Достоевский «Преступление и наказание», часть 1 – краткое содержание
На нашем сайте вы можете пройти тест из 15 вопросов с ответами по знанию 1-й части романа.
Глава I. Бедный петербургский студент Родион Раскольников приносит заклад к жадной и злой старухе-процентщице Алёне Ивановне. (См. полный текст диалога Раскольникова со старухой.) Этот его визит к ней – проба, какому-то намеченному предприятию (какому именно, Достоевский пока не объясняет). Выйдя от процентщицы на улицу, Раскольников вдруг восклицает: «Какой ужас мог прийти мне в голову!», и заходит в соседнюю распивочную. (См. подробнее.) (См. Внешность Раскольникова, Образ Раскольникова, Характеристика Раскольникова, Внешность старухи-процентщицы, Раскольников и процентщица.)
Глава II. Там с Родионом заводит разговор опустившийся пьяница Мармеладов. (См. Характеристика Мармеладова, Внешность Мармеладова.) Он рассказывает историю о том, как безденежье довело его семью до страшной бедности. Старшей дочери, Соне, чтобы спасти родственников от голода, пришлось даже пойти на панель и торговать собой. (См. полный текст Монолога Мармеладова.) Раскольников отводит Мармеладова домой, где видит его больную и нервную жену, Катерину Ивановну, её маленьких детей – и оставляет им милостыню из своих последних денег. (См. подробнее.)
Глава III. На следующий день утром голодного Раскольникова кормит из жалости служанка Настасья. Она отдаёт письмо, пришедшее от его матери. В письме сообщается, что сестра Родиона, Дуня с целью помочь брату-студенту пошла в гувернантки к соседнему помещику Свидригайлову, а он попытался соблазнить её. (См. Образ Свидригайлова.) Затем к Дуне посватался скупой тяжебщик (адвокат) Лужин, который решил взять за себя бедную девушку, чтобы она всю жизнь считала его своим благодетелем. (См. подробнее.) (См. полный текст письма матери Раскольникову.)
Глава IV. Расстроенный бедами Дуни и матери, Раскольников идёт скитаться по улице. Он думает, как жить дальше: «смириться с жалкой, постыдной участью или побыстрее решиться на что-то смелое?» На бульваре он случайно видит, как рaзвратный фат бесстыдно преследует пьяную девушку, и эта сцена вновь напоминает ему о Дуне и Свидригайлове. Раскольников вначале пытается защитить девушку, но подавляет в себе это первое душевное движение, вспомнив свою новую теорию о «праве сильного». (См. подробнее.) (См. Идея Раскольникова о праве сильной личности. См. полный текст отрывка «Встреча Раскольникова с пьяной девушкой».)
Глава V. Ослабев от переживаний и голода, Раскольников засыпает на Островах под кустом и видит трагичный сон о забитой кляче. Проснувшись, он восклицает: «Неужели ж я в самом деле возьму топор и стану бить по голове?» Однако по пути домой он вдруг слышит, как на Сенной площади какой-то мещанин приглашает к себе домой на завтрашний вечер сестру старухи-процентщицы Лизавету. Это означает, что Алена Ивановна останется дома одна. Неожиданная новость кажется Раскольникову знаком судьбы. (См. подробнее.)
Глава VI. Он вспоминает, что по такому же странному совпадению, случайно слышал недавно в одном трактире разговор двух бильярдистов. (См. полный текст разговора офицера со студентом.) Один из них уверял: нет никакого греха в том, чтобы «убить вредную старуху Алёну и забрать её деньги, если потом загладить это крошечное преступление тысячами сделанных на эти средства добрых дел». Раскольникова поразило тогда полное сходство этих мыслей с его собственными. (См. Теория Раскольникова, Крушение теории Раскольникова, В чём ошибочность теории Раскольникова?)
На следующий день он долго и тревожно спит, просыпается поздно вечером – и в возбуждении от того, что удобное время уходит, незаметно берёт в каморке дворника топор и торопится на преступление. (См. подробнее.)
Глава VII. Войдя в квартиру процентщицы, Раскольников отдаёт ей «заклад», и когда она отворачивается, убивает её ударом топора по голове. Он бежит в спальню искать деньги и ценности, но вдруг слышит шорох в комнате, где лежит старуха. Родион бросается туда – и видит вернувшую Лизавету. Он убивает топором и её. (См. текст сцены убийства.) Но по лестнице в подъезде кто-то подходит к квартирной двери и начинает звонить. Вскоре подходит ещё один гость и замечает, что дверь заперта изнутри – почему же её не открывают?!
Двое звонивших бегут вниз за дворником. Раскольников выскальзывает на лестницу и слышит: навстречу ему уже идут! Но квартира этажом ниже, где до этого красили рабочие, теперь оказывается пустой. Убийца юркает туда, дожидается, пока шедшие навстречу поднимаются выше, скрывается незамеченным и, придя домой, забывается во сне, похожем на бред. (См. подробнее.)
Краткое содержание «Преступление и наказание»
Федор Михайлович Достоевский закончил написание романа в 1866 году. Сюжет роман был задуман писателем во время каторги еще в 1859 году. Сначала роман был задуман исповедью, но по мере написания писатель изменил свой замысел и уже при общении с редактором журнала «Русский вестник» представил свое произведение как роман в виде психологического отчета.
«Преступление и наказание» реалистичное произведение, в котором автор стоит наравне с персонажами романа.
Краткое содержание передает весь сюжет романа по главам и частям. Оно раскрывает все ключевые моменты произведения и поможет школьникам быстро ознакомиться с сюжетом для пересказа на уроке.
Эпилог
Незабываемой датой в жизни Раскольникова стал тот день, когда его отсылают в Сибирь, на целых 8 лет. Мама заболела и ее увезли из Петербурга, уличив в легком помешательстве.
Соня едет за возлюбленным и часто отсылает весточки всем его родственникам и друзьям. Мама Раскольникова умирает, а Дуня и Разумихин играют свадьбу.
В тюрьме главный герой практически ни с кем не общается, его ненавидят и презирают. Парень тяжко заболел и маленькими шагами шел на поправку. Соня часто навещала его в больнице. Раскольников бросился к ее ногам, и тогда девушка действительно поняла, что парень искренне ее любит.
Преступление
Часть 3
Глава 1
Очнувшись от обморока, Родион просит родных и друга не волноваться за него. Раскольников спорит с сестрой из-за Лужина, требует, чтобы Дуня отказалась выходить замуж за этого барина. Вскоре мать и сестра уходят в номера, которые снял для них Лужин.
Разумихин провожает женщин до их новой съемной квартиры. Ему все больше нравится Дуня.
Глава 2
Разумихин утром навещает сестру и мать Раскольникова. Он у Дуни просит прощения за нелестные слова о ее женихе. Тут приносят записку от Лужина. В записке он сообщает, что скоро их навестит и хочет, чтобы Родиона при этом не было.
Пульхерия Ивановна рассказывает Разумихину, что, по словам Лужина, ее сын якобы увлекся какой-то проституткой. Мать и сестра идут к Родиону.
Глава 3
Студенту уже лучше. Раскольников сообщает матери и сестре о вчерашнем происшествии с Мармеладовым, что он дал деньги в помощь Катерине Ивановне. Мать рассказывает о смерти Свидригайловой и о записке Лужина.
Дуня хочет, чтобы брат вечером пришел и присутствовал при их встрече с Петром Петровичем.
Глава 4
К Родиону приходит Соня. Она просит его присутствовать на похоронах Мармеладова. Раскольников знакомит ее с сестрой и матерью, которые отнеслись к девушке с большим участием. Пульхерия Ивановна и сестра вскоре уходят. Прощаясь, Дуня поклонилась Соне, которая очень смутилась из-за этого.
Раскольникову очень хочется познакомиться с Порфирием Петровичем. Родион рассчитывает узнать от него детали расследования убийства процентщицы.
Соня уходит домой. За ней увязывается какой-то господин, который следует за девушкой до самого ее дома, даже пытается с ней заговорить. Оказывается, что господин живет по соседству с Соней.
Глава 5
Раскольников с Разумихиным вдвоем приходят к Порфирию Петровичу, у которого в гостях был Заметов. Студент хотел знать, что известно полиции, потому спрашивает, что надо сделать, чтобы заявить о своих правах на заложенные им вещи.
«Я уже давно вас здесь поджидаю. Знаю, что вы у старухи вещи закладывали; на них ваша фамилия обозначена.»
— заявил студенту следователь. Затем Порфирий начинает обсуждать с Родионом теорию, которую студент опубликовал недавно в газете.
Суть теории: все люди делятся на необыкновенных и простых. Необыкновенным позволено гораздо больше, они могут даже преступление совершить по велению своей совести, если это поможет всеобщему благу. Родион поясняет:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
И еще:
«…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного».
Затем добавляет:
«Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
«А если кто из простых людей вдруг сочтёт, что он гений, да и начнёт устранять все препятствия?»,
– спрашивает Порфирий. «На это есть полиция и тюрьмы», – отвечает Раскольников.
Порфирий Петрович задает ему вопрос:
«И вы решились бы перешагнуть?».
«Очень может быть»
— отвечает ему Раскольников.
Порфирий догадывается, что именно Родион убил старуху, приглашает его зайти в полицейский участок. Разумихин при этом в разговоре замечает, что друг приходил к старухе за три дня до убийства, но никак не в тот день. Затем друзья уходят.
Глава 6
Попрощавшись с Разумихиным, Раскольников подошел к своему дому. Его догоняет незнакомец, который в лицо Родиону бросает всего одно слово: «убивец» и уходит. Юноша в смятении возвращается домой, забывается в тяжелом сне.
Во сне он пытается снова и снова убить процентщицу, которая смеется ему в лицо. Квартирку Алены Ивановны заполняют какие-то люди, которые тоже укоряют студента за убийство.
С трудом очнувшись после кошмара, Родион видит на пороге своей комнаты вчерашнего незнакомца. Это – Свидригайлов Аркадий Иванович, помещик, следивший за Соней и пытавшийся недавно соблазнить Дуню.
Конспект урока литературы по роману Ф
Цели урока: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.
Отчего же боль возникает у Достоевского? Почему каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать? Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» автора, как утверждает некоторые исследователи? Какая у автора цель: показать, как ничтожен, низок и гадок человек? Или иная, высокая? Прав ли Раскольников, утверждая, что «страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Часть 4
Глава 1
Раскольников совсем не рад внезапному визиту Свидригайлова, тем более что помещик недавно скомпрометировал сестру Родиона. Герою Свидригайлов неприятен.
А в ходе беседы гость вдруг затрагивает «потустороннюю» тему: доверительно рассказывает, как ему в виде привидений являлись несколько раз покойники. И задумывается о том, какой же будет вечность в следующей жизни:
«А вдруг это просто какая-нибудь закоптелая баня с пауками».
Юноша хочет выгнать гостя, но тот пытается убедить студента, что желает передать Дуне деньги, оставленные Свидригайловой, обещает Родиону десять тысяч рублей, ежели Раскольников поможет помещику увидеться с сестрой юноши. Родион негодует и выгоняет гостя.
Глава 2
Раскольников вместе со своим приятелем Разумихиным вечером отправляются в номера Бакалеева, чтобы навестить мать и сестру Родиона. Там они встречают Лужина, который возмущается тем, что женщины не посчитались с его просьбой и позвали Раскольникова.
Петр Петрович пытается указать невесте — в каком бедственном, тяжком положении пребывает она сама и ее родные, попрекает девушку. Дуня же твердо отвечает, что выбирать: брат или жених — она не может, не будет.
Петр Петрович упоминает Свидригайлова. Дуня и жених ссорятся. В итоге девушка расстается с Лужиным — просит его уйти.
Глава 3
Раскольников рассказывает матери и сестре о визите и о предложении Свидригайлова. Дуня боится, не хочет встречаться с помещиком. Однако Пульхерия Ивановна вместе с дочерью начинают мечтать, как и на что можно употребить 3000 рублей, переданные им Свидригайловой.
Внезапно Родион встает и уходит, вместо прощания он просит родных не делать попыток увидеться с ним. Он говорит, что придет сам, если будет можно. Разумихин впервые думает о том, что приятель может быть убийцей процентщицы. Он остается с Дуней и Пульхерией Ивановной, берет на себя все заботы о них.
Глава 4
Уйдя от родных, Родион приходит к Соне Мармеладовой, в ее убогую каморку. Там он говорит девушке:
«Ты тоже переступила. Ты тоже загубила жизнь, хотя свою – но это всё равно! И грех твой оказался напрасным: ты так никого и не спасла! Пойдём вместе. Главное: сломать, что надо, навсегда, страдание взять на себя, и так обрести свободу и власть над всею дрожащею тварью».
Соня в растерянности отвечает, что ее родные без ее помощи просто погибнут. Раскольников предлагает девушке:
«Пойдём вместе. Главное: сломать, что надо, навсегда, страдание взять на себя, и так обрести свободу и власть над всею дрожащею тварью»,
«Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Юноша узнает из разговора, что она дружила с Лизаветой, даже Евангелие Соне осталось на память от убитой. Раскольников просит ее почитать о воскресении Лазаря, потом, уже уходя, обещает позже рассказать ей, кто Лизавету убил.
Этот весь их разговор через тонкую стену слушал Свидригайлов, который остановился в соседней с Сониной квартире.
Глава 5
Следующим днем Раскольников приходит к Порфирию Петровичу. Он обращается к следователю, просит вернуть вещи, оставленные им у убитой старухи. Порфирий Петрович заводит с ним странный разговор, проверяя молодого человека. Родион нервничает, требует либо признать его убийцей, либо невиновным.
Однако следователь уклоняется от конкретного ответа, зато намекает, что в соседней комнате есть какой-то сюрприз для Родиона.
«Иного преступника лучше не арестовывать сразу, а подержать на свободе. Тогда он сам не выдержит неопределённости и начнёт около меня, как бабочка у свечки, кружиться, да прямо в рот и влетит. А арестуешь, он только укрепится этим и замкнётся в себе».
Раскольников в истерике кричит, что Порфирий всё лжёт.
«А я знаю, как вы в ту квартиру потом ходили! – отвечает тот. – У меня, в соседней комнате, сюрпризик есть. Хотите посмотреть?»
Глава 6
В кабинет приводят Николая, красильщика из дома, где жила процентщица. Николай, поразив всех присутствующих в кабинете следователя, вдруг сознается, что это он убил Алену Ивановну. Родион очень удивлен, уходит домой.
Подойдя к дому, юноша снова видит незнакомца, который недавно назвал его убийцей. Незнакомец просит прощения за то, что обвинил Родиона, но сегодня поверил в невиновность юноши. Этот мещанин оказался тем «сюрпризом», который Порфирий Петрович готовил для Раскольникова.
Жанр
«Преступление и наказание» вбирает в себя признаки разных видов романа. Его можно назвать социальным, так как проблематика произведения связана с ролью человека в обществе. От детективного романа произведение берет линию расследования одного преступления. По этой же причине возможно дать характеристику «Преступлению и наказанию» как роману криминальному. В произведении затрагивается множество важных проблем, актуальных во все времена – это позволяет найти признаки философского романа. Особенностью произведения является то, что он имеет главенствующую роль признаков психологического романа, так как основная часть произведения посвящена думам и размышлениям главного героя.
Часть 6
Глава 1
После похорон Катерины Ивановны к Родиону приходит Разумихин. Он рассказывает Раскольникову о том, что Дуня получила какую-то записку, которая ее сильно взволновала, а Пульхерия Ивановна заболела. После ухода приятеля к Раскольникову вдруг приходит следователь.
Глава 2
Порфирий Петрович снова долго беседует с юношей, говорит, что не верит в виновность красильщика, зато уверен, что убил Родион. Следователь советует студенту сознаться в содеянном, хоть и нет доказательств вины Раскольникова. «Так кто же убил?», – в страхе спрашивает Родион. «Как кто убил? – отвечает Порфирий. – Да вы и убили-с», затем дает два дня на размышление и уходит.
Глава 3
В трактире Родион встречает Свидригайлова, который начинает рассказывать о своих похождениях. Это юноше совсем не нравится, он морщится от таких грязных рассказов. Однако Свидригайлов замечает, что сам Раскольников не лучше – ведь он убийца.
Глава 4
Дуня приходит к Аркадию Ивановичу, который рассказывает девушке, что брат ее убил Алену Ивановну и Лизавету, обещает Дуне спасти Родиона, если девушка станет его любовницей. Она же на это согласиться не может.
Дуня пытается выйти. Однако обнаруживает, что дверь заперта. Девушка хватает револьвер и из страха и отчаяния стреляет в Свидригайлова, причем несколько раз, но промахивается. Дуня бросает оружие на пол, плача, просит ее отпустить.
Аркадий Иванович отворяет дверь, девушка убегает. А Свидригайлов поднимает револьвер и прячет его.
Глава 5
Аркадий Иванович не может забыть Дуню. В отчаянии он бродит из трактира в трактир, потом приходит к Соне, которой рассказывает о том, что пристроил детей Мармеладовых в лучший пансионат, затем дает девушке немного денег и уходит.
Ему ночью снятся кошмары. Он видит, как по кровати бегает мышь, затем снится ему утопившаяся девушка, которую он обесчестил в своем давнем прошлом, потом — девочка-подросток, которую он когда-то погубил.
Свидригайлов спешит покинуть гостиницу, а позже, не выдержав мук совести, кончает с собой, застрелившись из револьвера.
Глава 6
Раскольников признается сестре, что это он убил Лизавету и старуху-процентщицу, что больше не может терпеть муки совести. Он прощается с матерью и Дуней, клянется им, что начнет жить совсем иначе. Родион печалится, что не сумел переступить через порог человечности и совесть его мучает.
Глава 7
Раскольников приходит к Соне, позволяет ей надеть на него крестик, затем, по совету девушки, чувствуя в себе внезапное какое-то освобождение, идет на перекресток, падает на колени, целует землю и уже собирается сказать: «я убийца». Но люди, собравшиеся вокруг, стали насмехаться над ним, посчитав, что он пьян. И Родион уходит оттуда, зато приходит в полицию, желая сознаться в убийстве. Здесь он слышит, как кто-то рассказывает о самоубийстве Свидригайлова.
Глава 8
Известие о гибели Аркадия Ивановича потрясает Родиона. Раскольников уходит из полиции, но на улице видит Соню, которая в отчаянии взмахивает руками. Юноша возвращается в участок и сознается в убийстве.
История создания романа. Жанровые и композиционные особенности
Осенью 1859 г. Достоевский написал брату, что хочет создать роман, который был задуман еще на каторге.
Но к работе над замыслом спустя шесть лет его подтолкнет бедственное, безденежное положение за границей, в котором он очутился из-за своей пагубной страсти – игры в рулетку.Не в состоянии заплатить даже за гостиницу, он пишет письмо издателю Каткову с просьбой выслать аванс за будущий роман, который он назвал «психологическим отчетом одного преступления». Достоевский начинает писать «Преступление и наказание» в Висбадене, продолжает писать в Петербурге и подмосковном селе Люблино, отправляет в издательствопо частям, которые публикуются в альманахе «Русский вестник» с января 1866 г.
Роман «Преступление и наказание» стал первым психологическим отечественным детективом. Достоевский ломает все привычные схемы детективного жанра. С первых страниц романа известно, кто убил, зачем и почему, определены мотивы преступления, т.е. отсутствует основное – интрига расследования.
Самое главное происходит за рамками детективного сюжета. Из 6 частей только одна посвящена описанию подготовки и свершению преступления, в остальных показано влияние совершенного на личность преступника. Прежде всего решаются проблемы нравственные, моральные, а не юридические, глубинный смысл в том, что наказание приходит намного раньше отбывания срока в заключении, оно происходит в душе самого преступника, и Достоевский назовет эти душевные муки «саморазложением».
Роман можно назвать социально-психологическим и философским. «Преступление и наказание» открывает собой пятикнижие великих романов Достоевского, в которое войдут написанные после один за другим «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Так образно сравнивают исследователи эти талантливые произведения с библейским пятикнижием Моисея, по преданию продиктованным Богом.
Кратко об истории создания произведения
Фёдор Михайлович Достоевский задумал свой роман, отбывая наказание на каторге в 1859 году. «Преступление и наказание» должен был стать исповедью автора, но в процессе семилетнего написания рукописи основная идея заметно переменилась. Роман полифоничен и многолик, личности каждого из основных героев индивидуальны и неповторимы.
Произведение написано в реалистическом направлении, в жанре социально-психологического философского романа. Автор словно находится среди своих героев, не возвышаясь над ними мечом правосудия, а исповедуя их, с пониманием относясь к их непростым жизненным ситуациям.
Предварительный просмотр:
Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.
1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III. Мир насилия и грабителей в романе:
а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
б) мир Лужина и Свидригайлова.
IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества — единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.
2. Теория идеи Раскольникова и её крах
I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
2. Наказание Раскольникова за преступление
а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
б) смерть матери;
в) всенародное осмеяние и осуждение;
г) каторга — юридическое наказание и очистительное страдание.
3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
«Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом. »
(Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)
«На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»
5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
I. Образ Сони как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
- Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
— относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
— неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
— решение пожертвовать собой во имя семьи.
2. Характер героини:
— высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
— беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
— сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став проституткой, — саму себя;
— несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
— контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
— героиня Сони — это судья и спасение Раскольникова.
4. Отношение других персонажей — признание высокой нравственности героини, которая выражается:
— в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
— в стремлении опорочить ее перед героем (Лужин);
— в стремлении помочь (Свидригайлов).
5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
— идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
— единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
— любовь к Соне — возрождение героя по законам Евангелия.
III. Героиня Сони — любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.