Последнее десятилетие
В 1818 г. композитор полностью глохнет и для общения пользуется “разговорным блокнотом”. Внутреннее тяжелое состояние Бетховена усугубляется напряженной политической ситуацией в стране, однако ограниченные возможности не мешают ему продолжать сочинять.
С 1820 г. Людвиг берет на себя опеку над племянником Карлом, перед этим пережив долгие судебные разбирательства с неблагонадежной матерью мальчика. Карл доставлял немало хлопот дяде и, несмотря на все усилия Бетховена, племянник вырос лицемерным и лживым человеком.В поздний период жизни мировоззрение композитора меняется. Вместо героической борьбы его интересуют философские концепции развития внутреннего человеческого мира. Такие переживания он воплощает в полифонии, в частности с помощью фуг, которые композитор пользуется все чаще: в своих последних 5-ти сонатах (28-32) и написанных квартетах.
Признание: 1813-1822 гг.
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами.
Портрет Бетховена 1824 г.
В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм.
В апреле 1824 года по инициативе князя Н. В. Голицына в Петербурге состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы».
В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения.
В Декабрь 1826 года у Бетховена резко ухудшается здоровье.
Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил еще в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827-го года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы.
Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный цирроз печени, сифилис, гепатит А, отравление свинцом, лимфогранулематоз и кишечная липодистрофия. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе.
29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 10 000 горожан. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребен на Верингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof — Центральном кладбище Вены.
Бетховен и Моцарт
Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Стремясь облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году двор отправил Бетховена в Вену, столицу европейской культуры и музыки, где он надеялся учиться у Моцарта.
Предание гласит, что, услышав Бетховена, Моцарт сказал: «Не спускайте с него глаз; когда-нибудь он даст миру повод для разговоров».
Пробыв всего несколько недель в Вене, Бетховен узнал, что его мать заболела, и вернулся домой в Бонн. Оставаясь там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.
Творчество Бетховена
В своем творчестве Бетховен использует разнообразные сочетания музыкальных инструментов и разнообразных музыкальных жанров.
Ему принадлежит авторство 9 симфоний, 7 инструментальных концертов, оперы «Фиделио», балета «Творения Прометея», дюжины других произведений.
В XVIII веке в Европе появился новый музыкальный инструмент – фортепиано, изобретенный итальянцем Кристофори, и Бетховен начинает играть на этом инструменте, который издает громкие, яркие звуки. Овладев техникой игры на этом инструменте в совершенстве, он покоряет Вену и оставляет далеко позади современных ему пианистов.
В творческом пути Бетховена выделяют три периода:
- На начальном периоде в его произведениях чувствуется стиль предшественников – Гайдна и Моцарта, только в новом направлении. К этому времени относятся первые две симфонии, 6 струнных квартетов, 2 концерта для фортепиано, первые 12 сонат, среди которых «Патетическая» является самой известной.
- Второй период его творчества связан с надвигающейся глухотой и все свои переживания он переносит в музыку, в которой сильно ощущается экспрессия, борьба и героизм. В этот период творчества он написал 6 симфоний, 3 фортепианных концерта и концерт для фортепиано, струнные квартеты и скрипичный концерт. В этот же период он пишет «Лунную сонату» и «Апассионату», оперу «Фиделио».
- Третий, поздний период творчества связан с появлением новых сложных форм. Бетховен пишет «Торжественную Мессу», 5 струнных квартетов, сонат для фортепиано. Самым известным его сочинением, написанным в возрасте 35 лет, является «Симфония № 5» – этот главный символ классической музыки Бетховен писал, когда уже плохо слышал.
Замечание 1
Сам композитор начало «Пятой симфонии» охарактеризовал как «стук Смерти в дверь».
На фоне сильной простуды Бетховен заболел воспалением легких и умер 26 марта 1827 г. В последний путь его провожала похоронная процессия из 20 тыс. людей. В числе тех, кто нес гроб, был великий почитатель творчества Людвига – Франц Шуберт, закончивший свой земной путь через год после Бетховена.
Памятник Людвигу Ван Бетховену открыли в Бонне в августе 1845 г. – это был первый памятник великому композитору.
В доме, где жил композитор, в 1889 г. открылся музей с предметами той эпохи.
Замечание 2
Отрывок из «Девятой симфонии» Бетховена – «Ода к радости» является официальным гимном Евросоюза.
Знаменательное событие
Биография Бетховена для детей описывает важный момент в жизни мальчика, возможно, ставший поворотным. В 1787 году его ждала встреча с легендарной личностью — Моцартом. Быть может, экстраординарный Амадей был не в настроении, но встреча огорчила юного Людвига. Он сыграл признанному композитору на фортепиано, но услышал в свой адрес лишь сухие и сдержанные похвалы
Тем не менее своим друзьям он сказал: «Обратите на него внимание, он заставит говорить о себе весь мир»
Но огорчаться по этому поводу у мальчика не было времени, потому что пришло известие о страшном событии: мать при смерти. Это первая настоящая трагедия, о которой говорит биография Бетховена. Для детей смерть матери — это страшный удар. Ослабевшая женщина нашла в себе силы дождаться любимого сына и скончалось вскоре после его приезда.
Музыка Бетховена
Некоторые из самых известных композиций Бетховена включают в себя:
Эроика: Симфония № 3
В 1804 году, всего через несколько недель после того, как Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции, Бетховен дебютировал со своей Симфонией № 3 в честь Наполеона. Бетховен, как и вся Европа, смотрел со смесью страха и ужаса; он восхищался, ненавидел и в некоторой степени отождествлялся с Наполеоном, человеком, казалось бы, сверхчеловеческих способностей, всего на год старше его самого, а также с неясным рождением.
Позже переименовали в Eroica Symphony, потому что Бетховен разочаровался в Наполеоне, это была его самая грандиозная и самая оригинальная работа на сегодняшний день.
Поскольку это было так непохоже на то, что было до этого, музыканты не могли придумать, как играть это через несколько недель репетиции. Известный рецензент провозгласил «Eroica» «одним из самых оригинальных, самых возвышенных и самых глубоких произведений, которые когда-либо выставлялся всем жанром музыки».
Симфония № 5
Симфония № 5 — одно из самых известных произведений Бетховена среди современной аудитории, известное своими зловещими первыми четырьмя нотами.
Бетховен начал сочинять произведение в 1804 году, но его завершение несколько раз откладывалось для других проектов. Премьера состоялась одновременно с Симфонией № 6 Бетховена в 1808 году в Вене.
К Элизе
В 1810 году Бетховен завершил Fur Elise (что означает «Для Элиз»), хотя он не был опубликован до 40 лет после его смерти. В 1867 году он был обнаружен немецким музыкальным ученым, однако оригинальная рукопись Бетховена с тех пор была утеряна.
Некоторые ученые предположили, что он был посвящен его другу, студенту и коллеге-музыканту Терезе Малфатти, которую он якобы предложил во время сочинения песни. Другие говорили, что это было для немецкого сопрано Элизабет Рокель, другого друга Бетховена.
Симфония № 7
Премьер-министр в Вене в 1813 году, чтобы помочь солдатам, раненным в битве при Ханау, Бетховен начал сочинять эту, одну из своих самых энергичных и оптимистичных работ, в 1811 году.
Композитор назвал пьесу «своей самой превосходной симфонией». Второе движение часто исполняется отдельно от остальной симфонии и, возможно, было одним из самых популярных произведений Бетховена.
Миса Солемнис
Дебютировав в 1824 году, эта католическая месса считается одним из лучших достижений Бетховена. Чуть менее 90 минут, в редко исполняемом произведении присутствуют хор, оркестр и четыре солиста.
Ода радости: симфония № 9
Девятая и последняя симфония Бетховена, завершенная в 1824 году, остается самым выдающимся достижением выдающегося композитора. Знаменитый хоровой финал симфонии с четырьмя солистами и хором, поющий слова поэмы Фридриха Шиллера «Ода радости», является, пожалуй, самым известным произведением музыки в истории.
В то время как ценители восхищались сложностью и формальностью симфонии, массы черпали вдохновение в подобной гимну силе хорового финала и заключительном призыве «всего человечества».
Струнный квартет № 14
Струнный квартет Бетховена № 14 дебютировал в 1826 году. Он длился около 40 минут и содержит семь связанных движений, сыгранных без перерыва.
Произведение, как сообщается, было одним из любимых поздних квартетов Бетховена и было названо одним из самых неуловимых музыкальных произведений композитора.
Факты из жизни композитора
Как многие гении, этот человек имел сложный и противоречивый характер. Современники рассказывали о нём следующее:
- Людвиг был от природы открытым, благородным и жизнерадостным человеком. Но жестокое воспитание отца и неизлечимая болезнь сделали его угрюмым и раздражительным.
- Он мог прекратить играть и уйти, если зрители разговаривали.
- Бетховен считал всех людей равными и не терпел несправедливости. Очень любил своих друзей и всегда помогал им, чем мог. А друзья поддерживали его в самые трудные годы.
- Композитор не имел собственной семьи: у него не было жены и детей.
- Полжизни Бетховен общался с людьми с помощью «разговорных книг». Ему писали вопросы, он писал ответы. Таких книг было около 400. Часть из них опубликована, и мы можем лучше понять мысли композитора.
Музыка
В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.
Людвиг Ван Бетховен за пианино
Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.
Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.
Композитор Людвиг Ван Бетховен
Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.
В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.
Людвиг Ван Бетховен пишет вторую симфонию
«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.
В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:
С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.
Людвиг Ван Бетховен в обществе
Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.
Людвиг ван Бетховен: биография
Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.
Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.
Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.
У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту Амадея Моцарта, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.
Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах — органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.
Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.
Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.
В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете, Шекспир становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.
Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:
Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.
Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.
Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.
Подробней → ссылка на AdvProfit для рекламодателей
Интересные факты о Бетховене
О Бетховене существует несколько интересных фактов:
- Из-за потери слуха, композитор придумывает способ, позволяющий слышать звук: зажимает в зубах один конец тонкой плоской палочки, а второй прислоняет к краю инструмента и через появившуюся вибрацию чувствует ноту.
- Когда болезнь овладела слухом, глухой музыкант создал для общения с людьми «разговорную тетрадь», через которую с ним общались люди. Так как музыкант не был почитателем властвующих особ, то всячески высказывался на их счет нелестными, а подчас и страшными словами. Это было опасно, так как на тот момент повсюду сновали царские шпионы, и друзья Бетховена постоянно его предупреждали в тетради об их присутствии. Но ироничность и несдержанность маэстро не позволяла оставаться в молчании, на что в тетради был написан ему ответ – «По вам эшафот плачет!». Некоторые такие тетради были уничтожены.
- Судебный патологоанатом и эксперт из Вены Рейтер провел в 2007 году анализ волос Бетховена, который показал, что причиной смерти маэстро послужило отравление свинцом, в связи с неправильным лечением.
- В отличие от своего современника, композитора Россини, накрывающегося одеялом, чтобы сочинять произведения, Бетховен стимулировал свой мозг выливанием ледяной воды на голову.
Бетховен: детство и юность маленького гения
Точное число рождения Людвига ван Бетховена доподлинно не известно. Год его рождения – 1770. Днем крещения называют 17 декабря. Людвиг появился на свет в немецком городе Бонне.
Семья Бетховена имела непосредственное отношение к музыке. Отец мальчика был известным тенором. А его мама Мария-Магдалина Кеверих являлась дочерью шеф-повара.
Амбициозный Иоганн Бетховен, будучи строгим отцом, желал сделать из Людвига великого композитора. Он мечтал, чтобы его сын стал вторым Моцартом. Прилагал к достижению цели немалые усилия.
Сначала он сам обучал мальчика игре на разных инструментах. Затем передал обучение ребенка своим коллегам. С детства Людвиг осваивал два сложных инструмента: орган и скрипку.
Когда юному Бетховену только исполнилось 10 лет, в его город прибыл органист Кристиан Нефе. Именно он стал подлинным наставникам мальчика, так как увидел в нем огромные способности к музыке.
Бетховена обучали классической музыке на основе произведений Баха и Моцарта. В 12 лет талантливый ребенок начал свою карьеру помощника органиста. Когда в семье произошла трагедия, и умер дедушка Людвига, финансы достопочтенного семейства сильно сократились. Несмотря на то, что молодой Бетховен так и не доучился в школе, он успел освоить латынь, итальянский и французский языки. Всю жизнь Бетховен много читал, был любопытен, смышлен и эрудирован. Он с легкостью понимал любые ученые трактаты.
Юношеские работы будущего композитора впоследствии были им переработаны. До наших дней в неизменном виде дошла соната «Сурок».
В 1787 году сам Моцарт устроил мальчику прослушивание. Великий современник Бетховена остался доволен его игрой. Он высоко оценил импровизацию юноши.
Людвиг хотел учиться у самого Моцарта, но судьба распорядилась иначе. В этот год умерла мать Бетховена. Ему пришлось вернуться в родной город, чтобы позаботиться о братьях. Для того чтобы заработать, он устроился в местный оркестр на должность альтиста.
В 1789 году Людвиг вновь начинает посещать занятия в университете. Вспыхнувшая во французском государстве революция вдохновляет его на создание «Песни свободного человека».
Осенью 1792 года в родном для Бетховена Бонне проездом оказывается еще один кумир Бетховена композитор Гайдн. Тогда молодой юноша решает отправиться в Вену вслед за ним, чтобы продолжить свои занятия музыкой.
Музыка
В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.
Людвиг Ван Бетховен за пианино
Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.
Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.
Композитор Людвиг Ван Бетховен
Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.
В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.
Людвиг Ван Бетховен пишет вторую симфонию
«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.
В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:
С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.
Людвиг Ван Бетховен в обществе
Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.
Причины смерти
Файл:Teltscher-beethoven.jpg
Бетховен на смертном ложе (рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера)
29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.