Как Жан-Поль Сартр назвал свою автобиографическую книгу?
Чтобы ответить на вопрос, давайте более подробно ознакомимся с жизнью французского писателя.
Сартр потерял отца в раннем возрасте и вырос в доме своего деда по материнской линии, Карла Швейцера, дяди медицинского миссионера Альберта Швейцера и самого профессора немецкого языка в Сорбонне. Мальчик, который бродил по парижским Люксембургским садам в поисках друзей, был маленького роста и косоглазый. Его блестящая автобиография , Les Mots (1963;Words ) рассказывает о приключениях матери и ребенка в парке, когда они переходили из группы в группу – в тщетной надежде на то, что их приняли – а затем, наконец, отступили на шестой этаж своей квартиры «на высотах, где живут мечты» «Слова» спасли ребенка, и его бесконечные страницы писем были побегом из мира, который отверг его, но он продолжит восстанавливаться в своем собственном воображении.
Сартр отправился в лицей Генриха IV в Париже, а затем, после повторного брака своей матери, в лицей в Ля-Рошели . Оттуда он отправился в престижную школу École Normale Supérieure, которую он окончил в 1929 году. Сартр сопротивлялся тому, что он называл «буржуазным браком», но, будучи еще студентом, он образовал сСимона де Бовуар, союз, который оставался устоявшимся партнерством в жизни. Мемуары Симоны де Бовуар, Mémoires d’une jeune fille rangée (1958;Воспоминания о послушной дочери ) и La Force de l’âge (1960;Премьера жизни ), предоставьте интимный отчет о жизни Сартра от студенческих лет до его середины 50-х годов. Также в Школе Нормале Супериоре и в Сорбонне он встретил нескольких человек, которым суждено было стать знаменитыми писателями; среди них были Рэймонд Арон , Морис Мерло-Понти , Симона Вейль , Эммануэль Муниер, Жан Ипполит и Клод Леви-Стросс . С 1931 по 1945 год Сартр преподавал в лицеях Гавра , Лана и, наконец, Парижа. Дважды эта карьера была прервана, один раз из-за год обучения в Берлине и второй раз, когда Сартр был призван в 1939 году для службы во Второй мировой войне, Он был заключен в тюрьму в 1940 году и освобожден через год.
За годы преподавания в Гавре Сартр опубликовал книгу « La Nausée» (1938;Тошнота ), его первая претензия на славу. Этот роман , написанный в форме дневника, передает чувство отвращения, которому подвергается некий Рокентин, сталкиваясь с миром материи – не просто миром других людей, но самим осознанием своего тела. По мнению некоторых критиков, La Nausée следует рассматривать как патологический случай, форму невротического побега. Скорее всего, его следует ценить также как наиболее оригинальное, крайне индивидуалистическое, антиобщественное произведение, содержащее на своих страницах многие философские темы, которые позднее разработал Сартр.
Сартр взял на себя феноменологический метод , который предлагает осторожное, непредвзятое описание, а не дедукцию, от немецкого философаЭдмунд Гуссерль и использовал его с большим мастерством в трех последовательных публикациях: L’Imagination (1936; Воображение: психологическая критика ), Esquisse d’une théorie des emotions (1939; Эскиз для теории эмоций ) и L’Imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’magination (1940; Психология воображения ). Но это было прежде всего в L’Être et le néant (1943;Бытие и Ничто ), что Сартр проявил себя как мастер выдающегося таланта. Сартр ставит человекасознание илине-вещь ( néant ), против бытия или вещи ( être )
Сознание не материя, и в то же время избегает детерминизма. Сообщение, со всеми вытекающими из этого последствиями , является обнадеживающим; однако непрекращающееся напоминание о том, что человеческие усилия являются и остаются бесполезными, делает книгу трагической
Сартр ставит человекасознание илине-вещь ( néant ), против бытия или вещи ( être ). Сознание не материя, и в то же время избегает детерминизма. Сообщение, со всеми вытекающими из этого последствиями , является обнадеживающим; однако непрекращающееся напоминание о том, что человеческие усилия являются и остаются бесполезными, делает книгу трагической.
История жизни Жан-Поля Сартра
Первая пьеса Сартра, Les Mouches («Мухи» 1943), исследовал темы обязательств и ответственности. В истории, происходящей в древней, мифической Греции, Орест убивает убийц Агамемна, таким образом освобождая горожан от бремени вины. Согласно экзистенциальным представлениям Сартра, только тот, кто может принять ответственность за действия в специфической ситуации, подобно Оресту, по-настоящему свободен. Вторая его пьеса — Huis Clos («За запертой дверью»1944), представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: ‘Ад — это другие люди’.
В 1947 году выходит книга литературной книги Сартра Qu’est Ce Que La Litterature («Что есть литература»)
В 1956-м, Сартр резко осуждает ввод советских войск в Венгрию (в 1968 он будет резко осуждать ввод советских войск в Чехословакию). После смерти Сталина в 1953, Сартр активно принимается критиковать советскую систему управления, однако он защищает сам Советский Союз. Он посетил СССР в следующем году и был госпитализирован в течение десяти дней по причине истощения. В 1961 году, террористы из ОАС (Организация Тайной Армии, «Ультраколониалисты»), боровшиеся против Алжирской независимости, взрывают бомбу в квартире у Сартра на улице Бонапарта; в следующем году это произошло снова и Сартр, переезжает на набережную Louis-Bleriot, напротив Эйфелевой башни.
В 1965 Сартр принимает Arlette Elkaim, его любовницу, которая получила права на литературное наследие Сартра после его смерти. В 1967 Сартр возглавляет Международный Военный Трибунал, основанный Бертраном Расселлом, чтобы судить Американское военное вмешательство в Индокитай. Он стал близко вовлеченным в движение против Вьетнамской Войны и поддержал студенческое восстание в 1968. В 1970 Сартр был арестован из-за продажи на улицах запрещенных Маоистских листовок La cause du peuple.
С 1960 до 1971 Sartre работал над четырёх-томником под названием L’idiot La Famille («Идиот в семье»), обширная биография Гюстава Флобера, используя Фрейдистские и Марксистские интерпретации, близкие к его философским трудам. Сартр интересовался Флобером начиная с детства. В этой работе Сартр показывал, как Флобер стал человеком, его семью и общество определяющее его бытие. При написании четырёх-томника, Сартр использовал Corydrane, наркотик, который в 60-х принимали велосипедисты. В 1974 Сартр посетил террориста Андреаса Баадера в тюрьме Штаммхайм в Германии.
L’idiot был последней большой работой Сартра; и то осталась незаконченной. Согласно Сартру, факт, что он никогда не будет заканчивать, это «не делает меня настолько несчастным, потому что я думаю, что я сказал наиболее важные вещи в первых трех частях.» С 1975 философ страдал от падающего зрений и около конца его жизни, Сартр ослеп. Он умер в Париже от болезни лёгких 15 апреля 1980, около месяца боровшись за жизнь, и два дня пролежав в коме.
Жан-Поль Сартр был в значительной степени ответствен за образ послевоенного французского интеллектуала — и как активист и автор, он рассматривался главным интерпретатором видения мира послевоенным поколением. В его эссе Сартр имел дело с широким диапазоном объектов, иногда в провокационной манере. «Республика Тишины» начинается «мы никогда не были свободны больше, чем были свободны во время Немецкой оккупации» как Сартр объяснял это позже, что тогда каждый жест имел вес обязательства.
Могила Сартра на кладбище Монпарнас
Упоминание книг автора:
- Коллективная подборка «Любимые книги ридлян»Подборки
- Литературный стартер пак юного экзистенциалиста.Подборки
- Рыжие герои книгПодборки
Цитаты из книг автора
Мертвые без погребения
•<p>Полька кончилась, теперь наш черед танцевать. <br />— Значит, ты не хочешь танцевать. (Пауза.) Ненавижу эту музыку. <br />— Да? <br />— Её, наверное, слышно на ферме. <br />— Там никого не осталось, некому слушать. <br />— Знаю. Эта музыка врывается в окна, кружится над трупами. Музыка, солнце — картина! А трупы совсем почернели. А! Мы здорово промахнулись…</p>
Стена
•<p>Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.</p>
Стена
•<p>На мгновение, на одно короткое мгновение мне показалось, что я заплачу тоже, и тоже от жалости к себе. Но случилось обратное: я взглянул на мальчика, увидел его худые вздрагивающие плечи и почувствовал, что стал бесчеловечным — я был уже не в состоянии пожалеть ни себя, ни другого. Я сказал себе: ты должен умереть достойно.</p>
Тошнота
•<p>- Я знал, что вы меня одобрите, мсье. Да и как можно осудить того, кто говорит вам: я распорядился своей жизнью так-то и так-то и теперь совершенно счастлив?</p>Самоучка
Комната
•<p>Его нервное изящество, его субтильность, которая так нравилась Еве, когда он за ней ухаживал, — все это были цветы его безумия.</p>
•
Все рецензии
Слайды и текст этой презентации
Жан-Поль Сартр
Выполнила ученица 11 классаКапитонова Елена
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр
( 21 июня 1905 — 15 апреля 1980)
— французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог.Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.
Биография
Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.
Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе.
Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
В октябре 1945 года вместе с Симоной де Бовуар
и Морисом Мерло-Понти основал
журнал «Новые времена» (Les Temps modernes).
Творчество
Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.
Список основных работ и художественных произведений:
«Бытие и ничто»«Воображение»«Грязными руками»«Дороги свободы (Незавершённая тетралогия)»«Критика диалектического разума»«Мухи»«Проблемы метода»«Слова»«Стена»«Тошнота»«Экзистенциализм — это гуманизм» и другие.
В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почётного легиона. В том же году Сартр заявил о своём отказе от литературной деятельности.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом.
Ввёл в обиход литературной критики термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления.
Философская концепция
СвободаОдним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
ОтчуждениеС понятием свободы связывается понятие «отчуждение»
Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю
ДиалектикаСуть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы.
Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.
Биография
Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.
У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.
Философ Жан-Поль Сартр
Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.
Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.
Мировоззрение[править]
В центре философии Сартра — феномен человека и антология его сознания. Критиковал психоанализ и экспериментальную психологию, превращающие человека в «раба своих эмоций» и снимающие с него ответственность. На его экзистенциализм сильно влияет феноменология Гуссерля, Гегеля, а позднее марксизм.
Первый основной трактат Сартра «Бытие и ничто», попытка феноменологической онтологии, посвященный вопросу бытия. Он различает бытие-в-себе, независимое от сознания бытие вещи, и бытие-для-себя — определение бытия человека, который существует благодаря сознанию. Бытие-в-себе не базируется ни на самом себе, ни на чем другом. Бытие-для-себя имеет способность негоциации, «ничто» является только с сознанием человека. «Бытие, через которое в мир приходит небытие, — это бытие, в котором речь идет о собственно небытие: бытие, через которое в свет попадает небытие, является небытием для самого себя». Это определяющее для людской экзистенции. Она содержит в себе возражение себе, то есть является противоречивой: бытие «является тем, чем оно не является, и есть не тем, чем оно есть». То есть, что человек — это бытие, которое проектирует себя через нынешнюю настоящее, что в значительной мере определяется ее возможностями. Благодаря этому проекту человек поднимается над собой, есть тем, кем еще не те. Человек — не только то, что он есть, но и то, кем себя создает.
Основа бытия человека — это свобода, поскольку человек должен самоопределяться, то есть создавать себя таким, каким он есть.
Свобода — это негоциация бытия-в-себе посредством проекта.
Фактическая данность (например, вещи, остальные люди, физические тела) не уничтожает свободу, поскольку свобода открывает эти границы; ограничения существуют только внутри конкретного проекта жизни.
Поскольку, согласно концепции Сартра, Бога, который определяет существование человека, нет, человек самостоятельно определяет свое существование. Человек несет за себя полную ответственность. Хотя он также может быть ложным с самим собой.
Большое значение имеет исследование отношений человека с Другим. Сартр разрабатывает структуру бытия-для-другого путем анализа взгляда (который не ограничивается только глазом). Видимость Другим означает, что бытие индивида постоянно формируется в присутствии других. Только один на один с собой отдельный индивид отдается непосредственно деятельности, он не видит себя в своем сознании как такого, каким он есть во время действия. В видении Другого он предстает объектом, который оценивается Другим. Сартр поясняет это на примере «того, кто подсматривает». Отдавшись своему интересу, он, не осознавая своего Я, растворяется в своих действиях. Неожиданно его застает кто-то другой: в ту минуту он тот, кто есть на самом деле: завистливый подглядчик.
Чтобы понять, кто он есть, нужен Другой. Подпадание под власть Другого можно избежать, если индивид сознательно очертит свои возможности. Тогда он постигает самосознание без вхождения в роль Другого.
Историю литературы Жан-Поль Сартр рассматривал в контексте общего культурно-исторического процесса, считал, что каждый литературный стиль был «ангажированным» определенным классом, который стремился к господству в обществе. Отстаивал социально-преобразующую функцию литературы.
Ничто не истинно
Основной постулат экзистенциализма — жизнь здесь и сейчас. Нет никакого Бога, никаких высших судов. Есть жизнь человека, выбор, который он делает, а еще постоянный ужас от осознания себя живущим. Только экстремальное потрясение, лицом к лицу со смертью, позволит по-настоящему начать жить.
Экзистенциализм расцвел между мировыми войнами. Понять абсурдность вселенной, в которой творится такое, невозможно. Как уложить в голове бойню, уничтожившую миллионы людей и разорвавшую в клочья карту мира? Надо просто жить. Катастрофа Второй мировой лишь упрочила эти настроения. Философ Теодор Адорно вынес культуре приговор: «Поэзия после Освенцима невозможна».
Ваш политический активизм
Как мы уже упоминали ранее, Сартр также известен своей политической активностью, поддерживающей активное участие в этой области в течение длительного времени. Этот активизм будет особенно активным после 1947 года. Исходя из социалистических идей, автор критически относился к холодной войне и действиям как блока США, так и советского блока.
Несмотря на существование расхождений, у него есть подход к коммунистическим идеям, он много раз ездил в Москву и входил в различные ассоциации, а также поддерживал кубинскую революцию и культурную революцию в Китае.
В 1964 году имя Сартру было предложено присудить ему Нобелевскую премию по литературе. , Однако автор решил отклонить эту награду, учитывая, что для связи между автором и читателем не требуются посредники.
Он также принимал активное участие в восстании в мае 1968 года и открыто осудили войну во Вьетнаме и военные преступления, совершенные в ней сотрудничая в формировании Стокгольмского международного суда.
Также в этот период автор продолжает публиковать различные работы. Вместе с Морисом Клавелем он создал агентство «Liberátion» в 1973 году, которое впоследствии стало газетой, директором которой он будет.
Краткая биография
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр
(фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка), писатель, драматург и эссеист, педагог.
Вернул термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления, в практический словарь литературной критики.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.
Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.
Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes
). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира.
В 1956 году Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.
После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз.
Жан-Поль Сартр и Симона Бовуар беседуют с Че Геварой. Гавана, февраль 1960 года
Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.
Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе во французском Алжире.
Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».
В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом).
Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П. Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».
Могила Сартра на кладбище Монпарнас
Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.