Теофраст

Содержание

  • Слайд 1

    Великий Древнегреческий учёный

  • Слайд 2

    Биография

    Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам родился около 370 до н. э., в городе Эрес, остров Лесбос — между 288 до н. э. и 285 до н. эры,в Афинах) — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.

    Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

    Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. — преемником на посту главы школы перипатетиков.

  • Слайд 3

    Работы по ботанике

    Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. В соответствии с современным ему уровнем знаний отдельные положения Теофраста были наивны и не научны. Учёные того времени ещё не имели высокой техники исследования, не было и научных экспериментов. Но при всём этом уровень знаний, достигнутый «отцом ботаники», был весьма значительным.

    Написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений» , в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истый натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. Он наметил с прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь ещё интересуют натуралистов. В самой постановке их — громадная заслуга греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.

    Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.

  • Слайд 4

Посмотреть все слайды

Наука и философия

По сведениям Диогена Лаэртского, Теофраст написал более 200 произведений, но преобладающее большинство было утрачено, и содержание не дошло до сегодняшних дней. Есть мнение, что в книгах на философские темы автор развивал учение Аристотеля, поэтому считался интерпретатором и сторонником академических идей.

Древнегреческий ученый занимался историей и исследованиями в области зоологии, а также писал труды об устройстве государства и ряде религиозных проблем. Сохранились отрывки из работ по метафизике, математике и теории музыки, где рассматривался весьма широкий круг волновавших общество тем.

Теофраста ценили за вклад в биологию, потому что в обширной библиографии миру природных явлений и растений грек посвятил 10 томов. Его называли отцом ботаники вместе со шведом Карлом Линнеем, автором знаменитой единой классификации и обладателем премий и орденов.

В работах Historia и De causis plantarum ученик Аристотеля довольно подробно описал физиологию и систематику кустарников, деревьев и цветов. Назвав более 500 видов зеленых обитателей планеты, естествоиспытатель создал учение о запахах и функциях корней и плодов.

В 10-томном трактате «История растений», переведенном на латынь в XV веке, Теофраст представил собственную классификацию на основе срока жизни и полезных свойств. Он выделил сельскохозяйственные культуры и необходимые человеку дикие травы, которые использовались в медицине и помогали от ряда расстройств.

Открытием стало выделение в объектах внешней и внутренней части и введение в ботанику таких понятий, как волокна, жилы, сердцевина и сок. Также практик и теоретик перечислил декоративные виды, назвав их садовыми цветами, из которых можно сплести венок.

Заслугой Теофраста перед современной наукой считалось изучение вопросов, связанных с экологией, а конкретно — влияние внешних факторов на многообразный растительный мир. Влажность и засуху, тепло и холод, особенности почвы и климата ученый использовал в исследованиях как определяющий ориентир.

Ботаники, продолжившие дело древнегреческого естествоиспытателя, отмечали, что подвергшиеся изучению вопросы признаны насущными до сих пор. Поэтому начиная с эпохи Возрождения личность и труды Теофраста интересовали каждого человека, желавшего расширить кругозор.

Популярной работой античного ученого стали трактаты «Этические характеры», где он с точки зрения философии описал распространенные типы людей. Они в определенной мере повлияли на развитие древнегреческой комедии, которая считалась востребованным жанром среди представителей интеллигентных семей.

Такие науки, как логика и риторика, также не остались без внимания Теофраста. Он разделил объекты речи на основные и подчиненные слова. В работах нашло отражение описание прямых и метафорических выражений, ставших неотъемлемой частью эмоционального человеческого естества.

Грек, следуя за Аристотелем, подробно разобрал виды суждений, отрицаний, утверждений и силлогизмов в ряде литературных трудов. Он выдвинул гипотезу о существовании неоднозначных предложений, которую развивали философы на протяжении 100-х и 200-х годов.

Атеизм Теофраста

Теофраст отрицательно относился к религии. Особенно он осуждал религиозное приношение в качестве жертвы богам животных

Теофраст обращал внимание людей на сходство животных и человека. Известно, что в первобытные времена существовал обычай приносить в жертву богам людей, детей, особенно первенцев

В «Библии» описывается, как Авраам хотел принести в жертву богу своего сына Исаака, но в последний момент ангел остановил Авраама. Агамемнон готов был принести в жертву богам, не дававшим попутного ветра, свою дочь Ифигению. Однако в последний момент боги подменили девочку ланью. Это знаменовало решительное изменение в мифологическом мировоззрении и в вытекающей из него практики. Однако Теофраст счел жестокостью принесение в жертву богам и животных. Все живое родственно.

Жертвоприношение Ифигении в Авлиде. Фреска из Помпей

Биография

Теофраст Филипп фон Хоэнхайм (Гогенгейм) (псевдоним Парацельс) родился близ Айнзидельна, Швейцария. Его дед по отцовской линии был командующим тевтонских рыцарей и агитировал в Святых Землях. Отец, Вильгельм фон Бомбаст Хоэнхайм, изучал металлургию, алхимию, медицину, служил врачом в бенедиктинском аббатстве. После смерти матери, когда Теофрасту было девять лет, отец перевез семью в Филлах (Каринтия), где проработал врачом до самой смерти. Позже Парацельс связывал выбор профессии с рассказами отца о медицине, целебных травах, минералах и алхимии.

В 16 лет Парацельс поступает в университет Базеля и начинает изучать алхимию, хирургию и общую медицину. Он уже был знаком с работами Исаака Голландца, осваивал платонизм, арифметику, геометрию, музыку и астрологию. Юноша находился под влиянием немецких гуманистов. Он занимался алхимией с Иоганном Тритемием (1462-1516), узнал о плавке металлов в лабораториях Зигмунда Фуггера в Шваце. В 1516 году Парацельс был вынужден поспешно покинуть Базель из-за неприятностей, связанных с занятиями некромантией.

Скитания

Парацельс путешествует по Германии, Франции, Венгрии, Нидерландам, Дании, Швеции, посещает несколько известных учебных заведений, получает докторскую степень в Университете Феррары. В России побывал в плену у татар, был в Константинополе, затем отправился в Египет, Аравию и на Святую Землю. Везде он искал практикующих врачей, узнавал у арабских химиков передовые технологии, неизвестные в Европе. Позже он советовал своим студентам: «Врач должен искать общение с цыганами, гадалками, знахарками, колдунами, бродячими племенами, грабителями и другими преступниками и учиться даже у них».

Он получил хирургическую подготовку в армии Габсбургов, где имел возможность познакомиться с лечением ранений. В то время было принято прижигать раны горячим маслом и накладывать различные мази, что часто приводило к инфицированию и ампутации и/или смерти. Услышав шутку солдат, что раны заживают лучше, если перевязать оружие, а не рану, Парацельс начал экспериментировать. Он отметил, что простое очищение и осушения раны более успешно, чем привычные мази и пришел к выводу: «Если предотвратить инфекцию, природа исцелит рану сама».

Война, объявленная невежеству

За годы странствий Парацельс выстроил собственную философию. Он свято уверовал в то, что истинного врача делают не книги и не душные лектории, а лишь практический опыт. Принципы, выработанные Галеном, Гиппократом и Авиценной, этими тремя столпами врачебного искусства, безнадежно устарели. Врачи не знают иных средств для лечения болезней, кроме кровопускания и клистира, которыми они мучают своих пациентов. Врачебное искусство превратилось в бессмысленное жонглирование латинскими словами. «Лучшие из наших известнейших врачей те, кто приносит наименьший вред, — говорил Парацельс. — Эти невежественные лекари суть слуги ада, посланные дьяволом издеваться над больными». Понятно, что слова чужака не могли сойти ему с рук. К тому же в пылу дискуссий Теофраст начинал переходить на личности и обзывать оппонентов «лупоглазыми баранами», «ослами» и «дубами пробковыми», вызывая в них враждебную ярость. «Меня изгнали из Литвы, затем из Пруссии и, наконец, из Польши. Я не пробудил симпатии к себе в Нидерландах, не пришелся ко двору в университетах, я не нравился никому, кроме своих больных», — вспоминал Теофраст. В пути он не гнушался беседами с цирюльниками, повитухами, палачами, знахарями, астрологами — всеми, кто помогал ему отыскать его «божественную возлюбленную». Говорили, что в течение пяти лет он даже кочевал с цыганами, желая узнать тайны их лекарственных растений.

В 1524 году, после десяти лет странствий, Парацельс вернулся в Германию без гроша за душой, зато с солидным багажом знаний. Ему не терпелось поделиться своим богатством с людьми. Но в Зальцбурге он поссорился с почитаемым в городе проповедником, и, чтобы уйти от наказания, ему пришлось бежать, бросив в спешке большую часть своего скромного имущества — два сюртука, кафтан, жилет, вытертый кожаный пояс, две кружки, латунный светильник и деревянный прибор для астрологических вычислений. Ему не привыкать: уже много лет он в плену бедности…

На этот раз Теофраст решает идти в Страсбург. По дороге он заглянул в Вильдбад и Баден-Баден, заинтересовавшись знаменитыми целебными источниками. (Позже он напишет о них трактат.) В Баден-Бадене он вылечивал от дизентерии маркграфа Филиппа I, который, выздоровев, не заплатил ему ни гроша. Такая несправедливость привела Парацельса в бешенство. И он по горячим следам обиды даже написал свою врачебную клятву: «Клянусь никогда не лечить благородных дворян в их замках, а также монахов и монахинь в их кельях, если они не заплатят мне вперед». Но, если бы Теофраст гнался за деньгами, он «сидел бы за печкой» в Виллахе, а не бродил бы по всему свету.

Литература

Тексты и переводы

Греческие тексты
:

  • Сочинения (Theophrasti Eresii Opera quae supersunt omnia. Lipsiae, греческий текст):

Русские
:

  • Феофраст.
    / АН СССР; Пер. с др.-греч. и примеч. М. Е. Сергеенко; ред. акад. И. И. Толстого и чл.-корр. АН СССР Б. К. Шишкина; послесловие — Б. К. Шишкин; «Исследование о растениях» Феофраста — А. Н. Криштофович ; Феофраст и его ботанические сочинения — М. Е. Сергеенко. — : Изд-во АН СССР, 1951. — 589 с. — (Классики науки).

    переиздание: Феофраст.
    Исследование о растениях. — Рязань: Александрия, 2005. — 560 с. — (Античная историческая библиотека). — ISBN 5-94460-023-3 .

«Характеры
»:

  • Феофраст о свойстве нравов человеческих / Пер. с лат. А. Я. Полекова. — СПб., 1772. — 112 с.
  • Феофраст. Характеристики / Пер. В. Алексеева. — СПб., 1888. — 32 с.
  • Теофраст
    . Характеры / Пер. В. Смирина. // Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы. — М.: Худож. лит., 1964. — С. 260-286. — (Библиотека античной литературы)
  • Феофраст.
    Характеры / Пер., ст. и прим. Г. А. Стратановского. Отв. ред. Я. М. Боровский. — Л.
    : Наука, 1974. — 123 с. — (Литературные памятники).

    переиздание: СПб.: Наука, 2007.

Другие сочинения
:

  • Теофраст
    . О камнях / Пер. с англ. Б. В. Куликова. — М.: МСП, 2004. — 247 с. — (Мир камней и минералов).
  • Феофраст
    . О камнях. / Пер., ст. и комм. А. А. Россиуса. // Вестник древней истории. . № 3.
  • О цветах / Пер. В. П. Зубова. // Точки-Puncta. — 7, 1-2, 2007. — С. 7-21.
  • Псевдо-Теофраст
    . О приметах дождей, ветров, ненастья и вёдра // Небо, наука, поэзия… — М., 1992. — С. 88-100.
  • О душе (фрагменты) / Пер. Г. Ф. Церетели. // Таннери П. Первые шаги греческой науки — СПб., 1902.
  • / Пер. Е. В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ 6.1 (2012)
  • / Пер. Е. В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ 10.2 (2016)

Английские
:

  • Издания в «Loeb classical library »:
    • . № 70. 1916. Исследование о растениях, книги 1-5.
    • . № 79. 1916. Исследование о растениях, книги 6-9. О запахах. О приметах погоды.
    • Тома III-V. № 471, 474, 475. 1989-1990. О причинах растений (кн. 1-6).

Другие издания:

  • О ветрах и о погоде — .
  • Theophrastus
    , (1993), Metaphysics. With an Introduction, Translation and Commentary by M. van Raalte, Leiden: Brill

Французские
:

  • В серии «Collection Budé » «Recherches sur les plantes» в 5 томах. Также в серии «Collection Budé » изданы:
  • Théophraste
    . Caractères. Texte établi et traduit par O. Navarre. 4e tirage 2003. 166 p.
  • Théophraste
    . Métaphysique. Texte édité, traduit et annoté par A. Laks et G. W. Most avec la collaboration de Ch. Larmore et E. Rudolph et pour la traduction arabe de M. Crubellier. 3e tirage 2002. XC, 119 p. ISBN 978-2-251-00422-8

Исследования

  • Лебедев А. В.
    Проблема аутентичности APXH
    как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста). // Материалы к историографии античной и средневековой философии. М., 1990.
  • Верлинский А. Л.
    Первые упоминания о евреях в греческой литературе: иудейская религия у Гекатея и Феофраста. // Евреи и греки: Диалог через тысячелетия. СПб., 1999. С. 215-235.

Биография и сочинения Теофраста

На самом деле его имя Тиртам. Теофраст – прозвище, данное Тиртаму Аристотелем, что означает «Богоречивый». Вот что известно о биографии Теофраста. Он родился на острове Лесбосе в городе Эресе. Тиртам – сын ремесленника-сукновала

Когда на его родине оказался один из учеников Платона, некий Алкипп, то он привлек внимание Тиртама к философии. Тиртам отправился в Афины, где стал слушателем Платона и Аристотеля еще в платоновской Академии

Теофраст был всего на 12 лет моложе Аристотеля. Вместе с ним он покинул Академию и Афины. Видимо, он повез Аристотеля в Малую Азию. После трехлетнего пребывания в Ассосе Аристотель оказался на родине Теофраста – острове Лесбосе… Теофраст повсюду сопровождал Аристотеля, был его преданным другом. Неудивительно, что когда Аристотель второй раз и уже навсегда покидал Афины, то он передал управление Ликеем Теофрасту. Теофраст пережил Аристотеля на 35 лет, в течение которых он бессменно руководил Ликеем. Годы жизни Теофраста 372 – 287 до н. э., годы схолархата 323 – 287 до н. э.

Теофраст (Феофраст). Античный бюст

Теофраст полностью разделял нелегкую судьбу Ликея. Он целиком посвятил себя наукам и философии. У него не было ни жены, ни детей. Теофраст считал, что женитьба – помеха в биографии философа, ведь (передает слова Теофраста Иероним) «невозможно в равной мере служить и книгам, и жене». Согласно Диогену Лаэртскому, Теофраст был «человеком отменной разумности и трудолюбия». Любимые слова Теофраста: «Самая дорогая трата – это время». Умирая, Теофраст сетовал на то, что мы умираем, едва начав жить. В «Тускуланских беседах» Цицерона Теофраст жалуется на несправедливость природы, которая оленям и воронам даровала долгую жизнь, хотя она им не к чему, а человеку, столь нуждающемуся в долгой жизни, – краткую.

Теофраст много работал и за свою все же сравнительно долгую жизнь создал сложное учение и немалое количество трудов по самым различным отраслям знания: логике и математике, физике и астрономии, биологии и медицине, психологии и этике, педагогике и эстетике, риторике и политике, а также философии. Главное философское сочинение, излагающее учение Теофраста, было впоследствии названо так же, как и главное философское сочинение Аристотеля, – «Метафизика». Теофрасту принадлежит первая проблемно-систематическая история философии – «Мнения физиков». Есть у него и философско-полемические произведения, например «Против академиков». Сохраняя преобразовательные политические амбиции философов, Теофраст пишет «О наилучшем государственном устройстве». Вместе с тем Теофрасту принадлежат такие специально-научные произведения на узкие темы, как, например, «Об истории; растений», «О причинах растений», благодаря которым этот перипатетик прослыл «отцом ботаники»; «Об огне», «О пьянстве», «О соли, молоке и квасцах», «О пословицах» и многие другие, а также сохранившиеся «Этические характеры». Теофраста интересовали религия, ее история и сущность. Плодами этого интереса были несохранившиеся труды его: «О богах», «Об истории богов» и др.

Аристотель и его ученики. Слева — Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа — Теофраст и Стратон. Авторы фрески — Э. Лебедицкий и К. Раль

От «Метафизики» дошли лишь фрагменты, только частично сохранились «Мнения физиков», сохранился вышеназванный трактат «Об огне». Большинство же сочинений Теофраста кануло в Лету, в том числе и такое многоплановое сочинение, как «Вопросы политические, этические и физические», «Физика» в восьми книгах и логические труды: «Аналитика первая», «Аналитика вторая», «Топика».

И здесь скрывается некая тайна. Как известно, все свои сочинения совокупно с сочинениями Аристотеля Теофраст завещал Нелею. И те, и другие сочинения постигла одна участь – они исчезли и появились на свет только через два века после смерти Теофраста, когда богатый офицер Митридата Апелликон приобрел их у потомков Нелея. Затем они оказались в Афинах. За два века сочинения Аристотеля и Теофраста, видимо, порядком перемешались, и вряд ли римские издатели могли разобраться, где кончается Аристотель и начинается Теофраст (например, и «Физика» Аристотеля, и «Физика» Теофраста состоят из восьми книг).

Вклад в медицину

Парацельс считал, что практическая медицина должна быть основана на опыте, наблюдении, эксперименте. Он первым отметил, что именно вдыхаемая пыль, а не подземные духи являются причиной патологий легких у шахтеров. Ученый связал возникновение зоба с недостатком жизненно важных элементов в питьевой воде, обнаружил связь между зобом у взрослых и кретинизмом у их детей. Парацельс выявил, что определенные заболевания вызываются «токсичными» элементами воздуха – понятие, которое позже привело к открытию бактерий и вирусов как причины многих патологий.

Парацельс считал безумие болезнью, а не одержимостью демоническими духами, призывал относиться к душевнобольным с добротой. Он также уверял, что многие симптомы и заболевания имеют психологические причины.

Парацельс является пионером в использовании химии в медицине, он применил ртуть для лечения сифилиса, признал роль минералов в некоторых болезнях, придумал слово «алкоголь» и назвал элемент «цинк».

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ
Британские Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.
Французские Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн
Разные Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

ЧАША

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Вода была здесь даром небес. Поймать и сохранить драгоценную влагу можно было руками, сложенными вместе в виде чаши, а также с помощью камней с углублениями — «чашечных камней», глиняной и металлической посуды. Моления о ниспослании воды сопровождались просьбами о сохранении жизни и исцелении от недугов. Больной, изображенный на древнеегипетской стеле, держит в руках чашу, обращаясь к богам.

Лечение с помощью воды — древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и внутреннего очищения, вода считалась универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном действии вод Иордана; традиции лечения водой получили развитие в медицине Древней Индии; алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств. Когда лечение водой было связано с религиозными ритуалами, кубки для нее украшались надписями-заклинаниями или изречениями из священных текстов. Так, например, страх («болезнь боязни») мусульмане излечивали глотком воды из «кубка боязни» — медной чаши, изготовленной в Мекке и украшенной изречениями из Корана.

Народные сказания сохранили дошедшие до нашего времени выражения «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Они говорят о двойственном начале образа чаши — двойного (двудонного) кубка, творения земли и неба. В нем, согласно мифологическим представлениям Древнего Востока и античного мира, отражается двойственная природа человека. Когда человек пьет из чаши земного начала, его силы обращаются к земным страстям. Питье из небесной чаши устремляет его к небу, к возвышенным идеалам, избавлению от страстей и заблуждений. Греческий фиал — чашу без подставки использовали в различных ритуалах, направленных на достижение здоровья, исцеления от болезней, успеха в делах. Ее часто держат в руках дочери Асклепия Гигиея и Панакея. У этой чаши не случайно нет второго дна: она призвана нести в себе лишь целительное начало и душевный покой.

Иногда происхождение чаши со змеей как медицинского символа связывают с историей ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О действии змеиного яда писали многие врачи и философы Древней Греции и Рима. Изучением ядов животного происхождения,  в том числе змеиного,  занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н.э.), последняя александрийская царица из рода Птолемеев, изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр  Колофонийский (III в.)  описал действие змеиного яда и указал состав противоядий. Змеиный яд и в наше время входит в состав медицинских препаратов. Особенно большое распространение в качестве  лекарства змеиный яд получил в эпоху средневековья, и вплоть до XIX в. он входил в состав многих противоядий — «териаков». Кроме того, считалось, что печень и жир змеи очищают кровь, а суп из змей прибавляет мужества.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Логика Теофраста

От комментатора Александра Афродисийского и от Филопона мы узнаем и о Теофрастовых новациях в логике. Согласно Филопону, Теофраст и другой перипатетик его времени – историк науки Евдем ввели учение о гипотетических и разделительных силлогизамах. Александр Афродисийский говорит и о других логических новациях Теофраста: он превратил аристотелево непрямое доказательство всеобщих отрицательных суждений в прямое; в отличие от Аристотеля утверждал, что всеобщие отрицательные суждения возможности обратимы; дополнил четыре модуса первой фигуры силлогизма пятью новыми; установил, что если посылки имеют разную модальность, то вывод должен следовать по слабейшей посылке.

Философия Теофраста

В области «первой философии» Теофраст в общем принимал учение Аристотеля. Правда, наши знания в этой части учения Теофраста ограничены тем, что до нас дошли лишь отрывки из его сочинения, посвященного «первой философии». (Это сочинение Теофраста, как и соответствующее сочинение Аристотеля, было позднее, в I в. до н. э., названо «Метафизикой».) В сохранившемся отрывке из «Метафизики» Теофраста ставится ряд проблем, апорий (этот отрывок похож на третью книгу аристотелевской «Метафизики», в которой поднято 14 апорий). Но проблемы Теофраста иные, чем проблемы Аристотеля. Проблемы Теофраста – это не столько проблемы в понимании мироздания, сколько проблемы в понимании учения Аристотеля. Таким образом, проблемы Теофраста вторичны. Теофраст думает о мире, но он думает о мире через Аристотеля, отмечая слабые и неясные моменты в его учении.

Теофраст поднимает проблему целесообразности и случайности. Все ли из того, что существует, существует ради чего-либо или же что-то возникает и существует случайно? Теофраст ограничивает сферу телеологии, лишает ее абсолютности. В неживой и даже в живой природе многое случайно, иначе нельзя было бы объяснить отсутствие в жизни гармонии, когда случайность властно вторгается в жизнь и нарушает ее целесообразность. Но все же Теофраст не отказывается целиком от телеологических объяснений. Телеологический метод объяснения Теофраст использует в своей ботанике. И он прав. В растении, как и во всяком живом целостном организме, каждая его органическая часть существует ради чего-то. Корни существуют, чтобы удерживать растение в антиэнтропном вертикальном положении, для питания растения водой и солями, листья – для усвоения солнечной энергии и т. д. А все вместе существует для целого, для жизни растения.

Теофраст, далее, обратил внимание и на сомнительность учения Аристотеля о перводвигателе – действительно самого слабого, надуманного, идеалистического момента в аристотелевском мировоззрении. Правда, критика Теофрастом учения Аристотеля о неподвижном перводвигателе носит внутренний характер

Теофраст не отрицает само это учение. Он лишь замечает его внутренние дефекты. Его апория на этот счет такова: сколько существует перводвигателей – один или несколько? Если перводвигатель один, то почему не все небесные сферы движутся одним одинаковым движением? Если каждая сфера имеет свой перводвигатель, то как объяснить согласие в движении сфер? Теофраст не смог подняться над космологией своего учителя. Истинное строение космоса осталось для него неведомым. Но таковым оно было и для других философов и ученых как древнего, так и средневекового времени. В целом Теофраст принимал аристотелевское учение о боге как об объективном, само себя мыслящем мышлении. Он отстаивал учение Аристотеля о вечности мира во времени против стоика Зенона, учившего о периодической гибели космоса во вселенском пожаре.

Популярные сегодня темы

Распорядок дня имеет существенное значение для продуктивного и нормального функционирования человека. На этот счет существуют разные взгляды, но, так или иначе, всегда есть сходность

В православной вере существует множество святых, чьи ряды до сих пор пополняются. Святые православной церкви – это люди, которые во время своей жизни вели себя праведно, верили в Христа и пос

Каждый день популяция редких животных сокращается. Их губят браконьеры, уничтожают места их обитания. Человек загрязняет атмосферу, большими корпорациями и промышленностью.

Метание мяча — издавна известное упражнение легкой атлетики, развивающее координацию движений, а также требующее от спортсмена определенной ловкости и сноровки. Цель проста

Бельгия или Королевство Бельгия – страна, расположенная на Западе Европы. Государство соседствует с Нидерландами на севере, с Германией на востоке, с Люксембургом на юго-востоке и с Францией

Британская кошка принадлежит к короткошерстным породам. Ростом взрослое животное около 33 см, весит 6 – 12 кг.

  • Поведение карла и петра на поле боя различается тем что кратко допишите

      

  • Школа 1 бузулук педагогический состав

      

  • По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский кратко

      

  • Какие экологические проблемы связаны с появлением мобильной связи кратко

      

  • Какие народы населяют африку и как они распределяются на материке география 7 класс кратко

Медицинская карьера

В 1526 году Парацельс вернулся в Страсбург, где присоединился к гильдии хирургов и был назначен врачом города Базеля, одновременно читая лекции по медицине в университете. Парацельс подверг резкой критике аптекарей, других медицинских работников. Он опубликовал брошюру, в которой в категорической форме высказался против использования теорий Галена и Авиценны, назвав их бесполезными и отметив, что последователи ученых не могли даже диагностировать заболевания. Возмущенные сотрудники медицинского факультета потребовали запретить Парацельсу преподавать, на что тот заявил: «Я никогда и не просил вашего одобрения». Он читал лекции на немецком языке, а не на привычной латыни, выдвинул новые идеи по изготовлению лекарств, внедрил использование полезных ископаемых для лечения болезней, рекомендовал ставить диагноз, основываясь на пульсе и анализе мочи. Во время празднования студенческого Дня Святого Иоанна в середине лета, он сжег «Канон» Авиценны и классические медицинские тексты на городской площади, чтобы продемонстрировать свое мнение о них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: