Анализ романа джорджа оруэлла «1984»

Проблемы

Проблематика романа «1984» столь же интересна и глубокомысленна:

  1. Тоталитаризм – Оруэлл в своём романе представил гиперболизированные черты любого тоталитарного государства. Пропаганда, ксенофобия, шпиономания, трудовые лагеря, репрессии и милитаризм. Океания стала настоящим образцом для всех писателей в жанре антиутопии и его ценителей.
  2. Пропаганда – во время Второй мировой войны писатель сам был частью пропагандисткой машины Великобритании, а потому прекрасно знал силу средств массовой информации, с помощью которых власти могли оказывать колоссальное воздействие на народные массы. Всё это нашло отражение в его романе «1984», где воздействие правительства на сознание людей достигает такого масштаба, что оно способно убедит человека в том, что дважды два равняется пяти.
  3. Ложные ценности – лозунгом правящей партии Океании являются слова: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила». Именно в них полностью отражено то, как правительство Большого Брата не просто навязывает людям свои идеалы, но искажает вечные человеческие ценности, меняет под себя сам мир. И самое страшное, у него это даже получается.
  4. Война – роман «1984» ясно даёт понять, что мир на протяжении многих лет объят нескончаемой жестокой войной, забирающей миллионы жизней, оттягивающей на себя все ресурсы. Однако этот конфликт не оказывает какого-либо серьёзного влияния на жизнь людей, волны мобилизации, бомбардировки, сводки с фронтов – всё это стало настолько привычным, что война воспринимается, как нечто обыденное и понятное, а сводки с фронта ждут, как сообщения о победе футбольной команды. Нам не расскажут ни о причинах, ни о целях этого кровопролития в масштабах целой планеты. Война в романе «1984» не имеет смысла и ведётся правительствами всех стран ради самой войны.

Концовка

Финал романа «1984» оказывается печальным, но весьма прогнозируемым. Оказавшись под арестом, главные герои подвергаются чудовищным пыткам, в ходе которых их личности стираются, словно ластиком. После перенесенных страданий Уинстон соглашается с О’Брайеном, что видит пять пальцев, хотя тот показывает ему четыре. Он готов говорить неправду, но инквизитору этого оказывается мало. Он тычет в лицо Уинстону клетку с голодными крысами, которых тот боится до дрожи. Подобная пытка окончательно ломает внутреннее сопротивление узника, который умоляет спасти его и отдать на растерзание крысам Джулию. Девушка также ломается под чудовищными пытками. Так борцы за справедливость, которые еще вчера были готовы умереть друг за друга, разочаровываются в своих прежних идеалах. После перенесенных страданий они уже не в состоянии даже думать о каком-либо протесте, и добровольно соглашаются следовать всем правилам и наставлениям Большого Брата. Столь сокрушительное поражение личности автор еще больше подчеркивает очередной громкой «победой» Океании в борьбе против Евразии. Отныне Уинстон становится одним из тысяч тех, кто искренне любит Большого Брата и верит в его справедливость.

Plot Summary

The Map of Eastasia, Eurasia and Oceania in the year 1984

Winston Smith is a 39-year-old man living in London, Airstrip One (formerly called Great Britain). The year is 1984, and the world he lives in is divided into 3 separate states: Oceania (where his home country, Airstrip One, is), Eurasia and Eastasia, which have been caught up in an ongoing war. The Party rules Oceania, a socialist government whose leader is the mysterious Big Brother. Winston is a low-ranking member of the Party. They make up all the rules of Oceania and control everything in the nation, most notably constantly monitoring their citizens through TV surveillance-like cameras called telescreens. The telescreens always watch Winston everywhere, even in his own home. In addition, Party members are forbade to fall in love, have sex with one-another, or have their own thoughts and desires outside of official Party business. The nation is also patrolled by intimidating officers called «Thoughtpolice,» who seek out and punish anyone who commits thoughtcrime when someone is thinking of negative thoughts about the Party.

The novel begins with Winston frustrated at the Party’s strict, rigid regime. He despises the Party so much that one day, he illegally buys a diary from a secondhand shop and writes all of his thoughts into it. He also becomes interested in a man named O’Brien, who is a member of the Party. Winston thinks he is secretly part of the Brotherhood, an organization that plans to overthrow the Party, led by Emmanuel Goldstein.

Winston works at the Ministry of Truth, where he rewrites historical records to fit the Party’s needs. At work, he spots a pretty, dark-haired woman who he suspects could be a spy for the Thoughtpolice. One day, he receives a note from the woman that says, «I love you.» The woman’s name is Julia, and she and Winston have a love affair. They keep their romance a secret from the Party and rent a room upstairs in the secondhand store where Winston bought the diary. Winston continues to hate the party the more he loves Julia, and before long, O’Brien summons the couple to his home. He claims he is a member of the Brotherhood and wants to stop the Party as well. He would have the couple join the Brotherhood with him and even gives them a copy of a book written by Emmanuel Goldstein about the basics of his founded clan and how they would join.

However, O’Brien is actually a loyal member of the Party, and he tricks Winston and Julia into believing him. The couple were arrested and imprisoned in separate rooms at Oceania’s interior ministry, the Ministry of Love. Winston is tortured and brainwashed by O’Brien for months until he is taken to Room 101, where any opposer to the Party would encounter their worst fear. Winston is afraid of rats, and he and Julia betray each other when placed in the room and soon released.

Winston has since lost his spirit and is now a faithful member of the Party. He is no longer in love with Julia, who has also changed from her imprisonment. Winston looks at Big Brother’s portrait and finally begins to love and adore him.

Прощай, утопия!

Такое двоемыслие явно имеет сходство с российской историей, к которой у Оруэлла много аллюзий: начиная с Большого Брата (явная аналогия со Сталиным) и заканчивая Эммануэлем Голдстейном, чьи манускрипт и отречение от партии явно намекают на фигуру Троцкого. Завершает парад советских аллюзий принцип, в котором О’Брайан пытался убедить Уинстона с помощью нескончаемых пыток: если партия сказала, что 2+2=5, значит это правда. «Пятилетка за четыре года» напрашивается сама собой.

Конечно, двоемыслие не привязано исключительно к российской истории и коммунизму. Те же крестовые походы или инквизиция — это убийства во имя христианской добродетели. Оруэлл лишь придумал название для явления, которое было всегда и существует до сих пор. Державы тратят силы и средства на создание ядерного оружия для поддержания мира: если оно будет у всех, то все будут в безопасности. По сути, это такой же партийный девиз «Война — это мир», только в реальной жизни.

Мы привыкли называть современный мир свободным, индивидуалистичным, но живем мы на самом деле в индустриальном бюрократическом обществе, построенном на материальных ценностях и консюмеризме. Мы пытаемся достичь равенства, как сейчас отстаиваются права черных в Америке, но с другой стороны, сложившаяся капиталистическая система делает все, чтобы предотвратить успех этих попыток.

Даже люди, выступающие против культуры потребительства, покупают последние модели телефонов или стремятся к высокооплачиваемой работе

Двоемыслие пронизывает нашу жизнь вдоль и поперек, но мы не обращаем на это внимание, так как сами подвержены ему

Россия еще больше подвержена оруэлловским концепциям из-за коммунистического прошлого, которое накладывает свой отпечаток на нынешнее государственное устройство. Наша главная проблема заключается в том, что мы это понимаем и все равно поддаемся манипуляциям, все прощая правящей элите. Может быть, наличие выбора это лишь иллюзия и наши реалии совпадают с книжными? Возможно, мы пытаемся что-то сделать, как Уинстон, но все равно проигрываем. А может быть, мы уже давно полюбили Большого Брата и утопия нам ни к чему.

История создания книги «1984»

Из воспоминаний издателя Фреда Уорбурга можно сделать вывод, что первые задумки относительно будущего произведения у Джорджа Оруэлла появились в 1943 году. Изначально писатель раскрыл тему «преданной революции» в другой своей работе — «Скотный двор». Затем она органично перешла и в его книгу «1984». Автор начал продумывать сюжетные линии и ключевые моменты

Особое внимание писатель уделил чувствам

Джорджу Оруэллу важно было подчеркнуть любовь, ненависть, страх, которые присутствовали в тоталитарном обществе

В произведении можно проследить несколько параллелей с творческими работами других авторов. Некоторые критики считают, что писатель позаимствовал идею книги из романа-антиутопии «Мы», созданного Евгением Замятиным.

Черновой вариант рукописи «1984» автор закончил в октябре 1947 года. Однако быстро завершить работу и сдать книгу в печать у писателя не получилось. У Джорджа Оруэлла случилось обострение туберкулеза. Автор вынужден был лечь в клинику для прохождения лечения. 28 июля 1948 года Д. Оруэлл был выписан из больницы. Чтобы закончить роман, писатель отправился на остров Джура. Спустя три месяца автор попросил своего издателя направить ему машинистку. Но отправиться на отдаленный остров так никто и не рискнул. Тяжелобольной писатель вынужден был самостоятельно перепечатывать свою работу.

8 июня 1949 года произведение «1984» было опубликовано. Роман получил преимущественные восторженные отзывы критиков и читателей. Затем по мотивам книги был выпущен радиоспектакль. Это событие произошло в 1953 году. Также по произведению в 1956 и 1984 годах были сняты кинокартины с одноименным названием.

Какой характер у Джулии в 1984 году?

В книге Джорджа Оруэлла 1984 Джулия свободолюбивая женщина лет 20, которая выступает против партии, но тонкими способами через ее роман с главным героем Уинстоном. Она из тех бунтарей, которые спят без дела ради собственного удовольствия или из бунтарских соображений, хотя, вероятно, и то, и другое.

Пролы говорят на новоязе? Долгосрочная цель партии в отношении нового языка состоит в том, чтобы для каждого члена партии и общества, кроме пролов — рабочего класса Океании —общаться исключительно на новоязе, к 2050 году нашей эры.

Почему Уинстон и Джулия не могут пожениться?

Уинстон и Джулия не могут пожениться, потому что они совершают прелюбодеяние и сядут в тюрьму или будут казнены.

Кто такие пролы? Prole или proles могут относиться к: Член пролетариата, низший социальный класс или рабочий класс.

С кем воюет Евразия?

В начале книги, Океания находится в состоянии войны с Евразией. Они всегда воевали с Евразией. Это политический консенсус, и с ним согласны все исторические документы. Однако Уинстон Смит (главный герой) вспоминает время пятилетней давности, когда Океания вместо этого воевала с Остазией.

Всегда ли была война в Евразии? Официально смены партнеров никогда не было. Океания воевала с Евразией: поэтому Океания всегда воевала с Евразией. Мгновенный враг всегда представлял собой абсолютное зло, и отсюда следовало, что любое прошлое или будущее соглашение с ним было невозможно.

Джулия работает в полиции мыслей?

Однако, в отличие от О’Брайена и мистера Чаррингтона, которые оказались шпионами, Джулия никогда не идентифицируется как работающая с полицией мыслей., так что кажется маловероятным, что ее персонаж должен восприниматься как сверхсекретный агент.

1984 Джордж Оруэлл

Известная антиутопия Джоджа Оруэлла «1984», повествующая о победе коммунизма во всем мире. Евразия, Остазия и Океания ведут бесконечные войны, где нет победителей и нет проигравших. Страны, которые объединяются между собой, разрывают союзы и бесконечно воюют, самое главное, что вчера Океания была союзницей Остазии и совместными силами боролась с Евразией, а уже завтра врагом становится Остазия и самое главное никто не помнит, что только день назад все было по-другому.

Лондон, часть Океании. Мир, где за тобой постоянно следит Большой брат, создается новый язык Новояз, для уничтожения большинства слов. Мир, где человек решается эмоций, чувств и становится ресурсом для служения государству.

Толчком для написания данного произведения стало окончание Второй мировой войны и произведение «Мы» Евгения Замятина (1920 года).

В интернете и так очень много информации по этому произведению (особенно в википедии очень открытая и подробная статья), так что кратко опишу сюжет и перейдем к роману Энтони Бёрджесса «1985».

Издание АСТ, серия «Эксклюзивная классика» 319 страниц.

Издание АСТ, серия «Эксклюзивная классика» 319 страниц.

Уинстон Смит – работает в Министерстве Правды, где исправляет документы, которые противоречат идеям партии. Проживает в небольшой квартирке, где у него есть телевизор, стол и кровать. Члены внешней партии живут достаточно бедно, питание скудное, одежда некачественная, излишки отсутствуют. Дефицит лезвий для бритья и сигарет.

День каждого партийца начинается с утренней зарядки, после рабочий день и постоянные агитационные подработки/кружки. Человек существует для общества, именно поэтому каждому гражданину предоставляется минимум для существования.

Перед нами открывается фанатичное общество, где любая мысль несогласия с партией, является предательством и карается твердым кулаком закона. У Смита есть одна проблема, он обладает очень хорошей памятью. Являясь белой вороной среди всего общества внешней партии, ему каждый день надо притворяться приверженцем партийных законов.

В данном обществе значение любви, так таковое отсутствует. Мужчины и женщины совокупляются для продолжения рода, ради партии. Дети с раннего возраста вступают в патриотические лагеря, где их с самого детства учат фанатично служить партии. О людях, которые нарушили правила, на следующий день забывают. Все данные удаляются и этого человека просто не существовало.

Джулия – девушка двадцати шести лет, коллега Уинстона, занимается всей партийной работой в излишке. У героев начнется роман, для девушки это будет очередной вызов, где она будет доказывать самой себе, что может идти против массы. Если честно Джулия мне напомнила девушку в переходный период взросления, когда ты хочешь выделиться из толпы, вот этот юношеский максимализм и романтическое восприятие борьбы с обществом. Но идти в открытую против партии, Джулия боится. Заниматься сексом в свое удовольствие, что запрещено партийной идеологией, покупать на рынках Пролов косметику и чай, сбегать со Смитом, уединяться в комнате и прочие мелочи. Смит же напротив желает пойти против системы, основываясь на фактах из своей памяти, где постоянно возникают противоречия партийной идеологии, которая может меняться из-за дня в день.

О’Брайен антагонист произведения, член Внутренней Партии. Интересно раскрыт образ человека, который находится при власти и чувствует себя Богом. Когда он мучает Уинстона, он не отправляет Смита на смерть, он уничтожает личность человека. Отнять жизнь может каждый, а вот сделать из человека свое орудие, это другое. И самое страшное, что победой О’Брайена считается, тот момент, когда Уинстон сдается, и дает показания против Джулии, тем самым уничтожая все человеческое начало в своей душе.

Важно, что нарушителей отправляют в так называемое министерство любви, где людей обрабатывают наркотическими средствами и доводят до отчаяния. То есть за нарушения партийной идеологии, Вас не убивают, а переделывают

Наверное, это намного страшней смерти.

У каждого человека есть свои принципы, свободомыслие, приоритеты. В данном произведении нам показывают, что человек всего лишь кирпичик, для постройки одного огромного здания. Ты никто против толпы.

«Он остановил взгляд на громадном лице. Сорок лет ушло у него на то, чтобы понять, какая улыбка прячется в черных усах. О жестокая, ненужная размолвка! О упрямый, своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди! Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата».

Главные герои

  1. Уинстон Сит – главный персонаж романа «1984», сотрудник Министерства Правды. К своим 39-ти годам он имеет болезненный внешний вид, проблемы со здоровьем. Однако на его изможденном худощавом лице светится мысль: герой склонен к размышлениям и сомнениям. Он люто ненавидит существующий строй, но даже самому себе боится в этом признаться. Страх сковывает его, не дает нормально жить, дышать полной грудью. В детстве Уинстон был слабым, эгоистичным ребенком, думающим только о себе. Его семья жила в страшной нищете, все голодали, но Уинстон постоянно жаловался матери, и та в ущерб себе и дочери отдавала сыну последние крохи. Однажды он отобрал у сестренки чудом доставшуюся шоколадку и убежал. Когда же Уинстон вернулся, то никого не обнаружил – мать и сестра непонятным образом исчезли. Так мальчик оказался в интернате, но и там его эгоистичная натура не изменилась. Единственное, что как-то облагородило душу героя – его неожиданная любовь к очаровательной Джулии. Сильное чувство дарит ему силы для борьбы, но уготовленные ему испытания оказываются настолько тяжелыми, что он их не выдерживает и душевно ломается. Писатель намеренно наделяет его унизительной слабостью – безотчетным страхом перед крысами, который на корню губит все самые чистые и светлые его помыслы. Оказавшись в тесной камере с крысами, он забывает обо всем на свете и предает Джулию. Сломавшись, Уинстон становится очередным послушным винтиком в огромной идеологической машине Большого Брата. Так вчерашний борец за справедливость в считаные минуты деградирует до обычного приспособленца и раба системы.
  2. Джулия – главный женский персонаж романа. Красивая, 26-летняя девушка, свободная и независимая. Именно в нее со всей страстью влюбляется Уинстон. Девушка работает в литературном цехе, где занимается сочинительством идеологически правильных романов на специальной машинке. Имея весьма богатый сексуальный опыт, она развращает членов партии. У нее густые темные волосы, милые веснушки на красивом лице очень женственная фигура. Джулия обладает смелостью, решительностью, это сильная, цельная натура, которая не боится открыто высказывать свои мысли и желания. Она является ведущей в отношениях с Уинстоном: первой признается ему в чувствах, уговаривает его приехать за город, чтобы открыто обсуждать свои самые сокровенные мысли. Она даже не пытается скрывать свою природную чувственность, тем самым открыто протестуя против пуританства и ханжества правящей партии. Девушка согласна делиться своей жизненной энергией ради любви и наслаждений, но не на восхваление Большого Брата.
  3. О’Брайен – высокопоставленный чиновник, тайный агент полиции мыслей. Прекрасно воспитанный, сдержанный, солидный мужчина, способный с легкостью входить в доверие к людям создавать впечатление оппозиционно настроенного человека. Его образ преследует Уинстона, он заставляет его сомневаться в том, что тот разделяет политические взгляды масс. Он мастерски подогревает революционные настроения Уинстона, склоняет его к участию в мятеже. Когда же героям становится известна правда об О’Брайен, тот уже в открытую начинает руководить пытками вчерашних «друзей», методично уничтожая в них любые проявления индивидуальности. При этом мучитель остается по-прежнему обаятельным, умным, интересным человеком, обладающим редким даром убеждения.
  4. Сайм – опытный филолог, сотрудник Министерства Правды, один из основателей новояза. Становится жертвой бездушной системы.

Немного об истории создания книги

Родившийся в Индии, бывший служащий колониальной армии Джордж Оруэлл переехал в Европу с целью стать писателем. Его творческая деятельность стала заметной после выхода в свет провокационной книги «Скотный двор» (или «Ферма животных»). Описывая кастовое неравенство населения, борясь за свободу мысли и осуждая любое порабощение свобод простого человека, писатель расширяет тему в романе «1984». Книга раскрывает стремление автора показать, каким является тоталитарный режим, насколько он губителен для человека и системы в целом.

Естественно, такой прогрессивный взгляд вряд ли понравится представителям правящей авторитарной власти. «Скотный двор» в Советском Союзе был назван «гнусной» пародией на социальный уклад жизни, а сам Оруэлл стал противником коммунизма и социализма.

Отрицание любого вида порабощения человека — физического и морального, осуждение доносов и ущемления права человека на свободное самовыражение — это все как основу получила книга «1984». Джордж Оруэлл закончил работу над романом в 1948 г., а в 1949 она уже вышла в свет.

Бурная реакция на издание произведения не заставила себя долго ждать. Среди одобрительных возгласов, начала съемок фильма, перевода книги на другие языки было и обвинение в плагиате!

Дело в том, что роман «1984» Джордж Оруэлл издал после выхода в свет произведения Евгения Замятина «Мы», в основе которого — похожая идея тоталитарного строя общества и давления политики на личную жизнь человека. Обвинение в плагиате было снято после того, как исследователям удалось пояснить, что Оруэлл прочел «Мы» уже после рождения собственной идеи создать антиутопию.

Такие процессы, когда разные авторы берутся излагать схожие идеи практически в одно время, логически связаны с глобальными политическими и социальными изменениями в жизни общества. Исторические процессы в Европе начала ХХ века, появление нового государства Союза Советских Социалистических Республик — тому доказательство.

Темы

  1. Любовь – Оруэлл показывает нам, что в безумном и жестоком мире, где царят насилие и террор, только любовь может стать настоящим утешением для человека. Именно после того, как человек предаёт свою любовь, отрекается от своих чувств, он по-настоящему умирает, превращаясь в часть безликой серой массы.
  2. Быть и нравы нового государства – на примере Океании Оруэлл демонстрирует нам гиперболизированное тоталитарное государство. Нам демонстрируют жизнь пролов – большую часть населения страны и членов внешней партии – чиновников низшего ранга, служащих винтиками государственной машины. Пролы прозябают в ужасающей нищете, занимаются самым тяжёлым и неблагодарным трудом и миллионами гибнут в постоянных войнах. В таких условиях они непрерывно деградируют, предаваясь пьянству и разврату, чему правительство только способствует, ведь невежественный народ не надо даже к чему-то принуждать, он и так, не задумываясь, исполнят все приказы своих лидеров. Лишь немногим лучше живётся членам внешней партии, они не знают такой же острой нужды, как пролы, но зато подвергаются постоянному идеологическому давлению и рискуют в любой момент столкнуться со спецслужбами, готовыми карать даже за неправильный ход мысли. Таким образом, Оруэлл показывает тоталитарное общество, как стадо животных, которым управляют с помощью страха и насилия невидимые пастухи.
  3. Власть и оппозиция – на протяжении всего романа «1984» герой верит существование оппозиции, которая противостоит внутренней партии и Большому Брату. Однако автор повергает и своего героя, и читателя в пучины отчаяния, показывая, что государство настолько коварно и вездесуще, что само притворятся оппозицией самому себе ради того, чтобы окончательно раздавить любое сопротивление.
  4. Власть и народ – отношения между государством Океанией и собственным народом строго антагонистические. Власть видит в пролах лишь расходный материал, членов внешней партии учат презирать простых людей. А сами пролы настолько забиты и подавлены бедностью и невежеством, что за ними даже не нужно особого контроля, ведь они просто не способны осознать, кто на самом деле является источником их страдания, веря в рассказы о многочисленных врагах и предателях.

История создания

Несомненно, огромное влияние на писателя оказала Вторая мировая война, когда в результате установления в Европе и Азии ряда правых диктатур и упадка западных демократий, почти все цивилизованные страны планеты оказались втянутыми во всеобщую войну, ставшую причиной более чем пятидесяти миллионов смертей. По всей видимости, писатель захотел осмыслить эти события, понять, почему восторжествовала диктатура, показать, как низко может пасть человечество, и порассуждать над тем, что значит человек перед громадой государственной машины.

История написания романа «1984» включает в себя интересные факты:

  • Оруэлл объявил личную войну диктатуре еще до написания антиутопии. В 1936 году он отправился в Испанию, где бушевала гражданская война. Он занял сторону партии, противостоявшей националистам. Писатель сражался с тиранами, ненавидевшими представителей других народов, и отбыл только после серьезного ранения. После начала Второй Мировой войны автор не смог пройти медицинскую комиссию и попасть на фронт, зато вел агитационную передачу на Би-би-си и осуждал нацизм.
  • Замысел романа пришел к писателю во время работы над сказкой «Скотный двор», написанной по мотивам русской революции 1917 года.
  • Знаменитая формула 2+2=5 заимствована из советского быта: именно в СССР был призыв выполнить пятилетний план за 4 года.
  • Во время работы над романом писатель также вдохновлялся романом «Мы» Замятина, который во многом и породил весь жанр. Его Оруэлл прославил на весь мир.
  • Сам писатель говорил, что идея для романа родилась у него ещё к 1943 году. Неизвестно, когда именно Оруэлл приступил к работе над произведением. В 1947 году, несмотря на туберкулёз, писатель закончил черновой вариант своего творения. После этого болезнь обострилась, работа замедлилась, и роман был опубликован только в 1949 году. Через год Оруэлл скончался, так и не узнав об успехе своего романа.
  • Нетрудно догадаться, что книга была запрещена в СССР вплоть до перестройки.
  • Миру известны не только британские ученые, но и своеобразный юмор англичан. Так, посольство СССР в Англии было расположено на улице, названной в честь Оруэлла.

Джордж Оруэлл, биография

Джордж Оруэлл

Эрик Артур Блэр, известный читателям под именем Джорджа Оруэлла, как и Роберт Пенн Уоррен, о котором мы уже говорили, жил в чрезвычайно бурное время для всей планеты Земля.

При его жизни случились две мировые войны, череда революций и гражданских войн (в том числе в России), началась Холодная война (термин, собственно, и изобретён Оруэллом).

Будущий писатель родился в Индии, тогда ещё британской колонии, в семье чиновника, и раннее детство провёл там же. Но уже в 8 лет он оказался в Великобритании. В юности посещал знаменитый колледж Итон. Затем судьба забросила его в Бирму, где он до 1927-го года служил в колониальной полиции.

В конце 20-х Оруэлл всё-таки возвращается в Европу. Тогда уже сформировалось его стремление заниматься литературой. Начав писать, Джордж сначала кормил себя случайными заработками в Париже, потом перебрался в Англию. Европа не слишком баловала его.

Нет, и не может быть никаких сомнений в том, что личная биография и ярчайшие потрясения истории оказали определяющее влияние на личность молодого человека. Он стремительно политизировался. Процесс моральной эволюции дошёл до того, что в 1936-м году Оруэлл вместе с женой отправился в Испанию, охваченную Гражданской войной*, и вступил в ополчение Рабочей партии марксистского объединения (также известной как ПОУМ).

Сражаясь на его стороне, Оруэлл своими глазами увидел внутреннюю борьбу среди левых сил в этом конфликте. Он стал свидетелем и действий Коминтерна (контролируемого Сталиным), многими расцененных, как предательские по отношению к Испанской Республике. Получив ранение в горло, Джордж Оруэлл вернулся в Великобританию с уже оформившимися социалистическими и антисталинистскими взглядами.

Для справки

*Гражданская война в Испании – столкновение между демократическим правительством Второй Испанской Республики («Народный фронт») и фашистской военно-националистической мятежной диктатурой под руководством генерала Франко, поддержанного Германией, Италией и Португалией. Война началась в 1936-м, а закончилась в 1939-м году разгромом Народного фронта и победой Франко. На стороне Испанской Республики в Гражданской войне, кроме Оруэлла принимали участие Эрнест Хемингуэй, Артур Кёстлер, Антуан де Сент-Экзюпери, Илья Эренбург, Джон Дос Пассос.

Тут мы подходим к самому интересному для автора настоящей статьи моменту в биографии писателя. Он становится политическим автором.

В своём эссе «Почему я пишу» литератор достаточно точно формулирует политические мотивы в творчестве. Как считает Джордж Оруэлл, книги вообще не могут быть аполитичными, потому как «даже мнение, что искусство не должно иметь ничего общего с политикой, уже является политической позицией».

В том же самом эссе он ставит проблему сочетания политического высказывания и литературного произведения. Джорджа Оруэлла интересует, каким образом можно обозначать свои гражданские взгляды, и при этом получить нечто, называемое искусством. Разработкой такого специфического и, безусловно, сложнейшего вопроса Оруэлл занимался до конца своих дней.

По возвращении из Испании он сначала пишет документальные «Памяти Каталонии» и «Вспоминая войну в Испании», но после переходит к важнейшим своим художественным опытам: «Скотному двору» и «1984».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: