Краткое содержание сказки василиса прекрасная для читательского дневника

«Василиса Прекрасная»: краткое содержание и главные герои поучительной истории

Имя Василиса означает сила, смелость, смекалка. А какова характеристика Василисы Прекрасной, были ли у девушки чесноты и положительные качества? Сама по себе это стойкая, сильная девушка, которая не боится ни тягот судьбы, ни тяжелой и непосильной работы. Она рано остается без матери, та умирает от болезни. Отец – мужчина, судьба которого также нелегка. Он вынужден от зари и до вечера тяжело трудиться для того, чтобы у его любимой дочки был кусок хлеба.

Но в моральном плане ему одному сложно без женского плеча и помощи, поэтому после смерти своей жены он решает связать себя узами брака с другой женщиной, как ему кажется, доброй и хорошей матерью.

Итак, мать девушки умирает, отец решает жениться на другой женщине, страдает Василиса Прекрасная. Русская сказка повествует о том, что у мачехи были и свои дочери, поэтому она невзлюбила приемную дочку. Девушка была намного добрее и красивее ее собственных дочерей, и мачеха всячески ущемляла ее, унижала и заставляла трудиться до устали, чтобы погубить красоту девушки и сломить ее твердость и решительность во всем.

И вот, в один прекрасный день она решила избавиться от ненавистной падчерицы. Пока мужа не было дома, дает задание девочке сходить в лес и принести огня, так как в доме закончились все свечи и стало темно, невозможно что-либо сделать. Девочке ничего не остается, как пойти в темный, страшный и дремучий лес, в котором живет Баба-Яга, ведь только у нее есть огонь.

Краткое содержание фильма и мультфильма.

Было у отца три сына. Отец состарился, решил женить сыновей. Запустили сыны каждый свою стрелу – мысль в поисках суженой.

Старшему сыну досталась дочь дворянская. Дворянин буквально означает «человек с княжеского двора», или «при — дворный». В России дворянство возникло в Х11 в. как низшая часть военно – служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. То есть дворянство достигалось проявлением личных качеств доблести при охране князя. По сути — воин, человек несвободный, подначальный, но с полной отдачей выполняющий приказы своего господина.

Среднему сыну досталась дочь купеческая. Это, по сути дела, дочь предпринимателя. То есть сословия более свободного, чем дворяне.

Стрела младшего сына угодила в болото к лягушке, жившей на водяной кувшинке. Надо сказать, что кувшинка как бы жительница трех миров одновременно: ила (физический мир), воды (астральный мир) и воздуха (духовный мир). Кувшинка подняла лягушку с самого дна наверх. Но и сама лягушка трансформируется от икринки через головастика в лягушку и может находиться в иле, воде и в воздухе. Это тоже можно образно представить в виде физического мира, психического и духовного. Это как бы мистическое соединение трех миров.

«Василиса Прекрасная» краткое содержание читать

В одном царстве жил купец с купчихой. Родилась у них дочь Василиса, но не долго радовались родители своему счастью, умерла мать Василисы, а перед смертью призвала к себе дочь и дала ей волшебную куклу.

Кукла эта должна была оберегать и защищать девочку, помогать ей во всем, как только она покормит куклу и попросит ее исполнить то, что ей нужно. Отец же погоревав немного, решил жениться на вдове, у которой уже было две дочери.

Мачеха была красива, но зла и коварна. Она затаила злобу на Василису за то, что она была красивее и удачливее ее дочерей, удается ей любая порученная работа.

Все поручения мачехи Василисе помогала исполнять волшебная кукла, а мачеха этого не знала. Мачеха приказывала и огород ей вскопать, и гусей выпасти, и корову подоить. Все это кукла делала, а Василиса только хорошела.

Вскоре превратилась она в красивую девушку, от женихов отбоя не было, но никого она не любила. Еще пуще обозлились на нее мачеха и сводные сестры, в сторону которых парни и смотреть не желали.

Когда купец уехал, мачеха задула свечку и отправила падчерицу к бабе-яге за огнем. Страшно было девушке идти в лес, да выбирать ей не приходилось, пошла она к себе в комнату, накормила куклу и та обещала сберечь ее ото всех напастей.

Пошла Василиса в лес, и встретила там белого всадника на белом коне, было это встающее солнце. Дальше пошла девушка, и догнал ее всадник на алом коне, наступил рассвет. К избушке бабы-яги пришла Василиса только к вечеру следующего дня. Было это место ужасным, жилище окружал деревянный забор, на каждом колышке которого было по черепу.

Бабы-яги дома не было дома, а когда она вернулась Василиса объяснила зачем пришла. Баба-яга не стала есть девушку, а заставила ее работать. Днем и ночью трудилась Василиса, кукла ей помогала. Любопытно было девушке, все хотела она спросить у старухи, кто были встреченные ею по дороге всадники.

Баба-Яга рассказала, что всадник на белом коне – это утро, красный всадник – солнце, а черный – ночь.

Спросила и баба-яга у Василисы имеется ли у нее какой-нибудь секрет, помогающий быстро справляться со всей порученной ей работой. Не стала рассказывать девушка о кукле, сказала лишь, что помогает ей благословление ее покойной матушки. Рассердилась старуха, выгнала Василису из двора, дала ей череп с огоньком и отправила домой.

Взяла девушка череп, да домой идти не решилась, боялась, что огонь мачеха уже разожгла и будет ругать ее за бездельно проведенное время. Внезапно из черепа раздался голос, приказал голос Василисе не бросать череп, а идти с ним к мачехе. Пришла домой Василиса, и видит, что в доме ни огонька, не смогли мачеха и ее дочери разжечь пламя, как ни старались.

Обрадовалась мачеха возвращению Василисы, да только та переступила порог дома, стал череп глазами сверкать, обжигая мачеху и ее дочек, не смогли те спрятаться от вездесущего огня, сжег он их дотла, а Василису не тронул.

Закопала девушка череп в землю, закрыла дом и отправилась в город, где стала жить у одной бездетной старушки, ожидая возвращения отца.

Старуха купила пряжу, и соткала Василиса прекрасное полотно. Работа девушки была идеальной, потому не пошла старуха на базар, а понесла ее в царский дворец. Удивился царь такой красоте и приказал соткать из полотна рубашки, но ни одна швея, не брались за эту работу, боялись испортить чудесную ткань.

Призвал царь старуху обратно и попросил ее передать полотно той, кто его выткала, чтобы она сшила рубахи. Пришла во дворец Василиса, увидел ее царь и сразу же влюбился, сделав царицей. Зажила Василиса во дворце, перевезла она туда своег отца и добрую старуху, жили они долго и счастливо.

Сказка Василиса Прекрасная – одна из самых известных русских народных сказок. Она привлекает детей своим волшебством, помогает различать плохое и хорошее, верить в добро. Интересную и поучительную сказку с большим удовольствием прочитают онлайн дети любого возраста.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиИнтересные фактыКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Василиса Прекрасная: (word) – (pdf)

Краткое содержание

Жил на свете знатный купец со своей женой. У них родилась красивая девочка, которой дали имя Василиса. Вскорости после этого купеческая жена умерла. Вдовец горевал недолго: через некоторое время он нашёл новую суженую и женился. Женщина отличалась вредным характером, и были у неё такие же строптивые дочки.

Василиса восхищала окружающих кротким нравом, трудолюбием и добрым сердцем. Перед смертью матушка передала ей волшебную куколку, которая заменила ей самое близкое существо. Героиня кормила её и разговаривала, как с человеком.

Мачеха регулярно заставляла девушку исполнять сложные поручения. Каждый раз падчерице помогала куколка.

Задания, с которыми справилась девушка благодаря материнскому подарку:

  • подоить корову;
  • попасти гусей;
  • вскопать огород.

Последнее поручение было таким: пойти в лес и принести огонь.

По дороге сирота встретила трёх всадников:

  • белого;
  • алого;
  • чёрного.

Потом она попала к Бабе-Яге, и та дала череп, внутри которого были огоньки. Девочке было страшно, но голос приказал ей нести огонь домой. Придя домой, девушка хотела отдать череп мачехе, и он стал сверкать глазами и сжёг дотла купеческую жену и её дочерей. Девушка закрыла избу и отправилась в город, чтобы там дождаться возвращения батюшки. Она поселилась у доброй старушки.

Трудолюбивая Василиса не умела сидеть без дела и стала ткать. Увидев, каким красивым получилось полотно, старушка понесла его во дворец. Царь подивился чуду и велел, чтобы из ткани сшили рубашки. Всю ночь трудилась девушка, и к утру сорочки были готовы. Старушка понесла их в царские палаты. Государю понравилась работа, и он захотел увидеть мастерицу. Тем временем Василиса сидела у окна, умытая и причёсанная.

Василиса Прекрасная как символ чистоты, непорочности и трудолюбия

Перед тем как понять, какая судьба ожидает девушку Василису, Баба-Яга дала ей сложное задание, которое и должно было решить, как быть дальше. Вот после этого и открывались качества ведьмы, она была либо справедливой и доброй, или, наоборот, злой и жестокой.

Василиса выполнила все задания Бабы-Яги на отлично, доказала, что она невинное создание, которое заслуживает покоя и радости. Та, в свою очередь, дала ей мудрость и наказала обидчиков. Мать и дочери, после того как ушла Василиса, долго сидели без огня в доме, вернулся отец и также страдал без присутствия жизненного пламени.

Девушка трудилась, а тех, кто работает, почитают. По заданию ведьмы Василиса наткала исключительную ткань (возможно, шелк), которая отличалась легкостью и прозрачностью. Старуха отнесла ее батюшке-царю и продала, тот был в неописуемом восторге, ведь подобного он в жизни не видел.

Поступил приказ в королевстве из этой уникальной ткани сшить такую же потрясающую рубашку, но, к сожалению, это никому не было под силу, кроме Василисы. За время, пока девушка работала, царь влюбился в трудолюбивую красавицу и женился на ней. «Василиса Прекрасная» — русская народная сказка, которая научит детей справедливости и доброте.

Наши прабабушки перед замужеством запирались в комнате и трудились над пошивом рубашки для суженого, как происходит сам процесс, никто не должен был знать, иначе могли сглазить, и будущая супружеская жизнь была бы чревата разногласиями, скандалами между парой. Тайна кроется в вышивании специальных заговоренных знаков, символов, которые имели мистическую силу и помогали на протяжении всей жизни супругам.

Вечная борьба христианства с язычеством

Итак, девочка, перед тем как отправиться в темный, страшный, огромный лес, полный мистических существ и разъяренных животных, которые были готовы разорвать без промедления потерявшегося путника, берет куколку, подаренную матерью, крестится и укладывает ее в карман своего пальто.

Здесь сразу возникает вопрос о том, каким образом возможно одновременное сосуществование христианства и язычества? Конечно, это сказка, но с древних пор христианство, во что бы то ни стало, старалось полностью искоренить язычество и уничтожить его, похоронив под тенью лет.

Странно, но предки приносили и жертвоприношения, одновременно крестились и просили помощи у Бога. Объяснение просто: все из чего-то начиналось, брало свои истоки, истина неразделима и было очень сложно распрощаться с тем, к чему привык, во что с детства веруешь. А в этой сказке сохранены крупицы прошлого, для того чтобы донести нынешнему поколению настоящую и незыблемую истину, без которой нынешняя жизнь невозможна.

Безногий и безрукий богатыри

Задумывает царевич жениться, да только знает, что царевна, к которой он сватается, уже многих женихов погубила. Бедный мужик Иван Голый приходит к царевичу и обещает дело устроить.

Царевич с Иваном Голым едут к царевне. Она предлагает жениху испытания: стрелять из богатырского ружья, лука, ездить на богатырском коне. Все это выполняет вместо царевича слуга. Когда Иван Голый пустил стрелу, она попадала в богатыря Марка Бегуна и отбивала ему обе руки.

Царевна соглашается венчаться. После свадьбы она ночью кладёт на мужа руку, и тот начинает задыхаться. Тогда царевна догадывается, что ее обманули, а муж — никакой не богатырь. Она замышляет месть. Царевич с женой едет домой. Когда Иван Голый засыпает, царевна отсекает ему ноги, оставляет Ивана в чистом поле, приказывает царевичу стать на запятки и поворачивает карету назад, в своё царство. Вернувшись, она заставляет мужа пасти свиней.

Ивана Голого находит Марко Бегун. Безногий и безрукий богатыри вместе живут в лесу. Они крадут одну поповну, и она помогает им по хозяйству. К поповне прилетает змей, оттого она чахнет и худеет. Богатыри ловят змея и заставляют его показать озеро, где живая вода. От купания в этой воде у богатырей отрастают руки и ноги. Марко Бегун возвращает поповну отцу и сам остаётся жить у этого священника

Иван Голый отправляется искать царевича и находит его пасущим свиней. Царевич меняется с Иваном одеждой. Он едет на коне, а Иван гонит свиней. Царевна видит из окна, что скот гонят не вовремя, и приказывает выдрать пастуха. Но Иван Голый таскает ее за косы до тех пор, пока она не раскаивается. С этих пор она начинает слушаться мужа. А Иван Голый служит при них.

Сюжетная линия

В одном царстве жил купец со своей женой. Родилась у них красивая дочь по имени Василиса. Счастливо семья прожила недолго. Очень сильно заболела купчиха и перед самой смертью призвала Василису к себе и подарила ей необычную куклу.

Волшебная игрушка должна была помогать девочке. Как только она ее покормит, то сразу загадывает желание, и оно тут же исполняется. Отец Василисы недолго горевал, вскоре он решил жениться на вдове, у которой было две дочери.

Теперь новая мать девочки была красивая и коварная женщина. Она сразу невзлюбила Василису, так как та была воспитанной и покладистой девочкой, которая справлялась с любой работой по хозяйству. Падчерица была противоположностью ее дочерям.

Все задания, которые девочке давала мачеха, выполняла кукла, но женщина не знала об этом. Каждый день она заставляла Василису полоть и поливать огород, полоть траву, доить корову, подметать двор и пасти гусей. Асе эти задания с удовольствием выполняла волшебная кукла, а Василиса тем временем становилась все краше.

Зависть мачехи

Через время Василиса стала выглядеть еще лучше и краше, к ней каждый день ходили свататься самые завидные женихи. Из-за этого мачеха еще больше начала ненавидеть ее. К дочерям новой жены купца никто не приходил, все косо смотрели на них, так как по сравнению с Василисой они были страшными и безобразными.

Однажды купец отправился за границу, и мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Она задула свечу и попросила Василису сходить в лес к Бабе-яге за огоньком. Падчерица напугалась такого задания, ей было страшно идти в густой и темный лес. Она накормила свою куклу, и та пообещала, что всю дорогу будет оберегать ее.

Опасная дорога

Девушке ничего не оставалась, как отправиться в путь. К избе Бабы-яги Василисе удалось добраться только к вечеру следующего дня. Это место было страшным, ужасным. Вокруг маленького дома стоял невысокий забор, на котором располагались черепа.

Оказалось, что Бабы-яги нет дома, тогда Василиса смиренно принялась ее ждать. Когда старуха пришла девушка рассказала, зачем пожаловала. Та не стала ее есть, а заставила работать. Долго девушка трудилась, а кукла ей в этом всячески помогала.

Взяла девушка в руки череп и отправилась в путь. Долго она думала идти ей домой или нет. Уж больно гнева мачехи боялась. Она думала, женщина давно уже развела огонь, и будет лишь ругать ее за то, что она долгое время где-то пропадала. Тут внезапно из черепа донесся голос, который посоветовал ей идти домой и ни о чем не думать. Когда Василиса подошла ко двору то увидела, что в окнах темно, мачеха, как ни старалась, не смогла разжечь огонь.

Как только мачеха со своими дочками увидели девушку, очень обрадовались. Но как только Василиса переступила порог дома, череп начал сверкать яркими огнями, которые сожгли женщину и девушек.

Василиса вышла во двор и закопала там череп, а сама отправилась в город к знакомой старушки, у которой и решила дождаться отца. В это время старуха купила пряжу и попросила девушку соткать из нее полотно. Работа удалась на славу и поэтому старуха решила не продавать на базаре полотно, а сразу отнесла его во дворец. Царь был приятно удивлен и поражен красотой материала. Он издал указ своим портным, чтобы они сшили ему рубаху. Но никто не решался приниматься за работу, все боялись испортить полотно.

Тогда царь решил попросить об этой услуге ту, которая сотворила такое красивое полотно. Как только старуха привела Василису, царь в нее влюбился и женился на ней. Девушка перевезла во дворец своего отца и добрую старуху. После этого они прожили долгую и счастливую жизнь.

Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.

На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их – и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

Обратимся к мирозданию.

«Абсолют, приняв решение исследовать себя и свои возможности, почувствовать себя как Абсолюта, выделяет из себя часть разума, которая является Творцом, тем, кто сотворяет то, что можно почувствовать и само чувствование. Потому что Абсолют, находясь в непроявленном состоянии, не может почувствовать и понять самого себя, исследовать самого себя. В момент, когда появляется Творец, он сотворяет все. Таким образом, Творец нашей Вселенной – это часть Абсолюта, осознающая себя как Творец. (Помните в сказке про курочку рябу: золотое яйцо и простое).

Он, высочайшая сверхразумная личность, начинает создавать направление развития будущей Вселенной и прописывать законы, по которым эта энергетическая структура будет действовать и развиваться, задает узловые точки – события, которые будут раскрываться по определенным законам на каждой иерархической ступени Вселенной. Далее Он создает ангельских существ – служебных духов, которые поддерживают нерушимость этих законов, и нерушимость этого развития в течение всего творческого цикла от начала до завершения. В нашем физическом мире все связи между людьми, а значит и события, происходящие с нами, создаются и контролируются ангелами. Наиболее значимые события (благовестие Пресвятой Богородицы и др.) создаются и проводятся в жизнь архангелами. Всего 9 ангельских чинов, 9 планов бытия и в математике 9 цифр, которыми мы просчитываем – кодируем все физические действия, с чем сталкиваемся в процессе жизни. А нулем мы обозначаем план Творца – начало начал, Небо Небес, из него все произошло и в него же все вернется по завершению цикла Творения.

Сюжет сказки

Рассказ начинается с того, что царь решил женить своих детей. Он вывел во двор трех сыновей, вложил им в руки по луку и наказал сделать по одному выстрелу. В то место, куда прилетит стрела, и нужно будет искать невест:

  1. Старший сын был сильным и крепким — его стрела улетела очень далеко и попала на двор богатых бояр.
  2. Средний сын выстрелил из лука, и стрела улетела прямо в руки купеческой дочери.
  3. Младший, Иван, долго выбирал направление, и в итоге его стрела улетела далеко за дворы и деревни.

Иван-царевич отправился на ее поиски и пришел на болото. Стрела младшего царевича оказалась в лапках обычной лягушки. Лягушка заговорила с ним человеческим голосом и убедила взять ее с собой.

Сыновья вернулись к отцу со своими невестами. А когда царь увидел в руках у младшего болотную лягушку, то начал насмехаться и велел взять ее в жены.

Дальше основной сюжет выстраивается вокруг испытаний для невесток. Царь решил проверить их домашние умения и приказал каждой из них (боярыне, купчихе и лягушке) за ночь испечь хлеб. Иван огорчился, ведь его суженая не смогла бы даже тесто замесить, но умная невеста успокоила его фразой «Утро вечера мудренее» и уложила спать. А ночью она обернулась юной девой — Василисой Премудрой — и испекла вкусный ароматный каравай с городами и цветами из теста. Именно этот хлеб полюбился царю-батюшке, а выпечку старших невесток правитель отправил слугам.

На следующий раз царь повелел девушкам соткать ковер. И снова младшая невестка превратилась в Василису и за одну ночь выткала изящный прочный ковер с орнаментом. Царь, едва увидев эту работу, приказал расстилать его только по важным поводам, а ковры боярыни и купчихи выбросил вон из дворца.

Иван царевич и серый волк

После проверки мастерства царь решил поближе познакомиться со своими невестками. На пир собрались все — и сыновья, и их избранницы. Но только лягушка пока не приехала. Братья даже начали смеяться над Иваном. И вдруг загремел гром, засверкали молнии, и у дворца появилась карета. Из нее вышла Василиса Премудрая.

Танцуя, она подняла руки, и в зале появилось озеро с прекрасными лебедями. Все гости были поражены ее красотой и умениями. А Иван-царевич, чтобы избавить жену от колдовства, сел на коня и поскакал домой, чтобы сжечь ее лягушачью шкурку.

Узнав об этом, Василиса очень расстроилась: ей осталось только три дня, чтобы снять с себя узы злого колдовства. Девушка превратилась в голубку и отправилась к своему отцу, злому колдуну Кощею Бессмертному.

Иван-царевич тут же бросился за ней, но так и не смог нигде найти следа любимой. Он истоптал две пары сапог, когда встретил древнего старца. Тот дал ему заветный клубок и посоветовал всюду следовать за ним. По пути царский сын встречает разных животных: медведя, зайца, селезня и щуку, но отпускает их на свободу.

Клубок привел главного героя к избушке колдунья Бабы-яги. Она потребовала от царевича доклада, зачем он явился, и рассказала, что его любимую держит в плену Кощей Бессмертный. Именно Баба-яга знала секрет, как победить злодея и навсегда избавить мир от его происков.

Далее сказка строится на взаимопомощи героев. В поисках смерти Кощея молодому царевичу помогают его лесные друзья — медведь, заяц, селезень и щука. Иван находит дуб, на котором висит кованый сундук. Открыв сундук, он достает из него яйцо, в котором находится иголка.

Русские народные сказки, детские рассказы, сказки мира, стихотворения, загадки!

https://youtube.com/watch?v=C85L5rK32tU

Внешность Василисы Премудрой

Для того, чтобы дать краткое описание Василисы Премудрой, стоит упомянуть ее внешность. Однако, как и в большинстве сказок, о внешнем виде героине не сказано почти ни слова – лишь на царском пире Василиса выглядит писаной красавицей, но это достаточно размытое определение. Из этого становится ясно, что главным является не внешность персонажа, а черты его характера – тот внутренний смысл, который он несет в себе.

В «Царевне-лягушке», где Василиса сначала носит шкуру лягушки, это выражено как нельзя более точно, равно как и то, что эпитет, стоящий после имени героини, указывает в первую очередь не на красоту, а на ее мудрость. Но, в сущности, внешность не важна и еще по одной причине – Василиса является не столько личностью, сколько функцией – призом, который Иван-царевич получит после того, как пройдет положенные испытания. Поэтому здесь Василиса является скорее собирательным женским образом.

В другой же сказке внешность в принципе не имеет особенного значения, поскольку внимание действительно концентрируется на линии жизни героини (которая, как считают исследователи, является образом женской инициации, превращения девушки в женщину путем получения мудрости от старшей по возрасту и опыту)

Елена Премудрая из одноимённой сказки

Солдат выпускает из тюрьмы нечистого духа. Своего освободителя чёрт сначала выручает в переделках, а затем определяет к себе во дворец – присматривать за дочерьми. Те каждую ночь сбегают из дома, и солдат решает проследить за ними. Обернувшись малиновкой в одну из таких отлучек, главный герой впервые видит Елену Премудрую.

Она — королевна с активами и недвижимостью в заморской стране. Более того, девушка ещё и звезда для прослойки интеллектуальной мировой элиты. Ради возможности поучиться её мудрости каждую ночь из дома сбегают не только подопечные солдата, но и сотни других царевен со всех уголков Яви и Нави. Замуж Елена, понятное дело, не спешит и всё время вкладывает в развитие мозга и профессиональных навыков.

Главный герой влюбляется и решает сражаться за сердце Елены. Это может стоить ему жизни, ведь притязания на руку девушки из другой социальной прослойки воспринимается как грандиозная дерзость. И только после преодоления всех испытаний герой женится на царевне, чтобы жить душа в душу, несмотря на мезальянс.

Чему учит сказка

Она напоминает об эволюционном принципе: каждый человек стремится заполучить самого статусного и престижного партнёра из всех доступных

То есть для получения лучшего жениха быть красивой важно, но недостаточно. Нужны мозги, место в социуме и хорошая собственная материальная база

Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.

На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их – и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

Герои сказки

Как и во многих народных произведениях, в сказке о приключениях купеческой дочери есть добрые и злые персонажи. Главная героиня — добрая, кроткая и милая девушка по имени Василиса. Второстепенные действующие лица:

  1. Купец Микула. Отец Василисы, неспособный защитить её от нападок мачехи и сестёр.
  2. Купеческая жена. Сварливая, злобная и завистливая женщина. Её мечта — сжить девушку со свету.
  3. Сводные сёстры Василисы. Недобрые девушки, похожие по характеру на свою мать. Они всячески обижают главную героиню, помыкают ею и насмехаются.
  4. Баба-Яга. Героиня, которая появляется во многих сказках. Старуха безобразна внешне, но у неё чуткое сердце. Она кажется вредной, но в критические моменты способна прийти на помощь.
  5. Куколка. Волшебный персонаж, спасающий девушку от напастей.

Прошлое, настоящее, будущее

Старшая невеста – дворянская дочь, явно не готова соединиться с Духом – женихом – слишком велико эго, заносчивая, высокомерная.

Средняя невеста – дочь купца, более раскована, но тоже мыслит только о земном, не проснулась еще для соединения с Духом – женихом.

Жатва, которую им задал старик – отец, это подведение итога воплощений: готова ли Душа соединиться с Духом и больше не воплощаться в физическом мире. Помните: наше высшее сознание – лебедь, — рвется в «облака» — мир духовный, наше сознание — тело – рак ,- пятится назад – мне и здесь хорошо, а щука – наше подсознание – тянет нас «вниз», в тину — в житие на растительно-животном уровне.

Можно предположить, что три невестки – это, по сути, воплощения одной и той же монады в разных телах, в разное время приходивших на Землю: прошлое, настоящее и будущее Души. Зная теперь в общих чертах теорию воплощений – инкарнаций, мы можем сказать, что происходит перенос прошлого опыта Души через настоящее в будущее. А какого опыта? Опыта Любви безусловной. Только это качество выводит Душу из-под закона Кармы и уже при жизни на Земле Душа может соединиться с Духом и, находясь в физическом теле, пребывать в духовных мирах. Этого достигали великие святые. Путь к этому состоянию – Заповеди Блаженств, оставленные Спасителем.

Царевна-лягушка

У царя — три сына. Младшего зовут Иван-царевич. Царь велит им пустить стрелы в разные стороны. Каждый из них должен посвататься к той девушке, на чей двор упадёт его стрела. Стрела старшего сына падает на боярский двор, среднего — на купеческий, а стрела Ивана-царевича — в болото, и подхватывает ее лягушка.

Женится старший сын на боярышне, средний — на купеческой дочке, а Ивану-царевичу приходится жениться на лягушке.

Приказывает царь своим невесткам испечь по белому хлебу. Иван-царевич огорчается, но лягушка его утешает. Ночью она превращается в Василису Премудрую и приказывает своим мамкам-нянькам испечь хлеб. Наутро готов славный хлеб. А царь велит невесткам соткать за одну ночь по ковру. Иван-царевич печалится. Но лягушка ночью вновь оборачивается Василисой Премудрой и даёт приказ мамкам-нянькам. Наутро готов чудный ковёр.

Царь приказывает сыновьям явиться к нему на смотр вместе с жёнами. Жена Ивана-царевича является в облике Василисы Премудрой. Она пляшет, и от взмахов ее рук появляется озеро, по воде плывут лебеди. Жены других царевичей пытаются ей подражать, но безуспешно. А тем временем Иван-царевич находит лягушачью кожу, сброшенную женой, и сжигает ее. Узнав об этом, Василиса горюет, оборачивается белой лебедью и улетает в окно, велев царевичу искать ее за тридевять земель у Кощея Бессмертного. Иван-царевич отправляется искать жену и встречает старичка, который объясняет, что Василиса должна была жить три года лягушкой — такое ей было наказание от отца. Старичок даёт царевичу клубочек, который будет вести его за собой.

По дороге Иван-царевич хочет убить медведя, селезня, зайца, но щадит их. Увидев на песке щуку, он бросает ее в море.

Царевич заходит в избушку на курьих ножках к Бабе Яге. Она говорит, что с Кощеем сладить трудно: его смерть в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе. Яга указывает место, где находится дуб. Звери, которых Иван-царевич пощадил, помогают ему добыть иглу, и приходится Кощею умереть. А царевич увозит Василису домой.

Анализ произведения

Русская народная сказка о прекрасной девушке, оставшейся без матери, проникнута состраданием к угнетённым и обездоленным. Простые люди пересказали эту историю в разных версиях, а талантливый художник-иллюстратор А. М. Куркин создал целую серию рисунков. Как это часто бывает, положительная героиня проходит через множество испытаний, прежде чем обретает счастье. Незатейливая история чётко разделяет понятия «добро» и «зло».

Воплощением отрицательных качеств служат новая купеческая жена и её дочери. Василиса — светлый, чистый и непорочный образ. Уравновешивают композицию купец и Баба-Яга. Первый представляется отстранённым и безучастным, в сказке не прослеживается его влияние на ход событий. Этот образ нейтрален. Личность Бабы-Яги, напротив, объединяет в себе и хорошие, и плохие черты. В результате они нейтрализуют друг друга, и характер этого персонажа получается целостным.

В сказке показан женский идеал. Основная мысль в том, что хорошая жена — это трудолюбивая девушка, уважающая старших и выполняющая заветы родителей.

Предыдущая запись «Порги и Бесс» — краткое содержание оперы Джорджа Гершвина
Следующая запись «Поединок» — краткое содержание повести по главам А.И. Куприна

Афанасьев «Василиса Прекрасная» в сокращении

Краткое содержание «Василиса Прекрасная» для читательского дневника:

Маленькой Василисе было всего 8 лет, когда умерла ее мать. Перед смертью она оставила ей куклу, которую наказала беречь и, в случае опасности, сделать так, как она скажет. Спустя время отец Василисы, богатый и знатный купец, женился во второй раз.

Вот только избранница его оказалась злой и жестокой женщиной, которая всячески баловала двух родных своих дочерей, а Василису заставляла делать самую черную работу по дому. Однако девочке постоянно помогала ее волшебная куколка, а она росла, и день ото дня становилась все краше и краше.

Однажды мачеха послала Василису в темный лес к Бабе-Яге, попросить у нее свечку. Девушке было страшно идти одной, но куколка успокоила ее. В глухой лесной чаще Василиса увидела хижину Бабы-Яги, украшенную черепами, костями и острыми зубами.

Баба-Яга поинтересовалась у Василисы, что ей нужно. Узнав, что девица по приказу мачехи пришла за свечкой, старая колдунья стала давать ей разные поручения: подмести двор, убрать в доме, приготовить обед. Василиса со всем ловко справлялась, ведь ей помогала ее куколка.

Баба-Яга подивилась, как Василиса все успевает делать. Та и призналась, что ей помогает материнское благословение. Рассердилась старуха, и выгнала Василису, дав ей на прощанье череп с огнем. Прибежав домой, Василиса отдала череп мачехе, а тот сжег дотла ее и дочерей. Девушка очень испугалась, и решила дождаться возвращения отца у соседки-старушки.

Чтобы не было скучно, она стала прясть. Пряжа вышла очень нежной, тонкой, и ее купил сам царь. Он повелел сшить из этого полотна рубашки, и Василиса справилась и с этим заданием. Когда же царь увидел искусную мастерицу, то влюбился без памяти и женился на ней.

Действующие лица

В своем произведении автор знакомит читателей одновременно с несколькими персонажами. Каждый из них играет особую роль, и способствуют развитию событий, например:

  1. Василиса Прекрасная — главная героиня сказки. Красивая, вежливая и старательная девушка. Она рано потеряла маму, которая оставила ей в подарок необычную куклу.
  2. Мачеха — злая женщина. Постоянно подшучивала над Василисой и заставляла ее работать, в то время пока ее дочери наслаждались жизнью.
  3. Сводные сестры — хитрые и лицемерные девушки, которые любили пошучивать и издеваться над главной героиней.
  4. Отец Василисы — купец, богатый мужчина. Герой постоянно находился в отъезде.
  5. Баба-яга — колдунья, безобра́зная и горбатая старуха, злая, но по-своему справедливая.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: