Клод моне — стиль и техника

Светозарный рассвет

В 1870 году Клод женился на Камилле Донсье, с которой познакомился за пять лет до этого. Камилла станет художнику верной подругой, будет служить ему моделью и родит двух сыновей.

В том же, 1870 году молодая пара уехала в Англию, Моне не желал участвовать во франко-прусской войне по личным убеждениям. С ними уехал и Писсарро.


Клод Моне «Сорока» (1868—1869)

В Лондоне, поразившем воображение Моне, он провел всего два года. Писал друзьям, что часами может наблюдать, как массивные тяжеловесные кварталы, словно по волшебству, меняются в волнах тумана, становясь грандиозными и прекрасными. Это откровенное любование, это восхищение знаменитым туманом особенно заметно в серии лондонских пейзажей, написанных Клодом Моне в разные годы, — видах на Парламент, Гайд-парк и Лондонский Пул.

Вернувшись во Францию, супруги Моне поселились в пригороде Парижа Аржантее, там и начался расцвет его творчества. Никогда в его картинах больше не будет такого количества света, никогда палитра не будет столь богатой. Здесь Моне напишет свои знаменитые катания на лодках и сценки из деревенской жизни, здесь создаст известнейшую картину «Прогулка. Дама под зонтиком» (1875). На манер своего первого учителя Добиньи Моне построит лодку-мастерскую, чтобы иметь возможность находить и писать натуру прямо на реке. Любую его картину того периода можно назвать шедевром.


Клод Моне «Гавань» (1874)

Это были счастливые десять лет его жизни, полные любви и творческих удач. Но в 1879 году Моне настиг жестокий удар: осенью умерла его любимая Камилла, оставив Клода с двумя детьми. Художник тяжело переживал смерть жены, это видно по его работам той поры. Прекрасную природу, виды рек и лугов сменили натюрморты с дичью, написанные в мастерской, а тона картин, написанных на пленэре, резко потемнели. Покинув Аржантей, Моне переезжал с места на место, пока не осел наконец в Живерни, где и остался до конца жизни.

Творчество

Первое признание Клоду Моне принесли его карикатуры

Озорные рисунки привлекли внимание одноклассников автора, их семьи и других жителей города. К тому времени  юноше исполнилось 15 лет, а он уже был популярен в Гавре. Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков

На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже

Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков. На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже.

Дама в зеленом платье

Так называлась первая картина Клода Моне, принесшая ему высокие оценки коллег и критиков. Это был портрет натурщицы Камиллы Леония Донсье, написанный в 1866 г.

Влюбленный в нее, Моне создал шедевр за несколько дней. Полотно привлекло взгляд за счет контраста практически не прорисованного фона и четко выписанной центральной фигуры. Девушка изображена в момент движения. Образ живой, неприукрашенный: оттенок кожи естественный, форма губ не соответствует идеалу того времени.

Впечатление. Восходящее солнце

Картину, давшую название импрессионизму, Клод Моне создал в 1872 г. Полотно писалось с натуры в старом аванпорте Гавра. Публика впервые увидела эту работу на выставке в 1874 г. После ее посещения знаменитый критик Луи Леруа написал: «Там не было ничего, кроме впечатления». Благодаря его статье, название нового стиля вошло в обиход.

На полотне огромное количество оттенков серого. Единственная яркая деталь – солнце и его первые лучи. Изображение создано резкими, размашистыми мазками. Мачты и доки практически не прописаны. Многие посетители выставки посчитали работу незавершенным наброском. Причина такой техники – желание художника успеть запечатлеть картину пока не изменится свет.

Бульвар Капуцинок

В 1873-м Клод Моне дважды написал изображение известного бульвара. Эти работы считают эталоном импрессионизма, при их создании художнику удалось передать все, что считается важным в этом стиле:

  • вибрацию воздуха;
  • изменение цвета окружающего мира под влиянием солнечного света;
  • взаимодействие света и тени.

На втором полотне бульвар запечатлен при пасмурной погоде.

На обеих картинах присутствует эффект фотографии:

  1. Часть фигур размыта. Так они выглядели бы, если бы двигались в момент съемки.
  2. Некоторые люди обрезаны, словно они не полностью попали в кадр.

Вокзал Сен-Лазар

Это первая серия картин Клода Моне, объединенных одной темой и перспективой. Была создана в 1877 г. Состоит из 12 полотен, на которых парижский вокзал показан с разных ракурсов и в разную погоду.

Моне утверждал, что не считает банальным повторение одного и того же сюжета. Главный персонаж его картин – свет и его игра, а не здания или поезда. Живописцем двигало желание показать, как изменение освещения меняет облик города. После он многократно писал аналогичные серии с другими сюжетами.

Руанский собор

Цикл создавался с 1890 г. по 1895 г. В него входит 30 законченных картин. Некоторые наброски Клод не закончил, некоторые уничтожил.

Эта серия считается искусствоведами самой исчерпывающей из работ Моне. В ней ему удалось в полной мере раскрыть контраст между постоянным, монументальным (собор) и изменчивым, мимолетным (свет). Чтобы лучше передать игру солнечных лучей на камне, художник концентрируется на отдельных фрагментах здания, а не рисует его целиком.

Нимфеи (водяные лилии)

Самым масштабным циклом, написанным Клодом Моне, стали картины, изображающие кувшинки. По разным данным серия включает от 250 до 300 холстов. Работа над ними велась с 1900 г. почти до самой смерти живописца. На всех полотнах изображен цветник усадьбы художника. Поскольку лилии цветут очень короткое время, большинство полотен написано не с натуры, а по памяти.

Другие работы

У Клода Моне несколько сотен картин. Наиболее известные из не вошедших в обзор полотен:

  1. «Женщины в саду».
  2. «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее».
  3. «Прогулка. Дама с зонтиком».
  4. «Сад художника в Живерни».
  5. «Поле маков у Аржантёя».
  6. Цикл из 10 полотен «Долина Грёз».
  7. Серия «Стога», включающая 22 работы.
  8. «Тополя» – 11 картин.
  9. Цикл «Лондон», в рамках которого написано 38 видов города.
  10. «Венеция» – серия из 28 картин

На многих холстах Моне изображены жена и старший сын. Камилла была единственной натурщицей даже для тех работ, где присутствуют несколько персонажей. Например, с нее написаны все 3 дамы на полотне «Женщины в саду».

1860

• Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К.Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане. • Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. • Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений «влажной» живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.

Признанный гений

Потерявшему любимую жену Клоду Моне казалось, что все кончено. Но у него впереди было еще сорок три года жизни.

В 1878 году, при жизни Камиллы, супруги Моне приютили у себя семью Эрнеста Ошеде, разорившегося французского финансиста, который в свое время поддерживал художника, заказывая ему картины. Семейство Ошеде сопровождало художника с сыновьями и после смерти мадам Моне. Спустя семь лет после переезда в Живерни Клод Моне выкупил дом и землю, чтобы разбить сад. Там он обрел пристанище. Получив специальное разрешение, художник отвел к своему имению воды реки Эпт и устроил пруды. По желанию хозяина в саду росли только голубые и розовые цветы, а пруды были полны кувшинок. После кончины Эрнеста Ошеде Моне женился на его вдове Алисе, приняв как родных и ее детей. В дом мастера вернулось счастье.

Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар» (1877)

Творческая манера художника изменилась. Сначала он написал серию картин на вокзале Сен-Лазар: объединенные местом написания, все полотна имеют разную композицию. Увидев их, Эмиль Золя объявил, что отныне художниками найдена еще одна тема для раскрытия — вокзалы, ничуть не уступающая теме лесов и рек, которую раскрывали отцы и деды современных мастеров.

В 1886 году Моне на время поселился в рыбацкой хижине на небольшом острове Бель-Иль, где написал серию картин с изображением прибрежных скал. Именно так живописец открыл свой метод письма, который принес ему мировую славу и признание. Он писал один и тот же сюжет сразу на нескольких полотнах, недолго (не более получаса) работая над каждой картиной в одно и то же время суток. Так, час за часом меняя на мольберте картины, Моне методично, день за днем создавал всю серию.

Первыми в такой технике были написаны «Стога», выставленные в галерее Дюран-Рюэля и проданные за три дня. За «Стогами» последовали «Тополя», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо», «Здание Парламента», «Японский мостик», «Водяные лилии» и «Нимфеи».

Первой работой Моне, оказавшейся в России, стало полотно «Скалы в Бель-Иль», которую в 1898 г. привез из Европы коллекционер Сергей Щукин

Клод Моне «Водяные лилии» (ок 1915). Любимым цветком Моне была лилия. За свою жизнь он написал больше 300 картин с изображениями лилий

В последние годы Моне страдал от болезни глаз, перенес операцию и сетовал, что обречен, воевать с природой, противником вечно юным, а сам стареет и теряет силы.

Клод Моне умер в 1926 году в Живерни, пережив всех своих друзей и соратников, не только первую, но и вторую жену и старшего сына Жана. Он оставил человечеству в наследство свое творчество — целую эпоху, давшую жизнь, по сути, всему современному искусству.

Поделиться ссылкой

Лондон 1899 — 1904

• На манеру Моне очень сильно повлияли работы английского пейзажиста Дж.М.У.Тёрнера. Моне очень интересовался творчеством Тёрнера и с восхищением отзывался о его знаменитых картинах. • Сам Моне писал пейзажи Темзы с 1899 по 1904 год. Предполагая, что его лондонские картины будут сравнивать с работами Тёрнера, он воспринял это как вызов и принял его. Когда Моне представил свои картины на выставке 1904 года, критики были потрясены мощью таланта художника. • Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1904 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере.

• Здание парламента в Лондоне Моне писал в 1902—1904 годах, создав целую серию полотен на эту тему, состоящую из тридцати семи холстов. В картине ГМИИ изображен последний из мотивов, над которым К. Моне работал после своего второго путешествия в Лондон (1901 — 1903). Серия видов Лондона была показана на выставке в галерее ДюранРюэля в Париже в 1904 году. С 1918 года картина в собрании серея Ивановича Щукина.

Ранняя жизнь и карьера

Один из самых известных художников в истории искусства и ведущая фигура в движении импрессионистов, чьи работы можно увидеть в музеях по всему миру, Оскар Клод Моне (некоторые источники говорят, Клод Оскар) родился 14 ноября 1840 года в Париже, Франция. Отец Моне, Адольф, занимался семейным морским бизнесом, в то время как его мать, Луиза, была домохозяйкой. Талантливая певица Луиза также любила поэзию и была идеальной хозяйкой.

В 1845 году, в возрасте 5 лет, Моне вместе с семьей переехал в Гавр, портовый город в Нормандии. Он вырос со своим старшим братом, Леоном. Хотя он, был порядочным студентом, Моне не нравилось сидеть в классе. Он рвался на волю. В раннем возрасте у Моне развилась любовь к рисованию. Он обрисовал свои учебники эскизами людей, в том числе карикатурами на своих учителей. В то время как его мать поддержала его творческие усилия, отец Моне хотел, чтобы он ушел в бизнес. Моне сильно пострадал после смерти его матери в 1857 году.

В обществе, Моне стал хорошо известен своими карикатурами и рисунками многих жителей города

После встречи с Юджином Будином, местным художником-пейзажистом, Моне начал в своей работе уделять внимание природному миру. Будин приучил его к живописи на открытом воздухе, или пленэрной живописи, которая позже станет краеугольным камнем работы Моне

В 1859 году Моне решил переехать в Париж, чтобы продолжить свое искусство. Там он находился под сильным влиянием картин Барбизонской школы и поступил в качестве студента в Академию Свисс. В это время Моне встретил товарища художника Камиля Писсарро, который станет близким другом на протяжении многих лет.

С 1861 по 1862 года, Моне служил в армии в Алжире, но вскоре был освобожден по состоянию здоровья. Вернувшись в Париж, Моне учился у Шарля Глейра. Через Глейра Моне познакомился с несколькими другими художниками, такими как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль, они стали друзьями

Он также получает советы и поддержку от Иоганна Бартольда Джонкинда, пейзажиста, который оказал важное влияние на молодого художника

Моне нравилось работать на открытом воздухе и иногда эти живописные приключения сопровождались Ренуаром, Сислеем и Базилем. Моне получил признание в Салоне 1865 года, ежегодном художественном шоу в Париже, на шоу были выбраны две его картины морских пейзажей. Хотя работы Моне получили некоторую критическую оценку, он все таки заработал кое-какие финансы.

В следующем году Моне был снова отобран для участия в Салоне. На этот раз чиновники выбрали пейзаж и портрет Камиллы (другое название Женщина в зеленом), в котором фигурировала его возлюбленная и будущая жена, Камиль Донсье. Донсье была из бедной семьи и существенно моложе Моне. Она служила музой для него, изображенная на многочисленных картинах в течение всей ее жизни. Пара с трудом родила своего первенца, Жана, в 1867 году. Моне был в тяжелом финансовом положении, и его отец не желал ему помогать. Моне был в отчаянии вплоть до того, что в 1868 году он предпринял попытку самоубийства, пытался утопиться в реке Сена.

К счастью, Моне и Камилле вскоре повезло: Луи-Иоахим Гуадиберт стал покровителем работ Моне, и это позволило художнику продолжить свою работу и заботиться о семье. Моне и Камилла поженились в июне 1870 года, а после начала Франко-прусской войны, парочка сбежала с сыном в Лондон, Англия. Там Моне встретил Дюран-Рюэля, который стал его первым арт-дилером.

Вернувшись во Францию после войны, в 1872 году, Моне в конце концов поселился в Аржантее, промышленном городе к западу от Парижа, и стал развивать свою собственную технику. Во время его пребывания в Аржантее, Моне встречался со многими своими друзьями-художниками, в том числе Ренуаром, Писсарро и Эдуардом Мане, который, в более позднем интервью по словам Моне, сначала ненавидел его, потому что люди путали их имена. Вместе с несколькими другими художниками, Моне помог сформировать несколько сообществ: Société Anonyme des Artistes, Peintres, Sculpteurs, Graveurs, где они в качестве альтернативы Салону выставляли свои работы.

Моне иногда был расстроен своими работами. Он уничтожил ряд картин, по различным оценкам это могло быть более 500 работ. Моне просто сжигал, резал или выбрасывал свои работы. В дополнение к этим вспышкам гнева, он страдал от приступов депрессии и неуверенности в себе.

Рождение самобытного художника

У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.

Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.

Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годыМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):

После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».

Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 годМестонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия

Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:

В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.

Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.

Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Сын парижского бакалейщика

У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда  и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.

Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.

Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.

Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 годМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.

Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.

Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.

Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи

Клод Моне. Начало пути

Родившись в Париже в 1840 г., Клод Моне через 5 лет переехал в Нормандию. Юноша с детства проявил тягу к рисованию, но выбрал жанр карикатуры.

В 17 лет Моне знакомится с Эженом Буденом, который научил его искусству пейзажных зарисовок. До знакомства с ним рисование с натуры, морские пейзажи Клод Моне не считал стоящими и даже относился к ним с презрением. 1859 – год возвращения юного художника на родину, в Париж. Там он продолжал рисовать в мастерской бедных художников.

Переломным моментом в судьбе и творчестве Моне считают поступление на факультет искусств Парижского университета. Там он знакомится с О. Ренуаром, А. Сислеем и Ф. Базилем – талантливыми молодыми художниками, вместе с которыми ему было суждено изменить историю мировой живописи.

Вторая жизнь

После смерти жены Клод Моне вскоре женится на Алисе Ошеде. Они вместе уезжают в Живерни и художник начинает снова пытаться найти то, за что его полюбят. Моне, окруженный детьми, каждый день шел в поле и рисовал там с раннего утра до позднего вечера. Наконец, картины начинают покупать. Он сильно испортил зрение, но все равно не останавливался. Ему поставили катаракту, и художник практически слепнет. Он перестал различать голубой и черный, но все еще писал. Художнику предлагают операцию и он соглашается. Все проходит успешно, и Моне снова возвращается в строй.

Ему становится мало того, что он видит вокруг, и Клод решает превратить огородик возле дома в цветущий сад. Он засадил пространство самыми разными кустами, цветами, травами, а в пруд пустил свои знаменитые кувшинки.

Моне изнурял себя работой, он писал все новые шедевры, а старые уничтожал. Он не хотел оставлять после себя посредственные работы, которые никто не оценил.

Клод Моне всю жизнь провел за любимым занятием. Он жил в любви, окруженный заботой и пониманием любимых женщин и детей. И сегодня сад, которому дал жизнь великий художник, находится под охраной мирового художественного общества, а на его содержание люди жертвуют деньги.

НОВАЯ ТЕХНИКА

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи

Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен»

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

Вода, природа и восток

Весной 1859 года в Париже Клод Моне поступил на обучение в Академию Сюиса. Он общался с Делакруа, Готье и Тройоном, постоянно писал о своих впечатлениях Будену. Подружившись с Камилем Писсарро, посещал собрания реалистов во главе с Курбе. Моне впитывал в себя искусство пейзажа, восхищался барбизонцами Коро, Руссо, а особенно Добиньи.

В 1860 году Моне призвали в армию. Его часть была расположена в Алжире, где Клоду предстояло провести два года, что сильно повлияло на его художественное восприятие мира. В 1862 году из-за болезни его отправили обратно во Францию.

Друзья посоветовали ему поступить в мастерскую Глейра, чтобы освоить рисунок. Моне категорически не хотел у него учиться, но студию посещал и знакомился там с теми, кто впоследствии составит костяк группы импрессионистов, — Сислеем, Базилем и Ренуаром, дружба с которыми продлится долгие годы.

Конечно, как и на остальных импрессионистов, огромное влияние на Клода Моне оказала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», да и весь Салон отверженных 1863 года. Вскоре мастерская Глейра закрылась, и молодые художники стали ездить в Онфлёр на пленэр.

В 1865 году Моне впервые представил свои картины для выставки в Салоне, и два его морских пейзажа удостоились скромной похвалы: критики отметили чувство гармонии и цвета, присущее живописцу. Хотя Моне работал в манере, близкой к реализму Курбе, его не оставляла мысль о пленэре. Вдохновленный полотном Мане, в Онфлёре он написал множество этюдов для картины, которой он позже дал то же название — «Завтрак на траве», но по размаху постарался превзойти учителя. Это полотно вместило двенадцать фигур в полный рост.

Моне и Ренуар всерьез взялись за исследование световых и цветовых принципов и нюансов работы на пленэре. На берегу одного из притоков Сены они нашли очень живописное место, куда постоянно приезжали отдыхать богатые столичные жители. Там были купальни, кафе на воде, а изменчивость природы особенно ярко видна в постоянном переливе отражений на воде. Многочисленные зарисовки, этюды, а особенно серии картин обоих художников сделали знаменитым это кафе под названием «Лягушатник».

В 1867 г. Клод Моне писал картину «Женщины в саду». Художник неподвижно сидел перед полотном, и его спросили, почему он не пишет. Моне только покачал головой: «Не могу. Нет солнца». И действительно продолжил работу только после того, как облако перестало заслонять светило

По полотнам Моне тех лет нетрудно заметить, что он, как и все импрессионисты, одно время всерьез увлекался восточным искусством, а именно японской графикой. Но Клод, в отличие от товарищей, сохранил интерес к ней до конца жизни. Благодаря этому глубокому увлечению Моне сумел открыть и воплотить в импрессионизме необычные композиционные эффекты, совершенно не свойственные прежнему западному искусству. Художник много раз отмечал, что японская ксилография отличается острым ракурсом и драматической обрезкой композиции. Вот откуда взялись на картинах «впечатлистов» такие странные для их современников углы зрения на изображаемый объект и неожиданные границы полотен. Где это видано, чтобы фигуры выходили за размер холста, а значит, были написаны наполовину!

Клод Моне «Камилла в японском кимоно» (1867)

Влияние японского искусства можно проследить на всех последующих картинах Моне, хотя со временем он преобразовывал и все больше перерабатывал его в собственном стиле.

Начало импрессионизма

В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Это была его версия одноименной картины Э.Мане, которую он решил переплюнуть, сделав полотно в 4 раза больше. Клод стремился написать картину до открытия салона, но из-за поврежденной ноги сделать это не успел, поэтому до нас дошли лишь два фрагмента. Художник попытался поместить фигуры на естественном фоне, сделав акцент на природные объекты. Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К.Донсье. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде.

Следующая картина «Женщина в саду» создавалась полностью на пленэре, для чего живописец вырыл специальную траншею, чтобы двухметровое полотно могло перемещаться вверх-вниз. Во время написания он долго ожидал нужного освещения, и только после этого приступал к работе. Моне был убежден, что картина должна быть выполнена на основе определенной световой схемы. Несмотря на все старания, жюри салона 1867 года отклонило эту работу.

Рубеж 60─70 годов XIX века Моне проведет вновь в привычной бедности, часто переезжая в поисках лучшей доли. Живший неподалеку О. Ренуар даже воровал хлеб у собственной матери, чтобы накормить семью друга.

Биография

Основные события в жизни:

  1. 1860 г. – Моне призывают в армию. В армии он заболевает брюшным тифом. За счет своей тети Клод откупается от военной и службы и уже в 1861 году возвращается домой.
  2. 1861 г. – художник поступает в университет искусств. Там он разочаровывается в том, как преподносится живопись и покидает учебное заведение. Затем он поступает в студию живописи, которую создал Шарль Глейр. Здесь он заводит знакомство с другими художниками, такими как Огюст Ренуар, Фредерик Базиль. По манере написания работ они были очень похожи между собой. В дальнейшем эти художники стали костяком группы импрессионистов.
  3. 1860 г. – Моне рисует портрет Камиллы Донсье. Этот портрет приносит ему известность. Вскоре сама Камилла становится женой Клода.
  4. 1870 г. – Клод уезжает в Англию, когда начинается франко-прусская война. В Англии он знакомится с картинами Констбела и Тёрнера. Также Моне удается познакомиться с человеком, который занимался продажей картин. Данное знакомство позволило ему решить его материальные проблемы.
  5. 1871 г. – Клоду отказывают в участии в выставке картин Королевской академии. Он покидает Лондон и приезжает жить в Нидерланды. Здесь он создает 25 работ. В Нидерландах художника начинают подозревать в революционной деятельности.
  6. 1872 г. – Моне возвращается во Францию. Здесь он рисует известное произведение «Впечатление. Восходящее солнце». Данное произведение дало наименование группе импрессионистов. Картина в 1874 году приняла участие на выставке импрессионистов. Их основная цель заключалась в чувствах к красоте одного мига. Рисование они осуществляли большими мазками и применяли чистые цвета, отказавшись от смешивания красок. Моне не использовал линии. Он проводил их замену мазками. Он в особенности любил лицезреть, как меняется природа, и передавал это в своих работах.
  7. 1871-1878 г. – Клод живет в Аржантее. Это село, которое находится около Парижа. Здесь он покупает дом и создает много известных работ. Среди них: «Впечатление», «Поле маков у Аржантея». В Аржантее художник живет несколько счастливых лет. Здесь он пишет Сену, ее окрестности, мосты и парусники. В 1874 г. художник на короткий период возвращается в Нидерланды.
  8. В 1880-1881 г. – к Клоду обращается Дюран Рюэль с предложением покупки и продажи его произведений. После этой сделки дела Клода стремительно поднялись в гору. Публику все больше начинают интересовать его картины.
  9. 1889-1891 г. – Моне создает серию из 22 работ, которая называется «Стога».
  10. 1892 г. – художником написано 11 картин. Серия называется «Тополя».
  11. 1883 г. – художник, поднакопив денег, покупает дом в Живерни. Живерня находится на берегу Сены. В этом месте происходят главные трагедии в жизни художника. Они связаны с уходом из жизни жены и старшего сына. Однако его финансовое положение в этот период хорошее, так как его картины хорошо продавались. В Живерни Клод продолжает создавать свои произведения и разводит большой сад. Помимо художественных талантов, Моне увлекался садоводством. В своем саду он создал много картин. Моне рисовал ни одну работу за раз: сначала он уделял несколько часов одному произведению, а затем переходил к другому. За счет этого он мог зафиксировать разное освещение. Он передает тонкости освещения в своих работах. К примеру, в серии с картинами с мысом Антиб, он представил работы в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем свете.
  12. 1904 г. – создана серия Лондон из 38 картин.
  13. 1912 г. – врачами Клоду поставлен диагноз двойной катаракты. По этой причине проводится оперативное вмешательство. Однако он не оставляет своего дела. На левом глазу ему удалили хрусталик. Клод вновь начинает видеть, но ультрафиолет кажется ему как голубой или лиловый. За счет этого его произведения приобретают новые цвета. Лилии в своей знаменитой картине «Водяные лилии» он видел в ультрафиолетовом диапазоне голубоватыми, когда для других они были просто белыми. Эта картина является самой дорогой картиной Клода.
  14. В 1920 г. выстроены два музея в Оранжери для того, чтобы хранить 8 фресок Моне с Нимфеями.
  15. 1926 г. – Моне умирает от рака легких. Он скончался в Живерни. Его возраст на момент смерти — 86 лет. Его похоронили на местном кладбище около церкви. Художник пожелал, чтобы прощание с ним было не торжественным. По этой причине на церемонию прощания посетило всего 50 человек.

Клод Моне в 1920 году

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: