а М. Вебер анализировал формы усиления гнета в рациональном обществе. К. Маркс был оптимистом, верившим в то, что проблемы отчуждения и эксплуатации могут быть решены за счет разрушения капиталистической экономики, а М. Вебер смотрел на мир пессимистически, считая что будущее принесет лишь усиление рационализации, в особенности, если произойдет уничтожение капитализма. М. Вебер был не революционером, а тщательным и вдумчивым исследователем современного общества.
Комментарии
Скоч Андрей Владимирович
депутат Государственной думы РФ
Усатый Ренато Георгиевич
политический деятель и борец против коррупции в Молдове
Алиев Нурали Рахатович
казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева
Арутюн Арменакович Сурмалян
депутат Заксобрания Ростовской области
Слепцов Владимир
мэр г. Ярославля
Андрей Робертович Иванов
российский политик, предприниматель общественный деятель.
Жирков Евгений Иванович
подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области
Владимир Вольфович Жириновский
российский политик, основатель ЛДПР
Биография
Детство
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт (Тюрингия). Он был старшим ребёнком из семи детей. Его отцом был Макс Вебер Старший, видный государственный служащий и член Национал-либеральной партии, а матерью — Элена (урождённая Фалленштейн), в роду которой были французские эмигранты гугеноты. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал известным социологом и экономистом. В 1869 году семья Веберов переехала в Шарлоттенбург (пригород Берлина). В возрасте четырёх лет Макс Вебер переболел менингитом. В 13 лет он уже читал труды философов Артура Шопенгауэра, Бенедикта Спинозы, Иммануила Канта, а также литературных авторов, таких как Иоганн Вольфганг Гёте.
Образование
В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После года службы в армии он перевёлся в Берлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течении второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права «История торговых компаний в средние века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права», работая с Августом Мейтценом. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство.
Работа
В период между защитой докторской диссертации и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические исследования экономических проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения «Польского вопроса», или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, в то время как местные рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные города. Вебер руководил этим исследованием и написал большую часть окончательного отчёта, вызвавшего значительное и споры, и положившего начало известности Вебера как социолога. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, организации, которая выступала против притока польских рабочих.
В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин.
В 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года — в Гейдельбергском, с 1919 года — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».
Основание сообществ
В 1909 году учёный покинул сообщество «Союз социальной политики» и основал своё: Германская социологическая ассоциация была призвана решать те вопросы, с которыми, по мнению Вебера, не справлялась прошлая
Изучая краткую биографию Макса Вебера, важно упомянуть, что он создал эту ассоциацию не единолично, а с помощью своих товарищей: Георга Зиммеля, Вернера Зомбарта и Рудольфа Голдшида
Чуть позже он её покинул и попробовал основать собственную политическую партию, однако эта затея не увенчалась успехом. Основной идеей, которую он хотел воплотить в жизнь, было объединение либералов и социал-демократов.
«Жизнь и творчество Макса Вебера» (РОССПЭН, 2007) в Экспресс-рецензиях «Русского журнала».
Экспресс-рецензии на книги по социологии
Александр Бикбов
Рецензия на: Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера / Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: РОССПЭН, 2007. 656 с.
Биография, ставшая ступенью к канонизации Макса Вебера, была написана его женой Марианной в 1924 – 26 годах, вскоре после смерти мужа (1920). Этот текст был актом примирения с его уходом и прологом к возвращению Марианны в интеллектуальный и политический мир Германии: к роли хозяйки влиятельного интеллектуального салона, активной участницы женского движения и издательницы десяти томов сочинений мужа — настоящего памятника Веберу.
Вебер Макс идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера
Пионером моделирования в социологии можно считать Макса Вебера (1864-1920), который ввел в научный оборот понятие идеального типа — одной из ключевых категорий, призванных помочь постичь смысл или смысловую связь часто повторяющегося явления. Идеальный тип показывает, «каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель… Реальное поведение чрезвычайно редко…, и то только приближенно, соответствует конструкции идеального типа». Идеальный тип (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — это общее понятие в гуманитарном знании; прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Широко используется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социологии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествознании. Задача идеального типа — выделить такие черты явления, которые обнаруживаются только в идеальных, вымышленных условиях, но в реальности могут быть размыты привходящим вмешательством, действием случайных факторов. Ученый строит идеальный тип в своей голове, мало обращаясь к практике, статистике, наблюдениям за реальной жизнью. Оторванность от жизни — самая слабая черта такого приема, поэтому идеальный тип именуют еще понятиями- утопиями. В то же время только отвлечение от второстепенного позволяет, опираясь на интуицию, сконцентрировать мышление и выделить главные аспекты.
Макс Вебер
Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.
взносы
Вклад Макса Вебера в область социологии имел большое значение и побудил многих авторов классифицировать его как одного из великих институционалистов в этой области..
Его работа помогла социологии превратиться из академического экзотического продукта в легитимную дисциплину на университетском уровне. За тот вклад, который Вебер сделал со своими социологическими работами, его считают представителем «третьего пути»..
Третий путь — это политические подходы, которые не являются марксистскими или антимарксистскими. Эта характеристика его работы привела к тому, что Вебер стал одним из самых влиятельных социологов в истории..
Работа Вебера оказала большое влияние на последующее развитие различных социологических тем. К ним относятся религия, образование, право, организация, семья и даже этносоциология.
Теоретическая литература по социологии
Самым важным вкладом, который сделал Вебер, было теоретическое развитие социологии в его книге. Экономика и общество. По мнению нескольких исследователей этой дисциплины, эта книга является наиболее представительной в социологии двадцатого века.
Вебер также опубликовал другие книги, которые являются ключевыми в преподавании любой программы академической социологии. Среди этих книг: Протестантская этика и дух капитализма, Социология религии и Методология общественных наук.
Рационализм в социологии
Вебер в своем объяснении человеческих отношений и значения мира и истории отмечает разницу между старой интерпретативной концепцией и его объяснением эмпирически рационального мира..
В соответствии с этим Вебер разработал конкретные концепции для исторической интерпретации. Эти понятия содержали, помимо эмпирических знаний, рациональную интерпретацию.
Именно поэтому теории Вебера отличались от традиционно метафизических интерпретаций.
Вклад в политику
Многие из вкладов Вебера в социологию были в области политики. По словам Вебера, наибольшая политическая ценность была найдена в национальном государстве, которое впоследствии вызвало несколько критических замечаний..
В нескольких своих политических идеях Вебер был назван продолжателем мысли Макиавелли..
Эти идеи были не очень хорошо приняты европейскими социологами, однако они привели к важным дебатам, которые привели к большему развитию политической социологии во всем мире..
Социология в религии
Одним из наиболее признанных вкладов Вебера в социологию является его работа по социологии в религии. Его исследования в области привели к публикации его работы «Социология религии».
Некоторые авторы, близкие к религиозной социологии, стали называть Вебера «христианским социологом». Это основано на работе, проделанной Вебером в этой области, и его уважении к религиозности..
Вышесказанное происходит несмотря на тот факт, что Вебер прямо заявил, что он не имеет большого сходства с религиозной мыслью.
Влияние в современной социологии
Вклад, который Вебер внес в социологию благодаря своим научным знаниям, по-прежнему широко используется для разработки современных социологических теорий..
В основном это объясняется тем, что теории Вебера, не намереваясь делать это напрямую, сохранили старую социологическую традицию. Именно эта характеристика его мышления определила его как представителя «третьего пути».
биография
Макс Вебер родился 2 апреля 1864 года в Эрфурте, Пруссия, вместе со своими родителями Максом Вебером-старшим и Хелен Фалленштейн.
Первые годы
Он был старшим сыном из семи братьев и был необычайно умным мальчиком. Его отец был выдающимся юристом, политически связанным с «национал-либералами», в пользу Бисмарка.
Дом Вебера посещали видные интеллектуалы, политики и ученые. Среда, в которой рос Макс, питалась философскими и идеологическими дебатами. После окончания средней школы Вебер поступил в 1882 году в Гейдельбергский университет, где изучал право, философию и экономику..
Ему пришлось прервать учебу после трех семестров, чтобы завершить службу в армии, возобновив свое образование в 1884 году в Берлинском университете. В 1886 году он сдал экзамен на адвоката, а в 1889 году он получил докторскую степень. в законах.
Взрослая жизнь
В 1893 году Вебер женился на Марианне Шнитгер, далекой кузине, и начал свою академическую карьеру, преподавая экономику в Фрайбургском университете, в 1894 году. В следующем году он вернулся в Гейдельберг, где ему предложили должность профессора..
Инаугурационная речь Вебера во Фрайбурге в 1895 году ознаменовала кульминацию его карьеры, где он провел анализ политической ситуации в Германии после изучения рабочего класса и либералов в течение пяти лет. В своей речи он породил концепцию либерального империализма.
1897 год был трудным для Вебера, после смерти отца он перенес серьезный психический срыв и пережил эпизоды депрессии, тревоги и бессонницы, которые сделали его неспособным работать.
Из-за психического заболевания он был вынужден провести следующие пять лет в психиатрических учреждениях и за их пределами. Он наконец выздоровел в 1903 году. Он вернулся на работу, будучи редактором в известном обществоведческом журнале.
Его эссе подпитывали его славу, вдохновляли несколько интеллектуальных умов и сделали Макса Вебера нарицательным.
Последние годы
Он продолжал преподавать до 1918 года, а также активно участвовал в политике, защищая трезвость и единодушные решения..
Он хотел построить дополнительные тома о христианстве и исламе, но не сделал этого, когда заразился испанским гриппом. Вебер помог в разработке новой конституции и создании Германской демократической партии.
Он умер от инфекции легких 14 июня 1920 года. Его рукопись «Экономика и общество» осталась незаконченной, но была отредактирована его женой и опубликована в 1922 году..
Макс Вебер: социология власти
Первое, на чем следует остановиться, – это определение государственной власти, предложенное Вебером. По Веберу, это институт, обладающий монополией на применение силы. В своем научном труде «Политика как призвание и профессия» он уточнял, что насилие не единственное, но специфическое средство государства и что в наступившую эпоху отношение государства к насилию «особенно интимно». Если в древние и менее цивилизованные периоды истории физическое насилие было обычным делом, то сейчас право на физическое насилие выдается различным структурам или отдельным лицам в той мере, в какой государство допускает такое насилие .
Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. Далее Макс Вебер в теории выделял 3 типа политической власти.
Типы политической власти:
- Харизматический.
- Традиционный.
- Рационально-легальный.
По Веберу, харизматический тип власти очень нестабилен и потому мигрирует в более четкие форматы. Традиционный тип тоже не вполне устойчив и часто уходит в прошлое путем революций. На определенной стадии развития социум всегда приходит к рационально-легальному виду власти, который предполагает государственный менеджмент и институт госслужбы.
В своем научном труде «Хозяйство и общество» Макс Вебер выделил разные виды управления на уровне государства . Однако в контексте социологии власти нас интересуют исследования Вебером бюрократии и чиновничьего аппарата как социального института. Бюрократизация, по Веберу, является действенным и более рациональным, чем прочие, вариантом менеджмента больших территорий. Это ключевой признак рационально-легального вида власти. Чтобы бюрократизация произошла, а чиновничество сформировалось как государственный институт, нужны определенные условия.
Основные предпосылки возникновения бюрократии:
- Увеличение подведомственной территории и численности подконтрольного населения.
- Увеличение сложности управленческих задач.
- Формирование монетарной экономики.
В идеале, государственное управление должно иметь четкую иерархию, строго определенные компетенции для каждого госслужащего, четко прописанные правила (протоколы) работы. Само же чиновничество должно проходить специальную подготовку и обучение.
В то же время, признавая бюрократический аппарат наиболее эффективным средством организации государственной власти, Вебер видел в нем риск для соблюдения свобод отдельного гражданина. Поэтому для создания системы сдержек и противовесов обществу нужны авторитетные политики и мощный класс предпринимателей.
При этом Вебер вовсе не говорил, что политик обязан разделять все постулаты христианской этики. Более того, он полагал, что в политике не место праведникам, потому что тут должна превалировать этика убеждений и этика ответственности за собственные действия .
К слову, в какой-то степени подобный подход он считал уместным и для науки. До сих пор ходит байка, что перед началом своей лекции «Наука как призвание и профессия» в университете Мюнхена Вебер спросил у аудитории, есть ли кто-то, кто идет в науку, чтобы спасти Отчество и сделать мир лучше? Всех поднявших руку ученый цинично удалил из аудитории, заявив, что таким людям в науке не место .
Макс Вебер и его теория бюрократии по сей день вызывают интерес научной общественности. Так, ученых интересует проблема ограничения власти бюрократии в контексте взглядов Вебера , а также вклад теории бюрократизации Вебера в парадигму индустриального общества .
Это далеко не полный список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером и сохранившего актуальность по сей день. Заметим, что сгенерировать такой огромный массив знаний можно лишь при условии, что вы много читаете и нестандартно мыслите. Нестандартно мыслить можно научиться на нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы сможете освоить новые приемы мышления и применить их на практике.
Мы не обещаем, что после нашего курса вы станете великим ученым и оставите масштабное интеллектуальное наследие. Но если вы хотите получить шанс на то, что ваши мысли будут интересны кому-то, кроме вас, их нужно формулировать и фиксировать. Конечно, кто-то может привести в пример Сократа, который не записывал свои мысли, потому что это делает более слабой память. Однако эта умная мысль дошла до потомков только потому, что ее записал Платон.
А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:
Мы желаем вам быть решительней на пути к знанию и истине. И обязательно делиться нестандартными мыслями с другими людьми!
Наука и социология
Помимо юриспруденции Макса Вебера интересовала и социология, а точнее, социальная политика. Ученый даже присоединился к «Союзу социальной политики», где с единомышленниками изучал интересующие его моменты.
Основные идеи членов общества базировались на главном принципе: по их мнению, экономическую науку нужно рассматривать как инструмент, который позволяет решать социальные проблемы в обществе текущей эпохи. В то же время Вебер вплотную занялся и политикой, присоединившись к левоцентристской партии.
Портрет Макса Вебера
В 1984-м Макс Вебер перебрался во Фрайбург, где стал преподавать экономику в университете. Параллельно ученый собрал вокруг себя интеллектуалов того времени, образовав так называемый «круг Вебера», куда вошли, пожалуй, самые интересные персоны того времени: Марк Блок, Роберт Михельс, Вернер Зомбарт и другие.
Также Макс Вебер продолжил изучать экономику и историю права в разрезе социологии и социальных теорий. Примерно в то время и появилось понятие понимающей социологии, предложенное Вебером.
Социолог Макс Вебер
В 1897-м Макс Вебер серьезно поссорился с отцом, а спустя два месяца тот умер, так и не помирившись с сыном. Это горе серьезно повлияло на психику Макса Вебера, ученый впал в депрессию, стал страдать из-за бессонницы и постоянного нервного напряжения. Вебер перестал преподавать и несколько месяцев провел в санатории, а затем на два года отправился в Италию, откуда возвратился только весной 1902 года.
Примечательно, что ученый подробно описал свои страхи, расстройства и начавшиеся отклонения в психическом состоянии, однако его супруга уничтожила эти записи, побоявшись, что они могут стать причиной запрета остальных трудов мужа.
Книги Макса Вебера
В 1903 году Макс Вебер оправился от потрясения, вызванного смертью отца, и вернулся к научной работе, однако преподаванию предпочел пост помощника редактора в научном журнале. Годом позднее в том же издании Вебер опубликовал свой ключевой труд, получивший название «Протестантская этика и дух капитализма», посвященный взаимодействию культуры и религии, а также их влиянию на становление экономической системы.
Деятельность Союза социальной политики разочаровывала ученого, и в 1909 году Макс Вебер вышел из состава этой организации и вместе с Георгом Зиммелем, Вернером Зомбартом, Рудольфом Голдшидом основал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее первым казначеем и идейным вдохновителем.
Макс Вебер
Тремя годами позднее Вебер покинул и эту организацию, попытавшись организовать собственную политическую партию. Идеей Макса Вебера стало объединение либералов и социал-демократов, однако это начинание обернулось провалом.
В самом начале Первой мировой Макс Вебер отправился на фронт добровольцем, где организовывал полевые госпитали и армейские больницы. Фронтовые дни изменили взгляды ученого на экспансию Германии. Если изначально Вебер поддерживал политику кайзера, то некоторое время спустя стал одним из ее ярых критиков.
Последнее фото Макса Вебера
Также Макс Вебер выступал за демократизацию политической системы в Германии, введение всеобщего избирательного права и конституционные реформы, в частности, введение института президентства в противовес существующей бюрократии. Также Вебер выдвигал собственную кандидатуру на парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов в поддержку.
В 1919 году Макс Вебер, разочаровавшись в политике, возвратился к преподаванию. Последние лекции ученого позднее были собраны под обложками книг «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». Однако далеко не все взгляды Вебера были встречены с одобрением: некоторые его воззрения на текущую политику, легитимность власти, а также на события Ноябрьской революции собрали под окнами ученого демонстрацию правых.
Макс Вебер социология ПРАВА. «В.А. Глазырин ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА В статье рассматривается социологическая концепция ПРАВА выдающегося немецкого социолога. Несмотря на то что М. Вебер является …»
В.А. Глазырин
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА
В статье рассматривается социологическая концепция права выдающегося
немецкого социолога. Несмотря на то, что М. Вебер является одним из классиков
правовой социологии, его идеи в области познания права и правоотношений в
научной литературе раскрыты далеко не в полной мере. Обычно они излагаются
в разрозненном виде, что не позволяет составить целостное представление о
веберовской социологии права.
Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть основные положения социологии права М. Вебера, составляющие ее «смысловое ядро». Автором раскрывается социологическая интерпретация права в рамках веберовской понимающей социологии, приводится определение права немецкого социолога в контексте объяснения им легального порядка, рассматривается веберовская концепция формально-рационального права, а также анализируется веберовский подход познания правовых институтов в социальной системе.
Социология права — одна из отраслей социологии, начало формирования которой уходит во вторую половину XIX в. (Бачинин 2001: 212–279; Глазырин 2003). Однако в социологической науке она до сих пор находится в положении «золушки», т. к.
воспринимается многими профессиональными социологами как второстепенное знание — притом, что сфера права и правоотношений является неотъемлемой частью любого общества, за исключением архаического. Современное общество не существует вне его правовых характеристик. Так, рассматривая социальную структуру общества, нельзя не обращать внимания на описание его правовой структуры. Среди совокупности социальных институтов обязательно надо выделять институты права. Составной частью процесса социализации личности является ее правовая социализация, сознание индивидов включает в себя правосознание и правовые установки, социальный статус личности содержит характеристику ее правового статуса, правонарушения и преступные деяния являются видами социальных девиаций и т. д. Одним из важнейших аспектов культуры является правовая культура. Право «пронизывает» социум на макро- и микроуровнях его организации. А правовые изменения — это часть социальных изменений. Одного этого перечня правовых компонентов общества вполне достаточно, чтобы понять, что в социологии право и его институты являются обязательными объектами познания.
Резюме
Макс Вебер был крупнейшим социальным теоретиком; идеи ученого имели самое непосредственное отношение к проблемам бизнеса и менеджмента. В ходе исследований мировой истории М. Вебер создал общую теорию рационализации общества. Время оказалось к ней не слишком суровым: сегодняшнее общество является еще более рациональным, чем в годы ее создания. Теоретические идеи М. Вебера имеют особое значение для понимания, помимо прочего, современных формальных организаций, капиталистического рынка, особенностей профессий и экономики в целом. Они сохраняют актуальность и в наши дни, а появившиеся на их основе неовеберовские теории применимы к проблемам современного общества еще в большей мере.
Детство и юность
Родился Максимилиан Карл Эмиль Вебер в городе Эрфурт, Германия, 21 апреля 1864 года. Родители Карла относились к немецкой буржуазии, мало в чём нуждались и считались довольно богатой семьёй. Основу их капитала заработал дедушка Вебера, который занимался текстильной промышленностью, именно на ней он обеспечил себе огромное состояние. Отец Максимилиана — Макс Вебер (старший) всегда был жизнерадостным и общительным человеком, не боялся быть деятельным и состоял на государственной службе. Помимо прочего, Вебер — старший состоял в Либеральной партии и был большим почитателем Бисмарка.
Родители — Макс Вебер (старший) и Элена Фалленштейн
Мама — Элена Фалленштейн родилась в семье преуспевающего купца, была по-настоящему верующей женщиной со строгим нравом. Стоит отметить, что оба этих семейства и их родственники Иоллле, Бенеке и Суше имели довольно весомое отношение к германской экономике в целом. Детство будущего философа проходило под частые дискуссии собирающихся у родителей видных общественных деятелей и учёных. Еще ребенком Макс был знаком с таким политиком и историком как Генрих фон Зибель, общался с Теодором Моммзеном, являющимся историком Древнего Рима и многими другими известными учеными лицами Германии.
Он был первенцем в семье. После его рождения у Вебера — старшего и Элены Фалленштейн появилось еще семеро детей.
Макс (слева) с братьями Альфредом и Карлом (1879 г.)
Сам Максимилиан рос самостоятельным ребенком. Создавалось впечатление, что он ни в чём не нуждается и ему никто не нужен. Перенеся очень серьёзное заболевание — односторонний менингит, Веберу грозило помешательство рассудка или смерть. Макс выжил, но стал еще более замкнутым ребенком, при этом стал вести жизнь отшельника. В таком образе жизни чтение для маленького Максимилиана обрело своеобразную страсть, развив в нем великолепную созерцательность.
Получая домашнее образование, его отношение к учителям носило скептический характер, так как уже в юности Вебер изучил сорок томов Гёте самостоятельно. В 6 лет он начал учебу в частной школе, продолжив после обучение в гимназии. За всё время обучения Макс так и не смог найти общий язык с кем бы то ни было. В отличие от своих сверстников Макс не любил участвовать в кутежах. Вся его энергия была нацелена на изучение философии в лице Шопенгауэра, Канта, Лютера и Макиавелли.
Макс Вебер в 1884 году
Ссылки
- Агулла Дж. К. Макс Вебер и сегодняшняя социология. Мексиканский журнал социологии. 1964; 26(1): 1–9.
- Эспиноза Э. Л. Социология двадцатого века. Испанский журнал социологических исследований. 2001; 96: 21–49.
- Глейдура С. Рецензия: Столетие Макса Вебера. Испанский журнал общественного мнения. 1965; 1: 305–307.
- Шарлин А. Ретроспектива: Макс Вебер. Журнал современной истории. 1977; 49(1): 110–115.
- Сватос В. Кивисто П. Макс Вебер как «христианский социолог». Журнал научного изучения религии. 1991; 30(4): 347–362.
- Известные экономисты (2018). Макс Вебер. Взято с сайта famouseconomists.net.
- Энциклопедия Нового Света (2013). Макс Вебер. Взято с сайта newworldencyclopedia.org.
- Википедия, бесплатная энциклопедия (2018). Макс Вебер. Взято с: en.wikipedia.org.
- ван Влит (2017). Макс Вебер. Взято с: toolshero.com.
- Международная энциклопедия социальных наук (2018). Вебер, Макс. Взято с сайта encyclopedia.com.
- Социологическая группа (2017). Макс Вебер Биография и вклад в социологию. Взято с сайта sociologygroup.com.
Болезнь и смерть
В начале 1897 года Макс поссорился с отцом, после чего Вебер-старший уехал из семьи, а спустя семь недель пришло известие о том, что он умер от желудочного кровоизлияния. Максимилиан винил себя в этой смерти, причём настолько, что доходило до нервных срывов. Почти четыре года он находился в состоянии, «близком к коллапсу». Несмотря на то, что он лечился в Италии и Америке, нервные болезни и бессонница преследовали его до конца жизни.
Вебер умер 14 июня 1920 года от воспаления лёгких, заразившись перед этим в Мюнхене испанским гриппом («испанка» – самая массовая эпидемия гриппа за всю историю человечества).
Заключение
Теория Вебера подверглась жесткой критике, поскольку термин «понимание» более органичен в контексте философии. Многие оппоненты немецкого социолога упрекали его в надуманности проблемы сознания, смысла, внутреннего содержания, субъективности социальных процессов.
Вебер считал, что правильная интерпретация смыслов помогает улучшить коммуникативное взаимодействие. «Понимающая» социология дала начало новой традиции в социологическом мышлении, названной традицией понимающей социологии.
Понимающая социология Вебера стремилась узнать внутренний смысл действий индивида. Данную теорию ученый разработал, опираясь на идеи неокантианства и философии жизни.
Вебер пропагандировал идею разумно организованной жизни, где царит хорошо отлаженное управление, преобладают рациональные правила и нормы, упорядочивающие отношения между людьми.