Д.С.Мережковский, как теоретик символизма
В 1890-х годах Д.С. Мережковский (1866-1941), поэт-символист и теоретик символизма, начал писать под влиянием позитивной философии, но затем увлекся поисками религиозного смысла жизни и «мистическим символизмом».
Мережковский, которого многие считают ведущим теоретиком русского символизма, заложил основы символистской интерпретации творчества большинства русских писателей десятого и одиннадцатого веков в своей литературной критике 1990-х годов.
Символизм становится внешним выражением новых интеллектуальных ориентиров Мережковского. В 1892 году появился сборник стихов Мережковского «Символы», а в 1893 году вышла его книга «О причинах упадка русской литературы». — О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. В это же время Мережковский начал писать трилогию «Христос и Антихрист», в которой ярко выражены его философские концепции (часть 1 — «Кастаньеты. Смерть богов» («Юлиан Отступник»), 1896; Часть. 2 — «Воскресшие боги» («Леонардо да Винчи»), 1901; ч. 3 — «Антихрист» («Петр и Алексей»), 1905). Тексты Мережковского не представляют большой художественной ценности. Создаваемые им картины однообразны, лишены художественной эмоциональности.
Мережковский известен прежде всего как прозаик, критик, автор произведений Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя. Как в собственной художественной литературе, так и в критических работах Мережковский всегда ограничивается узкой философско-мистической схемой, доказательства которой. В предисловии к первому тому своего собрания сочинений он писал о философской и психологической целостности своего творчества, которая, по его словам, заключается в поиске «выхода из подполья» и преодолении человеческого одиночества. В этом смысле творчество писателя представляет собой достаточно целостное явление, последовательно утверждающее концепцию мистико-религиозного развития мира и человечества, которое якобы движется через противоречия небесного и земного к гармоничному синтезу.
Фундаментальные философские поиски и «нащупывание» Мережковским путей развития человечества и мировой истории, предчувствие писателем некоего грядущего царства, которое объединит два начала мира — языческое и христианское, дух и плоть — и отразилось в трилогии.
В жизни мира, утверждает Мережковский, всегда существовала и существует полярность, борьба двух истин — небесной и земной, духа и плоти, Христа и Антихриста. Первый проявляется в стремлении духа к самоотречению, слиянию с Богом; второй — в стремлении человеческой личности к самоутверждению, обожествлению своего «я» и господству индивидуальной воли.
В ходе истории эти два потока разделяются в предчувствии гармонии, но дух постоянно стремится к тому высшему слиянию, которое, по словам Мережковского, будет венцом исторического совершенства. Эта довольно плоская философская схема определяет структуру трилогии — и композицию романов, и их изобразительную систему. Все строится на противопоставлении. Конфликт между двумя началами жизни выражается в параллелизме судеб людей, которые идут либо ко Христу — духовному началу, либо к антихристу — земному началу.
В этой философской идее косвенно мистифицировались социальные противоречия эпохи, идеологическая жизнь. Его реакционный социальный смысл окончательно прояснился в период первой революции, когда Мережковский стал видеть в общественных движениях того времени взрыв этих абстрактных сил истории, а в борьбе классов — выражение целей «грядущего хаоса». В трилогии Мережковский рассматривает те поворотные моменты в развитии человеческой истории, в которых, по его мнению, столкновение двух начал жизни — «духовного» и «земного» — проявляется с наибольшим напряжением и силой. Это время поздней античности, европейского Ренессанса и время русского «возрождения» — эпоха Петра.
Краткая биография Мережковского
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Дмитрий Сергеевич Мережковский — основатель русского символизма, общественный деятель, писатель и поэт. Это мыслитель XX века, у которого были необычные философские идеи и взгляды на литературу. Дмитрий Мережковский родился 14 августа 1865 года в Санкт-Петербурге, на Елагином острове. Его отец — тайный советник, а мать — красивая женщина с ангельским характером. Будущий философ учился в гимназии. Здесь на первом месте была зубрежка и выправка. В 13-летнем возрасте Дмитрий написал первые стихи. В это время юноша увлекался творчеством Мольера и организовал кружок. Отец по достоинству оценил талант сына и познакомил его с княгиней Воронцовой. В 1880 году Мережковский познакомился с Федором Достоевским. В этом же году в издании «Живописное обозрение» появились стихи «Тучка», «Осенняя мелодия». В 1882 году Дмитрий познакомился с Семеном Надсоном, который стал его лучшим другом. В 1884 году юноша поступил в Петербургский университет. Во время обучения Мережковский интересовался французской литературой и философией позитивизма. В 1888 году Дмитрий защитил свое сочинение о Мишеле де Монтене и получил диплом. В 1880-1889 годах Мережковский общался с Глебом Успенским, Василием Сютаевым и восхищался идеями народничества. Главными темами его творчества было одиночество и обманчивость чувств. В 1886 году Дмитрий тяжело заболел. После выздоровления он обратился к вере и совершил путешествие по южной части России. В Боржоме поэт встретил девушку, которая зимой 1889 года стала его женой. Это Зинаида Гиппиус — поэтесса, писательница и яркая представительница Серебряного века. Первая поэма Мережковского — «Протопоп Аввакум». Известность начинающему автору принесла книга «Стихотворения». Переводы произведений древнегреческих драматургов изначально не были востребованы. Сегодня они являются гордостью русской школы. В 1890 году в журнале «Русская мысль» появилась поэма «Вера». Это произведение оказало огромное впечатление на читателей. Следующие произведения автора — «Семейная идиллия» и «Смерть». В 1894 году в «Северном вестнике» был опубликован исторический роман «Смерть богов. Юлиан Отступник». Это первая часть трилогии «Христос и Антихрист». Две другие части — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». В 1900 году Мережковский вместе с супругой организовали «мистические собрания». Их цель — формирование «новой церкви». На религиозно-философских собраниях обсуждались вопросы культуры, совершенствования человека. В 1903 году организацию закрыли. Дмитрий Мережковский — автор романа «Царство Зверя», новеллы «Святой Сатир», исторических эссе «Наполеон» и «Данте», стихотворений «Символы. Песни и поэмы». Много произведений посвящены христианству. Мережковский был яростным противником октябрьских событий 1917 года. Свои мысли он выражал на антибольшевистских лекциях и в статьях. В 1919 году Дмитрию предложили произнести речь, посвященную восстанию декабристов. Он отказался. Зимой 1919 года Мережковский с женой покинул Россию. Они жили в Минске, Варшаве, Висбадене и в 1920 году остановились в Париже, в своей квартире. В эмиграции Дмитрий Сергеевич написал книгу «Иисус Неизвестный», трилогия «Реформаторы». Мережковского десять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Дмитрий Сергеевич Мережковский умер 7 декабря 1941 года в Париже. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Поэта похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Новое на сайте: Краткая биография Мендельсона
Краткая биография Марка Твена
Краткая биография Стравинского
Краткая биография Андерсена
Известность в Европе
В 1905 году из-под пера писателя вышла трилогия, которая называлась «Христос и Антихрист», прославившая его на всю Европу. Затем он начал заниматься литературной критикой, а также духовно-религиозной просветительской деятельностью. Также писал много этюдов о других писателях: Достоевском, Майкове, Пушкине, Кальдероне и других выдающихся литераторах.
Дмитрий Сергеевич Мережковский, биография которого связана с жизнью за границей, жил в Париже вместе с супругой и обрёл заслуженную славу. Периодически писатель приезжал в Россию. Однако Октябрьская революция и большевистский режим вызвали протест поэта, и вскоре Мережковский эмигрировал и остался в Париже, более не возвращаясь на родину. В 1927 году поэт с супругой инициировали создание литературно-философского сообщества «Зелёная лампа», в котором принимал активное участие.
↑ Литературная деятельность
Кроме публицистики и литературной критики, Мережковский занимался поэзией и романистикой. Что касается поэзии, то она по качеству несколько уступает другим литературным занятиям Мережковского. Его стихи часто грешат банальностью, подражательством, однообразием. Ученость, отягощенная впитанной с молоком матери огромной культурой, мешала ему быть непосредственным и живым в выражении своих чувств и впечатлений. А именно эта первородность является необходимым условием настоящей поэзии. Да и самые первые почти детские поэтические опыты Мережковского когда-то забраковал сам Достоевский, и это поэт помнил всю жизнь и воспринимал как приговор: «слабо», «плохо», «не годится» — такие слова прозвучали из уст великого классика. А еще он сказал о том, что хороший писатель должен много страдать, тогда его сомнения будут действенны.
В 90-х годах, вдохновленный идеями народничества, Мережковский отправился «познавать жизнь», путешествуя по городам и весям России. Он много встречался с людьми, которые не вписываются в рамки официальной религии. Ему интересны разные секты и раскольничьи сообщества. Мережковский всерьез думал о том, чтобы после окончания университета «пойти в народ», уехать в деревню учительствовать. Религиозный переворот в сознании Мережковского по времени совпал с рождением символизма. Он выпускает сборник «Символы», статью о новых течениях в литературе, в которой обозначает три элемента новых веяний в искусстве: мистика, символы и расширенную художественную впечатлительность.
Октябрьская революция вынудила супругов Мережковских (его жена была необычная и эпатажная поэтесса Зинаида Гиппиус), категорически не принявших переворота, навсегда оставить Россию. Они поселились в Париже и прожили там до конца своих дней. Во Франции Мережковский, продолжая свои духовные искания, организовывает нечто вроде религиозно-философского клуба под названием «Зеленая лампа», где обсуждались темы политики, большевизма, религии, символизма, мировой культуры. Не менее богата тематическая палитра и его публицистических работ. Об этом можно судить по их названиям: «Больная Россия», «Последний святой», «Грядущий Храм», «Две тайны русской поэзии» и невероятное количество литературно-критический статей в цикле «Вечные спутники». Но знаменитым Мережковский стал, благодаря своим историческим романам. Трилогия «Христос и Антихрист» вмещает в себя романы о Юлиане Отступнике («Смерть богов»), о Леонардо да Винчи («Воскресшие боги»), о Петре Первом и его сыне Алексее («Антихрист»).
Вторую трилогию Мережковский посвятил России. Они об эпохе Павла Первого, Александра Первого и движении декабристов. Чтобы собрать материалы для своих романов, Мережковский много ездил по Европе, изучал многочисленные документы, проводил серьезные научные исследования по интересующим его темам. Нина Берберова, наблюдавшая жизнь Мережковского в эмиграции, написала о том, что ему там не хватало именно России, но политическая непримиримость в отношении Октябрьской революции заставляла его смириться с потерей родины. Он говорил об угрозе России миру, о горьком сознании того, что никто не хочет слышать его предостережений. И все же на склоне лет в разговоре с женой он произнес однажды: «На что мне свобода, если нет России?»
Поэтический дебют
Мережковский-старший, интересовавшийся религией и литературой, первым оценил поэтические упражнения сына. В июле 1879 года по его протекции Дмитрий познакомился в Алупке с престарелой княгиней Е. К. Воронцовой. В стихах юноши она «…уловила подлинно поэтическое свойство — необыкновенную метафизическую чуткость души» и благословила его на продолжение творчества:7.
В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней С. А. Толстой, приятельницей знаменитого писателя, привёл сына к Ф. М. Достоевскому, в дом на Кузнечном переулке. Юный Мережковский (как сам вспоминал позже) читал, «краснея, бледнея и заикаясь»:23, Достоевский слушал «с нетерпеливою досадою» и затем произнёс: «Слабо… слабо… никуда не годится… чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать». «Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает!» — поспешил испуганно возразить отец. Оценка писателя глубоко «оскорбила и раздосадовала Мережковского».
В 1880 году в журнале «Живописное обозрение» под редакцией А. К. Шеллера-Михайлова состоялся литературный дебют Мережковского: здесь были опубликованы стихотворения «Тучка» (№ 40) и «Осенняя мелодия» (№ 42). Год спустя стихотворение «Нарцисс» вошло в благотворительный литературный сборник в пользу неимущих студентов под названием «Отклик», вышедший под редакцией П. Ф. Якубовича (Мельшина):26.
Осенью 1882 года Мережковский побывал на первых выступлениях С. Я. Надсона, тогда — юнкера Павловского военного училища, и под впечатлением от услышанного, написал ему письмо:397. Так произошло знакомство двух начинающих поэтов, переросшее в крепкую дружбу, скрепленную глубокими, почти родственными чувствами. Обоих, как отмечали позже исследователи, связывала некая личная тайна, имевшая отношение к страху перед страданиями и смертью, стремлению к «обретению действенной веры, способной этот страх преодолеть»:82. Две смерти — Надсона в 1887 году, и матери два года спустя — явились сильнейшим ударом для Мережковского: он потерял двух самых для себя близких людей:81.
В 1883 году два стихотворения Мережковского появились в журнале «Отечественные записки» (№ 1): именно они считаются его дебютом в «большой литературе». Одно из первых стихотворений Мережковского «Сакья-Муни» вошло во многие тогдашние сборники чтецов-декламаторов и принесло автору немалую популярность.
В 1896 году тридцатилетний Мережковский уже фигурировал в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона как «известный поэт». Впоследствии многие его стихотворения были положены на музыку А. Т. Гречаниновым, С. В. Рахманиновым, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским и другими композиторами.
Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Дмитрий Сергеевич Родился: 2 (14) августа 1865 года.
Умер: 9 декабря 1941 (76 лет) года.
Биография
Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 августа 1865, Санкт-Петербург — 9 декабря 1941, Париж) — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.
Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Философские идеи и радикальные политические взгляды Д. С. Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики, но даже оппоненты признавали в нём выдающегося писателя , жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в дворянской семье нетитулованного рода Мережковских. Отец, Сергей Иванович Мережковский (1823—1908), служил у оренбургского губернатора Талызина, потом у обергофмаршала графа Шувалова, наконец — в Дворцовой конторе при Александре II в должности столоначальника; он вышел в отставку в 1881 году в чине тайного советника.
Мать писателя — Варвара Васильевна Мережковская, урождённая Чеснокова, дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера (известно, что в числе её предков были князья Курбские), — обладала (согласно биографии Ю. В. Зобнина) «редкостной красотой и ангельским характером», умело управляя сухим, эгоистичным (но при этом боготворившим её) мужем и по возможности потакая детям, которым тот отказывал в любых проявлениях ласки и теплоты:14.
Прадед, Фёдор Мережки служил войсковым старшиной в Глухове. Дед, Иван Фёдорович, в последних годах XVIII века, в царствование императора Павла I, приехал в Петербург и в качестве дворянина поступил младшим чином в Измайловский полк. «Тогда-то, вероятно, и переменил он свою малороссийскую фамилию Мережко на русскую — Мережковский», — писал Мережковский о своём деде. Из Петербурга Иван Фёдорович был переведен в Москву и принимал участие в войне 1812 года. В семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий, младший из сыновей, поддерживал тесные отношения лишь с Константином, впоследствии известным биологом:17.
Родились в этот день
Троебрат
Мережковский Дмитрий Сергеевич14 августа 1866
Яркий представитель Серебряного века, он вошел в историю как один из основателей русского символизма, основоположник жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик.
Русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге 14 августа 1866 г. С 13 лет Мережковский начинает писать стихи. В 15 лет вместе с отцом посетил Ф. М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,- страдать надо, страдать!»
Мережковский учился на историко-филологических факультетах Петербургского и Московского университетов.
В 1889 г. женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет ни на день не расставался. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Дмитрий Сергеевич развивал и оформлял. Некоторое время супруги жили в некоем «троебратстве» с Д.В. Философовым.
В конце 1880-х и в 1890-е годы супруги много путешествовали по Европе. Мережковский переводил с греческого и латыни античные трагедии, выступал в качестве критика.
Среди поэтов своего времени Мережковский существовал обособленно. Андрей Белый в книге «Арабески», в главе «Мережковский. Силуэт», писал:
«Если бы два года тому назад вы прошли около часу в Летний сад в Петербурге, вы встретили бы его, маленького человека с бледным, белым лицом и большими, брошенными вдаль глазам… Если бы мы подошли к нему здесь, в Летнем саду, посмотрел бы на нас он холодным, неприязненным взором, поклонился бы сухо, сухо».
В 1917 г. Мережковские еще жили в России. В канун революции страна виделась поэту в образе «грядущего хама». Уже после Октябрьской революции, прожив два года в СССР, он утвердился во мнении, что большевизм — это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры.
В январе 1920 г. супруги переходят на территорию, оккупированную Польшей, и вскоре перебираются в Париж. Д. С. Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал пророком и духовным «водителем» русской эмиграции. Мережковский был выдвинут на получение Нобелевской премии, но она досталась И. Бунину.
В русской среде Мережковских не любили; неприязнь вызвала их поддержка Гитлера, чей режим казался супругам более приемлемым, чем сталинский. В июне 1940 г., за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц на юге Франции.
Умер Д. С. Мережковский 9 декабря 1941 г. в Париже.
Кликните на фото для просмотра
Фото к статье: 2
Библиография
- 1895 — «Рыцарь за прялкой»
- 1895 — «Святой Сатир»
- 1895 — «Из Анатоля Франса»
- 1895 — «Смерть богов. Юлиан Отступник»
- 1896 — «Любовь сильнее смерти»
- 1896 — «Наука любви»
- 1897 — «Железное кольцо»
- 1897 — «Превращение»
- 1897 — «Флорентийская новелла XV века»
- 1901 — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
- 1904-1905 — «Антихрист. Петр и Алексей»
- 1908 — «Павел I»
- 1911-1913 — «Александр I»
- 1918 — «14 декабря»
Русская литература Серебряного века
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Биография
Дмитрий Мережковский (1866 — 1941)
Прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге 2 (14) августа 1866 г.
Первое стихотворение в сборнике «Отклик» (1881). В 1884 — 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга «Стихотворения» в 1888 г. Этапный сборник стихов «Символы» (1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть Богов. Юлиан Отступник», 1896; «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи», 1901; «Антихрист. Петр и Алексей», 1905).
Автор литературно-критических исследований «Л. Толстой и Достоевский» (1901 — 1902), «Гоголь и черт» (1906) и др., сборников философской и религиозной эссеистики «Вечные спутники» (1897), «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч» (1908), «В тихом омуте» (1908), «Больная Россия» (1910), переводов Эсхила, Еврипида, Софокла, Гёте, По.
В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в окрестностях Жлобина. После нескольких дней в Бобруйске беглецы в середине января 1920 г. добрались до Минске, после выступлений в конце февраля прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Здесь Мережковский участвовал в газете «Свобода» до 20 октября, когда вместе с Гиппиус и Злобиным выехал в Париж.
Вслед за трилогией из русской жизни (пьеса «Павел I», романы «Александр I» и «14 декабря», 1918) своеобразные художественно-философские произведения «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида — Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932 — 33), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939). Участвовал в рижской газете «Сегодня» и варшавской «За свободу!», был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника «Меч» (1934 — 1939).
Дмитрий Мережковский – российский поэт, философ, драматург (1866 — 1941 гг.), родился в Санкт-Петербурге 2 августа 1866 года в семье мелкого чиновника. Писать он начал в 13 лет. В 15 лет Мережковский познакомился с Ф.М. Достоевским, который оценил его стихи как слабые.
Учился Мережковский в Петербургском и Московском университетах на историко-филологических факультетах. Первый сборник его произведений вышел в 1888 году под названием «Стихотворения».
Его музой была жена Зинаида Гиппиус, с которой поэт прожил 52 года. С 1880 по 1990-е годы Мережковский с женой много путешествовал по Европе. Во время путешествий он издавался в таких изданиях, как «Труд», «Северный вестник», а также занимался переводом античных трагедий и был критиком.
В 1892 году вышел сборник его стихотворений «Символы», в 1896 году «Новые стихотворения». В работе Мережковского «Христос и антихрист» показана борьба двух религий. В 1896 году Дмитрий Сергеевич выпустил первый роман — трилогию «Смерть богов. Юлиан отступник». После издания романа он был подвержен преследованию. Вторая часть трилогии «Александр I» была выпущена в 1913 году, а в 1918 году третья часть – «14 декабря».
В декабре 1919 года Мережковский под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выехал из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в районе Жлобина. После этого, в середине января 1920 года он добрался в Минск, а позже в Варшаву. Здесь он участвовал в газете «Свобода» до выезда в Париж в конце года.
Проза Дмитрия Сергеевича Мережковского была переведена на разные языки, и пользовалась огромной популярностью. Умер поэт 9 декабря 1941 года в Париже.