Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский родился в уральском городке Воткинске, где работал его отец, горный инженер. С детства маленький Петр восхищался и с волнением слушал как классическую, так и народную музыку. Чайковский был воспитанником Петербургского училища правоведения и в 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиции. Прослужив три года, он уходит для того, чтобы поступить в Петербургскую консерваторию. После окончания консерватории он сразу стал преподавать в только что открывшейся Московской консерватории, где проработал 11 лет.
Петр Ильич Чайковский оставил музыкальные произведения во всех жанрах. Он стал одним из создателей русской классической симфонии. Всего композитор написал шесть симфоний.
Первая симфония «Зимние грезы» написана под впечатлением путешествия по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. В финале симфонии звучит русская песня «Цвели цветики», народной песней «Во поле березонька стояла» заканчивается и Четвертая симфония композитора.
Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Его «Детский альбом» включает 24 пьесы для фортепиано. По этому прекрасному альбому дети занимаются и учатся нотной грамоте и в наши дни, причем интерес не падает, а растет. Композитор писал также песни для детей на стихи А.С. Пушкина. Широко известен его цикл «Времена года». Он состоит из 12 пьес — это нарисованные композитором страницы жизни природы и людей. Писал Чайковский и романсы, одни из самых известных: «День ли царит» и «Средь шумного бала».
Пушкинская поэзия и проза вдохновили Чайковского на создание замечательных опер — «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама». По повести Н.В. Гоголя была написана опера «Черевички». Также Чайковский написал музыку к пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».
Балеты Чайковского просто потрясают своей красотой, мелодичностью и искренностью. Это знаменитые «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Балеты Чайковского открыли эру симфонического балета.
Музыка Чайковского получила широкое признание еще при жизни автора. Сам Чайковский не раз бывал в Чехии, Германии, Франции, Италии, посетил Америку и Англию, где ему присудили почетную степень доктора Кембриджского университета. Чайковский регулярно выступал в качестве дирижера своих произведений. После сорока лет композитор поселился под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда города Клина. Там сейчас Дом-музей П. И. Чайковского.
С 1953 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Музыканты со всего мира съезжаются принять в нем участие. С каждым годом этот конкурс обретает своих новых почитателей и открывает новые таланты.
Доклад №2
Наша страна подарила миру множество талантливых музыкантов и композиторов. Все ценители музыки знают имена Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева. Одним из талантливейших отечественных композиторов был и Анатолий Лядов.
Анатолий Константинович родился 30 апреля (12 мая) 1855-го года в Санкт-Петербурге, в семье Лядовых, славящейся своими музыкальными традициями. Его отец, Константин, был композитор, пианист и дирижер. А дед, Николай, капельмейстер филармонии. Мама же, Екатерина Андреевна, была талантливой пианисткой, но, к сожалению, рано ушла из жизни, когда Толе было всего лишь 6 лет, оставив также и дочку Валентину.
Оставшись в одиночестве с двумя малолетними детьми, Константин Лядов с головой погрузился в работу, чтобы обеспечить семью. Дети оказались предоставленными сами себе, росли без материнской ласки. При этом отец продолжал вести богемный образ жизни, у него в доме постоянно собирались гости. Все это навсегда оставило свой отпечаток на личности будущего композитора. Он, как сам впоследствии отмечал, вырос ленивым, безвольным и пассивным человеком.
С ранних лет Анатолия стали обучать различным наукам и, естественно, музыке. Часто учил отец, сам талантливый дирижер, а уроки фортепиано давала тетя. Константин Лядов постоянно брал детей с собой на работу в Мариинский театр, где те окунались в творческую атмосферу, беседовали с людьми, наблюдали за репетициями и слушали музыку. Любознательный мальчик с ранних лет заучивал диалоги оперных певцов и дома, перед зеркалом, их воспроизводил.
В возрасте 15-ти лет Анатолий Лядов поступает в знаменитую Петербургскую консерваторию. Там он продолжает свое обучение по классам скрипки и фортепиано, изучает теорию, фугу и контрапункт. Начинает сочинять свои первые произведения. Его хорошо оценивали преподаватели консерватории, сами известные композиторы, Римский-Корсаков и Мусоргский. Однако, не проучившись и шести лет, Анатолий был внезапно отчислен за не посещаемость и непоявление на экзаменах. Это был сложный период в жизни юноши, однако он сумел с ним справиться и через 2 года восстановился в консерватории и сумел ее окончить с отличием. И сразу же получил предложение поступить в нее же как преподаватель.
Именно в это время Анатолий Лядов заводит полезные знакомства с творческой элитой столицы и становится членом знаменитого Беляевского кружка. Перед собранием этого кружка в 1879-ом году он получает свой первый опыт в качестве дирижера. Начинает писать первые самостоятельные произведения.
Большинство своих произведений Лядом написал для фортепиано. Это и знаменитая Музыкальная табакерка, и Арабески, и Бирюльки. Среди его работ выделяются симфонические оперы Баба-Яга, Кикимора, Танец Амазонки, Волшебное озеро, а также около двух десятков детских песен. Как видно из названий его произведений, Лядов часто обращается к темам традиций и фольклора. Его перу также принадлежит сборник народных песен.
В возрасте 29 лет Лядов сыграл свадьбу с Надеждой Толкачевой, с которой не расставался до самой смерти. Работал в родной консерватории, в 31 год уже стал профессором музыки. И занимался любимым делом, писал оперы, оркестровал балетные номера, в том числе знаменитый Сильфид на музыку Шопена.
В последние годы жизни композитор тяжело болел. Он похоронил любимую сестру Валентину в 1913-ом году, проводил на войну сына. И тихо скончался в Полыновке, что под Новгородом, имении своей жены 28 августа 1914 года.
5 класс
Лесная, болотная и домашняя – в чем разница?
Несмотря на мнение о схожести трех персонажей, все три вида имеют различия между собой:
- Считается, что лесная кикимора — это жена лешего. К ее функциям приписывали наблюдение за порядком и чистотой в лесу, уход за животными и их детенышами, за растениями и деревьями. В древности родители учили детей с мальства, что нужно следить за тем, чтобы не оставлять за собой сор в лесу, не портить деревья, не обижать животных. В противном случае болотная кикимора будет гневаться. Они не любят непрошеных гостей в лесу, которые наводят смуту и беспорядок.
- Болотная жительница, по легендам, обладает невероятной красотой, притягивающей мужчин. Этот обманчивый внешний облик скрывает страшное создание внутри. Она бродила по лесу, прогуливаясь около речных водоемов, выискивая очередную жертву. После того, как под ее чары попадал путник, заблудившийся в лесу, она утягивала его в непроходимые лесные чащи и болото. При этом открывался ее настоящий страшный облик старой и горбатой старухи. Считалась опасным созданием, встреча с которым неизбежно вела к гибели человека.
- Кикимора домашняя не такая злобная, как другие представители этого вида. Хотя она тоже может доставлять немало проблем. Иногда их любимое занятие – творить пакости по ночам, мешая людям отдыхать. Но чаще их описывают в виде домовитых существ, которые помогают в поддержании порядка и уюта в доме. Иногда ее называют женой домового. По разным поверьям, эти духи способствуют процветанию семейного благополучия и не доставляют проблем. Но могут и доставлять немало хлопот своими проделками. Облик такого духа может варьироваться от старухи с взлохмаченными волосами до озорной девчонки с вздернутыми косичками.
Сообщение про Петра Чайковского
Знаменитый русский композитор родился в семье инженера в 1840 году. Его отец работал на Камско-Воткинском заводе. В возрасте 10 лет Петр отправляется на учебу в Петербург в училище по правоведению. Мальчик тяжело переживал расставание с отчим домом. Всю свою тоску по родным и близким ему людям он держал в себе. Отдушиной для него была музыка. Петр любил импровизировать на фортепиано и даже пытался сочинить свои произведения.
Чайковский тяжело переживает смерть матери. Ведь именно от нее он получил знания о музыке. После окончания училища в 1859 году он поступает на службу, на которой Петр Ильич долго не задерживается. Он принимает решение о поступлении в консерваторию в класс великого пианиста Рубинштейна. Поступив, он проявляет свои лучшие способности. После окончания учебы Чайковский приезжает в Москву, где происходит его знакомство с местными представителями артистической и ученой среды. Именно здесь Петр Ильич создает первые значительные труды.
Его первая симфония, которая была написана в 1866 году, с триумфом исполнялась в Москве и Петербурге. После такого успеха композитор начинает писать новые шедевры. Так появляются Вторая и Третья симфонии. В 1873 году ценители музыкального искусства по достоинству оценили его работу «Буря»,в которой любовь и природа составляют единое целое. Не менее уникальной является увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Чайковский прожил в Москве до 1877 года, где особенно в последние годы написал множество работ, получившие положительный отклик у слушателей. Так, танцевально-симфоническая поэма «Лебединое озеро» совершила переворот в балетном театре.
Вскоре композитор создает Четвертую симфонию. И в 1877 году начинает работать над «Евгением Онегиным». Однако болезнь заставляет композитора отбыть за границу, где он сочиняет «Орлеанскую деву» и «Мазепу» Вернувшись в Россию, Петр Ильич создает все новые и новые работы . «Пиковая дама» отразила все психологические переживания композитора . Чайковский чувствовал, что ему осталось жить недолго, и незадолго до своей кончины пишет Шестую симфонию, где особенно четко звучали трагические нотки. После того, как он исполнил свое произведение в Петербурге, композитор скончался
Защитные славянские ритуалы
Наши предки знали несколько способов, как защитить себя от проделок злого духа. Каждый из них озвучим подробнее. Возможно, они покажутся очень необычными и смешными.
Использование кикимор-кукол
По древним поверьям кикимор насылали в дом печники, плотники или те, кто имеет обижен на семью. Недоброжелатели делали кукол из дерева и щепок и оставляли ее в доме. Изображающая кикимору кукла закладывалась между бревнами в избе или в укромном уголке печи. После этого в избе начинала хозяйствовать “подсаженная” кикимора. Людям она показывалась в образе различных животных.
Для того чтобы избавиться от видений необходимо было произвести тщательный осмотр помещения, а найденную куклу сжечь .
Куриный бог
Универсальный амулет от злых богов — это черный камень размером с куриное яйцо или уцелевшее горлышко от разбитого кувшина. По другому этот камень называли “кикиморой одноглазой”. Это оберег вешали 15 января на стенах курятника, чтобы уберечь семью от низших мифических существ — кикимор, домовые и бесов.
Способы, как защититься от домашней и болотной кикиморы отличаются:
- Защита от болотной старухи. Считалось, что этот дух пугает лесников и охотников кряканьем, портит погоду, заводит людей в чащу лесов или в топь. Для того, чтобы защититься от ее проделок, из дома не выходили в неурочное время: например, в канун больших церковных праздников. Тото. кто собирался на природу брал собой семейный оберег или растения с защитными свойствами. По поверьям кикимора не любит можжевельник.
- Защита от домашнего духа. Избавиться от нее было гораздо тяжелее. Для этого нужно было найти “подсаженную куклу”. как описано выше. Также можно было попробовать изловить проказницу ночью, а после этого выстричь на ее голове волосы в виде креста. После этого ритуала кикимора превращалась в человека, который имел физические недостатки: заикался или был слабоумным.
Если уже готовые талисманы и обереги от нечистой сил. Они подходят тем, кто не знает, как самостоятельно защитить себя и свою семью от потусторонних сил.
16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.
Характер кикиморы
Кикимора обладает неугомонным характером. Это очень злое создание, которое быстро бегает туда-сюда, и не может усидеть на месте.
При желании легко общается с человеком, изображая человеческую речь. Однако предпочитает передавать свои послания с помощью стука. Любит пугать детей и взрослых. Постоянно вредит домочадцам.
Поведение в доме
Если дух заводился в доме, он начинал всячески пакостить и портить жизнь домочадцам. Он мог разбрасывать и бить посуду, мешать спокойному сну, постоянно стучал разными предметами.
В особо плохом настроении дух мог кидать в человека луковицы и подушки. Иногда выдергивал волосы с головы домочадцев и даже ощипывал кур.
Кикимора могла издавать неприятные звуки – выть, пищать, плакать. В порыве гнева душила спящего, особенно если он уснул в неположенном месте.
Считалось, что она любит вязать, прясть и вышивать. Однако она ни разу не связала, не сшила ни одной вещицы, т.к. делает все плохо. Любая работа, до которой она дотронется тяжело идет.
Она все портит, пачкает, путает. Увидеть вяжущую кикимору – к скорой смерти одного из жильцов дома.
Кикимора постоянно пыталась выжить хозяев из дома. Славяне верили, если в доме завелся вредный дух, жить в нем уже не получится. В одном доме могло завестись несколько духов.
Пряталась шишимора в углу дома, справа от входа. Именно туда славяне сметали мусор.
Реже она пряталась за печкой, в чердаке, подвале. Эти места связаны с культом умерших. Считалось, что появление духа говорит о том, что в доме нечисто, лучше покинуть его.
Взаимодействие с людьми
Кикимора могла нападать на детей, либо на взрослых со слабой энергетикой. Человек в момент нападения ощущал неконтролируемый животный страх, у него случалась истерика, сильный испуг.
Детям она посылает страшные сновидения. Взрослых заставляет видеть жутчайшие галлюцинации, которые способны лишить рассудка.
Некоторые были убеждены, что кикимора может свести с ума, довести до самоубийства. Дух мог легко похитить ребенка или взрослого человека.
Если не злить ее, то она будет вести себя миролюбиво. Будет лишь изредка пугать детей, создавать шум, разгонять по дому пыль и грязь. Днем она прячется в укромных уголках, а ночью выходит и гуляет по дому.
Экранизации
Многосерийный мультфильм «Глаша и кикимора» – известный анимационный проект, рассказывающий о жизни фантастический вымышленных существ. Работа над ним велась с 1978 по 1995 год.
В 2011 году на большие экраны вышел художественный фильм «Кикимора, которая смеется», повествующий о психологических основах строения личности. Актриса Анна Троянская сыграла главную роль в ленте. Фото исполнительницы было использовано при оформлении афиш для проката картины.
Кикимора в мультфильме
Персонаж фигурировал и в мультипликационном проекте 2013 года «Как поймать перо Жар-птицы».
Несмотря на малое количество медиа-ресурсов, рассказывающих о фантастическом существе, оно входило в число популярных мифологических образов, воспеваемых славянами. Композитор Анатолий Лядов в 1909 году написал симфонию под названием «Кикимора».
Кикимора образ в славянской мифологии
У кикимор есть несколько происхождений согласно славянским традициям:
- младенцы, рожденные с дефектами — это дети, умершие при родах, недоношенные или уродцы;
- дети, созданные от порочных связей;
- дети, от которых отреклись родители, и они были похищены нечистью.
Считается, что кикиморы не появляются беспричинно в жилище человека. Они селятся там, где умер ребенок или по какой-либо причине повесился человек. Эти духи не могут стать причиной смерти человека, но они сильно пугают хозяев жилья и пакостят
Любимым занятием кикимор согласно славянском мифологии является тканья и прядение. Считается, что они жгут и треплют кудель в ночь перед Рождеством, если хозяйка предварительно не замолила ее. По роду своих занятий кикимора напоминает другой дух славянской мифологии — богиню Мокшь. Изредка кикимору даже ассоциировали с образом помощницы в некоторых хозяйственных делах: выпечке хлеба, уходу за детьми и мытье посуды.
Интересные факты
- Болотные и домашние кикиморы отмечают день рождения в марте. Праздник, посвященный богине Маре (Море), приходится на 2 марта. Считается, что в этот день наступает весна. В этот день наши предки проводили ритуалы, чтобы задобрить божество. Первым ритуалом становилась генеральная уборка. Старой метлой выметали сор из дома, а затем сжигали ее. Ненужную одежду и посуду выкидывали со двора или оставляли на дороге.
- Изгнать кикимору можно было, призвав на помощь батюшку и обработав дом церковным ладаном. Чтобы сберечь дом и хозяйство, крестьяне окропляли животных, урожай и строения, делая мистические заговоры.
Кикимора — как выглядит на фото и кто она такая
На северных территориях Руси кикимору традиционно изображали, как маленькую сгорбленную старуху, одетую в лохмотья. Отличительный внешний признак — неряшливый вид.
На святки некоторые старушки нарочито одевались в костюм кикиморы и вооружались длинной палкой. Бабушка заходила в дом и садилась на печь, а молодые девушки по очереди подбегали к ней, смеялись и дергали ряженую за ноги. Старушка била девушек палкой.
В южных регионах кикимору ассоциировали с молодой девушкой, одетой в сарафан и белую либо черную рубаху. Костюмы описывали по разному, в славянском мифологии также сохранился образ молодых нагих девушек, олицетворяющих собой злой дух.
В восточных регионах страны кикимору отождествляли с молодым чернобровым парнем или седым стариком.
Другие интересные образы кикиморы в разных регионах страны:
- Жители Вологодской губернии считали, что кикимора имеет очень хрупкое телосложение и может жить только в домах, так как ее сносит ветром.
- В северных районах кикимор представляли с мохнатыми лапами и козьими рожками.
- В Белоруссии дух отождествляли с различными животными: овцой, свиньей, быком, зайцем или кошкой.
Есть и общие признаки, которые приписывали кикиморам жители Руси — они невидимы человеческому глазу, способны быстро перемещаться в пространстве и отличаются неугомонным нравом.
Болотная кикимора на фото
Согласно народным поверьям этот вид кикимор обитает в лесах, болотах. Они редко забираются в домах человека или баню. По поверьям они напоминают безобразных старушек, которые покрыты мхом. Ее основные проказы: кража грудных детей и указание путникам неправильной дороги. Болотные кикиморы часто упоминаются в художественных произведениях.
Появление болотной кикиморы в доме — сигнал о том, что хозяев в скором времени ожидают несчастья, или,что в их доме есть “нечистая сила”.
Болотная кикимора по поверьям предков был активна круглый год. И только в некоторых регионах ее пробуждение связывали с днями святой нечисти.
Днем болотная кикимора , согласно народным традициям, всегда скрывалась от людского взгляда в укромных местах или в заброшенных строениях. Ночью она выходила из укрытия и занималась своими любимыми делами — прядением или какими-либо домашними делами. Но все работы “нечисть” выполняла некачественно, поэтому хозяйкам приходилось все за ней переделывать.
Домашняя кикимора
Эти сущности по поверьям причиняли людям различные бытовые неприятности. Согласно приметам они могли напугать детей, кидаться или поломать домашние вещи, издавать мешающие посторонние звук, выстригать клок волос у людей или скота. В русских народных сказках есть истории, где домашние кикиморы убивали людей или заставляли их покинуть свои жилища.
Представления о домашней кикиморе более расплывчатые, чем о болотной. Не всегда ее считали злым духом, который только проказничает и выгоняет людей из жилище. Она могла рассматриваться как жена домового и помощница по хозяйству.
Приметы, связанные с появлением духа
Существуют приметы, тесно связанные с образом кикиморы. Они пугают людей, заставляя испытывать страх перед будущим.
Считалось, что внезапно появившийся в доме дух кикиморы говорил о наведении порчи от недоброжелателей. В таких случаях злое существо приходило в жилье вместе с подкинутой вещицей, заговоренной злым человеком.
Часто кикиморы появлялись в семьях, где царили дурные нравы, совершались греховные дела и преступления.
Существовала примета, что злой дух при желании мог отвечать на вопросы человека с помощью стука. Люди вызывали существ с помощью заговоров или колдовства, чтобы узнать свое будущее.
Однако сейчас люди не всегда боятся привидений и злобных существ. Некоторые устаивают целые представления, связанные с духом из иного мира.
Например, вятская кикимора, которая живет в Кирове, пользуется большим спросом у жителей и туристов. Был построен парк, который вмещает в себя целое государство, где можно встретить различных героев сказок и мультфильмов.
Кикимора из Вятской земли очень озорная и веселая, занимается спортом и любит детей. Она развлекает зрителей и посетителей, которые пришли полюбоваться ею. Такая подача древнего существа вызывает у людей симпатию и улыбку.
Зная все о потустороннем мире, человек может изменить устрашающее представление о неизведанном. Побывав в таком необычном месте, уже не так страшно слышать мифы о кикиморе.
Предыдущая запись Баенник (банник) или дух бани
Следующая запись Славянский бог Велес
Kikimora, Op. 63
Композитор
Анатолий Лядов
Дата премьеры
12.12.1909
Жанр
симфонические
Страна
Россия
Народное сказание для оркестра (1909)
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.
История создания
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Музыка
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Л. Михеева
Урок: «Стучит, гремит Кикимора…»
Задание 1
Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?
Ответы
Музыка на этот сюжет, вероятнее всего, будет состоять из нескольких контрастных тем, характеризующих разных персонажей сказки.
Высоту и крепость каменных гор можно было бы изобразить мощным звучанием медных духовых инструментов. Суровые каменные горы без растительности представляют довольно однообразный, но суровый пейзаж. Поэтому и музыка должна быть такой же: спокойная ровная тема в низком регистре, как бы с нотками мрачности и суровости.
Кудесник представляется пожилым и мудрым старцем. Его тема может быть изображена с помощью низкого духового инструмента — фагота. Вспомни тему дедушки из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Тема Кота-Баюна мягкая, обволакивающая. Тембры струнных инструментов (скрипок, арфы) лучше всего подойдут для исполнения колыбельной, которую Кот мурлычет Кикиморе.
Для изображения хрустальной колыбельки можно украсить звучание оркестровым треугольником.
Тема самой Кикиморы, скорее всего, будет звучать резко, неприятно. Ее ритм тоже резкий, неровный, скачущий. Для изображения злобного фантастического существа подойдет тембр деревянных духовых, исполняющих диссонансные (неблагозвучные) аккорды, синкопы, широкие скачки мелодии вверх-вниз (например, на октаву).
Задание 2
Какие из приёмов музыкального развития — контраст, повтор, вариационность — помогут тебе создать своё произведение?
Ответ
Для разных целей подойдут разные приемы. Темы разных персонажей должны отражать их характеры, поэтому они звучат контрастно.
Для колыбельной, которую поет Кот-Баюн, можно использовать «усыпляющий» повтор.
Чтобы показать, как Кикимора растет и как по мере ее роста увеличивается ее злобность, можно использовать вариации. Тема будет меняться, изображая изменение характера этого персонажа.
Задание 3
Послушай «Кикимору» А. Лядова. Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?
Подсказка
А. К. Лядов «Кикимора».
Ответ
В звучание нежной спокойной колыбельной внезапно «врываются» резкие звуки флейт и гобоев.
Беспокойная тема Кикиморы с угловатыми фразами, скачущим ритмом, резкими «вскриками» духовых, угрожающими интонациями противопоставляется «хрустальной» колыбельной, украшенной звуками челесты.
Задание 4
Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Почему?
Пояснение
Постарайся сопоставить звучание пьесы с текстом сказки из учебника и найти всех персонажей.
Вероятно, лучше всего запомнится именно Кикимора. Это самый яркий и звучный персонаж, изображенный необычными музыкальными красками.
Задание 5
Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?
Ответ
В конце пьесы короткий резкий звук флейты-пикколо на фоне очень тихого звучания контрабасов создает ощущение, будто Кикимора внезапно исчезла.
Задание 6
Найди в библиотеке или в Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.
Подсказка
Русская народная сказка «Баба-Яга».
Примеры музыкальных тем к сказке:
- «Во поле береза стояла» — тема березы;
- М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — тема Бабы-Яги;
- С. Прокофьев «Сказочка» из Детской музыки — можно озвучить эпизод в сказке, когда Девочка работает у Бабы-Яги, а затем сбегает, и на ее место садится работать Кот.
Подскажите рассказ о Кикиморе по Музыке, математика
29 янв. 2014 г., 11:55:22 (4 года назад)
Кикимора — персонаж, свойственный в основном севернорусской мифологической традиции. Ее представляли домовой хозяйкой и иногда — женой домового.
Имя этого персонажа состоит из двух частей: «кик» и «мора». Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола «кикать» в значении «кричать, плакать, причитать». Другие же возводят ее к древнему балто-славянскому корню кик- / кык- / кук-, содержащему значение горбатости, скрюченности. Вторая часть слова «кикимора» — «мора», а также близкое ему в славянских языках слово «Мара» мот быть именами самостоятельного мифологического персонажа, тоже домашнего духа, и восходят к общеславянскому корню моръ-, означающему «смерть». В местных огласовках имя кикиморы могло звучать как «шишимора». Это слово ученые связывают с глаголом «шишить», существующем в народных говорах и имеющим значение «копошиться, шевелиться, делать что-то украдкой». Нельзя не отметить, что смысловые оттенки всех приведенных корней и слов соотносятся с соответствующими характеристиками образа кикиморы в традиционных представлениях.В мифологических рассказах кикимора предстает уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто ее изображали в бабьем кокошнике на голове. На Вологодчине и в Ярославской губернии кикимору представляли в образе крохотной женщины или старушки. Вологодские крестьяне считали, что кикимора так мала, что, опасаясь быть унесенной ветром, никогда не появляется на улице. В Восточной Сибири кикимору представляли в виде нагой девушки с длинной косой.В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний существо, подобное кикиморе, называли «марой», «мокушей» или «мокошей». Ее воображали в виде женщины с большой головой и длинными руками. На основе имени мокоши и причастности ее к женским работам исследователи полагают, что в ней можно видеть трансформированный образ древнесла-вянского божества Мокоши. В некоторых местностях был известен также образ запечельницы, или запечельной мары, который, как и мокоша, был близок по своим характеристикам кикиморе. Запечельницу тоже представляли в виде старухи, в сарафане и бабьем головном уборе, иногда — с непокрытой головой и распущенными волосами.
Внешность
На севере Руси это маленькое и скрюченное существо, внешне напоминающее неопрятную старушку. Реже дух принимал облик женщины, юной девушки, девочки. Ее одежда состоит из лоскутов и лохмотьев льняной рубахи.
Она любит украшать себя красивыми вещицами, побрякушками, часто использует ожерелье из черных камней.
В восточной части Руси кикимору представляли, как лохматого мужчину. Он тоже был увешан лохмотьями, имел заросшую бороду. Мог быть карликом.
Некоторые мифы описывали ее как очень тощее создание, у которой голова была размером с наперсток.
Другие же наоборот утверждали, что у нее большая голова с глазами на выкат и крупные мохнатые руки. Вся она покрыта перьями или мехом, а из головы торчат рога.
В редких случаях дух представал перед человеком в образе животного, но обычно кикимора оставалась невидимой для людей.
Кто становится кикиморой?
Есть множество вариантов происхождения, которые имели свои истоки из суеверий и древних легенд.
По народным поверьям, кикиморой может стать:
- Умерший ребенок, который ушел из жизни до своего крещения. Впоследствии дух скитается в поисках жертв, на которых вымещает свою обиду и гнев.
- Женщины, преследующие в мирской жизни злые цели — они после смерти превращаются в существа, доставляющие неприятности людям.
- Дети, покончившие жизнь самоубийством.
- Ребенок, проклятый своей матерью.
- Младенец, похищенный злыми духами.
- Дети, рожденные матерями после связи с нечистой силой.
- Считалось, что если женщина сделала аборт, то душа ребенка потом скиталась по миру в таком обличии.
- Дети, которых после смерти не отпевали.