Краткое содержание витя малеев в школе и дома носова для читательского дневника

Анализ повести Носова «Витя Малеев в школе и дома»

1. История создания произведения.

Свою повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Николай Носов создал в 1951 году. В этом же году ее впервые напечатали в журнале «Новый мир» (выпуск № 6). Немного позже повесть напечатают отдельной книгой в издательстве «Детгиз». К тому времени писатель внес в нее ряд значительных изменений.

Всего произведение выдержало тридцать переизданий и было переведено на двадцать три языка. А автору дали за него Сталинскую премию III степени.

Есть версия, что перед публикацией повести редактор издания обратился к автору с просьбой упомянуть в тексте имя Сталина, так как вождь пролетариата будет читать эту книгу. Носов отнесся к этому с иронией, но в раннем издании все-таки имя Сталина было использовано один раз.

2. Жанр произведения.

Произведение Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» по жанру относится к повести. Оно имеет средний объём, а сюжетная линия сосредоточена вокруг главного героя, что соответствует признакам этого жанра.

3. Название произведения и его смысл.

Как часто принято в повестях, в название своего произведения писатель вынес имя главного героя. От его имени ведется повествование, вокруг его личности развивается сюжет. Название детализировано: ведь указано не только имя, но и места действия – в школе и дома. Это говорит о том, что для ребенка именно эти две сферы являются важными. Именно дома и в школе дети формируются как личности. Этим объясняется название.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от имени мальчика Вити Малеева, ученика четвертого класса. Он является главным героем и рассказчиком. Автор выбирает такой прием для того, чтобы читатель увидел события глазами ребенка и лучше понял детский мир.

5. Тема и идея произведения.

Тема повести – жизнь обычных школьников, их неудачи и победы.

Идея повести – борьба личностей, которые еще только формируются, со своими недостатками, воспевание высоких моральных ценностей: доброты, взаимопомощи, дружбы, любви.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Повесть начинается с того, что каникулы закончились, и дети снова идут в школу. Главный герой, Витя Малеев, размышляет о том, как здорово перейти в четвертый класс. Но одно его огорчает – он не занимался математикой летом, как обещал учительнице.

Все последующие события связаны со школьными буднями, праздниками, соревнованиями и домашним бытом.

Главный конфликт – борьба главных героев со своей ленью, неорганизованностью. Мальчики, как и все обычные дети, ленятся делать уроки, любят играть, но со временем они становятся дисциплинированными и ответственными.

7. Система образов произведения.

Главные герои повести – рассказчик Витя Малеев и его друг Костя Шишкин. К важным второстепенным героям относятся: учительница Ольга Николаевна (образцовый педагог), мудрый директор школы, сестра Вити – Лика (умная и талантливая девочка, ученица третьего класса), пионервожатый Володя, староста класса Глеб Скамейкин и другие.

8. Композиция произведения.

Произведение состоит из двадцать одной главы. Все они объединены общей темой – описание домашнего быта и школьной жизни главных героев

В повести мало описаний и портретов, внимание сосредоточено больше на событиях и размышлениях о них главного героя

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор создает веселую динамичную сюжетную картину в повести. Он удачно использует юмор в эпизодах с детьми. Их рассуждения о мире взрослым кажутся наивными и вызывают улыбку.

10. Читательское восприятие произведения.

Повесть Николая Носова оставила приятные впечатления, веру в то, что люди могут преодолеть свои недостатки.

Пересказ сюжета

Витя впервые отправляется в четвертый класс. На каникулах паренек проводил время в свое удовольствие, не вспоминая о школьных уроках, невзирая на то, что он обещал педагогу заниматься арифметикой, с которой у мальчика еще в прошлом году возникли явные трудности. Ольга Николаевна, обнаружив, что Малеев не помнит даже таблицу умножения, упрекает ученика, и Витя искренне дает самому себе слово все начать сначала, прилежно учиться и исправить отметки.

Однако намерение четвероклассника остается невыполненным из-за присущей ему лени. Мальчик первоначально выполняет задания по тем предметам, которые даются ему без особых усилий, в итоге у него уже не остается сил на решение задач. К тому же у Малеева появляется новый одноклассник Константин Шишкин, с которым у Вити быстро завязываются дружеские отношения. Костя также отличается легкомыслием и неумением правильно распределить время, вскоре приятели подвергаются критике со стороны товарищей на классном собрании. Малеев и Шишкин обещают непременно придерживаться четкого распорядка дня и в первую очередь готовить домашние задания, но лень вновь оказывается сильнее планов ребят.

Однажды Константин предлагает другу сыграть в шахматы. Витя неожиданно для себя увлекается новым занятием, он и Костя проводят за игрой долгие часы, забывая об арифметике. В результате оба получают двойки по этому предмету по итогам четверти.

Малеев испытывает острое чувство стыда, он усиленно старается научиться решать задачи. Благодаря помощи одноклассника Витя действительно начинает лучше разбираться в арифметике, ему удается помочь выполнить задание младшей сестренке Лике, и мальчик четко осознает, что он уже разобрался в изученном ранее материале, и теперь ему легче осваивать программу.

В то же время Шишкин полностью прекращает заниматься. Костя пытается изобразить перед матерью болезнь, чтобы не идти на контрольную работу по арифметике, однако мама сразу же разгадывает его ложь и жестко обещает выгнать из дома любимую собаку сына.

Четвероклассники посещают представление в цирке. Шишкин решает выдрессировать своего пса и впоследствии выступать с ним перед публикой. Костя перестает ходить в школу, полагая, что для работы в цирке ему не потребуется образование. Витя уверяет товарищей и Ольгу Николаевну в том, что Шишкин болеет, однако правда выясняется, когда одноклассники без предупреждения навещают Константина.

Учительница заступается за Костю перед директором школы. Малеев обещает помочь другу усвоить пропущенный материал. Шишкин постепенно ликвидирует существующие пробелы в знаниях, к тому же на новогоднем вечере он и Витя демонстрируют всем дрессированную собаку, и зрители искренне восхищаются «ученым псом» и юными дрессировщиками.

Приятели уже не принадлежат к числу отстающих учеников, и им поручается создание в классе небольшой библиотеки. Ребята старательно выполняют поручение, при этом в следующий класс они переходят, имея в табеле пятерки по всем предметам.

4 класс

Распознавание автора текста

Алгоритм распознавания автора текста, разработанный в 2008 году Львовым Алексеем (creator) для Лаборатории Фантастики, основан на сравнении лингвистического профиля текста с идентичными по структуре лингвистическими профилями авторов для выявления наиболее точного совпадения. Лингвопрофили авторов вычисляются заблаговременно и хранятся в базе данных как массивы усреднённых показателей и их среднеквадратичных отклонений по всем текстам автора. Таких показателей насчитывается более тысячи, часть из которых приведена выше.

Эмпирический подсчёт показал, что совокупный анализ этих данных, взятых в весовых долях, позволяет определить автора романа с точностью 98.79%, рассказа — 84.32% (при условии, что в базе данных имеется лингвистический профиль истинного автора). Алгоритм сложен и обладает рядом инновационных решений, что позволяет достичь высокой точности в сравнении с прототипами, основанными на анализе одних лишь символьных биграмм.

Алгоритм работы лингвоанализатора кратко описан в статье «Лингвистический анализ текста и распознавание автора».

Автор Совпадение с лингвопрофилем автора (в условных единицах)
1. Николай Носов 32

2. Валерий Медведев
31

3. Эдуард Веркин
29

4. Кир Булычев
29

5. Мария Галина
29

6. Виктор Колупаев
28

7. Константин Якименко
28

8. Зиновий Юрьев
28

9. Юрий Томин
28

10. Михаил Анчаров
27


смотреть весь список >>

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»

Номер слова в предложении

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Существительное 13 18 18 21 26 28 28 26 27 28 25 30 26 30 26 26 30 27 24 24
Прилагательное 1.9 2.7 4.8 4.8 4.6 4.9 5.2 4.6 5 4 4.6 5.6 5.5 4.7 5.2 6.1 5.4 3.4 5.9 5.3
Глагол 22 30 33 32 30 27 28 27 27 29 28 27 28 26 24 27 27 27 24 32
Местоимение-существительное 30 24 16 11 7.9 9 8.8 10 8.3 7.6 8.7 6.8 9.4 8.3 8.1 9.7 9.4 6.1 9.1 6.6
Местоименное прилагательное 3 4.4 3.6 4.6 4.9 4.8 4.1 4 4.3 4.5 4.2 3.7 4.6 2.7 5.4 4.3 1.8 3.1 4.9 6.2
Местоимение-предикатив .20 .10 .10 .00 .00 .00 .00 .00 .10 .00 .10 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .40
Числительное (колич-ое) .90 .40 1.2 1.3 1.3 1 1 .80 .80 .90 .70 1.3 1.3 2.2 .20 .90 .50 .30 .30 .80
Числительное (порядковое) .20 .20 .20 .20 .30 .40 .20 .20 .20 .60 .30 .10 .10 .00 .40 .20 .00 .60 .00 .00
Наречие 9.2 6.6 4.6 3.9 3.7 3.6 3 3.9 3.7 3.7 3.9 4.2 3.7 3.4 5.6 5 2.6 4 5.6 4.1
Предикатив .40 .30 .20 .30 .20 .30 .20 .10 .30 .40 .00 .00 .10 .20 .00 .00 .30 .00 .30 .40
Предлог 8.2 4.2 8.9 10 9.9 9.7 12 9.9 11 9.3 12 11 12 11 12 10 12 13 12 12
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Союз 6.7 3.9 4.3 4.9 7 6.8 7 8.3 7.8 7 7.2 5.4 4.9 6.7 8.3 6.3 6.6 7.7 8.4 7
Междометие 1.5 .10 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Вводное слово .10 .10 .00 .00 .00 .10 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .10 .00 .00 .00 .30 .00 .00 .00
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Частица 2.4 4 4.9 4.9 3.9 4.5 3.2 4.7 3.4 4.7 5.3 4.7 3.1 4 4.7 4.1 3.8 6.7 4.9 1.2
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Причастие .20 .00 .10 .30 .40 .20 .20 .40 .30 .30 .40 .50 .60 .70 .20 .20 .30 .60 1 .40
Деепричастие .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .10 .00 .00 .00 .00 .00 .20 .00 .00 .00 .00 .00

Основные персонажи[ | ]

  • Ви́тя Мале́ев — четвероклассник и главный герой повести. Его отец работает на сталелитейном заводе модельщиком. Также у Вити есть мать и младшая сестра — третьеклассница Лика. Она сшила брату и его товарищу Косте Шишкину костюм лошади для школьного утренника, изготовила для выступления на новогоднем вечере бумажные колпаки, а для собаки Шишкина по кличке Лобзик — воротник из золотой бумаги.
  • Ко́стя Ши́шкин — четвероклассник и друг Вити Малеева. Раньше его семья (сам Костя, мама и тётя Зина) жили в Нальчике, а также в Краснозаводске. Папа мальчика погиб на фронте (Костя вспоминал, что отец приезжал с войны, когда он был совсем маленьким:«Я спал, потом проснулся, а папа взял меня на руки и поцеловал, а шинель у него была такая шершавая и колючая. Потом он ушёл, и я больше ничего не помню» ). Костя очень любит животных — у него в разное время жили белые мыши, ежи и морская свинка, а также собака Лобзик, которую он научил считать. Мальчик мечтает стать цирковым акробатом, умеет играть в баскетбол (в конце повести Костя становится капитаном баскетбольной команды) и футбол. Его мать работает шофёром, а тётя Зина собирается стать актрисой: она учится в театральном училище и записалась в драмкружок при клубе автозавода.
  • О́льга Никола́евна — классный руководитель четвёртого класса, где учатся Витя Малеев и Костя Шишкин.
  • И́горь Алекса́ндрович — директор школы, где учатся Малеев и Шишкин. Дал Косте несколько советов, как дрессировать щенка по кличке Лобзик.
  • Воло́дя — пионервожатый, ученик 7-го класса.

Читательский дневник по повести «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова

Название произведения: «Витя Малеев в школе и дома».

Число страниц: 176.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: школьник Витя Малеев, ученик Костя Шишкин.

Второстепенные герои: учительница Ольга Николаевна, сестра Лика, вожатый Володя, директор Виктор Александрович.

Характеристика главных героев:

Витя — добрый, дружелюбный.

Слегка рассеянный, но настойчивый и целеустремлённый.

Любит играть и проказничать, а потом до полночи делает уроки.

Шишкин — добрый, мечтательный мальчик.

Любит животных.

Начал отставать в учёбе и врать.

Так и не смог взять себя в руки.

Характеристика второстепенных героев:

Лика — младшая сестра мальчика.

Старательная, послушная, добрая и отзывчивая.

Умная и грамотная.

Ольга Николаевна — классный руководитель.

Добрая, строгая, справедливая.

Виктор Александрович — строгий директор.

Володя — вожатый. Находчивый, умный, весёлый.

Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома»

После каникул Витя идёт в 4 класс.

К ним приходит новый ученик Костя Шишкин.

Если у Вити есть проблемы с математикой, то Костя плохо учится по русскому языку.

Мальчики становятся друзьями и часто вместе играют в футбол.

Они получают двойки и их просмеивают в школьной стенгазете.

Витя пытается проявить силу воли и взяться за учёбу, но у него ничего не получается.

Он пытается заниматься с Аликом, но вместо уроков целыми днями играет в шахматы.

Шишкин разводит домашних животных.

Лика просит брата помочь её с математикой, и Витя учится решать задачи.

Шишкин увлекается дрессировкой собаки Лобзика и начинает прогуливать уроки.

Витя хочет помочь другу, но не знает как.

А обман Шишкина раскрывается, и Костя обещает учиться хорошо.

Они с Витей занимаются вместе и после Нового года получают первые четвёрки.

Ребята становятся библиотекарями, старательно учатся и заканчивают год на одни пятёрки.

План повести:

  1. Первое сентября.
  2. Новый ученик.
  3. Футбол.
  4. Морячок на доске.
  5. Стенгазета.
  6. Обещание.
  7. Сила воли.
  8. Шахматы.
  9. Школьный спектакль.
  10. Помощь сестре.
  11. Цирк.
  12. Дрессировка Лобзика.
  13. Прогулы.
  14. Обман раскрывается.
  15. Директор.
  16. Новогодний вечер.
  17. Библиотекари.
  18. Отличники.

Основная мысль повести «Витя Малеев в школе и дома»

Главная мысль повести заключается в том, что только упорство и желание что-то изменить помогают добиться значительных успехов.

Основная идея повести в том, что помогая другим, человек сам становится лучше.

Тем, кто всё делает вместе, любые трудности по плечу.

Чему учит рассказ

Повесть учит держать слово, выполнять данные обещания.

Учит дружбе и взаимовыручке.

Учит всё делать сообща.

Учит любить животных.

Учит не ставить игры выше учёбы.

Краткий отзыв о повести «Витя Малеев в школе и дома» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я порадовалась за её главных героев.

Мальчики плохо начинали учебный год, они часто получали двойки и не могли заставить себя собраться и взяться за ум.

Но постепенно, сообща, они сумели исправить ситуацию, стали более дисциплинированными.

У них всё стало получаться.

Ребята научились находить время не только для игр, но и для учёбы.

Это очень интересное произведение, полное юмора и забавных приключений.

Автору удалось очень точно показать обычную жизнь четвероклассников, рассказать об их проблемах и увлечениях.

Герои повести получились очень узнаваемыми.

Кажется, что речь идёт о мальчиках нашего класса.

Мне нравится Витя, который ради помощи сестре, заставил себя изучить математику.

Он показал себя настоящим другом, готовым всегда прийти на выручку.

И мне очень нравится его сестра Лика, умная и добрая девочка, для которой брат всегда был авторитетом.

Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что главной задачей любого ученика является учёба.

Только сделав уроки, можно пойти поиграть с друзьями, а не наоборот.

Пословицы к произведению:

  • Терпение и труд — все перетрут.
  • Труд человека кормит, а лень — портит.
  • Для кого труд радость, для того жизнь — счастье.
  • При настойчивости можно иглой колодец вскопать.
  • С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  • Умный товарищ — половина дороги.

Ещё читательские дневники по произведениям Николая Носова:

  • «Бобик в гостях у Барбоса»
  • «Весёлая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Живая шляпа»
  • «Затейники»
  • «Карасик»
  • «Метро»
  • «Мишкина каша»
  • «На горке»
  • «Незнайка в Солнечном городе»
  • «Незнайка на Луне»
  • «Огурцы»
  • «Приключение Незнайки и его друзей»
  • «Приключение Толи Клюквина»
  • «Тайна на дне колодца»
  • «Телефон»
  • «Тук-тук-тук»
  • «Фантазёры»
  • «Федина задача»
  • Краткая биография Николая Носова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Помощь друзей

На праздник Седьмое ноября Малееву подарили много подарков, но ему приходилось лгать, когда его спрашивали, как он учится. Вечером он показал табель с оценками папе с мамой, и его ужасная успеваемость перестала быть тайной. Мальчик решил во чтобы то ни стало исправиться. Ваня Пахомов был назначен помогать Малееву с арифметикой, а Алик Сорокин Шишкину — с русским языком.

Победа над арифметикой

Витя задумал перерешать все задачи за предыдущий класс и тем самым подтянуться по арифметике. Справившись с помощью Вани Пахомова с этим заданием, он перестал бояться математики, она ему даже понравилась. Его взяли в баскетбольную команду, ему хватало времени кататься на лыжах, коньках, играть в хоккей и при этом хорошо учиться.

Но у Шишкина дела были плохи. Вместо того чтобы взяться за учебу, он накупил домашних животных и проводил все время с ними. Уроки он не учил, а если знал, что в школе будет диктант, то просто не ходил учиться. Шишкин нашёл на улице бездомную собаку, взял ее домой и назвал Лобзиком. В свободное время он занимался тем, что дрессировал пса, и уже научил его держать палку и носить ее за собой.

Тайное стало явным

Все чаще и чаще Шишкин прогуливал школу под предлогом болезни. Вместо того чтобы идти в школу, он слонялся по городу, боясь встретить знакомых или учителей. Даже его мама и тетя не знали об этом.

Лишь верный друг Витя был посвящен в тайну и вынужден был врать учителям. От постоянного пересказа этой лжи у него было очень тяжело на душе и хотелось посоветоваться с мамой, но он не решался.

Вскоре все ребята из класса захотели навестить Шишкина. Во время их визита он лежал, притворяясь больным. Как только они ушли, Шишкин вскочил с кровати и начал прыгать по комнате. И в этот момент в комнату зашел Лёня за забытой шапкой.

Перевоспитание Кости и дрессировка Лобзика

На следующий день Шишкина и Витю ожидал разговор с директором школы. Тот подробно расспросил Витю о том, как тот стал лучше учиться. Директора также заинтересовала история дрессировки Лобзика, и он рассказал, как на самом деле работают с собаками в цирке. И Шишкин твердо решил, что подтянет русский и выучит Лобзика считать.

Теперь Витя начал регулярно заниматься с другом

Костя изо всех сил развивал силу воли и внимание, но пока особых сдвигов в учебе не было. В то же время Шишкин дрессировал Лобзика

Маленький пес уже мог протявкать столько раз, сколько показывали на карточке. Костя попросил Ольгу Николаевну, чтобы она позволила им с Лобзиком выступить на новогоднем вечере.

Для подготовки мальчики ходили с Лобзиком в гости к одноклассникам и демонстрировали всем учёную собаку, приготовили разноцветные костюмы для себя и для Лобзика. Во время праздничного выступления Лобзик исправно решал примеры, называл количество чурок, цифру, написанную на карточке. Потом зрители задали псу задачу. Он сначала решил неправильно, но потом исправился.

Ольга Николаевна назначила Витю и Костю на должность библиотекарей. Им работа очень понравилась. Было интересно чинить старые книги, следить за тем, чтобы книги не пачкались, рисовать плакаты. Шишкин полюбил книги и чтение. Вскоре он получил за диктант тройку, для него это была огромная радость.

Анализ произведения

Действие разворачивается в XIX веке, сначала в российской провинции, а затем в столице. Герою предстояло пройти через многие трудности и испытания.

Краткое содержание

Семья Иртеньевых принадлежала к дворянскому роду. Их дети Володя, Николенька и Любочка учились на дому. Когда старшие ребята подросли, отец Петр решил отправить ребят в столицу, чтобы они получили лучшее образование. Младшему сыну было тяжело расставаться с родным домом, а особенно с мамой. У детей был учитель, которого хотели уволить из-за отъезда, но в итоге взяли с собой. Его звали Карл Иванович.

Через месяц семья освоилась в столице. Они жили у бабушки. Это добрая, заботливая и любящая женщина. Николай сочинял стихи, первые стихотворения он посвятил бабушке. Та была растрогана таким сюрпризом.

Мальчик завел нового друга, а затем познакомился с Соней. Это была красивая девочка, с которой они веселились и здорово проводили время на празднике. Вечером Николенька признался брату, что влюбился в нее.

Через 6 месяцев отец получил письмо, где сообщалось, что его супруга заболела, скорее всего, проживет недолго. Женщина просила привезти детей, чтобы попрощаться с ними. Семья сразу же отправилась домой. Но, увы, маму они уже не застали.

Смерть матери сильно потрясла Николеньку. Он не мог поверить, что любимой мамы больше нет. Мальчик долго горевал. Его жизнь полностью изменилась. Семья через некоторое время вернулась в столицу, где окончательно обосновалась. Так закончилось детство Николеньки.

Главные герои

Толстой в своей книге описал историю семьи Иртеньевых. Младший сын — главный персонаж в произведении. Николенька — мальчик десяти лет. Он жил в комфорте, был избалован, имел следующие черты:

  • добросердечный;
  • вздорный;
  • нежный;
  • совестливый.

Отец мальчика обладал следующими чертами:

  • здравый ум;
  • уверенность;
  • азарт;
  • мягкий нрав.

Мама Николеньки была ласковой, нежной, мудрой и заботливой. Она баловала и любила детей. В доме проживала экономка Наталья Савишна, которая была дружна с мамой мальчика. Среди второстепенных персонажей выделяют:

  1. Володя и Люба — брат с сестрой главного героя. К мальчику они относились без особой нежности.
  2. Сонечка — девочка, в которую влюбился Николай.

Основные мысли

Автор хотел показать на примере героев семейные отношения и ценности. Он описал мысли ребенка, как проходит становление его характера и личности. Николенька формируется под влиянием окружения, у него появляются свои нравственные принципы и нормы. Именно семья является примером поведения, показывает, как преодолевать трудности, вести себя в обществе. Родители закладывают основу морали ребенку.

К этому произведению прекрасно подходят пословицы: «Без матери и солнце не греет», «Детство — время золотое», а также «Птица рада весне, а дитя — матери».

Об авторе книги

Николай Николаевич Носов (10 (23 ноября) 1908 — 26 июля 1976), родился в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя». Николай Носов был женат дважды. Его первая жена Елена умерла, когда их сыну Петру было 15 лет. От второй жены Татьяны детей не было. Николай Носов посвятил ей «Приключения Незнайки и его друзей». Сын писателя Петр Носов (1931—2002) стал фотожурналистом, классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии. Около 30 лет он проработал в Фотохронике ТАСС, где возглавлял творческую секцию. Внук — Игорь Петрович Носов (р. 1962) — фотограф, писатель, автор «Новых приключений Коротышек». Правнук — Иван Игоревич Носов.

Информация об авторе взята из Википедии: Носов,_Николай_Николаевич

Начало произведения

Действие повести происходит летом 1939 года. Три месяца полковник Александров, который командовал бронедивизионом, отсутствовал дома. По всей видимости, его отправили на фронт. Своим дочерям, Жене и Оле, отец выслал телеграмму, в которой предписал, чтобы девочки проводили остаток каникул на их подмосковной даче.

Первой туда отправилась Ольга, старшая дочь. Вечером она взяла свой аккордеон, который ей подарил отец, и принялась играть на нём. Вдруг она неожиданно увидела неизвестного молодого мужчину, который подслушивал игру девушки. Удивлённой Ольге он представился Георгием Гараевым и сказал, что он тоже имеет отношение к артистам. Парень вызвался проводить её на вокзал, поскольку вечерним поездом на дачу должна была прибыть Женя. Однако по каким-то причинам она так и не приехала.

Образ и биография Вити Малеева

История главного героя началась с того, что он не выполнил данное классному руководителю Ольге Николаевне обещание подтянуть арифметику летом. Поэтому с первых же уроков стал отставать от одноклассников.

К тому же, новенький — Костя Шишкин — не способствовал тому, чтобы Витя прилежно учился. Подружившись, мальчики стали больше времени тратить на увеселительные занятия, даже не стараясь повысить академическую успеваемость.

Это не осталось незамеченным в школьном коллективе. С ребятами пытались разговаривать и одноклассники, и учительница. Более того, их отстранили от общественной деятельности, не допускали до спортивных кружков и не давали участвовать в постановке «Руслана и Людмилы». К слову, «отстающие» противились такому порицанию и даже сшили костюм коня, в котором тайком вышли на сцену, когда шел отрывок «Бой Руслана с головой».

Четвероклассник понял, что дело приобретает серьезный оборот, когда стал получать по арифметике одни двойки. Но при этом мальчик не был глуп. Ему не хватало силы воли, чтобы заставить себя догнать пропущенный материал.

К 9-й главе подросток сделал над собой усилие и пришел поговорить с Ольгой Николаевной. Учительница пристыдила Витю, посоветовав тому брать пример с отличников, а не с двоечника Шишкина. А поворотным моментом в школьной биографии Малеева стало то, что из-за него и друга класс стал отставать по успеваемости от других.

Леонид Крауклис в роли Вити Малеева / Кадр из фильма «Два друга»

Главный герой решил, что дальше так продолжаться не может. Он пришел домой и сел решать задачи — про орехи и про топоры. Но ни одна ему не далась. Тогда четвероклассник заглянул в учебник к младшей сестре Лике, которая училась в 3-м классе, с ужасом отметив, что и эти примеры ему не под силу.

Тогда Витя понял, что нужно многое догнать по программе, чтобы исправить оценки. С этого дня успеваемость подростка стала повышаться. Но одновременно с этим у Кости Шишкина ситуация становилась все хуже.

Мальчик перестал ходить на занятия, боясь признаться матери в двойках и прогулах. Четвероклассник же не осмеливался рассказать взрослым правду и прикрывал друга. Малеев чувствовал, что поступает неправильно и делает Косте только хуже.

Когда обман раскрылся, главному герою было стыдно, что тот говорил неправду учителю о мифической болезни Шишкина. Теперь, когда Костя вернулся в школу, Витя решил подтянуть его по русскому языку.

Мальчик каждый день приходил домой к другу и боролся с его ленью и отсутствием силы воли. Постепенно оценки стали лучше, а дополнительной мотивацией стал допуск в баскетбольную секцию. Для бывшего прогульщика Кости самым счастливым стал момент, когда ему поставили заветную четверку по русскому языку. А к концу года оба ученика стали отличниками.

Главная мысль этого произведения для детей заключается в том, что ради получения результата нужно стараться. Оба героя позволили себе отстать от других в учебе. И для того, чтобы догнать материал, мало было желания — требовалось еще и упорство, и ежедневный труд.

Большую помощь в достижении цели оказала дружба — настоящая, когда поступают так, как будет лучше, даже если при этом приходится рассказывать правду о ложности болезни. Благодаря сплоченности ребят, их взаимовыручке и поддержке финал повести оказался положительным.

Анализ и рассуждения

Образы всех персонажей просты и понятны. Команда ребят под руководством Тимура — это положительные герои. Они по мере сил помогают людям в трудное время. И пусть для взрослых действия мальчишек и девчонок кажутся какой-то непонятной и странной игрой, цель у неё благородная.

Компания подростков-хулиганов во главе с Мишкой Квакиным — отрицательные персонажи. Они обворовывают сады, хулиганят и обижают младших. С современной точки зрения, это обычные невоспитанные мальчишки. Но нужно помнить тот факт, что действия повести разворачиваются прямо перед началом войны. Немец ещё не вошёл вглубь страны, но уже близко подобрался к рубежам родины.

Подростки уже понимают, что такое гибель на фронте, несмотря на то что в центре страны жизнь ещё более или менее спокойная. Именно поэтому тимуровцев возмущает такое поведение друзей Квакина. Так представляет читателям эти взаимоотношения писатель, но тут же делает отступления, как бы давая шанс хулиганам на исправление. Он не раз описывает фрагменты, где у Мишки Квакина пробуждается совесть, значит, он ещё не безнадёжен, в отличие от своего друга Фигуры.

Весь образ этого хулигана описан в его словах и поступках. Автор, как бы подчёркивает, что именно он тут главный отрицательный персонаж. Все его действия направлены только на зло, причиняемое другим людям.

Особенно подчёркиваются такие его черты как:

  • озлобленность;
  • глупость;
  • жестокость.

Он запросто может обидеть маленькую девочку, у которой недавно погиб отец, или избить слабого мальчика. Все его мысли направлены только на причинение вреда. Об этом можно судить из его слов: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет».

Неслучайно Гайдар делает акцент на взаимоотношении обычных подростков. Читатель поневоле переносит их поступки на себя, анализируя собственное поведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: