Игорь стравинский биография кратко

Детство и юность

Знаменитый композитор родился в 1882 году под Санкт-Петербургом. Родители Игоря были связаны с творчеством. Мать Стравинского работала пианисткой — женщина аккомпанировала своему супругу, который работал солистом Мариинского театра.


Игорь Стравинский: Биография композитора

Игорь провёл своё детство в исконно культурной и интеллигентной семье. У него была прекрасная возможность посещать театр и наблюдать за прекрасной игрой своих родителей. Гостями дома Стравинских были знаменитые музыканты, композиторы, писатели и философы.

С ранних лет Игорь начал интересоваться музыкой. В 9 лет он первый раз сел за фортепиано. После окончания гимназии родители настояли на том, чтобы сын получил юридическое образование. Стравинский переехал жить в культурную столицу России — Санкт-Петербург. Он продолжил заниматься музыкой. Кроме того, он брал частные уроки музыки у Римского-Корсакова.

Римский-Корсаков сразу понял, что перед ним — настоящий самородок. Композитор посоветовал юноше не поступать в консерваторию, поскольку тех знаний, которыми обладал музыкант, было достаточно, чтобы громко заявить о себе.

Корсаков учил подопечного базовым знаниям оркестровки. А также помогал начинающему композитору усовершенствовать написанные композиции.

Игорь Фёдорович Страви́нский (1882-1971)

И.Ф. Стравинский родился в Ораниенбауме (под Петербургом) в семье музыкантов. Его отец был оперным певцом, солистом Мариинского театра, а мать – пианисткой, постоянным концертмейстером на концертах мужа.Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию: в доме постоянно звучала музыка, имелась большая художественная и музыкальная библиотека. В возрасте 10 лет мальчик встретился с П.И. Чайковским, творчество которого боготворил. Стравинский вообще любил русскую музыку: М.И. Глинку, М.П. Мусоргского, позднее дружил с членами Беляевского кружка, особенно с Н.А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым.

Стравинский и Римский-Корсаков (1908)Уроки игры на фортепьяно начались с 9 лет. Общее образование получил в гимназии. В 19 лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Тогда же начал серьёзно изучать музыкально-теоретические дисциплины, занимался с А.Н. Римским-Корсаковым. Музыкальное развитие Стравинского шло быстро и плодотворно, т.к. он сразу же погрузился в творческую среду: познакомился и подружился с С. Дягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки, устраивавшиеся А. Зилоти.

Игорь Стравинский (1910)Его первые сочинения ещё имели сильное влияние Римского-Корсакова и французских импрессионистов (Соната для фортепиано, 1904; вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка», 1906; Симфония ми-бемоль мажор, 1907; «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра, 1908).Результатом сотрудничества с труппой Дягилева стало написание Стравинским 3 балетов, которые принесли ему мировую известность: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Для их постановки он выезжал в Париж, где познакомился с Э. Сати и К. Дебюсси.

К. Дебюсси и И. Стравинский (фото Э. Сати, 1910)В начале 1914 г. Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Из-за начавшейся Первой мировой войны в Россию семья не вернулась. Затем композитор жил в Лозанне и в Париже.В это время им были написаны опера «Соловей» по одноимённой сказке Андерсена (1914) и «История солдата» (1918), в 1919 г. по заказу Дягилева создан балет «Пульчинелла». Стравинский оставался во Франции до 1940 г. Его последними русскими сочинениями стали камерная опера «Мавра» (1922), небольшая хореографическая кантата «Свадебка» (1923), балет «Поцелуй феи» (1928). Тогда же он впервые обратился к духовной музыке: написал «Отче наш» для хора без сопровождения (1928) и знаменитую «Симфонию псалмов» (1930) на латинские тексты Псалтири (1930).

Фонтан Стравинского в ПарижеС 1915 г. Стравинский периодически выступал в качестве дирижёра, а затем и пианиста. В 1933-1934 гг. по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом сочинил мелодраму «Персефона».С 1936 г. Стравинский начал гастролировать в США. В 1937 г. в нью-йоркском театре Метрополитен-опера был поставлен его балет «Игра в карты». Он читал курс лекций в Гарвардском университете и затем принял решение переехать в США. Сначала он поселился в Сан-Франциско, потом в Лос-Анджелесе, а в 1945 г. получил американское гражданство. В этот период он создавал произведения в неоклассическом стиле: опера «Похождения повесы» (1951), балеты «Орфей» (1948), Симфония до мажор (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946).С начала 1950-х годов Стравинский начал систематически использовать серийный принцип (сери́йная те́хника – техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков. Наиболее распространённая разновидность серийной техники – додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот).Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, стали «Threni» (Плач пророка Иеремии, 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, – «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) и Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. Завершающим в своей композиторской карьере Стравинский считал «Заупокойные песнопения» (1966) – небольшое камерное произведение. Но активность гастролей не уменьшилась: он дирижировал своими сочинениями в странах Европы и в Америке. В 1962 г. он впервые приехал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде.Умер композитор 6 апреля 1971 г. и похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на русской его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Музыка

В 1908 два произведения Стравинского — «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» — были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.

Вацлав Нижинский в балете Стравинского «Петрушка»

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.

Портрет Игоря Стравинского

Тогда же возобновляются «Русские сезоны», но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Детство и юность

Игорь Фёдорович Стравинский родился 5 (17-го по новому стилю) июня 1882 г. в Ораниенбауме, пригороде Петербурга. Отец мальчика, Фёдор Игнатьевич Стравинский, был оперным певцом и работал в Мариинском театре. В 1901 г. ему было присуждено звание заслуженного артиста Российской империи. Мать Анна Кириловна (в девичестве – Холодовская), была пианисткой и певицей. Также она исполняла роль концертмейстера на концертах мужа.

Анна Кириловна и Фёдор Игнатьевич – родители композитора

Игорь в семье был 3-м ребёнком из 4-х. У него было 2 старших брата (Роман и Юрий) и 1 младший (Гурий). В петербургском доме Стравинских часто собирались известные музыкальные деятели, литераторы и артисты.

В раннем детстве

Игорь учился сначала во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии, а затем – в гимназии Гуревича. Школу он не любил, учился плохо и иногда прогуливал уроки.

В детстве

Первым учителем музыки Игоря стала пианистка А. П. Снеткова. Затем он продолжил занятия с Л. А. Кашперовой, которая учила мальчика не пользоваться педалями пианино и «держать звук» исключительно пальцами.

В 1897-1899 гг. под влиянием своего товарища И. В. Покровского Игорь увлёкся западноевропейской музыкой. Композицию и гармонию в 1901-1902 гг. Стравинскому преподавал Фёдор Акимов. Следующим его учителем стал композитор Василий Павлович Калафати.

В юности

В 1900 г. Игорь окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский университет, выбрав по настоянию отца юридический факультет.

В молодости

Русский стиль

Именно под руководством Римского-Корсакова Стравинский написал свои первые произведения. Это были скерцо и соната для фортепиано, а также сюита для голоса с оркестром, которая известна под названием «Фавн и пастушка». Прошло немного времени, и Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах», что должны были проходить в Париже.

После этого Игорь Стравинский продолжил работать с труппой Дягилева, и в течение трех лет сотрудничества написал для него три балета. Так появились произведения Стравинского, которые принесли ему известность во всем мире. Это были «Жар-птица» 1910, «Петрушка» 1911 и «Весна священная» 1913 года. После оглушительно успешной парижской премьеры «Жар-птицы», состоявшейся 25 июня 1910, Стравинский в одночасье стал известен как чрезвычайно одаренный композитор нового поколения. Эта работа показала, насколько полно он усвоил яркий романтизм и оркестровую палитру своего учителя. Кроме того, после «Жар-птицы» Стравинский познакомился со многими известными парижскими знаменитостями, в частности, сблизился с Дебюсси, с которым они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.

На видео — балет «Петрушка» 1997 года (в роли Петрушки — А. Лиепа):

https://youtube.com/watch?v=sY-SIRvyHgI

Все это время Стравинский живет не то в России, не то во Франции – так часто он ездил в Париж, предпочитая на родине проводить лишь лето.

Супруга Игоря Стравинского Екатерина Носенко была из родной Волыни

Перед самым началом Первой мировой войны он поехал в Швейцарию за часами, да так там и остался. Началась война, за ней последовала революция в России, оборвавшая всякую надежду на возвращение в отечество. Поэтому ближайшие четыре года Игорь Стравинский проводит в Швейцарии, куда раньше выезжал с семьей — женой Екатериной Носенко и двумя детьми — лишь на зиму.

К 1914 году Стравинский исследует более сдержанные и строгие, хотя и не менее трепетные, ​​ритмические виды музыкальной композиции. В его музыкальных произведениях последующих лет преобладают наборы из коротких инструментальных и вокальных отрывков, основанных на разнообразных русских народных текстах и идиомах, а также на рэгтайм (жанр американской музыки, популярной в 1900-1918 гг.) и других стилистических моделях Западной или популярной танцевальной музыки.

Молодой Игорь Стравинский

Именно в Швейцарии он пишет оперу «Соловей» и «Историю солдата». В то же время он знакомится с Эриком Сати, чья манера написания музыки приводит Стравинского в восторг. Так что тот факт, что Сати оставил заметный след в творчестве Стравинского, был вполне естественным.

Краткая биография

На протяжении всего творческого периода (почти шесть десятилетий). Стравинский поражал слушателей неожиданными поворотами своего стиля. Недаром его называли «человек тысячи одного стиля», «Пикассо в музыке», «законодатель музыкального языка», «Композитор-хамелеон». В своей музыке Стравинский блестяще отразил важные черты эпохи, которая стремительно менялась. В его творчестве преобладают театрально-сценические произведения.

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбурге близ Петербурга (ныне г. Ломоносов). С артистической средой был знаком с ранних лет. Отец был прославленным певцом Мариинского театра. Кроме сослуживцев в доме родителей бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский и много других известных людей. Мать — прекрасная пианистка и певица, была постоянным концертмейстером на концертах мужа.

В возрасте 10 лет начал заниматься фортепианной игрой. Вскоре увлекся импровизацией, еще не умея записывать свои музыкальные мысли. Первые сохранившиеся произведения были написаны, когда ему не было 16 г. После окончания гимназии (19 л.), идя на встречу желанию родителей, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же начал самостоятельно изучать музыкально-теоретические предметы. Среди университетских друзей был сын Римского-Корсакова, через которого состоялось знакомство с композитором. Сначала Стравинский обращался к Римскому-Корсакову лишь за советами, а с осени 1905 г. занятия стали регулярными, дважды в неделю. Парнем он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции. Становится участником «вечеров современной музыки», их возглавляли А. Нуроки и В. Нувель. С их помощью сближается с деятелями «мира искусств» и российским импресарио С. Дягилевым, сыгравшим решающую роль в дальнейшей судьбе композитора. Дягилев предложил написать музыку к балету «Жар-птица» 1909 г.

Возвращение и уход

В мирное время он много гастролирует, «мотаясь» между континентами. Он выступает как дирижер, делает аудиозаписи своих сочинений, которые и ныне служат для музыкантов эталоном исполнения и интерпретации.

Лишь в 1962 г. он триумфально вернулся на родину. Осенью он выступил дирижером собственных произведений в столице и в Ленинграде. Восторгу публики и критиков не было предела…

Последней работой великого новатора стала камерная трактовка песен австрийского композитора Гуго Вольфа. Но судя по незавершенным произведениям и музыкальным эскизам, Игорь Фёдорович до конца дней отдавался напряженному творческому труду.

Скончался И.Ф. Стравинский вследствие сердечной недостаточности 6 апреля 1971 года. Похоронили его поблизости могилы Дягилева на одном из венецианских кладбищ. Там же похоронен Иосиф Бродский.

Игорь Стравинский, все видео (86)

Больше информации совсем скоро

Пиговат, Рахманинов и Стравинский, дирижирует Лахав Шани — С Хуан Пересом Флористаном

Израильский филармонический оркестр

концерт

Больше информации совсем скоро

«Соловей» Стравинского и «Груди Терезия» Пуленка

Оливье Пи (постановщик), Франсуа-Ксавье Рот (ди…

опера

Больше информации совсем скоро

Стравинский в исполнении Берлинского филармонического оркестра — С Франсуа-Ксавье Ротом

Пасхальный фестиваль в Баден-Бадене

концерт

Больше информации совсем скоро

5-ый Международный конкурс дирижёров имени Евгения Светланова: Второй тур (I/II)

Филармонический оркестр Монте-Карло

концерт

Больше информации совсем скоро

5-ый Международный конкурс дирижёров имени Евгения Светланова: Второй тур (II/II)

Филармонический оркестр Монте-Карло

концерт

Больше информации совсем скоро

5-ый Международный конкурс дирижёров имени Евгения Светланова: Финал (I/II)

Филармонический оркестр Монте-Карло

концерт

Больше информации совсем скоро

5-ый Международный конкурс дирижёров имени Евгения Светланова: Финал (II/II)

Филармонический оркестр Монте-Карло

концерт

Больше информации совсем скоро

Paul Merkelo and Matt Herskowitz «Gershwin’s World» in Montreal

Locoshop Angus, Montréal 2022

Джаз

Больше информации совсем скоро

Кодай, Прокофьев и Стравинский, дирижирует Шарль Дютуа — С Александром Малофеевым

Фестиваль Вербье 2022

концерт

Больше информации совсем скоро

Конкурс исполнителей в Женеве-2022: полуфинал фортепиано (сольный концерт)

Конкурс исполнителей в Женеве

концерт

Больше информации совсем скоро

Кодай, Прокофьев и Стравинский, дирижирует Шарль Дютуа — С Александром Малофеевым

Фестиваль Вербье 2022

концерт

Больше информации совсем скоро

«Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» Стравинского, дирижирует Франсуа-Ксавье Рот

Les Siècles в Театре Елисейских полей

концерт

Больше информации совсем скоро

Монреальский международный конкурс исполнителей: Финал (III/IV)

Piano 2021

концерт

Больше информации совсем скоро

Энеску, Стравинский и Прокофьев, дирижирует Иван Фишер — С Вильде Франг

Будапештский фестивальный оркестр

концерт

Больше информации совсем скоро

Александр Канторов исполняет Брамса, Листа, Бартока и Форе

Сольный концерт

концерт

Больше информации совсем скоро

Лос-анджелесской филармонии — 100 лет!

С Густаво Дудамелем, Зубином Мета и Эса-Пеккой …

концерт

Больше информации совсем скоро

Шостакович, Стравинский и Чайковский, дирижирует Андрис Нельсонс — С Байбой Скриде

Лейпцигский оркестр Гевандхауза

концерт

Больше информации совсем скоро

Барток, Шимановский, Стравинский, Голихов, Бернстайн, дирижирует сэр Саймон Рэттл — С участием сестёр Лабек

Лондонский симфонический оркестр

концерт

Больше информации совсем скоро

«Похождения повесы» Стравинского, дирижирует Барбара Ханниган

Линус Феллбом (постановка), Уильям Морган (Том …

концерт

Больше информации совсем скоро

«Сакральные танцы» на музыку Nacional Electrónica, Hangedup, Нины Симон, Стравинского и др.

Danza Contemporánea de Cuba

балет

Больше информации совсем скоро

Бетховен, Стравинский, Барри, дирижирует Мирга Гражините-Тила – С Лейлой Юзефович и Алланом Клейтоном

Альберт-холл

концерт

Больше информации совсем скоро

Концерт в летнюю ночь 2017 Венского филармонического оркестра

С Кристофом Эшенбахом и Рене Флеминг

концерт

Больше информации совсем скоро

Веберн, Берг, Лигети и Стравинский, дирижирует сэр Саймон Рэттл – С Барбарой Ханниган

Лондонский симфонический оркестр

концерт

Больше информации совсем скоро

Леонард Бернстайн, «Посвящение Стравинскому» – С Мишелем Бероффом

Историческая запись концерта «Посвящение Игорю …

концерт

Больше информации совсем скоро

Соль Габетта исполняет Концерт для виолончели с оркестром Элгара

С сэром Саймоном Рэттлом и Берлинским филармони…

концерт

Больше информации совсем скоро

Марта Аргерих и Даниэль Баренбойм исполняют фортепианные дуэты

Моцарт, Шуберт и Стравинский

концерт

Больше информации совсем скоро

Караян — Вторая жизнь

Герберт фон Караян в студии звукозаписи

док. фильм

Больше информации совсем скоро

Дворжак, Григ, Равель, Стравинский, дирижирует сэр Саймон Рэттл — С Евгением Кисиным

Новогодний концерт Берлинской филармонии 2011 года

концерт

Больше информации совсем скоро

Пьер Булез, от Дебюсси до Дальбави (I/II)

С Оркестром Парижа и ансамблем Intercontemporain

концерт

Больше информации совсем скоро

Русский балет Дягилева: «Видение Розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Треуголка», «Петрушка»

Оркестр и артисты балета Парижской национальной…

балет

Серийный период

Успех этих поздних композиций скрывает творческий кризис в музыке, который переживал Игорь Стравинский. Биография его была на пороге нового периода, отмеченного созданием замечательных произведений. После Второй мировой войны в Европе появился авангард, отвергавший неоклассицизм и декларировавший приверженность серийной 12-тоновой технике венских композиторов, таких как Арнольд Шенберг, Альбан Берг и Антон фон Веберн. Эта музыка основана на повторении последовательности звуков в произвольном, но фиксированном порядке без оглядки на традиционную тональность.

По словам Крафта, который побывал у Стравинского дома в 1948 году и оставался его близким другом до смерти, осознание того, что его считали творчески истощившимся, повергло композитора в крупную творческую депрессию, из которой он с помощью Крафта вышел в фазу серийной техники в сугубо индивидуальной своей манере

За чередой осторожно-экспериментальных работ («Кантата», «Септет», «Памяти Дилана Томаса») последовали гибридные шедевры: балет «Агон» (1957) и хоровое произведение Canticum sacrum (1955), которые только частично атональны. Это, в свою очередь, привело к хоровой работе Threni (1958), посвященной библейской книге «Плач Иеремии», в которой строгий 12-тональный метод композиции применяется к монотонному пению, напоминающему такие ранние хоровые произведения Игоря Стравинского, как «Свадебка» и «Симфония псалмов»

В «Движениях» для фортепиано с оркестром (1959) и оркестровых «Вариациях» (1964) он в изысканной манере заходит еще дальше, преследуя различные арканные серийные техники в поддержку интенсивной и экономичной музыки с хрупким бриллиантовым блеском. Атональные работы Стравинского, как правило, значительно короче, чем его тональные произведения, но обладают более плотным музыкальным содержанием.

Личная жизнь

Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.

Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко

Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию — сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.

Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.

Игорь Стравинский и Коко Шанель

Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.

Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.

Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина

В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.

Ссылки[править | править код]

  • Игорь Стравинский (англ.)(русск.)
  • Станислав Грев. Стравинский, Игорь Федорович
  • Вечная весна Игоря Стравинского (К 120-летию со дня рождения композитора)
  • Список сочинений И. Ф. Стравинского (русск.)
  • Шаблон:Amg
  • Биография Стравинского (англ.)
  • «Семейный круг Стравинских». Некоторые биографические данные об одном из ярчайших русских композиторов 20 века, имя которого носит самый большой в Швейцарии концертный зал. Статья в «Нашей газете» от 10.08.2011. Автор Иван Грезин
  • Жар-птица, Весна священная — либретто и фотографии балетов в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва
  • Четыре русские крестьянские песни. Подблюдные. (ред. 1917—54). Хоровой ансамбль Кантилена. Дирижер Роман Моисеев.
  • Mark McFarland. «Igor Stravinsky.» In Oxford Bibliographies Online: Music. Edited by Bruce Gustavson. New York: Oxford University Press, 2011. http://oxfordbibiographiesonline.com.
Это незавершённая статья о деятеле музыки.Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью.

Примечания

  1. White, Eric Walter. Stravinsky: The Composer and His Works, second edition. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, . ISBN 0-520-03983-1
  2. The Cambridge Dictionary of American Biography, by John S. Bowman. Cambridge University Press, .
  3. Stravinsky, Igor // The Enciclopædia Britannicа
  4. Erik Satie. Correspondance presque complete. — Paris: Fayard/Imec, 2000. — С. 1131.
  5. Стравинский И.Ф. Диалоги. — Л.: 1971, с.99.
  6. Paul Collaer, Stravinski. — Bruxelles, 1930
  7. Paul Collaer, «La Musique modern». — Paris/Bruxelles, 1955 & 1963.
  8. Landormy P. «La musique française après Debussy». — P.: Gallimard, 1943. 380 p., — pag. 53
  9. Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 60-61. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
  10. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1966. — С. 493. — 632 с. — 100 000 экз.
  11. Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 321. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
  12. Филенко Г. «Французская музыка первой половины XX века». — Л.: Музыка, 1983. — С. 76. — 232 с.
  13. Стравинский И.Ф. Диалоги. Л., 1971, с.100.
  14. Жан Кокто. «Петух и Арлекин». — М.: «Прест», 2000. — С. 79. — 224 с. — 500 экз.
  15. According to Michael Steinberg, Liner notes to Stravinsky in America, RCA 09026-68865-2, the police «removed the parts from Symphony Hall.» page 50
  16. , page 152
  17. «…«Заупокойные песнопения» завершили всю мою творческую картину… Реквием в моём возрасте слишком задевает за живое…, «…сочиняю шедевр своих последних лет» (Стравинский).
  18. Позже были выпущены в виде масштабных компиляций на лейблах Sony/BMG, на компакт-дисках.
  19. Stravinsky 1936
  20. См., например: Eksteins 1989, pp. 10-16.
  21. Walsh 2001
  22. Griffiths, Stravinsky, Craft, and Josipovici 1982, pp. 49-50.
  23. Обозначение и временные границы по статье «Стравинский» в БРЭ (2016).
  24. Стравинский И.Ф. // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.523.
  25. Straus 2001, p. 4.
  26. White 1979, p. 510.
  27. Стравинский Гурий Фёдорович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.

Неоклассический период

Когда война закончилась, Стравинский решает переехать из Швейцарии. Но не в Россию – там в это время было совсем уж неспокойно, и многие оттуда попросту в панике уезжали, – а во Францию. Там же он пишет балет «Пульчинелла», который заказал ему Дягилев.

Следующие двадцать лет, до 1939-го года,  Стравинский проживет во Франции, где напишет «Мавра»,  «Свадебку» и «Царя Эдипа».

Примерно в начале двадцатых годов Стравинский впервые предстал перед публикой как пианист. В качестве материала он взял свои собственные произведения, написанные для фортепиано с оркестром.  Дирижером же он стал выступать намного раньше, еще с 1915-го года.

В 1926 году Стравинский пережил религиозный кризис, после чего обратился к православию. Эти духовные искания отразились в таких произведениях, как “Царь Эдип” (1927) и Симфония псалмов (1930). Религиозное чувство проявляется также в балетах Аполлон Мусагет (1928) и в Персефона (1934). Русский элемент в музыке Стравинского иногда вновь появлялся в этот период: балет “Поцелуй феи” (1928) был поставлен на музыку Петра Ильича Чайковского, а Симфония псалмов имела нечто от древней строгости Русских Православных песнопений, несмотря на ее латинский текст.

В начале тридцатых годов, после написания под заказ мелодрамы «Персефона», Игорь Стравинский окончательно принимает французское гражданство. В 1934-м году, он, помимо всего прочего, пишет автобиографическую книгу.

В то же время Стравинский активно гастролировал по США, куда впервые он приезжал с гастролями еще в 1925 году. Его творческие связи в этой стране с годами укреплялись, и он даже был приглашен прочитать курс лекций в Гарвардском университете, на что ответил согласием.

Вера де Боссе

Но вот началась Вторая мировая война, и во Франции становится совсем уж небезопасно. Кроме того, Стравинский переживает ряд тяжелых личных потерь: в 1938 году – смерть старшей дочери, умершей от туберкулеза, а в 1939 – кончину своей матери, а затем и любимой жены. Все это вместе взятое, а также некоторые другие факторы приводят к тому, что  Игорь Федорович, желая сменить окружающую его обстановку, переезжает в США. До этого, в начале 1940 года, он женится повторно на Вере де Боссе – балерине труппы Дягилева и одной из первых русских киноактрис, с которой был знаком многие годы. В Америке он живет сначала в Сан-Франциско, а затем в Голливуде (Калифорния). В 1945-м году он становится уже американским гражданином и продолжает творить, как ни в чем не бывало. Его произведение 1951-го года, «Похождения повесы», стало апофеозом неоклассического периода.

Правда, со своей страстью к аранжировкам он едва не пострадал. В 1944-м году он несколько приукрасил исполнение американского гимна, за что получил предупреждение от полиции. Дело в том, что существовала ответственность за искажение национального гимна. Правда, это событие породило миф о том, что его не предупредили, а арестовали. Но это всего лишь миф.

Биография и творчество Стравинского кратко:

Игорь Стравинский считается одним из самых гениальных композиторов и дирижеров. 2002-й год ЮНЕСКО объявила Годом Стравинского, и его 120-летие отмечалось во всем мире. В США, куда Стравинский эмигрировал, его называют композитором номер один.

Он же с благодарностью и любовью всегда вспоминал городок Устилуг на Волыни, где вдохновенно и счастливо творил…

Музыкой, в частности игрой на фортепиано, Игорь начал заниматься с 9 лет. Первые уроки дал ему Федор Якименко, композитор и педагог, родной брат известного композитора Якова Степного.

1900 г. И. Стравинский окончил гимназию Я. Гуревича и за по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова. Первое произведение Стравинского-вокальная сюита «Фавн и пастушка» на слова А. Пушкина (1906 г.)

1906 г. Игорь Стравинский женился на Екатерине Носенко и с тех пор преимущественно жил в ее имении в Устилуге, время от времени выезжая в Швейцарию, где жена лечилась.

Композитор записывал украинские народные песни, мотивы которых позже будут учиться во многих его произведениях.

С 1914 г. Стравинский живет в Швейцарии и Франции. 1939 г. в течение нескольких месяцев претерпевает ряд невосполнимых потерь: умирают старшая дочь, жена, мать. Стремясь изменить места, связанные с тяжелым горем, принимает предложение Гарвардского университета читать курс лекций, которые были впоследствии изданы под названием «Музыкальная поэтика».

Постепенно из музыки Стравинского исчезают национальные мотивы, все ярче проступают элементы классицизма.

С 1925 г. Стравинский активно занимается дирижерской деятельностью.

Осенью 1962-го Игорь Стравинский впервые за 48 лет посетил Москву и Ленинград. В возможности наведаться в родной Устилуг московские власти ему отказали…

Умер И. Ф. Стравинский 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке (США), похоронен в Венеции (Италия), на кладбище, что расположенп на острове Сан-Микеле, рядом с могилой Сергея Дягилева.

За границей вышли печатью его «Хроника моей жизни», 6 книг диалогов с американским дирижером Р. Крафтом, «Беседы с Игорем Стравинским», «Мемуары и комментарии» и прочие.

Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: