452,легендарный эзоп-баснописец (кратко)

Особенности произведений

Рассуждение Эзопа о мире оказало большое влияние на многих писателей, живших гораздо позднее легендарного персонажа. Неудивительно, ведь им была придумана целая вселенная, обитателями которой стали животные, птицы, насекомые. Так как люди не являются героями произведений, поучительный урок приобретает иносказательный характер.

Истории, которые приписываются баснописцу, очаровывают лаконичностью, простотой и незамысловатостью морали. Объектом высмеивания в них становятся пороки, от которых люди не смогли избавиться и по сей день. Это наделяет произведения Эзопа неизменной актуальностью. Поучительное завершение — характерная черта, свойственная всем басням без исключения. Человеку, их читающему, не приходится самостоятельно догадываться, где именно ошибся главный герой.

Писатель предлагает читателям задуматься о собственном поведении, поступках, взглядах на окружающий мир, отделить истинные ценности от ложных. Его сочинения полезны для людей всех возрастов, начиная от самых маленьких детей. Последним все же лучше знакомиться с поучительным творчеством с помощью басен Крылова.

Творчество писателя

На самом деле Эзоп известен написанием не только притч, знаменитых цитат и басен. Имеются данные о том, что он слыл отличным стихоплетом. Именно он считается родоначальником жанра короткого стихотворного рассказа с поучительным содержанием. В качестве персонажей могут выступать не только герои, но и животные, а также растения. Но в их действиях обязательно должны высмеиваться людские пороки. Именно такие скрытые подтексты произведения принято считать эзоповым языком.

В список самых известных сочинений автора входят:

  • «Ворона и лисица».
  • «Крестьянин и змея».
  • «Стрекоза и муравей».
  • «Лисица и виноград».

В настоящее время сохранились книги из Древней Греции с краткими рассказами, авторство которых приписывается именно Эзопу. Современные читатели могут их узнать, по произведениям в обработке следующих писателей:

  • Жана де Лафонтена.
  • Ивана Крылова.
  • Гулака-Артемовского.

Многие школьники изучают эту литературу в 5 классе. По некоторым сведениям, древнегреческим баснописцем при написании своих рассказов было задействовано примерно 80 представителей животного мира, 30 богов, а также других мифических созданий и людей разной профессии.

Пожалуй, самым популярным и поучительным рассказом Эзопа стала басня про осла, который перевозил мешок с солью через реку, но не удержался на мосту и упал. Естественно, соль растворилась в воде, животному стало легче и он легко смог выплыть. В следующий раз, когда он перевозил тюк с шерстью, он решил повторить ситуацию и уже намеренно спрыгнул в речку. Но шерсть разбухла и утянула его на дно. Мораль и смысл сказания заключаются в том, что непродуманная хитрость может быть губительной.

Темой его историй всегда являлись пороки людей, такие как алчность, жадность, зависть. Смысл этих сочинений в том, чтобы заставить людей посмотреть на свои недостатки со стороны.

Именно эти народные мудрости, надежды на справедливость, описанные в остроумной форме, и сделали его творчество бессмертным и великим. А жизнеописание Эзопа и портрет, написанный художником Диего Веласкесом, только убеждают поклонников его таланта в том, что удивительный и талантливый человек существовал в реальности.

Басня и афиняне

Как-то раз Александр Македонский потребовал у жителей города Афины выдать ему оратора Демосфена, который в очень резких тонах выражался против него. Оратор же рассказал горожанам басню. В ней говорилось о том, что как-то раз волк попросил у овец отдать ему охраняющую их собаку. Когда стадо послушалось его, то хищник очень быстро расправился с ними без охранявшего их пса. Афиняне поняли, что этим хотел сказать оратор, и не стали выдавать Демосфена. Так басня Эзопа помогла жителям города правильно оценить ситуацию. В результате они объединились в борьбе против врага.

Все басни Эзопа содержат в себе занимательный сюжет, который наталкивает слушателя на размышления. Его творения наполнены моралью, которая понятна каждому. Ведь основываются события басен на тех событиях, которые наверняка доводилось в течение жизни переживать каждому.

В дальнейшем творения баснописца Эзопа много раз переписывались другими авторами, которые вносили в них свои дополнения. В конечном счете эти истории получились короткими, насмешливыми и образными. Выражение «эзопов язык», которое применяется ко всему иносказательному и насмешливому, превратилось в нарицательное.

Легенда о гибели

Существует даже легенда о том, как погиб баснописец. Как-то раз правитель Крез отправил его в Дельфы, и когда Эзоп прибыл туда, то принялся по своему обыкновению поучать местных жителей. Они оказались так возмущены этим, что решили ему отомстить. В котомку к баснописцу они подложили чашу из храма, а потом начали убеждать местных священников, что Эзоп — вор и достоин казни. Как ни пытался баснописец доказать, что он ничего не крал, ничто не помогало. Его подвели к высокой скале и потребовали, чтобы он сбросился с нее. Эзопу не хотелось такой глупой смерти, но злые горожане настаивали. Никак баснописец не мог их убедить и сбросился с высоты.

Какой бы ни была настоящая биография Эзопа, его басни сумели пережить века. Общее количество басен — более 400. Считается, что произведения были написаны в форме стихотворений, однако в таком виде они не сохранились. Эти творения известны в каждой цивилизованной стране. В XVII веке их обработкой занялся Жан Лафонтен, а в XIX из его работ басни перекочевали в русский язык благодаря работе Крылова.

Который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос , потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570-526 до н. э.) и был убит дельфийцами ; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году .

Что говорили о баснописце?

О том, кто такой Эзоп, ходили легенды. Его часто изображали невысоким и горбатым старцем с шепелявым голосом. Говорили, что Эзоп обладает отталкивающей внешностью. Однако, как показал дальнейший анализ, это описание не совпадает с теми данными, которые зафиксированы историками. Описание его внешности — это плод фантазии различных литераторов. Считалось, что раз Эзоп был рабом, то его должны были постоянно бить и понукать — оттого он и изображался горбатым. А так как литераторам также хотелось показать богатство внутреннего мира баснописца, то его внешность они представляли уродливой и безобразной. Так они старались подогреть интерес к произведениям баснописца, а нередко и к своим собственным, авторство которых приписывали Эзопу.

И постепенно огромное количество выдуманной информации о том, кто такой Эзоп, сплелось в легенду о баснописце. Максим Плануд, известный греческий писатель, даже составил биографию Эзопа. В ней он описывал его так: «Урод уродом, для работы не подходит, голова похожа на грязный котел, руки короткие, а на спине — горб».

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Сначала рассмотрим скульптурный портрет баснописца. Страстный поклонник античного и классического искусства итальянский церковный деятель и меценат Алессандро Альбани (1602-1779) построил в Риме знаменитую виллу Альбани, в которой разместил свою коллекцию древнегреческих и римских произведений искусства. Среди них – бюст Эзопа. Скульптура датирована I-V веком. Однако существует предание, что изображение Эзопа в виде статуи было сделано Лисиппом или его учеником Аристодемом в серии «Семь древних мудрецов» (IV век до н.э.). Статуя отчетливо отображает черты Эзопа, которые восходят к традиционному древнегреческому восприятию легендарного баснописца. Симметрично свисающие на лоб пряди густых волос, страдальческие глаза под крутыми надбровными дугами, морщинистый лоб, словно и в этот момент отягощенный глубокими мыслями, выступающие худые ключицы, короткая шея и заметная сутулость (как привычная особенность изображения в античном искусстве осанки раба).

А теперь внимательно рассмотрим портрет Эзопа кисти Диего Веласкеса (1599-1660). Картина создана около 1638 г. (холст, масло, 179 x 94). Хранится в Мадриде в Национальном музее Прадо. На портрете предстает образ нищего раба, отвергнутого обществом, но сформировавшего ироническое отношение к миру, а поэтому обретшего истинную внутреннюю свободу. Широко посаженные темные глаза, широкая переносица, острые скулы, впалые худые щеки, скептически оттопыренная нижняя губа. На лице – грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. Запечатлев баснописца в полный рост, художник придает ему очертания бродячего философа: старое свободное пальто, небрежно приоткрывающее грудь, простые походные ботинки, и книга в правой руке, свидетельствующая об интеллектуальных пристрастиях изображенного на картине человека. Именно таким запомнили Эзопа его современники и именно так, вслед за легендами и преданиями, представляет нам баснописца художник Диего Веласкес.

Краткая биография — Эзоп

Вариант 1

Эзоп — легендарный поэт, считающийся творцом басни.(ок. 640 —ок. 560 гг. до н.э.)

Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Рассказывают, что в конце концов он попал в Дельфы, где, обвиненный жреческой аристократией в святотатстве, был сброшен со скалы.

Сохранился большой сборник Эзоповых басен, но он был составлен в средние века, поэтому трудно определить подлинное наследство Эзопа. В основе Эзоповых басен лежит народная басня, имевшая долгую историю.

Басни Эзопа — часто живые бытовые сценки, взятые из самой гущи народной жизни; они — яркий образец ранней художественной прозы. Впоследствии Эзопово наследство подвергалось искажениям, переделкам и вызывало подражания, начиная с пересказа стихами римским баснописцем Федром (1 в н. э.) и греческим баснописцем Бабрием (3 в. н. э.) вплоть до поэтических переделок Лафонтена, Дмитриева, Измайлова и других.

Вариант 2

Достоверно известно, что древнегреческий деятель античной литературы жил в середине VI века. Это все, о чем можно говорить с уверенностью. Остальное – выдумки и придумки. История не сохранила информации об его жизнедеятельности. Крупицы сведений можно повстречать у Геродота. Историк утверждает, что Эзоп служил рабом у хозяина с именем Иадмон, проживающего на острове Самос. Баснописец слыл строптивым работником и частенько отпускал вздорные шутки, которые веселили остальных рабов. Вначале хозяина возмущало его поведение, но вскоре он понял, что его работник обладает исключительно незаурядным умом, и отпустил его на свободу. Вот и все, что мы можем узнать из трудов Геродота об этом человеке.

Еще немного сведений можно извлечь из трудов историка Гераклита Понтийского. Он указывает другую информацию. Гераклит Понтийский утверждает, что родиной Эзопа была Фракия. Первого его хозяина звали Ксанф, он был философом. Но Эзоп был намного умнее, чем Ксанф. Он постоянно смеялся над мудрыми высказываниями своего хозяина и его философией. И тот, отпустил своего раба на свободу. Больше о его жизнедеятельности ничего не известно.

Существуют только легенда о его гибели, и сохранился сборник басен. Легенда его смерти говорит следующее. Однажды правитель Крез отправляет Эзопа в Дельфы. Причина этого поступка неизвестна. Прибыв в город, как обычно, баснописец принялся поучать жителей Дельф. Они очень возмутились его поведением и стали думать, как же отомстить Эзопу. И придумали: в его котомку подбросили чашу из местного храма и сообщили священнику, что баснописец является вором.

Эзоп как не пытался доказать, что он не виновен – все было тщетно. Его приговорили к казни: подвели к увесистой скале и заставили прыгнуть с нее. Вот так нелепо закончил свой путь баснописец из Древней Греции. На сегодняшний день сохранился сборник басен Эзопа. Но интересный момент – его было составлено в Средние Века. Поэтому точно утверждать, что это подлинное наследство древнегреческого баснописца нельзя.

Вариант 3

Помимо русского баснописца Крылова, есть еще один всемирно известный создатель басен. Эзоп (или Эсоп), полуисторический, полумифический автор нравоучительных басен о животных. Согласно Геродоту, Эзоп жил ок. середины 6 в. до н.э. и был рабом некоего Иадмона, жителя Самоса, который дал ему свободу.

На право называться родиной Эзопа претендовали Самос, Сарды, Месембрия во Фракии и Котиэй во Фригии. Легенда приводит Эзопа в Сарды, ко двору Креза, где баснописец якобы участвовал в пире Семи мудрецов, а затем в Афины, в период правления тирана Писистрата.

Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма. В жизнеописании Эзопа, предпосланном своду приписываемых ему басен, которые были собраны монахом Максимом Планудом (14 в.), имеется множество других анекдотов, в большинстве своем недостоверных.

Вероятно, басни, автором которых считается Эзоп, в течение долгого времени передавались изустно. Деметрий Фалерский (ок. 350 — ок. 283 до н.э.) составил собрание басен в 10 книгах, утраченное после 9 в. н.э. В эпоху Августа Федр осуществил известное переложение этих басен латинским ямбическим стихом, а Флавий Авиан, вероятно в 4 в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом.

Наследие

Aesopus moralisatus, 1485

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый «Эзопов сборник» вошли басни самых различных эпох.

В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э.

В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.

Эзо́п 150 до н. э. (Villa Albani коллекция), Рим

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым.

В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.

В западном литературоведении басни Эзопа (т. наз. «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.

Редкие сведения о Эзопе

После гибели Эзопа жрецы и дельфийские аристократы предложили получить выкуп родственникам за невинно осужденного на смерть. Долгое время никто не появлялся, а получил возмещение за убиенного внук рабовладельца Иадмона. Различные источники связывают с жизнью философа всего три случая: Эзоп проживал в начале 6–го века до н.э. на острове Самос и был рабом Иадмона; Родопида доставлена в Египет Ксанфом для торговли телом, затем она была выкуплена за приличную сумму родственником Сапфо, и что умерла поэтесса незадолго до окончания царствования Амасиса; приговорен к смерти в Дельфах, и что за него назначен выкуп. Эзоп по праву считается создателем басни. Они переизданы миллионными тиражами, переведены на различные языки. Среди переводчиков Жан Лафонтен и Иван Крылов.

https://youtube.com/watch?v=4qsle_o1IVE

Интересные факты

Эзоп по некоторым писаниям состоял в любовной связи с некой Родопис, которая проживала во Франки и по легенде была рабыней Иадмона.

Позднее ее жизнеописание легко в основу сказки о Золушке. В пересказе Страбона, во время купания у красавицы Родопис похитил сандалию пролетавший орел, который потом сбросил ее перед царем. Изумленный правитель приказал найти хозяйку потерявшейся туфельки и пообещал взять ее в жены.

Что касается даты смерти, то события можно восстановить по Гердоту и Аристофану. По легенде баснописец умер в Дельфах из-за собственного злословия. Якобы он разозлил несколько человек, которые и решили ему отомстить. Дельфийцы похитили из храма золотую чашу, а затем подбросили ее в дорожный мешок Эзопа.

После того как пропажа была обнаружена в вещах поэта, то его решили казнить. Вначале ему предложили броситься со скалы, но он категорически отказался это делать, тогда было решено забить его камнями, что и было исполнено. А уже после кто-то доказал его невиновность и потомкам убийц пришлось уплатить виру. Ее получил внук Ксанфа, который считался первым и последним хозяином Эзопа.

Особенность всех произведений заключается в наличии небольшой сцены с обязательным подтекстом: быстроногий заяц обязательно проиграет медлительной черепахе в забеге, если по пути ляжет отдохнуть.

Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

  • Больной и лекарь
  • Бесхвостая лисица
  • Борей и Солнце
  • Бобр
  • Богач и кожевник
  • Богачи и плакальщицы
  • Бык и дикие козы
  • Волки и овцы
  • Волк и конь
  • Волк и ягненок
  • Волк и цапля
  • Волк и коза
  • Волк и старуха
  • Волк и овца
  • Волк и овца
  • Ворона и собака
  • Ворон и змея
  • Ворон и лисица
  • Ворона и ворон
  • Верблюд и Зевс
  • Воры и петух
  • Волк и козленок
  • Волк и козленок
  • Ворожея
  • Волы и ось
  • Враги
  • Верблюд
  • Верблюд, слон и обезьяна
  • Гадюка и лиса
  • Гадюка и пила
  • Гадатель
  • Галка и вороны
  • Галка и лисица
  • Галка-беглянка
  • Голубь, который хотел пить
  • Голубка и ворона
  • Гуси и журавли
  • Герой
  • Геракл и Плутос
  • Гранатовое дерево, яблоня и терновник
  • Гермес и скульптор
  • Гермес и Тиресий
  • Гадюка и водяная змея
  • Галка и голуби
  • Галка и птицы
  • Гермес и Земля
  • Гермес
  • Гусыня, несущая золотые яйца
  • Голодные собаки
  • Должник
  • Дикие козы и пастух
  • Две собаки
  • Дрозд
  • Дровосек и Гермес
  • Дельфин и обезьяна
  • Дуб и тростник
  • Дельфины и пескарь
  • Два жука
  • Дикий осел
  • Эзоп на корабельной верфи
  • Живот и ноги
  • Женщина и курица
  • Жрецы Кибелы
  • Зайцы и лягушки
  • Змея и краб
  • Змея, ласка и мыши
  • Звездочет
  • Зевс и черепаха
  • Зевс и лисица
  • Зевс и люди
  • Зевс и змея
  • Зевс и стыд
  • Зимородок
  • Зевс, Прометей, Афина и Мом
  • Зевс и Аполлон
  • Кабан и лисица
  • Крестьянин и змея
  • Крестьянин и собаки
  • Крестьянин и его сыновья
  • Кошка и мыши
  • Кошка и петух
  • Кошка и куры
  • Крестьянин и судьба
  • Купающийся мальчик
  • Краб и лисица
  • Кифаред
  • Комар и бык
  • Крот
  • Курица и ласточка
  • Конь, бык, собака и человек
  • Коварный
  • Ласка
  • Ласка и Афродита
  • Ласточка и птицы
  • Ласточка и змея
  • Ласточка и ворона
  • Лев и крестьянин
  • Лев и лягушка
  • Лев и лисица
  • Лев и бык
  • Лев и крестьянин
  • Лев и дельфин
  • Лев, испуганный мышью
  • Лев и медведь
  • Лев и заяц
  • Лев, осел и лисица
  • Лев и мышь
  • Лев и осел
  • Летучая мышь, терновник и нырок
  • Летучая мышь и ласка
  • Лекарь и больной
  • Лисица и козел
  • Лисица и лев
  • Лисица и барс
  • Лисица и обезьяна
  • Лисица и виноград
  • Лисица и терновник
  • Лисица и крокодил
  • Лисица и дровосек
  • Лисица и маска
  • Лисица и собаки
  • Лисица и обезьяна
  • Крестьянин и его дети
  • Лягушки
  • Лягушки
  • Лягушки, просящие царя
  • Мальчик, объевшийся потрохов
  • Мальчик, ловящий кузнечиков
  • Мальчик-вор и его мать
  • Мальчик и ворон
  • Мыши и ласки
  • Муравей
  • Муха
  • Муж и жена
  • Мухи
  • Муравей и жук
  • Мот и ласточка
  • Обманщик
  • Обезьяна и верблюд
  • Огородник
  • Огородник и собака
  • Олень и лев
  • Олень
  • Олень и лев
  • Олень и виноград
  • Орел и лисица
  • Орел, галка и пастух
  • Орел и жук
  • Осел, петух и лев
  • Оратор Демад
  • Отец и дочери
  • Осы, куропатки и крестьянин
  • Оса и змея
  • Обезьяньи дети
  • Обезьяна и рыбаки
  • Осел и садовник
  • Осел, навьюченный солью
  • Осел и мул
  • Осел со статуей на спине
  • Осел и цикады
  • Ослы и Зевс
  • Осел и погонщик
  • Осел и волк
  • Осел в львиной шкуре
  • Осел и лягушки
  • Осел, ворон и волк
  • Осел, лисица и лев
  • Павлин и галка
  • Пастух и собака
  • Пастух и море
  • Пастух и овцы
  • Пастух и волчата
  • Пастух-шутник
  • Птицелов и жаворонок
  • Птицелов и аист
  • Пчелы и Зевс
  • Путник и Судьба
  • Путник и платан
  • Путник и гадюка
  • Путники
  • Путник и Гермес
  • Пастух
  • Пахарь и волк
  • Петухи и куропатка
  • Пасечник
  • Пловцы
  • Путники и медведь
  • Поросенок и овцы
  • Потерпевший кораблекрушение
  • Продавец статуй
  • Птицелов и аспид
  • Путники
  • Разбойник и тутовое дерево
  • Растоптанная змея
  • Растолстевшая лисица
  • Рыбак
  • Рыбак
  • Рыбаки
  • Рыбак и рыбешка
  • Рыбак
  • Старуха и лекарь
  • Старик и смерть
  • Собака и хозяин
  • Соловей и ястреб
  • Собака и лисица
  • Собака с куском мяса
  • Собака и волк
  • Собака и заяц
  • Слепец
  • Свинья и собака
  • Свинья и собака
  • Стриженая овца
  • Скряга
  • Тунец и дельфин
  • Трус, отыскавший золотого льва
  • Угольщик и сукновал
  • Убийца
  • Улитки
  • У кушенный собакой
  • Юноши и мясник
  • Хозяйка и служанки
  • Хвастливый пятиборец
  • Чайка и коршун
  • Черепаха и заяц
  • Человек, потерпевший крушение, и море
  • Черепаха и орел
  • Человек, обещающий невозможное
  • Человек и сатир
  • Человек с проседью и его любовницы
  • Чиж

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

  • Блоха и атлет
  • Волк и пастух
  • Гиена и лисица
  • Гиены
  • Домашние голуби и дикие голуби
  • Лисица у Меандра
  • Лебедь
  • Муравей и голубь
  • Путники и ворон
  • Покупка осла
  • Попугай и ласка
  • Прометей и люди
  • Хранитель денег и Клятва
  • Цикада и лисица

Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

  • Верблюд
  • Волк и ягненок
  • Два петуха и орел
  • Две сумы
  • Диоген в дороге
  • Диоген и плешивый
  • Дровосеки и дуб
  • Зайцы и лисицы
  • Кабан, конь и охотник
  • Комар и лев
  • Львица и лиса
  • Орешник
  • Осел и мул
  • Птицелов и куропатка
  • Сосна и терновник
  • Собака и повар
  • Собака и улитка
  • Червяк и змея
  • Человек и лев попутчики

Басни из рукописей средней редакции

  • Волк и собака
  • Воин и вороны
  • Деревья и олива
  • Жаворонок
  • Зима и весна
  • Осел и собака
  • Собака, лисица и петух
  • Стена и клин
  • Лев, Прометей и слон

Басни из рукописей младшей редакции

  • Жена и муж-пьяница
  • Лев, волк и лиса
  • Лебедь
  • Пастух и волк
  • Щенок и лягушки
  • Эфиоп
Басни другой редакции
  • Волк и Ягненок
  • Гора рожающая
  • Лиса и виноград
  • Лиса и Ворон
  • Лопнувшая лягушка и Вол
  • Корова, Коза, Овца и Лев
  • Собака и ее отражение
  • Осел и Старик-пастух

Влияние на других писателей

Русский Эзоп — так называют писателя Ивана Крылова, на чье древнегреческого мудреца действительно оказали колоссальное влияние. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить знаменитую историю о вороне, лисице и сыре, а затем сравнить ее с «оригиналом». Действительно, практически все сюжеты популярных крыловских басен взяты из произведений, сохранившихся с древних времен. Это не означает, что писателя можно обвинить в плагиате. Именно его произведения, написанные простым языком, идеально подходят для чтения маленьким детям, считаются безупречным образцом современного жанра.

Те, кому нравятся басни Крылова и Эзопа, могут обратить внимание и на творчество других сочинителей, активно использовавших древнегреческие истории как источник вдохновения. К примеру, произведения француза Жана де Лафонтена, «упрощенные» переводы Льва Толстого

Многие сюжеты коротеньких нравоучительных историй Эзопа знакомы каждому с самого детства. Вряд ли кто-то не слышал о лисе, которая хитростью отняла у ворона сыр, или же о сыновьях, которые в поисках сокровища вскопали весь виноградник.

Эзоп родился и жил в VI веке до н. э. Самые известные легенды говорят о том, что, к сожалению, баснописец был рабом. Данная теория получила распространение благодаря работам историка Геродота.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: