Третья слава
Начавшаяся во второй половине 1950-х годов хрущевская “оттепель” заметно улучшила положение Шостаковича. Начинают звучать его сочинения, не дошедшие до слушателя в годы сталинской диктатуры. Он начинает снова преподавать в консерватории.
Многие произведения Шостаковича, созданные в это время, проникнуты не присущими ему ранее оптимизмом и бодростью. Типичным примером такой музыки стала оперетта “Москва, Черемушки” (1958) – музыкальная комедия на злободневную тему о благоустройстве москвичей, переезжающих из коммуналок в отдельные квартиры в панельных новостройках.
Дмитрий Шостакович на приеме в Кремле с Хрущевым
В этот новый внешне благополучный для Шостаковича период происходят драматические события в его семейной жизни. В 1954 году умирает его жена. Отчаявшись, он предпринимает попытку нового брака на совершенно неподходящей для него женщине, который очень быстро завершается разводом.
Почему-то именно в начале хрущевской либерализации Шостакович приступает к симфониям на советскую и революционную тематику. В 1957 году появляется Одиннадцатая симфония с программным названием “1905 год” (о первой русской революции), а спустя еще четыре года – Двенадцатая симфония на тему о Ленине (“1917 год”).
За Одиннадцатую симфонию композитора наградили Ленинской премией. Затем в творчество Шостаковича приходит типично “оттепельная” тематика. В Тринадцатой симфонии для солиста-баса, оркестра и мужского хора, написанной в 1962 году на стихи Евгения Евтушенко, затрагиваются темы трагедии еврейского народа во время войны, советского быта, карьеризма, отношения художника и власти.
Именно эта симфония способствовала новому образу Шостаковича на Западе как “композитора-диссидента” и она же сделала Евтушенко всемирно известным поэтом.
В те годы Шостакович окончательно обретает у себя на родине ореол “живого классика” и начинается сближение композитора с официальной властью. В 1954 году он получает звание Народного артиста СССР. Вскоре он начинает занимать высокие должности в Союзе композиторов. Более того: в 1961 году Шостакович вступает в КПСС – шаг, который очень многие его друзья и коллеги сочли странным и которого удалось избежать другим известным деятелям культуры в Советском Союзе.
Начинается прижизненное издание полного собрания сочинений Шостаковича. В своем ироническом вокальном “Предисловии к полному собранию моих сочинений и кратком размышлении по поводу этого предисловия” композитор “подписывается” в конце: “Дмитрий Шостакович, Народный артист СССР, очень много и других почетных званий, первый секретарь Союза композиторов РСФСР, “просто” секретарь Союза композиторов СССР, а также очень много других весьма ответственных нагрузок и должностей”. Слова “Дмитрий Шостакович” звучат, естественно, на мотив монограммы “DSCH”…
Дмитрий Шостакович на встрече представителей советской интеллигенции с руководителями страны
Мировая слава Шостаковича в те годы достигает апогея. Его произведения исполняются музыкантами самой первой величины (среди них – дирижеры Караян, Бернстайн и Шолти). Он часто выезжает за границу, становится почетным членом многих зарубежных академий и учебных заведений, в том числе получает звание доктора музыки Оксфордского университета. До Шостаковича подобной чести были удостоены Гайдн, Чайковский, Сен-Санс, Рихард Штраус и другие музыкальные “классики”.
Интересные факты
- Валентина Матвиенко предлагала учредить премию имени Дмитрия Дмитриевича. Предполагалось, что ее будут присуждать как российским, так и заграничным деятелям искусства за вклад в развитие музыки, в том числе в образовательной сфере и концертной деятельности.
- В СССР режиссерский дуэт Семена Арановича и Александра Сокурова создал документальный проект «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната», включавший в себя самые яркие и запоминающиеся моменты из биографии маэстро.
- В 1942 году деятеля искусств поместили на обложку журнала Time. Творца изобразили в пожарной униформе на фоне испепеленного Ленинграда.
- Многие считают, что известный симфонист страдал аутизмом.
Советский парадокс
В 1948 г. был сложным для композитора. Политбюро ЦК КПСС предъявило ему несколько обвинений: «пресмыкательство перед Западом», «формализм», «буржуазное декадентство» и профнепригодность. Его лишили профессорского звания и уволили с занимаемых должностей.
Несмотря на это, композитор продолжал писать свои бессмертные произведения. Он бывал в других странах в составе делегаций. Сталинский «пресс» не смог раздавить этого человека! У Дмитрия Дмитриевича была возможность остаться на Западе, но он этого не сделал.
В 1950 г. композитор был награжден четвертой по счету Сталинской премией. Всего было пять Сталинский премий и множество самых высоких наград, звание Героя Социалистического Труда. Список заслуженных наград обширен.
Отношения с властью
Шостаковича никогда не арестовывали, но прессинг был. И репрессии по отношению к его семье тоже. Его сестру сослали в Среднюю Азию, а её мужа арестовывали, тёщу Шостаковича отправили под Караганду. Сам Дмитрий Дмитриевич, по некоторым сведениям, в списках НКВД значился сторонником троцкизма.
Многие его друзья или оказались в лагерях, или были расстреляны. Над Шостаковичем тучи сгустились в 1936-м. Постановка «Катерина Измайлова» не понравилась Сталину. Он назвал её «сумбуром вместо музыки». После этого на композитора посыпалась критика. Его заподозрили в участии в заговоре Тухачевского. Шостаковича допрашивали, но ареста он всё-таки избежал. Следователя, который занимался его делом, арестовали раньше.
В 1942 году Сталин решил, что стране нужен новый гимн. И устроил прослушивание вариантов, которые предложили ведущие композиторы той эпохи. Свои варианты сочинили Александров, Хачатурян, Шостакович. Последний очень надеялся, что его вариант одобрят, так как это помогло бы избежать будущих репрессий.
Дмитрий Шостакович. (Wikimedia Commons)
Вот только Сталин сказал, что и у Шостаковича гимн неплох, и у Хачатуряна, но было бы лучше, если бы они объединились и написали общий. Композиторам пришлось это сделать. Новый вариант Сталину понравился, но после размышлений он всё-таки выбрал музыку Александрова.
Дмитрий Шостакович долгое время отказывался вступать в партию, но положение обязывало. И ему неоднократно на это намекали. Он всё откладывал и даже пытался сбежать накануне собрания. Но не вышло. Партбилет ему всё-таки вручили. Как потом вспоминал его сын, отец плакал два раза в жизни: когда хоронили его супругу и когда он принёс домой партбилет.
А эта история уже успела превратиться в анекдот. В 1960-е гг. СССР посетил видный композитор из Индии, который писал музыку к кино. Уважаемый гость на встрече с Шостаковичем поинтересовался, сколько тот платит помощнику, который за ним записывает музыку. Шостакович удивился и ответил, что всё делает сам. Тогда индиец воскликнул: «А вы и ноты знаете?»
Мать будущего композитора, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой с академическим музыкальным образованием. Она привила своим детям — сыну Дмитрию и двум его сёстрам — огромную любовь к музыке и дала им первые уроки игры на фортепиано.
Начало мировой известности Шостаковича положила его дипломная работа — Первая симфония, выполненная в лучших традициях Чайковского, Римского-Корсакова и Мусоргского. Шостакович написал её в 19-летнем возрасте. Она была представлена на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Польше в 1927 году. Именно на этом конкурсе талантливого молодого человека заметил немецкий дирижёр Бруно Вальтер, который организовал зарубежную премьеру симфонии в Берлине.
Шостакович был не только известным композитором, но и замечательным педагогом. Он работал в Московской и Ленинградской консерваториях и продолжал преподавать даже в годы Великой Отечественной войны. Его учениками были Вадим Биберган, Револь Бунин, Герман Галынин, Карэн Хачатурян и многие другие.
Дмитрий Шостакович. (Wikimedia Commons)
В 1948 году Шостаковича обвинили в «пресмыкательстве перед Западом» и лишили звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий; главным обвинителем Шостаковича был видный член партии Андрей Жданов. Вернуться к преподаванию композитор смог только спустя 13 лет.
Дмитрий Шостакович был женат трижды. Его первая жена, Нина Варзар, была по профессии астрофизиком, училась у Абрама Иоффе. Она отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье. Супруга скончалась в 1954 году. Второй женой композитора стала член ЦК ВЛКСМ Маргарита Кайнова, однако этот союз довольно быстро распался.
В третий раз 55-летний композитор женился на редакторе издательства «Советский композитор» Ирине Супинской. Она была намного младше Шостаковича и оставалась рядом с ним до последних дней его жизни. Дмитрий Дмитриевич умер 9 августа 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Сын композитора, Максим Шостакович, пошёл по стопам отца, став пианистом и дирижёром.
Дмитрий Шостакович: Последние годы жизни
В середине 1960-х годов знаменитый маэстро заболел. Советские доктора только разводили руками. Они не могли поставить диагноз и твердили, что болезнь не поддаётся диагностике. Жена Шостаковича, Ирина, говорила, что мужу назначали курсы витаминов, но болезнь продолжала прогрессировать.
Позже медикам удалось расшифровать недуг композитора. Оказалось, у Дмитрия Дмитриевича болезнь Шарко. Лечением маэстро занимались не только советские, но и американские медики. Однажды он даже побывал в кабинете прославленного доктора Илизарова. На некоторое время болезнь прошла. Но вскоре симптомы появились, и болезнь Шарко начала прогрессировать ещё с большой динамикой.
Дмитрий Дмитриевич старался бороться со всеми симптомами заболевания. Он принимал таблетки, занимался спортом, правильно питался, но болезнь была сильнее. Единственным утешением для композитора стала музыка. Он регулярно посещал концерты, на которых звучала классическая музыка. На каждом мероприятии его сопровождала любящая супруга.
В 1975 году Шостакович посетил Ленинград. В столице должен был состояться концерт, на котором играли один из его романсов. Музыкант, который исполнял романс, забыл начало композиции. Это заставило Дмитрия Дмитриевича перенервничать. Когда супруги вернулись домой, то Шостаковичу стало внезапно плохо. Жена вызвала медиков, и они поставили диагноз «Инфаркт».
Его не стало 9 августа 1975 года. Супруга вспоминает, что в этот день они собирались смотреть по телевизору футбол. До начала матча оставалось несколько часов. Дмитрий попросил Ирину сходить за почтой. Когда жена вернулась, Шостакович уже был мёртв. Тело маэстро похоронено на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Близкие к симфонисту люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году юноша встретил девушку по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но исполнитель, обремененный нуждой, не осмелился сделать возлюбленной предложение.
Девушка, которой было 18 лет, подыскала себе другую партию. Через 3 года, когда дела творца немного наладились, он предложил Татьяне уйти от мужа к нему, но возлюбленная отказала.
Дмитрий Шостакович и Татьяна Гливенко с друзьями /
Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Варзар. Женщина отдала супругу 20 лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году симфонист стал отцом в первый раз, у него родился сын Максим. Младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена маэстро скончалась в 1954 году.
Любовь и музыка: как складывалась личная жизнь Дмитрия Шостаковича
Второй брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись характерами и быстро оформили развод.
Третий раз автор вступил в брак в 1962 году. Супругой музыканта стала Ирина Супинская. Огромная разница в возрасте — 28 лет — не стала преградой для семейного счастья. Изначально избранницу отца уже взрослые Максим и Галина Шостаковичи восприняли неоднозначно, поскольку ей было практически столько же лет, сколько и им.
Когда музыкальный творец делал предложение Ирине, то просил ее серьезно подумать, предупреждая: если согласится, то все должно быть до конца. Так и случилось — после смерти композитора Супинская больше никогда не выходила замуж. Не случилось в этом браке и детей. Третья жена преданно ухаживала за деятелем искусств в годы болезни и стала для него ангелом-хранителем.
Память о композиторе в Петербурге
В 2009 году недалеко от Парнаса, на улице Шостаковича был открыт памятник композитору. Это работа скульптора Константина Гарапача. Ранее, в 1997 году, был установлен бюст композитора перед домом на Большой Пушкарской, автор — Александр Черницкий.
Существует книга Софьи Хентовой «Шостакович в Петрограде- Ленинграде» и одноимённая авторская экскурсия Ирины Вербловской.
К сожалению, до сих пор нет в городе музея Шостаковича. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская выкупили часть квартиры на улице Марата и создали там частный музей великого композитора. К сожалению, в настоящее время он не доступен для посетителей.
Все дома, где Шостакович когда-то жил, отмечены мемориальными досками работы известных скульпторов: Михаила Аникушина, Левона Лазарева и других.
Есть в Петербурге ещё одно место, связанное с самим композитором, его родными, близкими, учителями и учениками. Это народный музей культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…» средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича. Музей находится в красивейшем уголке Старой Петербургской Коломны на берегу реки Пряжки, напротив Матисова острова.
Юность
Юный Дмитрий все своё время и силы посвятил занятиям музыке. О нем отзывались, как об исключительном даровании. Он не просто сочинял музыку, а заставлял слушателей погружаться в неё, переживать её звуки. Особенно им восхищался директор консерватории А. К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца выхлопотал для Шостаковича персональную стипендию.
Однако материальное положение семьи оставляло желать лучшего. И пятнадцатилетний композитор поступил на работу музыкального иллюстратора. Главной в этой удивительной профессии была импровизация. И он прекрасно импровизировал, сочиняя на ходу настоящие музыкальные картины. Начиная с 1922 и по 1925 годы, он сменил три кинотеатра, а этот бесценный опыт остался с ним навсегда.
Биография Дмитрия Шостаковича
Этот вундеркинд родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Знак зодиака — Весы. В какой-то степени судьба Шостаковича была предопределена с детства. Отец был химиком, но страстно любил музыку. Мать была пианисткой и преподавала уроки по классу фортепиано.
Родители: Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович Шостакович
Дмитрий с детства впитывал в себя звуки фортепиано и получил в дар музыкальный талант на генетическом уровне. Кроме Димы, в семье воспитывались его сестры: старшая – Мария и младшая – Зоя.
В 1915 г. девятилетний Шостакович поступает на учебу в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Примерно в это же время, под впечатлением от просмотра оперы «Сказка о царе Салтане», написанной Римским-Корсаковым, решает заниматься музыкой всерьез.
Первые уроки он получил, конечно же, от мамы. Позже он начал обучаться по классу фортепиано, выбрав частную школу у известного педагога И.А. Гляссера. В занятиях были достигнуты определенные успехи. В 1918 г. юноша решил прервать обучение и заняться сочинением музыки.
Творческий путь
Летом 1919 г. Шостаковича прослушивал А.К. Глазунов, осенью того же года, юное дарование поступает Петроградскую консерваторию. Там он продолжил обучение у Штейнберга и Соколова, и брал уроки дирижирования. Свое первое сочинение написал уже к концу 1919 г. – Скерцо fis-moll.
В 1920 г. состоялось много новых знакомств в среде музыкантов. Им были написаны такие произведения как «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».
Несмотря на тяжелое время, революцию, гражданскую войну, все тяготы Первой мировой войны, голодное и холодное время, Шостакович продолжал учебу в консерватории.
Когда вновь была открыта городская филармония в 1921 г., молодой человек посещал ее каждый вечер. Многие оставляли занятия музыкой, но не он.
Музыкант вел полуголодное существование, это повлияло на сильное истощение организма. А в 1922 г. умер его отец, семье пришлось совсем плохо. В этом же году и Дмитрий перенес сложную операцию, чудом оставшись жить. Но все эти трудности не могли отбить у него любовь к музыке. С большими сложностями он нашел место пианиста в кинотеатре.
Дмитрий Шостакович, 1925 год
В 1923 г. Дмитрий окончил учебу в консерватории, изучив класс композиции и класс фортепиано. Первую симфонию он написал специально для дипломной работы. После этого он решает дальше получать образование в аспирантуре, полностью отдаваясь музыке.
Признание
В 1927 г. в Варшаве проходил международный конкурс пианистов и Шостаковича пригласили принять участие. Там он представил собственное сочинение — сонату, за что был поощрен дипломом.
Талантливый музыкант был замечен немецким дирижером во время его гастролей в Советском Союзе. Это был Бруно Вальтер. Он заинтересовался Первой симфонией и попросил прислать ему партитуру.
Премьера симфонии состоялась в Берлине 22 ноября 1927 г., через год — премьера в Филадельфии (США). Дмитрий Шостакович стал знаменитым далеко за пределами СССР.
- конец 1920-х и начало 1930-х годов стали знаменательными написанием еще трех симфоний;
- 1930-1932 гг. — гениальный композитор пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которую зритель встретил с восторгом;
- 1936 г. — была окончена Четвертая симфония. Исполнена она была впервые, спустя много лет, лишь в 1961 г.;
- 1937 г. — закончилась работа над Пятой симфонией. И в этом же году Шостаковича удостоили звания профессора;
- 1939 г. — Шестая симфония;
- написание Седьмой симфонии пришлось на первые годы Великой Отечественной войны. Но мир ее услышал в 1942 г. в Америке;
- следующий год Дмитрий Дмитриевич посвятил написанию Восьмой симфонии;
- в 1945 г. — написана и исполнена Девятая симфония после завершения войны. (Всего 15 симфоний);
- в 1943 г. — переезд в Москву;
- 1943-1948 гг. — работа профессором в Московской консерватории.
Симфонии Шостаковича
В симфоническом творчестве (композитором написано 15 симфоний) Шостакович нередко пользуется приемом образной трансформации, основанном на глубоком переосмыслении музыкального тематизма, приобретающем, в результате, множественность значений.
О Первой симфонии
американский музыкальный журнал в 1939 году писал:
Эта симфония (дипломная работа) завершила в творческой биографии композитора период ученичества.
Вторая симфония
– это отражение современной композитору жизни: имеет название «Октябрю», заказана к 10-летию Октябрьской революции агитотделом Музыкального сектора Государственного издательства. Обозначила начало поиска новых путей.
Третья симфония
отмечена демократичностью, песенностью музыкального языка в сравнении со Второй.
Начинает рельефно прослеживаться принцип монтажной драматургии, театральность, зримость образов.
Четвертая симфония
– симфония-трагедия, знаменующая новый этап в развитии симфонизма Шостаковича.
Как и «Катерина Измайлова», она подверглась временному забвению. Композитор отменил премьеру (должна была состояться в 1936), полагая, что она придется «не ко времени». Лишь в 1962 произведение было исполнено и восторженно принято, несмотря на сложность, остроту содержания и музыкального языка. Г. Хубов (критик) сказал:
Так, о своей Пятой симфонии он говорил:
По мнению Кусевицкого, его музыка
Премьера Седьмой симфонии состоялась в осажденном Ленинграде 09.08.42 с трансляцией концерта по радио. Максим Шостакович, сын композитора, считал, что в этом произведении отражен не только антигуманизм фашистского нашествия, но и антигуманизм сталинского террора в СССР.
Восьмая симфония
(премьера 04.11.1943) – первая кульминация трагедийной линии творчества композитора (вторая кульминация – Четырнадцатая симфония), музыка которой вызывала полемику с попытками принизить ее значимость, однако она признана одним из выдающихся произведений ХХ века.
В Девятой симфонии
(завершена в 1945) композитор (существует такое мнение) откликнулся на окончание войны.
В стремлении избавиться от пережитого, он предпринял попытку обращения к безмятежным и радостным эмоциям. Однако в свете прошлого это уже было невозможным – основную идейную линию неизбежно оттеняют драматические элементы.
Десятая симфония
продолжила линию, заложенную в симфонии №4.
После нее Шостакович обращается к иному типу симфонизма, воплощающему народный революционный эпос. Так, появляется дилогия – симфонии №№ 11 и 12, носящие названия «1905 год» (симфония № 11, приурочена к 40-летию Октября) и «1917 год» (симфония № 12).
Симфонии Тринадцатая и Четырнадцатая
также отмечены особыми жанровыми признаками (черты оратории, влияние оперного театра).
Это – многочастные вокально-симфонические циклы, где в полной мере проявилось тяготение к синтезу вокального и симфонического жанров.
Симфоническое творчество композитора Шостаковича многопланово. С одной стороны, это произведения, написанные под воздействием страха перед тем, что происходит в стране, некоторые из них написаны по заказу, некоторые, чтобы обезопасить себя. С другой стороны, это и правдивые и глубокие размышления о жизни и смерти, личные высказывания композитора, который мог свободно говорить только на языке музыки. Такова Четырнадцатая симфония
. Это вокально-инструментальное произведение, в котором использованы стихи Ф.Лорки, Г.Аполлинера, В.Кюхельбекера, Р.Рильке. Основная тема симфонии – размышление о смерти и человеке. И хотя сам Дмитрий Дмитриевич на премьере сказал, что это музыка и жизни, но сам музыкальный материал говорит о трагическом пути человека, о смерти. Поистине композитор поднялся здесь до высоты философских размышлений.
Творчество
Для детей первое знакомство с музыкальным наследием и краткой биографией Дмитрия Шостаковича происходит ещё в школе. Из уроков музыки им известно, что симфония – это один из сложнейших жанров инструментальной музыки.
Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.
Однако, после консерватории перед Шостаковичем всё ещё стоял вопрос о его дальнейшей судьбе. Он не мог определиться с будущей профессией: автор или исполнитель. Какое-то время он старался совмещать одно с другим. Вплоть до 30-х годов он выступал сольно. В его репертуаре нередко звучали Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский. А в 1927 году он получил почётный диплом на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.
Но с годами, несмотря на возрастающую славу талантливого пианиста, Шостакович отказался от этого рода деятельности. Он справедливо полагал, что она реальная помеха композиции. В начале 30-х он искал свой неповторимый стиль и много экспериментировал. Он попробовал свои силы во всём: в опере («Нос»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).
Личная жизнь, судьбы детей и внуков
Личная жизнь Дмитрия Шостаковича была связана с именами трех женщин. В 1932 году он женился на талантливом ученом Нине Васильевне Варзар. Она занималась астрофизикой, но после замужества оставила кафедру и полностью посвятила себя семье и мужу. Ее родители были учеными. Мать Софья Михайловна, урожденная Домбровская, была дочерью того самого Ярослава Домбровского, которому помогал бежать из тюрьмы дед Дмитрия Шостаковича. Софья Михайловна попала под сталинские репрессии. Ее восстановили в правах только после смерти в 1957 году. В ее доме любил бывать Шостакович. Десятая симфония была написана на даче Софьи Михайловны в Комарово, где композитор проводил летние каникулы 1952-53 года.
С первой женой Ниной Васильевной
Дмитрий Шостакович сделал предложение Нине после некоторого колебания. У него было много работы и неуверенность в том, что он сможет содержать семью (а не нетрадиционная ориентация, о котором пишут в интернете). Они поженились 19 мая 1933 г. Спустя несколько лет в семье появились дети.
Дочь Галина Дмитриевна родилась в 1936 году. В детстве хотела стать балериной, выучила несколько иностранных языков. Особенно хорошо знала французский, которым в совершенстве овладела в возрасте 11 лет. В 1954 году она поступила на биологический факультет МГУ. После окончания вышла замуж за внука Корнея Чуковского кинооператора Евгения Борисовича Чуковского. У пары родились сыновья – Андрей (1960 г.р.) и Николай (1962 г.р.).
Сын Максим Дмитриевич появился на свет в 1938 году. С самого детства он занимался музыкой, стал профессиональным пианистом, затем дирижером. В 1981 году во время гастролей в ФРГ он решил не возвращаться в СССР. Вместе с семьей поселился в США, работал в Гонконге, руководил оркестром в Новом Орлеане. В 1994 году он приехал с концертом в новую Россию. Гастроли стали поворотным моментом в его судьбе. Максим Шостакович вернулся на родину, купил дом в Павловске под Санкт-Петербургом.
Дмитрий Шостакович с детьми Галиной и Максимом
У Максима Дмитриевича было два брака, в которых родились внуки Дмитрия Шостаковича. Первая жена Елена подарила ему мальчика. Дмитрий Максимович (1961 г.р.) – фотограф, автор гимна Национал-большевистской партии, занимается электронной музыкой. Он живет в Париже, где после развода обосновалась его мать. Вторая жена Марина стала матерью внучки композитора Марии (1991 г.р.) и внука Максима Максимовича (1994 г.р.).
В семейной жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича также было не все гладко. Нина умерла в 1957 году от онкологии. Ей была сделана неудачная операция, после которой начался необратимый процесс с метастазами. Похоронив первую супругу, маэстро три года даже не пытался наладить свою личную жизнь, пока на одном из мероприятий не увидел Маргариту Андреевну Крайнову. Он сам подошел к женщине и спросил, не желает ли она стать его женой. Пара поженилась, но через три года композитор сбежал от супруги, желающей воспитывать детей по своим правилам. Она работала в ЦК ВЛКСМ и с первых дней начала устанавливать свои порядки в доме.
Третьей женой стала Ирина Антоновна Супинская. Она разделила с композитором последние годы его жизни. Через несколько дней после регистрации брака у Шостаковича диагностировали обострение старого заболевания. Затем к нему добавилась онкология. В 1975 году композитор скончался.
С Ириной Антоновной Супинской
Сложно переоценить вклад Дмитрия Шостаковича в развитие советской культуры. Его именем названы улицы и школы, во многих городах ему установлены памятники. В 1976, 1997 и 2000 годах были выпущены почтовые марки с портретом композитора. Его наследие преподают во всех музыкальных учреждениях мира. В Санкт-Петербурге на доме, где он создавал бессмертную Ленинградскую симфонию, установлена мемориальная доска.
Интересные факты о композиторе Дмитрий Шостакович
- На протяжении всей жизни у композитора были непростые отношения с советской властью. У него был собран тревожный чемодан в случае, если вдруг его придут арестовывать.
- Он страдал от вредных привычек. До конца своих дней Дмитрий Дмитриевич курил. Кроме того, он любил азартные игры и всегда играл на деньги.
- Сталин поручил Шостаковичу написать гимн СССР. Но в итоге ему не понравился материал, и он выбрал гимн другого автора.
- За свой талант Дмитрий Дмитриевич был благодарен родителям. Мать работала пианисткой, а отец занимал должность певца. Шостакович написал первую композицию в 9 лет.
- Дмитрий Дмитриевич вошёл в список 40 самых исполняемых оперных композиторов всего мира. Интересно, что каждый год происходят выступления с более 300 представлений его опер.
Самая ненавистная работа
В своей жизни Шостаковичу не раз приходилось идти на компромиссы – и в творчестве, и в отношениях с внешним миром. Из всех видов деятельности, которыми композитору доводилось заниматься, с наибольшей неприязнью он вспоминал о своей работе в 1920-е годы пианистом-тапером на “немых” киносеансах. С помощью этой “халтуры” он старался прокормить себя, свою мать и сестер, нуждавшихся в деньгах после смерти отца.
Все эти польки, галопы, чарльстоны и прочие фигуры “нэпманской” музыки, игранные-переигранные молодым Шостаковичем в темных прокуренных кинозалах, прочно вошли в музыкальный “словарь” его последующих сочинений. В работах, которые Шостакович писал для прикладных целей (многочисленные киномарши и киновальсы, сюиты для джазового оркестра или детские сочинения), эти музыкальные формулы звучат “один к одному”. Но в сочинениях “серьезного” жанра (в операх, балетах, симфонической и камерной музыке) они появляются чаще всего в гротескно-преломленном виде – как образ банальности и пошлости.
Именно так они звучат в балетах Шостаковича “Золотой век” (1930) и “Болт” (1931) или в его фортепианных прелюдиях (1933). Подлинной трагической кульминации они достигают во второй и третьей частях Восьмой симфонии, посвященной теме войны, катастрофы и уничтожения, создавая зримое музыкальное воплощение “банальности зла”.
Шостакович был не первым композитором, который стал прибегать к “сниженным” музыкально-жанровым ассоциациям. Здесь он продолжил путь, начатый Густавом Малером и Альбаном Бергом. Среди последователей Шостаковича, наиболее последовательно воплощавших принцип “жанрового снижения”, мы должны назвать в первую очередь Альфреда Шнитке – композитора, нашедшего свой путь благодаря множеству работ в киномузыке.