Белль «глазами клоуна»

Краткое содержание

Повествование идёт от лица Ганса Шнира, работающего клоуном. Ему 27 лет и не так давно он пережил тяжёлую травму — от него ушла любимая женщина, Мари. Кроме моральной боли Ганс испытывает физическую. На гастролях, изображая Чарли Чаплина, он серьёзно повредил колено.

В последнее время Шнир много выпивал из-за чего на работе были неприятности с начальством, денег едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Главный герой еле добрался домой, в квартиру, подаренную дедом, перекусил и стал обзванивать знакомых, у которых можно было одолжить деньги.

Обдумав все варианты, он звонит матери. Пока идут гудки, Ганс вспоминает своё детство: поддержка матерью национал-социалистов и смерть своей 16-летней сестры на фронте. Теперь его родительница сменила окраску, согласно духу времени, став общественной активисткой.

Собирая по крупицам воспоминания, Ганс вновь думает о Мари. Они стали встречаться и жить вместе совсем юными. Мари была религиозной. Добрачные сексуальные связи её тяготили, да, и карьера клоуна не приносила ощутимых дивидентов.

В конце концов, она вышла замуж за католика. Ганс звонит своему брату Лео, избравшего духовный сан. Он пытается что-нибудь узнать о Мари, но слышит лишь совет смириться с ударом судьбы. Через некоторое время с нм связывается агент по работе Цонерер.

Он обещает вновь его трудоустроить, если Ганс займётся собой и бросит пить. Неожиданно в гости приходит его отец. Альфонс Шнир, угольный магнат. Он интересуется, как обстоят дела у сына. Ганс просит помочь материально, чтобы пойти на тренировки для восстановления формы, но тот переводит разговор в другое русло.

Оставшись один, Ганс решает зарабатывать на жизнь уличным певцом. Он накладывает густо грим и выходит на улицу. Это всего лишь краткий пересказ романа Генриха Бёлля. Полностью читать его можно на нашем сайте.

Популярные сегодня пересказы

  • Бианки В. В. Бианки является известным детским русским писателем. Будущий детский мастер слова явился на свет 30.01.1894 года в городе Санкт-Петербург
  • Парадокс — краткое содержание книги Короленко История рассказывает про Яна Криштофа Залуского, калеку с рождения живущего без рук. Анатомия Криштофа Залуцкого весьма неказиста, он является человеком с большой головой и маленьким туловищем, узкими плечами.
  • Верный друг Санчо — краткое содержание книги Яковлева Главный герой – Санчо Родригес. Это подросток, который приехал из Южной Америки в Советский Союз. Его родители работают в международной фирме, которая поставляла сок.
  • Бедный Гнедко — краткое содержание сказки Одоевского Замечательнейшее творение «Бедный Гнедко», которое относится к жанру сказки, создано русским писателем Одоевским. Краткое содержание этого произведения представлено в данной статье.

«Глазами клоуна»: описание и анализ романа Белля

«Глазами клоуна» — роман Генриха Бёлля. Был завершен писателем и впервые опубликован в 1963 году, в Кельне. На русский язык переведен в 1964 году. Роман получил весьма резкие отзывы в западногерманской прессе; некоторые рецензенты даже утверждали, что Беллю пора «немного отдохнуть». То обстоятельство, что писатель был переводчиком бестселлера Д. Селинджера «Над пропастью во ржи» (где «глазами» подростка увидены нечестность взаимоотношений взрослых и не замечаемая ими прелесть мира), после выхода романа «Глазами клоуна», в котором главный герой-рассказчик в каком-то смысле тоже остается ребенком, дало повод обвинить Белля во вторичности. В действительности Белль и Селинджер уловили сквозные настроения эпохи «рассерженных молодых людей», ищущих альтернативу родительским ценностям. Однако воплощением этой темы не исчерпывается содержание романа Белля. Органичное сочетание тончайшей лирики и гротескной сатиры превращает «Глазами клоуна» в одну из самых сильных книг, написанных в Европе после войны.

Говоря о себе, Белль неоднократно делился ощущением, будто все им написанные вещи представляют собой единый текст. Его непрерывность создают константы беллевского отношения к миру, проявляющиеся в каждом фрагменте письма: ненавистью к насилию, сострадание к «маленькому человеку» (впрочем, «большие» люди здесь тоже малы и вызывают жалость), любовь к женщине и ребенку. Гуманизм, которому Белль учился у Диккенса и Достоевского, у него, немца военного поколения, всегда имеет горький привкус вины. Прошлое не заживает, и хотя минуло уже столько лет со смерти шестнадцатилетней сестры клоуна Ганса Шнира — Генриетты, отправленной собственной матерью «выполнять свой долг, чтобы выгнать жидовствующих янки с нашей священной немецкой земли», и с того дня, когда маленький Георг нечаянно взорвал себя фаустпатроном во время учений школьной группы гитлерюгенда, герой не может и не хочет забыть об этом.

Белль ставит своего героя в настоящую экзистенциальную ситуацию: Ганс Шнир (Ганс в немецком фольклоре — тип простака) в 21 год уходит из родительского дома, где его отец, «король бурого угля», подсчитывает миллионные прибыли, а мать, никогда не дававшая детям поесть досыта, по ночам крадется в кладовую и жадно глотает ветчину, разрывая куски руками (даже такие детали у Белля описаны с бесконечным терпением и нежностью к человеку). Шнир уходит, чтобы вести кочевую жизнь клоуна, автора пантомим, пародирующих политическую элиту, — трудную жизнь, в которой единственная точка опоры — это любовь Мари (родители отрекаются от Ганса, как от «невыгодного предприятия»). И когда клоун теряет Мари, не выдержавшую тяжести нужды и скитаний, выбравшую душевное и материальное равновесие «первой леди немецкого католицизма», — никто и ничто не может смягчить боль его утраты, сделать существование выносимым. В романе «Глазами клоуна», как и в более ранних своих произведениях, Белль близок к французской, «атеистической», ветви экзистенциализма.

Характерной особенностью беллевской манеры является то, что он почти никогда не ведет повествование от лица автора: роман «Глазами клоуна» представляет собой внутренний монолог Шнира, потерпевшего крах на сцене и вернувшегося в Бонн в поисках Мари. Шнир — не автобиографичен, но, безусловно, Белль передал ему многое из личного опыта.

«Глазами клоуна» — роман состояния. Собственно действие в нем продолжается немногим более трех часов и сводится к нескольким неудачным телефонным разговорам с просьбой о помощи, визиту отца и последней отчаянной попытке героя заработать денег — с гитарой и шляпой у вокзала. На этом небольшом временном отрезке в сознании героя разворачивается множество эпизодов прошлого, которые герой помнит так отчетливо и переживает так сильно, как будто они происходят в настоящем. В 1968 г. по роману «Глазами клоуна» в театре имени Моссовета был поставлен одноименный спектакль, не сходивший со сцены двадцать лет (исполнитель главной роли, постановщик и художник спектакля — Г. Бортников).

Популярные сегодня пересказы

  • Барышня-крестьянка — краткое содержание повести Пушкина События произведения разворачиваются в одной из дальних российских губерний, где в своих поместьях проживают соседи в лице русских баринов Ивана Петровича Берестова и Григория Иванович Муромского.
  • Анализ произведения Жизнь Клима Самгина Горького Жанровая направленность произведения представляет в виде романа-эпопеи, являющегося самым крупным, итоговым творением писателя, создававшимся на протяжении более десяти лет.
  • Краткое содержание стиха Необычайное приключение Маяковский Произведение «Необычайное приключение» принадлежит Владимиру Маяковскому. В этом нем описывается разговор великого русского поэта Владимира Маяковского с небесным светилом Солнцем.
  • Волшебное кольцо — краткое содержание русской народной сказки В одном сказочном царстве проживает мать и ее единственный сын по имени Семен. Семья живет в нищете, нося рваную одежду и питаясь чем придется. Единственное подспорье в их бедной жизни

Популярные сегодня пересказы

Деревья растут для всех — краткое содержание рассказа Астафьева Весной мальчик Витя заболел малярией. Его лечила бабушка. Она была деревенской знахаркой и знала много методов лечения от разных хворей и недугов. Бабушка лечила святой водой, молитвами, заговорами и травами
Картина — краткое содержание рассказа Гранина Лосев был председателем Лыковского горисполкома. Находясь в Москве, в которую он отправился по служебным делам, он решил посетить выставку живописи

Свое внимание Лосев остановил на картине,
Остаток дня — краткое содержание романа Исигуро В центре сюжета дворецкий по фамилии Стивенсон, который на протяжении практически всей жизни служил у одного человека, но вот обстоятельства меняются и он переходит к другому хозяину. Теперь в этом доме живет богатый американец
Граф Нулин — краткое содержание поэмы Пушкина Трубят рога: молодой поместный барин отправляется на осеннюю охоту, организованную по всем правилам, с псарями, борзыми

Он в чекмене, за кушаком турецкий нож, за пазухой фляга рому. Он доволен своим выездом и бросает жене

«Печальная клоунада главного героя романа Г Белля «Глазами клоуна»»

Г. Белль выбрал себе героя, который находился в положении одинокого судьи окружающего мира. Взгляд на мир «Глазами клоуна» — это взгляд на мир независимого писателя. Так как кто же, как не клоун, творческая личность, может сказать правду? Главного героя романа Г. Белля Ганса Шнира воспринимаешь как клоуна не только из-за рода его занятий. Именно так воспринимается единственный нормальный человек среди ошалевшего, сумасшедшего общества, которое играет в какую-то странную игру, которая слишком затянулась. Живя в добропорядочной семье немецких бюргеров, зажиточных и влиятельных людей, которые действуют не по принципам, не по велению сердца, а по каким-то хаотичным, непостоянным законам политической и социальной моды. Ганс все время выходит за «установленные рамки». В школе он не соглашается с толкованием «Песни о Нибелунгах», отказываясь принять ответ учителя только потому, что это официальная точка зрения. Полюбив девушку из бедной семьи, он идет по призыву своего сердца. Избирает профессию, которая шокирует родных, так как ощущает свое призвание к ней. Любит Марию больше, чем жизнь, но даже под угрозой разлуки с ней не может заставить себя выполнить католический обряд венчания. Готов простить любимую за то, что она бросила его, но будет считать ее мертвой, если она духовно предаст его с лицемерным святошей, у которого показное благочестие не может прикрыть неразборчивость в накоплении капитала, изменение политических взглядов.

Даже перед угрозой краха своей артистической карьеры, изгнания из общества, отказа родных в элементарной поддержке, перед угрозой одиночества и бедности он не будет изменять своим принципам.

Для Ганса порядочно появиться незваным на вечер к родной матери и набить карманы сигаретами, предназначенными для гостей, стараться одолжить денег у отцовской любовницы или петь куплеты на вокзале. Это намного порядочнее, чем, будучи лютеранами, на угоду бюргерам отдать сыновей в католическую школу.Это менее аморально, чем во имя фальшивого патриотизма в последние дни войны отправить на фронт (насмерть!) дочь-гимназистку, так как «каждый обязан сделать все возможное, чтобы прогнать с нашей священной немецкой земли пархатых янки», и потом даже не знать, где ее могила.

Это честнее, чем радушно принимать «своего человека» в доме — Шницлера, что выдает себя после войны, как борец движения сопротивления, пострадавшего от нацистов, хотя именно он настоял на том, чтобы отдать Ганса в нацистский Юнгфольк, а Генриетту — в «Союз немецких девушек». Герои романа легко изменяют свои взгляды и принципы, веру и убеждения. Терпимость окружающих к новым «ролям» друг друга для Ганса похожа на поведение жительниц домов разврата.

Все столкновенья Ганса с семьей и окружающими — это попытка человека сохранить свое достоинство и независимость, противостоять назойливым домогательствам мира, в котором он родился и который требует от него только одного: покорись! Он отчаянно упирается и все-таки попадает в трагическую зависимость от этого мира. Роман рассказывает о безвыходном одиночестве и страданиях Ганса Шнира, о трагической судьбе человека, который хотел быть собой, а стал жертвой господствующих условностей.

Клоун решает выступать на вокзале, петь под гитару. Им руководит не простое желание заработать на кусок хлеба — он ищет самовыражение. Это тоже способ бросить вызов обществу. Символично, что даже его грим — грим артиста — в тот вечер на улице не единственный: в городе карнавал, и все будто изменились…

Правда, Шнир-Клоун своей песней заставит их показать себя в истинном обличии. Такими, как он их видит. Глазами клоуна.

Смысл названия романа Г. Бёлля «Глазами клоуна»

Немецкий писатель Г. Бёлль (1917—1985) принадлежит к поколению писателей, которые заявили о себе сразу после окончания Второй мировой войны. Он входил в «Группу 47». Эти прозаики дали голос «немому поколению», опаленному огнем фашизма, на стороне которого они невольно оказались, огнем вины перед человечеством.

Бёлль был солдатом фюрера шесть лет. Поэтому он через всю жизнь пронес ответственность за преступления гитлеровского вермахта.

Во всех романах Бёлля, наряду с антивоенной, антифашистской темой, возникает тема отношения человека к религии. Сам Бёлль был верующим, католиком, но его понимание религии всегда отличалось от церковного. Для него вера — не система церковных запретов на службе у государства, а способ объединения людей. Эта тема особенно остро прозвучала в романе «Глазами клоуна» (1963).

Мы застаем героя романа Ганса Шнира в трудный момент его жизни: от него ушла любимая женщина, Мария. Это выбило у Ганса почву из-под ног. Он не может работать, а значит — остается без средств к существованию. Нужно время, чтобы этот талантливый клоун-самоучка пришел в себя, создал новый репертуар, снова поверил в свои силы. Много времени уйдет на тренировки, он должен на что-то жить. И вот он сидит в своей боннской квартире с единственной маркой в кармане и пытается достучаться до родных и друзей. При этом в разговорах и столкновениях перед нами прокручивается вся жизнь 27-летнего Шнира.

Некогда, вопреки воле родителей, Ганс выбрал профессию клоуна, а значит — добровольно встал на путь изгойства. Он — сын очень богатых родителей. Но при этом ложь, скупость, фарисейство, окружавшие мальчика с детства, вызывают у него отвращение. Он никогда не сможет простить матери того, что в 1945 году, когда все уже было практически кончено, она спокойно отправила на смерть старшую дочь Генриетту, красавицу и умницу. Чтобы не выглядеть в глазах других «пораженкой», она заставила дочь вступить в зенитные войска. Ганс никогда не сможет простить матери гибели сестры. Он не может забыть, как за случайную фразу едва не расстреляли 11-летнего мальчика. И продолжает видеть в уважаемом докторе Герберте Калике оголтелого вожака юных нацистов. Многое он видит не так, как окружающие. Может, оттого, что он — клоун, актер? На самом деле потому, что ему удалось остаться честным человеком, не желающим забывать того, что другие давным-давно похоронили в памяти. Ганс ведь помнит и то, что его скуповатый и ограниченный отец сумел в те страшные годы спасти мать его товарища, и до сих пор хранит в душе признательность.

Ганс — не просто профессионал-ремесленник, он — философ, его пантомимы на злобу дня не просто смешат, а заставляют людей задумываться, вглядываться в окружающий мир. Ганс не терпит критиков и разговоров на темы искусства, считая, что дело художника — творчество. Материал с сайта //iEssay.ru

Ганса возмущает фарисейство католиков, утверждающих, что жить с женщиной не обвенчавшись — грех. Это утверждение и уводит от него Марию, которая в юности готова была следовать за любимым хоть на край света. Истинная католичка и убежденный безбожник пять лет преданно любили друг друга, пока в дело не вмешались прелат Зоммервильд, Кинель и другие. Ганс — честный и чистый человек, он видит всю ложь и подлость католиков (даже если дело касается его родного брата Лео, решившего стать монахом). Все они приветствуют возвращение Марии в лоно церкви, а Ганс воспринимает ее уход как предательство. Ведь все, чего он добился в жизни, делалось под знаком Марии, при ее восхищенном участии. Мария ушла, контракт на выступления разорван. Все друзья готовы идти на поводу у католической группировки, чтобы сломить героя. Они спешат отомстить ему — за нравственную свободу, за нежелание и неумение играть по правилам, за то, что этот клоун видит их насквозь,

Ганс Шнир — потомок ироничных и злых шекспировских шутов. Только им было позволено говорить правду у подножия трона. Они глядели на своих господ непредвзято и не льстили им. Таковы были правила игры. Но Ганс Шнир не признает превосходства тех, кто покупал дорогие билеты на его выступления. Им не удается его приручить — скорее он будет петь на улицах, собирая подаяние в старую шляпу. И не отдаст за сытую жизнь права смотреть на мир собственными глазами — глазами свободного клоуна.

На этой странице материал по темам:

  • глазами клоуна реферат
  • очима клоуна мораль у творі, трагедія і фарс
  • анализ романа глазами клоуна
  • анализ одного романа глазами клоуна г. бёлля.
  • Анализ Цитаты из романа глазами клоуна

Книга: Глазами клоуна — Генрих Бёлль

А потом только и остается терпеть и уверять себя, что мучаемся не напрасно. «Поющие в терновнике» К. Макколоу

Хочется лечь лицом к стенке, забиться в уголок, чтобы никто не видел, никто не помешал думать, перематывать события этого одного дня, повторяя их снова и снова… Я увидела себя в глазах Ганса, маленькой и искаженной, но это все-таки я. Я увидела себя глазами Ганса, и от этого мне грустно. Во мне столько всего, присущего этому клоуну. Он не положительный персонаж, ему очень трудно сочувствовать, настолько его мысли и поступки далеки от идеального образа. Он даже вызывает презрение и брезгливость – своей слабостью, эгоистичностью, мелочностью, неспособностью правильно оценить свои поступки, неумением отпустить и простить… Его тяжело понять. Но почему же так больно. Так хочется его понять, принять, простить. Может быть потому, что он во мне?

Было так неприятно читать про его разговор с отцом, нет с папой, в Боннской квартирке на пятом этаже. Папа знает что лучше, знает, и мнение постороннего для него важнее, чем желания собственного сына. Пусть он хоть сто раз не прав. Но это ведь его жизнь. А помогать, сын, я буду только на моих условиях… Поэтому, даже триста марок ты от меня не получишь… Я ведь так страдаю, так страдаю, разве можно во время этого думать о каких-то там деньгах. Это же так корыстно.

Я, на самом деле, не увидела в Гансе ничего такого уж ужасного. Обычный человек со своими тараканами в голове. Не хуже меня самой. И даже, в общем-то, понимаю его нежелание расписываться, если его заставляют подписывать обязательство «воспитывать детей в католическом духе». Нет ничего хуже лицемерия и неискренности в вопросе веры. Как можно воспитать искрених католиков, если убеждения отца будут расходиться с этим самым «воспитанием»?

А еще, я бы очень хотела увидеть хотя бы один его номер. Тот, с постепенно тающими ключами… Или, на худой конец, послушала бы литанию деве Марии, под аккомпанемент гитары.

Кружится жизни Крахмальное кружево, Крошево вьюг. Кружится сцена, И круг её кружится, Клоунский круг. Кружатся, Как карусельные лошади, Дней жернова. Кружится сцена И паперть у площади И — голова… Люди, будьте серьёзней, И пока не нагрянули Чёрные дни, Покупайте воздушные, Красные, синие, розовые, Голубые шары. Наши надежды И наши желания — Зимние сны. Ах, набирайтесь Терпенья заранее, Ждите весны. Только весною В снегу обнаружится Горстка травы. Только весной Кто-то кружится, кружится — Без головы…

Свернуть

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: