Былина о добрыне и марине

Краткое содержание былины Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В давние времена на Киевскую Русь начинает нападать чудовище в виде многоголового Змея, похищающего невинных жителей, детей, женщин. Русский богатырь Добрыня Никитич, живущий возле Киева вместе с любящей матушкой, решает сразиться с чудовищем, чтобы избавить родную землю от ненавистного врага.

Отправляясь в поход, Добрыню напутствует заботливая мать с советом не купаться в плохой реке Пучай. Богатырь добирается до горы, где Змей растит своих маленьких змеенышей, расправляется с ними и вызволяет из плена своих похищенных земляков. После чего, не взирая на предупреждения матери, решает освежиться в холодной речной воде. В этот момент он видит летящего по небу разгневанного убийством его детей Змея, который обрадован безоружностью раздетого Добрыни. Однако богатырь, не растерявшись, бросает в Змея лежащую на берегу шапку, которая отшибает чудищу несколько голов, а затем бросается на него с булатным ножом, висевшим у него на груди с нательным крестом. Змей умоляет Добрыню не губить его и предлагает заключить перемирие, обещая больше не нападать на русскую землю. Добрый Добрыня соглашается на уговор.

Однако Змей не держит свое слово и спустя время похищает дочь киевского князя Владимира Забаву Путятичну. Добрыня Никитич не может оставаться в стороне и отправляется на тяжелый бой с чудовищем. Мудрая матушка снова наказывает сыну взять с собой шелковую плетку, которая пригодится ему. Когда змееныши опутают ноги его верного коня Бурка.

Прибыл Добрыня к Сорочинской горе и, как и предсказывала мать, змееныши тут же сплели ноги Бурка, однако удары шелковой плетки помогли коню выпрыгнуть из змеиных оков и потоптать всех маленьких гадов.

Услышав плач своих погибших змеенышей, Змей Гороныч выполз из норы и завязался между богатырем и Змеем кровопролитный бой, длящийся три дня. Измученный и обессиленный Добрыня, выдерживает натиск чудовища благодаря голосу, который он слышит с небес. Голос предсказывает победу богатырю, но для этого нужно выдержать битву еще три дня. Добрыня Никитич выстаивает в бою против Змея и в результате убивает чудовище, зарыв, по совету небесного голоса, змеиную кровь глубоко в землю для того, чтобы более никогда на русской земле не появлялось существо, подобное Змею Горынычу.

В финале былины богатырь освобождает плененных русичей, а вместе с ними и Забаву Путятичну, поняв, что влюбился в девушку с первого взгляда.

Популярные сегодня пересказы

  • Сон — краткое содержание рассказа Тургенева Рассказчик вспоминает ту пору своей юности, когда он жил с матерью в маленьком курортном городке. Его матушка была женщиной привлекательной, но после смерти мужа замуж больше не вышла и постоянно одевалась в чёрную одежду.
  • Лесные домишки — краткое содержание рассказа Бианки Высоко над рекой летают ласточки-береговушки, играют в пятнашки. Самая проворная из них – маленькая Береговушка, никто догнать не может. Вдруг на стаю ласточек Сокол помчался. Все ласточки разлетелись в разные стороны
  • Доводы рассудка — краткое содержание романа Джейн Остин Главной героиней произведения является Энн Эллиот, представленная в образе молодой девушки, являющейся младшей дочерью аристократа, влюбленной в офицера Фредерика Уэнтуорта.
  • Школа жен — краткое содержание пьесы Мольера Арнольф недавно поменял фамилию на «господин Ла Суш» из-за того, что новая звучит по-дворянски. Ему около 40 лет, и он хочет заключить благополучный брак. Но он боится быть обведенным вокруг пальца супругой

Добрыня Никитич и Василий Казимирович

Князь Владимир устраивает знатный пир, на который съезжаются многочисленные гости. Всем хватает изысканных яств и доброго вина. Сам хозяин прохаживается по зале и задумчиво оглядывает шумное застолье. Затем обращается к собравшимся с вопросом: кто сослужит ему службу великую? Кто съездит в дальнюю землю Половецкую и свезёт царю Батуру дань, не плаченную двенадцать лет?

Гости начинают хорониться друг за друга и стыдливо помалкивают. Наконец из толпы выходит удалой молодец в зелёных сафьяновых сапожках и кланяется Владимиру. Это богатырь Василий Казимирович. Он даёт князю слово: «Послужу я тебе верой-правдою, / Позаочи-в-очи не изменою / Я свезу твоё золото и серебро, / Я свезу твой скатный жемчуг, / Свезу сорок сороков ясных соколов, / Свезу сорок сороков чёрных соболей…»

После этого зарока Василий Казимирович уходит с пира, повесив буйну голову в кручине. Посреди широкой улицы он встречает Добрыню Никитича. Тот интересуется причиной печали, но Василий лишь, «ровно бык», проходит мимо. Лишь с третьего захода удаётся Добрыне доискаться до случившегося. Он сам догадывается, что произошло, и напрямую спрашивает Василия: «Али ты захвастался куда ехати?» Добрыня обещает другу, все ещё хранящему угрюмое молчание: «Я не выдам тебя у дела ратного, / И у того часу скоросмертного!»

Реклама:

Услышав подобное, Василий бросается Добрыне на грудь, обнимает его, называет своим старшим братом, признается, что действительно не сдержался на пиру и расхвастался перед всеми, а теперь пора держать ответ за бахвальство. Добрыня решительно говорит, что они не повезут от князя никакой пошлины, а сделают наоборот — попросят дани «от собаки Батура Батвесова». Богатыри братаются и идут вдвоём в белокаменные палаты к князю Владимиру, где продолжается честной пир.

Молодцев встречают с подобающим почётом, усаживают за один стол с самим князем, подносят им доброго вина, «не малы чары — в полтора ведра». После этого богатыри излагают князю свой план и просят его написать собственноручное письмо Батуру с требованием о пошлине. Владимир исполняет их просьбу, затем благословляет обоих молодцов, и те отправляются в дорогу. На богатырских конях Добрыня и Василий мгновенно скрываются из виду и вскоре достигают земли Половецкой.

На вражеской территории друзья ведут себя смело и уверенно. Спешившись, они не привязывают коней и без спросу входят прямо в терем Батура Не поклонившись хозяину, они заносчиво сообщают, что привезли дань от князя Владимира, и тут же Василий достаёт из кармана «ярлыки скоросписчаты» — письмо князя. Прочитав это письмо, Батур свирепеет. Он вкрадчиво заявляет Василию, что тот больше не уйдёт из его дома. Но Василий не пугается угроз: «Я надеюсь на мати чудную, пресвятую Богородицу, / Надеюсь на родимого на брателка, / На того ли братца на названого, / На Добрыню ли на Никитича».

И действительно, трижды Батур расставляет Василию коварные ловушки — и трижды Добрыня принимает на себя удар. Сначала он садится играть с Батуром в кости и обыгрывает его. Потом Добрыня побеждает Батура в состязаниях по стрельбе из лука Наконец, раздосадованный хозяин вызвал молодцев на борьбу — и снова Добрыня одерживает верх, несмотря на то что Батур призвал на помощь множество татар. Василий вооружается белодубовой осью и бросается на помощь названому брату. Батур, испугавшись, выбегает на крыльцо и зычным голосом кричит о пощаде: «Вы оставьте мне хоть на приплод татар!..»

В результате татарин соглашается отдать князю Владимиру дань за двенадцать лет, лишь бы богатыри убрались восвояси. Нагруженные богатой добычей, Василий и Добрыня едут в Киев и с почтением предстают пред княжеские очи. Служба сослужена исправно, царь угощает их от сердца и кланяется за их богатырскую отвагу до сырой земли: «Послужили вы мне верой-правдою, / Верой-правдою неизменною».

Реклама:

Кто она – Марина?

Такой финал у этой былины. Я хочу подчеркнуть, что поступок Добрыни не стоит воспринимать как жестокое убийство женщины. Здесь Марина – это не столько женский персонаж, сколько воплощение сил злых и тёмных.

Исследователи считают, что образ Марины был создан из описаний древнеславянской богини смерти и холода Морены (есть даже созвучие имён). Позднее ведьму из былины стали сравнивать с Мариной Мнишек, которую в народе называли колдуньей и «Маринкой безбожницей». Некоторые поверья даже рассказывают, будто Мнишек сбежала из заточения, обернувшись птицей ведьм, сорокой.


Образ ведьмы Марины мог быть списан с Марины Мнишек

Эта былина, как и многие другие рассказывает о победе богатыря над злом и злыми чарами. Здесь немалую роль играют помощники Добрыни, что выступают на стороне справедливости и светлых сил. В былине о Добрыне и Марине есть интересная особенность: противник предстаёт не страшным зверем или вражеским воином, а привлекательной молодой женщиной.

Так история эта словно предупреждает нас о том, что у тёмных сил могут быть самые разные обличья. Несмотря на то, что я пересказала былину, всё же рекомендую вам её перечитать в стихотворном изложении. Оно поможет ещё глубже понять суть этого предания.

Читательский дневник по былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Название: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Число страниц: 8

Жанр: былина

Главные герои: Алёша, Тугарин, князь Владимир.

Второстепенные герои: Еким Иванович

Характеристика главных героев былины:

Алёша Попович — Русский богатырь.

Смелый и находчивый, неуступчивый.

Ловкий и быстрый.

Честный и благородный.

Тугарин — Колдун-басурман.

Наглый, злой, коварный, обидчивый.

Князь Владимир — Робкий и несмелый.

Характеристика второстепенных героев:

Еким Иванович — друг Алёши, богатырь.

Краткое содержание былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Алёша приехал в Киев и увидел в зале Тугарина, огромного басурмана.

Не понравился чужой русскому богатырю, обозвал он его собакой и коровой.

Метнул басурман в Алёшу кинжал, но тот уклонился и на бой недруга вызвал.

Полетел Тугарин на коне с бумажными крыльями, но дождь пошёл и упал басурман на землю.

Хитростью заставил его обернуться Алёша, и снёс врагу голову.

План былины:

  1. Из Ростова в Киев.
  2. Тугарин — собака.
  3. Тугарин — корова.
  4. Кинжал.
  5. Вызов.
  6. Ставки бояр.
  7. Гнев княгини.
  8. Молитва о дожде.
  9. Падение басурмана.
  10. Хитрость Алёши.

Основная мысль произведения «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Главная мысль былины в том, что иногда в бою хитрость победу приносит.

Основная идея былины в том, что русский богатырь всегда победит.

Чему учит былина

Былина учит гостеприимству.

Учит уважать хозяев и не вести себя нагло и невоспитанно.

Учит применять смекалку и хитрость.

Учит смелости и находчивости.

Учит не бояться сильных, и защищать слабых.

Краткий отзыв по произведению «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» для читательского дневника

Прочитав эту былину, я подумала о том, что многие люди не умеют вести себя в гостях, и это приводит к ссорам и недоразумениям.

Хотя некоторые, как Тугарин, специально провоцируют хозяев, уверенные в своей силе.

Они забывают о том, что дома и стены помогают.

Так и Алёша сумел победить богатыря-колдуна благодаря помощи родной земли.

Это очень интересная и увлекательная былина.

В ней говорится о том, что свою честь нужно блюсти всегда.

Никогда нельзя позволять оскорблять себя, даже если враг кажется очень сильным.

Мне понравился Алёша-богатырь своей честностью и непримиримостью.

Понравился решительностью и храбростью.

Он не был уверен в победе, но всё равно вызвал на бой врага.

Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что семейные ценности неприкосновенны.

Пословицы к произведению:

  • Русский молодец — всем басурманам конец.
  • Смекалка на войне помогает вдвойне.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • По заслугам и почёт.

Ещё читательские дневники по русским былинам:

  • Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
  • «Садко»
  • «Ильины три поездочки»
  • «Три поездки Ильи Муромца»
  • «Вольга Всеславович»
  • «Святогор-богатырь»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»

Библиотека русской былины пополняется.

Сейчас читают

Изначально до момента возникновения богов имел место быть некий Хаос, это было своего рода бесформенное бытие или даже пространство, где находились Тартар и Эрос. Движение первого эпического персонажа были порождены

Поэма Дом у дороги рассказывает о страшных жизненных ситуациях, с которыми вынуждены сталкиваться люди. Идёт повествование о судьбе семьи, которая жила в хорошем и уютном доме. Это были муж с женой и тремя детьми

Блок пишет небольшое эссе на тему революции, в котором выражает собственное отношение к текущим событиям. Вначале он скептически описывает мнение тех людей, которые считают Россию погибшей

В заповеднике живут волки – Ташчайнар и Акбара. У них появились детеныши. Туда пришли охотники, чтобы пострелять сайгаков для выполнения мясного плана. Убили и волчат.

Народная сказка, главными героями которой выступают старик со старухой, у которых не было никогда детей. Однажды, отчаявшись уже завести своих малышей. они решают вырезать из бревнышка маленького мальчика

Источник

Настоящий Добрыня

С большой долей уверенности, можно сказать, что прототипом былинного Добрыни стал Добрыня реальный. Да – да, не удивляйтесь, реального человека тоже звали Добрыня, правда, был он вовсе не Никитич.

О происхождении Добрыни, есть данные в «Повести временных лет». Он представлен там родным братом Малуши, которая являлась доверенным лицом княгини Ольги, являлась ключницей, т.е. фактической хранительницей всего княжеского имущества. Очевидно, значимость должности обрекла Малушу на потерю личной свободы, однако последнее не умаляло в те времена ее высокого политического и социального статуса.

Малуша также являлась наложницей киевского князя Святослава, сына княгини Ольги. Малуша и родила Святославу прославленного в русской истории Владимира Красное Солнышко (он же Владимир Святой). Отца Малуши и Добрыни звали Малко Любечанин. Он, судя по всему, тоже был знатным человеком и проживал в одном из городов чернигово-северской земли — Любече.

Есть версия, что роился он в селе Низкиничи, что на Волыни. Отсюда и прозвище Добрыни – Низкинич. Впоследствии Низкинич видоизменилось в Никитич. Хотя есть и другая версия — Добрыня Малкович. У варианта Малкович своя история происхождения. Я так и не увидел, какая из них подкреплена определенными историческими свидетельствами.

Был Бодрыня дядей князя Владимира по материнской линии. Более того, был Добрыня Владимиру не только дядей, но и дядькой, то есть воспитателем, советником, ближайшим другом, а, по совместительству, еще и поверенным во многих делах и воеводой войска княжеского.

Добрыня и племянник Владимир

Богатырь Добрыня появляется на страницах летописей уже как «муж», т.е. представитель старшей дружины, киевского князя Святослава. По приказу этого древнерусского властителя Добрыня управляет Новгородом. «Повесть временных лет» и особенно I Софийская (Новгородская) летопись пишут о нем с почтением.

Но Святослав погиб на днепровских порогах весной 972 г. Встал вопрос дальнейшей власти.

Есть сведения, что князем Киевским Владимир стал с подачи Добрыни, который желал видеть своего воспитанника на княжеском престоле, а не его старшего брата Ярополка. Да и жениться на Рогнеде, дочери половецкого повелителя Рогволда, до того бывшей женой Ярополка, Владимира практически заставил Добрыня.

Зачем дядьке это было нужно? Да, по большому счету, чтобы потешить собственное самолюбие, ведь мать Владимира, Малуша, хоть и была из достаточно знатного рода Свенельдичей, все же при князе Святославе Игоревиче, отце Владимира, была ключницей.

А Рогнеда однажды уже отказывала сватам, присланным Владимиром, мотивируя тем, что она рода знатного, именитого не пойдет за рабского сына, будь он хоть трижды князь. И отказ этот Добрыню задел за живое, гораздо сильнее, чем самого Владимира. Кстати, Владимир в молодости был большим любителем женщин, даже имел собственное подобие гарема. Возможно, поэтому отказ строптивой половчанки его не сильно расстроил, тем более, что она была не совсем во вкусе будущего Киевского князя.

Но Добрыня обиду запомнил, и когда подвернулся удобный случай, уговорил Владимира, привыкшего выполнять дядькины советы, все же взять Рогнеду. Причем Добрыня имел в виду вовсе не в жены, а скорее в наложницы, тем самым сломив гордую красавицу, опозорив ее и опустив до рабского уровня. Что из этого вышло, мы знаем из истории.

Добрыня и Змей

Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.

Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеёнышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося». Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает чёрная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.

Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост — «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.

Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.

Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.

В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».

Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.

Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка — старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня — долго и очень тщательно: «Седлал Бурка в сёдлышко черкасское, / Он потнички да клал на потнички, / Он на потнички да клал войлочки, / Клал на войлочки черкасское сёдлышко, / Все подтягивал двенадцать тугих подпругов, / Он тринадцатый клал до ради крепости…»

Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой.

Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.

В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеёнышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нёс да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.

Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: «Молодой Добрыня сын Никитинич! / Дрался со Змеёй ты трое суточки, / Подерись со Змеем ещё три часа: / Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»

Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерётся ещё три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля  ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».

Сжатый пересказ «Добрыни и Змея»

Краткое содержание «Добрыня и Змей»:

Под стольным градом Киевом жила женщина вместе с сыном своим Добрыней. Добрыня знаменит был: красивый, умный, смелый и веселый.

Как-то летом захотел Добрыня от жары спастись и искупаться. И начал он просить у матушки разрешения съездить к Пучай-реке. Мать стала его отговаривать, потому что очень уж эта река сердитая. Тогда стал проситься Добрыня просто по берегу поездить и отпустила его мать. Оделся Добрыня, сел на коня, взял с собой оружие, слугу и поехали они к реке.

Приехали они к берегу, слез с коня и приказал слуге на берегу коня посторожить. Снял с себя одежду, оружие и в воду бросился. Поплыл Добрыня по реке, а река тихая, спокойная. Удивился Добрыня, ведь мать ему совсем другое рассказывала. И вдруг все вокруг загрохотало, а небо стало темным.

Летит к реке Змей Горыныч трехголовый. Увидал Змей богатыря и решил его в плен взять. Много, говорит, у меня в плену русских людей, а Добрыни нет. А богатырь под воду нырнул, доплыл до берега и до коня побежал. А слуга, когда услышал Змея, струсил и ускакал на коне вместе со всем оружием.

Горыныч уже летит, а на берегу нет ничего кроме шляпы, в которой богатырь к реке приехал. Схватил богатырь шляпу, насыпал туда песка и хлестнул Змея, да так, что голову ему отбил. Уронил Горыныча на землю и убить хотел, но злодей пощады запросил.

Пообещал злодей, что если богатырь его отпустит, то не будет Горыныч больше людей в плен уносить. Отпустил его Добрыня, а Змей полетел и украл Забаву Путятишну – племянницу князя Владимира. Увидел это богатырь, загрустил да домой поехал. Говорит он матери: «Невесело мне у нас дома. Хочу к князю Владимиру на пир поехать».

Предупреждала его матушка, чтобы не ездил он, но Добрыня ее не послушал. Приехал богатырь русский на пир, а там тоже невесело. Рассказал тут князь Владимир про то, что выкрал и унес Змей Горыныч его племянницу и спросил, кто сможет спасти Забаву. А никто не хочет, не вызывается помочь горю княжескому.

Вышел тут Алеша Попович и сказал князю, что видел, как Добрыня змея братом своим называл. И повелел тогда Владимир Добрыне привезти племянницу назад, а коли нет – не сносить ему головы.

Загрустил Добрыня, приехал домой да поведал матушке, что все на пиру хорошо было, только приказал князь ему вырвать племянницу княжескую Забаву из лап злодея – Змея Горыныча. Стала мать богатыря думать, как сыну помочь, а Добрыне в это время сказала спать ложиться.

Добрыня спит, а матушка его бодрствует. Ночь напролет сидит и плетет плеточку-семихвостку из семи шелков. С рассветом подняла матушка Добрыню да повелела ему в старую конюшню пойти, найти там коня Бурушку. Конь этот еще деду Добрыни Никитича верно служил.

Нашел богатырь Бурушку, почистил, покормил, к избе подвел да оседлал. А тут и матушка вышла, да плеточку сыну подала. Ту самую, которую всю ночь глаз не смыкая плела. И посоветовала мать сыну на гору Сорочинскую, в логово Змея прибыть, когда злодея дома не будет, и притоптать всех его змеенышей.

Приехал Добрыня в змеиное жилище, а там змееныши стали коню богатырскому ноги обвивать. Выхватил тогда богатырь плеточку да стал коня стегать. И стал Бурушка с удвоенной силой змеенышей бить копытом. Так и прибил всех.

Слез Добрыня Никитич с коня и к пещерам направился. Прилетел тут Змей Горыныч и стали герой со злодеем биться. Сражались они три дня и три ночи, достал потом богатырь плеточку и стал ей Змея охаживать. Так он Горыныча укротил и отрубил ему все головы.

Хлынула из Горыныча кровь, залила Добрыню по пояс. Стоит Черная кровь и в землю не впитывается. Тогда достал богатырь свою плеточку да стал сыру землю хлестать, чтобы расступилась она и кровь приняла. Послушалась его мать-сыра земля.

Пошел тогда богатырь к пещерам, все замки сорвал да пленников освободил. А в последней пещере нашел богатырь Забаву Путятишну и в княжеский дворец ее привез.

Вывод:

Эта былина учит никогда не сдаваться и бороться на стороне добра, защищать слабых.

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация — Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя — Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв — он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич — образец мужества и храбрости. Его подвиги — пример любви к своей земле и соотечественникам.

Добрыня Никитич

— второй по значению богатырь былинкиевского цикла . Он пришел на смену древнему Дунаю, однако он не только богатырь-змееборец, но и богатырь-дипломат. В ряде былин Добрыня выполняет различные дипломатические поручения князя Владимира.

В былине «Добрыня и Змей»

он совершает ратный подвиг — одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора. Былина начинается рассказом о том, как мать не велит Добрыне ездить на Пучай-реку купаться:

Добрынюшке-то матушка говорила, Да Никитичу-то матушка наказывала: «Ты не езди-ка далече во чисто поле, На ту на гору да Сорочинскую, Не топчи-ка ты младых змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русских, Не куплись, Добрыня, во Пучай-реке — Пучай-река очень свирепая, Середняя-то струйка как огонь сечет». 2

С этого сказочного запрета обычно начинаются сказки. Так же как в сказке, Добрыня не слушается совета матери и далеко заплывает. В этот момент налетает на него Змей:

Ветра нет, да тучу наднесло, Тучи нет, да будто дождь дождит, А дождя-то нет, да только гром гремит, Гром гремит да свищет молния. Как летит Змеище Горынище А тыех двенадцати о хоботах. 3

Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его «хоботы» и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнает, что Змей опять летал через Киев и унес племянницу князя Владимира — Забаву Путятичну.

Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. Но, в отличие от сказочного героя, который борется с чудовищем ради своих личных интересов (освобождение невесты), он представляет нового героя, выступающего за общественные интересы в борьбе за целостность Руси и ее границ. Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую полонянку. В былине Добрыня представляется как освободитель Русской земли. Былина поет славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея:

Тогда Добрыня во нору пошел, Во те во норы да во глубокие. Там сидит сорок царей, сорок царевичей, Сорок королей да королевичей, А простой-то силы — той и смету нет. Тогда Добрынюшка Никитинич Говорил то он царям да он царевичам И тем королям да королевичам: «Вы идите нынь туда, откель принесены. А ты, молода Забава дочь Путятична, Для тебя я эдак теперь странствовал, Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, А ий ко ласковому князю ко Владимиру». 4

Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг. Во всех былинах раскрываются эти черты его облика.

Популярные сегодня пересказы

  • Пятнадцатилетний капитан — краткое содержание романа Жюля Верна Действие происходит на шхуне под названием Пилигрим. Судно направляется в город Сан-Франциско. На нем находится большое количество пассажиров и экипаж. Управлением корабля занимается командир Гуль
  • Звук бегущих ног — краткое содержание романа Брэдбери Семья Сполдингов возвращалась домой из кино. Был погожий летний вечер. Люди неспешно шли, наслаждаясь погодой. Проходя мимо вывески магазина, один из мальчиков заметил в витрине прекрасные теннисные туфли. Это была любовь с первого взгляда.
  • Саламбо — краткое содержание романа Флобера Действие романа разворачивается в III веке до нашей эры в Карфагене, в перерыве между Пуническими войнами. Правитель Карфагена Гамилькар Барка собирается подавить восстание войска.
  • Ворон — краткое содержание пьесы Гоцци Принц Дженнаро обманным путем заманил на галеру дочь Дамасского царя Армиллу. Он везет ее в качестве невесты для своего брата короля Миллона. Оказавшись на судне, Армилла решила, что оказалась в плену у пиратов

Победа над злом

Колдунья тоже принимает облик сороки (эта птица считалась покровительницей магии и ведьм), после чего летит к заколдованному туру. Требует она, чтобы Добрыня женился на ней – лишь тога она вернёт ему человеческое обличье. Измученный богатырь соглашается, после чего снова становится самим собой.

И вот уже затевается свадьба Добрыни. Марина потешается над ним, снова используя колдовство, однако и богатырь не так прост. Говорит он слугам своим, чтобы в тот миг, когда попросит у них вина, подали ему саблю острую. Во время пышного пиршества Добрыня произносит условную фразу, после чего быстрым ударом сабли отрубает голову своей ведьме-невесте.

Хочу заметить, что гости из-за такого поворота событий скорби не испытали. Напротив – Добрыня стал славиться как освободитель Киева, а люди перестали бояться проделок колдуньи, что погубила многих мужчин.

Соблазнительница Марина

Нужно было богатырю стрелу вернуть, во и отправился он к недоброму дому. Тут же навстречу ему красавица выходит. Донеслись до Добрыни сладкие речи хозяйки, что в весьма откровенной форме обольщать его принялась: «Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!».

Может быть, простого купца или воина подобное обращение и смутило бы, но богатырь стойко выдержал атаки соблазнительницы, заявив ей, не любовник он для неё, а пришёл сюда только стрелу забрать.

Уходит богатырь со двора, а Марина в ярости начинает шептать тёмное заклинание. Мне оно напомнило традиционный приворот, обращение к душе богатыря, что отныне должна по ведьме огнём гореть. Увы, не сумел Добрыня противостоять колдовству.

Вскоре видим мы, как богатырь возвращается к дому Марины, едва не падает в ноги колдунье, умоляя простить его и вернуть свою благосклонность. Да только сильно обидел Добрыня ведьму своим изначальным равнодушием.

Снова ворожит Марина, после чего превращается он в златорогого тура. Обезумевший и испуганный, богатырь в образе тура помчался по полям. Немало бед натворил он, немало разрушений принёс людям. Уничтожил он стада коров и даже растоптал табун коней.

Когда узнаёт о бесчинствах животного хозяйка владений, где несчастный тур вершит козни людям, начинает догадываться оно, что непростое животное перед нею.

Дело в том, что поля эти принадлежали Авдотье Ивановне, родной тётке Добрыни. Авдотья славилась как знахарка и целительница, а потому тоже имела представление о колдовских чарах. Понимает она, что вовсе не тур носится по полям, а проклятый злой Мариной племянник.

Находчивая тётушка отправляется к Марине в образе сороки, обвиняет ту во многих проделках и угрожает ей. По сути, у обличённой ведьмы не было выбора, однако и здесь Марина оказалась коварнее прочих героев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: