Былина бой Ильи Муромца, краткое содержание
Отправился Илья в Киев к князю Владимиру, попросив благословения родителей. Путь ему перегородила гора на берегу реки Оки. Опрокинул он ее и река потекла по другому руслу. Подъехал Илья Муромец к Чернигову и увидел много татар, которые обложили этот город, а жители все спрятались. Увидел Илья большой дуб и вырвал его, да пошел им размахивать. Трех царевичей татарских, за кудри поднял и наказал разъезжаться по своим ордам. Так богатырь освободил город от захватчиков. Жители стали благодарить Илью и просить остаться у них воеводой. Отказался Илья, так как много было врагов у земли русской и богатырю еще много работы будет.
Преподобный Илья Муромец
Первое историческое упоминание о богатыре Илье Муромце относится к 1574 году. Оно содержится в письме оршинского старосты к трокскому воеводе. А в 1594 года немецкий рыцарь Эрих Лассота видел и описал могилу Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре.
Итак, Илья Муромец – лицо вполне историческое. Вот только время его жизни несколько не соответствует тому, что обычно описывается в былинах. Ведь там богатырь служит князю Владимиру. Даже если представить, что имеется в виду не Владимир Великий, а Владимир Мономах, княживший в Киеве в 1113-1125 гг., то Илья Муромец должен был быть тогда вполне молодым человеком. А если верна былинная легенда, что Илья 33 года лежал на печи и встал только после молитвы калик перехожих, то он должен был родиться ранее 1092 года. В таком случае у него было мало шансов дожить до 1188 года. Эту документированную дату его смерти вряд ли можно ставить под сомнение.
Илья Муромец в представлении создателей мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 2007 гИлья Муромец в представлении создателей мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 2007 гВ юбилей крещения Руси (а также смерти Ильи Муромца), в 1988 году, учёные провели эксгумацию останков богатыря. Неизвестно, насколько учёные были при этом объективны. Возможно, они хотели польстить обывательскому мнению. Судите сами. Было установлено, что преподобный Илья, покоящийся в Киево-Печерской лавре, обладал могучим телосложением, а умер из-за ранения в области сердца. На момент смерти, судя по изношенности костей, ему было всего 55 лет. Следовательно, Илья Муромец родился примерно в 1133 году и служить князю Владимиру Мономаху никак не мог. Учёные подтвердили также былинную версию о том, что в ранние годы богатырь и вправду мог страдать параличом конечностей.
Илья в ссоре с князем Владимиром
Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.
Анализ произведения
Былина очень короткая, но наполнена мудростью.
Краткое содержание
Илья Муромец отправился в путь. В скором времени на перекрестке трёх дорог ему попался огромный камень Алатырь. Богатырь прочел надпись, которая гласила, что если пойти прямо, то быть убитому, направо — богатому, налево — женатому. Стал Илья Муромец размышлять. Он посчитал, что богатство ему ни к чему, а жениться уже поздно. Тогда богатырь решил, что поедет прямо.
Главный герой вскоре оказался в Смоленских топях. Там ему встретились сорок тысяч разбойников. Они сразу заметили путника, порадовались легкой добыче, но не тут-то было. Богатырь им прямо сказал, что не имеет особых богатств. Из имущества есть только верный конь, уздечка, седло и шлем. Сразу после этого он стал размахивать своим шлемом и перебил всех бандитов. Закончив, Илья вернулся к камню, где написал, что теперь прямая дорога чиста.
В этот раз богатырь решил пойти по той тропе, где говорилось про женитьбу. Вскоре он дошел до палат и встретил красивую девушку. Она стала расспрашивать его о дороге. Но Илья решил сначала отдохнуть, а потом уже беседовать. Девушка отвела гостя в спальню, где настойчиво стала его укладывать в постель. Богатырь почуял неладное, схватил красавицу и кинул на кровать. Девушка провалилась в подвал, где сидели 12 мужчин. Главный герой освободил их, а сам направился к Алатырю, чтобы исправить еще одну надпись.
Теперь Илья поехал в ту сторону, где обещали богатую жизнь. Там он обнаружил несколько погребов с серебром и золотом.
План пересказа
По краткому содержанию былины можно составить кратко план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:
- Богатырь отправился в путь.
- Камень с надписями.
- Илья выбрал прямой путь.
- Сорок тысяч разбойников.
- Победа над ними и исправление первой записи.
- Путь по второй дороге.
- Коварная красавица.
- Освобождение 12 богатырей.
- Возвращение к камню и изменение еще одной записи.
- Третий путь.
- Обнаружение богатства, раздача его нуждающимся людям.
- Исправление последней надписи на камне.
Основная мысль
Главная мысль произведения заключается в том, что для настоящего русского богатыря семья — это его родная земля, которую он обязан защищать от неприятеля. Богатство для него — помощь нуждающимся и обездоленным. Былина учит:
- храбрости;
- честности;
- щедрости;
- мудрости;
- справедливости;
- предусмотрительности;
- бескорыстию;
- не бояться трудностей;
- добиваться целей.
К этому произведению прекрасно подходит пословица «Славна богатырями русская земля». На примере Ильи Муромца видно, что все зависит от человека. Даже то, что предначертано, можно исправить своими силами, было бы желание.
Первый бой Ильи Муромца
Как хватил Илья коня плёточкой, взвился Бурушка Косматушка, проскочил полторы версты. Где ударили копыта конские, там забил ключ живой воды. У ключа Илюша сырой дуб срубил, над ключом сруб поставил, написал на срубе такие слова: «Ехал здесь русский богатырь, крестьянский сын Илья Иванович».
До сих пор льётся там родничок живой, до сих пор стоит дубовый сруб, а в ночи к ключу студёному ходит зверь-медведь воды испить и набраться силы богатырской.И поехал Илья к Киеву.Ехал он дорогой прямоезжей мимо города Чернигова. Как подъехал он к Чернигову, услыхал под стенами шум и гам: обложили город татар тысячи. От пыли, от пару лошадиного над землёю мгла стоит, не видно на небе красного солнышка. Не проскочить меж татар серому заюшке, не пролететь над ратью ясному соколу. А в Чернигове плач да стон, звенят колокола похоронные. Заперлись черниговцы в каменный собор, плачут, молятся, смерти дожидаются: подступили к Чернигову три царевича, с каждым силы сорок тысячей. Разгорелось у Ильи сердце. Осадил он Бурушку, вырвал из земли зелёный дуб, с каменьями да с кореньями, ухватил за вершину да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конём врагов потаптывать. Где махнёт – там станет улица, отмахнётся – переулочек.Доскакал Илья до трёх царевичей, ухватил их за жёлтые кудри и говорит им такие слова:– Эх вы, татары-царевичи! В плен мне вас, братцы, взять или буйные головы с вас снять? В плен вас взять – так мне девать вас некуда, я в дороге, не дома сижу, у меня хлеб в тороках считанный, для себя, не для нахлебников. Головы с вас снять – чести мало богатырю Илье Муромцу. Разъезжайтесь-ка вы по своим местам, по своим ордам да разнесите весть, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси могучие богатыри, пусть об этом враги подумают.Тут поехал Илья в Чернигов-град. Заходил он в каменный собор, а там люди плачут, с белым светом прощаются.– Здравствуйте, мужички черниговские, что вы, мужички, плачете, обнимаетесь, с белым светом прощаетесь?– Как нам не плакать: обступили Чернигов три царевича, с каждым силы сорок тысячей, вот нам и смерть идёт.– Вы идите на стену крепостную, посмотрите в чистое поле, на вражью рать.Шли черниговцы на стену крепостную, глянули в чистое поле – а там врагов побито-повалено, будто градом нива посечена. Бьют челом Илье черниговцы, несут ему хлеб-соль, серебро, золото, дорогие ткани, камнями шитые.– Добрый молодец, русский богатырь, ты какого роду-племени? Какого отца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты иди к нам в Чернигов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе честь отдавать, тебя кормить-поить, будешь ты в богатстве и почёте жить.Покачал головой Илья Муромец:– Добрые мужички черниговские, я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.Стали просить Илью черниговцы хоть денёк у них перебыть, попировать на весёлом пиру, а Илья и от этого отказывается:– Некогда мне, люди добрые. На Руси от врагов стон стоит, надо мне скорее к князю добираться, за дело браться. Дайте вы мне на дорогу хлеба да ключевой воды и покажите дорогу прямую к Киеву.Задумались черниговцы, запечалились:– Эх, Илья Муромец, прямая дорога к Киеву травой заросла, тридцать лет по ней никто не езживал…– Что такое?– Засел там у речки Смородиной Соловей-разбойник, сын Рахманович. Он сидит на трёх дубах, на девяти суках. Как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному – все леса к земле клонятся, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди да лошади мёртвыми падают. Поезжай ты, Илья, дорогой окольной. Правда, прямо до Киева триста вёрст, а окольной дорогой – целая тысяча.Помолчал Илья Муромец, а потом и головой тряхнул:– Не честь, не хвала мне, молодцу, ехать дорогой окольной, позволять Соловью-разбойнику мешать людям к Киеву путь держать. Я поеду дорогой прямой, неезженой!Вскочил Илья на коня, хлестнул Бурушку плёткой да и был таков, только его черниговцы и видели!
— КОНЕЦ —
ПРООБРАЗЫ
Большинство былинных героев не имеют прообразов, лишь некоторых увязывают с какими-либо историческими личностями. Илье Муромцу достались сразу два прототипа. Впрочем, историки до сих пор не могут однозначно решить, какая из версий заслуживает большего доверия и является ли правдивой хоть одна из них.
Илья-Чоботок. Это муромский силач, живший в XII в. На склоне лет принял монашество в Киево-Печерской лавре, где и закончил свои дни предположительно в 1188 г. В 1643 г. его причислили к лику святых. Мощи праведника до сих пор покоятся в Ближних пещерах лавры, а надгробная плита установлена близ могилы П. А. Столыпина. Впрочем, часть святых останков (средний палец) хранится отдельно в одном из муромских храмов. Сегодня данная версия является наиболее известной и распространенной.
Икона Святого Ильи Муромского
Илейко Муромец. Он самозванец Смутного времени, объявивший себя Петром Великим. В подтверждение данной теории историки приводят выражение «старыя казак». Этими словами в некоторых былинах описывается Илья Муромец (еще при Борисе Годунове Илейко состоял в казачьем отряде).
Согласно былинному преданию, Илья Муромец «просидел на печи 30 лет и 3 года», поскольку «не владел» ни руками, ни ногами. Лишь когда пришли к нему калики перехожие, попросив шие принести им воды, будущий герой все же поднялся и направился к водоносу. Когда ему велят пить, после первого глотка он полностью исцеляется. После второго — чувствует в себе силу непомерную, а потому требуется и третий глоток — чтобы поугасла немного мощь богатырская. Затем калики посылают Илью на службу к князю Владимиру. Но сперва велят молодцу посетить камень неподвижный, под которым Муромец находит доспехи, оружие и своего коня.
Не упустим из виду и былину об Илье Муромце и Святогоре. Согласно ее сюжету, Илья славился богатырской силой и до встречи с могучим витязем. Однако когда Святогора придавило крышкой гроба, великан со своим дыханием передал Муромцу часть собственной мощи, а также подарил меч кладенец. С тех пор не было на Руси никого сильнее Ильи Муромца и никто в честном бою не мог одолеть его.
Автор былины об Илье Муромце
Существует несколько версий. Одна из них, это тексты воеводы Смоленского Филона Кмита-Чернобыльского, владевшего имением недалеко от города Киева. Он пишет о былинном богатыре, защитнике русских земель, Илье Муравленине. В киевском цикле былин так же фигурирует герой-богатырь, однако никакого отношения его похождения к Киеву не имеют. В германских эпических поэмах можно прочитать об Илье Русском, могучем витязе, происходящим из княжеского рода. В сочинениях норвежского автора в 1250 году (поэмы Вилькина или Тидрек) — у князя, по происхождению русского, Гертнита, был сын незаконнорожденный, Илииас, приходящийся братом по отцовской линии Владимиру Мономаху. Наиболее полный свод упоминаний собрал известный ученый историк, С.Н.Абзалов. Он обнаружил 53 былины, но лишь в 15 из них, Муромец является главным персонажем.
Текст сказки Богатыри на Соколе-корабле
По морю, морю синему, По синему, но Хвалунскому Ходил?гулял Сокол?корабль Немного– немало двенадцать лет. На якорях Сокол?корабль не стаивал, Ко крутым берегам не приваливал, Желтых песков не хватывал. Хорошо Сокол?корабль изукрашен был: Нос, корма – по?звериному, А бока зведены по?змеиному,
Еще вместо очей было вставлено Два камня, два яхонта, Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо бровей было повешено Два соболя, два борзые; Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо очей было повешено Две куницы мамурские; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три церкви соборные, Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три монастыря, три почестные; Да еще было на Соколе на корабле: Три торговища немецкие; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три кабака государевы; Да еще было на Соколе на корабле: Три люди незнаемые, Незнаемые, незнакомые, Промежду собою языка не ведали. Хозяин?от был Илья Муромец, Илья Муромец сын Иванов, Его верный слуга – Добрынюшка, Добрынюшка Никитин сын, Пятьсот гребцов, удалых молодцов. Как издалече?далече, из чиста поля Зазрил, засмотрел турецкой пан, Турецкой пан, большой Салтан, Большой Салтан Салтанович. Он сам говорит таково слово: «Ай вы гой еси, ребята, добры молодцы, Добры молодцы, донские казаки! Что у вас на синем море деется? Что чернеется, что белеется? Чернеется Сокол?корабль, Белеются тонки парусы. Вы бежите?ко, ребята, ко синю морю, Вы садитесь, ребята, во легки струги, Нагребайте поскорее на Сокол?корабль, Илью Муромца в полон бери; Добрынюшку под меч клони!» Таки слова заслышал Илья Муромец, Тако слово Добрыне выговаривал: «Ты, Добрынюшка Никитин сын, Скоро?борзо походи на Сокол?корабль, Скоро?борзо выноси мой тугой лук, Мой тугой лук в двенадцать пуд, Калену стрелу в косы сажень!» Илья Муромец по кораблю похаживает, Свой тугой лук натягивает, Калену стрелу накладывает, Ко стрелочке приговаривает: «Полети, моя каленая стрела, Выше лесу, выше лесу по поднебесью, Не пади, моя каленая стрела, Ни на воду, ни на землю, А пади, моя каленая стрела, В турецкой град, в зелен сад, В зеленой сад, во бел шатер, Во бел шатер, за золот стол, За золот стол, на ременчат стул, Самому Салтану в белу грудь; Распори ему турецкую грудь, Расшиби ему ретиво сердце!» Ах тут Салтан покаялся: «Не подай, Боже, водиться с Ильей Муромцем, Ни детям нашим, ни внучатам, Ни внучатам, ни правнучатам, Ни правнучатам, ни пращурятам!»
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Три поездки Ильи Муромца
Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.
Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.
Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Илья Муромец и Калин-царь
Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Реклама:
Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.
Реклама:
Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.
Реклама:
Главные герои
(Картина «Илья Муромец», гравюра, Шитиков Евгений Петрович)
Илья Муромец
Богатырь, олицетворяющий собой добро и бесстрашие, боролся со злом, нападающим на русскую землю. По сюжету мы видим, что именно любовь к родине обязывала богатыря быть ее защитником от злых сил.
Главный герой не только силен и смел, но и умен, обладает спокойным и добрым характером. Считается, что прототипом богатыря, о котором сложено множество легенд, является святой Илия Печерский, мощи которого упокоены в Киево-Печерской лавре.
Соловей-разбойник
Образ второго героя, который является злодеем, не имеет прототипа из реальной жизни. Народные сказатели изобразили страшного мучителя, который безнаказанно убивал, грабил и разорял целые земли. Соловьем разбойника прозвали за свист, который он издавал, разрушая и сметая всех и вся на своем пути.
Разбойник был уверен в своих силах, поскольку его никто не мог победить. Пешие и конные обходили место его обитания «Черная Грязь» у реки Смородинки. У Соловья Рахматовича была жена и три дочери.
Князь Владимир
Ученые предполагают, что в былине говорится о князе Владимире Красно Солнышко, который правил в Киеве. По сюжету богатырь Илья встречает правителя именно в Киев-граде. Несмотря на опасности и разрушительную силу свиста разбойника, которого защитник русской земли привозит к князю, правитель просит его продемонстрировать способности.
Тем самым князь показывает себя не слишком мудрым человеком, т. к. его самолюбие было задето поведением злодея: тот отказался свистеть, сославшись на то, что теперь повинуется лишь приказам Ильи. В конце произведения князь смягчается и назначает богатыря, укрывшего его от разрушительной силы Соловья, служить при дворе.
В народных эпосах Цари, как правило, изображаются с насмешкой и иронией. Образ Владимира не стал исключением.