Шварц «два клена» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль

Два клена краткое содержание для читательского дневника

Стоят на опушке леса два клена рядом друг с другом, переговариваются под шум ветра. Когда-то были они братьями, Федором и Егорушкой, которые мечтали стать богатырями. И, вот, однажды, решаются они убежать из дома. Только не сбылась их мечта, так как злая Баба-Яга превратила их в деревья, с тех пор они так и стоят, а мать даже не догадывается, что с ними случилось. Мать, Василиса работница, уже всю надежду потеряла их найти.

Бродит Василиса по всему белому свету в поисках сыновей и набредает на полянку, где те клены растут, ее дети. Только не догадывается она об этом, как только сыновья не старались сказать своим шелестом листьев. Присела она рядом, и тут, медведь появляется. Поведал он Василисе свою историю, как заставляет его Баба-Яга служить ей и никак не хочет отпускать, а только обещает. Василиса же, в свою очередь, поведала медведю свою историю, как ищет своих сыновей.

Вдруг прилетает злая старуха, Баба-Яга и говорит, что скажет Василисе, где ее сыновья. Но только тогда, когда Василиса послужит ей так хорошо, чтобы ее было за что похвалить. Конечно, Василиса не поверила, но подумала, что нужно быть со старухой похитрее и принялась она за работу. Задания были сложные – искать клады, построить мельницу, перебрать мешки зерна. Непосильна работа для Василисы и не справилась бы она с ней, если бы не кот, медведь и пес, которые ей помогают – кот Котофей Иванович просит мышей перебрать зерно, а медведь с Шариком взялись клады искать. Даже курьи ножки помогают Василисе. С помощью медведя строит она мельницу.

Все задания выполнила Василиса, да только вот Баба-Яга не хочет свою работницу хвалить и придумывает что-то новое. А в это время, Василисин младший сын, Иванушка, десяти лет, которого она оставила дома, пошел искать свою мать. Долго он дома сидел, некому его было кормить и поить, приходилось все делать самому – ловить рыбу, высекать огонь, есть готовить. Пришлось Иванушке даже схватиться с Бабой-Ягой и перехитрить ее. Стал он готовить обед для всех, втайне от матери, что он вообще появился здесь, и весь так перемазался, что не узнать его было.

Но, узнала мать своего сына, обрадовалась и отмыла его. Рассказал Иванушка, что очень соскучился по матери и решил ее найти. Котофей рассказывает всем сказку про Бабу-Ягу, которая, оказывается была рядом в шапке-невидимке и все слышала, выскочила она сказала, что кот врет. Сорвал тогда Иванушка с нее шапку, Яга стала тянуть ее на себя и шапка порвалась. Баба-Яга убежала.

Утром Баба-Яга придумала для Василисы следующее задание – сделать надежный замок для избушки. Тогда Василиса такой хитрый замок придумала, что не зная секрета, открыть его невозможно. Таким образом, перехитрила она злую старуху – зашла Баба-Яга в избушку, Василиса там ее и закрыла, а выбраться Яга не смогла. К тому времени Василиса уже догадалась, что клены – ее дети. Медведь говорит, что в избушке есть живая вода, тогда Котофей пробирается в дом и похищает живую воду в кувшине. От этой воды, когда Василиса брызнула на клены, ее сыновья опять стали людьми.

На этом история заканчивается, мать с со своими сыновьями возвращаются домой, а вместе с ними и Пес и Кот.

Краткое содержание

  1. Василиса ищет своих сыновей, и выходит на поляну к двум кленам, где встречает медведя, который работает в услужении Бабы-Яги.
  2. Баба-Яга обещала Василисе, что если за работу Василиса услышит от нее похвалу, то Баба-Яга расколдует ее сыновей.
  3. Задала Баба-Яга сложную и непосильную работу, но Василиса благодаря Медведю, Котофею Ивановичу и Шарику с ней справилась, помог Василисе и Иванушка, который искал свою мать.
  4. Задала Баба-Яга Василисе найти сыновей, и с этой задачей справилась Василиса, она защищала клены ночью, чтобы Баба-Яга их не спилила, не срубила.
  5. Наказала Баба-яга Василисе сделать замок, Василиса сделала и заперла злодейку, вызнала как превратить клены в сыновей.
  6. Достал Котофей Иванович из избушки живую воду, превратила Василиса клены в своих сыновей, а Бабу-Ягу, запертую в избушке, повезла домой, чтоб там всем миром решить, что с ней делать.

Шварц «Два брата» краткое содержание для читательского дневника что писать?

Глубоко в лесу жил в избушке лесничий Чернобородый вместе с семьей – женой и двумя сыновьями, 12 и 9 лет. Не были братья дружными между собой, и это очень огорчало отца.

Мать он не пустит в одиночку идти через лес, сам ничего не понимает в магазинной торговле и оставить братьев самих дома не может, переругаются. Тогда сыновья до возвращения родителей пообещали не ссориться.

Каким должен быть настоящий детский сказочник? Однозначно добрым, затем умным, искренним, не лгать ни себе, ни окружающим, уметь увлекательно рассказывать. Может, носить колпак и очки. Если нет, то в душе до самой старости оставаться ребёнком. Личность и образ Евгения Шварца полностью отвечает такому словесному портрету. Он, безусловно, настоящий чародей сказочного слова.

Главные герои сказки Е.Шварца «Два брата» — дети лесника. Звали братьев Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – всего пять. Между братьями часто вспыхивали ссоры и отца это очень огорчало.

Однажды, в канун Нового Года, родители мальчиков поехали на три дня в город за покупками. Лесник взял со Старшего обещание, что тот будет заботиться о Младшем и не станет ссориться с ним.

Действие первое

Два молодых клена стоят рядышком на лесной поляне. Тихий ясный день. Но вот проносится ветерок, и правый клен вздрагивает, словно проснувшись. Макушка его клонится к левому деревцу. Раздается шорох, шепот, и клен говорит по-человечески.

Первый клен. Братец, братец Федя! Ветерок подул. Проснись!

Второй клен. Тише, тише, Егорушка, я маму во сне вижу.

Егорушка. Спроси, ищет нас мама?

Федор. Говорит, ищет.

Егорушка. Спроси, простила нас мама за то, что мы из дому убежали?

Федор. Говорит, простила.

Егорушка. Спроси, знает ли она, что Баба-яга превратила нас в клены?

Федор. Говорит: ну что ж, мало ли что в дороге случается.

Егорушка. Спроси, долго ли нам тут еще томиться?

Федор. Мама, мама! Долго нам тут еще томиться? Мама! Пропала! Я проснулся. Здравствуй, братец.

Егорушка. Здравствуй. Не плачь, ты не маленький.

Федор. Я не плачу. Это роса.

Егорушка. В такой ясный день разве можно плакать? Каждая травка радуется, каждая ветка, и ты радуйся.

Федор. Я радуюсь. Я верю: вот-вот придет наша мама, и мы услышим ее зов: Фед-о-о-ор! Его-о-о-рушка!

Голос. Фед-о-о-ор! Его-о-о-орушка!

Егорушка. Эхо?

Федор. Что ты, что ты! Забыл, как хитра Баба-яга. Никто нас с тобой не слышит – ни люди, ни птицы, ни звери, ни вода, ни ветер, ни трава, ни деревья, ни само эхо.

Голос. Егорушка-а-а-а! Феденька-а-а!

Федор. Молчи, не отвечай, это Баба-яга нас дразнит, хочет до слез довести. Она под любой голос подделывается.

Голос (совсем близко). Егорушка, сынок! Феденька, родной! Это мама вас по всему свету ищет, а найти не может.

Федор. Она! Баба-яга как ни ловка, а не может звать нас так ласково. Мама, мама! Вот мы тут стоим, ветками машем!

Егорушка. Листьями шелестим.

Федор. Мама! Мама!

Егорушка. Уходит!

Федор. Нет, стоит, оглядывается. Не может она уйти.

Егорушка. Повернула! К нам, к нам спешит!

На поляну выходит высокая крепкая женщина лет сорока, за плечами мешок, на поясе – меч. Это Василиса-работница.

Федор. Мама, мама! Да какая же ты печальная!

Егорушка. А волосы-то серебряные.

Федор. А глаза-то добрые.

Егорушка. А у пояса отцовский меч.

Василиса. Дети мои, дети, бедные мои мальчики. Два года я шла без отдыха, а сейчас так и тянет отдохнуть, будто я вас уже и нашла.

Федор. Мы тут, мама!

Егорушка. Мама, не уходи.

Василиса. Клены шумят так ласково, так утешительно, что я и в самом деле отдохну. (Снимает мешок, садится на камень.) Кто это там по лесу бродит среди лета в шубе? Эй, живая душа, отзовись!

Федор. Мама, не надо!

Егорушка. Это Бабы-яги цепной медведь.

Василиса. Ау, живая душа! Поди-ка сюда.

Медведь с ревом выбегает на поляну.

Медведь. Кто меня, зверя лютого, зовет? Ох, натворю сейчас бед, небу жарко станет. (Видит Василису, останавливается как вкопанный.) Ох, беда какая! Зачем ты, сирота, пришла? Я только тем и утешаюсь, что никто сюда не забредает, никого грызть, кусать не приходится. Мне это не по душе, я, сирота, добрый.

Василиса. Ну а добрый, так и не трогай меня.

Медведь. Никак нельзя. Я с тем к Бабе-яге нанялся.

Василиса. Как же тебя, беднягу, угораздило?

Медведь. По простоте. Собака и кот жили-жили у хозяина да и состарились. Дело житейское, со всяким может случиться. А хозяин их возьми да и рассчитай. Гляжу – бродят, есть просят. Что тут делать? Кормил, кормил, да разве на троих напасешься? Взял у Бабы-яги пуд пшена в долг. А она меня за это в кабалу на год. В цепные медведи.

Василиса. А где же цепь-то?

Медведь. Срываюсь все. Уж больно я силен.

Василиса. И долго тебе еще служить?

Медведь. Третий год на исходе, а она все не отпускает. Как придет время расчет брать, она меня запутает, со счету собьет – и служи опять! Прямо беда!

Василиса. Бедный Михайло Потапыч!

Медведь. Не жалей ты меня, а жалей себя, сироту. (Ревет.) Пропадешь ни за грош! Я-то не трону, Баба-яга погубит.

Василиса. Не плачь, Мишенька. Я тебя медом угощу.

Медведь. Не надо. Разве меня утешишь, когда я так загоревал. А какой мед у тебя?

Василиса (достает из мешка горшок). Гляди!

Медведь. Липовый. Ну давай, может, мне и в самом деле полегчает. Да ты его весь давай, все равно тебе, сироте, пропадать.

Василиса. Нельзя, Мишенька. Сыновьям несу гостинец.

Медведь. А где ж они у тебя?

Василиса. Пропали, Михайло Потапыч.

Медведь. Ох, горе какое! Да как же это? Да почему же это? Да когда же это?

Василиса. Ты кушай да слушай, а я расскажу тебе все по порядку. Муж мой был воин, Данила-богатырь. Ты о Змее Горыныче слыхал?

Медведь. Как не слыхать! Он деда моего, мимолетом, для смеха, взял да и опалил огнем.

Сочинение на тему: чему учит сказка е. шварца «два клена

У Василисы-работницы было три сына: Фёдор, Егор и Иван. Отец их владел богатырской силой, но погиб в бою со Змеем Горынычем. Мальчики мечтали быть похожими на своего отца. Когда старшему Фёдору пошёл четырнадцатый год, он сбежал из дома и отправился совершать подвиги. Через год ушёл из дома и Егор. Долго ждала их Василиса, но когда домой вернулись кони сыновей, решила идти их выручать. Младшего сына Ивана оставила присматривать за домом. Больше двух лет бродила по лесам Василиса, пока не встретила медведя. Он рассказал ей, что уже несколько лет служит Бабе Яге, хотя нанимался на один год. Василиса спросила медведя о сыновьях. Но тот ничего о них не слышал. Прилетевшая Баба Яга сообщила Василисе, что её сыновей она надёжно спрятала. И если она хочет их вернуть, то должна идти к ней в услужение. И пообещала: хоть раз от неё Василиса похвалу услышит, сразу же мальчиков ей вернёт. Не поверила вредной старухе Василиса, но выхода у неё другого не было. Много дел поручила Баба Яга женщине: мельницу построить, зерно смолоть, золото спрятанное найти. С помощью медведя и его друзей, кота и собаки, Василиса за сутки управилась с делами.

Пока Василиса с помощниками работала, появился её младший сын Иван и начал готовить для них обед. Перемазался так, что даже животные испугались его вида. Когда Василиса его отмыла, все с удовольствием принялись за еду. Иван рассказал, что дома заскучал по матери и братьям и решил идти им на помощь.

Рядом с болотом росли два клёна. Василиса несколько раз сидела под ними и слушала шум листвы. Что-то знакомое слышалось ей в их шёпоте. К заходу солнца Баба Яга появилась. Доброго слова Василисе не сказала. Новое задание для неё придумала, замок крепкий на дверь её избушки сделать. Василиса запор придумала, да такой хитрый, что сложно было его открыть, не зная секрета. Баба Яга в избушку забралась, а женщина её там закрыла. Сразу догадалась Василиса, что за клёны возле болота стояли, материнское сердце подсказало. Пока Баба Яга в избушке сидела, медведь из дома живой воды принёс. Брызнула ею Василиса на деревья, и превратились они в её сыновей. Пообещали мальчики матери её слушаться, и вся семья домой отправилась. Кота с собакой они с собой взяли.

Сказка учит с уважением относиться к старшим, доверять их жизненному опыту, верить в добро и взаимовыручку.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шварц Е.Л. — автор сказки

Автором произведения Два клена, является известный писатель, журналист, поэт, и сценарист. Годы жизни — 1896-1958 годы. Родился в Казани, в семье земского хирурга и акушерки. Окончил Московский университет, получил диплом юриста. В 1916 году был призван в ряды Красной Армии. Получив контузию, Шварц был демобелизван.

Так как, Евгений был творческой личностью, он окунается в роль искусства и поступает в Ростовский университет, где принимает активное участие в театральной мастерской. Переехав в Ленинград, он играет небольшие роли в разных спектаклях. Что интересно, Шварц какое-то время работал секретарем у Корнея Чуковского. В 1924 году начинается его писательская деятельность. Первое произведение, которое выходит из-под его пера — Рассказ старой балалайки. Широко известны фильмы, которые сняты по пьесам Шварца — Золушка, Одноклассница, Дон Кихот.

Сегодня мы проанализируем пьесу Два клена, а если у вас нет времени прочитать ее полностью, предлагаем краткий пересказ для читательского дневника.

Читательский дневник по сказке «Два брата» Евгения Шварца

Название произведения: «Два брата».

Число страниц: 32.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: старший и младший братья, лесничий Чернобородый и его жена, прадедушка Мороз.

Второстепенные герои: птицы и зайчики.

Характеристика главных героев:

Младший брат — любознательный, настойчивый и иногда надоедливый.

Доверчивый.

Старший брат — вспыльчивый. Смелый и упрямый.

Совершил ошибку и понял это. Спас брата.

Прадедушка Мороз — холодный, злой и коварный.

Жестокий и бессердечный.

Чернобородый — отец братьев. Строгий, справедливый.

Мать — робкая, любящая.

Характеристика второстепенных героев:

Птицы и зайчики — друзья старшего. Спасали его от мороза.

Краткое содержание сказки «Два брата»

Дети лесничего часто ссорились между собой.

Перед Новым годом родители уехали в город, а Старший выставил брата на мороз, потому что тот мешал ему читать книгу.

Младший исчез, а отец выгнал Старшего из дома.

Мальчик прошёл через лес и добрался до владений злого Прадедушки Мороза.

Мороз заставил мальчика морозить на ледяном пламени трупики птиц и зверят.

Когда Мороза не было, Старший искал брата.

Он зажигал спичками костёр и согревал птиц и зверей.

Мороз узнал об этом и рассердился.

Он погасил костёр.

Но когда Мороз уснул, птицы украли связку ключей.

Старший нашёл брата и понёс его, совершенно холодного домой.

Мороз бросился в погоню, но зайчики повалил его, а птицы защитили братьев от стужи.

Недалеко от дома Старший упал и Младший разбился.

Но птички собрали все кусочки и склеили мальчика, а потом оживили.

Дети прибежали домой, где были встречены радостными родителями.

План сказки:

  1. Ссоры братьев.
  2. Одни дома.
  3. Младший за дверью.
  4. Исчезновение Младшего.
  5. Изгнание Старшего.
  6. Владения Мороза.
  7. Ледяное пламя.
  8. Костёр.
  9. Украденные ключи.
  10. Побег.
  11. Подвиги птиц.
  12. Разбитый мальчик.
  13. Оживление.
  14. Снова дома.

Основная мысль произведения «Два брата»

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно любить своих родных и близких, дорожить ими.

Основная идея сказки в том, что ссоры между близкими несут только горе и слёзы.

Нужно всегда уметь помириться и попросить прощения.

Чему учит сказка

Сказка учит уважать и ценить своих родных, любить их и относиться с пониманием.

Учит быть добрыми, милосердными и отзывчивыми.

Учит исправлять свои ошибки, уметь попросить прощения.

Краткий отзыв о сказке «Два брата» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я задумалась над тем, правильно ли я строю отношения со своими родными.

Не повторяю ли я ошибки Старшего брата из этой сказки.

Он забыл о своём долге перед Младшим и оставил того в беде.

Был слишком увлечён собственными делами.

И когда понял, что натворил, раскаялся.

Старшему пришлось пройти огромный путь, выдержать схватку с ужасным Морозом, чтобы спасти брата.

Но несмотря на все трудности, это ему удалось.

И немалую роль в этом сыграла помощь друзей, птиц и зверей, которых брат спас от ледяной смерти.

Это очень интересная, хотя местами тяжёлая и даже жестокая сказка.

Но кончается всё победой добра, как и должно быть всегда.

Автору удалось создать произведение, которое проповедует настоящие семейные ценности.

Которое учит нас любить близких и помогать тем, кто попал в беду.

Мне очень понравилась настойчивость и смелость старшего брата, который сумел спасти Младшего.

Ему было очень тяжело, но он не отступил. И его милосердие и доброта помогли герою в этом.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, не забываем ли мы о своих родных, уделяем ли им достаточно внимания и любви.

Пословицы к произведению:

  • Любовь братская лучше каменных стен.
  • Единство и братство — великая сила.
  • Кто имеет старшего брата, у того есть защита.
  • Грызутся — как собаки за кость.
  • Где дружба, там и согласие.

Библиотека произведений автора пополняется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: