Анализ повести достоевского «белые ночи»

Краткое содержание повести «Белые ночи»

Смысл эпиграфа. Особенности композиции и жанра. Художественное своеобразие

У названия есть подзаголовок – «сентиментальный роман». Он указывает на жанр произведения «Белые ночи». На первом плане изображение чувств главного героя, основа сюжета – классический любовный треугольник: герой любит девушку, она любит другого. Для эпиграфа писатель взял строчки стихотворения И. Тургенева «Цветок», несколько изменив их. Смысл эпиграфа отражает главную мысль произведения: четыре ночи героя, которые он провел, прикоснувшись к сердцу любимой, были единственным счастливым мгновением в его жизни.

Главный герой – 26-летний чиновник, уже восемь живущий в столице, снимая маленькую квартиру на набережной Екатерининского канала. Он любит мечтать и гулять по Петербургу. Время событий – это время белых ночей, когда все разъехались по дачам, а ему «некуда и незачем ехать». Хотя герой ни с кем не общается, его охватывает беспокойство на безлюдных улицах вовремя прогулки. Прохожие, которых он привык встречать на улицах, покинули город до осени, и он бродит по городу совсем один, мечтая и любуясь белой ночью.

В таком взволнованном состоянии он встречает на мосту плачущую девушку, красавицу в желтой шляпке, с отчаяньем смотрящую на воду канала. Это его настораживает, и он обращается к ней. Испугавшись, незнакомка поторопилась уйти, но ей преградил путь подвыпивший прохожий. Молодой человек вступается за девушку, показавшуюся ему «премиленькой брюнеткой», она принимает его предложение проводить ее. Он деликатно утешает ее, не спрашивая о причине слез. Прощаясь, она предлагает дружбу, взяв обещание никогда в нее не влюбляться. Он дает обещание, но уже влюблен. Они договариваются встретиться следующим вечером на мосту.

Встретившись, он узнал, что девушку зовут Настенька. Она просит рассказать нового знакомого свою историю. Юноша ответил, что у него нет истории, он одинок и спасается мечтами от своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка рассказывает немного о себе и своей бабушке, с которой живет. Уже два года подслеповатая бабушка, чтобы контролировать внучку, пристегивает булавкой подол ее платья к своему. Так Настенька и проводила почти все время с бабушкой, за шитьем или читая вслух. Лишь тайком ей удается иногда убежать на волю.

Она поведала, что влюблена, ее избранником стал жилец, который снимал у них комнату. Он давал Настеньке читать книги, однажды пригласил ее с бабушкой в оперу на «Севильского цирюльника». Год назад Настенька, узнав, что постоялец должен уехать, призналась ему в своих чувствах и готова была даже бежать с ним. Ее возлюбленный оказался человеком благородным, но бедным. Он обещал вернуться через год, поправив свои дела, и попросить ее руки у бабушки. Уже минул год, а известий от него не было, хотя по слухам уже как три дня приехал. Настенька просит своего нового друга отнести письмо для любимого к их общим знакомым. Любя Настеньку и желая ей счастья, он соглашается выполнить ее просьбу.

Герой отнес письмо по указанному адресу. Вечером встретился с Настенькой, которая в ожидании была необыкновенно говорливой, веселой и шаловливой. Она была очень признательна за дружбу, не замечая его влюбленного взгляда. Но когда пробили часы на колокольне одиннадцать, и жених так и не объявился, ее радость исчезла. Мечтателю удалось успокоить девушку и уверить в лучшем.

На четвертый вечер мечтатель признается девушке, что ответа от ее жениха так и не было. Настенька пытается доказать себе, что она больше не будет любить человека, обманувшего ее. Герой признается ей в своих чувствах. Растроганная девушка с благодарностью отвечает, что он лучше того, кого она любит, и готова ответить взаимностью. Они начинают мечтать о будущем: он переедет в пустующий мезонин их дома, она со временем полюбит его. В разгар их мечтаний проходящий мимо мужчина окликнул Настеньку по имени. И она, не раздумывая, «порхнула» в объятия того, того ждала. Мечтатель лишь с горечью наблюдал за трогательной внезапной встречей возлюбленных.

Следующим пасмурным дождливым утром незадачливый влюбленный получил письмо. Настенька поделилась радостью о своем скором замужестве, надеясь, что ее жених и мечтатель подружатся. Также просила простить ее и призналась, что его любовь останется для нее «сладким сном, который долго помнишь после пробуждения». Долго перечитывая письмо, мечтатель понял, как «неприветлива и грустна перспектива» его дальнейшей жизни. Но он не укоряет Настеньку, а благодарен ей за те четыре ночи, которые никогда не забудет.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Ночь первая

Рассказчик — двадцатишестилетний чиновник. Он уже 8 лет живёт в Петербурге, но не завёл «почти ни одного знакомства». Его любимое занятие — прогулки по Петербургу, он любит этот город, его дома и жителей. Молодому человеку становится грустно, когда с наступлением тепла город заметно опустел, так как многие уехали на дачи. Он вышел за город долго любовался природой.

Вечером, возвращаясь домой, мечтатель увидел у перил канала рыдающую девушку. Желая её успокоить, он шагнул к ней, но девушка испугалась и быстро пошла прочь. К ней пристал пьяный господин, но, увидев в руке молодого человека палку, мигом отстал. Молодой человек предложил незнакомке проводить её, чтобы пьяный не пристал снова, и она согласилась. Они разговорились, и девушка поняла, что её новый знакомый очень порядочный и мечтательный человек. Она согласилась встретиться вновь, но поставила условие — в неё не влюбляться.

Ночь вторая

На следующий день Настенька попросила рассказать молодого человека о себе. Он сказал, что является одним из мечтателей, жизнь которых — это «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем… тускло-прозаического». А после путешествия в мир грёз он ещё больше тяготится одиночеством. Настенька пообещала ему, что с этих пор они будут друзьями. Девушка сказала, что ей нужен совет, и рассказала о своей жизни.

История Настеньки

В раннем детстве Настенька осталась сиротой, бабушка воспитывала девочку и дала ей образование: учила сама, наняла учителя. В 15 лет учение было закончено, и вот уже 2 года Настенька сидит дома. После одного её поступка ослепшая бабушка, боясь, что не усмотрит за бойкой внучкой, стала пришпиливать её платье к своему, чтобы она подле неё читала и рукодельничала.

Живут они на средства от сдачи мезонина жильцам. Однажды бабушка сдала мезонин молодому человеку. Случайно он увидел, что Настенька сидит пришпиленная к бабушке. Понимая, что девушке скучно сидеть весь день дома, жилец предложил бабушке свою библиотеку (чтобы Настенька читала ей книги из библиотеки). Узнав, что у девушки нет подруг, что ей скучно, он пригласил её и бабушку в театр. Ездили они в театр несколько раз, но приходил жилец навестить хозяек нечасто. Настенька влюбилась в него и, когда узнала, что молодой человек уезжает в Москву, решилась на отчаянный поступок: пришла к жильцу с вещами в узелке, чтобы ехать вместе с ним. Увидев её слёзы, молодой человек понял её намерение и признался, что Настенька может сделать его счастливым. Но так как он беден и не имеет даже порядочной службы, то не может пока жениться на ней. Также сообщил, что пробудет в Москве ровно год и, если к тому времени девушка его не разлюбит, они поженятся. И вот прошёл год, Настенька знает, что он в городе уже 3 дня, а к ней не зашёл.

Теперь мечтателю стала понятна причина слёз девушки в день их знакомства. Он посоветовал ей написать молодому человеку письмо. Оказалось, что Настенька письмо уже написала, и сейчас она попросила мечтателя передать его общим знакомым влюблённых.

Ночь третья

Из-за дождя третья встреча произошла только через ночь. Настенька, с нетерпением ожидая жениха, была очень взволнована и много говорила. Она благодарила мечтателя за то, что он в неё не влюбился, а стал другом, мечтала о будущем. Герою стало грустно, ведь он полюбил Настеньку, а она этого не замечала. Когда прошло время назначенного свидания, а жених не появился, девушка упала духом. Мечтатель стал утешать и обнадёживать её.

Ночь четвёртая

Следующим вечером Настенька, узнав, что письма от жениха всё ещё нет, сказала герою, что он гораздо лучше её жениха, который подло обманул её. Мечтатель признался в любви, и девушка предложила ему переехать в бабушкин мезонин, чтобы лучше узнать его и полюбить. Молодые люди принялись мечтать о совместном будущем.

Вдруг Настенька замолчала — мимо прошёл молодой человек, пристально посмотрел на неё и вскричал: «Настенька! Настенька! это ты!» Девушка бросилась к нему, и мечтатель с горестью смотрел на встречу влюблённых, на то, как они уходили, взявшись за руки.

Утро

На следующее утро мечтатель получил от Настеньки письмо, в котором она просила прощения за то, что напрасно его обнадёжила. Ещё она благодарила за его любовь, поддержавшую её. Девушка сообщила, что на днях выходит замуж и мечтает, чтобы он и жених подружились.

Долго перечитывал герой письмо. Перед внутренним взором мечтателя вдруг мелькнула перспектива его безрадостного будущего. Он уверен, что и через несколько лет будет благодарен Настеньке за «минуту блаженства и счастья», и считает, что ему повезло ощутить счастье. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

О повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского

«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.

Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.

В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.

Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.

Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя. В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины. С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.

В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.

Характеристика Настеньки и главного героя-рассказчика

Образ мечтателя и его рассказ-исповедь

Сентиментальные герои повести «Белые ночи» типичны для раннего творчества Достоевского. Они оба тонко чувствующие натуры, бережно относящиеся к чувствам друг друга. Из их эмоциональных, часто очень взволнованных, по-детски наивных разговоров становится ясно, что для них важны незначительные детали и мелочи, касающиеся вопросов любви, дружбы, будущего. Ничего не известно об их социальном статусе, они и сами не ищут причин во внешнем мире, живут своим внутренним миром. Оба любят мечтать.

Героине повести Настеньке семнадцать лет. Себя она называет девушкой простой, мало еще видевшей и мало учившейся. Но мечтатель считает ее умницей, что ее «красоте не мешает», возможно идеализируя возлюбленную. Она, как и ее новый друг, жила изолированно, но не по собственной воле, а по бабушкиной прихоти. Эта домашняя изоляция сделала из нее тоже мечтательницу, в мечтах ей даже мерещилась свадьба с китайским принцем. Но к своим мечтаниям она относится иронично.

Девушка – внимательный и чуткий собеседник, боится ранить чувства влюбленного в нее человека неосторожной фразой. В собственное чувство она окунается полностью, ее любовь чистая и безграничная, как и у мечтателя

Поэтому, когда она, сомневаясь в возвращении любимого, пытается отречься от своих чувств и построить свое счастье с другим, это выглядит беспомощной и обреченной попыткой самообмана.

Герой повести «Белые ночи» сентиментальный, впечатлительный, добрый человек. Он живет уже 8 лет в Петербурге, но так и не смог завести ни одного друга. Несмотря на свое одиночество, он духовно богат. Мечтатель пытался уйти от реальности, погрузившись в собственный вымышленный мир. Мечты героя – это ответная защитная реакция на монотонность, однообразие, скуку и пошлость окружавшей его жизни, которой он не способен противостоять. В своем воображении он создал фантастический мир, погрузившись в который живет вне времени и пространства. У него даже нет биографии. На просьбу Настеньки рассказать про себя, он удивленно отвечает, что у него нет истории. Не было значимых поступков, событий, знакомств. Его жизнь – это бесконечная история фантазий и грез. Он даже справляет годовщины своих милых ощущений.

Герой осознает, что однажды ему придется столкнуться с реальным миром, и его призрачная жизнь будет разрушена. Он понимает, что его фантазии бессильны перед жестокой реальностью. Для него жизнь представляет собой клубок противоречий, в котором перепутаны добро и зло, и зло порабощает добро. Но все же он тянется к жизни, откликаясь на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей. Благодаря влюбленности в Настеньку в нем вспыхнули новые надежды. Он даже готов отказаться грезить о несбыточном ради маленького реального счастья. Но Настеньку он не смог удержать, она ушла из его жизни так же внезапно, как и появилась. Его счастью не суждено было сбыться. В первом же столкновении с суровой реальной жизнью мечтатель был сломлен. Он замкнулся в себе, окончательно уйдя в мир своих отвлеченных размышлений.

Автор осуждает словами своего героя всех мечтателей, бегущих от пошлости и зла в обществе, неспособных бороться против них. Сам мечтатель говорит, что за один день этой жалкой, но реальной жизни готов отдать «все свои фантастические годы». Но осуществить свое желание он не в состоянии, не проявив достаточной настойчивости для его осуществления. Отчасти в образе мечтателя угадываются автобиографические черты. Писатель восклицает: «И не все ли мы более или менее мечтатели!» О себе уже в зрелые годы Достоевский писал: «И чего я только не перемечтал в своей юности… До того замечтался, что проглядел всю мою молодость».

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Ночь четвертая

На следующий день был дождь. Несмотря на ненастье, мечтатель все же пришел в условленное место. Настенька, как и ожидалось, не явилось. Герой переживал целый день и с трудом дождался следующего вечера.

Ответа на письмо так и не было. Впрочем, как и самого возлюбленного Настеньки. Решив, что он уже никогда не придет, девушка сильно расстроилась и расплакалась. Мечтатель всячески утешает ее, но тщетно. Настенька объявляет, что все кончено, она больше не любит этого злого человека, который жестоко ее обманул.

После таких слов мечтатель решается признаться Настеньке в любви. Он ожидает, что девушка его прогонит – ведь нарушено условие их дружбы. Но Настенька прощает молодого человека. Она догадывалась о чувствах мечтателя. Девушка уверяет, что если и не любит его сейчас, то скоро полюбит, так как он – замечательный. А прежнего возлюбленного она ненавидит. Он отверг девушку и даже не удостоил ее разговора или короткой записки.

Настенька предлагает герою переехать к ним в пустующий мезонин, и молодой человек соглашается сделать это завтра. Мечтатель и девушка мечтают о том, как поженятся, будут жить вместе с бабушкой, Феклой и Матреной.

Но в это время к паре подошел молодой человек. Настенька узнала в нем своего возлюбленного и бросилась в объятия. Мечтателю ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за этой трогательной встречей.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

История создания повести «Белые ночи»

Повесть «Белые ночи» относится к раннему периоду творчества Федора Михайловича Достоевского. Впервые она была опубликована 27-летним писателем в 12 номере журнала «Отечественные записки» в 1848 г. Критики приняли повесть благосклонно, называли одним из самых поэтических произведений русской литературы, оригинальным по смыслу и совершенно изящным по исполнению. Молодой выпускник инженерного военного училища Федор Достоевский уже к тому времени был известным писателем благодаря своей первой повести «Бедные люди» (1846 г.), ставшей сенсацией в литературном мире.

В произведениях этого периода отразились попытки писателя решить многие актуальные проблемы, волновавшие его современников. Герои произведений Достоевского – бедные люди, сюжеты – о безрадостном существовании и печальной участи «маленького человека». В это время благодаря В. Белинскому Достоевский в его кружке познакомился со многими передовыми русскими литераторами. Молодой писатель был увлечен их революционно-демократическими идеями, но считал, что задачи литературы гораздо глубже,они не должны быть ограничены только проблемами общественного переустройства. Призвание литературы он видел в постижении сложности и изменчивости характера человека, живущего в противоречивом мире, исследовании тайн человеческого сознания. Со временем из-за разногласий с Белинским Достоевский перестанет посещать его кружок.

С 1847 г. Достоевский станет постоянным посетителем «пятниц» М. Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский вместе с другими членами этого нелегального политического кружка был арестован. Его в числе других петрашевцев приговорили к смертной казни, замененную за несколько минут до исполнения на 4-летнюю каторгу с последующей ссылкой. Долгие годы он будет лишен возможности читать и писать. После каторги и ссылки он полностью откажется от своих революционных воззрений, его произведения будут пронизаны христианскими мотивами. Трагическая биография Достоевского разделила его творчество на два значительных этапа. Повесть «Белые ночи» стала последним значительным произведением раннего периода.

Образы мечтателей, людей особого склада, Достоевским были отражены в нескольких ранних повестях. До появления этих образов состоялась публикация в 1847 г. цикла фельетонов под названием «Петербургская летопись», в которых Достоевский попытался проанализировать причины появления людей такого образа жизни. Он считал, что мечтательность развивается от неудовлетворенности существующей реальностью у слабого человека. Не имея сил бороться, он уходит в придуманный мир своих грез и мечтаний. Достоевский писал, что в характерах, жаждущих деятельности, но «слабых, женственных, нежных» постепенно зарождается мечтательность, и человек превращается в мечтателя, становясь среднего рода странным существом. Окружающая действительность страшит мечтательную натуру, оказывая на нее тяжелое и враждебное влияние, вследствие чего той хочется «забиться в свой заветный уголок», кажущийся «золотым», а в сущности он «запыленный, неопрятный, беспорядочный и грязный». Но мечтатель мнит, что наслаждения, порожденные его фантазией «полнее, роскошнее, любовнее» настоящего житья.

Со временем мечтатель начинает сторониться людей и их интересов. Он становится неспособен к деятельности, негоден для службы, которую не любит. Такие люди «тянут дело свое» без интереса, лишь для заработка, что «хуже безделья». Так незаметно притупляется «талант действительной жизни». Достоевский понимал социальную сущность возникновения мечтательности и не искал ей оправданий. С одной стороны, относился сочувственно к героям-мечтателям, с другой стороны, осуждал их оторванность от реальности. Он показал, что при столкновении мечтаний с реальной жизнью от них не оставалось и следа. Наиболее полно Достоевский раскрыл образ мечтателя в повести «Белые ночи».

Ночь первая

Главный герой – молодой, небогатый чиновник, у которого кроме службы ничего в жизни нет. За восемь лет пребывания в Петербурге он не нашёл ни одной родственной души и чувствует себя в огромном городе всеми брошенным. Он создаёт себе воображаемую реальность, где чувствует себя героем, и таким образом скрашивает серую действительность. Мечтатель бродит по улицам, видит, что горожане суетятся, семьями уезжают на дачу. Молодой человек тоже решил последовать их примеру и хоть немного развеяться. За городом было хорошо, герой был восхищён увиденной природной красотой. Но пришлось возвращаться в унылый Петербург. Вечером, прогуливаясь вдоль канала, мечтатель видит плачущую девушку. Он хотел предложить ей помощь, но девушка испугалась незнакомца и ушла. Герой решил последовать за ней. По дороге он спас её от приставаний пьяного прохожего и проводил до дома.

Молодые люди разговорились. Новая знакомая оказалась симпатичной девушкой с красивыми глазами и пушистыми ресницами. Она призналась, что сначала подумала о Мечтателе плохо и поэтому ушла. А тот рассказал ей, что для него общение с людьми, тем более с девушками, всегда было проблемой. Он обычно не решается подойти и заговорить, хотя в мыслях давно представляет себе образ идеальной девушки и хочет найти её. Герои договорились встретиться там же, где впервые увиделись. Но героиня сразу предупреждает Мечтателя, что это будет не свидание, а дружеская встреча. Ей нужно рассказать ему о себе и узнать его поближе. Герой счастлив в предвкушении настоящего, живого общения с прекрасной девушкой.

Особенности, композиция, герои

Писатель делает к повести два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя», которые оба намекают о принадлежности к определенному литературному течению. В сентиментальной литературе именно дневниковые записи являются самым распространенным способом изложения.

Но по жанру «Белые ночи» не принадлежит чистому сентиментализму. У Достоевского получился «сентиментальный натурализм», ведь герои и место действия вполне реальны. Писатель показал «маленьких людей», которых часто изображал в своих романах. Но их внутренний мир очень чист, даже стерилен.

Композиция традиционна, четыре главы названы «ночами», а заключительная пятая — «Утро». Любовь заставляет Мечтателя выйти из мира своих фантазий, наполняет его душу настоящими чувствами. Его стремление любить искренне, бескорыстно. Даже теряя девушку мечты, он не испытывает огорчения или злости, а от души желает ей счастья, благословляет Настеньку.

Эпиграфом служит цитата из стихотворения И. Тургенева «Цветок». Красивые цветы (люди) живут не для того, чтобы испытывать удовольствие. Человек срывает их, чем обрекает на скорое увядание (соблазняет, недолго любит, затем отбрасывает прочь). В период написания были очень популярны французские утопические идеи. Их главный тезис — стремление к молчаливому подвигу, отказ от собственного удовлетворения в пользу другого. Утописты воспевали безмолвное самоотречение.

https://youtube.com/watch?v=3gXBF9oecHA

Основные действующие лица

Мечтатель — довольно обобщенный, но от этого не менее привлекательный образ. Он остается безымянным, возможно, автор делает это, чтобы подчеркнуть изоляцию героя от внешнего мира, в котором он ощущает себя чужим. Его ничто не связывает с окружающим миром, даже город предстает несколько нереальным, именно такой Санкт-Петербург становится местом действия повести «Белые ночи» Достоевского. Главные герои сходятся на очень короткий промежуток времени.

Настенька, нежное и хрупкое создание, на самом деле не такая простушка. Она тоже страдает от одиночества, но оно не добровольное, а вынужденное, и юная особа стремится от него избавиться. Смелая и даже несколько дерзкая, ведь не каждая девушка и сегодня решится открыто признаться в любви, прийти к мужчине с вещами и бежать с ним.

Характеристика девушки несколько противоречива. С одной стороны, она переживает внутреннюю драму, нуждается в поддержке и вызывает сочувствие. С другой — умело использует чувства нового знакомого, чтобы добиться своих целей. Сначала просит передать письмо, а когда обижается на жениха, то сразу обещает руку и сердце несчастному другу, который тайно влюблен в нее. До этого момента она будто не замечает его терзаний.

Многие критики и образ Петербурга считают одним из действующих лиц. Ведь его описания занимают много страниц. Хотя автор не называет конкретных улиц и мостов, он прекрасно описывает удивительное настроение, ауру Северной Пальмиры. Даже сами белые ночи, во время которых разворачивается сюжет, это образ. Символ того, что беспросветный мрак может рассеяться, когда есть человек, которого можно любить.

История Настеньки

Настеньке сейчас семнадцать лет. Осиротела она еще в детстве, и ее воспитанием занималась бабушка. До пятнадцати лет она нанимала девочке учителей, в том числе и преподавателя французского языка. Однажды Настенька, воспользовавшись тем, что бабушка задремала, приколола к ее одежде платье глухой кухарки Феклы, а сама убежала к подружке. Бабушка проснулась и стала о чем-то спрашивать Феклу, думая, что разговаривает с Настенькой. Кухарка видела, что к ней обращаются, но ответить, естественно, не могла. Она испугалась, отстегнула булавку и убежала. Так обман девушки раскрылся, за что бабушка сильно бранила внучку. После этого случая старуха еще больше стала ограничивать свободу девушки.

Настенька рассказала также, что живут они в небольшом двухэтажном доме. На первом этаже – она, бабушка и Фекла, а мезонин сдается в аренду. Однажды в нем поселился заезжий молодой человек. Новый жилец зашел поговорить с бабушкой о ремонте в своих комнатах, и старуха попросила Настеньку принести счеты. Девушка вскочила, позабыв, что приколота булавкой. Ей стало стыдно перед молодым человеком. Жилец тоже смутился и сразу ушел.

Спустя две недели новый постоялец сообщил девушке, что у него есть много книг. Настенька может брать их, чтобы читать бабушке. Старушка согласилась, при условии, что это будут «нравственные книги». Так Настенька прочитала произведения Пушкина и несколько романов Вальтера Скотта.

Как-то раз девушка случайно встретила квартиранта на лестнице, и между молодыми людьми завязался разговор. Постоялец расспрашивал Настеньку о прочитанных книгах. Через несколько дней он поинтересовался: не скучно ли девушке сидеть все время со старухой? Есть ли у нее подруги? Настенька рассказала, что ее приятельница Маша переехала жить в другой город, а больше подруг нет.

Когда жилец пригласил Настеньку в театр, девушка отказалась, испугавшись гнева бабушки. Молодому человеку не оставалось ничего другого, как пригласить на спектакль и старушку. Так Настенька впервые попала в театр на «Севильского цирюльника». После этого постоялец еще несколько раз приглашал старушку с внучкой в театр. Настенька и сама не заметила, как влюбилась в молодого человека. Она, правда, боялась, что ее любовь не будет взаимной. И опасения эти начали оправдываться.

Вскоре квартирант сообщил, что уезжает по делам в Москву. Настенька была очень расстроена таким известием. Несколько дней она не находила себе места и в последнюю ночь перед отъездом решилась на отчаянный поступок. Девушка собрала в узелок вещи и поднялась в мезонин.

Мужчина явно не ожидал такого визита, был очень подавлен. Настенька же плакала от стыда и отчаяния. Сквозь слезы она клялась в любви молодому человеку, уверяла что не хочет больше жить с бабушкой и готова ехать в Москву. Постоялец долго утешал девушку, объяснял ей, что слишком беден и не может сейчас жениться. Но в итоге пообещал, что вернется и предложит ей руку и сердце. Молодые люди договорились: ровно через год они встретятся на набережной в десять часов вечера. В том месте, где мечтатель впервые повстречал заплаканную девушку. Настенька знала, что ее возлюбленный уже три дня как в городе, но так и не пришел на свидание.

Мечтатель вызвался отнести возлюбленному письмо от девушки. Настенька очень обрадовалась такому предложению. Оказалось, что письмо уже написано, и девушка сама хотела просить героя о таком одолжении. Весточку следовало отнести общим знакомым Настеньки и ее жениха. Перед отъездом молодой человек пообещал, что наведается к ним, как только приедет. Если Настенька пожелает, то может оставить там сообщение.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Когда и как создавалась повесть

Автору удалось написать произведение довольно быстро — работа продолжалась с сентября по ноябрь 1848 г. В этот период Достоевский много общался с писателем Алексеем Плещеевым, с которым вместе посещал литературное общество Николая и Андрея Бекетовых, затем в кружке М. Петрашевского. В те времена обязательно было нужно разрешение на публикацию, и оно было получено 31 октября 1848 г. В 12-м номере «Отечественных записок» произведение впервые увидело свет. В дальнейшем оно было переработано автором:

  • Сюжет был оставлен без изменений, но монолог главного героя серьезно переработан. Автор включил в него пушкинские образы.
  • Вычеркнута фраза о том, что близость наказания «производит в преступнике настоящее раскаяние». Вернувшийся с каторги писатель разочаровался в этом утверждении.
  • Некоторые сентиментальные выражения были вычеркнуты.
  • В издании 1865 г. посвящение Плещееву отсутствует.

Литературное сообщество тепло встретило повесть. Они ставили ее выше аналогичных произведений, выходивших в тот период. Н. Добролюбов считал, что в Мечтателе можно заметить черты Ивана Петровича из «Униженных и оскорбленных». Читательский интерес к этому светлому литературному творению не угас по сей день.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: