Краткое содержание:
Перед смертью царь наказал сыну Ивану присматривать за дочками и отдать замуж за того, кто посватается первым. Иван-царевич так и сделал. Сестру Марью забрал в свое царство прилетевший Сокол и превратившийся в доброго молодца. Через год в горнице появился Орел, полюбившийся Ольге. Она отправилась за мужем в его царство-государство. А вскоре и Анна-царевна покинула отчий дом, когда посватался к ней Ворон.
Остался Иван-царевич один и заскучал. Решил проведать сестер и отправился к ним в гости. По дороге встретилась ему на поле побитая рать. Выживший человек рассказал, что войско погибло от рук Марьи Моревны. Молодец отправился дальше. Встретил на пути лагерь Марьи Моревны, вышла ему навстречу прекрасная королевна. Пригласила в гости. Полюбили друг друга, он и женился на ней.
Живут в мире и достатке, но захотела Марья на войну отправиться. Оставила мужа управлять хозяйством и наказала в один чулан ни под каким предлогом не заглядывать. Не выдержал Иван-царевич и открыл запретную дверь. А там – на 12 цепях висит Кощей Бессмертный, десять лет без воды и еды страдает. Сжалился молодец, дал воды напиться. После третьего ведра Кощей сбросил оковы и полетел вслед за женой Ивана-царевича.
Догнал царевну и унес в свои чертоги. Иван отправился спасать жену. На третий день пути попал в царство Сокола, где встретился с одной из своих сестер. Погостил немного у них, потом собрался в путь. Сокол попросил оставить на память серебряную ложку. Дальше встретился в богатом дворце с Орлом и сестрой Ольгой. Долго гостить он не мог, стал в дорогу собираться. Попросил Орел подарить серебряную вилку на память. В доме сестры Анны и Ворона он оставил дорогую табакерку из серебра.
Добрался Иван-царевич до своей жены и похитил ее. Догнал их Кощей, отнял царевну и умчался в свои чертоги. Дважды похищал молодец девушку, но безуспешно, а в третье похищение Кощей и царевича погубил — изрубил, сложил его останки в бочку и выбросил в море.
Сокол, Орел и Ворон заметили, что серебро почернело – значит, с Иваном приключилась беда. Отправились искать царевича. Выловили из морской пучины бочку, сбрызнули тело сначала мертвой, а потом живой водой. Царевич ожил. Примчался тайно к жене и попросил узнать, откуда у злодея такой сильный конь, что каждый раз настигает их.
Выбрала Марья Моревна удобный момент и узнала тайну. Кощей получил жеребеночка в подарок от Бабы Яги за верную службу. Тогда решил и Иван-царевич навестить Бабу Ягу, чтобы добыть такого же богатырского коня. Через горящую реку перебраться живым и невредимым сложно, но похищенный у Кощея волшебный платок помог молодцу. Взмахнул им три раза направо – появился высоченный мост, до которого огонь не достает. Вот опасная преграда уже позади.
Долго ехал, устал и сильно проголодался. Хотел голод утолить цыпленком, но заморская птица молила о пощаде и пообещала помочь. Мед из лесного улья пчелиная матка отговорила трогать, также пожалел царевич и детеныша у львицы – не стал его убивать.
Добрался молодец до Бабы Яги, попросил волшебного коня. Старуха пообещала отдать, если он три дня сможет упасти табун кобылиц и не растерять их. А если хоть одна исчезнет – не уберечь ему головы.
С утра выпустили кобылиц в чисто поле, они вмиг разбежались по лугам и лесам. Загоревал царевич – не собрать ему табун. Не заметил, как уснул и проспал до вечера. Когда солнце село, заморская птица его разбудила, велела возвращаться к хозяйке. Все кобылицы на месте. Баба Яга ругает их, зачем вернулись, а они жалуются, что стаи птиц им чуть глаза не выклевали. На другой день на помощь Ивану пришли звери от благодарной львицы, а на третий хозяйка приказала им зайти в воду. Налетевшие пчелы жалили кобылиц до крови, выгнали их из моря домой. Одна из пчел шепнула молодцу, чтобы он забрал из конюшни слабого и больного жеребенка. Так и сделал царевич да скорее покинул эти места. Полетела вдогонку ведьма, вот и мост через реку. Только он был очень тонкий, потому что Иван, переехав через мост, сделал два маха платком влево. Мост рухнул под Бабой-ягой, злодейка погибла.
Иван откормил больного жеребенка и приехал за любимой женой на сильном и красивом жеребце. Напрасно надеялся вернуть пленницу Кощей, бросившись за ней в погоню. Догнал он царевича и царевну, но добрый конь царевича ударил копытом злодея в голову. Тут и помер Кощей.
Иван-царевич с женой поехали сначала в гости к сестрам, а потом в свое царство. И жили они долго и счастливо.
Краткое содержание:
Перед смертью царь наказал сыну Ивану присматривать за дочками и отдать замуж за того, кто посватается первым. Иван-царевич так и сделал. Сестру Марью забрал в свое царство прилетевший Сокол и превратившийся в доброго молодца. Через год в горнице появился Орел, полюбившийся Ольге. Она отправилась за мужем в его царство-государство. А вскоре и Анна-царевна покинула отчий дом, когда посватался к ней Ворон.
Остался Иван-царевич один и заскучал. Решил проведать сестер и отправился к ним в гости. По дороге встретилась ему на поле побитая рать. Выживший человек рассказал, что войско погибло от рук Марьи Моревны. Молодец отправился дальше. Встретил на пути лагерь Марьи Моревны, вышла ему навстречу прекрасная королевна. Пригласила в гости. Полюбили друг друга, он и женился на ней.
Живут в мире и достатке, но захотела Марья на войну отправиться. Оставила мужа управлять хозяйством и наказала в один чулан ни под каким предлогом не заглядывать. Не выдержал Иван-царевич и открыл запретную дверь. А там – на 12 цепях висит Кощей Бессмертный, десять лет без воды и еды страдает. Сжалился молодец, дал воды напиться. После третьего ведра Кощей сбросил оковы и полетел вслед за женой Ивана-царевича.
Догнал царевну и унес в свои чертоги. Иван отправился спасать жену. На третий день пути попал в царство Сокола, где встретился с одной из своих сестер. Погостил немного у них, потом собрался в путь. Сокол попросил оставить на память серебряную ложку. Дальше встретился в богатом дворце с Орлом и сестрой Ольгой. Долго гостить он не мог, стал в дорогу собираться. Попросил Орел подарить серебряную вилку на память. В доме сестры Анны и Ворона он оставил дорогую табакерку из серебра.
Добрался Иван-царевич до своей жены и похитил ее. Догнал их Кощей, отнял царевну и умчался в свои чертоги. Дважды похищал молодец девушку, но безуспешно, а в третье похищение Кощей и царевича погубил — изрубил, сложил его останки в бочку и выбросил в море.
Сокол, Орел и Ворон заметили, что серебро почернело – значит, с Иваном приключилась беда. Отправились искать царевича. Выловили из морской пучины бочку, сбрызнули тело сначала мертвой, а потом живой водой. Царевич ожил. Примчался тайно к жене и попросил узнать, откуда у злодея такой сильный конь, что каждый раз настигает их.
Выбрала Марья Моревна удобный момент и узнала тайну. Кощей получил жеребеночка в подарок от Бабы Яги за верную службу. Тогда решил и Иван-царевич навестить Бабу Ягу, чтобы добыть такого же богатырского коня. Через горящую реку перебраться живым и невредимым сложно, но похищенный у Кощея волшебный платок помог молодцу. Взмахнул им три раза направо – появился высоченный мост, до которого огонь не достает. Вот опасная преграда уже позади.
Долго ехал, устал и сильно проголодался. Хотел голод утолить цыпленком, но заморская птица молила о пощаде и пообещала помочь. Мед из лесного улья пчелиная матка отговорила трогать, также пожалел царевич и детеныша у львицы – не стал его убивать.
Добрался молодец до Бабы Яги, попросил волшебного коня. Старуха пообещала отдать, если он три дня сможет упасти табун кобылиц и не растерять их. А если хоть одна исчезнет – не уберечь ему головы.
С утра выпустили кобылиц в чисто поле, они вмиг разбежались по лугам и лесам. Загоревал царевич – не собрать ему табун. Не заметил, как уснул и проспал до вечера. Когда солнце село, заморская птица его разбудила, велела возвращаться к хозяйке. Все кобылицы на месте. Баба Яга ругает их, зачем вернулись, а они жалуются, что стаи птиц им чуть глаза не выклевали. На другой день на помощь Ивану пришли звери от благодарной львицы, а на третий хозяйка приказала им зайти в воду. Налетевшие пчелы жалили кобылиц до крови, выгнали их из моря домой. Одна из пчел шепнула молодцу, чтобы он забрал из конюшни слабого и больного жеребенка. Так и сделал царевич да скорее покинул эти места. Полетела вдогонку ведьма, вот и мост через реку. Только он был очень тонкий, потому что Иван, переехав через мост, сделал два маха платком влево. Мост рухнул под Бабой-ягой, злодейка погибла.
Иван откормил больного жеребенка и приехал за любимой женой на сильном и красивом жеребце. Напрасно надеялся вернуть пленницу Кощей, бросившись за ней в погоню. Догнал он царевича и царевну, но добрый конь царевича ударил копытом злодея в голову. Тут и помер Кощей.
Иван-царевич с женой поехали сначала в гости к сестрам, а потом в свое царство. И жили они долго и счастливо.
«Царевна-Лягушка» очень краткое содержание
Русская народная сказка «Царевна-Лягушка» краткое содержание для читательского дневника:
Жил однажды царь с тремя сыновьями. Выросли дети, собрал их отец, и предупредил он их, что настало время обзаводиться семьёй. Для того, чтобы сделать свой выбор, царь предложил сыновьям пустить стрелу. Куда стрела попадёт, там и жена ждёт.
Старший сын взял в жёны боярыня, среднему досталась купчиха. А младшему, Ивану, так как его стрела упала на болото, пришлось жениться на лягушке. В процессе жизни его суженая оказалась умелой рукодельницей, прекрасной ткачихой, а также доброй и мудрой Василисой. Не знал Иван, что под обликом лягушки скрывается нежная девушка.
Однажды царь сообщил сыновьям, что во дворце будет устроен грандиозный пир. Он также выразил свои пожелания видеть все супружеские пары. После того, как Иван впервые увидел свою жену не в её привычном облике, он оторопел от удивления. Он со всех ног бросился домой и сжёг зелёную шкуру. Он совершил большую ошибку. Василиса тут же превратилась в белую птицу и улетела во владения самого Кощея.
Иван отправился за ней следом. Шёл он по дремучему лесу, проголодался. Хотел было поохотиться, но звери, встречавшиеся на его пути, так просили оставить их в живых, что Иван-Царевич, так никого и не поймал. Даже щуку, которая лежала на берегу, и почти задыхалась, он бросил в море.
Баба Яга рассказала доброму молодцу, что смерть кощея находится на конце иглы. Но чтобы до неё добраться, нужно сначала отыскать дуб.
Добравшись до неприступного царства кощея, Иван увидел огромный сундук на ветвях раскидистого дерева. Медведь, которого он не убил, одним махом свалил сундук. Из него выбежал заяц, за которым погнался другой длинноухий. Он тоже просил его не убивать.
Точно также была поймана и утка, из которой выпало яйцо прямо в море. Благодарная щука вынесла яйцо, в котором оказалась игла. Иван Царевич отломил ушко, и замок кощея рухнул. Василиса была свободна, и радостно обняла мужа.
Сказка учит тому, что любое стремление с добрыми намерениями приносит успех.
Марья Моревна в сказках
О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.
Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.
Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.
Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.
Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате . Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.
Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.
Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.
Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.
Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.
Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.
Падение из Эдема
В Ветхом Завете описано падение человечества, в лице Адама и Евы, из Эдема – духовного мира, где наши прапредки были в тонкоматериальном состоянии, в физический мир, мир твердых форм. Очень хорошо это преображение можно отследить по трем состояниям воды: газообразное — пар, жидкое — вода и твердое – снег, лед.
Мы уже знаем, что человек состоит из Духа, Души и Тела. Материя всех составляющих человека тел одна: Отец наш Небесный создал Вселенную и все, что в ней, из Себя. Почему же все такое разное? Да все дело в частотных состояниях: молекулы льда – жесткая молекулярно – кристаллическая решетка (соответствует нашему физическому миру), пригрело солнышко – связь между молекулами льда ослабевает, молекулы становятся более подвижными – вода (соответствует миру нашей души – тонкоматериальному), при более сильном нагреве молекулы еще отдаляются друг от друга – пар (мир духа). И получается, что материя наших «кожаных одежд» отличается от того состояния, в котором находился Адам в Эдеме, лишь частотой. А частота состояния материи зависит от чистоты наших эмоций и помыслов, от искренности чувств, идущих из сердца. Наигранность не меняет состояния материи: «быть или казаться» — «да – да, нет – нет, все остальное от лукавого» (Новый Завет).
«Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна»
.Царь – Дух, царица – материя земли. В кожаных одеждах мы перестали слышать голос Духа в себе. Он как бы уехал далеко.
..« Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля, Вся белешенька земля».
Холодно, холодно на земле без Отцовской любви. Выпав из Эдема, мы оказались в холодном застывшем мире.
Морозко
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется. В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Продолжение после рекламы:
Главные герои
1) Царевна – дочь царя и его умершей первой жены. Красивая, добрая, спокойная, работящая девушка.
2) Царица – вторая жена царя, мачеха царевны, красивая, коварная, самовлюблённая женщина.
3) Чернавка – служанка царицы-мачехи. Не желает зла царевне, но вынуждена выполнить приказ царицы.
4) Королевич Елисей – жених царевны, в поисках возлюбленной обращается за помощью к силам природы.
5) Семь богатырей – сильные, смелые, справедливые братья. Живут в тереме, ведут общее хозяйство.
Читайте по теме:
Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.
Образец оформления читательского дневника для 1 класса
Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса
Гуси-лебеди
Родители уходят на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка сажает братца под окошком, а сама бежит на улицу. Гуси-лебеди тем временем уносят братца на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей. По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается. Она встречает ёжика, который указывает ей дорогу. Приходит к избушке на курьих ножках, заглядывает туда — а там Баба Яга и братец. Девочка уносит братца, а гуси-лебеди летят за нею в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом ее прячет яблонька, причём приходится девочке поесть лесного яблочка, затем она прячется в печке и ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, а тут как раз отец с матерью приходят.
Брифли существует благодаря рекламе:
Вариант 3
Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.
Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.
Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.
Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.
Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.
Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.
Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!
Экранизации
Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял , а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.
В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.
- В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
- Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
- Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».
Не ходи в чулан
Он не вытерпел, как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича:
— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
— Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!
Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — и страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе. А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:
— Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!
Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Ах, шурин мой любезный! Как тебя Господь милует?
Выбежала Марья-царевна, ветрела Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них царевич три дня и говорит:
— Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.
— Трудно тебе сыскать ее, — отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на нее смотреть, про тебя вспоминать.
План для пересказа
Коротко в аннотации можно сказать, что в сказке описаны приключения князя Гвидона, который чудом спасся от смерти, вырос красивым смельчаком и взял в жёны царевну Лебедь. Более последовательно пересказать книгу поможет ребятам следующий план:
- Разговор трёх сестёр.
- Женитьба на младшей сестрице.
- Заговорщицы.
- Обманутый царь Салтан.
- Путешествие в бочке по морю.
- Чудо-остров.
- Спасение царевны Лебедь.
- Гвидон — князь.
- Посещение города корабельщиками.
- Князь превращается в комара.
- Чародейка-белочка.
- Превращение в муху.
- Тридцать три морских богатыря.
- Чудо-шмель.
- Появление царевны Лебедь.
- Приезд Салтана.
- Пир на весь мир.
Иван Быкович
У царя и царицы нет детей. Им снится, что царица забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три молодца на одно лицо.
Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех… Молодцы находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.
Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.
Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край — нужно спешить на помощь.
Продолжение после рекламы:
Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы — пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется с чудом-юдом.
После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.
Ведьминому мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану Быковичу привезти царицу — золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один — Объедайло, другой — Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый — звездочёт, пятый ершом плавает. Все вместе едут к царице — золотые кудри. Там, в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение, остудить раскалённую баню.
Царица уезжает с Иваном Быковичем, но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок, который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.
Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице — золотые кудри и задаёт свадебный пир.
Брифли существует благодаря рекламе:
Марья Моревна
У Ивана-царевича три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна и Анна-царевна. Когда родители у них умирают, брат выдаёт сестёр замуж: Марью за сокола, Ольгу за орла, а Анну за ворона.
Иван-царевич едет навестить сестёр и встречает в поле огромную рать, кем-то разбитую. Один из оставшихся в живых объясняет: это войско разбито Марьей Моревной, прекрасной королевной. Иван-царевич едет дальше, встречает Марью Моревну, гостит у неё в шатрах. Затем женится на королевне, и они едут в ее государство.
Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит — а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну. Муж едет искать ее.
По дороге Иван-царевич встречает дворцы сокола, орла и ворона. Он гостит у зятьёв, оставляет им на память серебряную ложку, вилку, нож. Добравшись до Марьи Моревны, Иван-царевич два раза пытается увезти жену домой, но оба раза Кощей на быстром коне догоняет их и отбирает Марью Моревну. На третий раз он убивает Ивана-царевича и тело его разрубает на куски.
Реклама:
У зятьёв Ивана-царевича чернеет подаренное серебро. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.
Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.
Иван-царевич идёт к Бабе Яге. По дороге он, хоть и голоден, из жалости не ест птенчика, львёнка и даже пчелиного мёда, чтобы не обидеть пчёл. Царевич нанимается к Бабе Яге пасти ее кобылиц Уследить за ними невозможно, но птицы, львы и пчелы помогают царевичу.
Иван-царевич крадёт у Бабы Яги паршивого жеребёнка (на самом деле это богатырский конь). Баба Яга пускается в погоню, но тонет в огненной реке.
На своём богатырском коне Иван-царевич и увозит Марью Моревну. Кощей догоняет их. Царевич вступает с ним в бой и убивает его.
Иван-царевич с Марьей Моревной заезжают в гости к ворону, орлу и соколу, а потом отправляются в своё царство.
Реклама:
История создания
Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.
Марья Моревна
Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – Василисой Премудрой. Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених Иван Царевич.
Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.
Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с Ягой, обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.
Богиня Мара
Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».
Вывод (мое мнение)
Сказка содержит уроки любви и дружбы. Зятья не оставили Ивана Царевича в беде. Он был настойчив в схватках с Кощеем, не терял надежды. Хотя два боя закончились неудачно, муж вступил в третий и победил. Порой, для обретения успеха нужно претерпеть неудачи.
Сказка Марья Моревна полна приключений. Героев и событий в ней не на одну, а на целых три сказки. Если трактовать ее с помощью современных понятий, то это остросюжетный детский триллер с загадками, похищениями, испытаниями, погонями, волшебными помощниками. Эту сказку с удовольствием читает не одно поколение детей. Ваши дети тоже будут от нее в восторге. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Вывод (мое мнение)
Сказка содержит уроки любви и дружбы. Зятья не оставили Ивана Царевича в беде. Он был настойчив в схватках с Кощеем, не терял надежды. Хотя два боя закончились неудачно, муж вступил в третий и победил. Порой, для обретения успеха нужно претерпеть неудачи.
Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.