Габдулла тукай биография кратко и интересные факты

Тукай и мода

Друзья юноши часто упрекали его в пренебрежении  своим внешним видом. Тукай одевался подобно нищему.

Однажды поэт посетил врача, который, посмотрев на его костюм, неуважительно с ним разговаривал и осмотр провел очень невнимательно. Юноша был расстроен. После этого Амирханов заранее лично навещал докторов и сообщал, кто придет на прием.

Габдулла все-таки решил сменить свой гардероб. Он пришел в модный магазин и купил, как ему казалось, хорошую одежду. Смеялась вся редакция. Вещи были новые и дорогие, но сидели странно. После этого случая друзья махнули рукой на внешний вид литератора.

Сочинение «Мой любимый писатель Габдулла Тукай»

Моим любимым поэтом является Тукай Габдулла, и не только потому, что он мой соотечественник.

Я восхищаюсь не только литературным талантом Тукая, но и его решительной и последовательной гражданской позицией, мужеством перед лицом смертельной болезни.

Этот человек кажется мне настоящим героем, так много успевшим сделать для блага родного народа за столь короткий срок.

В своих произведения писатель проповедовал равенство и братство

Он рассказывал о борьбе простого народа за свои права.

И указывал, что неважно какой национальности человек. Важен вкус свободы, который многие успели ощутить после революционных событий 1905 года

Поэт был настоящим патриотом своей Родины, и потому всячески разоблачал тех, кто ратовал за уход в подчинение к султанам.

Он призывал не покидать своей Родины, оставаться там, где стоят построенные народом города, где текут наши реки.

С большой любовью писатель говорил о родном языке, называя его прекрасным и святым.

Большое значение писатель предавал образованию, считая, что только оно поможет правде победить ложь.

Я очень люблю стихотворения этого поэта. Они помогают мне лучше понять историю, красоту родной земли, пробуждают гордость за свой народ.

Развитие творческого таланта Габдуллы Тукая

1907 год в жизни поэта ознаменован его переездом в Казань, где его творческая деятельность все больше набирает обороты. Он знакомится с литературной элитой города, поддерживает связь с молодыми начинающими поэтами и писателями и продолжает публиковаться в известных газетах и журналах. Основным направление произведений Габдуллы Тукая на тот момент становится юмор и сатира, именно такие произведения он пишет для журналов «Молния» и «Зарница».

В Казани жизнь Габдуллы Тукая набирает обороты и здесь он издает уже целый цикл произведений, становясь уже опытным и известным поэтом, а также писателем. В свои произведения он вкладывает всю душу, демонстрируя все свои боли и переживания, например, произведение «Светлой памяти Хусаина» посвящалось памяти его друга, за которого он переживал. Габдулла испытывал теплые чувства ко всем своим единомышленникам, которые находились в постоянной борьбе за народное дело.

Произведения 1911-1912 годов были написаны поэтом под впечатлением от посещения земель своего детства. Там прослеживается и патриотизм, и оптимизм, и вера в светлое будущее своего народа.

Габдулла Тукай в Казани (редакция газеты «Әл–Ислах», слева направо — редактор Вафа Бәхтияров, театральный критик Кәбир Бәкер, духовный наставник Фатих Әмирхан, сотрудник Ибраһим Әмирхан и Габдулла Тукай) / Фото взято с сайта tukaj.ucoz.ru

Детство, которое Тукай прожил в деревне, дало ему возможность здраво оценить все реалии сельской жизни, поэтому в своих стихотворениях «Гнет», «Возвращение в Казань», он не только восхищается и нахваливает красоты природы и деревенской жизни, но в свойственной ему манере описывает все жизненные трудности, через которые вынужден проходить крестьянин, добывая кусок хлеба для себя и своей семьи. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.

Про Габдуллу Тукая сказано немало добрых слов, ведь он заслужил это благодаря своим уникальным произведениям, пропитанным духом борца за свободу и демократию и в то же время проявлением тонкой и ранимой души. Произведения Габдуллы открывают его для читателя, как многогранную и интересную личность.


Памятник Г. Тукая в Кырлай / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай описывал в своих стихах всю свою жизнь, поэтому они получались такими яркими и жизненными. Так, например, в произведениях «Маленькое путешествие» и «Дача» можно проследить за поездкой Габдуллы в город Астрахань. Путешествие проходило по Поволжью, что имело свое отражение в этих стихотворениях. И хоть путешествие пароходом дается Тукаю нелегко, в силу его болезни, именно в Астрахани он принял решение о еще более сложной и дальней поездке: из Астрахани в Уфу, а затем в Петербург. Толчком для этого послужило знакомство поэта с Нариманом Наримановым — писателем из Азербайджана, который был сослан за участие в революционных действиях. Невозможно не заметить тягу Габдуллы Тукая к новых открытиям, путешествиям и знакомствам. Уже в Уфе Тукай знакомиться с мировым писателем Мажитом Гафури, а в Петербурге Габдулла встречает нового знакомого Мулланура Вахитова. И, конечно же, все эти встречи снова вдохновляют поэта на небывалые произведения.

Габдулла Тукай пробыл в Петербурге чуть меньше двух недель, затем снова отправился в путь, на этот раз пунктом его назначения был город Троицк. Но и на этом его тур не окончился. Далее Габдулла отправился в казахскую степь в надежде, что кумыс излечит его от болезни. После посещения степей Габдулла Тукай возвращается снова на татарскую землю. Казань не щадит здоровье поэта, там ему приходится работать в плохих условиях, но Габдулла не сдается и не отходит от своей деятельности, несмотря на ухудшающееся здоровье.

Габдулла Тукай в больнице Казани в 1913 году/ Фото взято из открытых источников

Его последние произведения олицетворяли весь воинственный настрой автора, ведь именно ближе к окончанию жизни поэт все больше ощущал на себе тяготы враждебно настроенного народа, что и демонстрировал в своих стихах.

В начале апреля 1913 в возрасте 26 лет Габдуллы Тукая не стало. Основными причинами его кончины считают чахотку и голод. Без сомнения, с уходом Габдуллы Тукая татарский народ потерял своего главного идейного поэта и писателя, признанного не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Габдулла Тукай был самым великим национальным деятелем Татарстана. Но, уйдя, он оставил богатейшее наследие своим потомкам.

Тукай в Казани


Виктор Федоров. Отъезд Тукая из Училе в Кырлай. 1975. Литературный музей Габдуллы Тукая, Казань, Республика Татарстан


Ефим Симбирин. Поэт Габдулла Тукай. 1976. Литературный музей Габдуллы Тукая, Казань, Республика Татарстан


Харис Якупов. Габдулла Тукай и Камиль Мотыги в Уральске. 1976. Литературный музей Габдуллы Тукая, Казань, Республика Татарстан

В 1907 году Тукай закончил медресе «Мутыгия» и отправился в Казань

В столице Татарстана поэт продолжил выступать в газетах с эссе и фельетонами на актуальные темы — о важности образования, о национальной идее, отношениях с другими народами, о войнах, казнокрадстве чиновников и борьбе простых людей за свои права

Габдулла Тукай выступал за реформу образования, говорил, что во всех медресе нужно давать светское образование, и оно должно быть доступно и мальчикам, и девочкам.

В 1907 году вышел в свет первый сборник поэта — «Стихотворения Габдуллы Тукая». Среди опубликованных произведений было стихотворение «Пара лошадей» о возвращении из Уральска в Казань, ода образованию «О перо!» и «Шурале» об Али-Батыре, девушке-птице Сюимбике и злом лесном духе Шурале.

В Казани Тукай увлекся устным народным творчеством. Ему удалось собрать и опубликовать четыре тома фольклорных произведений и народных эпосов. За три года жизни в Казани он издал больше 10 томов собственных стихов и 13 сборников произведений для детей: сказок, рассказов и стихотворений. До него в Татарстане детскую литературу не издавали так массово, изредка появлялись стихи отдельно для девочек, отдельно для мальчиков.

Другие биографии:

Борис Екимов – писатель родом из России. Пишет в публицистическом жанре. Родился в семье государственных служащих в Красноярской области 19 ноября 1938 года. В течении жизни он много работал

Сергей Миронович Киров (1886г.) – политик, ярый революционер, ленинец. Местом его рождения считается г. Уржум. В юности носил фамилию Костриков. Сергей средний из троих детей, девочек Анны и Лизы.

Николай Коперник (1473-1543 гг.) является знаменитым польским астроном, автором системы о гелиоцентрическом создании мира, ставшую началом научных революционных изменений в понятии мироздания.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков

Стив Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско. Его отцом был Джон Джандали, который в свою очередь был сирийского происхождения. Его мама была родом из Германии, её звали Джоан Шибле.

Астрахань

Биография Габдуллы Тукая продолжается в Астрахани, куда он прибывает в 1911 году. В это время его подводит здоровье, но желание путешествий берёт верх. Для того чтобы осмотреться и напитаться сельским духом, Габдулла остается погостить у своего старого друга. Здесь он встречается с Нариманом Наримановым — писателем и общественным деятелем из Азербайджана, которого сослали в Астрахань за активную политическую деятельность на Родине. Эта встреча оказывает на творчество Тукая большое влияние.

Габдулла Тукай, стихи которого уже читали тысячи людей, решается на активные творческие поиски и отправляется искать музу по пути Казань — Уфа — Петербург. В Уфе происходит важная встреча с народным писателем М. Гафури. Два собеседника быстро находят общий язык, поэтому их взаимные симпатии крепнут. В Петербурге Тукай знакомится с М. Вахитовым, который в будущем становится влиятельным деятелем революции. Все эти встречи отложили свой отпечаток на мировоззрении и творчестве поэта. В Петербурге он находится всего 13 дней, после чего биография Габдуллы Тукая переносится в Троицк. Но и там наш герой надолго не задерживается, спеша в казахскую степь, чтобы улучшить состояние здоровья. В конце лета поэт решает вернуться в Казань и продолжить работу, несмотря на плохое самочувствие и частые боли.

Произведения Габдуллы Тукая в последние годы его жизни были очень резкими и напряженными. Он ощущал нарастающий внутренний конфликт между обществом и народом. В апреле 1913 татарский поэт умер. Газеты писали, что народ потерял величайшего национального поэта. Литературные традиции Габдуллы Тукая были мощной основой для дальнейшего развития всей татарской литературы. Габдулла Тукай, стихи которого признаны достоянием литературы, похоронен на татарском кладбище в Казани. Его произведения до сих пор считаются классикой татарской поэзии.

Биография Габдуллы Тукая — это отличный пример жизни человека, который не отвлекался на жизненные мелочи, а верил в свою идею. Такие люди редко что-то меняют, но они создают важнейший трамплин для людей действия — тех, кто может круто изменить ход истории.

Становление поэта

Впоследствии Габдулла Тукай еще не раз менял место жительства. После отъезда из деревни Кырлай юноша поселился в Уральске в семье купца Галиаскара Усманова, придерживавшегося прогрессивных по тем временам взглядов. Приёмный отец отдал Тукая на учёбу в русский класс, где тот проявил невероятный талант в учёбе. В то же время проявились и его писательские способности. Его литературные труды выходили в «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век»).

Несколько спокойных лет в новой семье позволили юноше проявить свой талант и оставить в прошлом тяготы и ограничения раннего возраста. Он перевёл на татарский язык басни И. А. Крылова и выпустил их в печать. Также он вдохновляется творчеством А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Его значительным творением полностью на татарском языке стал перевод поэтического произведения А. В. Кольцова, в его переосмыслении озаглавленное как «Сон мужика».

Тукай придерживался демократических взглядов, которые он перенял у приёмного отца, и видел будущее своей страны независимым, лишенным насилия. Взрослея, Габдулла начинает печатать стихи, выпускать статьи о событиях «Кровавого воскресенья» 1905 года, что затем будет отражено в его трудах. В это же время Тукай проявляет себя как общественный деятель, появляясь на людских сходках, ставших предвестниками двух революций 1917 года.

Став самостоятельным человеком, Тукай с благодарностью покинул дом Усманова и устремился в Казань, где планировал посвятить себя искусству слова. Неординарные способности поэта, природное обаяние, начитанность и образованность помогли ему в считанные месяцы влиться в ряды местной интеллигенции и заслужить уважение. В центре Казанской губернии он провёл почти шесть лет, ставших наиболее продуктивными в его литературной деятельности.

К 1908 году автор создаёт ряд поэтических работ, очерков и критических статей, посвящённых судьбе русской и татарской общин через призму эпохи. Стихотворные труды, включая «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), подтверждают то, что он преклонялся перед их неподкупностью простого люда и их благородством, которого ему так мало довелось увидеть в ранней жизни.

В этот период формирование юноши как поэта подошло к стадии завершения. Напрочь отвергая «деревенскую идиллию», юный Габдулла Тукай выступил с активной гражданской позицией — рассказывал о деревне правдиво, рассуждал о существующих сложностях, не принижая объективных достоинств, охватывая все контрасты сельской жизни. В его трудах прослеживается, что он испытывал сочувствие к своим современникам, которые осмеливались бороться на собственные права.

Поэт Габдулла Тукай

Биография

Габдулла Тукай – татарский поэт и прозаик, литературный критик и переводчик. Основоположник поэтической традиции нации, он внес вклад в развитие татарского языка. Последователями автора стали многие литераторы.

Портрет Габдуллы Тукая

Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч 26 апреля 1886 года. Его отец умер, когда мальчик был младенцем, а спустя 4 года скончалась и мать, оставив ребенка круглым сиротой. Отчим не стал брать на себя обязанности по воспитанию Габдуллы и передал его на руки деду, мулле Зиннатулле. Жизнь мальчика была нелегкой. В те времена всему народу жилось непросто, поэтому лишний человек в доме означал непредвиденные и нежеланные расходы.

Дед нашел удачное решение, отправив внука в Казань в приемную семью. Мальчика приняли с теплом и добротой. Но через 2 года названные родители заболели и отправили Габдуллу восвояси. Дома его никто не ждал. Дед вновь пустился на поиски приюта для ребенка.

Габдулла Тукай в детстве

Постоянные переезды, нищета, отсутствие внимание и заботы сказывались на мировосприятии Тукая, который рос истощенным и болезненным. Кров ему решился предоставить крестьянин Сагди, живший в селе Кырлай

Он тоже был беден, но лишние руки в деревне всегда были к месту. От тяжелого физического труда здесь было не сбежать никому, и в детстве Тукаю приходилось много работать.

В 1895 Габдулла Тукай подался к тете в Уральск. Он нашел приют в доме купца Усманова. Юноша начал учиться, посещая мусульманскую школу. Он стал учить русский язык и демонстрировать способности в разных направлениях

Окружающие обращали внимание на его талант

Габдулла Тукай в юности

В 19 лет Тукай сделал первые переводы на русском языке. Произведениями, над которыми он работал, оказались басни Ивана Крылова. Поэзия так увлекла молодого человека, что он стал переводить работы русских литераторов на татарский язык, знакомя публику с талантами великих поэтов и писателей.

В 1904 году работы Габдуллы были напечатаны в журнале «Новый век». Поначалу Тукай подражал арабско-персидским традициям в поэзии, но русская литература привнесла в его манеру новые черты. Сочинения Александра Пушкина и Михаила Лермонтова произвели на переводчика большое впечатление и вдохновили на поэтическое творчество. Несмотря на сложное детство, Габдулла Тукай считал себя счастливым и в свои произведения вкладывал самые позитивные и чувственные мотивы.

Приёмных родителей Тукаю нашли на базаре?

Есть версия, что неродная бабушка — вторая жена деда Тукая по материнской линии, у которой было шестеро детей, не хотела держать у себя внука своего мужа. Она договорилась с одним казанским купцом, что отправит маленького Тукая к нему на воспитание.

По другой версии, бабушка была родной. Её шестеро детей были дядями и тётями будущего поэта. Хотя дед был муллой, семья жила впроголодь. Чтобы маленький Тукай не умер с голоду, его отправили на воспитание в Казань. Кучер привёл мальчика в дом к людям, которые хотели взять его на воспитание. Однако их не оказалось дома. После этого ребёнка привели на Сенной базар. Там его взяла к себе семья мелкого кустаря. Он шил национальную обувь, а его жена — тюбетейки, калфаки. Всё это семья продавала на Сенном базаре. Вместе с приёмными родителями Тукай ходил по домам богатых людей, куда они доставляли выполненные заказы.

«Настоящий Тукай мне крайне симпатичен»

Когда я говорю, что настоящий, неидеологизированный Тукай мне крайне симпатичен, я не вру. При этом я имею в виду не всю его биографию, а ту ее часть, где он, собственно, и стал знаменитым «Габдуллой Тукаевым», молодым публицистом из тусовки казанских джадидистов второй-третьей волны.

Тех, кого у нас принято было называть «панками», естественно, никакими панками, ни в нью-йоркском, ни в лондонском смысле, не были. В XIX веке этих молодых людей, с руки Тургенева называли «нигилистами»; но они и в конце XX века носили тельняшки и шинели, длинные волосы, разбитую или грубую обувь, и жили творческой или интеллектуальной жизнью. Брутальная молодая богема, чем-то похожая и на проклятых поэтов Франции, и на немецких основателей романтизма, и, да, на англосаксонскую субкультуру панков тоже. Они занимали существенную часть моей гуманитарно-филологической молодости, с ними мы читали стихи, играли на гитарах, пили вино, проникали бесплатно на концерты и ездили на лесные рок-фестивали. Похожие молодые люди были и в начале XX века — в литературе их часто называют «анархистами», но, судя по всему, тоже от неимения лучшего названия. Существенную их часть всегда составляют всякие прибившиеся панки-неформалы — это, видимо, темная сторона луны, но ведь никто не мешает этот нижний айсберг игнорировать. Русское общество начала XX века справлялось с этим плохо, молодая брутальная богема, и так всегда подверженная экстремальным социальным теориям, попала в круг влияния тогдашних социалистов, хотя, впрочем, много кто тогда этим ядом отравился.

Я так подробно об этом пишу, потому что именно таким был тот самый настоящий Габдулла Тукай, абсолютно прорусский, антитурецкий и антиконсервативный, ультраактуальный татарский публицист. Вот что писал о нем другой татарский классик:

«С непокрытой головой, в темных очках, надел на себя старую одежду — то ли казакин, то ли плащ-жоббэ, на ногах потрепанные штиблеты — такой неприглядный парень. Он все время носил одежду либо слишком большую, либо слишком узкую. На голове — или немецкая фуражка, или же широкая русская фуражка. Волосы носил длинные, и никогда их не расчесывал. В баню ходил редко, одежда очень грязная, а если и новая — то, конечно, измятая или же вся в пуху из подушки. Штанины чаще всего подняты вверх и заправлены в ботинки. Шнурки от штиблет не завязаны и волочились по земле».

Хулиганить он начал еще в доказанский период, в Уральске. «Однажды он появился перед общественностью одетый лишь в длинную рубаху, с шалью вокруг бедер и в лаптях». Но в Казани, полностью свободный от детско-юношеского шлейфа бывших учителей и опекунов, это превращается в образ жизни.

«В старом картузе на голове, на нем было пальто, похожее на халат, хотя под ногами было сухо, на ботинки он надел галоши, он произвел на меня впечатление больного русского парня», — вспоминал позже один из татарских журналистов-современников.

Биография Габдуллы Тукая кратко

Габдулла Тукай – один из самых известных татарских поэтов, активный защитник демократии и преобразователь татарского языка.

Габдулла Тукай появился на свет 26 апреля 1886 года в маленькой деревне, находящейся под Казанью. Семья будущего писателя была глубоко религиозной. Его отец ушёл из жизни, когда мальчику едва исполнилось 5 месяцев. Через 2 года его мать успешно выходит замуж и оставляет ребёнка одного. Вскоре она забрала Габдуллу обратно, но идиллия продлилась недолго. Мать умерла и Тукай остался сиротой. Его взяли на попечение приёмные родители, жившие в селе Учили. Детство татарского поэта было полно жестокости и недопонимания. Его часто унижали сверстники, а попытки пристроить Габдуллу к новым родителям с треском проваливались. Сам писатель никогда не любил вспоминать этот период жизни.

В 1890-ых годах Тукай обучается в мусульманской школе (медресе), расположенной в городе Уральске, параллельно посещая русский класс. В это время он начинает увлекаться русской классикой. Особенно ему нравились произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Он начинает заниматься переводом их романов и стихотворений на татарский язык, сохраняя рифму и звучание. В юношестве Габдулла начинает писать собственные стихи и очерки. Вместе с этим он занимается общественной деятельностью. Его творения печатались в журнале «Новый век».

Революция 1905 года очень сильно повлияла на мировоззрение татарского поэта. Он начал осознавать, что татарский народ угнетают и притесняют. Демократические настроения охватили Тукая. Переехав в 1907 году в Казань, он сотрудничает с революционными организациями. Несколько месяцев спустя Габдулла отправляется в путешествие и пишет такие произведения, как «Пара лошадей», «Светлой памяти Хусаина», «Татарская молодежь» и «Маленькое путешествие». Его материальное положение становилось плачевным. За ним началась слежка со стороны властей. Тем не менее писатель продолжал бороться за права людей. Он ездит по поселениям Казанской губернии, где общается с простыми людьми.

В 1911 году Тукай отправляется в Астрахань, где наблюдает плачевную жизнь Поволжья. Он также посещает Самару и Уфу, где знакомится с башкирским писателем Мажитом Гафури. Затем он останавливается в Санкт-Петербурге на 2 недели. Здоровье Габдуллы начинает ухудшаться. Вскоре он заболевает чахоткой. Для лечения он отправляется в казахские степи. Его состояние не улучшалось. Писатель возвращается в столицу Казанской губернии, где продолжает работать над своими произведениями, изредка появляясь в типографии. Умер поэт 15 апреля 1913 года от обострившейся болезни.

Другие биографии:

  • Крылов Иван Андреевич

    Иван Андреевич Крылов (1749-1844) знаменитый прежде всего авторством 236 басен, кроме того являлся признанным драматургом своего времени, публицистом и издателем журналов

  • Кир Булычев

    Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.

  • Гончаров Иван Андреевич

    Иван Гончаров — знаменитый писатель появился на свет в Симбирске 6 июня 1812 года. Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками

  • Юлий Ким

    Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Чуковский Корней Иванович

    Настоящее имя мальчика, родившегося 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге, было Николай Корнейчуков, а отчество Васильевич он получил благодаря крестному отцу. Мать его, крестьянка из Полтавы, позднее переехала с сыном в Одессу

Габдулла Тукай

Память о выдающемся татарском поэте, литераторе и общественном деятеле Габдулле Тукае бережно хранят в России и во многих других странах. За свою недолгую жизнь он сумел оставить наследие, оказавшее большое влияние на развитие национальной литературы. Имя основоположника новой татарской поэзии сейчас носят площади, улицы и парки в различных городах Башкирии и Татарстана, Казахстана и Узбекистана, а также в Турции.

Габдулла Тукай

(Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился (14) 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (сейчас эта территория входит в Арский район Татарстана). Отцом будущего литератора был приходской мулла. Он скончался, когда сыну было лишь пять месяцев. Спустя несколько лет умерла и мать Габдуллы. Начались скитания мальчика по приемным семьям.

Учиться будущий писатель начал в период 1892-1895 годов, когда жил в семье крестьянина Сагди. Из деревни Кырлай он уехал в Уральск, который в то время был столицей Уральского казачьего войска и входил с состав Оренбургской губернии (на сегодняшний день город расположен в западном Казахстане). В этом городе мальчика приняла семья тетки по линии отца.

Приютившая Габдуллу семья купца Галиаскара Усманова отправила юношу обучаться в медресе прогрессивно настроенных меценатов Тухватуллиных. Одновременно он посещал и русский класс, где начал зачитываться стихами Пушкина и Лермонтова. Уже в тот период преподаватели начали отмечать яркий талант Тукая, пробовавшего себя в литературе.

Впервые сочинения Тукая были опубликованы в 1904 году. Они появились на страницах рукописного издания «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век»). Тогда же юный литератор переводит на татарский язык басни Крылова и стихи Кольцова. В творчестве Тукая нашли отражение и революционные события 1905 года. Он активно печатал стихи соответствующего содержания в издании «Фикер».

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, полный решимости полностью посвятить себя творчеству. Молодой талантливый автор смог быстро войти в литературные круги, сблизившись с молодежью, которая объединилась вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В этот период произведения Тукая печатают сатирические издания «Яшен» («Молния») и «Ялт-юлт» («Зарница»).

В течение последующих лет Тукай все чаще обращается к очеркам, в его публицистике исторический оптимизм постепенно сменяется трезвыми оценками сельской реальности того времени, стремлением отразить резкие социальные контрасты. В это время поэтом были также написаны такие стихотворные произведения, как «Осенние ветры», «Гнет», «Надежды народа…».

В период 1911-1912 годов здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он отправился путешествовать, сначала посетив Астрахань. Гостя у поэта Сагита Рамиева, литератор познакомился с сосланным за революционную деятельность азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым. Затем Тукай решается посетить Уфу и Петербург, где встретится с Муллануром Вахитовым, который в будущем станет революционером.

Из-за проблем со здоровьем литератор вынужденно едет в Троицк, а затем – в Казахстан. Вернувшись в Казань, несмотря на плохое самочувствие, Тукай не перестает писать до самой смерти.

Сердце двадцатишестилетнего татарского поэта остановилось (2) 15 апреля 1913 года. Максим Горький тогда писал, что литератор умер «от голода и чахотки». В некрологах, которые публиковали казанские газеты, говорилось о том, что в лице Габдуллы Тукая татары «потеряли величайшего национального поэта».

Похоронили литератора в Казани, его могила находится на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.

Примечания[ | ]

  1. Национальная библиотека Республики Татарстан — 1865.
  2. Тукай Габдулла // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Габдулла Тукай — Ğabdulla Tuqay
  4. Şüräle, Ğabdulla Tuqay (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 сентября 2021. Архивировано 25 сентября 2021 года.
  5. 26 nçı aprel’ — Ğabdulla Tuqay tuğan kön | TRT Tatarça
  6. Ныне — Арский район, Татарстан, Россия.
  7. 12Нуруллин И. З. Тукай / Авториз. пер. с тат. Р. Фиша. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 240 с. с илл., портр. — (Жизнь замечат. людей. Серия биографий. Вып. 5 (568)).
  8. Рәсүлева З. Ә. Тукай эзләреннән. Казан: Тат. кит. нәшр., 1985. — 141 бит. (татар.)
  9. Иҙелбаев М. Х. Ике дуҫтың әҙәбиәт нуры (башк.) // Башҡортостан уҡытыусыһы. — 2012. — № 6. — С. 9—10.
  10. Сәлихов Ә. Ғ. Туҡай һәм башҡорт әҙәбиәте (башк.) // Ағиҙел. — 2011. — № 6. — С. 107—112.
  11. ныне село Барда Бардымского района Пермского края
  12. Асфандияров А. З. История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. — Уфа: Китап, 2009. — С. 609.
  13. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Сост. и отв. редактор Д. З. Хайретдинов. — М.: Издательский дом «Медина», 2009. — 404 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып. 5). С. 185
  14. Сайт Законодательного собрания Челябинской области. В Троицке открыли мемориальную доску Габдулле Тукаю(неопр.) . zs74.ru. Дата обращения: 13 мая 2021.
  15. На Урале. Дом Яушевых(неопр.) . naurale.com. — «В 1912 году здесь лечился и работал татарский поэт Габдулла Тукай.». Дата обращения: 13 мая 2021.
  16. Сайт мэрии Казани. Габдулла Тукай (1886—1913)(неопр.) . kzn.ru. Дата обращения: 8 апреля 2012. Архивировано 1 июня 2012 года.
  17. 12Липкин С. Предисловие // Г. Тукай: Избранное / Перевод С. Липкина. — М., 1956.
  18. 12Липкин С. Комментарии // Г. Тукай: Избранное / Перевод С. Липкина. — М., 1956.
  19. Г. Тукай: Избранное / Перевод С. Липкина. — М., 1956. — С. 8—9.
  20. Г. Тукай. — (Библиотека поэта). — С. 95.
  21. Г. Тукай: Избранное / Перевод С. Липкина. — М., 1956. Также это стихотворение известно как гимн татарского языка «Туган Тель».
  22. Идегей / Перевод С. Липкина; под ред. д.и.н. М. Усманова. — Казань, 1990.
  23. Идегей / Перевод С. Липкина; под ред. д.и.н. М. Усманова. — Казань, 1990. — С. 5—8.
  24. Новые переводы
  25. Величие и трагедия Тукая
  26. Биография Г. Тукая
  27. Величие и трагедия Тукая
  28. Габдулла Тукай
  29. Село Новый Кырлай // Справочник КЛАДР
  30. Село Шаранбаш-Князево.
  31. Село Даутово // Справочник КЛАДР
  32. В турецком городе Тарсус открыли бульвар Тукая (неопр.) . Башинформ (11 сентября 2011). Дата обращения: 24 апреля 2016.
  33. Малышева С. Ю. «На миру красна»: Инструментализация смерти в Советской России. — М.: Новый хронограф, 2021. — С. 368—369.
  34. Список монументальных памятников, установленных в г. Уральске (неопр.) (недоступная ссылка). Акимат Западно-Казахстанской области. Дата обращения: 12 июля 2010. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  35. Памятники г. Уральска (недоступная ссылка)
  36. ИА REGNUM
  37. Агентство по делам молодёжи Астраханской области
  38. Памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю открылся в Семее Архивная копия от 5 августа 2021 на Wayback Machine // Литер, 16 мая 2016
  39. Памятная табличка появилась на историческом здании.
  40. Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая // Музеи России
  41. Государственные премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая
  42. 2011 год объявлен Годом Тукая в странах ТЮРКСОЙ // Викиновости
  43. Генеральный секретарь ТЮРКСОЙ: «2011 год пройдет под знаком Тукая», ИА «Татар-информ» (23 апреля 2010). Дата обращения 12 июля 2010.
  44. Теплоход «Поэт Габдулла Тукай» (неопр.) . Дата обращения: 12 июля 2010.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: