Жан де лафонтен

Читать все басни Жана де Лафонтена:

Амур и БезумиеАнглийская лисицаАстролог, упавший в колодецБезумец и мудрецБезумный продавец мудростиБесхвостая лисицаБоги и Зевесов сынБольной лев и лисицаБольной оленьВаятель и статуя ЮпитераВерблюд и плывущие поленьяВиноградник и оленьВлюбленный левВодопад и рекаВойна крыс и ласокВолк и журавльВолк и коньВолк и лисаВолк и лисаВолк и лисица на суде перед обезьянойВолк и охотникВолк и пастухиВолк и тощая собакаВолк и ягненокВолк, коза и козленокВолк, мать и ребенокВолки и овцыВолчья хитростьВоля и неволяВорон и лисицаВорон, газель, черепаха и крысаВорона в павлиньих перьяхВороненокВоспитаниеВрачиГадальщицыГолова и хвост змеиГолубь и муравейГора в родахГородская и полевая крысыГоспоже де МонтеспанДань зверей АлександруДафнис и АлцимадураДва быка и лягушкаДва витязя и талисманДва голубяДва другаДва мулаДва ослаДва петухаДва попугая и король с сыномДва человека и кладДве козыДве крысы, яйцо и лисаДве собакиДемокрит и АбдеритыДровосек и МеркурийДуб и тростьЖаворонок с птенцами и землевладелецЖеланияЖелудь и тыкваЖенщины и секретЗавязший возЗарытое богатствоЗаяц и куропаткаЗаяц и лягушкиЗаяц и черепахаЗверь на ЛунеЗемледелец и его сыновьяЗмея и пилаИскатели ФортуныК тем, кому трудно угодитьКарманКозел и лисицаКороль, коршун и охотникКоршун и соловейКоршуны и голубиКот и воробейКот и старая крысаКот, ласочка и кроликКошка и мышьКошка, превращенная в женщинуКрестьянин с ДунаяКроликиКрыса и слонКрыса и устрицаКупец, дворянин, пастух и королевский сынКуропатка и петухиЛасочка в амбареЛасточка и птичкиЛебедь и поварЛевЛев в походеЛев и его дворЛев и комарЛев и КрысаЛев и осел на охотеЛев и охотникЛев, волк и лисаЛев, обезьяна и два ослаЛев, сраженный человекомЛес и дровосекЛетучая мышь и две ласочкиЛетучая мышь, куст и уткаЛиса и индюшкиЛисица и аистЛисица и бюстЛисица и котЛисица, волк и лошадьЛисица, мухи и ёжЛисица, обезьяна и звериЛошадь и оселЛьвиный дележЛьвиный указЛьвица и медведицаЛюдская неблагодарность к судьбеЛягушка и волЛягушка и крысаЛягушки, просящие царяМартышка и котМедведь и два охотникаМельник, его сын и оселМолодая вдоваМолочница и горшок с молокомМстительный конь и оленьМуж, жена и ворМужчина средних лет и его две возлюбленныеМуха и дорожныеМыши и соваМышь, превращенная в девушкуМышь, удалившаяся от светаНавьюченное седлоНаследнику французского престолаНедовольный оселНесчастный мужНечестный сберегательНичего лишнегоОбезьянаОбезьяна и дельфинОбезьяна и леопардОлень и его отражениеОракул и безбожникОрел и соваОрел и сорокаОрел, дикая свинья и кошкаОрлица и жукОсел в львиной шкуреОсел и ворыОсел и собакаОсел со священной ношейОсёл и собакаПавлин, жалующийся ЮнонеПастух и его стадоПастух и корольПастух и левПаук и ласточкаПаша и купецПетух и жемчужное зерноПетух и лисаПетух, кот и мышонокПольза знанияПоселянин и змеяПохороны львицыПредостережение богов СимонидуПредсказаниеПтица, раненая стрелойПтицелов, ястреб и жаворонокПьяница и его женаРак и его сынРемесленник и купецРыбак и рыбкаРыбы и бакланРыбы и пастух с флейтойСадовод и помещикСатир и прохожийСвечаСвященник и покойникСкифский философСкупой и обезьянаСкупой, потерявший свое богатствоСлон и обезьяна ЮпитераСмерть и лесорубСмерть и несчастныйСмерть и умирающийСобака и ее теньСобака с обрезанными ушамиСобака с хозяйским обедомСобаки и ослиная тушаСовет мышейСокол и КаплунСолнце и лягушкиСон монголаСоюз крысСпутники УлиссаСсораСсора собак с кошками и кошек с мышамиСтарик и его сыновьяСтарик и оселСтарик и трое молодыхСтарый кот и мышонокСтоглавый и стохвостый драконыСтрекоза и муравей (Кузнечик и муравей)Тирсис и АмарантаТретейский судья, брат милосердия и пустынникУстрица и двое прохожихУтопленницаУчитель и ученикФеб и борейФермер, собака и лисицаФиломела и ПрокнаФортуна и дитяХозяйский глазЦапляЧванливый лошакЧеловек и блохаЧеловек и его изображениеЧеловек и змеяЧерепаха и две уткиЧлены тела и желудокШарлатанШершни и пчёлыШкольник, наставник и хозяин садаШутник и рыбыЭзопово объяснение одного завещанияЮпитер и МызникЮпитер и перуныЮпитер и путникЯгненок и поросенокЯзычник и деревянный идол

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Примечания[ | ]

  1. 123Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #11856868X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Jean de la Fontaine
  3. Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  4. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  5. SNAC — 2010.
  6. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. Москва: Издательство Московского университета, 1967. С. 84, 90.
  7. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века…, с. 130
  8. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века…, с. 333, 339
  9. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века…, с. 202, 395 – 396. Г.Бояджиев видел в этом отсвет ренессансной эстетики.
  10. Young La Fontaine: A Study of His Artistic Growth in His Early Poetry and First Fables, by Philip A. Wadsworth. Pub. Northwestern University Press, 1952. P. 23
  11. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. Перевод с франц. Д.Н. Стефанова. М., 1976. С. 309.
  12. Комедия: Волшебный кубок, в 1 действии, с французского; Москва, 1788. 78 с.

Личная жизнь

Сын занял его место на службе и женился на юной и красивой девушке Мари, которую тоже выбрал для него отец. У молоденькой жены не было ни воли, ни житейского опыта, чтобы «перевоспитать» легкомысленного мужа. Она и сама чтение романов предпочитала хозяйственным заботам. После смерти отца семья какое-то время безбедно просуществовала на оставленное наследство и приданое Мари. После жили на скромное жалованье. Занимая должность в течение 6 лет, потомственный лесничий так и не приобрёл никаких навыков в профессии, очевидно, не проявляя к ней элементарного интереса. В это время начинающий литератор сочинял небольшие стихотворения, в местном обществе они имели успех.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Жизненный путь поэта

Жан Лафонтен родился 8 июля 1621 года в Шампани. Отец поэта занимал пост «смотрителя вод и лесов», который позже передал сыну. Жан Лафонтен пришёл к занятиям поэзией поздно — после тридцати лет. Первым его сочинением стала переработка комедии римского драматурга Теренция. Публика её оценила, и вскоре Лафонтен переехал в Париж. В столице поэт стал приближенным могущественного суперинтенданта финансов Николя Фуке.

Фуке назначил Лафонтену пенсию размером 1000 ливров в год. Поэт должен писать для покровителя четыре стихотворения в год. В 1658—1661 годах Лафонтен работал над большой элегией «Сон в Во», посвящённой загородному дворцу своего покровителя.


Жан Лафонтен. (Wikimedia Commons)

В 1662 году Фуке был арестован и отдан под суд. В отличие от других протеже павшего суперинтенданта финансов Лафонтен не побоялся выступить в его защиту. В элегии он сочувственно отозвался о покровителе, а в оде королю позволил заступиться за опального вельможу перед Людовиком XIV.

В 1663-м поэт был отправлен в изгнание в Лимож. Спустя год Лафонтен вернулся в Париж. Король и его министр Кольбер не были расположены к литератору, и он вошёл в число приближённых Марии-Анны Манчини, герцогини Бульонской. После её смерти новой покровительницей поэта стала Маргарита де Ла Саблиер.

Лафонтен и великий спор

Между французскими литераторами 17-го века шёл многолетний спор, получивший название Спора о древних и новых. Сторонники «древних» видели в литературе Греции и Рима недосягаемый идеал, которому нужно было следовать. «Новые» считали, что современные писатели могут и должны превзойти древних. Среди «новых» был знаменитый сказочник Шарль Перро, написавший несколько томов диалогов в поддержку своих идей. Среди сторонников «древних» — драматург Жан Расин, поэт Николя Буало и Жан Лафонтен.

Свои идеи относительно великого спора Лафонтен выразил в стихотворном послании епископу Юэ. Поэт критикует своих оппонентов и заявляет, что они пока не создали шедевров, равных греческими и римским. В то же время Лафонтен осуждает глупых подражателей древних поэтов, которые идут за ними, как «баранье стадо» за «латинским пастухом».


Гравюра Гюстава Дорэ к басне «Цикада и муравей». (Wikimedia Commons)

О себе Лафонтен пишет, что он подражает великим и следует за ними, но не становится их рабом. В конце поэт ещё раз называет авторов, ставших для него идеалом — Гомер, Теренций, Вергилий, Гораций.

Семейная жизнь Лафонтена

Лафонтен рано получил доступ к отцовскому наследству. В 1647 году его отец передал сыну свою должность и устроил для него брак с Мари Эрикар, 14-летней девушкой, принесшей ему 20 000 ливров и «большие перспективы» на будущее. Она оказалась и красивой, и умной, но оба супруга плохо ладили друг с другом. С ее поведением был связан какой-то надуманный скандал, который не имел под собой абсолютно никаких оснований, но еще долго раздувался за счет слухов и личных врагов Лафонтена. Единственное, что можно точно сказать против нее, так это то, что она была небрежной домохозяйкой и имела пристрастие к чтению романов. Сам Лафонтен при этом постоянно отлучался подолгу из дома, не был верным мужем и настолько плохо вел дела, что они пришли в запустение и вышли из-под контроля. Разделение имущества супругов состоялось в 1658 году. Это была дружеская сделка, выгодная для семьи. Постепенно, без всякой видимой ссоры, супружеская пара перестала просто жить вместе, и большую часть оставшихся сорока лет своей жизни Лафонтен прожил в Париже, в то время как его жена проживала в Шато Тьерри, куда он, однако, часто наведывался. От этого брака у них родился один сын в 1653 году. Воспитание и забота о нем легла целиком на плечи матери.

Слава Лафонтена

Лафонтен стал одним из самых знаменитых баснописцев и одним из самых читаемых французских поэтов 17-го века. Прежде всего, он прославился своими баснями, которые послужили образцом для последующих баснописцев по всей Европе и бесчисленных альтернативных версий тех же басен в самой Франции на местных французских наречиях.

Главная » Как соблазнить » Краткая биография лафонтена для детей. Лафонтен, жан. Самые известные басни Лафонтена

Гражданство:
Род деятельности:

Общие сведения

На сегодняшний день есть две точки зрения относительно личности известного сочинителя. По одной из них Эзоп являлся реальным человеком, по второй — он лишь собирательный образ. Это связано с тем, что практически вся информация, известная на данный момент, носит противоречивый характер и никак не подтверждается исторически.

Единственное упоминание о нем имеется в записях Геродота. А вот Мартин Лютер Кинг, наоборот, категорически отрицал эту информацию и склонялся к тому, что сборник эзоповых басен принадлежит нескольким авторам. А образ Эзопа исключительно плод «поэтического сказания».

Несмотря на эти противоречия, можно отметить, что его творчество внесло существенный вклад в литературное наследие. Афоризмы и цитаты пользуются популярностью и в настоящее время. Но сейчас книжки выпускаются с иллюстрациями, а рассказы пишутся, как ироничные стихи, поэтому их чаще приобретают для детей.

В старые времена у людей не возникало сомнений в его существовании. Есть даже версия о том, как выглядел автор поучительных рассказов — небольшого роста с резкими чертами лица и приметным горбом. Кроме этого, известно, что у него был удивительный дар слова, острый ум и особый талант, благодаря которому он и сочинял свои увлекательные басни. По другим данным, он был хитрым, изворотливым и сварливым. А вот какой-либо информации о его родителях не осталось.

От Лафонтена к Крылову

В 18-м веке творчество Лафонтена полюбили в России. Его произведения переводил известный поэт и драматург А. П. Сумароков. Несколько басен Лафонтена перевели Василий Жуковский и Константин Батюшков.

Басни Лафонтена с удовольствием читали в детстве Александр Пушкин и его сестра Ольга. Будущий поэт, вдохновившись французским автором, в детстве сам пытался сочинять первые басни.

Иван Крылов познакомился с творчеством Лафонтена в юности. Свой путь баснописца он начал с переводов Лафонтена. Постепенно Крылов находил свой путь и сочинял оригинальные басни. Среди почти двухсот басен Иван Крылова около 30 восходят к оригиналам Лафонтена. Ещё несколько басен основываются на Эзоповском сборнике.

Творчество

Ранние произведения

Дворец Во-ле-Виконт. Современный вид Первое опубликованное сочинение Лафонтена — комедия «Евнух» (Eunuque

, 1654), представлявшая собой переработку одноименного сочинения Теренция. В 1658 году Лафонтен преподнёс своему покровителю Фуке поэму «Адонис» (Adonis ), написанную под влиянием Овидия, Вергилия и, возможно, Марино. Став на время «официальным» поэтом Фуке, Лафонтен взялся за описание принадлежавшего министру дворца в Во-ле-Виконт. Поскольку пришлось описывать ещё не завершённый архитектурно-парковый ансамбль, Лафонтен построил свою поэму в форме сновидения (Songe de Vaux ). Однако из-за опалы Фуке работа над книгой была прервана. В 1662 году поэт позволил себе вступиться за своего покровителя в адресованной королю оде (l’Ode au Roi ), а также в «Элегии к нимфам Во» (L’elégie aux nymphes de Vaux ). Этим поступком он, по-видимому, навлёк на себя гнев Кольбера и короля.

Внешность легендарного баснописца и черты характера

Ничего не известно о его внешности, но его образ тесно соотносился с творчеством. Острый на язык раб, аллегорически очернявший властителей мира, представлялся мужчиной отталкивающей наружности, хромоногим или горбуном, с обезьяньими чертами лица.

Характер ему приписывали соответствующий – озлобленный и вздорный, но, вместе с тем, мудрый. В особенности ярко это нашло отображение в анонимном «Жизнеописании Эзопа», написанном простонародным языком.

Здесь Эзоп выступает, как дурашливый плут и мудрый человек, обманывающий своего хозяина – безмозглого философа – и сильных мира сего.

Но как ни странно, в этом анекдотическом произведении сами басни Эзопа не играют важной роли, все его шутки и высказывания, которые персонаж использует в «Жизнеописании», не имели ранних упоминаний и даже жанрово не соотносились с творчеством баснописца. Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру

Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру.

Ссылки

Лафонтен, Жан де на Викискладе

  • А. П. Грачёв . «Басни Лафонтена» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Г. Н. Ермоленко . Эстетическая природа «Сказок» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко . Традиции Возрождения в «Сказках» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко . Дихотомия стихи/проза в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко . Пасторальные мотивы в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Е. В. Казак . Особенности переводческой трансформации образов басни Лафонтена «La cigale et la fourmi»
  • М. Ю. Осокин . «PSYCHÉ» Жана де Лафонтена: жанр как сюжет
  • Т. В. Саськова . Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
  • К. А. Чекалов . Образы животных в книге Дж. П. Джуссани «Бранкалеоне» и в баснях Лафонтена
  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству Лафонтена; содержит в оцифрованном виде полное собрание его сочинений (фр.)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 8 июля
  • Родившиеся в 1621 году
  • Родившиеся в Шато-Тьерри
  • Умершие 13 апреля
  • Умершие в 1695 году
  • Умершие в Париже
  • Баснописцы
  • Сказочники
  • Поэты Франции
  • Французские поэты
  • Члены Французской академии
  • Писатели XVII века
  • Похороненные на кладбище Пер-Лашез

Wikimedia Foundation . 2010 .

Биография

ЛАФОНТЕН, ЖАН ДЕ (La Fontaine, Jean de) (1621–1695), французский поэт. Родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1657 он обрел покровителя в лице министра Фуке, которому посвятил несколько стихотворений, в том числе знаменитую Элегию к нимфам в Во (Elégie aux nymphes de Vaux, 1662).

В 1667 патронессой Лафонтена стала герцогиня Бульонская. Продолжая сочинять достаточно вольные по содержанию поэмы, он в 1665 издал свой первый сборник Рассказы в стихах (Les nouvelles en vers), за которым последовали Сказки и рассказы в стихах (Contes et nouvelles en vers, 1664–1671) и Любовь Психеи и Купидона (Les amours de Psyche et de Cupidon, 1669). Оставаясь до 1672 протеже герцогини Бульонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать Басни (Fables) и выпустил первые шесть книг в 1668. В этот период в число его друзей входили Н.Буало-Депрео, мадам де Севинье, Ж.Расин и Мольер. Перейдя в конечном счете под покровительство маркизы де ла Сабльер, поэт в 1680 завершил издание двенадцати книг Басен и в 1683 был избран членом Французской Академии. Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695.

Рассказы в стихах и небольшие поэмы Лафонтена сейчас почти забыты, хотя они полны остроумия и представляют собой образец классицистского жанра. На первый взгляд отсутствие в них моральной назидательности находится в явном противоречии с сутью жанра. Но при более вдумчивом анализе становится ясно, что многие из басен Эзопа, Федра, Невле и других авторов в переложении Лафонтена утеряли свой назидательный смысл, и мы понимаем, что за традиционной формой скрываются не вполне ортодоксальные суждения. Через сто лет после появления Басен Лафонтена Ж.-Ж.Руссо, уловив этот глубинный «имморализм», выступил против того, чтобы их читали дети, которым, впрочем, они никогда и не предназначались.

Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов (возрождающих стиль средневекового Романа о Лисе), трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом. См. также БАСНЯ.

Литература

Избранные басни Лафонтена. М., 1948 Лафонтен Ж. Любовь Психеи и Купидона. М. – Л., 1964 Виндт Л. Жан Лафонтен. В кн: Писатели Франции. М., 1964 Сент-Бëв Ш. Лафонтен. – В кн.: Сент-Бëв Ш. Литературные портреты; Критические очерки. М., 1970

Ссылки

  • А. П. Грачёв
    . «Басни Лафонтена» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Г. Н. Ермоленко
    . Эстетическая природа «Сказок» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко
    . Традиции Возрождения в «Сказках» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко
    . Дихотомия стихи/проза в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко
    . Пасторальные мотивы в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Е. В. Казак
    . Особенности переводческой трансформации образов басни Лафонтена «La cigale et la fourmi»
  • М. Ю. Осокин
    . «PSYCHÉ» Жана де Лафонтена: жанр как сюжет
  • Т. В. Саськова
    . Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
  • К. А. Чекалов
    . Образы животных в книге Дж. П. Джуссани «Бранкалеоне» и в баснях Лафонтена
  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству Лафонтена; содержит в оцифрованном виде полное собрание его сочинений (фр.)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 8 июля
  • Родившиеся в 1621 году
  • Родившиеся в Шато-Тьерри
  • Умершие 13 апреля
  • Умершие в 1695 году
  • Умершие в Париже
  • Баснописцы
  • Сказочники
  • Поэты Франции
  • Французские поэты
  • Члены Французской академии
  • Писатели XVII века
  • Похороненные на кладбище Пер-Лашез

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Лафонтен, Жан де» в других словарях:

Лафонтен, Жан де
— Жан де Лафонтен. ЛАФОНТЕН (La Fontaine) Жан де (1621 95), французский писатель. Вольнодумные, озорные “Сказки и рассказы в стихах” (1665 85). В знаменитых “Баснях” (1668 94), отмеченных то иронической, то язвительной насмешкой, мастерством… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

— (La Fontaine) Лафонтен Жан де (Jean de La Fontaine) (1621 1695) Французский баснописец. Страдал не столько от материальных лишений, сколько от неприязненного отношения к нему короля. 1668 вышли первые 6 книг басен. Произведениями Лафонтена широко … Сводная энциклопедия афоризмов

— (La Fontaine) (1621 1695), французский писатель. Вольнодумные озорные «Сказки и рассказы в стихах» (т. 1 5, 1665 85), комедии. В знаменитых «Баснях» (т. 1 12, 1668 1694), отмеченных то ироничной, то язвительной насмешкой, предстаёт как мыслитель… … Энциклопедический словарь

Запрос «Лафонтен» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Жан де Лафонтен. Портрет работы Г. Риго. 1690 Жан де Лафонтен (фр. Jean de La Fontaine; 8 июля 1621, Шато Тьерри 13 апреля 1695, Париж) знаменитый французский баснописец.… … Википедия

Запрос «Лафонтен» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Жан де Лафонтен. Портрет работы Г. Риго. 1690 Жан де Лафонтен (фр. Jean de La Fontaine; 8 июля 1621, Шато Тьерри 13 апреля 1695, Париж) знаменитый французский баснописец.… … Википедия

— (La Fontaine, Jean de) ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН (1621 1695), французский поэт. Родился в Шато Тьерри 8 июля 1621. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в … Энциклопедия Кольера

Лафонтен (La Fontaine) Жан (8.7.1621, Шато Тьерри, Шампань, ныне департамент Эн, ≈ 13.4.1695, Париж), французский поэт. Член Французской академии (с 1684). Выходец из среды чиновничьей буржуазии. Первым литературным выступлением Л. была… … Большая советская энциклопедия

ЛАФОНТЕН (La Fontaine) Жан де (1621 1695) французский писатель. В Сказках и рассказах в стихах (т. 1 5, 1665 85), комедиях и знаменитых Баснях (т. 1 12, 1668 94) предстает как мыслитель и сатирик, опирающийся на народную мудрость и фольклор … Большой Энциклопедический словарь

Биография[править | править код]

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. По его собственному признанию, увлекался «Астреей» Д’Юрфе. Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).

В 1647 году отец Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на четырнадцатилетней девушке, Мари Эрикар. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию. Жил он в Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, когда последняя умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д’Эрвара (d’Hervart), который предложил ему поселиться у него. «Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца.

Версия о том, что в —1665 годах Лафонтен поддерживал приятельские отношения с Мольером, Буало и Расином, выглядит сомнительной. В числе друзей Лафонтена определённо были принц Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет и др.; только к королевскому двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признававшего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена во Французскую академию, членом которой он стал только в 1684 году. В ходе «спора о древних и новых» Лафонтен не без колебаний встал на сторону первых. Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен в последние годы жизни преисполнился благочестия и отрёкся от наиболее легкомысленных своих сочинений.

В середине декабря 1692 года Лафонтен тяжело заболевает. Он совершенно падает духом и теряет вкус к жизни и мирским утехам. Вспомнив своё увлечение теологией в молодости, он принимается за Евангелия и перечитывает их многократно. Лафонтену не дает покоя вопрос существования рая и ада. Автор фривольных рассказов задумывается, грозит ли ему вечное наказание, выражает раскаяние за свои рассказы[источник не указан 2035 дней].

Умер 13 апреля 1695 г. Согласно свидетельству о смерти, был похоронен на кладбище Невинных. При ликвидации кладбища надгробие Лафонтена переместили в музей памятников. В 1817 г. предполагаемые останки Лафонтена были перезахоронены на Пер-Лашез.

Басни, рассказы и новеллы Лафонтена

С этого времени началось настоящее творчество Лафонтена. В 1665 году он приступил к созданию «Рассказов и новелл» (на русский язык название иногда переводят как «Сказки»), работа над которыми шла двадцать лет. Сборники его сказок издавались небольшими партиями. Новеллы Лафонтена были стихотворными историями, чьи сюжеты он заимствовал у античных романистов (Апулея, Петрония, Афинея) и писателей Возрождения (Боккаччо, Ариосто, Рабле и других). Как правило, историю предваряло указание о том, откуда взята основа сюжета.

Частым источником вдохновенья Лафонтена был сборник «Сто новых новелл». Это антология занимательных историй (нередко эротических), написанных в 15-м веке при дворе бургундского герцога Филиппа. Например, оттуда поэт взял историю о дворянине, который, вернувшись с войны, увидел свою жену в обществе местных повес. Тогда он, переодевшись монахом, решил принять у неё исповедь.

Министр Кольбер запретил издавать новеллы Лафонтена во Франции. Тогда они стали выходить в Голландии.


Гравюра к басне Лафонтена. (Wikimedia Commons)

В 1668 году Лафонтен выпустил первую книгу басен. Первое издание содержало посвящение Людовику XIV, его жене и их сыну «великому дофину» Людовику. Сборники продолжали выходить в следующие годы. Книга басен, выпущенная в 1679 году, содержала посвящение мадам де Монтеспан, королевской фаворитке, а последняя книга (1694 год) — внуку Людовика. Всего Лафонтен выпустил 12 книг басен, содержащих 239 историй.

Основой его стихотворных басен послужили античные образцы Эзопова сборника, а также Федра и Бабрия. Другим источником для Лафонтена были восточные басни. В предисловии ко второму сборнику он писал, что многим обязан индийскому мудрецу Пилпаю (Бидпаю). Вероятно, поэт пользовался переводом восточных басен на французский язык, которые издавались в 17-м веке. Эти истории восходили к древнеиндийскому сборнику басен «Панчатантра».

Личная жизнь

В 1647 году отец Лафонтена устроил свадьбу Жана с Мари Эрикар, дочерью Луи Эрикара, лейтенанта Бэйливика, и Агнесы Пети из Хёртебиса. Брачный договор подписали в пригороде Шато-Тьерри 10 ноября 1647 года у нотариуса Тьерри Франсуа. Поэту было 26 лет, его жене – 14 с половиной. В качестве приданого невеста принесла супругу 20 тыс. ливров. В 1652 году Мари родила сына Чарльза, больше детей у Лафонтена не было.

Жан де Лафонтен и его жена Мари Эрикар

Юная супруга поэта была красива и умна, но молодые не ладили друг с другом. Враги Лафонтена распускали сплетни о личной жизни Мари, виновной лишь в том, что она была небрежной домохозяйкой и заядлой читательницей.

Жан постоянно находился вдали от дома, имея привлекательную внешность, о которой можно судить по портретам поэта, не хранил верность жене. Постепенно Лафонтена начали преследовать финансовые трудности.

Памятник Жану де Лафонтену

В 1658 году супруги разделили имущество и без всяких скандалов перестали жить вместе. Мари осталась в Шато-Тьерри, где о ней заботился повзрослевший и получивший образование Чарльз. Поэт уехал в столицу Франции.

О парижском периоде жизни и творчества Лафонтена повествует фильм «Вызов судьбе» режиссера Даниэля Виня, вышедший на экраны в 2007 году.

Лафонтен дружил с принцем Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет. Есть версия, что он поддерживал отношения с Мольером, Буало и Расином, но она не подтверждена фактами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: