Как устроена гитара, кто ее придумал и какие гитары бывают?

История

Происхождение

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. ситар — семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Испанская гитара

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

Классическая гитара

В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

Электрогитара

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями , запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1) 2-я струна — нота «си» малой октавы (h) 3-я струна — нота «соль» малой октавы (g) 4-я струна — нота «ре» малой октавы (d) 5-я струна — нота «ля» большой октавы (A) 6-я струна — нота «ми» большой октавы (E)

Фернандо Сор

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Фернандо Сор (1778 -1839)

Фернандо Сор (1778—1839) родился в Барсело­не. Первоначально игре на гитаре учился у своего отца. Музыкальное образование получил в католи­ческом монастыре, где состоял певчим. Ф. Сором созданы симфонии, квартеты, произведения малых форм. Его оперы ставились в Испании, Италии, Франции и Англии. Как гитарист-виртуоз он с блеском выступал в Париже и Лондоне.

В 1824 г. вместе со своей женой, известной ба­лериной Ф. Гюллень-Сор, он приезжает в Россию. В Москве супруги проводят два года, находясь в центре музыкально-театральной жизни. Сор часто выступает и как гитарист-солист. В память о пре­бывании в России он написал «Воспоминание о России» для дуэта гитар (соч. 63), где использова­ны мелодии русских народных песен.

Вернувшись во Францию в 1826 г., музыкант поселяется в Париже, где знакомится со своим зна­менитым соотечественником гитаристом Д. Агуадо. Живя в одном доме, они часто встречаются и иг­рают дуэтом. Творческим результатом этой дружбы стал известный гитарный дуэт «Два друга» (соч. 61), в котором Сор выявил и собственные исполнительские возможности, и блестящую виртуозность своего друга.

В последние годы своей жизни Ф. Сор занимал­ся в основном педагогической деятельностью. Им создан «Трактат о гитаре», в котором освещены все тонкости гитарной техники того времени. Этот труд получил признание и известность во Франции, Англии и России.

Композитором написано свыше семидесяти со­чинений для гитары (сонаты, рондо, фантазии, ва­риации, этюды, дуэты и другие пьесы).

Гитара в Европе

Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял свое название (пектис, магадис), но в конце концов стал известен под названием азиатской китары или просто кита­ры (китарры). В Афинском национальном музее есть скульптурное изображение исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н. э.

В I тысячелетии н. э. в европейских странах Средиземноморья была распространена латинская гитара, популярный у древних римлян музыкаль­ный инструмент, родственный китаре. К XII в. она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех- и четырехструнном исполнении (в отдельных ее разновидностях число струн было большим).

Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) благотворно сказался и на развитии гитарного искусства.

Советы по уходу и хранению

Гитара не любит перепадов влажности и температур. В слишком влажном помещении дерево разбухает и деформируется, отслаивается лак. При недостаточной влажности инструмент “усыхает”, корпус становится неровным, искривляется гриф, выступают лады. После подобной деформации, даже вернув инструмент в нормальные условия среды, настроить его будет сложно.

Оптимальная влажность для инструмента от 40 до 60%, в идеале – 50. Хранить гитару дома следует в чехле, где поддерживается свой микроклимат. Для дорогих цельнодеревянных инструментов потребуется увлажнитель – контейнеры с губкой, которые вставляются между струнами. Губку перед хранением нужно увлажнить.

При перерывах в игре на неделю и больше необходимо ослаблять струны.

Уход за гитарой состоит из очищения и увлажнения. Для этих целей используют:

  • Полироль. Её растирают по поверхности сухой мягкой тканью, чтобы очистить инструмент. Можно использовать обычную тканевую салфетку.
  • Лимонное масло. С его помощью очищают накладку и увлажняют древесину.
  • Очиститель для струн. После игры протирают струны от верхнего порожка до нижнего струнодержателя тканью, смоченной в очистителе.

Классный час на тему: «Мой любимый инструмент – гитара»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Классный час на тему: «Мой любимый инструмент – гитара»

Преподаватель первой квалификационной категории Парицкая Анастасия икторовна

Сентябрь 2020г.

Гитара — этот струнный инструмент имеет множество видов – акустическая, классическая, электрогитара. ЕЕ историю можно проследить на протяжении 4000 лет.

16 век- знаменательный период в развитии гитары. Если до 16 века гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, арфой и лютней, то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Начав с Испании и Франции, мода на гитару быстро распространяется на западную Европу. В Испании гитара считается народным инструментом, именно поэтому мы уделяем такое большое значение испанской музыке.

Начало 20 столетия стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания выдающегося испанского гитариста Андреса Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие чего-то нового. Он преодолел стереотипы и утвердил гитару в качестве солирующего инструмента.

Слушаем музыку: И. Альбенис «Легенда»

З. Беренд «Зеленые рукава»

Александр Сеговии разработал школу игры на шестиструнной гитаре, на основе которой течении 4 столетий были созданы и другие школы. Можно сказать он был новатором гитарного исполнительства. В музыкальных школах и училищах играют гаммы в аппликатуре А. Сеговии, они считаются лучшими для развития пальцев левой руки. Что такое школа игры? Это опыт многих поколений педагогов и исполнителей, которые искали оптимальные варианты звукоизвлечения и новые приемы игры, которые на протяжении долгого времени исправлялись и совершенствовались. И на основе этих знаний сформировалась современная школа игры на шестиструнной гитаре.

История Электрогитары относит нас к 1930 годам. Многочисленные американские джазовые и блюзовые группы 1920х-1930х годов использовали акустическую гитару, однако ее почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Применение звукоснимателей привело к целой революции в музыкальной сфере. Электрическая гитара стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров – от гитарного попа до тяжелых форм металла и нойз-рока.

Показываю устройство электрогитары, демонстрирую звучание на чистом звуке и с перегрузом.

Исполняю на чистом звуке «Этюд» М. Каркасси ина перегрузе роковые рифы и «Кэнон-рок» (как образец классической музыки 17 века в роковом переложении).

Упадок гитарного искусства, наступивший в Европе во второй половине 19 века, в полной мере коснулся и России. На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план. В начале 20 века гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, относились к ней с пренебрежением. Преподавать гитару в музыкальных училищах и школах в России начали только в 30х годах прошлого столетия. После долгих лет забвения, гитара в России начала завоевывать симпатии и признание широкой общественности и вновь обрела статус профессионального концертного инструмента.

И сейчас гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте, особенно в странах Западной Европы и Латинской Америке. Это самый разносторонний инструмент. На нем прекрасно можно исполнять и аккомпанемент и сольные произведения.

Классическая гитара может все. На ней можно исполнять музыка различных направлений. Для нее написано огромное количество произведений, в том числе и концерты с симфоническим оркестром.

Сейчас, в век развития цифровых технологий, для гитаристов очень много информации в интернете. Есть прекрасные сайты, с множеством современной музыки, написанной в формате табулатур и нотами. Есть сайты с минусовками и видео уроки, с разборами интересных современных произведений. Показываю сайт https://www.songsterr.com

Учитесь, творите, совершенствуйтесь!

Как настроить классическую гитару

Вопрос настройки часто интересует не только начинающих гитаристов, но и более опытных музыкантов. Эта операция выполняется при помощи вращения колков на головке грифа. Они натягивают струны, повышая тон, либо отпускают их – тональность звука снижается.

Основной строй струн:

  • е1 – «ми» первой октавы;
  • h – «си»;
  • g – «соль»;
  • d – «ре» малой октавы;
  • А – «ля»;
  • Е – «ми» большой октавы.

Настройку звучания струн выполняют, используя:

  1. Лады – наиболее распространенный способ настройки. Он применяется с древних времен. Его суть состоит в поочередном прижатии каждой струны на пятом ладу и проверки звучания в унисон с предыдущей. В конце проверяется одновременное звучание первой и шестой струн – они должны издавать идентичные звуки, которые различаются только высотой.
  2. Тюнер – компьютерная программа или специальный прибор. Когда струной извлекается звук, определяется его принадлежность конкретной ноте. Чтобы добиться соответствия, струну поддергивают, одновременно подтягивая или отпуская колок. В продаже есть мини тюнеры, которые легко закрепить прямо на головке грифа. В этом случае настройку выполняют даже во время игры.
  3. Синтезатор, правильно настроенное фортепиано – нажимая клавишу и извлекая звук соответствующей струны, несложно добиться полного совпадения звучания в одной ноте.

Обычно в первую очередь настраивают первую. Сделать это можно камертоном. Вибрирование прибора соответствует ноте «ля». Также звучит на пятом ладу первая струна. Добившись полного соответствия в звуке, приступайте к настраиванию остальных струн.

Замена струн

Немаловажным моментом также является замена старых струн на новые. Иногда требуется поменять одну-две, но лучше сразу все. Для начала стоит ослабить старые детали и снять их.

Последовательность действий:

  1. Сравните метку на упаковке на соответствие заменяемой струне.
  2. Зафиксируйте струну на подставке деки, просунув ее в отверстие и сделав петлю.
  3. Другой конец крепите к колку.

После установки остальных струн приступают к настройке инструмента.

У гитары древнее происхождение. С абсолютной точностью нельзя назвать ее предка. Инструмент в классическом исполнении получил широкое распространение во всем мире благодаря ярким художественным характеристикам звучания.

Двенадцатиструнная

Акустическая. Отличается от 6 прежде всего строем. 1 и 2; 3 и 4 звучат в унисон. 5 и 6 – в октаву. Благодаря этому получается интересный «средневековый» звук с раскатистым эхом. В целом такие виды гитар используют для получения насыщенного, объёмного звучания. В основном – для сольного аккомпанемента в бардовской музыке и акустик-роке. Певцы – Александр Розенбаум.

Электроакустическая. Такие «двенашки» часто приобретают вокалисты рок-коллективов. Аккомпанемент на них звучит громче, звонче и добавляет необычные нотки в саунд группы. Звёзды – Том Кифер из Cinderella.

Популярные темы сообщений

  • Треугольник (история треугольника)

    Треугольник – самая известная и одна из старейших фигур. С виду треугольник очень прост – три вершины и три стороны и ограниченная ими плоскость, но эта фигура породила собой целую науку – тригонометрию. Давайте же разберемся,

  • Город Нижний Тагил

    Нижний Тагил находится на 2-ом месте по численности населения среди населённых пунктов Свердловской области. С мансийского языка «тагил» переводится как «много воды». Тагильский завод был основан в 1722 году,

  • Иммунитет

    Каждый человек в мире хоть раз болел какой-нибудь болезнью. Кто-то переносит ее легко, кто-то с осложнениями. Но что же нам помогает избавиться от болезни или даже вообще не дает нам заболеть? Руки? Ноги? Глаза? Нос? Конечно же, нет.

  • Обработка древесины

    Древесина – материал природного происхождения, который ценится в сельском хозяйстве, бумажном и мебельном производстве, строительстве и некоторых других отраслях промышленности. Это органический материал, а значит,

  • Щелочные металлы

    В группу самых распространенных органических веществ, входят такие металлы, как щелочные. Все они имеют схожее строение атомов, и даже определенные одинаковые свойства. К группе таких металлов относится литий, калий, цезий, натрий, рубидий

Слайд 62Если для того, чтобы играть на гитаре блюз или ранний джаз,

достаточно было знать «несколько аккордов и импровизационных фраз», то современные стили требовали высокого мастерства владения инструментом, а также знание законов гармонии и теории импровизации. Именно в период современного джаза, с конца 40-х годов по настоящее время, гитарное исполнительство достигло той зрелости, при которой стало возможным исполнение законченных сольных произведений. Выдающийся гитарист Джо Пасс первым в истории джазовой гитары записал всю пластинку без сопровождения других инструментов, доведя тем самым исполнительские возможности электрогитары в сольной игре до уровня классической гитары.

Гитара в рок музыке

С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре.

Большинство композиций, вошедших в историю рока, были написаны гитаристами, которые были лидерами в своих ансамблях (Д. Хендрикс, Р. Блекмор, Д. Пейдж, А. Янг, из современных, — Е. Халлен, Д. Сатриани, С. Вай, Г. Мур и многие другие. В отечественном роке картина та же: А. Макаревич, К. Никольский, В. Кузьмин, В. Бутусов, Е. Хавтан и др. — авторы большого количества композиций, вошедших в историю советской рок музыки, — именно гитаристы ).

Начиная с 50-х годов, шло массовое накопление гитарных «фишек», приемов, способов звукозвлечения. Развитие гитарной рок школы неразрывно связано с техническим прогрессом в области электронного гитарного оборудования. В частности, применение лампового переусиления, при котором появлялся специфический звук электрогитары, стало неотьемлимым элементом формирования звука гитары в рок музыке.

Предшественники гитары на Древнем Востоке

Первое изображение музыкального инструмен­та, по форме напоминающего гитару, было обнару­жено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре (Нипуре), расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии.

На глиняном барельефе, относящемся к середи­не III тысячелетия до н. э., изображен сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инстру­мента и длинный гриф позволяют сделать предпо­ложение, что это киннор, прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.

На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV—XIV вв. до н. э.), мы видим инстру­мент, имеющий корпус в виде восьмерки с несколь­кими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором. Возможно, что этот же ин­струмент или похожий на него у других народов Древнего Востока назывался по-другому: кутур, газур, набла, махал и т. д.

Киннор был известен и в Древнем Египте. По одной версии, он попадает к египтянам примерно в XV веке до н. э. и получает название нефера или наблы. По другой — этот музыкальный инструмент появился в Египте и в Шумеро-Вавилонии пример­но в одно время. Его иероглифическое изображение можно видеть на древнеегипетских пирамидах. Ин­тересно отметить, что этим же иероглифом обозна­чались такие понятия, как «добро», «хорошо», «кра­сиво».

При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII—VII вв. до н. э.) был найден ба­рельеф с изображением торжественного богослу­жения в храме. На барельефе мы видим двух тан­цовщиков в львиных масках и музыканта с инст­рументом, напоминающим гитару. Корпус инстру­мента — овальной формы, имеющий длину, равную длине предплечья играющего, с грифом, в четыре раза превышающим длину корпуса. Этот музыкаль­ный инструмент замечателен тем, что похож на ла­тинскую гитару (о ней будет сказано ниже): и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.

У вавилонян времен Навуходоносора (VII—VI вв. до н. э.) был известен музыкальный инстру­мент саббека или самбук, имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его и переняли у вавилонян древние греки и римляне.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Владимирка Левитана (описание) Произведение относится к зрелому периоду творчества художника, написанное им с натуры во время проживания автора во Владимирской губернии и являющееся одним из трех крупных по размеру полотен художника.
  • Сочинение по картине Чесменский бой Айвазовского Год написания картины 1848. На ней изображено реальное историческое событие – бой русской эскадры с турецкой в Чесменской бухте. Он закончился полным поражением турецкого флота.
  • Образ Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского Василий Теркин является главным героем произведения «Василий Теркин» Твардовского. В нем писатель смог объединить все хорошие черты, русского солдата, к этому относится храбрость, честь, доблесть.

История появления

Кратко в школе изучают историю музыкальных инструментов в 4 классе. Сообщение об одном из них дети готовят самостоятельно и нередко выбирают для него именно гитару, потому что этот инструмент знаком практически каждому с детства.

Первые прототипы гитары датированы еще II тысячелетием до н. э. Подобные изделия были известны в Месопотамии, Индии, Древнем Египте.

На гитару были похожи сразу несколько инструментов:

  • набла;
  • цитра;
  • нефер;
  • ситар;
  • вина;
  • юэцинь;
  • домб ра.

Во времена Средневековья инструмент возник в Испании, у них было 5−6 струн. Его использовали также англичане, французы, итальянцы. А спустя два века гитара попала и в Россию, упрочнив свое положение благодаря гастролировавшим Фернандо Сор и Мауро Джулиани.

Где появилась эта красавица

История возникновения гитары берет начало задолго до нашего времени. Прообраз этого музыкального инструмента появился еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Та гитара была не похожа на современную. Хотя принцип игры был несколько похож на теперешний. В гитаре древних людей тоже были струны, корпус круглого вида и своеобразную шейку, на которой струны и крепились.
Шло время, и продолжалось развитие гитары. Ее любили и уважали Древние китайцы. В 3 веке до нашей эры они мастерили такой инструмент из панцирей черепах и даже тыквы, которую предварительно вымачивали в солевом растворе, а после тщательно высушивали именно на солнце. Считалось, что только тогда гитара будет звучать идеально… До наших дней записи тех гитар не дожили, поэтом остается лишь уповать на честность тех, кто жил в прошлом и описывал звучание такого музыкального инструмента.

Гитара, которая очень похожа на ту, что мы используем в 21 веке, уходит на Древний Восток. Там почти 2 тысячи лет назад появились прототипы современного музыкального инструмента. Там же появилась лютня – это прапра и еще 100 раз прабабушка современной гитары. Она развивалась и росла, сначала имела 2 струны, а к 16 веку – уже 4. На ней играли рукой и прообразом современного медиатора.

В 17 веке появилась, так называемая, испанская гитара. У инструмента было уже 5 струн. Играть на ней могли только избранные. Мелодия получалась настолько звучной, что ее обожали короли и заказывали на любой бал и даже прием пищи!

Пятиструнная испанская гитара существовала почти целый век, пока один народный умелец не решился добавить в конструкцию еще одну струну. Так, гитара стала шестиструнной. Первыми на такой научились играть испанцы, а потом и все остальные.

История появления гитары и происхождение ее названия

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз и др. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру.Тар — один из предшественников гитары

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Первые упоминания о гитаре уходят далеко в прошлое, в 3700 год до нашей эры. Именно этой датой, по мнению археологов датируется гробница Фивского царя, внутри которой на стене был изображен прототип современной гитары.

Слово «гитара» в переводе с санскрита — «шестиструнная». Изначально это было слово «кутур» которое позже стало словом «ситару» а еще позже это слово переросло в гитару. В 13 веке в Испанию гитару завезли арабские завоеватели, и после этого гитара стала народным инструментом в Испании. Инструмент где было 5 струн появился только в 15 веке, до этого была 1 струна. В середине 13 века о гитаре узнала вся Европа, а внешний вид инструмента уже почти сформировался. Шестиструнным инструмент стал лишь в начале 18 века.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV-XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырёхструнный» (ср. сетар — трёхструнный).

По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII — начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII — начале XVIII века. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сартии Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: