Поль верлен биография кратко

Верлен и Рембо

Отношения Поля Верлена и Артюра Рембо стали одним из самых больших литературных скандалов XIX века. Рембо был намного младше, он также писал стихи и видел в Поле своего наставника. Они встретились в 1871 году. После долгой переписки Верлен сам пригласил юношу в Париж и полностью оплатил дорогу и проживание.

Но литературная связь очень быстро стала чем-то большим. Рембо хотел, чтобы Верлен был только его. Поэтому он всячески ссорит Поля с его супругой Матильдой. Причем конфликты становятся все более жестокими. Один раз Верлен даже побил жену и угрожал расправой над сыном. После этого Матильда подаст на развод, а Поль одумается и бросится вымаливать прощение. Его простят, но поэт все равно не порвет порочную связь. Он продолжит тайно переписываться и встречаться с Рембо.

И такие отношения продолжаются на протяжении нескольких лет. Верлен ссорится поочередно с Матильдой и Рембо, потом также поочередно с ними мирится. И поэт никак не может определиться, с кем же он в итоге хочет остаться. Заканчивается все это плохо. В 1973 году Верлен сильно конфликтует с Рембо, выхватывает пистолет и простреливает ему руку. В результате Поля приговаривают к двум годам тюрьмы. За это время он окончательно разводится с супругой Матильдой. А когда выйдет из тюрьмы, расстанется и с Рембо. И в результате останется совершенно один.

Интересное видео: стихотворение Поля Верлена «Никогда вовеки»:

Стиль

Верлен пьет абсент в кафе François 1er в 1892 году, фотограф Поль Марсан Дорнак

Большая часть Французская поэзия произведенный во время Fin de siècle был охарактеризован как «декадентский «за его мрачное содержание или моральное видение. В том же ключе Верлен использовал выражение poète maudit («проклятый поэт») в 1884 году для обозначения ряда поэтов, таких как Стефан Малларме, Артур Рембо, Алоизиус Бертран, Граф де Лотреамон, Тристан Корбьер или Алиса де Шамбрие, которые боролись против поэтических условностей и терпели общественные упреки или игнорировались критикой. Но с публикацией Жан Мореас ‘ Манифест символиста в 1886 году это был термин символизм которое чаще всего применялось к новой литературной среде. Наряду с Верленом, Малларме, Рембо, Поль Валери, Альберт Самайн и многих других стали называть «символистами». Эти поэты часто разделяли темы, параллельные Эстетика Шопенгауэра и понятия воли, фатальности и бессознательные силы и использовал темы секса (например, проститутки ), город, иррациональные явления (бред, мечты, наркотики, алкоголь), а иногда и неопределенно средневековый настройка.

В поэзии символическая процедура, представленная Верленом, заключалась в использовании тонкого внушения вместо точного утверждения (риторика был запрещен) и вызывать настроение и чувства с помощью магии слов и повторяющихся звуков, а также ритма стиха (музыкальности) и метрический инновации.

Верлен очень подробно описал свой типично декадентский стиль в своей поэме «Поэтическое искусство», описывая примат музыкальности и важность неуловимости и «странности». Он говорил о вуали и нюансах и умолял поэтов «держаться подальше от кровожадной резкости, жестокого ума и нечистого смеха»

Имея в виду эти лирические вуали, Верлен заключает, что стихотворение должно быть «счастливым событием».

Значение творчества

Творчество Верлена стало образцом для поэтов XX в. Г. Аполлинера, П. Элюара. Стихи П. Верлена переводили многие русские поэты: В. Брюсов, Б. Пастернак, Ф. Сологуб, И. Анненский, Г. Шенгели и др.

В 1851 семья осела в Париже, где он был определён в частный пансион. Затем учился в лицее Бонапарта, который окончил в 1862 с дипломом бакалавра.

Ко времени окончания лицея благосостояние семьи пошатнулось, и Верлен вынужден был искать работу.

В дни Парижской Коммуны Верлен работал в бюро коммунарской прессы.

В дни разгрома Коммуны познакомился с одним из участников баррикадных боёв, юным поэтом А. Рембо.

После поражения Коммуны снова пристрастился к абсенту. Начались ссоры с женой, родившей к этому времени сына. Верлен всецело попал под влияние Рембо. Жена ревновала к нему своего мужа.

В конце концов Верлен уехал с Рембо в путешествие по Бельгии и Англии (1872-1873).

Близкая тема:
Цитаты Поля Верлена

Живёт и правит во вселенной Не зло, не ненависть, а воля доброты. Лишь звери Не мыслят о вере. Любовь, одна Любовь приводит к очищенью, Своим избранникам вручает высший дар – Путь к покаянию и самоотреченью. Читать дальше…

Жена начала бракоразводный процесс. Это обстоятельство в совокупности с кутежами привело его к нервному расстройству. Поправившись, хотел продолжить прежнюю жизнь с Рембо, но тот отказался. Между ними произошло резкое объяснение в Брюсселе. Верлен дважды выстрелил в Рембо и ранил его, за что бельгийские власти приговорили его к двум годам заключения.

Из тюрьмы вышел в 1875, занял место учителя французского языка, впоследствии и рисования, в маленькой английской школе. В Англии провел три года, в течение которых пытался наладить свою жизнь и в конце-концов полностью отдался литературному труду.

Поль Верлен – французский поэт, яркий представитель таких литературных течений, как символизм и импрессионизм, по мнению Максима Горького – декадент. Его стихи задушевны, музыкальны, организованы особым образом – с преобладанием женской рифмы, выделением какого-то конкретного звука и повторением его. Верлена по праву можно назвать революционером французской и мировой поэзии.

Поль Верлен, краткая биография: он и Рембо

Верлен сам пригласил Рембо в Париж, после того как познакомился с его поэмами и получил от Артюра письмо.

Верлен и Рембо начали свою разгульную жизнь в Париже, полную громких историй и творчества. Они находили вдохновение друг в друге. Пирушки друзей часто заканчивались скандалами. Пожалуй, именно с этого периода биография Поля Верлена приобретает трагический оборот.

Под влиянием Рембо и алкоголя поведение Верлена стало совершенно безнравственным. Он грубо обращался со своей молодой женой Матильдой, которая, в конце концов, сбежала вместе с сыном Жоржем, родившимся в октябре 1871 года.

Верлен и Рембо сблизились. Их скандальная любовная и духовная связь длилась больше двух лет. За это время Верлен неоднократно пытался вернуться в семейное гнездо, но влечение к Рембо побеждало.

10 июля 1873 года произошло драматическое событие, навсегда разорвавшее отношения между поэтами. В Брюсселе Верлен под действием алкоголя дважды выстрелил в Рембо и ранил ему левое запястье. Несмотря на отозванное заявление пострадавшего, Поля посадили в тюрьму на два года.

Период с 1871 по 1874 год является самым продуктивным в творчестве обоих поэтов. Талант одного питает вдохновение другого, рождая новые стилистические формы.

Биография Поля Верлена после тюрьмы не повествует ни о чем хорошем. Поначалу жизнь его, казалось, приняла спокойный оборот. Он устроился учителем, окунулся в религию. Но так продолжалось всего два с половиной года. Затем в его жизни появился любимый ученик Люсьен Летинуа, из-за привязанности к которому и возобновившихся запоев поэта увольняют. Они с Люсьеном покупают поместье, в котором живут счастливо, но недолго. Из-за финансовых неурядиц Верлену приходится это поместье продать, а Люсьен умирает от тифозной лихорадки. Поль переезжает жить к матери, пишет сборник «Любовь» в память о Люсьене. Снова пускается в разгульную жизнь, пьянствует и скандалит.

На два месяца поэта снова заключают в тюрьму за издевательства над матерью, после чего они переезжают в Париж, где несчастная женщина вскоре умирает, а Верлен становится абсолютно нищим.

В последние 10 лет жизни его творчество, наконец, признали гениальным, и Министерство национального просвещения назначило ему пособие. Однако биография Поля Верлена делает новый поворот — у Поля появляется язва на ноге, которую поэт никак не может вылечить. Он кочует из больницы в больницу, а в перерывах пьянствует и бродит по Латинскому кварталу.

8 января 1896 года Верлен умер от пневмонии. Его траурный кортеж сопровождали тысячи поклонников, поэтов, представителей парижской богемы и близких друзей.

Поэт был погребен на Батиньольском кладбище рядом с родными.

Полная биография Поля Верлена заслуживает пристального внимания. Он занимает важнейшее место в истории французской поэзии, подарив ей больше свободы и музыкальности и огромное разнообразие новых размеров и рифм.

Поль Верлен – французский поэт, яркий представитель таких литературных течений, как символизм и импрессионизм, по мнению – декадент. Его стихи задушевны, музыкальны, организованы особым образом – с преобладанием женской рифмы, выделением какого-то конкретного звука и повторением его. Верлена по праву можно назвать революционером французской и мировой поэзии.

Литература

После «Сатурнийских стихов», куда вошла и замечательная по своей мелодичности «Осенняя песня», творческая биография Верлена набирает обороты. В 1867 году поэт сотрудничает с сатирическим журналом «Майский жук». В 1868, прикрывшись псевдонимом, выпускает книжку «Подружки», которую за непристойность конфискует и уничтожает суд. Дело в том, что стихи в «Подружках» посвящались лесбийским отношениям.

Книги Поля Верлена

Вторая книга одного из ярчайших франкоязычных поэтов под названием «Галантные празднества» выходит в 1869 году. Через год появляется следующий сборник – «Добрая песня», посвященный будущей жене Матильде Моте.

В дни Парижской коммуны Верлен работает в мэрии, в отделе печати. Свою четвертую книгу он пишет в путешествии по Англии и Бельгии в 1872-1873 годах, а в свет «Романсы без слов» выходят в 1874 году.

Стихотворение Поля Верлена «Целует клавиши прелестная рука»

Популярностью у читателей до сих пор пользуется стихотворение из этого сборника «Тихо сердце плачет». Жаль только, что особую мелодичность верленовской поэзии очень сложно передать при переводе на любой другой язык, даже на богатый русский.

В том же 1874 году Поль Верлен пишет «Поэтическое искусство» – своеобразный манифест новой французской поэзии. Верлен часто писал о природе, и его пейзажи, полностью соответствовавшие импрессионистским канонам, отражали прежде всего состояние души. Таково произведение «Оград бесконечный ряд», поразительное уже тем, что в русском переводе пейзаж «нарисован» без единого глагола.

Стихотворение Поля Верлена «Оград бесконечный ряд»

В конце 1870-х годов Верлен пересматривает жизненные ценности, в том числе и веру в Бога. Результатом переоценки приоритетов становится книга «Мудрость», вышедшая в 1881 году. За «Мудростью» в 1885 году последовали сборник стихов «Когда-то и недавно», в который вошло знаменитое «Поэтическое искусство», и сборник литературно-критических статей «Проклятые поэты». В число «проклятых», по мнению автора статей, вошли сам Верлен, Артюр Рембо и еще четыре стихотворца.

Особой, совершенной эстетикой могут похвастаться следующие плоды творчества Верлена: сборники «Любовь» 1888 года, «Счастье» и «Песни к ней» 1891 года. Кстати, «Мудрость», «Любовь» и «Счастье» составляют своеобразную поэтическую трилогию.

Первые публикации

В 1866 году Поль публикуется в журнале «Современный Парнас». Также он издаёт на собственные деньги сборник «Сатурнические поэмы». В Верлена прослеживается влияние на автора поэтов-парнасцев, которые отказывались от «исповедальной лирики» и романтического «бурления чувств». По их мнению, основной критерий прекрасного — это совершенство формы, «гармония между субъективным и объективным». Ранние стихи Поля Верлена очень чётко отражают этот принцип. Тем не менее у поэта появляется свой оригинальный стиль, для которого характерны меланхоличные интонации и способность передать читателю тайные движения души, её «музыку».

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.

Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.

К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда . Также британский прозаик написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Личная жизнь

Долгие годы график работы музыканта делился на два полугодия. Шесть месяцев он с оркестром работал в Париже, они разучивали новые песни, записывали. Другие шесть месяцев коллектив находился в гастрольных турах. Но с таким режимом работы в семье у Поля Мориа трудностей никогда не возникало, так как детей не было, а жена Ирэн ездила вместе с ним.

Поль уверен, их счастливый брак с Ирэн держался так долго благодаря тому, что они абсолютно разные люди. Ирэн по профессии учитель, работу свою очень любила и в любую минуту не прочь была вернуться в школу. Но кто бы тогда сопровождал любимого мужа в гастрольных поездках? В начале семейной жизни Поль упросил Ирэн оставить школу, чтобы у них была возможность всегда быть вместе. Женщина пожертвовала своей карьерой ради супруга и их семейного счастья.

Историческая сноска

Осенний шансон

Готовясь к Операция Оверлорд, то BBC через Радио Лондрес сигнализировал Французское сопротивление что вступительные строки стихотворения Верлена 1866 года «Осенний шансон «должны были обозначать начало операций» Дня Д «. Первые три строки стихотворения,»Les sanglots longs / Des violons / De l’automne«(« Длинные рыдания осенних скрипок ») означало, что операция« Оверлорд »должна была начаться в течение двух недель. Эти строки транслировались 1 июня 1944 года. Следующий набор строк»Blessent mon coeur / D’une langueur / Монотонный«(« ранишь мое сердце однообразной истомой »), означало, что он начнется в течение 48 часов и что сопротивление должно начать диверсионные операции, особенно на французской железнодорожной системе; эти строки транслировались 5 июня в 23:15.

Квартальный сочинитель

Подобный образ жизни Верлена не тяготил, даже наоборот — помогал находить друзей, которые разделяли его поэтические увлечения. Кутежи не мешали Полю преуспевать в гуманитарных предметах — для поддержания статуса в его круге общения успехи в словесности считались необходимостью. По окончании лицея в 1862 году Верлен поступил на юридический факультет университета, хотя и здесь учёба его совсем не волновала.

Юного поэта всё чаще видели среди других начинающих литераторов в кафе Латинского квартала, который прилегал к крупнейшим высшим учебным заведениям Парижа. Поль читает свои ранние стихи товарищам по Парнасской школе — Вилье де Лиль-Адану, Анатолю Франсу, Стефану Малларме. Те приходят в восторг, прочат ему громкое будущее. Именно в это время Верлен понимает, что хочет связать жизнь с поэзией.
На него сильно влияли «суровая насыщенность» бодлеровских «Цветов зла» и романтизм «Филомелы» Глатиньи. Эти книги Поль читал перед сном, чтобы утром написать что-то настолько же трагичное. В 1863 году в журнале «Обозрение прогресса» публикуют первый сонет Верлена «Господин Прюдом» — текст о дельце-семьянине, который пытается удачно выдать дочь замуж.

Отцу Поля увлечение сына лирикой не нравится. Он уверен, что литераторство может быть только хобби, дополнением к чему-то настоящему и приносящему доход. Поэтому поэзию Верлену приходится совмещать с работой в парижской мэрии. В эти же годы выходят первые сборники стихов — «Изысканные праздники» и «Сатурничные поэзии». Широкая публика их не заметила, зато от профессионального сообщества Поль получил одобрение.

В популярной культуре

  • Среди поклонников творчества Верлена был русский язык поэт и писатель Борис Пастернак. Пастернак зашел так далеко, что перевел большую часть стихов Верлена на русский язык. По мнению Пастернака госпожа и муза, Ольга Ивинская,
  • В 1943 г. Ричард Хиллари, автор Последний враг, процитировал Верлена (Мудрец) в его стихотворении.|
  • Его отношения с Рембо были разыграны в австралийском сериале 1964 года. Сезон в аду.
  • В 1964 году французский певец Лео Ферре положил на музыку четырнадцать стихов Верлена и несколько стихов Рембо для его альбома Верлен и Рембо. Также он спел два других стихотворения (Разговорный сентиментальный, Si tu ne mourus pas) в его альбоме On n’est pas sérieux quand на dix-sept ans (1987).[нужна цитата ]
  • Советский / российский композитор Давид Тухманов поставил стихотворение Верлена на музыку на русском и французском языках (культовый альбом На волне моей памяти, 1975).
  • Гитарист, певец и автор песен Том Миллер (более известный как Том Верлен, лидер арт-рок-группы Телевидение ) выбрал свой сценический псевдоним как дань уважения Верлену.
  • Новозеландская инди-рок-группа Верлен названы в честь Верлена. Их самая популярная песня «Смерть и Дева» ссылается на его расстрел Рембо.
  • Время, проведенное Верленом и Рембо вместе, было предметом фильма 1995 года. Полное затмение, режиссер Агнешка Холланд и по сценарию Кристофер Хэмптон, по его пьесе. Верлена изображали Дэвид Тьюлис и Леонардо Дикаприо играл Рембо.
  • Стихотворение Преступление любви была установлена ​​музыка для альбома Пир с пантерами, выпущенный в 2011 году компанией Марк Алмонд и Майкл Кэшмор. Он был адаптирован и переведен Джереми Рид.
  • Боб Дилан знаковый «Ты собираешься сделать меня одиноким, когда ты уйдешь, «Лирик», Ситуации закончились печально; Все отношения были плохими; Мои были похожи на Верлена и Рембо ».
  • Певица Лидия Лавлесс есть песня под названием «Verlaine Shot Rimbaud» на ее альбоме Где-нибудь еще.

Работы на французском языке (оригинал)

Верлена Полное собрание сочинений доступны в критических редакциях из Bibliothèque de la Pléiade.

  • Либретти для Vaucochard et Fils 1э и Фиш-Тон-Кан (1864) (Музыка от Chabrier )
  • Поэмы saturniens (1866)
  • Les Amies (1867)
  • «Клер де Люн » (1869)
  • Fêtes galantes (1869)
  • La Bonne Chanson (1870)
  • Романсы без пароля (1874)
  • Sagesse (1880)
  • Les Poètes maudits (1884)
  • Jadis et naguère (Верлен) (1884)
  • Les Mémoires d’un veuf (1886)
  • Amour (1888)
  • Луи II де Бавьер (1888)
  • Параллельный элемент (1889)
  • Dédicaces (1890)
  • Женщины (1890)
  • Hombres (1891)
  • Bonheur (1891)
  • Mes hôpitaux (1891)
  • Chansons pour elle (1891)
  • Литургии вовремя (1892)
  • Mes тюрьмы (1893)
  • Élégies (1893)
  • Odes en son honneur (1893)
  • Dans les limbes (1894)
  • Эпиграммы (1894)
  • Признания (1895)

В город грязи и солнечных улиц

Семья покинула спокойный Мец, в котором квартировалась, и перебралась в предместье Парижа — Батиньоль. Их новыми соседями стали другие семьи бывших военных.

Сначала Поль столицу не оценил. «По правде говоря, первыми моими впечатлениями от Парижа были уродство, грязь и сырость. И затхлая атмосфера, ведь ноздри мои привыкли к сильным и простым запахам лотарингского востока, к целебным ветрам города в виде шахматной доски», — писал он. Но уже скоро мальчик понял, что и в таком большом городе есть место солнечным бульварам и улыбчивым прохожим.

Очарование Парижем не затмили даже исторические события. Переезд семьи в столицу совпал с государственным переворотом: племянник Наполеона Бонапарта Луи-Наполеон сверг республику, провозгласив Вторую империю.

В начале декабря 1851 года в Париже происходила бойня. Войска и полиция без разбора стреляли по случайным прохожим, в том числе женщинам и детям. Среди убитых во время одной из прогулок могли оказаться и Поль с матерью, но им чудом удалось спастись.

Приют трудов и вдохновенья

Через два года Поль станет посещать занятия в лицее Кондорсе, который считался одним из лучших учебных заведений для подростков. Среди знаменитых выпускников — литературный критик, поэт и романист Шарль Огюстен де Сент-Бёв и драматург Эжен Лабиш. Но и там Верлен всё больше интересовался поэзией и меньше — теми дисциплинами, по которым предстояло держать экзамены. В девятом классе Поля посчитают отстающим в развитии.


Портрет Верлена, 1866. (wikimedia.org)

Нравы в лицее не совсем располагали к учёбе. Верлен писал об этом времени так: «Чувственность овладела мной, захватила меня в возрасте между двенадцатью и тринадцатью». Уже в 17 лет он стал проводить время в борделях и много пить под предлогом, что «вино прочищает почки».

Биография

Поль-Мари родился 30 марта 1844 года в Меце в семье Николя-Огюста Верлена, капитана инженерных войск, и Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. В раннем детстве Верлена семья часто переезжает из-за гарнизонной службы отца (Мец, Монпелье, Ним, Сет и снова Мец).

В 1851 отец Поля выходит в отставку, и семья поселяется в парижском предместье Батиньоль. В 1853 Верлен поступает в пансион Ландри (улица Шапталь, 32). В 1855 он поступает в седьмой (начальный) класс лицея Бонапарта (будущ. Кондорсе).

В 1858 Верлен начинает писать стихи, знакомится с поэзией Гюго, Банвиля, Готье, Бодлера, Леконта де Лиля, Глатиньи, посылает Виктору Гюго стихотворение «Смерть» (12 декабря).

С 1860 года Верлен начинает дружить с Эдмоном Лепелетье, своим будущим душеприказчиком и биографом.

В 1862 финансовое положение семьи ухудшается из-за неудачных вкладов. Верлен получает степень бакалавра словесности (с отличием по латыни), записывается в Школу права и занимается арифметикой, надеясь сдать экзамен в Министерство финансов. Начинает пить и посещать публичные дома. Зачитывается «Силой и материей» Бюхнера. В 1863 он знакомится с поэтом и критиком Луи-Ксавье де Рикаром; в республиканском салоне маркизы де Рикар (бульвар Батиньоль, 10) собеседники Верлена — Теодор де Банвиль, Огюст Вилье де Лиль-Адан, Франсуа Коппе, Катюль Мендес, Сюлли Прюдом, Хосе Мариа Эредиа. В августе этого же года выходит первая публикация Верлена в журнале Рикара «Обозрение прогресса» (сонет «Господин Прюдом»).

1864 — Январь-март. Верлен работает в страховой компании, затем в мэрии IX округа Парижа. Бросает занятия в Школе права. Осень-зима. Посещает кружок Катюлля Мендеса (Прюдом, Вилье де Лиль-Адан, Леон Дьеркс, Эредиа, Альбер Глатиньи).

1865 — Верлен работает экспедитором в мэрии Парижа. Ноябрь-декабрь. Верлен публикует эссе о Бодлере и несколько стихотворений в новом журнале Рикара «Искусство». Знакомится с издателем Альфонсом Лемером, в книжном магазине которого (пассаж Шуазель, 47) собираются будущие парнасцы. Посещает вечера Теодора де Банвиля в его квартире на улице Конде. 30 декабря. Смерть отца.

1866 — Январь. Верлен с матерью переезжают на улицу Леклюз, 26. Март. Первый выпуск альманаха «Современный Парнас» (издатель Альфонс Лемер). 28 апреля. Восемь стихотворений Верлена опубликованы в девятой книжке «Современного Парнаса» (их читает двенадцатилетний Рембо). Ноябрь. Выходит сборник «Сатурнийские стихи» (издатель Альфонс Лемер).

Краткая биография

  1. В 1862 г. поступил на юридический факультет в Сорбонну, но учёба продлилась всего 2 года – материальные проблемы не позволяли продолжать образование. Верлен начал работать в различных учреждениях мелким служащим.
  2. В 1863 г. впервые было опубликовано его сочинение (сонет «Господин Прюдон»). Верлену было 19 лет.
  3. В этом же году познакомился с поэтами Парнасской школы, вошел в их круг, стал последователем французского поэта Леконта де Лилля. Начал посещать литературные салоны, вести богемную жизнь.
  4. В 1866 г. в 9-ой книге альманаха «Современный Парнас» опубликованы 8 стихотворений Верлена, а затем вышел его сборник «Сатурнийские стихи». Постепенно он начинает отходить от принципов парнасской эстетики.
  5. В 1867 г. умерла Элиза, подруга детства, воспитанная в их семье. Верлен тяжело переносит её смерть, начинает сильно пить.
  6. В 1867 г. встречался с В. Гюго. В этом же году умер поэт Ш. Бодлер, Верлен присутствовал на его похоронах.
  7. В 1869 г. напечатан сборник «Галантные празднества», навеянный мотивами картин французских художников XVIII в.
  8. В 1869 г. познакомился с Матильдой Моте и попросил её руки. Она приходилась ему кузиной.
  9. 1870 г. ознаменовался выходом сборника стихов «Добрая песня», он посвятил его Матильде. 11 августа 1870 г. Верлен обвенчался с ней. Вступил в Национальную гвардию добровольцем.
  10. В марте 1871 г. приветствовал Парижскую коммуну, работал в мэрии в бюро печати. После падения Коммуны скрывался под Аррасом, на родине матери.
  11. В 1871 г. начинается переписка Верлена и молодого поэта А. Рембо, которая скоро перерастает в дружбу. Рембо по приглашению Верлена переезжает к ним, Матильда – против. В этом же году родился сын Поля и Матильды.
  12. В 1872 г. происходит резкий разлад в семье Верлена в основном из-за Рембо. Молодой поэт с его сильной натурой имел большое влияние на Верлена. Матильда с сыном уезжает к родственникам, а Рембо снова поселяется у Верлена.
  13. В этом же году усилились преследования сторонников Парижской коммуны. Верлен и Рембо уезжают за границу, бродяжничают в Бельгии, затем отправляются в Лондон.
  14. Весь 1873-й год проходит у Верлена в переездах с одного места на другое, в ссорах и примирениях с Рембо, в попытках примирения с Матильдой. В июле после очередной ссоры с Рембо Верлен стрелял в него и ранил в запястье. Приговорён к 2 годам тюрьмы. В тюрьме приходит к религии.
  15. В 1874 г. выходит сборник стихов «Песни без слов». Развод с Матильдой.
  16. В 1875 г., выйдя из тюрьмы, Верлен встретился с Рембо, снова между ними произошла ссора, драка, больше они не виделись.
  17. В 1876-1877 гг. Верлен пытался наладить и упорядочить свою жизнь, начал работать: преподавал, интересовался сельским хозяйством, но не нашёл себя в этом и снова вернулся к творчеству.
  18. В 1881 г. вышел сборник его стихов «Мудрость», наполненный религиозными мотивами. Встречается с сыном, желает помириться с Матильдой, но безуспешно.
  19. В 1884 г. вышел сборник стихов «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Про́клятые поэты», в неё вошли очерки о Рембо, Малларме и других французских поэтах, в том числе и о самом Верлене.
  20. В апреле 1885 г. месяц пробыл в тюрьме за пьяные угрозы в адрес матери. По выходе обосновался в Париже. Жил в нищете, в долгах, пил и серьезно болел.
  21. 1886-1893 гг. прошли в больницах и приютах. Но творчество он никогда не оставлял. Один за другим появляются сборники «Любовь» (1888), «Параллельно» (1889), «Счастье» (1891), «Песни для неё» (1891), «Интимные литургии» (1892), проза «Мои больницы» (1891).
  22. В 1894 г. Верлена избирают «Принцем поэтов». Пришло признание, но оно было слишком поздним.
  23. 5 января 1896 г. опубликовал свое последнее стихотворение «Смерть».
  24. Умер в Париже от воспаления лёгких 7 января 1896 г.
  25. Похоронен 10 января на кладбище Батиньоль в Париже. На его похороны собрались тысячи поклонников творчества.

Поль Верлен в 1893

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.

Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.

Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.

Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.

Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: