Таганрог
В 1954 году отца Елены перевели на работу в Таганрог. Этот город подарил начинающей актрисе встречу с великолепным педагогом А. Т. Куликовой. У нее Лена занималась вокалом два года. С удовольствием принимала участие в школьных концертах – пела известные романсы и популярные в то время песни из репертуара знаменитой Лолиты Торрес. На сцене театра им. Чехова устраивали отчетные концерты. Однажды на одном из них девушку заметила директор музыкального училища из Ростова-на-Дону Маньковская. Она посоветовала ей продолжить образование.
В 1957 году Елену приняли в училище сразу на второй курс. В августе 1958 года Е. Образцова прошла прослушивание и была принята на подготовительное отделение консерватории города Ленинграда. На поступление претендовало более ста человек, из которых приняли лишь троих претендентов, среди которых была и Елена Образцова.
Она попала на курс к профессору Антонине Григорьевой – специалисту мудрому и очень терпеливому. Как вспоминает Образцова, фото которой вы видите в этой статье, она всегда хотела сразу же петь большие арии, сложные и необыкновенно красивые романсы, но Антонина Андреевна убеждала, что, не постигнув азов вокала, петь невозможно.
Личная жизнь
Мужем певицы стал Вячеслав Петрович Макаров, по образованию физик-теоретик. Макаров занимал должность доцента в МГТУ имени Баумана. Научная карьера не помешала мужчине вести хозяйство. В браке родилась дочь Анна. С девочкой занимался муж. Мужчина следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. Брак музыкантки и физика продлился 17 лет и закончился разводом.
Елена Образцова с дочерью
В 1988 году у Анны родился сын Александр, и Елена Образцова стала бабушкой. Затем у певицы появилась и внучка Элия.
Елена Образцова и Альгис Жюрайтис
Со вторым мужем Елена познакомилась на сцене. Супругом артистки стал дирижер Большого театра с литовскими корнями Альгис Марцелович Жюрайтис. Но в 1998 году Альгис скончался от смертельной болезни. Артистка впала в депрессию, располнела, приостановила карьеру. К нормальной жизни Образцову вернули дочь, друзья, коллеги.
Расцвет карьеры
Вскоре певицу стали приглашать ведущие оперные сцены, ей рукоплескали в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Милане, Токио, Вене, Марселе и Барселоне. В Испании Образцову признали лучшей Кармен в истории оперного искусства, а ее партнерами были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье и другие звезды мировой оперной сцены.
Елена Образцова в образе Кармен
Елена Васильевна вдохновила великого режиссера Франко Дзеффирелли на создание фильма «Сельская честь», где она предстала в роли Сантуции. Позже режиссер признавался, что в его жизни были три потрясения – Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова.
Кадр из фильма «Сельская честь»
Постановки с участием Образцовой постоянно прерывались долгими овациями – зрители не могли сдержать эмоций и не желали отпускать певицу со сцены. Образцова не только филигранно владела вокальной техникой – она буквально проживала каждую роль, влюблялась, страдала, умирала на сцене, заставляя публику переживать вместе с ней те же чувства.
Каждую роль Образцова не играла – она ею жила
Елена Васильевна рассказывала, что физически ощущала себя глубокой старухой в «Пиковой даме», хотя была в самом расцвете лет. А в образе Кармен, наоборот, наполнялась какой-то космической энергией и превращалась в настоящую тигрицу, готовую умереть ради своего возлюбленного.
Елена Образцова в «Пиковой даме» (1980)
Образцова не боялась экспериментов и пробовала себя в самых разнообразных творческих жанрах. В 1986 году она выступила в качестве оперного режиссера и поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер», в которой исполнила главную партию. Елена Образцова – Кармен – Хабанера В 1999 году дебютировала на драматической сцене в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», похудев для этой роли на 28 кг, а в 2012 вместе с Ольгой Аросевой и Верой Васильевой сыграла в постановке Театра Сатиры «Реквием по Радамесу».
Елена Образцова в постановке «Антонио фон Эльба»
В 2003 году оперная дива неожиданно увлеклась джазом и дала несколько концертов с оркестром под управлением Бергера и квартетом Игоря Бутмана. А в 2008 году Елена Васильевна шокировала публику появлением на «Новой волне» в компании рэпера Тимати. Народная артистка вышла на сцену в задорном «молодежном прикиде» и с татуировкой на руке, а до этого рассекала по Юрмале в спортивном «Ламборджини» со скоростью под 200 км/в час. Елена Образцова и Тимати на «Новой волне» Образцова щедро делилась опытом и знаниями с начинающими вокалистами – преподавала в Московской консерватории и Токийской музыкальной академии «Мусашино», давала мастер-классы в России и за рубежом, возглавляла жюри престижных международных конкурсов.
ЕЛена Образцова в зрелом возрасте
Елена Васильевна много занималась благотворительной деятельностью – с 1996 года в Санкт-Петербурге действует созданный певицей Культурный центр, с 1999 года проводится конкурс молодых исполнителей имени Елены Образцовой, а в 2011 году организован благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, в рамках которого проходят мастер-классы школы вокального мастерства. Занятия чаще всего проводятся в Государственной картинной галерее художника Александра Шилова, который был близким другом оперной дивы. Наедине со всеми. Елена Образцова
Смерть
2014 год принес трагедию, заболела сама артистка. Елене Образцовой поставили диагноз лейкемия. Болезнь же через пару месяцев стала причиной смерти музыкантки. В ноябре Образцова уехала в Европу и лечилась в клинике Лейпцига. Женщине нашли донора, пересадили костный мозг. Операция, тем не менее, не помогла певице, ослабленное тело уже 75-летней женщины отказалось бороться с болезнью, даже с помощью донорского костного мозга.
Похороны Елены Образцовой
Из-за болезни Елена отменила долгожданный декабрьский концерт, который должен был пройти в Государственном Кремлевском дворце. Образцова уже не вернулась в Россию. Болезнь усиливалась, в конце декабря к певице приехали верные друзья Валентина Терешкова и Иосиф Кобзон, а 12 января 2020 года она скончалась в Лейпциге.
Через два дня в Большом театре прошло массовое прощание, а 15 января — отпевание в Храме Христа Спасителя. Эта же дата стала днем, когда артистку похоронили. Могила Елены Образцовой расположена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Могила Елены Образцовой
Судьба талантливой женщины получила отражение в литературе. О творчестве, жизни и памяти артистки написано в биографических книгах «Елена Образцова. Записки в пути» авторства Рены Шейко и «Елена Образцова: Голос и судьба» авторства Алексея Парины.
Музыкальное образование
В 1956 году Елена получила аттестат о среднем образовании и поступила в музыкальную школу имени Чайковского. Здесь девушка познакомилась с талантливым педагогом по вокалу Куликовой А. Т., у которой занималась два года.
Учащиеся музыкальной школы во время отчётных концертов выступали на сцене театра имени Чехова
Во время одного из них Елена привлекла внимание директора Ростовского музыкального училища А. Маньковской
Опытная женщина дала Образцовой совет продолжать обучение в Ростове. В 1957 году по рекомендации Маньковской Лена была зачислена сразу на второй курс училища.
Лене снова повезло, ей досталась очень мудрая преподавательница – профессор Антонина Андреевна Григорьева. Образцова сразу же хотела петь большие арии, красивые и сложные романсы. Но педагог терпеливо объясняла студентке, что нельзя петь, не постигнув азов вокала.
1962 год ознаменовался в жизни Образцовой получением сразу двух наград. Одну она выиграла в Хельсинки на молодёжном фестивале, также Лене досталась первая премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки.
Личная жизнь Елены Образцовой
Еще во время учебы в консерватории Елена в компании общих друзей познакомилась со студентом-физиком Вячеславом Макаровым. Это была любовь с первого взгляда – молодые люди сразу поняли, что созданы друг для друга и должны быть вместе. Правда, на год им пришлось расстаться – Вячеслава направили на стажировку в Монголию. Разлука еще сильнее закалила их чувства, и как только Макаров вернулся, влюбленные тут же расписались. Через год у молодых супругов родилась дочь Леночка (1966 г.р.), которую Вячеслав назвал именем обожаемой жены.
Свадьба Елены Образцовой и Вячеслава Макарова
В то время Образцова уже была солисткой Большого театра и получила квартиру в Москве. Вячеславу было непросто решиться на переезд из Ленинграда, где у него были хорошая работа и дальнейшие перспективы. Но ради семьи он решился на этот шаг, понимая, что карьера Елены намного важнее. Макаров добровольно взвалил на свои плечи заботу о дочери и все бытовые проблемы, в то время как супруга месяцами пропадала на гастролях. Елена до сих пор ему благодарна за эту самоотверженность, без которой ей было бы намного сложнее построить столь блистательную карьеру.
Елена Образцова с дочкой
Вторым мужем Образцовой стал дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис. С Еленой он был знаком достаточно давно, относился к ней как к другу и коллеге, часто бывал у них со Славой в гостях. Но в один прекрасный день произошло нечто удивительное – на Елену и Альгиса словно снизошло озарение, которое заставило их посмотреть друг на друга новым взглядом. Они оба без памяти влюбились, совершенно потеряв голову и ощущение реальности.
Елена Образцова и Альгис Жюйратис
Елена, как честный человек, тут же обо всем рассказала мужу, с которым на тот момент прожила семнадцать лет. Год спустя они расстались, и Образцова чуть не испортила отношения с дочерью: та осталась с отцом и категорически не желала общаться с матерью. Еще год понадобился Елене, чтобы вымолить у нее прощение – от переживаний певица потеряла голос и похудела почти на тридцать килограммов. К счастью, ей удалось найти нужные слова и вернуть расположение своей девочки.
Елена Образцова со вторым мужем
Только после этого Елена и Альгис поженились и прожили вместе семнадцать лет. В 1998 году Жюрайтис скончался от онкологического заболевания. Его смерть стала тяжелым испытанием для оперной дивы. Год она прожила затворницей, не желая общаться с внешним миром, но благодаря дочери, друзьям и коллегам все же нашла в себе силы вернуться на сцену. Любовь и муки Елены Образцовой. Документальный фильм Свободное от гастролей и выступлений время прима любила проводить на своей загородной даче, построенной еще в семидесятые годы. В этом доме часто собирались большие шумные компании, в которых Елена Васильевна всегда была заводилой. Она обожала своих собак, любила возиться в саду и читать книги на увитой виноградом террасе. Иногда ее навещала дочь с внуками, которая тоже стала певицей и большую часть времени проживает за границей.
Творчество
Партии (краткий список)
- Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского)
- Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова)
- Амнерис («Аида» Дж. Верди)
- Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
- Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
- Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
- Шарлотта («Вертер» Массне)
- Элен Безухова, Княжна Марья, Ахросимова («Война и мир» С .С. Прокофьева)
- Фроська («Семен Котко» С. С. Прокофьева)
- Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, в редакции Н. А. Римского-Корсакова)
- Графиня, Гувернантка, Полина, Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского)
- Женька Комелькова («А зори здесь тихие» К. В. Молчанова)
- Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина)
- Любава («Садко» Н. А. Римского-Корсакова)
- Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)
- Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
- Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
- Адальджиза («Норма» В. Беллини)
- Джоанна Сеймур («Анна Болейн» Г. Доницетти)
- Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка)
- Нерис («Медея» Керубини)
- Феодосия(«Пламя» Респиги)
- Леонора («Фаворитка» Г. Доницетти)
- Иродиада («Иродиада» Массне)
- Князь Орловский («Летучая мышь» И. Штрауса)
- Герцогиня Беркенфильд («Дочь полка» Г. Доницетти)
- Фенена («Набукко» Джузеппе Верди)
- Юдит («Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока)
- Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
- Принцесса («Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа)
- Иокаста («Царь Эдип» И. Ф. Стравинского)
https://youtube.com/watch?v=t-QF8EZ2lZQ
Роли в драматическом театре
- 2000 — «Антонио фон Эльба» Р. Майнарди (реж. Роман Виктюк, Театр Романа Виктюка).
- 2012 — «Реквием по Радамесу» А. Николаи (реж. Роман Виктюк, Театр Сатиры).
Школьные годы
Когда Лена пошла в школу, домашнее задание она всегда выполняла под музыку. А если по радио транслировали оперу, она могла часами просиживать возле репродуктора. Уже тогда к ней пришло понимание, что музыка не дополняет её жизнь, а играет в ней главную роль.
У папы Елены был потрясающий красивый баритон, к тому же он замечательно играл на скрипке. Иногда они устраивали музыкальные вечера в семейном кругу, которые певица вспоминала всегда с особенной теплотой. Хоть время было и тяжёлое, но это воспоминания детства, живых родителей, семейного уюта и безмерного счастья.
Папе нередко по работе приходилось ездить в заграничные командировки. Как-то из Италии отец привёз пластинки, по ним Лена изучала потом мощные голоса мировых знаменитостей – Галли-Курчи, Карузо, Джильи.
Когда Елене было девять лет, мама отвела её в Ленинградский Дворец пионеров имени Жданова, где девочку записали в детский хор. Коллективом руководила хоровой дирижёр и замечательный преподаватель Мария Фёдоровна Заринская. Именно она, рассмотрев в маленькой Образцовой заложенный природою талант, сумела убедить девочку полюбить музыку по-настоящему всем сердцем и предопределила Лене певческую карьеру.
В 1954 году Елена впервые вышла на сцену во время отчётного концерта, на котором выступал их хор. Но не прошло и года, как девушке пришлось уехать из Ленинграда. Папу перевели в город Таганрог главным конструктором – крупнейшего в СССР предприятия по производству котельного оборудования. Семье было выделено жильё – квартира в центре города. Рядом располагалась школа № 10, в которой продолжила обучение 15-летняя Лена.
С адаптацией в новой школе у Образцовой не было никаких проблем, она всегда росла девочкой общительной, коммуникабельной, быстро сходилась с людьми и всегда становилась душой компании. Во всех школьных мероприятиях и концертах она сразу же стала принимать участие. И одноклассникам, и учителям очень нравилось, как Лена исполняла композиции популярной в то время аргентинской певицы Лолиты Торрес. Здорово Образцова пела и известные русские романсы.
Творчество
Окончив обучение в консерватории, Елена сразу же начала солировать в Большом театре.
Вскоре состоялись первые гастрольные туры – в Японию, потом в Италию, где Елена пела в Милане на знаменитой сцене «Ла Скала»
Несмотря на то, что партии её пока были незначительными (княжна Марья в «Войне и мире» и гувернантка в «Пиковой даме»), этого оказалось достаточно, чтобы итальянская публика и пресса обратили внимание на молодую оперную певицу
В течение первого года работы в Большом театре Образцовой было исполнено восемь партий:
- «Аида» (Амнерис);
- «Пиковая дама» (гувернантка Полина, позже – Графиня);
- «Царская невеста» (Любаша);
- «Война и мир» (княжна Марья);
- «Хованщина» (Марфа);
- «Садко» (Любава);
- «Князь Игорь» (Кончаковна);
- «Семён Катко» (Фрося).
Вся музыкальная Москва стала говорить о новой оперной диве. А она продолжала учиться у всех и у каждого. Окончив свои партии, за кулисы никогда не торопилась, всегда подсматривала за работой коллег: как они поют и двигаются по сцене, как играют и произносят слова. Елена знакомилась со многими людьми и от каждого, как губка, впитывала то, что подходило ей для души, для становления.
Результаты не заставили себя ждать:
- 1972 год. В испанском театре «Перес Гальдос» Елена исполнила роль Кармен. Хотя до этого ей казалось, что она никогда не сможет спеть эту партию. Лена считала, что это не её героиня. А уже через три года Кармен в исполнении Образцовой была признана лучшей в мире за все времена.
- 1975 год. Прошли триумфальные гастроли Большого театра в американской «Гранд-опере». Зрители были в восторге, и пять раз в ходе спектакля вызывали Елену на сцену, так впечатлила её роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Спектакль даже пришлось остановить. Но после его окончания Образцова однозначно была признана звездой мировой оперы.
- 1976 год. Вместе с Лучано Паваротти и Джоаном Сазерленд певица открыла оперный сезон в Сан-Франциско постановкой «Трубадур». А в «Метрополитен-опере» Елена так исполнила партию Амнерис в «Аиде», что произвела сенсацию.
С 1973 года оперная дива занялась преподавательской деятельностью в Московской государственной консерватории имени Чайковского, в 1984 году получила профессорское звание.
Пробовала себя певица и в качестве оперного режиссёра, в Большом театре она ставила спектакль «Вертер».
Образцова снялась в нескольких музыкальных фильмах:
- «Весёлая вдова»;
- «Тоска»;
- «Сельская честь»;
- «Моя Кармен».
За свои творческие достижения Елена Образцова награждена огромным множеством званий, медалей, орденов, премий, почётными грамотами Правительства и благодарностями Президента РФ.
В Санкт-Петербурге с 1996 года был основан и действовал культурный центр Елены Образцовой, где она раскрывала секреты своего мастерства молодым певцам.
Личная жизнь
Еще в молодости певица связала личную жизнь с Вячеславом Петровичем Макаровым. Будучи по образованию физиком-теоретиком, Макаров занимал должность доцента в МГТУ имени Николая Баумана. Научная карьера не помешала ему заниматься воспитанием ребенка (в браке родилась дочь Елена). Мужчина следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. Брак артистки и физика продлился 17 лет и закончился разводом.
Певица ушла от супруга к другому мужчине, другу семьи, дирижеру Большого театра Альгису Марцеловичу Жюрайтису. 15-летняя дочь восприняла ее поступок как предательство. Елена затаила обиду на мать и осталась с отцом, полностью прекратив отношения с Образцовой.
Альгис Жюрайтис и Елена Образцова /
Только когда Вячеслав Макаров во второй раз женился и обзавелся сыном, Елена Макарова восстановила отношения с матерью и даже выступала с нею на сцене. Певица дважды стала бабушкой. В 1988 году у Елены Макаровой родился сын Александр, позже во втором браке у нее появилась дочь Элия.
Второй раз замуж Елена Васильевна вышла в 1982 году. Вместе с Альгисом Жюрайтисом они прожили 16 лет. Но в 1998 году мужчина скончался от смертельной болезни. Артистка впала в депрессию, располнела, приостановила карьеру. К нормальной жизни Образцову вернули дочь, друзья, коллеги.
Творчество
Карьера Елены Образцовой развивалась очень быстро, за всю жизнь она успела исполнить более 80 ролей, среди которых Элен Безухова в опере Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир», Марфа в опере Модеста Мусоргского «Хованщина», Любаша в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» и многие другие. Певица большую часть жизни гастролировала по разным странам и выступала на самых главных мировых сценах. Ее коллегами и партнерами по постановкам были Лучано Паваротти, Монсеррат Кобалье, Джоан Сазерленд и многие другие знаменитые певцы.
Она сама себя описывала как авантюристку, ведь она ни разу в жизни не отказала ни одному дирижеру или режиссёру. Бывали моменты, когда ей предлагали партию, которую она не видела ни разу в жизни, но она все равно соглашалась. Иногда ей приходилось зубрить целое произведение за трое суток, и если с музыкой проблем практически не возникало, то вот с текстом, особенно иностранным, все было куда сложнее. На этот случай она писала шпаргалки и развешивала их по всему периметру сцены среди декораций.
Конечно, Елена Образцова пробовала себя не только в оперном искусстве, но и пела романсы, русские народные песни. Специально для ее голоса Георгий Васильевич Свиридов писал песни и романсы на стихи знаменитых русских поэтов и поэтесс («Десять песен», «Отчалившая Русь»). Образцова буквально была заложницей искусства, и говорила, что вся ее жизнь – это музыка.
Кроме того, Образцова испытала себя в качестве режиссера, она поставила собственную оперу в Большом театре под названием «Вертер» французского композитора Жюля Массне. Также артистка снялась в нескольких советских кинокартинах («Моя Кармен», «Сельская честь», «Веселая вдова») и играла в драматическом театре. Принимала участие в постановках Романа Виктюка.
Смерть
В 2014 году медики диагностировали у Образцовой злокачественное заболевание кровеносной системы ‒ лейкемию. Начался тяжёлый период лечения в Германии. Был найден донор, Елене Васильевне пересадили костный мозг. Но возраст и ослабленный организм не позволили операции дать положительный результат.
12 января 2015 года Елены Образцовой не стало. Произошло это в Лейпциге, где она проходила лечение. 14 января гроб с телом был доставлен на родину, в Большом театре проходило прощание с великой певицей. Её похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
-
Сообщение по географии 8 класс
-
Сообщение о черном море картинки
-
Сообщение от роспотребнадзора о коронавирусе
-
Сообщение скульптура виды жанры материалы
- Написать сообщение про полицию
Личная жизнь
Мужем певицы стал Вячеслав Петрович Макаров, по образованию физик-теоретик. Макаров занимал должность доцента в МГТУ имени Баумана. Научная карьера не помешала мужчине вести хозяйство. В браке родилась дочь Анна. С девочкой занимался муж. Мужчина следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. Брак музыкантки и физика продлился 17 лет и закончился разводом.
Елена Образцова с дочерью
В 1988 году у Анны родился сын Александр, и Елена Образцова стала бабушкой. Затем у певицы появилась и внучка Элия.
Елена Образцова и Альгис Жюрайтис
Со вторым мужем Елена познакомилась на сцене. Супругом артистки стал дирижер Большого театра с литовскими корнями Альгис Марцелович Жюрайтис. Но в 1998 году Альгис скончался от смертельной болезни. Артистка впала в депрессию, располнела, приостановила карьеру. К нормальной жизни Образцову вернули дочь, друзья, коллеги.
Музыка и театр
Сценическая биография Елены стартовала с громких побед. В 1962 девушка получила признание на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки, стала звездой Всемирного фестивале молодежи и студентов в Хельсинки.
Елена Образцова за фортепиано
В 1963 вокалистка впервые спела на сцене в Большом театре. Таким образом прошел оперный дебют. Девушка выступила в опере авторства Мусоргского «Борис Годунов». Елена спела в роли жены Лжедмитрия, «русской царицы» Марины Мнишек.
В 1964 году Елена закончила учебу. Певица начала выступать в роли солирующей дивы Большого театра. Также в 1964 девушка поехала в рядах труппы Большого театра, чтобы дать оперные выступления в Европе, где завоевала признание ценителей, выйдя на сцену знаменитого «Ла Скала» в Милане.
Елена Образцова в театре
Артистка вышла с второстепенной ролью Гувернантки, сыграв в опере «Пиковая дама» авторства Чайковского
Но девушка смогла привлечь внимание и одобрение итальянских зрителей и стать объектом интереса местных газет. Впоследствии Образцова еще одаряла присутствием «Ла Скала», но пела арии ключевых протагонисток и антагонисток опер
В 1970 девушка одержала победу в двух вокальных соревнованиях, конкурсе, организованном в честь Чайковского в Москве, и в конкурсе имени Виньяса, прошедшем в Барселоне.
В 1975 Большой театр с солирующей Образцовой провел концерты в городах Америки, где та подтвердила титул звезды мирового масштаба. После арии вокалистки в «Борисе Годунове» публика вызывала Елену на бис подряд пять раз, из-за чего прервался спектакль. Елена приехала и в Сан-Франциско, где выступила с Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд.
С 1976 начались постановки в «Метрополитене», где певица появлялась как приглашенная звезда в главных ролях. В 1978 женщину пригласили спеть на фестивале, прошедшем в Зальцбурге, в 1979 — на Международном фестивале в Оранже.
Елена Образцова
Через год Елена презентовала исполнение «Десяти песен на стихи Александра Блока». Музыку написал композитор Георгий Свиридов специально для голоса Образцовой. Еще через два года певица сыграла Сантуцци в кинокартине «Сельская честь» авторства Дзеффирелли.
В 1983 снова исполнила песни с музыкой Свиридова. Елена презентовала композицию на стихотворение «Отчалившая Русь», написанное Есениным, в переложении, подходящем для меццо-сопрано.
В 1986 Елена Васильевна Образцова успешно дебютировала в роли театрального режиссера. Певица руководила постановкой оперы Массне под названием «Вертер» в родном Большом театре, также взяла в спектакле главную партию.
Певица оказалась востребована как киноактриса. Елена Образцова сыграла в картинах «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Тоска». Елена Образцова продолжила исполнять арии главных персонажей в классическом русском и зарубежном репертуаре, особенно в операх композиторов XX века.
Елена Образцова в образе Кармен
Репертуар артистки насчитывал сотню композиторов, писавших на протяжении 18-го, 19-го и 20-го веков. Оперы, в которых играла Елена, и песни, исполненные музыканткой, отличались стилями и жанрами: среди композиций встречалась оперная и камерная музыка, духовные творения и кантатно-ораториальные композиции, фольклорные напевы и песни, партии оперетт, классические и современные исполнительнице романсы, зонги, эстрадные песни, джазовые композиции.
В новом тысячелетии Елена Образцова предстала перед зрителями как актриса драматического жанра. Елена вышла к зрителям как главная героиня в постановке «Антонио фон Эльба» сценической адаптации пьесы Мейнарда. Дебют прошел в театре Виктюка.
Елена Образцова на сцене
В 2003 начался цикл концертов певицы с джазовыми композициями. Елена Васильевна выступала вместе с оркестром, которым руководил Бергер, и с квартетом Бутмана.
В 2007 певица выступила в роли руководителя коллектива. Музыкантка возглавила оперный коллектив, выступающий в Михайловском театре.
Творчество
Окончив обучение в консерватории, Елена сразу же начала солировать в Большом театре.
В течение первого года работы в Большом театре Образцовой было исполнено восемь партий:
Вся музыкальная Москва стала говорить о новой оперной диве. А она продолжала учиться у всех и у каждого. Окончив свои партии, за кулисы никогда не торопилась, всегда подсматривала за работой коллег: как они поют и двигаются по сцене, как играют и произносят слова. Елена знакомилась со многими людьми и от каждого, как губка, впитывала то, что подходило ей для души, для становления.
Результаты не заставили себя ждать:
С 1973 года оперная дива занялась преподавательской деятельностью в Московской государственной консерватории имени Чайковского, в 1984 году получила профессорское звание.
Образцова снялась в нескольких музыкальных фильмах:
За свои творческие достижения Елена Образцова награждена огромным множеством званий, медалей, орденов, премий, почётными грамотами Правительства и благодарностями Президента РФ.
В Санкт-Петербурге с 1996 года был основан и действовал культурный центр Елены Образцовой, где она раскрывала секреты своего мастерства молодым певцам.
Детство и юношеские годы
Будущая оперная дива родилась в Ленинграде в семье советских инженеров. Отец, Василий Алексеевич, был главным конструктором на машиностроительном заводе имени Ленина, прошел всю войну и вернулся живым и невредимым в 1946 году. Мама, Наталья Ивановна, с двухлетней Леной на руках осталась в Ленинграде и вместе с другими жителями города оказалась в блокадном кольце. Они все надеялась, что советские войска скоро освободят город и мужественно терпели голод, холод и бомбежки. Зимой 1942 года стало совсем невыносимо, и Наталья Ивановна с маленькой Леночкой, сестрой Тасей и племянницей Марьяшей эвакуировались на Большую землю по Дороге Жизни.
Елена Образцова в детстве
Этот день навсегда остался в памяти Елены – всю дорогу они ехали в кузове стоя, вокруг рвались бомбы и уходили под лед машины, набитые людьми. Им повезло благополучно добраться до Вологодской области, где, в поселке Устюжна, семья Образцовых пробыла до окончания войны.
В 1945 году Елена с матерью вернулись в свою ленинградскую квартиру, которая уже была занята чужими людьми. Им освободили две комнаты, а вещи, которые растащили новые соседи, пришлось выкупать за деньги. Самым ценным была коллекция пластинок итальянских оперных певцов, которую Василий Алексеевич еще до войны привез из заграничной командировки.
В раннем детстве Елена Образцова пережила блокаду
Отец семейства очень любил петь, обладал роскошным баритоном и вполне мог бы стать выдающимся артистом. Хорошо пел и его родной брат – на семейных праздниках они часто устраивали импровизированные концерты, которые приводили Лену в полный восторг. Она и сама обожала петь, заслушивалась итальянскими пластинками и обожала делать под них уроки.
Девочку рано отдали в школу, так как мать с утра до вечера была занята на работе, и оставлять ребенка дома было не с кем
Училась Лена неважно – голодные блокадные годы спровоцировали частые приступы мигрени, которые преследовали Образцову до пятидесяти лет. А вот музыкой и вокалом занималась с удовольствием и с семи лет пела в хоре Ленинградского Дома пионеров имени Жданова
В 1954 году семейство Образцовых перебралось в Таганрог, где отцу предложили должность главного инженера . Лена поступила в музыкальную школу имени Чайковского, где на отчетном концерте ее голос услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская. Она тут же похлопотала, чтобы одаренную девочку приняли в училище сразу на второй курс.
Елена Образцова в юности (1954 – 1960)
Отец был не против увлечения дочери музыкой и пением, но не рассматривал его серьезно. Он хотел, чтобы Лена освоила надежную специальность, с которой уверенно будет чувствовать себя в дальнейшей жизни. Василий Алексеевич настоял, чтобы после окончания школы она поступала в радиотехнический институт, а когда Лена завалила экзамены, отправил ее на подготовительные курсы.
Год Образцова прилежно изучала формулы, в глубине души мечтая о большой сцене. И когда ей на летних каникулах представилась возможность съездить в Ленинград, тут же отправилась на прослушивание в консерваторию. Из ста абитуриентов во второй тур прошли только Образцова и Виктор Тихомиров, ставший впоследствии ведущим солистом Мариинского театра. Причем Лена так понравилась приемной комиссии, что ей даже «простили» оставшиеся экзамены по общеобразовательным дисциплинам.
Узнав, что дочь пошла наперекор его воле и все же поступила в консерваторию, отец страшно разозлился и год с ней не разговаривал. А Лена была абсолютно счастлива и с головой ушла в учебу, забыв обо всем на свете. На курсе ее даже прозвали монашкой за единственный черный костюмчик и аскетичный образ жизни. В то время как ее подружки бегали на танцы и крутили романы, Образцова посещала театры, музеи и выставки. Она интуитивно чувствовала, что настоящий артист должен быть внутренне наполненным человеком, чтобы иметь возможность щедро делиться своим богатым духовным миром с публикой.
Елена Образцова в молодости
Денег у родителей Лена принципиально не брала, хоть мать втайне от отца и предлагала дочери материальную помощь. Пережив в раннем детстве суровые блокадные годы, девушка научилась выживать в любых условиях и нищая студенческая жизнь не казалась ей такой уж тяжелой.
Вне сцены
Друзья говорили о ней, что Елена лёгкая, шкодливая, компанейская, смешливая, в общем, мировая.
Она умела радоваться жизни по-настоящему. Радость ей доставляли дочь и внуки, друзья, четыре собаки, дом и сад, где она разводила цветы с кустами. Образцова говорила, что радуется всему вокруг, а если человека ничего не радует, значит, он умер.
Елена всегда очень уважительно относилась ко всем людям, начиная от гардеробщицы в театре и заканчивая режиссёрами. Она была очень общительным человеком и всегда старалась всем помочь в силу своих возможностей. Всегда умела быть с людьми на равных и никогда не разговаривала с ними с пьедестала. Она была естественной в любых условиях – на светском приёме, с друзьями и с журналистами, дома и на рынке.
Елена всегда учила свою дочь: «Чтобы ты не пела – смешное или грустное, весёлое или трагическое, – это всегда про любовь». Она научила свою дочь с любовью относиться ко всему миру, Богу, друзьям, животным, терпеть людей, прощать их и уважать.
Образцова отличалась требовательностью. Но не только к окружающим, больше всего она была требовательна к себе. Когда она ехала на гастроли и у неё спрашивала принимающая сторона, каков у певицы райдер и что для неё подготовить, Елена отвечала, что ей нужна бутылочка воды в артистической.