«мойдодыр» читательский дневник

Краткое содержание для читательского дневника

1) Поэт описывает картину, которую видит из окна: на улице морозное солнечное утро.

2) Увиденное вызывает у автора восторг, он торопится поделиться хорошим настроением с красавицей-подругой, которая все еще нежится после сна.

3) Убеждая красавицу, что пора проснуться, поэт напоминает ей о вчерашней печали из-за вьюги и плохой погоды.

4) Сегодня все изменилось: в лучах яркого солнца снег напоминает великолепный ковер, а комната кажется янтарной.

5) В такую погоду человек испытывает прилив сил, ему хочется чем-то заняться.

6) Автор предлагает запрячь кобылку и отправиться на прогулку по родной стороне.

Как заполнять читательский дневник

В каждой школе и даже в каждом классе учитель может предложить свою форму заполнения читательского дневника. Но одинаковой особенностью является наличие столбцов с названием произведения, датой его написания, автором и кратким содержанием о прочитанном.

В некоторых читательских дневниках также заносят жанр, год публикации и другие информационные данные.

Предлагаю один из вариантов читательского дневника в упрощенной форме.

Автор
Год написания
Жанр произведения
Главные герои
Кратко
Здесь мы пишем инициалы и фамилию автора, написавшего произведение
Здесь мы пишем год написания – не год публикации

Нам важно, когда автор закончил работу над своим произведением.
Под жанром подразумеваются такие категории, как роман, рассказ, поэма, повесть и др.Здесь указываем, к какому жанру относится данный вид произведения автора.

Здесь перечисляем главных героев произведения. Желательно с краткой их характеристикой.
И, наконец, очень кратко пишем, о чем написано в произведении, каковы главные особенности и выражаем свое мнение о прочитанном.
ОбразецА.Б

Вавилов
2019
Роман
Анна Игоревна – домохозяйка, играющая на пианиноФедор Поликарпович – плотник, который постоянно что-то чинит в доме у Анны Игоревны
Васёк и Масёк – два оболтуса, вечно болтающиеся у мамы Анны Игоревны под ногами

Роман повествующий о нелегкой доле одинокой женщины Анны Игоревны, воспитывающей двух озорных мальчуганов.Постоянный гость и помощник в доме Федор Поликарпович развил идею, как перевоспитать сорванцов.
Он готов жениться на Анне Игоревне, но та находит постоянные отговорки.
Роман – очень весёлый, читается легко и непринужденно.
Мое мнение
В жизни много разных интересных занятий и увлечений, которыми можно заинтересовать даже самых озорных мальчуганов.
Но с ними нужно всегда быть начеку, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
А главный урок – надо всегда слушаться взрослых и тогда не придется хлюпать носом, когда тебя снимают с дерева вверх тармашками, как героев нашего романа.

Оформление обложек у читательских дневников тоже различны. Для учеников младших классов это могут быть красочные обложки со сказочными героями.

Школьники постарше предпочитают украшать обложку в соответствии со своими вкусами и интересами. Старшеклассники зачастую и вовсе не украшают, а берут обычную тетрадку и в последний день каникул быстро строчат в ней что попало или списывают из интернета.

Но лучше уделить время и внимание оформлению читательского дневника во время, а не после каникул. И заполнять его сразу же после прочтения книги, а не тогда, когда сюжет уже успеет размыться в памяти

Предлагаю пример оформления обложки читательского дневника для самых маленьких читателей.

Анализ сказки Федорино горе Чуковского

Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.

Все отправляется неизвестно куда, на все это удивленными глазами смотрит коза, которая не может понять, что происходит на самом деле.

Да и сам читатель сначала не понимает, почему происходят данные события, он будто стоит рядом с удивленной козой и также наблюдает за происходящим. Потом автор сделает из него активного участника.

Так начинается произведение «Федорино горе». Потом автор переносит взгляд и на саму виновницу происходящего, это хозяйка, которая фактически не смотрела за своими вещами.

Она очень громко просит, чтобы утварь и посуда вернулась, но кажется ее никто не слышит, поэтому случается неприятность. Но у главной героини была своя причина, так же, как и у посуды, которая ушла от бабушки.

Автор использует интересный прием, посуда не отвечает самой хозяйке, она отвечает читателю, как бы вовлекая его в происходящее. И вот в самом конце автор дает объяснение, посуда говорит о том, что хозяйка, пожилая женщина, отказывается следить за посудой и довела ее до никчемного состояния. Она полностью запустила свой дом, не моет посуду и развела тараканов, которые живут у нее как дома.

Но при этом утварь не становится чище от того, что она гуляет. Она старается запугать Федору, чтобы она более тщательно следила за ними. И посуда достигает поставленной цели, бабушка становится добрее.

Она решает, что нужно выгнать всех тараканов их дома, а посуда принимает решение, что ей нужно вернуться назад. Она надеется на лучшее, что характер бабушки изменился и теперь она будет вести себя по-другому, ее отношение изменится. И она больше не будет пренебрегать своими друзьями.

На основе данного примера, автор старается показать, что следить за чистотой нужно всегда, не в зависимости от обстоятельств, в которых живет человек. Для детей – это отличный пример, что нужно помогать родителям поддерживать порядок в доме и относится к этому с ответственностью.

Конечно в современном мире посуда не уйдет из дома, но она может прийти в негодность, испортиться, ей никто не сможет больше пользоваться.

Чуковский показывает, что необходимо внимательно следить за своими вещами, относится к ним бережно и с любовью. Это касается не только посуды, а всех вещей, который находятся в пользовании у человека.

>Также читают: Другие >Картинка к сочинению Анализ сказки Федорино горе Чуковского

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

История создания сказки «Федорино горе»

На душе у меня стало легко. Я бодро зашагал переулками среди огородов и дач. В те годы я каждое лето до глубокой осени ходил босиком. И теперь мне было особенно приятно шагать по мягкой и теплой пыли, еще не остывшей после горячего дня… Эта трехчасовая свобода от взрослых забот и тревог, это приобщение к заразительному детскому счастью, эта милая пыль под босыми ногами, это вечереющее доброе небо — все это пробудило во мне давно забытое упоение жизнью, и я, как был в измазанных штанах, взбежал к себе в комнату и в какой-нибудь час набросал те стихи, которые с позапрошлого лета безуспешно пытался написать. То музыкальное чувство, которого все это время я был совершенно лишен и напряженно пытался в себе возродить, вдруг до того обострило мой слух, что я ощутил и попытался передать на бумаге ритмическим звучанием стиха движение каждой даже самой крохотной вещи, пробегающей у меня по странице.

БИБИГОН, 1981


Мультфильм “БИБИГОН, 1981“, Режиссеры: Борис Аблынин, Сергей Олифиренко

Мультфильм по сказке Чуковского, которую рассказывает сам автор Чуковский.  Это история про мальчика-с-пальчика, который свалился с Луны и живёт на даче писателя в Переделкино. Бибигон строго положительный персонаж, хотя иногда и вступает в роль сорванца, к примеру, тащит колошу автора к реке, где с ним случается неприятность. Но Бибигон остаётся цел и продолжает веселиться со всей живностью, которая подходит ему по росту — они настоящие друзья. Хотя индюк Брундуляк и приносит малышу заботы…

https://youtube.com/watch?v=ysWQafjeWVg

Мультфильм “БИБИГОН, 1981“, Режиссеры: Борис Аблынин, Сергей Олифиренко

Главная мысль

Чтобы понять главную мысль сказки и то, чему она может научить, следует представить в голове общую картинку всего сюжета:

лес с высокими деревьями;
животных, ведущих диалог;
лай собак вдалеке.

Нужно понять, какой из персонажей отрицательный, а какой положительный. В этой сказке хорошим, естественно, считается Тетерев. Он не врёт и не хитрит. Он всего лишь не хочет, чтобы его съели. Но даже в этой опасной ситуации птица показывает себя с лучшей стороны. Наглядный пример превосходства ума над хитростью.

Но и Лиса, несмотря на отрицательный образ, не вызывает у читателя неприязнь. Она хочет есть, но не может достать свою добычу, поэтому прибегает к доступным ей методам — вранью и хитрости. Её понять нетрудно. Она же не может просто попросить Тетерева спустится с дерева, чтобы стать обедом. Хитрую плутовку даже немного жаль.

А ещё, как и все сказки, она учит добру и правде. Необязательно врать и изворачиваться, чтобы добиться своей цели. Иногда такая ложь может обернуться против самого́ хитреца.

Что же касается морали, лучше всего процитировать старую русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй».

Анализ произведения

Считается, что сказка была написана, когда дочка Корнея Ивановича не хотела умываться. Благодаря «Мойдодыру» автор повлиял не только на своего ребенка, но и на множество других детей. На основе книги был сделан мультфильм, где наглядно показана необходимость соблюдения гигиены.

Краткий сюжет

Маленький мальчик не мог понять, что происходит, так как от него в страхе разбежались подушка, одеяло, книга, простынь, свечка. Даже пузатый самовар бросился наутек.

Вдруг из маминой спальни вышел грозный умывальник. Он стал мальчишку укорять в неряшливости, обозвал поросенком. Мойдодыр не видел ничего удивительного в том, что от такого грязнули сбежали ботинки и брюки. Он сравнил мальчика с трубочистом, сказал, что даже зверята умываются по утрам, а он никогда этого не делал. Тут же был созван клич.

Мальчик ужаснулся, бросился бежать, но мочалка не отставала от него. К счастью ребенка, мимо шел крокодил, который проглотил мочалку. Затем он увидел грязного мальчишку и сильно рассердился. Крокодил пригрозил, что ребенка ждет та же участь, если не будет соблюдать чистоту.

Мальчик испугался и бросился бежать домой. Он сразу умылся, стал чистым и опрятным. Сразу к нему вернулись все вещи, а пирожок даже сам полез в рот. В этот момент Мойдодыр уже не казался грозным и страшным, наоборот, он стал обнимать и целовать главного героя.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить план сжатого пересказа сказки. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Вещи разбежались.
  2. Непонятная ситуация.
  3. Появление Мойдодыра.
  4. Клич помощникам.
  5. Мальчик сбежал.
  6. Встреча с крокодилом и угроза от него.
  7. Чистый ребенок.
  8. Возвращение вещей.
  9. Мойдодыр прославляет чистоплотность.

Характеристика героев и основная мысль

В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят следующих действующих лиц:

  1. Мальчик — неряшливый и нечистоплотный ребенок.
  2. Мойдодыр — персонаж, который сначала выглядит грозным и важным, а потом становится добрым. Это огромный, требовательный и суровый умывальник.

Автор показал важность чистоты и гигиены. На примере мальчика видно, что с грязными и неряшливыми ребятами никто не дружит

Сказка учит:

  • чистоплотности;
  • аккуратности;
  • опрятности.

Необходимо самостоятельно следить за собой и своими вещами, чтобы все было чистым и опрятным

Важно поддерживать в порядке себя и свой дом. К этому произведению подходят следующие пословицы:

  1. Чистота — залог здоровья.
  2. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
  3. Чаще мойся, воды не бойся.

История создания

Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Волшебный магазин

Витя Петров был заядлым двоечником. Он ничего не хотел делать сам, списывал все у одноклассников, пользовался подсказками. Однажды ему поручили сделать стенгазету. Витя, как обычно, обратился за помощью к другу-отличнику Мише. Пока Миша был занят, Витя нашел книжку «Волшебные сказки» и начал читать ее. Неожиданно он очутился в магазине волшебных игрушек и познакомился там с магом-завмагом, который был главным в этом магазине. Завмаг предложил мальчику воспользоваться волшебными игрушками.

Первыми были волшебные краски. Они помогли нарисовать Вите стенгазету, но, когда уже стенгазету все увидели, Витя узнал, что в ней рассказывалось о его лени и о том, как он пропускает уроки. Расстроенный, мальчик вернул краски и взамен взял балалайку, которая заставляла всех плясать. Но в самый ответственный момент забыл волшебные слова, и балалайка издала лишь противный скрип. Следующим волшебным предметом стал мяч, который должен был помочь Вите поймать все мячи, стоя на воротах. Но опять же в силу забывчивости и нехватки времени на произнесение слов, Витя пропустил все мячи. Команда его школы проиграла. Одноклассники молча прошли в раздевалке мимо виновника проигрыша. Вернувшись в волшебный магазин, Витя понял, что волшебные игрушки не принесут ему радости. И решил делать все сам.

Отказавшись от любого волшебства, Витя очнулся в комнате у Миши. Все события, которые с ним происходили в волшебном магазине, ему приснились. Но теперь стенгазету Витя решил сделать сам. И получилось довольно неплохо, несмотря на ошибки. А после футбольного матча, где Витя пропустил только один матч, Витя был признан лучшим вратарем.

Анализ сказки Чуковского Мойдодыр

В сказке также борются добро и зло, представляющие грязь, нечисть и мусор.

Произведение появилось на свет, когда его младшая дочь не хотела мыть руки, автор так разозлился, что из уст пошли выбрасываться строки из этого стихотворения. Таким образом, Чуковский помог не только своему ребёнку, но и повлиял на воспитание многих других детей. Он убедительно искусно давал понять детям что неряшливость и не опрятность ни к чему хорошему не приведут в этой жизни.

История начинается с неряшливости одного мальчика, которого поочерёдно покидают все вещи, не стерпев его не чистого вида. А главный герой сказки Мойдодыр доходчиво объясняет причину побега «друзей», доказывая их правоту.

Крайним влиятельным действием Мойдодыра это прибегание к помощи бытовых предметов, чтобы они с силой взяли и почистили неряшу. Мальчик сломя голову бежит от них прочь, пока не встречает крокодила, грозящего его съесть, если как следует, не умоется. Это заставляет мальчика вернуться обратно к Мойдодыру, где после купания вещи мальчика возвращаются обратно, и в итоге звучит гимн чистоты.

Сказка драматургически правильно построена, имея в конце развязку-эпиолог, после чего выясняется мораль всей истории.

Мультипликация сказки даёт точное воображение того, что происходит в сказке, визуально оставляя след в подсознании детей, что положительно влияет на воспитательный процесс. Это и позволило ускорить детское восприятие сюжета, влияющее на психологические связи в мышлении ребёнка.

Автор заставил разум детей работать в их пользу и игровыми моментами дал волю фантазию ребёнка. Отказанный вещами ребёнок сильно обижается и бежит прочь, только ненависть крокодила заставляет разум окончательно пересмотреть ежедневную гигиену. Дети, почувствовав это в сказке, поневоле соглашаются подчиниться чистоте и порядку, где после кульминационного праздника мальчик награждается за принятое решение.

В этом году отмечается 140-летие со дня рождения автора.

«Чудо-дерево»
Чуковский мечтал о дереве, на котором растет обувь. Корней Иванович воспитывал четверых детей, и чуть ли не каждый месяц в семье возникала потребность в новых туфлях или сапогах.

– Чуковский был многодетным отцом. У него было два мальчика и две девочки. Вопрос с детской обувью стоял очень остро. И где-то в глубине души Корней Иванович мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь. Вот так и родилась сказка про чудо-дерево, – рассказывает Metro заведующая Детской библиотекой им. В.Г. Короленко Ирина Слепченко.

В этой сказке появляется и его младшая дочка – Мария Корнеевна, которую он ласково называл Мурочка.

– Мурочка – это не вымышленный персонаж. Сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь, которая посадила новое чудо-дерево, – добавляет Ирина Слепченко.

В 2022 году отмечается 140-летие со дня рождения Корея Чуковского.

Александра Заспа.

Фото:

«Мойдодыр»
Младшей дочери Чуковский посвятил не одно произведение. Знаменитый «Мойдодыр» был призван научить Мурочку умываться.  

– Будучи маленькой, она не хотела умываться, и у папы родились строчки: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам!» – продолжает эксперт.

«Муха-Цокотуха»
Эта сказка была написана Чуковским, что называется, на одном дыхании. В августе 1923 года, прогуливаясь по Петрограду, Корней Иванович вдруг ощутил небывалое вдохновение.

– Он вбежал в квартиру на Кирочной и бросился записывать строки. Исписал лист с обеих сторон и, не найдя больше бумаги, сорвал в коридоре полосу обоев и продолжил записывать строки на них. Когда по сюжету дело дошло до танцев в гостях у Мухи, он сам не выдержал и стал носиться по коридору из комнаты в кухню и танцевать, – рассказывает заведующая сектором культурных проектов БЦ «Охта» (Библиотека им. Маяковского) Александра Заспа. – Сам он потом писал, что эта сказка единственная, которую он сумел создать в один день, сгоряча и без оглядки.

«Муха-Цокотуха».

Александра Заспа.

Фото:

«Айболит»
Добрый доктор Айболит был списан с экстравагантного ветеринара доктора Дулиттла, героя книг английского писателя Хью Лофтинга. Идея сказки о враче, который отправляется в Африку лечить больных зверей, пришла Чуковскому во время поездки на Кавказ. «О, если я утону, если пойду я ко дну», – сочинил Чуковский, купаясь, и сразу выбежал на берег.

– На близлежащих камнях он стал записывать строки на мокрой папиросной коробке. Однако, когда писатель вернулся в Ленинград, работа над сказкой забуксовала. И ему предстояла долгая и тщательная работа над словом, поиск небанальных рифм, которые Чуковский не терпел, – говорит Александра Заспа.

«Доктор Айболит».

Александра Заспа.

Фото:

«Бармалей»
Африканского разбойника и пирата Корней Чуковский выдумал вместе со своим другом Мстиславом Добужинским.

– Этот образ родился во время неспешной совместной прогулки по Петроградской стороне. Приятели свернули на улицу Бармалееву и задались вопросом, откуда у нее такое необычное название. Чуковский стал вспоминать схожие фамилии в окружении одной из императриц, а Добужинский в шутку предложил, что Бармалей должен быть непременно кровожадным разбойником. Тут он достал этюдник и изобразил свирепого и усатого злодея, – объясняет сотрудница Библиотеки им. Маяковского.
Сказка была опубликована в 1925 году. Проиллюстрировал ее Добужинский.

«Телефон»
А главный персонаж сказки «Телефон» – сам Чуковский. Произведение было написано в непростой период жизни автора: из-за кучи навалившихся проблем он попросту не мог уснуть.

– Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Это реальные строчки из жизни самого Чуковского, – говорит Ирина Слепченко.

В 2022 году отмечается 140-летие со дня рождения Корея Чуковского.

Александра Заспа.

Фото:

«Путаница»
И эта сказка обязана своим появлением маленькой Мурочке. Восстание зверей, в котором вдруг утята захотели квакать, а воробей мычать, затеяла младшая дочка.      

– Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным лицом и крикнула ему: «Папа, ава – мяу!» – то есть сообщила, что собака вместо того, чтобы лаять, мяукает. Но папа ответил: «Нет, ава – гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава – мяу!» Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Эта игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница», – поясняет заведующая Детской библиотекой им. В.Г. Короленко. 

Приезд Айболита

Пока Айболит был в дороге, заболевшие животные сильно страдали и с нетерпением ждали появления своего спасителя. Гиппопотам постоянно смотрел в морскую даль в надежде увидеть плывущее судно с врачом. Больные зверята очень сердились, что его так долго нет.

В один из дней животные заметили в небе парящего орла и сидящего на его крыльях доктора, весело махающего им. Их радости не было предела, потому что у них возникла надежда на скорое выздоровление. Айболит приземлился на землю и начал осматривать заболевших зверей. Он ставил им градусники, щупал животы, давал сладости и угощал коктейлями.

Больше недели без отдыха доктор лечил животных. Он никого не оставил без собственного внимания, но не забывал и о себе. В итоге он одержал победу над заболеваниями, и его пациенты выздоровели. Они стали радоваться и смеяться, баловаться и прыгать. Гиппопотам незамедлительно начал прославлять врача так громко, что слышала вся Африка.

Что они нашли за потайной дверью

Каморка папы Карло находится под лестницей. Лестница ведет в Небесный мир, наверх, к Свету! «Но не мечтай о встрече с Богом, тьмы не испытав». Чтобы попасть в мир горний, нужно прежде опуститься на дно своей души, очистить ее и она, облегченная, поднимется вверх.

На часах в башне большая стрелка подошла к 12, а маленькая к 6: переход в шестой большой эон. На сцене была очень красивая декорация – Господь создал для нас мир красивым. В первой сцене прошли звери – ушло все звериное из человечества: из каждого человека в отдельности и из всей цивилизации в целом. Это и есть чистилище. На улице пошел дождь. Он смывал все старое, грязное, отжившее освобождая мир для нового, радостного, светлого.

Часы пробили шесть – начало новой эры. Новый театр приглашал всех желающих на новое свое представление.

Человечки победили всех своих врагов при помощи остроумия, смелости и присутствия Духа, а Карабас Барабас остался сидеть в луже под дождем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: