«крыжовник» анализ рассказа чехова

Мысль Чехова

Иван Иванович говорит о том, как его мучает ловушка, которую создают люди сами для себя, и просит творить в будущем лишь добро и пытаться искоренять зло. Но на самом деле через своего персонажа говорит сам Чехов. Человек («Крыжовник» обращен к каждому из нас!) должен понимать, что цель в жизни — добрые дела, а не ощущение счастья. По мысли автора, у каждого добившегося успеха должен стоять за дверью «человек с молоточком», напоминающий ему о том, что необходимо творить добро — помогать сиротам, вдовам, обездоленным. Ведь однажды может случиться беда даже с самым состоятельным человеком.

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

  • Эгоизм – Николай Иваныч всю свою жизнь посвятил достижению индивидуального счастья, не заботясь о других. В конце он достигает своей цели, но только ещё глубже уходит в себя и свои заботы. Брат отмечает самодовольство и гордость Николая Иваныча, которых раньше не было. Потворство эгоизму сделало героя хуже.
  • Равнодушие – Чехов вырисовывает образ типичного обывателя, погрязшего в своём достатке и отвернувшегося от других людей. Писатель осуждает такой образ жизни, он считает, что человек должен всегда думать и о других людях. Безразличие повергает его в состояние духовной слепоты.
  • Деградация личности – Автор показывает нам парадоксальность жизни. Его герой, идя к своей мечте, не развивается, как было бы у какого-нибудь другого писателя, а, наоборот, деградирует. Достигнув цели всей своей жизни, Николай окончательно опускается на дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Пути достижения цели – Николай пошёл на чудовищные жертвы и даже на злодеяние, чтобы осуществить свою мечту. Однако едва ли всё это стоило полученного результата.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Крыжовник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Крыжовник»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Крыжовник»

Реалии жизни

Деньги превращаются в произведении Чехова в деньжонки. Николай стал держать женщину в черном теле: «…впроголодь…». Обобрав жену, мужчина положил все ее накопления в банк на свое имя. Рассказчик не может ни сравнить его с другими людьми, сделавшими деньги смыслом жизни, обезумевших от жадности. Один купец съедает все свои «деньги и выигрышные билеты», чтобы после его смерти никто не смог ими воспользоваться. Другой барышник потерял ногу, но расстраивался о 20 рублях, оставшихся в сапоге. Такое сравнение ужасает. Иван Иванович уже готовит читателя к завершению истории. Вдова зачахла от такой жизни, ее хватило только на 3 года замужества с Николаем Ивановичем.

Мечты главного героя

Смысл мечты… Есть ли он? Для чего человек строит картинки в своей голове? И почему они посещают даже самого закоренелого реалиста? А ведь заветная мечта плавно перерастает в цель, которая нужна, чтобы в итоге ее добились. Следовательно, желаемое сбывается. Но порой оказывается, что лучше бы фантазии осталось только в воображении. Подобные рассуждения посещают читателя после изучения трилогии.

Интересно, что миссия раскрытия проблемы легла на плечи брата рассказчика Николая Ивановича. Что особенного можно найти в его мечтах? Красивый сад с аккуратными дорожками? Дом, где поселится еще и прислуга? Огород для выращивания урожая? Или крыжовник? Нет… Все обыденно. Так жить мечтает каждый второй человек. Но грезы о собственном имении настолько сильно поселились в голове героя, что поглотили его полностью. И наступает время, когда мечта становится главной целью в жизни.

Одни идут к своему желанию постепенно, размеренными шагами, может быть даже с четким планом действий и накоплением необходимых сбережений. Поступки Николая Ивановича могут пугать:

  • экономия на еде;
  • постоянные недосыпания (мысли не покидали его ночью);
  • женитьба по расчету.

Анализ 3

В центре сюжета простая история, которую рассказывает Иван Иванович о собственном брате Николае. У Николая была мечта, купить имение, рядом с которым будут кусты с крыжовником. Он готов прибегнуть к любым средствам и методам, чтобы достигнуть желаемого и воплотить в жизнь мечту, которая давно не может осуществиться. На протяжении всей жизни он тяжело работал и на протяжении долгого времени откладывал деньги, чтобы скопить нужную на покупку сумму. При этом он даже морит себя голодом, чтобы не тратить лишних денег на еду.

Чтобы осуществить желаемое он даже заключает фиктивный брак со старой вдовой, которая скоро должна была умереть. Кроме этого он специально морит ее голодом, пока она не уходит в мир иной. Приобретенные нечестным способом деньги, он вкладывает в банк под проценты под собственное имя, а через некоторое время покупает дом, который хотел. И вот имение находится в его собственности, но какой ценой? Счастлив ли он от нового приобретения, которое получил в жизни?

Николай Иванович обладает такими качествами, как алчность и больше всего он любит себя

Ему не нужно не семейной счастье, не важно благополучие и состоятельность близких людей, у него нет друзей, он не успел их приобрести за долгую жизнь

Иван Иванович делится сокровенной историей с приятелем-помещиком, у которого потом становится частым гостем в небольшом имении. Он рассказывает ее в назидание богатым людям, которые часто обменивают семьи и любимых людей на деньги и материальное богатство, которое не приводит к удовлетворению в жизни.

Основным направление повествования является реализм, данное направление являлось ключевым в данное время. Автор использует достаточно реалистичных компонентов, сам сюжет основан на реальных событиях, собственно, как и используемые детали.

Чехов использует минимализм в стиле повествования, он не отдается подробностям, но в тоже время сюжет нельзя назвать несодержательным. Он с точностью описывает трудности и проблемы, возникающие в обществе того времени. Также он подчеркивает недостатки человеческого характера, такие как жадность и алчность, присущие людям всех времен и народов.

Лекториум

Задание 4.1

Отметьте отличия плана рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» и окончательной редакции.

— Главное отличие — это смерть — жизнь. Чехов решает оставить героя в живых, показывая таким образом, что подобная вялая, аморфная жизнь не сильно отличается от смерти.

— Второе важное отличие — это присутствие брата. Из плана неясно, был ли брат в первой редакции

— Чехов из Чехова-ироничного и осуждающего в плане, в окончательной версии возвращается к себе — Чехову -«с болью любящему».

Задание 4.2

Прокомментируйте характер изменений, которые внес писатель в окончательную редакцию рассказа.

— Ощущая горечь подобной жизни и передавая горечь подобной жизни, в окончательной редакции Чехов полностью уходит от ее осуждения. К принятию. К пониманию. К Боли своей по этому поводу. И, тем не менее, здесь мы видим «классического» Чехова, певца и защитника «маленького человека». Маленьких человеческих радостей и маленькой человеческой жизни.

Я даже возьму на себя смелость сказать, что название «Крыжовник», возможно имевшее некий ироничный оттенок «царская ягода vs мелкие желания», в окончательной редакции такого значения уже не имело. Герой мог бы выращивать клубнику, условно говоря.

Зато очень важной здесь становится фигура брата. Выраженного гедониста

Человека, любящего чувственные удовольствия, ощущаего жизнь очень полно, насыщенного, умеющего искренне наслаждаться маленькими человеческими радостями (так же, как и брат), но уже по другой причине, лишившего/лишающего себя этих маленьких радостей.

Один брат подчинен навязчивой мелкой идее. Другой брат подчинен такой же навязчивой масштабной идее. В итоге, толком не живет сегодняшним днем ни один, ни другой. И вопрос, который мучает Ивана Ивановича — не зависть ли это?) С моей стороны. Прикрываемая от себя какими-то возвышенными соображениями.

В этом рассказе вопрос/выход/вывод остается в подвешенном состоянии. Однако же, из других произведений Чехова мы его хорошо знаем. Мудрость жизни — сочетать и То, и Другое. Думай глобально — действуй локально, если говорить сегодняшним языком. Может, быть доктор Астров как хороший пример такого героя. Носителя и этой мудрости, и смирения, идеально выраженного тоже в «Дяде Ване» — «мы подождем…и увидим небо в алмазах», но Пока мы будем делать, что должно и не роптать, не теряя ощущения жизни.

И вот здесь эти два героя, два брата — носители двух частей этого единства в нереализованной форме.

Задание 4.3

Какие задания и вопросы предложите вы вашим ученикам на сопоставление плана и окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»? Предложите ваши варианты.

— Попробуйте выделить основные положительные черты обоих братьев и совместить их в одном человеке. Представьте этого человека сегодня. Какой он? Как он живет, чем занимается, о чем мечтает, чего достиг и тд…

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 265.

Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа

строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою

рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма

в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм

в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция

произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Рассказ «Крыжовник» Чехова был создан в июле 1898 года в Мелихове и опубликован в этом же году в печатном издательстве «Русская мысль». Это произведение входит в трилогию, состоящую из небольших рассказов: «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник». В сочинении на тему «»Крыжовник» (Чехов): краткое содержание» речь пойдет о человеке, который всего себя подчинил материальной составляющей жизни. Он мечтал обладать усадьбой, в которой он будет выращивать любимый крыжовник.

История создания

Рассказ был написан Чеховым в имении Мелихово в июле 1898 года, в августе он был напечатан в журнале «Русская мысль».

Замыслу рассказа могла послужить история, рассказанная юристом А. Кони Л. Н. Толстому, о петербургском чиновнике, который, мечтая о парадном мундире, откладывал на него сбережения. Когда мундир был сшит, как нарочно, в это время не случилось ни бала, ни приема. Обнову пришлось убрать, а когда наряд извлекли осенью, оказалось, что золотая вышивка потускнела от нафталина. Прошло полгода, и чиновник преставился. Мундир надели на покойника.

У Чехова герой рассказа вместо мундира мечтает об усадьбе с крыжовником.

История написания

Повесть «Крыжовник» — это одна из частей «маленькой трилогии», в которой также находятся произведения «О любви» и «Человек в футляре». Написать этот рассказ Антону Павловичу подсказал Лев Толстой, он поведал интересную историю о государственном служащем, который очень долгое время собирал деньги на шикарный мундир, но скончался, так ни разу не примерив его. В результате красивые одежды оказались лишь на его мертвом теле.

В своей трилогии автор описывает явление, которое стало повсеместным во времена писателя — «футлярность» жизни многих людей, нежелание дальнейшего развития и всеобщий застой. Автор хотел показать, что все персонажи проживают однообразно, скучно и праздно, не пытаются изменить что-то вокруг себя.

Творческая история написания произведения «Крыжовник» не раз претерпевала различные поправки. Так, вначале главный персонаж не женился, а свой помещичий статус смог получить лишь в престарелом возрасте. На созревший крыжовник он глядел безразлично. Это было написано в черновиках Чехова. Но затем писатель решает привнести комизма и драматизма, а также маловероятного «счастья» главному персонажу, который поедает созревшие ягоды.

Проблематика рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»

В начале писательского пути А. П. Чехов выстраивал из произведений сцену, на которой беспощадно и без обиняков высмеивал людские слабости и пороки. Его юмор бил не в бровь, а в глаз — каждое слово подчёркивало нелепость событий, причиной которым служила чья-то жадность или глупость. Но с течением лет главная мысль в творчестве А. П. Чехова изменила форму: если раньше главенствовали ирония и сатира, то теперь их место заняли вопросы и рассуждения о месте человека в мире.

Влияние любви, высокие стремления, альтруистическое служение другим, добровольное пожизненное заключение в «футляре» и ощущение безнадёжности из-за бесконечного разговора глухих – писатель умело смешивал трагичное с комичным, но более никого не судил так резко, как делал ранее, а позволял читателю самому дать персонажам и сюжету оценочную характеристику.

В рассказе «Крыжовник» описывается непримечательная встреча знакомых, которая случилась из-за внезапного дождя. Она не приведёт к разительным переменам в судьбах собравшихся, и даже душевная тревога одного из них не затронет сердец двух его товарищей, и на следующий день повседневные дела обрушатся и навсегда погребут под собой тревожные вопросы, прозвучавшие вечером

Главные ответ предстоит отыскать читателю, и это будут не пространные философские рассуждения о смысле бытия, а важное решение, что сделает будущее немного более определённым. История про крыжовник и усадьбу не обрывается с последним словом, а продолжает жить в мыслях человека, её услышавшего

Начало довольно прозаично, нет ни намёка на сложные размышления или неудобные вопросы – спокойная прогулка по полю и любование природой. Но погода испортилась, и ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин попали под неожиданный ливень, от которого укрылись в доме своего знакомого – помещика Алехина. Искупавшись и переодевшись в чистую одежду, они устроились в гостиной, а горничная Пелагея накрыла на стол, и тогда Иван Иваныч поведал о своём брате. Эта история – сплошные вопросительные знаки и сожаления об ушедших днях, которые можно было бы прожить иначе – лучше, честнее, справедливее.

Николай Иваныч сильно тосковал по деревне, желая вернуться в вольные деньки, когда был мальчишкой и проводил всё время в поле или лесу, стерёг лошадей и ловил рыбу, работа в казённой палате тяготила его, навевала тоску, и мечта о свободе постепенно выросла в навязчивую идею, оформилась в желание купить усадьбу где-нибудь на берегу реки. Непременно – с крыжовником. И здесь в рассказе затрагиваются первые проблемы – власть горячечной идеи над разумом и противоестественное желание запереться на клочке земли, укрыться от остального мира.

Объективность бесславно погибла в сражении с прекрасным придуманным образом. Недовольство жизнью было столь велико, что Николай Иваныч спасался от него в фантазиях, а потом и вовсе решил положить на них жизнь, позабыв, что суть её — множество возможностей для счастья и радости, любви и довольства. Усадьба – те же три аршина, что закрепляются за каждым человеком после смерти. Добровольно обменять невероятные просторы, яркие впечатления от новых мест и приятных встреч на небольшой участок – это ли не сумасшествие?

Окружающие люди, высокие стремления и даже собственные потребности – всё это Николай Иваныч оставил за границами, в которых ястребом стерёг голубую мечту об усадьбе. Он отказывал себя во всём, жил скупо, откладывал даже то, что в помощь присылал брат, женился по расчёту на старой вдове, держал её впроголодь и своей жадностью сжил со свету

А после смерти жены купил имение, посадил крыжовник и зажил помещиком — уверился в своей важности, судился с соседями и толстел

Первый урожай крыжовника стал для Николая Иваныча апогеем счастья – он ел жёсткие кислые ягоды и непрестанно их нахваливал. Исполнившаяся грёза затмила действительность, и тут автор подсвечивает ещё один важный момент: воспалённому разуму нет дела до реального положения дел, ему не требуется что-то настоящее и материальное, всё уже существует в мозгу, спутанных мыслях и воображении. Достаточно небольшого подкрепления — такого, что для человека в здравом уме покажется нелепым и странным.

В конце рассказа А. П. Чехов задаёт устами Иван Иваныча самый главный вопрос. Нужно ли это ослепляющее крыжовенное счастье? Имеет ли право человек спрятаться в раковине, жить в построенном воздушном замке, не замечая страданий, которые мог бы облегчить, и несправедливость, которую мог бы изменить? Но вопрос повисает в воздухе — ответ на него у каждого читателя будет свой.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони. Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» — во время похорон самого чиновника.

Проблематика

Проблемы в рассказе «Крыжовник» актуальны на все времена.

Есть ли счастье? Имеет ли человек право на него?

«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», — так говорил Иван Иваныч, а через него и сам Чехов.

Автор подразумевал невозможность полного счастья в этом несовершенном мире. Все говорят о счастье, жаждут его, но оно хрупко в нашей жизни, посещает на какие-то мгновения, как привет из лучшего мира. Наши представления о личном счастье ущербны с точки зрения того мира, поэтому смысл жизни не в нашем счастье, утверждает герой, «а в чем-то более разумном и великом», к которому человек должен стремится. И путь этот — через сострадание и любовь к ближнему.

Недостойная цель и деградации личности

Герой, в юности отличавшийся добротой и кротостью, в погоне за своей обывательской мечтой деградировал. Он загордился, погряз в самодовольстве, оставаясь недалеким и глупым человеком, утратил доброту, стал черствым.  Будь у Николая цель возвышенная, личность его стала бы более совершенной.

Средства достижения цели

Оправдывает ли цель средства? Этим вопросом люди задаются, когда жизнь ставит их перед трудным выбором. В душе каждый понимает, что даже самая прекрасная и благородная цель не оправдывает недостойных путей ее достижения. Усовестился ли Николай Иваныч хоть на минуту, когда забрал у жены все деньги, а потом загнал ее в гроб? И все это ради милой мечты — усадьбы, вкусных щей на зеленой травке, пруда с рыбками и т. д.

Безнравственный поступок в достижении цели только усугубляет распад личности, а достигнутая цель оказывается не такой, какой была в мечтах. Вместо привлекательной усадьбы с садом и прудом, Иван Иваныч увидел канавы, заборы, грязную от промышленных стоков речку, но брат его, как под гипнозом, был доволен.

Популярные сочинения

  • Моя любимая фотография сочинение-описание изображенного человека Когда наступает лето, нас с братом на летние каникулы, родители отправляют к бабушке в глухую деревушку. Это время мы проводим очень весело. У бабушки нашей старый деревенский домик
  • Что лучше: истина или сострадание? — сочинение по пьесе На дне Горького Наверное, тем людям, которые читали произведение и даже думали над ним, делились на два вида. Одни разделяли сторону истины, а вот другие наоборот были за сострадание.
  • Образ Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского Василий Теркин является главным героем произведения «Василий Теркин» Твардовского. В нем писатель смог объединить все хорошие черты, русского солдата, к этому относится храбрость, честь, доблесть.

Смысл и мораль «Крыжовника»

Должно быть большое, важное дело, способное помочь всем на этих бескрайних просторах, в которых человеку всегда так трудно было выживать. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы целиком и полностью встал на сторону одного героя

В ироничных авторских ремарках и остроумно подмеченных деталях мы замечаем, что слова беспокойного, тревожного Ивана Иваныча не исчерпывают всей истины, всего смысла человеческого существования. Что, например, прелестная горничная и красивая комната, в которой оказались герои, говорят о своей правде – счастье обычной человеческой жизни. У него тоже есть право быть!

Вот только писатель при этом почему-то говорит о дворянских портретах – это они навевают ему мысль об иной, высокой, но счастливой жизни. Они тоже противостоят всему мещанскому и убогому. На их фоне в словах Ивана Ивановича тоже будто мелькает какая-то ограниченность, неспособность увидеть мир во всей полноте. Вот только дворянский, высокий уклад давно умер. Мы остались в мире маленьких, ограниченных людей с их спелым крыжовником. Читая некоторые отрывки, вы словно чувствуете оскомину, кислый вкус этой ягоды и слегка морщитесь – нет, крыжовник не соблазнителен. А вот Пелагея, прекрасные портреты и красивая комната — соблазнительны. Человеческую натуру не обманешь.

Забавная и меткая чеховская деталь – уже засыпая в уютных, чистых покоях после тяжелого дня с дождем и охотой в грязи, сосед Ивана Ивановича по комнате чувствует, как от трубки рассказчика исходит едкий, неприятный запах перегоревшего табака. И как владелец этой трубки беспокоен, мешает людям наслаждаться радостями жизни, бередя душу большими, страшными идеями, так и его табак отравляет комфорт вечерних сумерек.

Герои произведения и их краткая характеристика

В «Крыжовнике» читатель встречается с теми же персонажами, что и в рассказе «Человек в футляре».

Главные герои

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, он повествует о жизни брата Николая, выражает мысли автора.

Герой, в отличие от брата, «пошел по ученой части», выучился на ветеринарного врача. У Ивана Иваныча чуткая совесть, его беспокоят серьезные вопросы: смысл жизни, предназначение человека, есть ли у него право на счастье. Уход от проблем мира в усадьбы или иные «футляры» он называет своего рода монашеством, только без подвига, а в сущности — эгоизмом и ленью.

Иван Иваныч тяжело переживает о жизни брата, цель которой была ничтожной, о его превращении в самодовольного барина. Герой убежден, что человек не имеет права быть довольным и счастливым, когда много несчастных. Однажды счастливца обязательно настигнет беда, и никто не поможет ему, потому что его не тревожило чужое горе.

Ивана Иваныча тяготит вид счастливых семей, собравшихся за чаем, потому что он помнит о тихих людских страданиях. Он умоляет своего приятеля нести в этот мир добро, пока у того есть молодость и силы. Счастья как такового нет, считает герой, и не в нем смысл жизни. Есть что-то более великое, для чего живет человек.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча. С юности служил в казенной палате. У него узкий кругозор, одержим мещанской мечтой об усадьбе с деревенскими радостями, для которой копил деньги и жил очень скудно. По своей природе Николай был кротким и добрым, но в стремлении к приобретению усадьбы, человек менялся. Так, он женился по расчету, использовал женщину в своих целях и походя погубил ее.

Когда мечта бедного чиновника сбылась, жизнь его стала совсем иной — сытой. От сытости и довольства этот недалекий человек возомнил о себе много. Он пускался в рассуждения на общие темы, чувствовал себя властителем над мужиками, забыл о своем происхождении и все время подчеркивал сословную принадлежность к дворянству.

В сущности, этот человек глубоко несчастен, хотя и не понимает этого. В погоне за «крыжовником» он остался без семьи, у него нет детей, друзей, ни с кем у него нет теплых, душевных отношений. Николай достиг своей цели, но он никого не любит, очерствел душой, не способен думать о ближнем, настоящая жизнь проходит мимо него.

Образ Николая Иваныча — еще один тип «футлярной» жизни, то есть замкнутости в своем ограниченном мирке и эгоистическом самодовольстве.

Второстепенные герои

Буркин — учитель гимназии, приятель Ивана Ивановича. Рассказ о мелком чиновнике, задавшемся целью приобрести усадьбу, не впечатлил его. В обстановке гостиной с портретами в золотых рамах и коврами Буркин не был расположен к восприятию идей Ивана Иваныча, не мог разделить его переживания по поводу эгоистичных счастливцев, не замечающих чужих бед.

Алёхин Павел Константинович — помещик 40 лет. Он поднимает хозяйство своего имения и работает вровень с крестьянами. Алехин гостеприимен, но, вставший до зари и  уставший от хозяйственных забот, он не имеет сил и желания вникать, справедливо ли, умно ли то, что говорит Иван Иваныч.

Буркин и Алёхин — хорошие люди, но у каждого из них свой «футляр».

Пелагея — горничная в доме Алёхина, молодая женщина с броской красотой. Пелагея умело поддерживает чистоту и порядок, делает все быстро, тихо. Автор отмечает ее деликатность.

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого

Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник»

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: