Фёдор Михайлович Достоевский
Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.
Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских. По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов. В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.
С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).
Все значительные произведения были написаны после отбывания наказания в Петропавловской крепости. Будучи заключённым, Достоевский вёл записи в «каторжной тетради», которые стали основой для повести «Записки мёртвого дома», а также романа «Бедные люди». К вершине творчества писателя относится так называемое пятикнижие (в хронологическом порядке):
- «Преступление и наказание» (1866);
- «Идиот» (1868);
- «Бесы» (1871—1872);
- «Подросток» (1875);
- «Братья Карамазовы» (1879—1880).
В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных)
Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких.
Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица
«Золотой век» — это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.
Жанр
Когда и где возник
Типы произведений
Представители
Основные черты
Классицизм
XVII век, Франция
Ода, трагедия, эпопея
Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).
Преобладает национально-историческая тематика.
Преимущественно развит жанр оды.
Присутствует сатирическая направленность
Сентиментализм
Во второй половине
XVIII
в. в Западной Европе и России
, наиболее полно оформился в Англии
Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия
Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер»)
Субъективность в оценке событий мира.
На первое место поставлены чувства, переживания.
Немаловажную роль играет природа.
Выражается протест против испорченности высшего общества.
Культ духовной чистоты и нравственности.
Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.
Романтизм
Конец XVIII — первая половина XIX века
, Европа, Америка
Рассказ, поэма, повесть, роман
А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),
Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.
Субъективное преобладает над объективным.
Взгляд на реальность через «призму сердца».
Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.
Тяготение к фантастике, условности всяких норм.
Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.
Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.
Реализм
XIX
в., Франция, Англия.
Повесть, роман, поэма
Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),
Н. А
Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»).
В центре литературного произведения — объективная реальность.
Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.
Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.
Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.
Идеалом является сама действительность.
Повышенное внимание к общественной стороне жизни.
Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений — сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.
Веневитинов
Лермонтов заканчивает блестящую поэтическую эпоху первой половины века. Он учится у Пушкина и борется с ним, разрушая гармоническое равновесие пушкинского стиха. Возвращаясь к романтическим шаблонам, преодоленным Пушкиным, он создает патетический ораторский стиль, философскую «думу», гневное обличение.
2 стр., 664 слов
На НАС УПАЛА ТЕНЬ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ( — О РУССКОЙ ПОЭЗИИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ)
… на стыке веков сочинение сочинение на тему на стыке веков сочинение миниатюра на стыке веков сочинение на стыке веков сочинение-миниатюра на стыке веков (No Ratings Yet) … сказаться на творчестве русских писателей. Русские поэты обрати … русское язычество и средневековое двоеверие. Все это было естественным проявлением закономерного развития человеческого духа. На стыке веков … что в поэзии живо только …
После Лермонтова поэтический поток мелеет, наступает царство повествовательной прозы; в нем затеряны одинокие фигуры нескольких больших поэтов. Некрасов, певец народного горя и гражданской скорби, исторгает из своей суровой музы «песни, подобные стону», оплакивает в унылых, глухо-протяжных и надрывных стихах нищую крестьянскую Россию, бездонное море народного горя и народной страды. Тютчев, поэт трагически раздвоенного сознания, одаренный пророческим ясновидением, поет о человеческой душе, бьющейся «на пороге как бы двойного бытия». В текучей музыке его стихов мир теряет свои четкие очертания; звуки, цвета и запахи перекликаются, душа природы говорит своим вещим языком. Его философская мысль облекается в образы – символы, и они вспыхивают как зарницы, на мгновение освещая страшную бездну хаоса, на которую «покров наброшен златотканый». Тютчев – обличитель вещей невидимых, поэт ночи.
Фет – поэт дня; для него блистательный покров природы – риза Божества; в узорах этой ткани вписаны знаки Божьего имени. Поэт с благоговейным восторгом отгадывает их тайный смысл. Символист Тютчев родствен Бодлеру , воздушная музыка Фета сближает его с Верленом . Оба они подготовляют поэтическое возрождение начала XX века: школу русского символизма.
Волшебное словесное искусство Гоголя вызывает к жизни целое поколение рассказчиков, бытописателей и романистов. Из гоголевской «натуральной школы» выходят все великие писатели 1850 – 1880-х годов. «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»», – говорит Достоевский. От «Мертвых душ» идет линия развития романа, победное шествие которого наполняет вторую половину века. В 1846 году появляется первая повесть Достоевского «Бедные люди»; в 1847 году – первый рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», первый роман Гончарова «Обыкновенная история», первое художественное произведение Аксакова «Записки об ужении рыбы», первая большая повесть Григоровича «Антон Горемыка»; в 1852 году Лев Толстой выступает со своим «Детством» и «Отрочеством».
Среди этого блестящего поколения возвышаются великаны – Достоевский и Толстой. За ними идет Тургенев, автор поэтических и правдивых «Записок охотника», глубокий психолог и острый наблюдатель, певец дворянской усадебной России, создавший «лишнего человека» Рудина и нигилиста Базарова. Его романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», его благородно-изящные повести и меланхолические «Стихотворения в прозе» – образцы высокого, законченного мастерства.
Из романов сдержанного и требовательного художника Гончарова «Обломов» занимает первое место. Сытая, праздная и ленивая жизнь помещичьей усадьбы, широкая и гомерически – патриархальная, изображена автором с горьким юмором и стыдящейся любовью. Слово «обломовщина» вошло в обиход русской речи.
Аксаков в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука» рисует ту же старую живописную помещичью Россию, тех же крепких и своеобразных людей, дедов и отцов, живших по старине, вросших корнями в родную землю и родной народ. Гончаров обличает и морализирует; Аксаков только описывает то, что было, эпически спокойно и простодушно. Он один из величайших стилистов в русской литературе.
46 стр., 22674 слов
Сочинения по произведениям русских классиков
В стороне от широкой дороги стоит несравненный по языку рассказчик Лесков, передающий живую речь духовенства, купечества и ремесленного люда. Его хроника «Соборяне» и рассказы «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» разбивают все литературные шаблоны и обогащают русскую прозу сокровищами народного и диалектического сказа.
На грани XX века вырастает тончайшее искусство Чехова, печально-нежное и аристократически сдержанное. Рассказчик и драматург, он мягкими пастельными красками рисует серые будни, скучных обыкновенных людей, их неясную тоску и бессильные порывы.
Сочинение Поэзия серебряного века (9-11 класс)
Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов. На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен стала достойным продолжателем художественных открытий русской литературы 19 века. Стоит понимать, что поэты не только развили старые традиции, но и внесли нечто новое в русскую культуру. Писатели серебряного века сумели найти гармонию между душой человека и окружающей его природой. Акцент делается на проблематику человеческого «я», замученного принятием собственного одиночества и отсутствием конечной жизненной цели. Грани между реальностью и фантазией стираются, делая поэзию индивидуальным. Изменения в обществе побудили в поэтах ощущение перевернутости мира, а значит, нужно было найти ответы на вопросы души человека и попытаться эту самую душу излечить.
Литература разделилась на две большие стилистические группы: модернизм и реализм. К реализму принято относить таких авторов, как Б. Зайцев, М. Горький, И. Бунин. Но это уже реализм не традиционный, писатели ставят цель обобщения общества, они стремятся отразить настроения, царящие в среде простых людей.
Модернизм пришел в Россию из Франции и являл собой нечто совершенно новое для читателя. Первым течением модернизма принято называть символизм. В таких произведениях мы видим борьбу мечты, фантазии и воображения с реальностью. Образы имеют переносный смысл, мы видим огромное количество отсылок, намеков. Из символизма вытекает идея двоемирия: бытие разделяется на реальное, несовершенное, тоскливое, и на идеальное, нерушимое. Произведения символистов даются для читателя с большим трудом, нужно быть подкованным в религии, эзотерике и магии.
К началу 20 века символизм находится в кризисе, и его вытесняют такие течения, как футуризм и акмеизм. Акмеизм шел наперекор к символизму, образы уже не отвлеченные, а наоборот – точные и понятные. Писатели-акмеисты идут против мистицизма, они желают диалога со своими произведениями и поэзией мировой.
Футуризм развивался вместе с акмеизмом, но было совершенной его противоположностью. Футуристы, в чье число входили такие видные поэты как Б. Пастернак и В. Маяковский, не желали иметь ничего общего со старыми устоями, ими двигала цель создания своей, новой культуры. А старую стоило уничтожить.
В 20 веке мы наблюдаем множество катаклизмов и общественных кризисов. Мир меняется, меняется и искусство. Свобода уже не простой звук, религия, законы уходят на второй план, появляется множество способов заявить о себе, выразить свою позицию. Серебряный век дал нам много поэтов с разными мыслями и мировоззрением, и многие из них стали для нас сокровищем русской литературы. Своими произведениями они навеки остались в сердцах читателей.
Сочинение XIX век — Русская литература XIX век
Свободная тема «XIX век» — сочинение «Русская литература XIX век» Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. . . . . . И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его! В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой» Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?». Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах. .
Популярные сочинения
Сочинение Как достойно пережить поражение Каждый человек когда-то проигрывал в чем-либо другим людям или самому себе. Ведь невозможно превосходить всех и во всем
Именно поэтому невероятно важной чертой человека должно являться то
Сочинение «Доброта лучше красоты» Среди многочисленных понятий в нашей жизни, которые напрямую связаны с человеком, есть такие, без которых существование людей на земле немыслимо.
Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика) Великое творение Льва Николаевича погружает читателя в тяжелейшие годы войны. В военных сражениях участвовали бойцы с разными характерами
Когда речь заходит о героях, люди представляют себе смелых воинов
Литературные направления
В поэзии 20-го века выделяют различные течения. Почти каждый автор этого периода относил себя к тому или иному объединению. Прежде чем приступить к написанию сочинения на тему «Мой любимый поэт 20 века», следует разобраться в следующих литературных направлениях:
- Символизм (А. Блок, А. Белый, И. Иванов).
- Акмеизм (А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев).
- Футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский).
- Имажинизм (А. Мариенгоф, В. Шершеневич).
К имажинистам изначально примыкал и Есенин. Однако позже поэт объявил о своей независимости от какого-либо литературного объединения.
В произведениях символистов присутствовала мрачность, философский подтекст. Акмеисты, напротив, стремились к точности образов. Футуризм — первое авангардное течение в русской литературе. Его представители демонстративно отказывались от эстетических идеалов прошлого. Имажинисты утверждали первенствующее значение над смыслом самоцельного словесного образа.
О поэзии Серебряного века написано множество книг. Но в действительности, для того чтобы подготовиться к сочинению на тему «Мой любимый поэт», нет необходимости тщательно изучать теорию. Достаточно выбрать из списка поэтов 20-го века того, чье творчество более понятно, близко автору будущего эссе. Ниже приведены вкратце особенности творчества некоторых поэтов 20-го века.
Вариант 4
Русская литература XIX века отличается глубоким исследованием человеческой психики. От одиноких мечтателей Достоевского до молодых героев Толстого, русские писатели того времени были увлечены внутренней жизнью своих героев. Достоевский, в частности, известен своим тщательным анализом человеческого состояния. В «Белых ночах» главный герой Макар Девушкин является классическим примером одинокого мечтателя, который представляет себе богатую внутреннюю жизнь, но борется с суровой реальностью своего обыденного существования.
«Юность» Толстого — еще один пример исследования внутреннего мира молодого человека. Через самоанализ и внутренний монолог писатель передает проблемы, связанные с наступлением совершеннолетия и поиском своего места в мире.
Чехов тоже является мастером самоанализа. В «Тоске» главный герой Иона — крестьянин, который глубоко чувствует и сильно страдает. Он изливает душу своей лошади, единственному существу, которое, по его мнению, способно его понять.
Любовь и горе — две самые сильные эмоции, через которые русские писатели раскрывают внутренний мир своих героев. Например, Макар Девушкин становится благородным героем в любви, но в конечном итоге остается в ловушке собственных иллюзий. Персонажи русской литературы XIX века сложны и многослойны, что отражает сложность человеческого опыта.
В заключение следует отметить, что исследование внутреннего мира человека является отличительной чертой русской литературы. Своими произведениями русские писатели стремились показать, что каждый человек способен глубоко чувствовать и что человеческая душа — богатая и сложная сущность. Любовь и горе — это те две эмоции, которые позволяют этим писателям в полной мере отразить внутренний мир своих героев и дать представление об их уникальном мировоззрении.
Мне нравится352Не нравится201
Сочинение Русская литература 20 века
Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн.
Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны,
Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник “Символы”, творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков.
Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
Особенности литературы второй половины 19 века
Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.
Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.
Не смотря на то, что велась постоянная литературная полемика, в творчестве многих писателей все еще ощущаются склонность к романтическому стилю. Это было своеобразное сосуществование романтизма и реализма, «проникновение» стилей друг в друга. Но, это обогащало литературу. Даже творчество таких реалистов, как Бальзак, Стендаль, Диккенс, Тургенев имело такую тенденцию.
XIX век в русской литературе
XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.
На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление — реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. , А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).
В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).
В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков — обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова — острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.
Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» — революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором — журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.
В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.
В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).
Автор текста: М. В. Соколова
- Выставка «Денисов-Уральский и его последователи»
- Средь шумного бала. 6+
- Сандро Боттичелли (1445-1510)
Особенности золотой эпохи
Важнейшее значение в развитие золотого века своим творчеством внесли некоторые писатели, которых стоит отметить отдельно. Именно их вклад в русскую литературу сформировал три основных этапа. Которые и стали отличительными чертами искусства того времени, актуальные и по сей день. Из всех писателей эпохи необходимо выделить троих, по произведениям которых можно понять основные черты периода.
Наиболее значимые авторы золотого века:
- Реформатор А. Н. Островский внёс массу новшеств в направлении драматургических произведений. Он был первым писателем, который затронул самые волнующие социальные темы того поколения. Островский не побоялся написать о многочисленных проблемах низших классов. А главное, он смог показать нравственное состояние души человека той эпохи.
- И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» раскрыл вечные темы — любовь, дружбы и сострадания. В произведении хорошо представлена тема взаимоотношения старшего и младшего поколения.
- Ф. М. Достоевский в своих произведениях затрагивал темы веры в Бога, человечность, проблемы маленьких людей.
В творчестве этих писателей и заключаются основные отличительные периоды золотого века. В сочинении по произведениям 19 века рекомендуется за основу взять некоторые из них в качестве аргументов.
Благодаря некоторым писателям, их произведениям и сборникам, современный читатель имеет возможность научиться доброте и другим искренним чувствам. Именно на понимании этих чувств основано написание контрольного сочинения по литературе в 9 классе. Золотой век даёт возможность разобрать массу человеческих проблем на литературных примерах многих жанров, в том числе и поэзии.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый
Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание.
Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки. Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям. В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:
- «Черкесы»;
- «Кавказский пленник» (хороший пример ученического подражания Пушкину);
- «Корсар»;
- «Хаджи Абрек»;
- «Аул Бастунджи».
К лету 1831 года одной из основных тем у поэта становится неверность. По многим стихам заметно, насколько болезненно переживал Лермонтов неразделённую любовь — сказывались страстность и врождённая гордость. К вершине творчества поэта относятся произведения, созданные в 1836—1840 годах, среди которых «Герой нашего времени», «Демон», «Ангел Смерти», «Фаталист», поэма «Мцыри», стихотворения «Смерть поэта», «Парус» и т. д.
27 июля 1841 года в Пятигорске состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова, в результате которой писатель скончался. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Михаил Юрьевич, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.
Сочинение по поэзии 20 века
Природа играет важную роль в поэзии, и авторы это понимают, поэтому описывают её как сказку.
«Летний вечер» — это спокойное и тихое по своей натуре произведение, но в нём присутствует и тревога. Автор изображает, как приходит ночь. Тишина, уходит дневная суетность. Здесь не остаётся места заботам, печалям повседневной жизни. Поэт призывает умчаться на коне в эту тишину «навстречу ночи и луне!». В пейзажной зарисовке С. А. Есенина «Пороша» описывается приход зимы: всё, окутанное белым снегом, мило спит прелестным, безмятежным сном, очутившись в прекрасной сказке:
Дремлет лес под сказку сна.
Удивительно тонко А. Ахматова, практически не писавшая стихов о природе, сумела предать всю легкость ощущений, которые появляются в природе и душе человека с приходом весны. Весна – это обновление, победа над сном, появление чего-то нового, неожиданного:
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым.
Глубокой высокой духовностью проникнуто стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». Для него звезда-это своеобразный жизненный маяк, который освещает автору путь и согревает душу. А для других это что-то недосягаемое, то, до чего невозможно достать. Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни, льёт духовный свет, столь необходимый всему человечеству, делая жизнь людей осмысленней и желанней:
Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…
Читая стихи о природе, невольно слышишь дивную музыку мироздания и ощущаешь созвучие её мелодии с душой поэта.
Пример итогового сочинения по литературе.
Какие темы, затронутые в русской литературе 19 века, актуальны в современном мире?
Русская литература во все времена поражает читателей разнообразием сюжетов, образов, жанров. 19 век заслуженно называют «золотым веком» русской литературы. В этот период были созданы произведения, которые признаны мировой классикой, произведения, которые никогда не теряют своей актуальности
Так почему же классическая русская литература до сих пор привлекает внимание читателей всего мира? Богатство философских, общественных, нравственных проблем, рассматриваемых в произведениях русских писателей, «вечные» образы, точность и правдивость в описании жизненных ситуаций – все это интересно современному читателю
В 19 веке русских писателей особенно волновали социальные проблемы. Взаимоотношения человека и общества – одна из главных тем, затронутых отечественными классиками. Именно в 19 веке появились образы «лишнего», «маленького» и «нового» человека. Такое разнообразие связано с особым интересом авторов к личности, а также к роли отдельного человека в социуме. Безусловно, тема взаимоотношений между человеком и обществом является актуальной и по сей день.
Хочется вспомнить известное произведение великого русского драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. Великолепная комедия «Горе от ума» была создана в первой половине 19 столетия
Особо следует отметить, что уже тогда писатели уделяли внимание личностям, чьи судьбы весьма интересны, но драматичны. Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий – один из первых в цепочке «лишних людей»
Молодой человек умен, энергичен, красноречив, честен. Чацкий выделяется среди серости и низости «фамусовского» общества. Александр Андреевич не желает принимать правила этого общества. Широта взглядов главного героя не понятна представителям «фамусовской» Москвы, ограниченным чинопочитанием и приспособленчеством. «Ведь нынче любят бессловесных,» — произносит главный герой. Чацкому чуждо современное ему общество, которое признает его сумасшедшим только потому, что молодой человек не похож на окружающих. Острый ум и искренность главного героя не поняты и не приняты.
Конфликт между Чацким и обществом в комедии «Горе от ума» доказывает мысль о том, что человеку яркому, неординарному весьма сложно найти место в мире людей ограниченных, эгоистичных и честолюбивых. В лучшем случае общество просто проигнорирует «лишнего» человека. В случае же с Чацким вышло по-другому. «Безумен по всему!» — таков вердикт «фамусовской» Москвы. Примечательно, что автор комедии не примиряет своего героя с Молчалиным, Фамусовым и им подобным. Даже прослыв сумасшедшим, Чацкий остается верен своим принципам:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Мы видим, что главный герой расстроен, но не сломлен: Чацкий никогда не смирится с существующими общественными порядками.
А.С.Грибоедов стал одним из первых писателей, которые подняли проблему взаимоотношения необычной личности и общества. К сожалению, одаренные неординарным умом люди часто становятся изгоями, что ярко показано в комедии «Горе от ума».
Литература всегда была самым ярким и одновременно простым способом отражения действительности. Роль человека в обществе, в стране, в мире. Влияние общества на судьбы отдельных личностей. Русская литература проявляла и продолжает проявлять огромный интерес к данным темам, поэтому и в 21 веке произведения классической литературы не утрачивают своей актуальности.