Искусство поэзии (поль верлен)

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Истоки вдохновения

Его произведения породили множество подражаний, а насыщенная образность его стихов стала предметом частых истолкований в литературоведении. В первом сборнике «Шедевры» («Chefs d’oeuvres», 1895) отчётливо заметны мотивы восточного мистицизма, элементы древнегреческой поэтики, сказаний, влияние скандинавских и древнегерманских легенд.

Наиболее отчётливо в нём заметны символы, связанные с культурной жизнью тогдашнего Парижа, из которой Брюсов черпал своё вдохновение. Значительное влияние на поэта оказали работы Фридриха Ницше.

Внешний образ поэта не передавал всего богатства его внутреннего мира. Его часто видели в чёрном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. Воротники всегда были тщательно накрахмалены, а когда Брюсов скрещивал руки, он был похож на Наполеона. Смерть поэта в 1924 году стала утратой для сообщества, ознаменовав завершение эпохи Серебряного века, а В. Иванов отметил, что Блок и Брюсов увели вместе с собой старых поэтов из нового мира.

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Буало и «спор о древних и новых»

В старости Буало вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов: одни доказывали превосходство новых французских поэтов, сумевших соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания, над древними греческими и римскими; другие же были убеждены, что никогда французские писатели не превзойдут своих великих учителей. Выпустив в свет комментарии к сочинениям Лонгина, Буало выступил как горячий поклонник древних классиков. Однако защита его не имела ожидаемого результата, и французское общество продолжало предпочитать самого Буало Горацию.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Пастернака «Определение поэзии» нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт для написания произведения. Борис Леонидович не скупился на художественные средства выразительности, чтобы его творение получилось звучным и поэтичным.

Он прибегнул к излюбленному приему символистов — аллитерации. В одних строках происходит нарастание раскатистого звука «Р», в других же происходит создание звукового эффекта за счет шипящих и свистящих согласных. Еще мелодичности словам придают олицетворения и сравнения. Борис Леонидович использовал и анафору: в произведении несколько раз повторяется слово «это». Данный прием придает дополнительную выразительность образам.

В этом стихотворении Пастернак отдает предпочтение коротким и безличным предложениям

Это подчеркивает его мнение о том, что в поэзии важно быть лаконичным и емким. Также таким синтаксисом он подчеркнул некую стихийность непредсказуемость поэзии: ведь поэт не знает, какое стихотворение у него в итоге получится

Отличается данное творение и вычурными метафорами, которые делают стихотворение намного выразительнее.

Стихотворение Бориса Пастернака оказалось достаточно сложным для восприятия. Но в его строках чувствуется особое очарование, простота. От них словно веет поэтическим волшебством. Образы, описанные в этих строках, отличаются точностью формулировок. Сложный поэтический язык был свойственен символизму, который был доминирующим литературным направлением в 20 веке. Символизм оказал большое влияние на творчество поэта.

Это был анализ стиха Пастернака «Определение поэзии».

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

11 класс

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина

Анализ стихотворения «Скифы» Блока

Анализ стихотворения «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Цветаевой

Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой

Анализ стихотворения «Ночь» Бунина

Анализ стихотворения «Холмы» Бродского

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока

Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой

Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока

Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Исаковского

Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилёва

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин

Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака

Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам

Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского

Анализ стихотворения «Чёрный человек» Есенина

Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова

Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока

Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского

Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина

При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – процесс творчества. Основная мысль – творчество как процесс бесконечно расширяет человеческие возможности, поэт проживает отдельную жизнь в каждом своём детище.

Стихотворение состоит из 7 строф и соответствует этапам создания стихотворения. Первая и вторая строфы – растянувшееся на полгода создание стихов, уход в творчество. С 3 по 5 строфу описано осознание поэтом реальности, из которой он был исключён в процессе творчества. Последние две строфы описывают не внешнее поведение поэта в процессе творчества, как первые две, а его внутреннюю жизнь, то есть объясняют, откуда поэт черпает вдохновение. Пастернак придерживается той идеи, что творец получает информацию и толчок для творчества в неком месте грёз, то есть ничто не ново под луной.

Пастернак анализ

Джалтармаева Алия

Мастер (1340) 1 год назад

Стихотворение «Определение поэзии» вполне можно назвать у Б. Пастернака программным, поскольку в нем дается четкое изложение тому, что следует понимать под поэзией. Многие поэты и до, и после Пастернака писали свой взгляд на это определение, но пастернаковский характерен тем, что дает очень яркий по краскам, очень громкий по звукам, очень объемный по образам ответ на этот вечный вопрос.

Стихотворение не разбито автором на строфы через пробелы, но в условной первой строфе дается звуковое понимание поэзии – например, через соловьиную трель или свист. Но автор не ищет легких путей и простых описаний, он прибегает к использованию очень сложных метафор, которых непосвященному или обывательскому уму понять трудно.

Например, поэт пишет «щелканье сдавленных льдинок» вместо того, чтобы сказать об обычном хрусте снежинок под ногами, известном каждому. Фигаро – усеченное название оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», а значит, тоже музыка для посвященных. А непонятное слово «садкан» — означает название одной их тантрических духовных практик.

Особое внимание притягивает к себе строчки «это — сладкий заглохший горох, это — слезы вселенной в лопатках». Опять же, сам поэт давал разъяснения этой сложной метафоре: лопатками раньше назывались стручки молодого зеленого гороха

Таким образом, «слезы вселенной» оказываются как бы горошинами, прикрепленными к стручку, который рано или поздно раскроются, и тогда слезы-горошины будут выплаканы.

Поэт очень много сочетает высокого и низкого: Фигаро – на грядку, «небосвод завалился ольхою», доски в воде. Таким образом, поэт четко дает понять, что именно такое сочетание и рождает поэзию. Борьба и единство противоположностей дает новое понимание сути всех на свете вещей и явлений окружающего мира. Один предмет перерождается в другой, все взаимосвязано и взаимозависимо, и в то же время противостоит друг другу.

Это подтверждает и финал стихотворения, поскольку «вселенная», которая готова была расплакаться в середине произведения, оказалась «место глухое». Значит, только здесь, на Земле, где живет чувствующий, слышащий, осязающий и все понимающий человек, и рождается поэзия.

Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.

Влияние на эпоху символизма

Брюсов, которого сегодня школьники изучают по программе для 11 класса, был идейным вдохновителем и главой журнала «Весы», отбирая для сборника настоящие шедевры эпохи модернизма. Это выгодно отличало его от главных редакторов таких изданий, как «Перевал» и «Золотое Руно». Михаил Гаспаров называл поэта «побеждённым учителем», поскольку ученики пошли дальше него, создав самобытную культуру модернизма. Чувство неприятия молодого поколения нашло отражение в стихотворении поэта «Младшим», которое было посвящено собратьям-символистам .

Особого внимания для исследователей истории заслуживает полемика Брюсова с Лениным, изложившим своё понимание литературы в 1905 году на страницах газеты «Новая жизнь». Вскоре в «Весах» был опубликован отзыв поэта, похвалившего революционера за смелость, но упрекнувшего его за то, что в его словах не хватает подлинной «любви к свободе». Будучи настоящим мастером слова, прекрасно знакомым с европейской традицией и мировой культурой, он протестовал против всяких попыток ограничить творческие порывы художника, поместив их в узкие рамки догматических учений.

Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого марта 1895 года. Данное творение было включено в самый первый сборник его лирических произведений. Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?

Именно такая идея посещала головы большинства современников автора, которые жили в тоже время, что и он. Нет в этом ничего удивительного, так как все, буквально все, что было написано в стихотворении, вряд ли возможно спокойно уложить в рамки обычного человеческого сознания. Что можно подумать, хотя бы прочитав такие эпитеты, как «фиолетовые руки», «обнаженный месяц» и многие другие. Что абсурд или бред?

Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.

В своем произведении Брюсов описал именно то состояние, в котором пребывает поэт, творя свой шедевр. Брюсов показывает два мира, первый из которых вполне реальный, а второй – это мир, в котором находится все то, что им будет в скором времени создано. И если в начале стихотворения будет рассказываться о еще «несозданных созданиях», то в конце его говорится о тех творениях, которые уже воплотились в жизнь, однако, не смотря на это, имеют недосказанные тайны.

Поэту удалось в своем произведении очень точно объединить звуковые, а также зрительные образы, такие как, например, «прозрачные киоски», «лазоревая луна» или же «звонко-звучная тишина». Весьма интересной можно назвать композиционное построение стихотворения, которое пестрит всевозможными звуковыми повторами.

В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого марта 1895 года. Данное творение было включено в самый первый сборник его лирических произведений.

Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?

Именно такая идея посещала головы большинства современников автора, которые жили в тоже время, что и он. Нет в этом ничего удивительного, так как все, буквально все, что было написано в стихотворении, вряд ли возможно спокойно уложить в рамки обычного человеческого сознания. Что можно подумать, хотя бы прочитав такие эпитеты, как «фиолетовые руки», «обнаженный месяц» и многие другие. Что абсурд или бред?

Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.

В своем произведении Брюсов описал именно то состояние, в котором пребывает поэт, творя свой шедевр. Брюсов показывает два мира, первый из которых вполне реальный, а второй – это мир, в котором находится все то, что им будет в скором времени создано. И если в начале стихотворения будет рассказываться о еще «несозданных созданиях», то в конце его говорится о тех творениях, которые уже воплотились в жизнь, однако, не смотря на это, имеют недосказанные тайны.

Поэту удалось в своем произведении очень точно объединить звуковые, а также зрительные образы, такие как, например, «прозрачные киоски», «лазоревая луна» или же «звонко-звучная тишина». Весьма интересной можно назвать композиционное построение стихотворения, которое пестрит всевозможными звуковыми повторами.

В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

Объяснение и примеры

Вопрос формы и содержания кажется очень простым: форма литературного произведения — это его внешняя оболочка, а содержание — внутреннее наполнение

Что же тут сложного? При такой постановке вопроса кажется, что приоритеты расставить легко: главное — это содержание, а какая у него форма — это не так уж важно

Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее.

Содержание и форма неразделимы, это единое целое. Читая литературное произведение, мы воспринимаем текст и извлекаем из него смысл. Каким будет этот смысл, зависит от формы. Изменив форму, мы получаем другое содержание.

Пример

Мы можем сказать, что «Илиада» Гомера — это история о Троянской войне. В каком-то смысле так оно и есть, но разве такое суждение даёт представление об этой поэме? Более подробный пересказ позволит нам ознакомиться с действующими лицами и событиями «Илиады», но непосредственно поэма пройдёт мимо нас. Нравится ли нам, как пишет Гомер? О чём повествуется в «Илиаде»? Об этом придётся делать выводы с чужих слов, в верности которых можно усомниться. Ещё одна сложность заключается в том, что каждый элемент литературного произведения может быть одновременно и содержанием, и формой.


Единство формы и содержания

Поэтика

Вопросами формы (и неразрывно связанного с ней содержания) занимается поэтика. Можно назвать три значения термина «поэтика»:

  • художественность речи литературного произведения (какими словами);
  • особенность его структуры (из каких частей);
  • эстетика произведения или автора в целом (какое это произведение в целом или какова авторская манера).

Анализ стихотворения Пастернака «Определение поэзии» — лучшее сочинение

Стихотворение «Определение поэзии» вполне можно назвать у Б.Пастернака программным, поскольку в нем дается четкое изложение тому, что следует понимать под поэзией. Многие поэты и до, и после Пастернака писали свой взгляд на это определение, но пастернаковский характерен тем, что дает очень яркий по краскам, очень громкий по звукам, очень объемный по образам ответ на этот вечный вопрос.

Анализ стихотворения Пастернака «Заместительница»

Стихотворение «Заместительница» Бориса Пастернака очень своеобразное.

  • Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак — поэт с философским мышлением, вдумчивый художник.
  • Анализ стихотворения Пастернака «Зимняя ночь» Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Зимняя ночь» сразу вводит.
  • Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия» В 1958 году Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за его произведение.
  • Анализ стихотворения Гумилева «Жираф» Николай Степанович Гумилев был отважным, мужественным, очень любил.
  • Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Поэзия Бориса Пастернака — явление новейшее не только в истории литературы.
  • Б. Л. Пастернак. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» — является одним.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).

СТИХОТВОРЕНИЕ Б.Л. ПАСТЕРНАКА "ПРО ЭТИ СТИХИ" АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Среди поэтов прошлого столетия Б. Пастернак выделяется довольно редко-стным свойством – даром поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и утрат не тускнеет, а, наоборот, становится глубже и чище. «Со-три случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен», — сказал однажды А. Блок. Пастернак, напротив, принимает мир со всеми его «случайными чертами». Ис-точник его радости – благодарная любовь к самой жизни; он принимает будущее не потому, что оно якобы «светлое», а потому, что это будущее. Такая любовь ко всему живому лежит в основе художественного реализма поэта. По мысли Пас-тернака, оригинальность художественного образа состоит не в его отличии от об-разов других художников, а в его соответствии действительности. Однако мир представляется поэту вечной загадкой. Не в этом ли секрет загадочности пастер-наковской поэзии? Вообще стихи Б. Пастернака не так просты для восприятия. Обратимся в этой связи к его стихотворению с необычным названием «Про эти стихи».

Данное стихотворение вошло в третью книгу поэта «Сестра моя – жизнь», положившую начало поэтической славе Б. Пастернака. Написанные в 1917 году, стихи, составившие эту книгу, были опубликованы с опозданием в несколько лет, в 1922 году. В книге «Сестра моя – жизнь», создававшейся в предреволюционное лето, практически нет примет грозной реальности. История не изображается ран-ним Пастернаком, а проживается им, входит в него, перерабатывается его созна-нием и воплощается в музыкальных изломах его ритмов, в игре поэтических ас-социаций. Главные из них – переклички с Лермонтовым, которому книга посвя-щена.

Читая стихотворение «Про эти стихи», соглашаешься с мыслью, что для Пастернака нет мелочей, у него крупно то, что мелко. Художественный мир сти-хотворения как будто рассыпается на детали, и в то же время из этих же деталей на наших глазах собирается в единое целое. Красота мира, в понимании Пастер-нака, в его самоценности, а не в соотнесенности его с человеком. А потому окру-жающий мир у него одушевлен сам по себе, а не по воле лирического героя

В этой связи стоит обратить внимание на встречающиеся в тексте стихотворения специфические олицетворения: «задекламирует чердак», «галчонком глянет Рож-дество», «разгулявшийся денек». По сути, здесь окружающий мир становится действующим лицом, а не предметом описания

Такая невыделенность лирического героя создается и с помощью звуковой организации стиха. Звуковой строй становится образным выражением единства внешнего мира и лирического героя:

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам

Зимой открою потолку

И дам читать сырым углам.

Звуковое сходство слов рождает представление о взаимосвязи разных сто-рон бытия. На протяжении почти всего поэтического текста нельзя не услышать аллитерацию на звуки «т» и «с».

В кашне, ладонью заслоняясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

На основании этих строк Пастернака часто обвиняли в оторванности от жизни. Однако, думается, здесь явно ощутимо дыхание той же вечности: об этом говорят и обращение к детям – символу вечного обновления жизни – и использо-вание слова «тысячелетье». Поэтому не ощущающий внутренних границ лириче-ский герой может запросто «курить» с Байроном и «пить» с Эдгаром По. Вообще это расширение времени и пространства подчеркивается и синтаксисом стихотво-рения. Если в первых трех строфах поэт использует короткие предложения, то да-лее каждое предложение – это целая строфа.

Упоминание Лермонтова придает поэтическому миру еще большую всеох-ватность. А душевный размах лирического героя так созвучен лермонтовскому: «Я любил все обольщенья света…». Анафорически же начинающиеся близкие к финальным строки подчеркивают ту же безграничность времени и утверждают небывалую полноту человеческой жизни:

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

Образ лирического героя

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: