Клод дебюсси

Семья

  • Родители Клода абсолютно не интересовались высоким искусством, им было достаточно для развлечения комической оперы.
  • Дебюсси старший хотел, чтобы его сын стал моряком.
  • У матери композитора был скверный характер, она была неуравновешенной и агрессивной.
  • В новом браке с бывшей любовницей Эммой Бардак, родилась дочь, ей супруги дали двойное имя в честь самих себя — Клод-Эмма Дебюсси.
  • Своей дочери композитор посвятил ряд пьес для фортепиано и музыку для балета, предназначенную для детской аудитории.
  • Долгое время болел раком желудка и скончался у себя дома на глазах жены.
  • Его дочь умерла через год от дифтерии, в возрасте 14 лет. Прямых потомков у композитора нет.

Клод Дебюсси: интересные факты

Клод Дебюсси – французский композитор, яркий представитель импрессионизма в музыке. Жизнь не слишком баловала его, хотя произведения музыканта были отмечены печатью гениальности уже в юности. Какие интересные факты из биографии Ашиля Клода Дебюсси известны нам сегодня?

  1. Будущий композитор появился на свет в 1862 г. Его отец зарабатывал на прокорм семейства продажей посуды – у него была собственная фаянсовая лавка. В двухлетнем возрасте Ашиль стал столичным жителем – отец продал свое заведение и перевез семью в Париж. Там он устроился бухгалтером.
  2. Дебюсси начал обучаться музыке не очень рано. Но в 10-летнем возрасте он уже поступил в Парижскую консерваторию.
  3. Молодой человек был чрезвычайно талантлив, это отмечали преподаватели. Однако, когда он несколько «оперился», у него стал формироваться свой взгляд на искусство, и он никак не мог найти «точки соприкосновения» между классическими канонами, которых придерживались именитые учителя, и собственными наработками.
  4. Дипломная работа юноши, написанная на тему библейского сюжета, носила название «Блудный сын». Она оказалась великолепна! Выпускника удостоили Большой Римской премии и в качестве лауреата этой награды отправили совершенствовать свой талант в Италию.
  5. Казалось бы, работа в прекрасной Италии, на родине великих композиторов и мастеров кисти, среди божественной природы, на богатой вилле Медичи – что может быть лучше для молодого музыканта? Однако Дебюсси остался не в восторге от этого периода жизни: полученную премию надо было «отрабатывать», создавая классические произведения, а у него не лежала к этому душа.
  6. В 17-летнем возрасте Дебюсси впервые попытал счастья на личном фронте: он горячо влюбился в свою ученицу – еще более юную, 15-летнюю Сонечку фон Мекк. Конец романтическим отношениям положила ее мать – миллионерша: вызвав Ашиля Клода на откровенный разговор, она прямым текстом объявила ему, что не согласна породниться с бедным музыкантом, каким бы гениальным он ни был. В отчаянии Дебюсси оставил место службы.
  7. Дебюсси быстро загорался новыми идеями, но часто бросал произведения незаконченными.
  8. Слава пришла к композитору после 50 лет – настоящая слава, а вместе с нею деньги, почитание. До этого он вел столь нищенское существование, что однажды, сделав предложение любимой женщине, должен был дать урок музыки, чтобы расплатиться за праздничный завтрак в день свадьбы.
  9. Несмотря на сложный, противоречивый характер Дебюсси, его материальную необеспеченность и ветреность, он никогда не оставался без внимания женщин. Его любили без памяти многие. Две прекрасные дамы даже пытались покончить жизнь самоубийством из-за гениального возлюбленного. Одна из них до конца своих дней носила потом пулю в груди – ее не удалось извлечь.
  10. Дебюсси ни одного разу не бывал на постановках своих музыкальных пьес.
  11. Клод Дебюсси равнодушно отнесся к славе, когда она наконец настигла его.
  12. Прожил композитор 55 лет. Последние годы были омрачены тяжкой болезнью – раком кишечника, который тогда не умели лечить. Умирал он под грохот сражений Первой Мировой войны.
  13. Большое влияние на творчество композитора оказали русские гении музыки: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, и он этого не отрицал. Дебюсси бывал с концертами в царской России.

Всего 55 лет жизни отмерила судьба Клоду Дебюсси. Впрочем, она часто поступает так с великими талантами – словно в насмешку, не дает им свершить и части задуманного. Клод Дебюсси мог бы написать еще много прекрасной музыки – задумки у него были – но не успел…

Подробности личной жизни Claude Debussy

Несомненно, композитор пользовался успехом у представительниц слабого пола. Первым серьёзным увлечением Дебюсси стала очаровательная француженка по имени Мари. На момент знакомства она была замужем на Анри Васнье. Она стала любовницей Клода и на протяжении 7 лет утешала его.

Девушка нашла в себе силы и разорвала с Дебюсси отношения. Мари вернулась к супругу. Для Клоди замужняя француженка стала настоящей музой. Он посвятил девушке более 20 музыкальных сочинений.

Он недолго горевал и нашёл утешение в объятиях Габриель Дюпон. Через пару лет влюблённые решили вывести отношения на новый уровень. Парочка поселилась в одной квартире. Но Дебюсси оказался неверным мужчиной – он изменил своей избранницей с Терезой Роже. В 1894 году он сделал женщине предложение. Знакомые Клода осудили его поведение. Они сделали всё для того, чтобы этот брак не состоялся.

Клод женился только через 5 лет. На сей раз его сердце украла Мари-Розали Текстье. Женщина долго не решалась на то, чтобы стать супругой композитора. Он пошёл на хитрость, сказав о том, что если она не выйдет за него, он покончит жизнь самоубийством.

Супруга, обладала божественной красотой, но была наивна и глупа. Она совершенно не разбиралась в музыке и не могла составить компанию Дебюсси. Недолго думая, Клод отправляет даму к родителям и заводит роман с замужней женщиной по имени Эмма Бардак. Официальная жена, узнавшая об интригах мужа, пыталась покончить с собой. Когда друзья узнали об очередных похождениях Дебюсси – они осудили его.

В 1905 году любовница Клода забеременела. Дебюсси, пытаясь защитить свою возлюбленную, перевёз её в Лондон. Спустя некоторое время парочка вернулась в Париж. Женщина родила от композитора дочь. Через три года они поженились.

Период высшего творческого подъема

Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», — однажды произнес Дебюсси.

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.

Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

https://youtube.com/watch?v=Izvse8DCvng

Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки

Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете

Личная жизнь

В годы учебы в консерватории Дебюсси впервые испытал сильное романтическое чувство. Его увлечением была студентка певческого класса по имени Мари, бывшая замужем за покровителем молодых музыкантов Анри Васнье. Вскоре девушка стала любовницей и музой композитора, эти отношения продолжались в течение 7 лет.

Мари Гарден, первая любовь Клода Дебюсси

В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина».

Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.

Клод Дебюсси и его первая жена Лилли

Спустя 5 лет Клод, наконец, женился на своей подруге Мари-Розали Текстье по прозвищу Лилли. Интересен тот факт, что согласие невесты композитор получил под угрозой самоубийства. Молодая супруга была ласковой, практичной и прямолинейной, она очень понравилась людям, окружавшим Дебюсси.

Однако Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с замужней певицей Эммой Бардак. Законная жена композитора узнала об измене и попыталась покончить с собой. Этот поступок привел к публичному скандалу, который лишил Дебюсси поддержки и уважения коллег и друзей.

Клод Дебюсси и Эмма Бардак

В 1905 году беременная любовница Клода ушла от мужа, и пара укрылась от общественного мнения в Лондоне. Когда разговоры утихли, влюбленные вернулись во Францию и купили дом в Париже на авеню Фош, где вскоре родилась единственная дочь композитора, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни.

До сих пор неизвестно, любил ли Дебюсси кого-нибудь по-настоящему. Одержимый музыкой, он совершенно не думал о собственной личной жизни. Можно предположить, что композитор испытывал теплые чувства к дочери, ставшей объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.

Клод Дебюсси (Debussy) — Биографии

Клод Дебюсси (Debussy)

(22.8.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа,
— 25.3.1918, Париж)

Французский композитор, пианист, дирижёр,
музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую
премию. Ученик Л. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний
пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по
Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и
Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а
также как музыкальный критик (с 1901).

Дебюсси – основоположник музыкального
импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные
традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая
опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской
музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской
символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке
мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений
природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали
современники оркестровую «Прелюдию к „Послеполуденному отдыху фавна“» (по
эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси
зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики,
колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Дебюсси –
опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой
достигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность
неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду
с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи
тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки
этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка,
И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью
оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905) – самое
крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства
музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал
импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.
В некоторых произведениях – «Бергамасская сюита» для фортепиано (1890), музыка
к мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры»
(1912) и др. – проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они
демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок,
колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый пианистический стиль
(этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь – 1910, 2-я –
1913), снабжённые поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и
ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.),
создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику
танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины.
Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное
влияние на композиторов многих стран.

Оперы – Родриг и Химена (1892, не
окончена), Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж), Падение дома Эшеров (в набросках,
1908–17); балеты – Камма (1912, концертное исполнение 1924, там же), Игры
(1913, Париж), Ящик с игрушками (детский, 1913, постановка 1919, Париж);
кантаты – лирические сцены Блудный сын (1884), Ода Франции (1917, завершена М.
Ф. Гайаром); поэма для голосов с оркестром Дева-избранница (1888); для оркестра
– дивертисмент Триумф Вакха (1882), симфоническая сюита Весна (1887), Прелюдия
к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), Ноктюрны (Облака, Празднества; Сирены
– с женским хором; 1899), 3 симфонических эскиза Море (1905), Образы (Жиги,
Иберия, Весенние хороводы, 1912); камерно-инструментальные ансамбли – сонаты
для виолончели и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для
флейты, альта и арфы (1915), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893);
для фортепиано – Бергамасская сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости
(1904), Маски (1904), Образы (1-я серия – 1905, 2-я – 1907), сюита Детский
уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь – 1910, 2-я – 1913), этюды (1915); песни и
романсы; музыка к спектаклям драматического театра, фортепианные транскрипции и
др.

И. Медведева

Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/

Время музыкальных экспериментов

В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина — у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение — «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.

Сам автор пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе», — утверждал Дебюсси.

В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.

Лучшие произведения Дебюсси

Deux Arabesques (1888/1891)

Хотя это довольно раннее произведение Дебюсси « Deux Arabesques для фортепиано», но оно уже содержит намеки на развивающийся музыкальный стиль композитора. Эта сюита является одним из самых ранних произведений импрессионизма, созданным после французской формы визуального искусства, и через музыку изображает вызывающие воспоминания сцены.

Бергамская сюита (1890, rev.1905)

Бергамасская сюита – это четырехчастная сюита для фортепиано «Прелюдия», «Менуэт», «Клер де Люн» и «Паспье». Расслабляющая музыка вдохновлена ​​стихотворением французского поэта Полем Верленом и перекликается с туманными, импрессионистическими текстурами более поздних работ Дебюсси, особенно в его самой любимой фортепианной пьесе «Clair De Lune».

Струнный квартет соль минор (1893)

Струнный квартет соль минор Дебюсси , один из его ранних шедевров, сочетает в себе манящие мелодии с волнующей ритмической свободой и проложил путь к  Prélude à L’Après-Midi D’Un Faune в следующем году. Дебюсси расширил звучание струнного квартета множеством новых текстур и тональных эффектов. С экзотическими гаммами, нетрадиционными аккордами, прогрессиями и ключевыми изменениями в музыке представлены уникальные для своего времени мелодии и гармонии.

Прелюдия к Апре-Миди Фауна (1894)

Часто говорят, что эра современной музыки началась с единственного произведения 1894 года: « Прелюдия к  апре-миди д’Юн Фауна» Клода Дебюсси  для оркестра. Основываясь на стихотворении Малларме, Дебюсси считал, что Прелюдия вызывает воспоминания «о сменяющих друг друга сценах, в которых стремления и желания фавна проходят в разгар полудня». Дебюсси до предела расширил традиционную систему клавиш и тональностей. «  Прелюдия» , одно из лучших произведений Дебюсси, является одним из самых популярных музыкальных произведений всех времен и вдохновляет многих композиторов, в том числе Леонарда Бернстайна и Булеза.

Пеллеас и Мелизанда (1902)

Pelléas Et Mélisande – единственная полностью завершенная опера Дебюсси, которая считается вехой в музыке 20-го века. Французское либретто было адаптировано из пьесы-символиста Мориса Метерлинка « Пеллеас и Мелизанда» . Дебюсси подчеркивает символизм Метерлинка удивительно оригинальной музыкой, хотя его использование мотивов для идентификации всех актеров и других сил вполне по-Вагнеровски.

La Mer (1905)

«Мер» – самое популярное и широко исполняемое концертное произведение Дебюсси. Эти три оркестровых симфонических произведения отражают почти сверхчеловеческую способность Дебюсси переводить игру света на воде и место моря в мире природы в музыкальное звучание. Программный характер этого произведения сделал его новаторским произведением музыкального импрессионизма.

Images (1905 – 1907)

Две книги « Образы» продвинули текстурную привередливость и изысканность Дебюсси, особенно «Reflets Dans L’Eau» Книги I («Размышления в воде»). В Книгу изображений II входит «Cloches à Travers Les Feuilles», вдохновленный звоном проезжающего колокола, который переносится из деревни в деревню между религиозными праздниками.

Детский уголок (1908)

Очаровательная сюита в шести частях, напоминающих сцены из детства, в том числе «Прогулка пирога Голливога», посвященная «Моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями ее отца за то, что будет дальше».

Прелюдии (1910-1913)

Первая книга из 12 прелюдий для фортепиано соло отличается новыми эффектами и оригинальным текстурным взаимодействием, с отдельными названиями в конце каждой пьесы. Вторая книга Прелюдий продолжает исследование современного фортепиано, уже знакомого по Книге 1, особенно в «Brouillards» ( «Туманы» ), которое подводит нас к грани политональности.

Jeux (1913)

Jeux , описанный Дебюсси как «Поэма Danse», премьера состоялась в Париже в 1913 году всего за две недели до Обряд весны Стравинского. Этот незабываемый балет представляет двух девочек и мальчика, которые, потеряв мяч во время вечерней игры в теннис, охотятся за ним в лунном подлеске, играя по пути в прятки. Jeux была последней оркестровой партитурой, которую Дебюсси закончил перед своей смертью в 1918 году, и является его величайшим оркестровым произведением.

Это были лучшие произведения Дебюсси: Топ 10 пьес. Следите за новостями, делитесь информацией с друзьями!

1 069

История жизни Клода Дебюсси

В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 — вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда. Поставленный в парижской 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера.

Следующий год принес цикл Эстампы (Estampes) — в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз — с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси — трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов — Трех песен Франции (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (Ftes galantes, 1904). 

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош — антидилетант, Monsieur Croche — antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов (Images, 1905-1907) последовала сюита Детский уголок (Children’s Corner, 1906-1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя). 

Дебюсси & Сати (фото Стравинского, 1910 год)

Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д’Аннунцио Мученичество св. Себастьяна (Le Martyre de Saint Sbastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры (Jeux), который был показан труппой Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. 

В том же году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками (La bооte а joujoux) — его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов (Douze tudes), посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв.

Биография Клода Дебюсси кратко

Дебюсси является великим французским композитором, критиком, дирижером, пианистом и основателем музыкального импрессионизма. Родился Ашиль Клод Дебюсси в небольшом городке в 1862 году. Отец мальчика был небогатым буржуа и держал лавку китайской посуды. С 8 – летнего возраста Клод начал учиться игре на фортепиано. Позже уроки ему давала Антуанетта Моте де Флервиль, которая утверждала, что училась у самого Шопена. Кроме того, она была тещей Верлена. И именно она посоветовала мальчику поступить в консерваторию.

В 10 лет Клод поступил в консерваторию для продолжения учебы музыке. Его педагогами были Антуан Мармонтей, Альберт Лавиньяк, известный своим увлечением традиционализмом, Франк Сезар. Уже тогда Клод имел собственную манеру игры, которая не устраивала педагогов. Когда мальчику было 16 лет, он исполнил на конкурсе сонату Шумана. И только тогда профессора консерватории оценили его по достоинству – он получил 2 место.

В начале лета одна 1880 года Дебюсси путешествует по Италии и Швейцарии с семьей Надежды фон Мекк. А лето этого года и последующего проводит в ее имении. Там он учит детей музыке и впервые знакомится с русскими композиторами: Бородиным, Балакиревым, Чайковским и другими. И это впоследствие окажет большое влияние на его творчество.

В последующие два десятилетия наступает творческое развитие Дебюсси, он начинает увлекаться «символизмом», общаться со многими известными тогда музыкантами и поэтами, пишет музыку на стихи Верлена и Бодлера. Но его произведения отличаются от классического «символизма» изяществом и утонченностью.

С начала 19 века Дебюсси отказывается от «символизма» и переключается на природу, бытовые сцены и портреты. Он выражает свое отношение к данным темам настолько реалистично, что они становятся почти осязаемыми. До сих пор спорят, кем же является Дебюсси – символистом или импрессионистом.

С того же времени Дебюсси становится музыкальным критиком. Как итог этой деятельности, он издает в 1914 году книгу «Господин Крош – антидилетант», которая содержит все его лучшие критические статьи.

Последние годы жизни Дебюсси посвятил реализации своих творческих планов: частые концерты и выступления.

Ушел из жизни Дебюсси в возрасте 54 лет. За все время творчества им создано три оперы, три балета, пять произведений для оркестра, произведения для фортепиано, камерного ансамбля, романсы и песни. Самими лучшими признаны опера «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая фантазия «Полуденный отдых фавна», прелюдии, среди которых выделяются «Шаги на снегу», «Затонувший собор» и «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны «Море», «Бергамасская сюита» и «Детский уголок» для фортепиано.

Музыка

Ранние произведения Дебюсси несколько раз исполнялись на публике, но не принесли ему громкого успеха и популярности. Несмотря на это, коллеги-композиторы признали талант молодого автора и в 1893 году приняли его в комитет Национального музыкального общества, где Клод представил только что сочиненный «Струнный квартет», который впоследствии оказал влияние на музыку Мориса Равеля.

Композитор Клод Дебюсси

В том же году произошло событие, имевшее ключевое значение для творческой биографии Дебюсси. Композитор посетил премьеру спектакля по пьесе Мориса Метерлинка “Пеллеас и Мелизанда” и решил, что эта постановка должна переродиться в оперном жанре. Вскоре Дебюсси получил согласие бельгийского автора на музыкальную адаптацию произведения и, не теряя времени, принялся за работу.

Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.

Мультфильм по композиции Клода Дебюсси «Лунный свет»

В 1900 году Клод начал посещать встречи неформального общества «Les Apaches», в которое входили молодые художники, поэты, критики и музыканты со статусом «художественных изгоев». Многие члены этой организации присутствовали на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Дебюсси под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Рецензии на это произведение были неоднозначными: одни критики считали, что композитор сделал большой шаг назад, другие хвалили силу, очарование, необычайную живость и блестящую фантазию автора.

С 1898 года Клод работал над постановкой дебютной оперы и вел переговоры с руководством парижского театра в лице Андре Мессаже и Альбера Карре. В итоге в апреле 1902-го в «Opéra-Comique» состоялась премьера “Пеллеаса и Мелизанды”, которая разделила публику на поклонников и скептиков.

Хотя мнение о новом произведении Дебюсси было неоднозначным, опера быстро стала популярной и сделала автора кавалером Ордена «Почетного легиона», известным во Франции и других странах Европы. Вокальная партитура была опубликована в мае 1902 года, а полное издание нот вышло в 1904-м.

В 1905 году в Париже Дебюсси впервые представил симфоническое произведение «Море», которое вновь породило споры, подогревавшие интерес к творчеству композитора. В конце 1900-х годов сочинения Клода часто появлялись в концертных программах на родине и за границей. Особой популярностью пользовалась сюита «Детский уголок» и ее фрагменты «Снег танцует» и «Маленький пастух».

Композиция Клода Дебюсси «Море»

Признание публики подталкивало Дебюсси к работе. В 1910-1913 годах композитор создал самые известные пьесы для фортепиано, особое место среди которых заняли «Прелюдии», состоявшие из 2 тетрадей и включавшие такие миниатюры, как «Девушка с волосами цвета льна» и «Терраса свиданий при лунном свете».

В 1914 году Клод начал работу над циклом из 6 сонат для различных инструментов, но смертельная болезнь помешала ему завершить задуманное полностью. Последним шедевром Дебюсси стало произведение для скрипки и фортепиано, написанное в 1917-м.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: