Краткое содержание «Чайки» Чехова
Молодой человек Константин Гаврилович Треплев, племянник хозяина поместья Сорина и сын актрисы Ирины Николаевны Аркадиной, питает особое чувство к девушке Нине Заречной, живущей в соседнем имении. Девушка мечтает убежать из дома и стать актрисой. Аркадина привезла с собой своего возлюбленного Бориса Тригорина, молодого, но уже известного писателя-беллетриста. Кроме них, действующими лицами являются Шамраев, управляющий у Сорина, его жена Полина Андреевна, страстно любящая на протяжении многих лет доктора Дорна. В пьесе участвуют еще дочь управляющего имением Маша, любящая Треплева, и молодой земский учитель Медведенко, любящий Машу.
По мере развития действия расклад немного меняется: Заречная влюбляется в Тригорина, и, само собой, Треплев начинает ревновать. Треплев хочет быть писателем и создает пьесу, в которой главную роль предстоит сыграть Заречной, но премьера срывается из-за вспыльчивости автора.
Постепенно Заречная охладевает к нему и все больше тянется к Тригорину, преклоняясь перед его славой и талантом. Треплев становится все мрачнее и мрачнее, и однажды он приходит и кладет под ноги любимой подстреленную чайку, говоря: «Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу у ваших ног». А потом в разговоре с Заречной Тригорин говорит про чайку, увиденную на скамье, и про саму девушку: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».
Вскоре Тригорин уезжает. При этом перед отъездом умоляет Аркадину остаться из-за любви к девушке, но она «отвоевывает» его, и он едет с ней. Однако через несколько дней за ним следует Заречная, уйдя из дома. Треплев пытается застрелиться. Маша решает выйти за Медведенко и тем самым «вырвать любовь из сердца с корнем».
Заречная имеет связь с Тригориным в Москве, и у них рождается ребенок, однако скоро умирает. У Маши и Медведенко тоже рождается ребенок.
Треплев начинает печататься в журналах и получать гонорары. Заречная играет плохо – второсортные роли, но есть, по признанию самого Треплева, моменты талантливости. Костя, казалось, больше ее не любит. Сорин занемог и ездит в инвалидном кресле.
И вот однажды, когда уже второй день бушевала непогода, все собираются вместе снова, кроме Заречной, которая, однако, в это же время находится неподалеку. Собрались все в связи с известием о плохом самочувствии Сорина.
Треплев крайне раздражен и не выходит к гостям. К нему приходит Нина. Костя очень рад ей, они разговаривают. И вдруг Нина проговаривается, что все еще любит Тригорина, хотя тот ее уже давно разлюбил, после чего она убегает, обронив шарфик. А когда через некоторое время остальные сели играть в лото, послышался хлопок. Дорн вышел посмотреть, вернулся, сказав, что это у него взорвалась склянка и чтоб никто не беспокоился, а сам « (берет Тригорина за талию и отводит к рампе) так как я очень интересуюсь этим вопросом… (Тоном ниже, вполголоса.) Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»
Краткое содержание пьесы «Чайка» подробно по действиям
Действие 1
В гости к брату, Петру Сорину, приезжает известная актриса Ирина Николаевна Аркадина с любовником Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом. Треплев, сын Аркадиной, проживает с дядей и также увлечен сочинительством. Начинающий драматург намерен на суд родственников и знакомых представить собственную пьесу и поставить ее. Единственная роль предложена дочери соседского помещика, Нине Заречной. Девушка увлечена театром, мечтает выступать на сцене. Этому противятся ее родители, считая театральные упражнения блажью. Константин, беззаветно влюбленный в Нину, организует для нее театр в парке.
Помимо вышеупомянутых персонажей на представлении находятся учитель Медведенко, доктор Дорн, а также управляющий имением, отставной офицер Шамраев, его супруга – Полина Андреевна и их дочь Маша. Медведенко безнадежно влюблен в Машу. Он искренне завидует любви Треплева и Заречной. Попытка объясниться с Машей ни к чему не приводит – та давно любит Константина.
У большей части зрителей сюжет и само выступление Нины вызывает недоумение, а Аркадина и вовсе критикует увиденное и услышанное. Раздосадованный едкими замечаниями, Константин прерывает представление и уходит. Нина остается со всеми и выслушивает комплименты в свой адрес от Тригорина.
Действие 2
Через два дня на площадке для крокета Дорн читает вслух Ирине Николаевне и Маше, а Тригорин рыбачит рядом в купальне. У Сорина намечаются именины, и по этому случаю в имение прибывает Нина. Она с интересом наблюдает за действиями знаменитостей и удивляется, что и они подвержены обычным человеческим страстям. Молодая дама влюбляется в Тригорина и охладевает к Треплеву. Константин уверен – черствость любимой связана с провалом его пьесы. Он подносит Нине убитую им чайку и уверяет, что вскоре также покончит собой. На Нину это не возымеет должного воздействия, она увлечена Тригориным. Ей нравится его незатейливая проза, а манера Константина выражать свои мысли символами глубоко безразлична.
Тригорин также интересуется молоденькой девушкой, хочет разузнать, чем она живет и что чувствует. Сам писатель тяготится своей славы и обязанности постоянно творить на потребу невзыскательному читателю. При виде убитой чайки Тригорин придумывает и записывает в свой блокнот сюжет для рассказа. В нем будет повествоваться о девушке, живущей на побережье озера. Она счастлива и свободна. Но некий человек пришел и погубил ее, как чайку.
Действие 3
Спустя неделю Треплев совершает неудачную попытку самоубийства. Его мать уверена, что причиной послужила элементарная ревность. Она решает уехать в Москву и увезти с собой Тригорина. Сорин жалеет племянника с его несчастной любовью, но уверен, что это не единственная причина депрессии Константина, и просит сестру помочь Треплеву деньгами. Аркадина отзывается.
За уехавшими в столицу Аркадиной и Тригориным собирается отправиться и Нина. Она не расстается с мыслью устроиться в театр и выступать на сцене. Тригорин вдруг ощущает, что нашел настоящую любовь, просит Аркадину отпустить его к Нине. Но та не уверена в серьезности увлечения, и все-таки убеждает Тригорина отказаться от девушки. Перед отъездом писатель сталкивается с Ниной и договаривается о тайном свидании в Москве.
Маша, понимая, что ее любовь не нужна Треплеву, дает согласие выйти замуж за Медведенко.
Действие 4
Минует два года. Сорин стар, тяжело болен, однако жизнелюбие его не ослабевает. У супругов Медведенко родился ребенок, но счастливым этот брак не назовешь.
Треплев делится с Дорном сведениями о Нине Заречной. Она сошлась с Тригориным, родила от него, дитя вскоре скончалось. Беллетрист разругался с ней и вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины не сложилось, играла она грубо и безвкусно. В письмах Треплеву она никогда не жаловалась на судьбу и подписывала их словом Чайка.
Когда Константин и Нина все-таки встречаются, пылкий юноша вновь объясняется в любви и готов ей все простить. Нина не может ответить взаимностью, она до сих пор любит Тригорина и не скрывает этого. Покидая обескураженного мужчину, приглашает поглядеть на ее игру в театре, когда она прославится.
После ухода Заречной влюбленный Треплев рвет свои рукописи, а затем уходит в другую комнату. В оставленном им помещении собираются на застолье Аркадина, Тригорин, Дорн и прочие гости. Вдруг раздается выстрел. Дорн предполагает, что это лопнула его пробирка и уходит. Возвратившись, он, чтобы не услышала Аркадина, отводит Тригорина в сторону и говорит ему, что Константин застрелился.
Содержание пьесы «Чайка» по действиям
Краткое содержание Чехов «Чайка» с описанием каждого действия:
Действие 1
В поместье пожилого отставного чиновника Петра Сорина приезжает его сестра, известная театральная актриса Ирина Аркадина с любовником – писателем Тригориным.
Здесь же живёт сын Аркадиной, Константин Треплев, нервный честолюбивый юноша, который завидует популярности матери. Желая прославиться не меньше её, Константин начинает писать пьесы в модном символистско-декадентском стиле. После приезда матери он пробует поставить при ней одну из них в импровизированном парковом театре.
Главную роль исполняет дочь владельца соседней усадьбы, Нина Заречная, которую Треплев страстно любит. Но писательские таланты Константина невелики, и постановка с треском проваливается. Высмеиваемый матерью Треплев в отчаянии убегает.
Юная Нина тоже мечтает об успехе и славе, хочет блистать на сцене театра. Константин обожает её, однако Нина относится к нему довольно холодно. Её гораздо больше привлекает весьма популярный литератор Тригорин. По завершении любительского спектакля в саду Аркадина знакомит Заречную с ним.
Действие 2
Константин замечает тягу Нины к Тригорину и начинает устраивать ей сцены ревности. Один раз он кладёт у ног Заречной случайно убитую на охоте чайку, говоря, что от её нелюбви скоро так же убьёт и себя.
После ухода Треплева Нина встречает идущего с рыбалки Тригорина и впервые заводит долгий разговор с ним, выражая горячее преклонение перед творческим даром писателей. Тригорин, литератор хотя и более одарённый, чем Константин, но далеко не гениальный, отвечает Заречной скептически. Писательство для него – не упоение, а нелёгкое ремесло. Оно перешло в навязчивую привычку постоянно подмечать вокруг себя мелкие жизненные детали и развивать из них темы для произведений.
Заметив убитую чайку, брошенную Треплевым, Тригорин говорит, что ему пришёл в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка. Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую птицу.
Действие 3
Утратив любовь Нины, Константин Треплев делает неудачную попытку самоубийства, а потом собирается вызвать Тригорина на дуэль. Сближение Тригорина с Заречной замечает и Аркадина. Она решает побыстрее увезти любовника из деревни в город.
Между ней и сыном напоследок происходит резкая ссора: возбуждённый Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства и уверяет, что он талантливее их. Мать в ответ называет Константина приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.
Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина почти насильно увозит его. Улучив минуту, писатель встречается с Заречной прямо перед отъездом. Нина тоже едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин уговаривается с ней о встрече там.
Действие 4
4‑е действие пьесы происходит через два года после 3‑го. За прошедшее время Нина в Москве сходилась с Тригориным и родила от него ребёнка, но писатель вскоре бросил её и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной совершенно не сложилась. Её игра была преувеличенно-экспрессивной и безвкусной.
Нине пришлось переехать из Москвы в провинцию, участвовать в дешёвых труппах. Отец, владелец усадьбы, узнав, что дочь ушла в актрисы, отказался от неё и бросил прозябать в нищете. Треплев, продолжая любить Нину, пытался ездить за ней, но она из стыда уклонялась от встреч, хотя писала Константину письма, где подписывалась «Чайкой».
4‑е действие открывается тёмным ветреным вечером в той же усадьбе Сорина, где происходили три первых. Аркадина вместе с Тригориным приезжает к тяжело заболевшему брату. Константин Треплев живёт в дядином поместье, печатает в журналах свои произведения, но без особого успеха – они похожи на странноватый бред, где нет ни единого живого лица.
Аркадина, Тригорин и чета управляющих имением садятся играть в лото. Константин уходит в соседнюю комнату и играет на фортепиано меланхолический вальс. Внезапно он слышит стук в окно и видит на террасе Нину Заречную.
Нина недавно приехала в соседний город. Перед отбытием на всю зиму во второсортный елецкий театр она всё же решила повидаться с Треплевым. Нина плачет на груди у Константина и рассказывает: Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Треплев уговаривает Нину остаться с ним, но она убегает, порывисто обняв его напоследок.
В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.
Действие первое
Россия, усадьба отставного 60-летнего чиновника-холостяка Петра Николаевича Сорина. У него в гостях 43-летняя сестра, именитая актриса Ирина Николаевна Аркадина вместе с беллетристом Борисом Алексеевичем Тригориным, в возрасте чуть за тридцать. Его книги имеют успех с маленькой оговоркой: «мило, талантливо», но хуже Толстого, Тургенева или Золя.
В усадьбе живет сын актрисы – 25-летний Константин Гаврилович Треплев, начинающий драматург-любитель. Усадьбой управляет отставной поручик Илья Афанасьевич Шамраев. Он муж Полины Андреевны и отец 22-летней Маши. Машу без взаимности любит бедный учитель Семен Медведенко. Она же мечтает о Константине Треплеве.
Готовится премьера пьесы авторства молодого Треплева. Проходить она будет на свежем воздухе, на фоне озера, при восходе луны. Сам Треплев до безумия влюблен в исполнительницу главной роли – 18-летнюю хорошенькую соседку Нину Михайловну Заречную, дочку богатого помещика. Его чувство взаимно. Ее отец и мачеха боятся, что девушка пойдет в актрисы. Она же именно об этом и мечтает.
Треплев уверен, что мать его недолюбливает. Мало того, что он напоминает ей о возрасте, так еще на дух не переносит ее «святое искусство» – театр. Сын киевского мещанина, недоучившийся студент, Треплев был пустым местом для ее знакомых знаменитостей. А теперь она злится, что он отдал главную роль не ей.
Влюбленную Нину тянет «к озеру, как чайку». Впрочем, это не мешает ей критиковать пьесу любимого. Она абстрактная, сложная и без любовной истории. Треплев уверен, что в театре засилье простеньких жизненных историй, нужны пьесы со смыслом, о мечте.
Увидеть премьеру спешат 55-летний импозантный доктор Евгений Дорн и Полина Андреевна, явно к нему неравнодушная (хотя и жена Шамраева).
Трепетная Нина в белом одеянии изображает на сцене мировую душу, которой одиноко в пустоте Вселенной. Нет на Земли ни единого живого существа. К ней приближается пахнущий серой красноглазый дьявол. Его появление забавляет Аркадину, она отпускает шутку за шуткой. Треплеву досадно. Он криком останавливает спектакль.
Брат, Тригорин и Дорн упрекают Аркадину в предвзятости. Ей совестно, она хочет загладить свою вину перед сыном. Нина ничуть не расстроена срывом странного спектакля. Она с любопытством общается с Тригориным. Она представляла себе писателей иначе. А этот прост и любит половить рыбку. Впрочем, Заречной надо спешить домой.
Дорн хвалит пьесу Треплева, но Константину не до того: он не успел попрощаться с Ниной. Когда он уходит, Маша признается Дорну, что любит Треплева.
«Чайка» Чехов главные герои
«Чайка» Чехов главные герои и их характеристика Сорина, Дорна, Маши Шамраевой и Семена Медведенко.
«Чайка» Чехов главные герои
- Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса
- Константин Гаврилович Треплев, её сын, молодой человек
- Пётр Николаевич Сорин, её брат
- Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика
- Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
- Полина Андреевна, его жена
- Маша, его дочь
- Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист
- Евгений Сергеевич Дорн, врач
- Семён Семёнович Медведенко, учитель
- Яков, работник
- Повар
- Горничная
Врач Дорн Евгений Сергеевич — своеобразный представитель автора в пьесе. Это немолодой уже мужчина лет 55, который привык к вниманию женщин и их благосклонности. Дорн любит искусство, знает толк в нем. Он чуть ли не единственный поддерживает Треплева, считая, что в произведении должен быть «подъем духа». Но предостерегает молодого автора, что он должен знать; для чего пишет: «…Так как… забредете, и ваш талант погубит вас».
Эпизодическую роль выполняет в пьесе и Петр Николаевич Сорин, владелец имения, где происходит действие пьесы, брат Аркадиной. Действительный статский советник вышел на пенсию, купил усадьбу и живет в полной бездеятельности, все дела передоверил управляющему и оказался в определенной материальной зависимости у него. Себя он называет «человеком, который хотел»: хотел стать писателем, хотел научиться красиво говорить, хотел вступить в брак, но ничего этого не осуществил.
Сорин имеет доброе сердце. Он сочувствует своим родным, защищает Константина и просит у сестры денег для него, предостерегает Аркадину: «Нельзя так… вести себя с молодым самолюбием». Треплев, в свою очередь, просит у матери денег для дяди, так как считает, что все его болезни — от однообразия жизни.
Маша Шамраева — дочь управляющего имения Сорина. Она нюхает табак и пьет водку, ходит в черном, нося траур по самой себе, так как считает себя самой несчастной из-за неразделенной любви к Треплеву. Она отвечает Аркадиной на замечание, что выглядит старше своих лет: «А у меня такое ощущение, словно я родилась уже давно… И часто не бывает ни единого желания жить».
Медведенко же из-за его постоянных жалоб на бедность делает замечание: «На ваш взгляд, нет большего несчастья, как бедность, а как по мне, так в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать чем… Впрочем, вам не понять…».
Чтобы вырвать из своего сердца любовь к Треплеву, Маша выходит замуж за Медведенко, рожает ребенка, но так и не может справиться со своими чувствами. Итак, и здесь трагедия неразделенной любви, которая преодолела и материнские чувства, и чувство обязанности.
Учитель Семен Семенович Медведенко — человек среднего возраста, умеренный и добродушный, немного просвещенный, но больше — ограниченный, поэтому автор даже подсмеивается над ним. Хотя проблема бедности, особенно в среде провинциальных учителей, была действительно серьезной.
Медведенко самоотверженно любит Машу, терпеливо переносит ее прихоти и равнодушие. Итак, и здесь существует проблема неразделенной любви в браке.
Выстраивается такая любовная цепочка: Медведенко -> Маша -> Треплев -> Нина -> Тригорин.
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/chajkahttp://www.syl.ru/article/201882/new_pesa-chayka-chehov-kratkoe-soderjaniehttp://kratkoe.com/chayka-chehov-glavnyie-geroi/
голоса
Рейтинг статьи
«Просто дичь»
Несмотря на то, что в премьерном спектакле были заняты лучшие артисты Петербурга: Антонина Дюжикова (Аркадина), Роман Аполлонский (Треплев), Владимир Давыдов (Сорин), Вера Комиссаржевская (Нина Заречная), Константин Варламов (Шамраев), Антонина Абаринова (Полина Андреевна), — провал «Чайки» на сцене Александринского театра оказался жестоким.
Александринский театр. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин
Причины крылись не только в халатном отношении к постановке и невежественной чиновничьей публике, но и в случайных обстоятельствах. Задолго до премьеры зрителям стало известно, что популярнейшая в те времена комедийная актриса Елизавета Левкеева избрала «Чайку» для собственного бенефиса. Однако не все были осведомлены, что в чеховском тексте для неё просто-напросто не нашлось роли, а сама бенефициантка в этот вечер играла в водевиле «Счастливый день». Многие зрители «Чайки» на протяжении всего первого акта ожидали увидеть на сцене комическую актрису и вели себе так, будто перед ними играют развесёлую комедию.
Статья по теме
Опережая время. Мировые шедевры, которые не признали современники
Режиссёр постановки об этом вечере вспоминал с ужасом: «В первом же явлении, когда Маша предлагает Медведенко понюхать табаку <…> в зрительном зале раздался хохот <…> “Весело настроенную” публику было трудно остановить. Она придиралась ко всякому поводу, чтобы посмеяться <…> Нина — Комиссаржевская нервно, трепетно, как дебютантка, начинает свой монолог: “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени…” Неудержимый смех публики… Комиссаржевская повышает голос, говорит проникновенно, искренно, сильно, нервно… Зал затихает. Напряженно слушают. Чувствуется, что артистка захватила публику. Но вопрос Аркадиной: “Серой пахнет. Это так нужно?..” снова вызывает гомерический хохот…».
С каждой актёрской репликой замешательство в зале лишь возрастало: зрители понимали, что Левкеева на сцене уже не появится, а перед ними разворачивается «странная» комедия, публика громко шепталась, обсуждая непонятную пьесу, возмущалась и даже свистела. Актёры видели, как зрители принимают пьесу, и были ошеломлены. Не спасла ситуацию даже «любимица» Чехова Комиссаржевская, которая в тот вечер играла, едва сдерживая рыдания.
Темы
Тематика пьесы «Чайка» драматична и злободневна:
- Искусство – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
- Талант – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
- Любовь – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
- Отцы и дети – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.
Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон понимает, как тяжело разобраться, кто есть кто на этом празднике жизни. Вот и оставляет список героев пьесы «Чайка» с характеристиками:
- Ирина Николаевна Аркадина — 45 лет, актриса, мать Треплева. Самовлюбленная и эгоистичная женщина, которая в свои 45 имеет взрослого сына (Треплева) и молодого любовника (Тригорина). Ирина гордится своей красотой, скрывает возраст и любит поговорить о своем таланте. Но способности других людей она очень здорово критикует.
- Константин Гаврилович Треплев — 25 лет, писатель, сын Аркадиной. Очень чувствительный и депрессивный человек, который любит мать, но во много не соглашается с ней, поэтому они часто спорят. Треплев влюблен в Нину Заречную, молодую девушку, живущую по соседству. В самом начале она отвечает ему взаимностью, но потом она полюбила Тригорина и разбила ему сердце. В финале пьесы он застрелился.
- Нина Михайловна Заречная — 18-19 лет, дочь помещика и молодая актриса. Нина мечтает о славе и признании, но отец жестко контролирует ее и не дает самореализоваться. В самом начале она отвечает на чувства Константина, но потом влюбляется в более опытного и знаменитого писателя — Тригорина. Из-за него она сбегает из дома и два года живет с ним без брака. Она родила ребенка, который вскоре умер. На сцене ее ожидали неудачи. Несмотря на то, что Тригорин ее бросил, она любила его без памяти.
- Борис Алексеевич Тригорин — 30-40 лет, известный беллетрист. Борис увлекся Аркадиной только из-за скуки. Нина тоже стала для него неким развлечением. Писатель пресыщен всеобщим поклонением и ищет острых ощущений. Но он слабоволен, поэтому продолжает общение с обеими женщинами и не решается бросить Аркадину. От Нины он опять сбегает к ней. Это безответственный и легкомысленный человек с мелкой душой. Он бросает Нину в самый сложный момент.
- Петр Николаевич Сорин – 62-летний помещик, чиновник в отставке, брат актрисы Аркадиной. Это человек, который не смог реализовать себя в жизни из-за слишком мягкого характера. Он мечтал жениться и завести детей, но не сделал этого. Вся его любовь проявилась к племяннику и сестре.
- Евгений Сергеевич Дорн –55-летний мужчина, врач, друг Сорина. Он часто гостит у друга. Евгений тоже проявляет безответственность и легкомыслие. Он годами состоит в связи с замужней дамой Полиной Шамраевой, но не соглашается взять ее в жены. Ему и так хорошо.
- Илья Афанасьевич Шамраев — управляющий в доме Сорина. Жена тайно изменяет ему, потому что считает его грубым и неинтересным человеком. У них с Полиной есть взрослая дочь Маша, которая любит Константина. Управляющий не справляется с работой, но Сорин никак не может его уволить из-за добродушия.
- Полина Андреевна Шамраева — несчастная женщина, которая запуталась в своих отношения с мужем и любовником. Она хочет быть с любимым, но тот отталкивает ее, не желая брать ответственность за даму сердца.
- Мария Шамраева — дочь Полины и Ильи Шамраевых. Она груба, увлекается вредными привычками, но лелеет надежду быть замеченной Константином Треплевым. Видя его отношения с Ниной, она в знак протеста принимает предложение нелюбимого человека и выходит замуж за Медведенко. Это решение не приносит ей счастья. В финале она не хочет видеть ни мужа, ни ребенка от него.
- Семен Семенович Медведенко — бедный сельский учитель. Он любит Машу и хочет построить семью, но натыкается на ее равнодушие.
Основная идея
Чехов показал своим читателям разложение, которому подверглась русская интеллигенция в конце девятнадцатого века, погрязнув в мещанстве и равнодушии, превратившись из движущей силы общества в балласт. Смысл пьесы «Чайка» заключается в демонстрации изнанки жизни людей искусства, перед которыми все преклоняются. Они — рабы успеха и признания, а также своего дара. Их личная жизнь складывается несчастливо, ведь они помешаны только на себе и своих достижениях. Видя их, мы отдаем должное приятной картинке, за которой спрятаны настоящие муки творчества. Та же Нина, растоптанная молвой и критикой, пожертвовала всем ради публики, а получила лишь плевок в душу. Такова жизнь творческих людей: они — никто без признания и одобрения.
Автор призывает людей здраво смотреть на жизнь. Не поддаваться инфантилизму и не губить свою жизнь, стремясь быть тем, кем ты не являешься. Главная мысль пьесы «Чайка» — необходимость объективно оценивать себя и свои возможности. Нина видела лишь сверкающую жизнь артиста с шикарной внешней отделкой, но изнанка оказалась для нее непосильным бременем. Она погналась за славой и преклонением, но не подумала о том, какую цену нужно заплатить за это.
Источник
Проблемы
Проблематика пьесы «Чайка» не менее значима:
- Непонимание в семье – между Аркадиной и Треплёвым царит отчуждение и непонимание. Сын постоянно стремится осудить свою мать, а мать пренебрегает своим сыном, что только ухудшает их душевное состояние. Родители Нины тоже не поддерживают ее, а лишь запрещают и наказывают, не давая девушке шанса реализовать себя.
- Семейный деспотизм – Аркадина жёстко руководит всеми, кто её окружает, и на корню душит любое свободомыслие, что делает её похожей на карикатурную помещицу начала девятнадцатого века. Свои взгляды на искусство она считает единственно верными, поэтому душит насмешками и упреками сына и его молодую избранницу. Не лучше поступает и отец Нины, отказываясь от нее в самый тяжелый момент ее жизни.
- Разрушение идеалов – Заречная и Треплёв на протяжении многих лет жили в выдуманном ими мире. Однако, столкнувшись с реальностью, их идеалы рухнули, оставив у героев лишь разочарование как в мире, так и в самих себе. Это и есть основная тема пьесы «Чайка».
- Столкновение мечты и реальности – вопреки многим писателям Чехов показал, что мечта не только окрыляет, но и ослепляет человека. Заречная и Треплёв всю жизнь следовали за своими мечтами, забыв о всякой рассудительности, и в итоге обрекли себя на страдания и лишения.
- Тщеславие — достоинства творческого человека определяются его славой. Он нужен другим только тогда, когда известен. Даже Нина полюбила не Тригорина, а его популярность.
История написания
Чехов ещё в начале девяностых годов XIX века задумал написать пьесу, повествующую о нелегкой судьбе интеллигенции и сложных взаимоотношениях различных поколений. Антон Павлович начал работу над этим произведением в своём имении Мелихово ещё в 1892 году, однако в последующем из-за болезни на три года оставил «Чайку». Лишь в 1895—1896 годах писатель активно занялся произведением.
Пьеса «Чайка» наполнена символизмом и показывает эволюцию Чехова как драматурга, который углубился во взаимоотношения всех персонажей этого произведения. Исследователи творчества Антона Павловича отмечают, что прототипом главного героя Треплева был известный живописец Левитан, который дважды пытался покончить жизнь самоубийством. В образе Нины Заречной угадывается близкая знакомая Чехова актриса Лия Мизинова. А прототипом для матери главного героя Аркадиной стала прима петербургской школы балета Лидия Яворская.
Главные герои «Чайки»:
- Ирина Николаевна Аркадина.
- Константин Гаврилович Треплёв.
- Нина Михайловна Заречная.
- Борис Алексеевич Тригорин.
Сразу же после публикации пьесы в журнале «Русская мысль» у Чехова появились проблемы с цензурой, но при этом претензии высказывались исключительно к нравственному поведению главных героев. Антон Павлович смог отстоять своё произведение, наотрез отказавшись вносить какие-либо правки перед премьерой на сцене известного петербургского Александринского театра. Первый показ «Чайки» имел оглушительный успех, поэтому в скором времени эта пьеса начала ставиться не только в Петербурге, но и в Москве, а также других крупных городах России.
Основные действия:
- Акт первый — Постановка пьесы Треплёва.
- Второе действие — Разговор у пруда.
- Третье действие — Отъезд в Москву.
- Четвертое действие — Самоубийство Треплёва.
В особенности интересны были представления в Московском художественном театре, режиссером которого были Станиславский и Немирович-Данченко. Постановка 1898 года стала классической, неизменно пользуясь успехом у зрителей. Это произведение Антона Павловича Чехова прочно вошло в репертуар Московского художественного театра и по сей день присутствует в его программе.