Краткое содержание пантелеев честное слово для читательского дневника

Краткое содержание для читательского дневника

Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат — крепость.

Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.

Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.

Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое.

По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.

В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.

Краткое содержание

Однажды летом автор забрел в сад на Васильевском острове и сел читать интересную книгу. Он «засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер». Стало темнеть, и мужчина поспешил покинуть сад, который могли закрыть в любую минуту. Неожиданно он услышал, как «где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет».

Мужчина свернул на боковую дорожку и возле будки увидел плачущего ребенка. Это был мальчик лет восьми в коротеньких штанишках, которые «держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе». Автор принялся расспрашивать мальчика о причине его слез, но тот упорно отмалчивался. Когда же мужчина взял его за руку, чтобы отвести к родителям, мальчик вырвался и наотрез отказался покидать свое место. Он признался, что стал играть с незнакомыми ребятами в войну. Те дали ему задание – охранять вымышленный пороховой склад, который хранился в будке. Мальчик дал честное слово, что не уйдет, и уже долгое время ответственно стоял на своем посту. Он признался, что те ребята, скорее всего, забыли о нем и разошлись по домам.

Услышав эту историю, рассказчик хотел было засмеяться, но вовремя спохватился. Этот мальчик был прав: «если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни». Мужчина задумался, как выйти из затруднительного положения. Он предложил проголодавшемуся мальчику постоять на часах вместо него, но тот отказался. Тогда рассказчик решил найти какого-нибудь военного, чтобы тот мог снять с караула настойчивого мальчишку. На трамвайной станции он заметил молодого кавалерийского майора и объяснил ему сложившуюся ситуацию.

Майор поспешил вслед за рассказчиком. Увидев мальчика, он поинтересовался его званием, а затем приказал оставить пост. Тогда «мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки» и с огромной радостью выполнил этот приказ. Майор похвалил его, сказав, что из него «выйдет настоящий воин». Рассказчик же решил, что когда этот мальчик вырастет, то «это будет настоящий человек».

И что в итоге?

Мальчик — получив «приказ» от майора, наконец-то покидает пост.

Рассказчик — приводит военного к мальчику, чтобы тот мог уйти с поста и пойти домой.

Майор — приказывает мальчику покинуть пост.

Заключение

Рассказ Пантелеева учит быть смелым, ответственным, уметь держать свое слово при любых обстоятельствах

Кроме того, автор показывает, как важно с уважением относиться к людям, в том числе и к маленьким детям

После ознакомления с кратким пересказом «Честное слово» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Пантелеев, «Честное слово»: главная мысль

За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее. Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа.

Смотреть галерею

Майор сказал ребёнку, что приказывает тому покинуть свой пост. Мальчик посмотрел на него и, когда понял, что тот действительно является военным, то ответил радостно, что он сержант и понял приказ. Все трое успели покинуть сад перед тем, как сторож запер его. Мальчик сказал, он не боится и сам добежит до дома. В этом не приходится сомневаться. Такому человеку действительно ничего не страшно. Автор не сомневается — из такого ребёнка вырастет отличный человек.

Интересный рассказ написал Леонид Пантелеев. «Честное слово» учит верности своему обещанию, мужеству, героизму.

Интересные темы

  • Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли Второклассница Селезнева нетерпеливо дожидается путешествия, обещанного ей отцом. Профессор давно обещал дочери взять ее с собой в странствие по просторам Галактики, Алиса горячо мечтает увид
  • Чехов — Ванька Жуков Ваньке едва исполнилось девять лет, когда он попал в ученики к Аляхину. В прошлом паренек проживал в селе вместе с добродушным дедушкой, но теперь маленький Жуков уже в течение трех месяцев
  • Носов — Мишкина каша К Коле в гости на дачу приехал его давний друг Миша. Колиной маме нужно было уехать по делам в город. Женщина уточнила у мальчиков, смогут ли они приготовить себе на вечер ужин
  • Куприн — Изумруд Великий писатель Куприн часто писал про дружбу с животными, как они взаимодействуют с человеком. Он систематически наблюдал за поведением живых существ.

Интересные темы

  • Карамзин — Бедная Лиза Повествовать историю начинает рассказчик. Он отлично знаком с окрестностями Москвы, но самый любимым для него местом является Симонов монастырь. К нему его ведут мысли об участи одной девушки
  • Толстой — Детство Никиты В рассказе Алексей Николаевич речь идет о парне по имени Никита. Он является главным персонажем в произведении. У мальчика оказалось замечательное детство. Никита обожал природу. Мальчик все
  • Анализ трагедии Гете (Фауст) Иоганн Вольфганг Гёте работал над замыслом трагедии Фауст почти всю свою жизнь. Он начал свое произведение еще в двадцатилетнем возрасте и потратил на него долгих шестьдесят лет.
  • Джек Лондон — Зов предков Это произведение повествует о домашнем, избалованном сытой жизнью на благословенном юге, псе по имени Бэк. Пёс был похищен садовником хозяина и продан неизвестному человеку, который увез

Популярные сегодня пересказы

  • Кюхля — краткое содержание рассказа Тынянова После завершения пансионата Вильгельм Кюхельбекер возвратился в родной дом. Мама подростка созвала всю родню и хороших знакомых односельчан на собрание. Нужно было определить будущую жизнь
  • Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения — краткое содержание повести Приставкина В центре сюжета находятся воспитанник детского дома Сергей Кукушкин и его друзья. Свою настоящую фамилию и родителей Сергей узнает только после приезда в детдом женщины по имени Мария
  • Краткое содержание книги Время ночь Петрушевской Данная повесть написана в формате дневника, который вела поэтесса в пожилом возрасте, которую зовут Анна Андриановна. В этой повести женщина рассказывает читателю о своих семейных проблемах.
  • Девочка Снегурочка — краткое содержание сказки Даля Во время игры в снежки, старик и старуха решили посмотреть, как люди праздник отмечают, порадоваться за чужих детей. И возникла у них мысль – неплохо было бы ребенка иметь, да возможности нет

Темы

Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:

Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.

Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть

Соколов никогда не забудет свою семью.

Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи

Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.

Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подтверждает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность

Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.

Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.

Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.

Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло

Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «судьба человека» характеристика
андрей соколов ничем не примечательный гражданин советского союза. шофёр. до войны был порядочным человеком и семьянином: любил жену и детей, работал ради них. обладает сильным чувством долга: повёз снаряды для артиллерии, несмотря на вражеский обстрел, а сразу же после побега из плена попросил зачислить его в стрелковую часть. благодаря огромной силе духа, выдержал все жизненные испытания, не уронив достоинства, но полученные раны едва ли когда-то полностью затянутся. любит родину и готов погибнуть за нее, ведь отказывается от тоста за победу германии, рискуя жизнью. это собирательный образ всего советского народа.
мюллер комендант лагеря, в котором держали соколова. властолюбивый садист, регулярно избивающий пленных. отлично говорит по-русски. презирает советских людей. однако, желая доказать слабость соколова, предложив ему перед расстрелом выпить за победу немецкого оружия, потерпел неудачу и даже проникся уважением к герою, сохранив ему жизнь.
иван обычный мальчик 5-6 лет. во время войны потерял родителей, однако сохранил в себе детскую жизнерадостность.

Эпизод №4 «Как поступают мужчины?»


Далее по тексту автор описывает мужа главной героини. Он рассказывает об этом человеке только лучшее. Это офицер со статной внешностью, он заботливый семьянин, любящий муж. Случилось именно то, чего все боялись – супруг приезжает искать свою жену. Поискав свою супругу по всему побережью, к нему приходит осознание действительности. Любовь к женщине, пусть и изменившей ему, не стала меньше. Наоборот, офицер принимает решение сделать её свободной от брачных уз. Но делает он это достаточно своеобразным образом.

Автор описывает прекрасное солнечное утро. Офицер решает искупаться в море, чисто бреется и надевает только новые вещи военной тематики – белый китель. Далее отправляется на завтрак и возвращается к себе в номер. Чуть позже становится известно, что мужчина застрелился…

Следует отметить, что финальную часть произведения автор посчитал сделать открытой. Бунин показывает супруга человеком чести и собственного уважения, подчеркивая все это невозможностью жизни во лжи. Он показывает, что зачастую искренние чувства могут оказаться никому не нужными. А если человек имеет гордость, то не сможет жить дальше с таким грузом отвержения. В данном случае офицер нашёл для себя единственный выход – покончить жизнь самоубийством.

Характеристика главных героев

В рассказе три главных героя.

Их описание и характеристика:

Рассказчик — добрый, внимательный, чуткий и неравнодушный человек. Не может пройти мимо чужой беды. Мальчик — честный, ответственный, храбрый, принципиальный, с огромной силой воли, хотя ему всего семь-восемь лет. Как и многие дети, в трудной ситуации он не может сдержать слёз, но всё же он прежде всего думает о слове, которое дал, и о том, как его сдержать. К сожалению, рассказчик не узнаёт его имени, да и его лицо в сумерках с трудом может разглядеть, но всё же упоминает, что у него был нос в веснушках и короткие штаны на лямках. В конце автор называет его настоящим человеком, восхищаясь его качествами характера

Молодой кавалерийский офицер — майор, отзывчивый и понимающий человек, осознавший всю важность ситуации и включившийся в детскую игру

Каждый из персонажей этого произведения может чему-то научить читателя: их хорошие поступки заставляют задуматься о многих моральных вопросах.

Пересказ от лица Петьки рассказа «Критики»

Дед Тимофей – мой лучший друг. Я делаю уроки – он рядом. С ним интересно ходить в кино. Он любит, чтоб фильм был правдивый, как жизнь. А я люблю фильмы всякие. Я ведь не так хорошо знаю жизнь, как дед. Мне все кажется настоящим. Мы любим вместе посмеяться. Дед в кино, бывает, смеется невпопад. Я-то знаю, что он глухой, а что другие про него подумают.

Живем мы, конечно, не одни. Но папа с мамой заняты. Или телевизор смотрят. У нас гости из города: тетка с мужем. Я решал задачку, а дед был с ними. Пришел сам не свой. Посмеялись над ним. А он правильно сказал: плотник в телевизоре неуч. Дед знает, он деревню строил. Дед выпил немножечко и кинул в экран сапог. Тетка с отцом его в милицию сдали. Я был против, но кто меня слушал. Честно скажу, до сих пор плачу. Как там дед?

Вариант 2

В данном замечательном произведении показана история, прототипом героя которой стал сам писатель. Он показал в нем центрального персонажа, который полюбил женщину, которая была замужем. Когда-то давно, Бунин сам попал в подобную ситуацию, и мог хорошо понять поведение и действия главного героя. Это произведение входив в сборник «Темных аллей», и является историей о большой человеческой любви. Любовный треугольник, который возникает в сюжетной линии данного произведения, показывает то, что нельзя обманывать людей, который всем сердцем доверяют и любят. В результате большого обмана и коварства со стороны главных героев, счастливыми не остался никто.

Образ героя – любовника

Данный персонаж, как и остальные действующие лица, не получил ни имени, ни прочих характеристик. Читатель может узнать о чувствах и возникающих эмоциях этих героев через призму природного состояния тех мест, которые они посещают. Чувствуя то, что данный персонаж поступает совершенно нечестно, неправильно и иррационально, он скрывает свое лицо бод большим головным убором. Писатель хотел показать таким образом то, что он не испытывал сильных и глубоких чувств к замужней даме, а ему нравилось лишь ее общество, и то, что он смог очаровать ее.

Образ Женщины

Данная героиня показана девушкой, которая не испытывала сильных чувств к человеку, с которым она проживает и называет своим супругом. Она находилась на его обеспечении, и не старалась сделать так, чтобы муж чувствовал себя счастливым и полноценным человеком. Она не хочет жить спокойной, семейной жизнью. Вместо этого она выбирает измену, и заводит себе молодого человека в качестве любовника, с которым старается проводить все свое свободное время. Также, параллельно с этим, она понимает, что муж может обеспечить ее финансово, и именно поэтому она не спешит разводиться с ним. Девушка показана крайне легкомысленной, ей не свойственно заботиться об окружающих людях. Даже своего любовника она любит не так сильно, как думает. Ведь ради настоящих чувств она не бежала бы за деньгами, и старалась создать семью с любимым человеком.

Муж Героини

Данный герой показан настоящим человеком, которому хочется сопереживать, и читатель до последней строчки надеется на то, что в его жизни все сложится хорошо. Он является очень честным и порядочным человеком, который любил свою супругу всем сердцем. Он старался работать много часов, для того, чтобы обеспечить свою семью всем тем, в чем она нуждается. Узнав и убедившись в том, что его жена изменила ему с другим человеком, он, как истинный офицер, не выдерживает такого позора, и решает себя застрелить.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Чудесный доктор Куприна Александр Иванович Куприн написал прекрасный рассказ о тяжелой судьбе одной семьи и назвал его «Чудесный доктор». В рассказе писатель описывает реальную историю семьи, которая оказалась в тяжелой ситуации
  • Латка — краткое содержание рассказа Бианки Рассказ В. В. Бианки «Латка» повествует об интересных событиях, связанных с появлением в одной семье четвероногого друга. После встречи с учителем девочка по имени Таня узнает, что от дяди Пети из Ленинграда ей досталась собачка
  • Краткое содержание сказки Гуси-лебеди Родители уехали в город и сказали Алёнушке следить за младшим братом- Иванушкой и никуда не ходить гулять. Алёнушка не послушалась, оставила брата во дворе и пошла гулять.Загулялась
  • Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда — краткое содержание романа Стивенсона История разворачивается в Лондоне, в конце 19 века. Нотариус по имени Мистер Аттерсон по своей натуре человек достаточно замкнутый из чего следует

Сейчас читают

Произведение повествует о чистых и добрых отношениях между русским солдатом и польской девушкой. С первых страниц повести перед нами предстает уцелевшая часть батальона, которая отдыхает в небольшой польской деревне

Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить.

Стихотворение это стилизованное письмо рассказчика к своей возлюбленной. Начинается оно с намёка на письмо Онегина той самой Татьяне. Здесь герой пишет, что, возможно, после такой долгой разлуки

Идея и основная мысль

Быть честным, ответственным, мужественным и благородным — всему этому учит рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». В читательский дневник можно записать главную мысль, которая отражена в известной пословице: «Давши слово — держись, а не давши — крепись».

Положительные качества характера должны воспитываться с самого детства. Если ребёнок умеет следовать своим принципам и твёрдым убеждениям даже в детских играх и в мелочах, можно не сомневаться, что впоследствии он будет так же ответственно поступать и в более серьёзных ситуациях, вырастет смелым и надёжным человеком

Возможно, он даже станет военным, а на службе очень важно чётко исполнять приказы и держать своё слово. Мальчик понимал, что он принимал участие в игре в войну, его поставили охранять пороховой склад — а это серьёзно, даже если всё это лишь понарошку

В произведении мальчик противопоставляется безответственным и безалаберным старшим ребятам, которые взяли с него слово и просто забыли об этом, убежали и наверняка уже находились дома, когда голодный и продрогший герой всё ещё стоял на посту. Однако он держал слово, невзирая на какие-либо обстоятельства.

Поэтому рассказчик, хоть и хотел сначала посмеяться, вскоре осознал, что мальчик прав, и всерьёз озадачился его проблемой, решив помочь ему. Он и военный проявили отзывчивость и сочувствие, не отмахнулись от него и не посчитали это детскими глупостями, а вошли в положение и тем самым повлияли на воспитание в мальчике достойных качеств.

Читая этот рассказ, с ответственного и принципиального мальчишки хочется брать пример. На протяжении всего рассказа автор относится к своему герою положительно, описывает его с уважением и восхищением, а в финале неслучайно резюмирует: тот, у которого такая сильная воля и крепкое слово, не испугается темноты, хулиганов и более страшных вещей. Такому человеку нечего бояться. Также он предполагает, что, когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком, знакомству с которым он рад уже сейчас.

Источник

Основная мысль и анализ

Свое знаменитое произведение русский писатель представил публике в 1937 году. Написан «Кавказ» Бунина в жанре рассказ. Новелла вошла в знаменитый цикл автора «Темные аллеи», который известен своими лаконичными и лирическими сочинениями.

Что касается направления в литературе, то автор воспользовался реализмом. Он хотел как можно точно отразить действительность ситуации. Бунин пытался раскрыть душевный мир персонажей через описание природы. Это оказалось неплохой идеей, так как все события представлены взору читателя очень точно и выразительно.

  • любовь;
  • ревность;
  • верность и предательство;
  • природа.

Что касается проблематики, то писатель акцентирует внимание на преступной любви, на которой и строится сюжетная линия рассказа. Новелла учит чуткости по отношению друг к другу, окружающим людям

Призывает идти на компромиссы, а не действовать напролом, также важно уметь уступать, это улучшает межличностные отношения не только в семье, но и в разных других сферах жизни

Призывает идти на компромиссы, а не действовать напролом, также важно уметь уступать, это улучшает межличностные отношения не только в семье, но и в разных других сферах жизни

Занимательные истории

Действие происходит в центре Москвы в конце 50-х — начале 60-х годов. В городской квартире живет самая обычная семья: умная и добрая мама, мудрый и понимающий папа и их любопытный сын, который постоянно оказывается в центре различных событий — иногда смешных, а иногда серьёзных и требующих задуматься.

То он кашу прохожему на голову из окна вылил, то ради подписки на журнал сразу бутылку лимонада выпил, то во время игры в прятки оказался запертым в квартире бабушки-соседки. А однажды он вообще покрасил подружку Алёнку из шланга, оставленного малярами.

С поступлением в первый класс приключения Дениса не заканчиваются. Желая скрыть причину опоздания, он рассказывает настолько невероятную историю, что правда всплывает наружу. Поход с классом в кинотеатр он превратил в настоящий бой. Бывает, нерадивый ученик забывает учить уроки, поэтому ему приходится всячески выкручиваться.

Почти всегда рядом с главным героем его лучший друг Миша — озорной и весёлый мальчишка, надёжный и преданный товарищ. Иногда он втягивает Дениса в разные неприятности, но мальчишкам всегда удаётся найти выход из неловких ситуаций.

Интересные темы

  • Пришвин — Лисичкин хлеб Каждый день мужчина рассказывал девочке лесные истории, в которых каждая травинка, листочек, цветочек были живым организмом.
  • Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был уникальной многогранной личностью. Он был выдающимся дипломатом, занимался музыкой и драматургией. Но известным он стал благодаря своим комедиям, а особенно
  • Пришвин — Золотой луг В основе сюжета лежит случай, который во время летнего отдыха в деревне произошел с двумя братьями. Мальчики активно проводили время, радуясь любой находке. Они ходили на рыбалку рано утром
  • Гомер — Илиада Идут последние 10 месяцев осады Трои, среди ахейцев, сидящих под Троей, назрел конфликт. Царь Агамемнон украл девушку Хрисеиду. Её отец, жрец храма Аполлона, пришёл к грекам, чтобы выкупить е

Маленький герой

Из массы детских писателей, по замечанию литературных критиков, Л. Пантелеев выделяется способностью создать художественную композицию с высокой смысловой плотностью и отсутствием явных упрощений. Особенность авторского стиля заключается в стремлении максимально расширить горизонты детского восприятия и понимания.

Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» — произведение «для семейного чтения». Простая, но поучительная история способна заинтересовать детей и их родителей, стать поводом для совместного обсуждения:

  • правдоподобности истории;
  • поведенческих характеристик персонажей;
  • обоснованности поступка главного героя.

https://youtube.com/watch?v=bo0JeouVzgo

Случайная встреча

Повествование начинается с момента, когда рассказчик летним днем зашел в сад на Васильевском острове, чтобы в тени деревьев, сидя на скамье, почитать интересную книгу. Прервать это занятие его заставили быстро наступающие вечерние сумерки и колокольчик сторожа, возвещавший о закрытии парка.

Герой поспешил на выход, но вдруг услышал, что за кустами кто-то плачет. Свернув на боковую дорожку, он дошел до белого каменного домика, возле которого увидел мальчика семи или восьми лет, безутешно плачущего.

Состоялся диалог, в ходе которого рассказчик выяснил, что мальчик был вовлечен ребятами старшего возраста в игру, имитирующую военные действия. Ему было присвоено звание сержанта с приказом от «маршала» охранять «пороховой склад». «Маршал» взял с мальчика слово, что тот не уйдет с поста. Маленький воин вполне осознавал, что ребята разошлись по домам, забыв о нем, но честное слово, не позволяло ему сделать то же.

Поиск приемлемого решения

Взрослый человек, проникшись ситуацией, предлагает «часовому» заменить его на посту, пока тот сходит поужинать. Рассказчик надеялся, что мальчик с радостью согласится на предложение, побежит домой и передумает возвращаться или будет удержан родителями. Таким образом, проблема была бы решена.

Однако малыш отказывается передать караул «невоенному» дяде, что наталкивает последнего на мысль немедленно отправляться искать военного. Мужчина просит мальчика подождать немного и бежит к выходу в надежде встретить на улице какого-нибудь красноармейца.

Приказ оставить пост

Рассказчик уже хочет вернуться в сад, когда видит, что на остановке трамвая, расположенной за углом, мелькнула командирская фуражка с синим околышком. Обрадовавшись удаче, он бежит к остановке со всех ног и сумбурно посвящает кавалерийского майора в ситуацию.

Военный ничего не может понять из сбивчивых объяснений и даже начинает сердиться, так как приходится пропустить нужный ему трамвай. Но выслушав более подробные объяснения, не раздумывая, идет с рассказчиком в сад, который вот-вот закроется, так что приходится попросить сторожа повременить несколько минут.

В полной темноте взрослые с трудом находят мальчика, который стоит на том же месте и тихо плачет. Увидев своего нового знакомого в сопровождении воинского командира, малыш вскрикнул от радости, перестал плакать, вытянулся и стал как будто выше.

Офицер спросил, в каком звании караульный, и, выслушав ответ мальчугана, приказал «товарищу сержанту» оставить вверенный пост. Тот, взяв под козырек кепки, ответил по-военному: «Есть!», — после чего все весело рассмеялись.

Майор похвалил мальчика и сказал, что из него выйдет настоящий воин. После этого военный распрощался с присутствующими и побежал к подходящему трамваю. Рассказчик предложил проводить малыша до дому, но то не принял предложение, мотивируя отказ тем, что не боится. И взрослому человеку стало очень приятно, что ему довелось познакомиться с еще маленьким, но уже настоящим человеком, обладающим сильной волей и крепким словом.

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин («Живи и помни») отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

20.11.2018

Пантелеев Л. «Честное слово»

Пантелеев Л., рассказ «Честное слово»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Честное слово» и их характеристика

Чему учит рассказ «Честное слово»

Рассказ учит быть честным, смелым, ответственным

Учит крепко держать свое слово, и не обращать внимание на то, что другие свое слово не держат. Учит отзывчивости и сочувствию

Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста.

Отзыв на рассказ «Честное слово»

Мне очень понравился это рассказ и особенно мальчик, который понимал, что его забыли и бросили, но несмотря на это был полон решимости не покидать свой пост. Ведь для него нарушить свое слово было невозможным. Твердости характера это мальчика может позавидовать каждый.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Честное слово»

Однажды автор засиделся с интересной книжкой в городском саду и опомнился, когда наступил вечер. Он поспешил к выходу, потому что боялся, что сад закроется, и вдруг слышал плач. Автор заглянул за кустарник и увидел мальчика лет восьми, в коротких штанишках на лямочках, который стоял у будки и плакал. Автор обратился к мальчику и спросил его, почему тот плачет. Но мальчик ничего не отвечал. Его никто не обидел и он не был болен. Но когда автор хотел увести его, мальчик отказался. Оказалось, что он играл в войну с большими ребятами и его поставили часовым охранять пороховой склад, который по условиям игры размещался как раз в этой будке. Маршал мальчишек потребовал от мальчика дать честное слово, что тот никуда не уйдет и мальчик конечно дал честное слово. Автор спросил, давно ли мальчик стоит на часах и тот ответил, что давно, тогда еще светло было. И прибавил, что думает, что про него забыли. Автор спросил, почему же он тогда не уходит, но мальчик снова повторил про честное слово. Автор понял, что смеяться над этим нельзя. Он стал искать выход из ситуации, ведь мальчик был голодным. Он хотел отправить мальчика домой кушать, сказав, что пока сам постоит на часах, но мальчик отказался. Автор не был военным и не мог сменить его. Автору в голову пришла удачная мысль и он, велев мальчику ждать, торопливо бросился к выходу из парка. Он ждал какого-нибудь военного, но как назло мимо проходили только мальчишки-ремесленники и железнодорожники. Но вот автор увидел военную фуражку. Это был молодой кавалерийский майор и он собирался сесть в трамвай. Автор подбежал к остановке и отозвал майора в сторону. Тот казался удивленным и автор рассказал ему про маленького мальчика, который стоит на часах, потому что дал честное слово. Майор сразу проникся сутью дела и поспешил за автором в сад. Он увидел мальчика и спросил его звание. Мальчик ответил, что он сержант. Тогда майор приказал ему оставить пост. Мальчик спросил, какое звание у этого человека, и майор представился. Мальчик радостно и звонко ответил «Есть, оставить пост!» и все засмеялись. Они успели выйти сада как раз перед тем, как сторож повесил замок. Потом майор пожал всем руки и побежал на трамвай. Автор спросил мальчика не проводить ли его, но мальчик ответил, что не боится. И автор понял, что такой мальчик действительно не испугается ни хулиганов, ни темноты, и что из него вырастет настоящий человек. И ему стало очень приятно, что он познакомился с таким мальчиком и автор еще раз пожал мальчику руку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: