Анализ романа красное и черное стендаля

Вариант 2

Фредерик Стендаль является общепризнанным мастером пера не только во Франции, но и во всём мире, одной из жемчужин его таланта, по праву, можно назвать роман «Красное и черное», впервые опубликованный в 1830 году. Поколение молодых людей того времени отличалось горячностью взглядов и еще были свежи воспоминания о Наполеоне и его завоеваниях, кружившим головы юнцам. В то время Франция была на пороге Июльской революции, изменившей все, и этот роман является некой хроникой реальных событий, быть может поэтому, он воспринимается так органично в своей композиции.

Ключевой фигурой романа является молодой человек из низов — Жюльен Сорель. Будучи сыном лесопильщика, Жюльен всеми силами стремится вырваться из рамок своего социального круга, достичь высокого положения и обрести финансовую независимость. Он честолюбив и отважен, его идейным вдохновителем является Наполеон, портрет которого он бережно хранит. На примере Бонапарта Жюльен стирает все рамки невозможного и достигает определенных высот на выбранном поприще. Образ Сореля является знаковым для эпохи тех лет, когда революционные страсти будоражили умы целого поколения разночинцев, стремящихся к социальному равенству.

Жюльен, в погоне за признанием, забывает о нравственном, так, в своих рассуждениях он приходит к следующему: «…священник в сорок лет получает жалованья сто тысяч франков, то есть ровно в три раза больше, чем самые знаменитые генералы Наполеона… Надо стать попом…», в его стремлении стать священнослужителем, он не беспокоится о том, что, по сути, он не является верующим человеком, ему лишь важно то, как он смотрится, декламируя назубок заученные тексты Писания, ведь эта дорога приведет его к признанию в обществе. Для Жульена важно представать в выгодном свете, для бедняка, подобного ему, репутация является всем, поэтому он крайне боится ее потерять, девиз Сореля: казаться, но не быть, он готов играть строго заученную роль, храня свою собственную личность глубоко внутри

Он гонится за несбыточным и, как кажется, действительно может преуспеть. Однако в конце романа что-то меняется в нем самом, он вдруг осознает, как сильно заблуждался и как тщетно все то, к чему он так упорно стремился, возможно, справедливо в своей неудаче он обвиняет общество и его законы, но забывает, что это был его избранный путь

Для Жульена важно представать в выгодном свете, для бедняка, подобного ему, репутация является всем, поэтому он крайне боится ее потерять, девиз Сореля: казаться, но не быть, он готов играть строго заученную роль, храня свою собственную личность глубоко внутри. Он гонится за несбыточным и, как кажется, действительно может преуспеть

Однако в конце романа что-то меняется в нем самом, он вдруг осознает, как сильно заблуждался и как тщетно все то, к чему он так упорно стремился, возможно, справедливо в своей неудаче он обвиняет общество и его законы, но забывает, что это был его избранный путь.

Своим самоубийством Жульен будто бы упрекает существующий порядок вещей, это поступок дерзкий, но все же немного наивный, ведь не в его силах изменить окружающее общество. Его смелость сродни завоеваниям его кумира юности, но в отличие от Наполеона смог ли он достучаться хотя бы до одного сердца? Как говорит история, реальный прототип Жульена вызвал невероятный диссонанс в обществе и его вспоминали многие и долго

Возможно, не так страшно ошибаться в своих стремлениях, важно всегда найти свой путь, и вовсе не обязательно ничего доказывать миру вокруг

«Красное и черное» анализ: тема, идея

«Красное и черное» анализ: тема, идея, композиция

Красное и черное — роман Стендаля 1830 года. Иногда его еще называют хроникой XIX в. В романе раскрывается трагическая история Жюльена Сореля. Показывая жизнь героя, автор одновременно описывает три социальных слоя французского общества после революции 1793: буржуазию, духовенство, дворянство.

Жанр «Красное и черное»: социально-психологический роман

Стиль: реализм

Тема «Красное и черное»: противостояние талантливой личности обществу.

Эти два цвета — красное и чёрное — отражают идею романа, социальные проблемы общества и диалектику души героя.

Конфликт романа: человек и общество

Главные герои: Жюльен Сорель, госпожа де Реналь и ее муж господин де Реналь, Матильда де ла Моль, ее отец Маркиз де ла Моль, господин Вально, аббат Пирар (ректор семинарии), аббат Шелан (кюре), Фуке (друг Жюльена)

Место действия: Верьер, Безансон, Париж

Жизненная основа: жизнь Антуана Берта, который был приговорен к смертной казни за покушение на жизнь бывшей любовницы госпожи Мишу.

Композиция «Красное и черное»:

Экспозиция Рассказ о жизни Жюльена Сореля в доме отца. Неспособность парня к физическому труду, увлечение книгами вызывают враждебное отношение к нему со стороны отца-плотника и братьев

Завязка Мэр города господин де Реналь приглашает Жюльена гувернером к своим детям

Развитие действия Любовь госпожи де Реналь, обучение в безансонской семинарии; знакомство с маркизом де Ла-Моль, любви Матильды. Продвижение Жюльена по службе. Вопрос о женитьбе Матильдой. Письмо госпожи де Реналь в ответ на запрос маркиза де Ла-Моля о личности Жюльена Сореля

Кульминация Выстрел в церкви в госпожу де Реналь. Желание Сореля с достоинством уйти из жизни

Развязка Размышления Жюльена Сореля в тюрьме. Поведение госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Казнь главного героя. Смерть госпожи де Реналь и глубокое горе и увлечения Матильды

Символичность названия «Красное и черное»:

  • красное — жажда, любовь, страсть; черное — символ зла, траура, смерти;
  • красное — символ гильотины, агрессии, цвет крови. Черное — цвет повседневной одежды Жюльена;
  • красное — душевная чистота и искренность Жюльена Сореля; черное — его честолюбие и холодный расчет;
  • красное — цвет мундира военнослужащего армии Наполеона; черное — цвет сутаны священника;
  • красное — революция; черное — реакция.

Признаки реализма «Красное и черное»

  • всестороннее изображения развития внутреннего мира главного героя;
  • герои не идеализированные, они имеют положительные и отрицательные черты;
  • поиски причин общественных движений;
  • панорама общественно-исторической жизни Франции эпохи Реформации.

Черты романтизма в реалистическом романе «Красное и черное»

  • проблема трагического конфликта одинокой гордой личности;
  • символика цветов;
  • предвидения событий, пророчества относительно дальнейшей жизни и смерти (Жульен в церкви)
  • романтическая любовь Матильды;
  • авантюризм;
  • эпатирующий финал;
  • описание горных пейзажей.

Анализ романа Красное и черное Стендаля

Роман «Красное и черное» Стендаля стал первым образцом психологического реализма. Впоследствии это направление в европейской литературе стало доминирующим. Литературоведы много спорили, пытаясь понять, что символизировало название романа, но так и не пришли к истине. Красный мог символизировать любовь, страсть, а черный низменные побуждения и смерть – то есть два начала, которые в душе Жюльена противостоят друг другу. Стендаль, назвав свой роман «Красное и черное» не оставил четкого обозначения этих цветов. Но все же считается что, так автор обозначил выбор главного героя между церковью (черные одеяния) и служению родине (красная военная форма).

Книга «Красное и черное» повествует о судьбе бедного и очень амбициозного юноши, переполненном ценными идеями, мечтающем выбраться из нищеты. Жюльен Сорель тайно строит отношения с замужней женщиной, несколько старше него, в доме которой он работает. Но из-за слухов ему приходится покинуть ее. В новом городе он заводит новые отношения, с богатой девушкой, близкой ему по духу. Он получает уничижительное фальшивое письмо от первой возлюбленной. Жюльен выстрелил в свою первую любовь – за что был приговорен к смертной казни.

Образ Жюльена Сореля неоднозначен. Это красивый, сообразительный юноша, происходящий из бедной семьи. Он стремится стать епископом, но не верит в бога, он только жаждет получить привилегии от этой должности. Сорель умен, однако для достижения цели использует неблаговидные средства. Герой тщеславен и вспыльчив, он беспринципен и жаждет признания, но антигероем его назвать нельзя.

Тематика романа включает в себя выбор собственного пути, становление характера, конфликт человека с обществом. Нельзя рассматривать тематику без оглядки на историю того времени – Великая Французская революция тоже наложила отпечаток. Стендаль затрагивает вечные темы, такие как верность и предательство, любовь, сложные перипетии взаимоотношений. Главная проблема, освещенная в романе, это социальная несправедливость. Выходцу из простого народа практически невозможно пробиться в более высокие социальные слои. Талантливый молодой человек не может достичь целей честным путем, и ему приходится искать обходные.

Роман основан на реальных событиях, о них автор прочел в газете. В ту непростую эпоху у молодого человека было два варианта развития событий: оставаться честным и довольствоваться бедностью, или, отбросив любые принципы идти к своей цели. Жюльен, выбрав второй вариант, не достиг желаемого, ведь даже продажное общество не всегда закрывает глаза на подобные действия. Смысл романа в том, что ни беспринципность, ни честолюбие не гарантируют выдающихся успехов. Поэтому есть лишь один верный путь – уважать и принимать самого себя таким, какой ты есть. Сорель в стремлении заслужить чужое уважение оказался казненным.

«Красное и черное» – удивительно гармоничная квинтэссенция психологического и социального романа. Одной из узнаваемых черт творчества Стендаля является психологизм. Психологизм этого романа основан на внутренних переменах и конфликтах, происходящих в душе главного героя. В ходе повествования в романе звучит голос автора, объясняющего мотивы героев, анализирующего их поступки. Динамичный сюжет уравновешивается спокойными пояснениями автора, разбирающего душевные волнения каждого героя.

Жюльен Сорель как главный романтический герой романа сталкивается с реальностью, где его достоинства остаются неоцененными. Следовательно, роман по жанровому своеобразию сочетает в себе черты, как реализма, так и романтизма. Роман «Красное и черное» Стендаля по праву можно назвать шедевром французской литературы.

Сюжет

Мэр городка Веррьер господин де Реналь нанял своим детям в гувернёры Жюльена Сореля, сына плотника, который хорошо знал латынь и богословие. Этот юноша был честолюбив, хотел высоко подняться в обществе и готов был пойти на всё ради этого.

Госпожа де Реналь полюбила Жюльена, и он испытывал к ней симпатию. Когда они стали любовниками, сильно заболел младший сын госпожи де Реналь. Она решила, что это божья кара за её грех, и прекратила отношения с Жюльеном.

Когда об измене супруги узнал господин де Реналь, ей удалось доказать свою невиновность. Однако слухи о её романе с гувернёром пошли уже по округе. Из-за этих слухов Жюльен покинул Веррьер и поступил в семинарию.

Его наставником стал ректор семинарии аббат Пирар. Вскоре аббат вынужден был подать в отставку и уехать в Париж, где ему предложил приход маркиз де ля Моль. Этому аристократу требовался секретарь, и Пирар предложил кандидатуру Жюльена.

Так молодой Сорель попал в Париж. С дочерью маркиза отношения у него сложились не сразу. Матильда поняла, что влюблена в секретаря отца, но разница в положениях заставила их отвернуться друг от друга. И в этот момент юноша понял, что всё-таки любит в Матильду.

Жюльен нарочно вызывает ревность у своей любимой, и они снова вместе. Матильда сообщила отцу о беременности и намерении выйти замуж за его секретаря. Маркиз, чтобы избежать позора из-за неравного брака дочери, добился для секретаря патента гусарского поручика на имя Жюльена Сореля де ля Верней.

Жюльен отправился в свой полк, но вскоре ему пришлось возвратиться в Париж, так как надежды на брак с Матильдой разрушились. Дело в том, что в письме маркизу госпожа де Реналь описала ужасные качества Жюльена. Сорель примчался в Веррьер и выстрелил в церкви в госпожу де Реналь.

Матильда хотела с помощью своих связей добиться смягчения приговора Жюльену, но он не стал просить у суда милости. Суд вынес преступнику смертный приговор. Жюльен узнал от госпожи де Реналь, что письмо было написано не ею, а её духовником, и почувствовал, что любит только госпожу де Реналь.

Матильда де ля Моль лично похоронила отрубленную голову Жюльена. Через три дня после казни Сореля умерла госпожа де Реналь.

Краткое содержание романа «Красное и чёрное» тут.

Главные герои и их характеристика

Жюльен Сорель Это молодой человек, который обладает красотой и невероятной обаятельностью. Также он обладает хорошим умом и страстно желает поменять свою жизнь любым доступным способом. Жюльен – сын плотника, не хочет довольствоваться этим положением дел и всячески пытается попасть в высшее общество. С ранних лет юноша грезил военной службой, его кумиром был Наполеон, и он всячески старался равняться на него. Окружение Сореля невзлюбило его из-за стремления к большой карьере, юноша был «белой вороной». Несмотря на все, Жюльен Сорель кидает вызов всему свету и оказывается в обществе высокопоставленных людей. В главном герое мы можем уследить два обличия – гордеца и честолюбца, так же стоит отметить, что он остается по-детски доверчивым и наивным юношей. Изначально Жюльену симпатизировала самовлюбленная и честолюбивая Матильда, но по мере того, как он избавился от подобных пороков, его влюбленность в Матильду закончилась. После посягательства на госпожу Реналь, оказавшись в заключении, главный герой осознает, что его судят больше за то, что он посмел преступить законы, которые гласят, что человек низших слоев не может входить в высшее сословие, если он не относится к нему с рождения, а не за то, что он посягнул на жизнь другого человека. Жюльена Сореля приговорили к смертной казни. Жюльен не пытался спастись, он примирился с уготовленной участью. Он понял, что общество буржуа не для него, а жить в нищете он не хочет, осознав это, главный герой теряет смысл жизни. Казнь для него – единственное спасение.
Луиза де Реналь Красивая женщина средних лет, которая вышла замуж без любви. Муж не обращает на нее должного внимания, а она не находит в браке понимания. Нежная и тонкая натура, любит красоту и природу. Она тоскует и не видит смысла в обеспеченной, но пустой жизни. Она меланхолична и добра. За свою греховную страсть чувствует вину, но она не в силах ничего изменить. Сила ее любви захлестнула все, что было в ее сердце. Она не держала зла на Сореля и пыталась его спасти.
Матильда де Ла-Моль Легкомысленная и эгоистичная девушка из высшего света. Очень честолюбивая и тщеславная. Любит кружить головы мужчинам.

Стендаль — Красное и черное

Мэр небольшого французского города Верьер господин де Реналь берет в дом гувернёра — молодого человека по имени Жюльен Сорель. Амбициозный и честолюбивый Жюльен изучает богословие, великолепно знает латынь и читает наизусть страницы из Библии, с детства он мечтает о славе и признании, а также восхищается Наполеоном. Он считает, что путь священника — верный способ сделать карьеру. Его вежливость и ум резко контрастируют с манерами и характером господина де Реналя, чья жена постепенно проникается к Жюльену симпатией, а затем и влюбляется в него. Они становятся любовниками, но госпожа де Реналь благочестива, её постоянно терзают муки совести, к тому же обманутому мужу приходит анонимное письмо с предупреждением об измене жены. Жюльен, по предварительному сговору с госпожой де Реналь, делает похожее письмо, как бы пришедшее ей. Но по городу ходят слухи, и Жюльену приходится уехать. Он устраивается в духовную семинарию в Безансоне, поразив ректора аббата Пирара знаниями. Когда приходит время выбрать себе духовника, он выбирает Пирара, которого, как потом выяснилось, подозревали в янсенизме.

Пирара хотят заставить уйти в отставку. Его друг, богатый и влиятельный маркиз де Ла-Моль, приглашает аббата перебраться в Париж и выделяет ему приход в четырех лье от столицы. Когда маркиз упомянул, что ищет секретаря, Пирар предложил Жюльена — как человека, у которого «есть и энергия и ум». Тот очень рад возможности оказаться в Париже. Маркиз, в свою очередь, привечает Жюльена за его трудолюбие и способности и доверяет ему самые сложные дела. Он также знакомится с дочерью маркиза Матильдой, которая откровенно скучает в светском обществе. Матильда избалована и эгоистична, но не глупа и очень красива. Самолюбие гордячки оскорблено равнодушием Жюльена, и неожиданно она в него влюбляется

Жюльен не испытывает ответной страсти, но внимание аристократки ему льстит. После ночи, проведённой вместе, Матильда приходит в ужас и разрывает отношения с Жюльеном, тот же мучается от неразделённой любви

Его друг, князь Коразов, советует вызвать в Матильде ревность, флиртуя с другими женщинами, и план неожиданно удаётся. Матильда снова влюбляется в Жюльена, а затем сообщает, что ждёт ребенка и хочет выйти за него замуж. Однако радужные планы Сореля расстраивает внезапное письмо госпожи де Реналь. Женщина пишет:

Бедность и жадность побудили этого человека, способного на невероятное лицемерие, совратить слабую и несчастную женщину и таким путем создать себе некоторое положение и выбиться в люди… Он не признает никаких законов религии. Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием.

Маркиз де Ла-Моль не желает видеть Жюльена. Тот же едет к госпоже де Реналь, по дороге покупает пистолет и стреляет в бывшую возлюбленную. Госпожа Реналь не умирает от ран, но Жюльена всё равно заключают под стражу и приговаривают к смертной казни. В тюрьме он снова мирится с госпожой де Реналь и раскаивается в попытке совершить убийство. Он понимает, что всегда был влюблен только в неё. Госпожа де Реналь приходит к нему в тюрьму и рассказывает, что письмо сочинил её духовник, а она его только переписала. После вынесения приговора о смертной казни Жюльена, он отказывается подавать апелляцию, подкрепляя это тем, что он достиг в жизни всего, и смерть только закончит этот путь. Госпожа де Реналь умирает через три дня после казни Жюльена.

Образ главного героя

Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Дело Антуана Берте

Однажды, просматривая выходившую в Гренобле «Судебную газету», Стендаль заинтересовался делом девятнадцатилетнего Антуана Берте, сына сельского кузнеца. Берте был воспитан священником местного прихода и, очевидно, считал себя в духовном отношении значительно выше своей семьи и окружения. Мечтая сделать карьеру, Антуан поступил на службу к местному богачу Мишу в качестве гувернера его детей. Вскоре выяснилось, что Берте стал возлюбленным мадам Мишу – матери своих воспитанников. После разразившегося скандала молодой человек лишился места. Неудачи не оставили Антуана и в дальнейшем. Сначала он был отчислен из духовной семинарии, а затем изгнан со службы у парижского аристократа де Кардоне. Причиной изгнания послужил роман Берте с дочерью Кардоне, а также письмо, полученное Кардоне от мадам Мишу. Потеряв голову от отчаяния, Антуан Берте вернулся в Гренобль и во время церковной службы выстрелил сначала в мадам Мишу, а вслед за этим – в себя. Несмотря на то, что оба остались живы, Берте был осужден и приговорен к смертной казни.

2 вариант

История создания Красное и Чёрное основана на реальной истории из жизни. Стендаль описал одну из историй произошедших в 1929 году.

Произведение относится к жанру роман, так как имеет большой объем. Прослеживается несколько сюжетных линий и действующих лиц.

Сюжет произведения описывает небольшой городок Верьер. История начинается с того, что мэр этого города берет на работу молодого юношу. Он начинает работать в качестве гувернанта и обучать детей мэра.

Однако у юноши завязывается роман с женой мэра. Вскоре его увольняют и он находит работу у другого влиятельного человека.

В этом доме он соблазняет молодую дочь хозяина. Все складывается серьезно. И молодые люди готовы пожениться.

Внезапно в дом хозяина приходит письмо от бывшей любовницы молодого человека. Все подготовки к свадьбе прекращаются и молодой гувернант уезжает, чтобы выяснить отношения с бывшей любовницей.

Оскорбленный молодой человек стреляет в церкви в свою бывшую возлюбленную.

Суд приговаривает юношу к смертной казни.

Темы затронутые в романе чрезвычайно важны и актуальны во все времена.

Любовь и ревность является главной темой романа.

Тема взаимоотношения людей с разными социальными статусами.

Тема выбора жизненного пути.

В романе очень подробно описан каждый герой.

Сорель Жюльен — это главный герой романа. Достаточно рассудительный молодой человек. Стремится во чтобы то ни стало получить положение в обществе и добиться финансового благополучия.

Начинает карьеру в доме мэра в качестве гувернера. Главным недостатком Сореля является преобладание чувств над разумом.

Аббат Пирар наставник и покровитель Сореля. Полностью поддерживает и разделяет взгляды юноши. Аббат очень начитан и умен. За эти качества окружающие ненавидят его и стараются в любой ситуации подставить аббата.

Де Реналь Луиза первая возлюбленная Сореля. 30 летняя женщина. Чрезмерно сентиментальна, доверчива. Жена мэра города Верьера.

Господин Реналь мэр города. Взял на работу в качестве гувернера Сореля. Реналь очень тщеславен. Любит пустить пыль в глаза. Богат деньгами от взяток.

Был обманут своей супругой и всячески пытался наказать Сореля за содеянное.

Матильда де Ла Моль вторая возлюбленная Сореля. 19 летняя девушка с хорошим образованием. Постоянно читает революционные книги и мечтает о перевороте в государственной системе.

Граф де Таллер честолюбивый мужчина. Отчаянно защищает честь Матильды. Постоянно хочет казаться лучше, чем есть на самом деле.

Композиция романа имеет две логические части в которых главный герой описан на разных этапах своей психологической зрелости.

Первая часть романа показывает Сореля как молодого неопытного студента. Этот юноша не знает жизни и стремится всего добиться сам, но вскоре его постигает разочарование и он понимает, что честная игра невозможна. Он выбирает нечестный путь и хочет добиться положения в обществе путем отношений с влиятельной женщиной.

Вторая часть романа показывает нам умудренного жизнью и собственным опытом молодого человека, который полностью  разочарован в жизни и видит только один путь избавления от тягостей — это смерть.

Отношение современников к роману

Произведение восприняли неоднозначно. Современники Стендаля в отзывах на «Красное и черное» говорили и о недостатках языка, и о развратном и пошлом поведении главных героев. В Ватикане книгу восприняли как любовный роман и запретили в 1864 году. В России она была запрещена раньше, в 1850 году, Императором Николаем I. В Испании роман был запрещен в 1939 году диктатором Франциско Франко.

Литературные критики воспринимали героя романа неоднозначно. Жюльена считали благородным человеком, который противостоит обществу невежд и лицемеров, персонажем, который сначала влюбляет в себя ради корысти, но затем сам начинает любить искренне, а также циником и человеком с двойной жизнью.

В чем смысл названия?

«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком, но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами. Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный — это кровь, любовь, желание, черный — низменные побуждения, предательство. В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.

Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.

Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.

Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.

Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.

Главные герои романа

Среди них следующие:

  • Центральный персонаж — Жюльен Сорель. Он готовится стать епископом, чтобы извлечь из этого конкретные выгоды, при этом сам не верит в Бога. Он очень умен и эрудирован, мечтает повторить судьбу Наполеона. Ради достижения своих целей готов пойти на лицемерие. При этом достаточно вспыльчив и не всегда может контролировать свои эмоции.
  • Госпожа Луиза Реналь. Жена мэра и любовница Жюльена. Очень наивная и легко поддается чужому влиянию.
  • Матильда. Дочь маркиза де Ля Моля. Дерзкая, открытая и эмоциональная. Читает книги Вольтера и Руссо. Влюбляется в Жюльена.
  • Пирар — аббат семинарии. Похож на Жюльена эрудицией и начитанностью, симпатизирует ему. Изгнан из аббатства.
  • Господин де Ля-Моль. Маркиз, участник различных тайных собраний. Ценит Жюльена и его знания, однако сразу же верит доносу духовника госпожи де Реналь.
  • Господин де Реналь. Муж Луизы и мэр города. Богат, тщеславен, при этом лицемерен.

Анализ романа «Красное и черное» Стендаля

В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации. Время Наполеона — время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация — погружение в обыденную жизнь, где нет мести героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы, но главное — анализ внутреннего мира персонажа, его психология. Поклонник Наполеона, выходец из простонародья пытается найти достойное применение своим способностям. Он хотел бы дерзать и сражаться. Но в новых условиях пробиваться к верши нам означает лицемерить, изворачиваться, приспосабливаться. И самое ужасное — предавать любовь. В конце романа, перед казнью, герой осознает ничтожество своих честолюбивых планов. Так физическая гибель оборачивается нравственной победой Жюльена Сореля. Он побеждает прежде всего свои собственные заблуждения. Юный идеалист и мечтатель вначале пытается приспособиться всеобщей трусости, цинизму и раболепию, но в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным. Красное и черное — это два противостоящих начала, которые борются в душе героя. Любовь и гордыня, правда и лицемерие, тяготение к нежности и жажда успеха — эта борьба приводит юного Сореля к краху. Таково время, когда приходится прокладывать себе путь не шпагой, как Бонапарт, а притворством. Это эпоха, растлевающая душу. Героя снедает честолюбие, он стремится доказать миру, что он «вылеплен из того же теста, из какого сделаны великие люди». Еще больше, чем всех окружающих, он хочет убедить в своем величии и высоком предназначении и себя самого. Для этого он готов перешагивать через других. Вот и Матильда де Ла-Моль для него прежде всего богатая наследница, аристократка и только потом — юная красавица, духовно превосходящая свое пошлое окружение. О родственности этих двух натур говорит свойственное им обоим отвращение к своему измельчавшему веку и тоска по прошлому духовному величию. Не зря образцом для подражания девушка выбрала королеву Марго, бросившую вызов обществу и сохранившую отрубленную голову своего любовника де Ла-Моля. Жюльен для дочери маркиза — личность, по своей незаурядности сопоставимая с любовником королевы Марго. Он для нее — величественный гений среди окружающих лицемерных ничтожеств. Скука стала хронической болезнью столетия. Нет вдохновляющего начала, нет поприща, где можно проявить свои лучшие качества и романтические порывы. Тайный союз с секретарем отца для Матильды — не только проявление любви, это еще и вызов, брошенный обществу: «нечто величественное и дерзновенное». Девушка настроена романтически, ею владеет жажда непокорности всему общепринятому. Ее натура жаждет страстей, чего-то театрального, приподнятого, возвышенного. Ее подчеркнутое высокомерие в общении с Жюльеном уступает место столь же подчеркнутой покорности. Гордая маркиза начинает играть роль служанки своего повелителя, которого она едва замечала, когда он появился в доме ее отца. Рискуя своим именем и переступая через понятие аристократической чести, когда-то «надменная до дерзости» Матильда находит своеобразное наслаждение в том, что приносит в жертву свою молодость, богатство, титул. Общество после героических времен бонапартизма погружается в болото рассудочности, лицемерия, приспособленчества. И только отдельные личности смеют рисковать — но проигрывают: «Так чувствовали только в героические времена».

Проблемы

Конфликт человека и общества . Когда личность идет против своего происхождения и своей среды, ее судьба складывается трагически: она не может адаптироваться в окружающем мире и найти свой путь. Бунт вынуждает ее бороться, а не созидать;

Проблема социальной несправедливости — основная в романе. Жюльен, несмотря на свои достоинства, не мог достичь того, что доставалось многим людям от рождения. Вместо этого он должен был влачить жалкое существование, пока кто-нибудь из господ не захочет его возвысить;

Проблема вырождения аристократии

Автор акцентирует внимание на том, что Франция, находящаяся под гнетом потомственных дворян, не развивается, ведь новые одаренные люди не попадают в правящую элиту, а таланты и ум далеко не всегда передаются по наследству в аристократических домах. В результате у власти находятся недостойные люди;

Проблема гордыни и высокомерия

Жюльен и сам виноват в своем несчастье: люди отдалились от него, потому что он оттолкнул их от себя, желая возвыситься и презирая свой круг общения;

Проблема невежества . Образованность Жюльена стала поводом для насмешек со стороны его окружения, и он не смог реализовать весь свой потенциал.

Несколько интересных сочинений

Замечательная повесть Лескова Левша наполненная уникальным количеством проработанных персонажей, и интересной историей, которая не похожа на своих соратников по цеху, как и любое другое произведения появилась на свет не сразу

Произведение относится к раннему творчеству автора, чем объясняется дух романтизма, пронизывающий каждую его страницу. А в качестве главных героев здесь представлены цыгане

Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.

Лирика – это род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В творчестве Тютчева, лирическая поэзия занимает значимое место.

Знаменитое произведение писателя «Медный всадник» подводит итог творчества о великом русском царе. Даже название поэмы показывает нам то, что автор рисует нам образ знаменитого в истории реформатора, Петра Великого.

Жанровое своеобразие романа

Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.

Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: