Краткое содержание
В некотором царстве давным-давно жил «могучий царь, по имени Демьян Данилович». Было у него три сына: Клим, Петр и Иван. Царь очень гордился своим чудесным садом, в котором росла яблоня с золотыми яблочками. Однажды Демьян Данилович не досчитался яблочек и повелел своим сыновьям отыскать вора. В награду он пообещал выделить половину царства, а после своей смерти – и все царство.
Братья «уговорились Поочередно в сад ходить, и ночь не спать, и вора сторожить». Вот только Клим и Петр не выдержали, да и уснули на своем посту, и лишь Иван оставался всю ночь бодрым. Он заметил, как яблоней лакомилась Жар-птица. Царевич попытался было поймать волшебную птицу, но она вырвалась, оставив лишь перо.
Узнав об этом, царь Демьян решил «добыть Воровку яблок, чудную Жар-птицу». Он послал за ней сыновей, пообещав половину царства тому, кто ее достанет. По дороге Иван встретил Серого Волка, который съел его коня, но стал служить царевичу верой и правдой. Он привез Ивана к огражденному саду, в котором жила Жар-птица, но наказал ни в коем случае не трогать ее клетку.
Царевич позабыл о наставлении Серого Волка и взял клетку. Тут же «громкий поднялся звон, и сторожа проснулись, и в сад сбежались». Они привели Ивана к владельцу сада – царю Далмату. Тот согласился помиловать наглого вора, но только если тот приведет к нему коня Золотогрива, что принадлежал царю Афрону. Серый Волк привез Ивана к Афрону, и велел ни в коем случае не трогать уздечку коня. Иван ослушался его, и был пойман царскими стражниками. Афрон пообещал никому не рассказывать о краже, если Иван привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма.
Серый Волк выкрал из царских чертогов Елену Прекрасную и путем превращений сделал так, что у Ивана осталась и полюбившаяся ему царевна, и Золотогрив, и Жар-птица. На прощание волк дал царевичу совет: «Будь осторожен, люди злы; и братьям родным не верь». Клим и Петр, увидав, с какими сокровищами вернулся Иван, из зависти убили младшего брата.
Спас Ивана верный Серый Волк, который оживил его при помощи живой и мертвой воды. Он предупредил царевича, что в последний раз служит ему. Волк рассказал, что братья его мертвы, а Золотогрив, Жар-птица и Елена Прекрасная похищены Кощеем. Тайна смерти Кощея была известна лишь Бабе-Яге, и друзья отправились к ней. По дороге Иван хитростью раздобыл у леших скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку.
От Бабы-Яги Иван узнал, что смерть Кащея надежно спрятана: «на острове великом на Буяне есть старый дуб; под этим старым дубом Зарыт сундук, окованный железом; в том сундуке лежит пушистый заяц; в том зайце утка серая сидит; а в утке той яйцо; в яйце же смерть Кощеева».
Ивану Царевичу удалось преодолеть все преграды на своем пути: победить Кощея, вызволить Елену Прекрасную и вернуться в родное царство. Он обвенчался с Еленой и после смерти отца взошел на престол. Серый Волк стал жить во дворце и пользоваться большим почетом. Он «нянчился с его детьми, сам, как дитя, резвился с ними», выучил их грамоте, давал ценные наставления. Вскоре после смерти Ивана Демьяновича, скончался и его верный друг и соратник Серый Волк.
Краткое содержание
У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.
Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.
Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.
Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.
Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.
Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.
***
— Ну, — говорит Иван Быкович, — совсем пропала! — Потом вспомнил: — Ах, ведь у меня есть товарищи. Эй, старички-молодцы! Кто из вас звездочет?— Я, батюшка! Мое дело ребячье, — отвечал старик, ударился оземь, сделался сам звездою, полетел нá небо и стал считать звезды; одну нашел лишнюю и ну толкать ее! Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась пó небу, упала на корабль и обернулась царицею золотые кудри.
Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» — думает Иван Быкович, да вспомнил про последнего старичка и стал его спрашивать:— Ты, что ль, горазд ершом плавать?— Я, батюшка, мое дело ребячье! — ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукою и давай ее под бока колоть.
Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею золотые кудри.
Тут старички с Иваном Быковичем распростились, по своим домам пустились; а он поехал к Чудо-юдову отцу.
Приехал к нему с царицею золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих богатырей, велел принести вилы железные и поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на царицу и говорит:— Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на белый свет отпущу.— Нет, погоди, — отвечает Иван Быкович, — не подумавши сказал!— А что?— Да у меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка; кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет!— Ладно, Ванюша! Ступай ты наперед.
Иван Быкович пошел по жердочке, а царица золотые кудри про себя говорит: «Легче пуху лебединого пройди!»
Иван Быкович прошел — и жердочка не погнулась; а старый старик пошел — только на середину ступил, так и полетел в яму.
Иван Быкович взял царицу золотые кудри и воротился домой; скоро они обвенчались и задали пир на весь мир. Иван Быкович сидит за столом да своим братьям похваляется:— Хоть долго я воевал, да молодую жену достал! А вы, братцы, садитесь-ка на печи да гложите кирпичи!
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помочá. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Семь Симеонов
У старичка рождаются в один день семь сыновей, их всех называют Симеонами. Когда Симеоны остаются сиротками, они выполняют всю работу в поле. Царь, проезжая мимо, видит работающих в поле малых детей, подзывает их к себе и расспрашивает. Один из них говорит, что хочет быть кузнецом и сковать огромный столб, другой — смотреть с этого столба, третий быть корабельным плотником, четвёртый — кормчим, пятый — прятать корабль на дно моря, шестой — доставать его оттуда, а седьмой — быть вором. Желание последнего царю не нравится. Симеонов отдают в науку. Через время царь решает посмотреть на их умения.
Кузнец сковал огромный столб, брат залез на него и увидел в дальней стране Елену Прекрасную. Другие братья продемонстрировали своё корабельное искусство. А седьмого — Симеона-вора — царь хочет повесить, но он берётся украсть для него Елену Прекрасную. Все семь братьев едут за царевной. Вор наряжается купцом, дарит царевне кошку, которых в той земле не водится, показывает ей дорогие ткани и уборы и обещает показать необыкновенный камень, если Елена придёт на корабль.
Старичок в лодке
Подъезжает к нему старичок в лодке: «Батюшка Иван Быкович, много лет тебе здравствовать! Прими меня в товарищи». – «А ты что умеешь?» – «Умею, батюшка, хлеб есть». Иван Быкович сказал: «Фу, пропасть! Я и сам на это горазд; однако садись на корабль, я добрым товарищам рад». Подъезжает в лодке другой старичок: «Здравствуй, Иван Быкович! Возьми меня с собой». – «А ты что умеешь?» – «Умею, батюшка, вино-пиво пить». – «Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль». Подъезжает третий старичок: «Здравствуй, Иван Быкович! Возьми и меня». – «Говори: что умеешь?» – «Я, батюшка, умею в бане париться». – «Фу, лихая те побери! Эки, подумаешь, мудрецы!» Взял на корабль и этого; а тут еще лодка подъехала; говорит четвертый старичок: «Много лет здравствовать, Иван Быкович! Прими меня в товарищи». – «Да ты кто такой?» – «Я, батюшка, звездочет». – «Ну, уж на это я не горазд; будь моим товарищем». Принял четвертого, просится пятый старичок. «Прах вас возьми! Куды мне с вами деваться? Сказывай скорей: что умеешь?» – «Я, батюшка, умею ершом плавать». – «Ну, милости просим!»
Вот поехали они за царицей золотые кудри. Приезжают в невиданное царство, небывалое государство; а там уже давно сведали, что Иван Быкович будет, и целые три месяца хлеб пекли, вино курили, пиво варили. Увидал Иван Быкович несчетное число возов хлеба да столько же бочек вина и пива; удивляется и спрашивает: «Что б это значило?» – «Это все для тебя наготовлено». – «Фу, пропасть! Да мне столько в целый год не съесть, не выпить». Тут вспомнил Иван Быкович про своих товарищей и стал вызывать: «Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас пить-есть разумеет?» Отзываются Объедайло да Опивайло: «Мы, батюшка! Наше дело ребячье». – «А ну, принимайтесь за работу!» Подбежал один старик, начал хлеб поедать: разом в рот кидает не то что караваями, а целыми возами. Все приел и ну кричать: «Мало хлеба; давайте еще!» Подбежал другой старик, начал пиво-вино пить, всё выпил и бочки проглотил: «Мало! – кричит. – Подавайте еще!» Засуетилась прислуга, бросилась к царице с докладом, что ни хлеба, ни вина недостало.
А царица золотые кудри приказала вести Ивана Быковича в баню париться. Та баня топилась три месяца и так накалена была, что за пять верст нельзя было подойти к ней. Стали звать Ивана Быковича в баню париться; он увидал, что от бани огнем пышет, и говорит: «Что вы, с ума сошли? Да я сгорю там!» Тут ему опять вспомнилось: «Ведь со мной товарищи есть! Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас умеет в бане париться?» Подбежал старик: «Я, батюшка! Мое дело ребячье». Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул – вся баня остыла, а в углах снег лежит. «Ох, батюшки, замерз, топите еще три года!» – кричит старик что есть мочи. Бросилась прислуга с докладом, что баня совсем замерзла; а Иван Быкович стал требовать, чтоб ему царицу золотые кудри выдали. Царица сама к нему вышла, подала свою белую руку, села на корабль и поехала.
Вот плывут они день и другой; вдруг ей сделалось грустно, тяжко – ударила себя в грудь, оборотилась звездой и улетела на небо. «Ну, – говорит Иван Быкович, – совсем пропала!» Потом вспомнил: «Ах, ведь у меня есть товарищи. Эй, старички-молодцы! Кто из вас звездочет?» – «Я, батюшка! Мое дело ребячье», – отвечал старик, ударился оземь, сделался сам звездою, полетел на небо и стал считать звезды; одну нашел лишнюю и ну толкать ее! Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась по небу, упала на корабль и обернулась царицею золотые кудри.
Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» – думает Иван Быкович, да вспомнил про последнего старичка и стал его спрашивать: «Ты, что ль, горазд ершом плавать?» – «Я, батюшка, мое дело ребячье!» – ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукою и давай ее под бока колоть. Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею золотые кудри.
Тут старички с Иваном Быковичем распростились, по своим домам пустились; а он поехал к чудо-юдову отцу.
Короткий пересказ «Иван»
Краткое содержание «Иван» Богомолов:
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.
Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее».
Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи.
Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.
Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге.
Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…».
А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается.
Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.
Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику.
Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.
В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Это интересно: повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Сотникова» по главам. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны.
Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.
Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.
Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.
История создания и образ
Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.
Иван-дурак
Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.
Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.
Иван-дурак на печи
Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.
Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.
Иванушка-дурачок
Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).
Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.
Рога
Старик отдаёт своего сына, которого зовут Мартышка, в солдаты. Ученье Мартышке не даётся, и его дерут розгами. И вот Мартышке снится, что если он сбежит в иное королевство, то найдёт там однозолотные карты, которыми всякого обыграешь, и кошелёк, из которого деньги не убывают, хоть гору золота высыпь.
Сон сбывается. С картами и кошельком в кармане Мартышка приходит в трактир и затевает драку с маркитантом. Прибегают генералы — они возмущены поведением Мартышки. Правда, увидев его богатство, генералы меняют своё мнение. Они играют с Мартышкой в карты, он обыгрывает их, но весь свой выигрыш отдаёт им обратно. Генералы рассказывают своему королю о Мартышке. Король приезжает к Мартышке и тоже играет с ним в карты. Мартышка, выиграв, и королю отдаёт свой выигрыш обратно.
Король делает Мартышку главным министром и строит для него трёхэтажный дом. Мартышка в отсутствие короля три года правит королевством и делает много добра для простых солдат и нищей братии.
Дочь короля Настасья зовёт Мартышку в гости. Они играют в карты, а потом за трапезой Настасья-королевна подносит ему рюмку «усыпающего зелья». Затем отбирает у спящего Мартышки карты и кошелёк и велит бросить его в навозную яму. Проснувшись, Мартышка выбирается из ямы, надевает своё старое солдатское платье и уходит из королевства. По дороге он встречает яблоню, ест яблоко, и у него вырастают рога. Берет яблоко с другого дерева, и рога отпадают. Тогда Мартышка набирает яблок обоих сортов и возвращается в королевство.
Морской царь и Василиса Премудрая
Царь путешествует по чужим землям, а тем временем дома у него рождается сын Иван-царевич. Когда царь пьёт воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность.
Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. Царевичу встречается старушка, которая объясняет ему, что он отдан морскому царю. Старушка советует Ивану-царевичу дождаться на берегу появления тринадцати голубиц — прекрасных девиц и у последней, тринадцатой, похитить сорочку. Царевич слушается совета. Прилетают голубицы, оборачиваются девицами и купаются. Потом они улетают, остаётся лишь младшая, у которой царевич и крадёт сорочку. Это Василиса Премудрая. Она даёт царевичу колечко и указывает дорогу в морское царство, а сама улетает.
Царевич приходит в морское царство. Царь морской повелевает ему засеять огромную пустошь и вырастить там рожь, а если царевич не сделает этого, то будет казнён.
Иван-царевич рассказывает о своей беде Василисе. Она велит ему ложиться спать, а своим верным слугам приказывает все сделать. Наутро рожь уже высока. Царь даёт Ивану-царевичу новое задание: обмолотить за ночь триста скирдов пшеницы. Ночью Василиса Премудрая приказывает муравьям выбрать зерно из скирдов. Затем царь приказывает царевичу возвести за ночь церковь из чистого воску. Василиса повелевает пчёлам выполнить и это. Тогда царь позволяет Ивану-царевичу жениться на любой из своих дочерей.
Иван-царевич женится на Василисе Премудрой. Через какое-то время он признается жене, что ему хочется на святую Русь. Василиса плюёт в три угла, запирает свой терем и убегает с мужем на Русь. Посланцы от морского царя приходят звать молодых во дворец. Слюнки из трёх углов отвечают им, что ещё рано. В конце концов посланники ломают дверь, а в тереме пусто.
Морской царь снаряжает погоню. Василиса, заслышав погоню, превращается в овечку, а мужа превращает в пастуха Посланники не узнают их и возвращаются обратно. Морской царь посылает новую погоню. Теперь Василиса превращается в церковь, а царевича превращает в попа. Погоня возвращается обратно. Морской царь сам пускается вдогонку. Василиса превращает лошадей в озеро, мужа — в селезня, а сама оборачивается уточкой. Морской царь узнает их, становится орлом, но не может убить селезня и уточку, потому что они ныряют.
Приезжают молодые в царство Ивана-царевича. Царевич хочет доложиться отцу-матери и просит Василису подождать его в лесочке. Василиса предупреждает, что царевич забудет ее. Так оно и происходит.
Василиса нанимается в работницы к просвирне. Она лепит из теста двух голубков, которые летят во дворец к царевичу и бьются в окна. Царевич, увидев их, вспоминает о Василисе, находит ее, приводит к отцу-матери, и все живут вместе.