Признанный гений
Потерявшему любимую жену Клоду Моне казалось, что все кончено. Но у него впереди было еще сорок три года жизни.
В 1878 году, при жизни Камиллы, супруги Моне приютили у себя семью Эрнеста Ошеде, разорившегося французского финансиста, который в свое время поддерживал художника, заказывая ему картины. Семейство Ошеде сопровождало художника с сыновьями и после смерти мадам Моне. Спустя семь лет после переезда в Живерни Клод Моне выкупил дом и землю, чтобы разбить сад. Там он обрел пристанище. Получив специальное разрешение, художник отвел к своему имению воды реки Эпт и устроил пруды. По желанию хозяина в саду росли только голубые и розовые цветы, а пруды были полны кувшинок. После кончины Эрнеста Ошеде Моне женился на его вдове Алисе, приняв как родных и ее детей. В дом мастера вернулось счастье.
Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар» (1877)
Творческая манера художника изменилась. Сначала он написал серию картин на вокзале Сен-Лазар: объединенные местом написания, все полотна имеют разную композицию. Увидев их, Эмиль Золя объявил, что отныне художниками найдена еще одна тема для раскрытия — вокзалы, ничуть не уступающая теме лесов и рек, которую раскрывали отцы и деды современных мастеров.
В 1886 году Моне на время поселился в рыбацкой хижине на небольшом острове Бель-Иль, где написал серию картин с изображением прибрежных скал. Именно так живописец открыл свой метод письма, который принес ему мировую славу и признание. Он писал один и тот же сюжет сразу на нескольких полотнах, недолго (не более получаса) работая над каждой картиной в одно и то же время суток. Так, час за часом меняя на мольберте картины, Моне методично, день за днем создавал всю серию.
Первыми в такой технике были написаны «Стога», выставленные в галерее Дюран-Рюэля и проданные за три дня. За «Стогами» последовали «Тополя», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо», «Здание Парламента», «Японский мостик», «Водяные лилии» и «Нимфеи».
Первой работой Моне, оказавшейся в России, стало полотно «Скалы в Бель-Иль», которую в 1898 г. привез из Европы коллекционер Сергей Щукин
Клод Моне «Водяные лилии» (ок 1915). Любимым цветком Моне была лилия. За свою жизнь он написал больше 300 картин с изображениями лилий
В последние годы Моне страдал от болезни глаз, перенес операцию и сетовал, что обречен, воевать с природой, противником вечно юным, а сам стареет и теряет силы.
Клод Моне умер в 1926 году в Живерни, пережив всех своих друзей и соратников, не только первую, но и вторую жену и старшего сына Жана. Он оставил человечеству в наследство свое творчество — целую эпоху, давшую жизнь, по сути, всему современному искусству.
Поделиться ссылкой
Другие биографии:
-
Александр Сергеевич Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии
-
Лавр Корнилов
Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.
-
Джонатан Свифт
Свифт – англо-ирландский писатель, философ, поэт и общественный деятель. Он появился в семье английских колонизаторов
-
Жюль Верн
Жюль Верн — французский писатель, рожденный 8 февраля 1828 года. Жюль стал первым ребенком в семье, а позже у него появились брат и три сестры. В возрасте шести лет будущего писателя направили в пансион
-
Джеймс Кук
Джеймс Кук – выдающийся английский мореплаватель и первооткрыватель, совершивший 3 кругосветных путешествия.
Биография
Основные события в жизни:
- 1860 г. – Моне призывают в армию. В армии он заболевает брюшным тифом. За счет своей тети Клод откупается от военной и службы и уже в 1861 году возвращается домой.
- 1861 г. – художник поступает в университет искусств. Там он разочаровывается в том, как преподносится живопись и покидает учебное заведение. Затем он поступает в студию живописи, которую создал Шарль Глейр. Здесь он заводит знакомство с другими художниками, такими как Огюст Ренуар, Фредерик Базиль. По манере написания работ они были очень похожи между собой. В дальнейшем эти художники стали костяком группы импрессионистов.
- 1860 г. – Моне рисует портрет Камиллы Донсье. Этот портрет приносит ему известность. Вскоре сама Камилла становится женой Клода.
- 1870 г. – Клод уезжает в Англию, когда начинается франко-прусская война. В Англии он знакомится с картинами Констбела и Тёрнера. Также Моне удается познакомиться с человеком, который занимался продажей картин. Данное знакомство позволило ему решить его материальные проблемы.
- 1871 г. – Клоду отказывают в участии в выставке картин Королевской академии. Он покидает Лондон и приезжает жить в Нидерланды. Здесь он создает 25 работ. В Нидерландах художника начинают подозревать в революционной деятельности.
- 1872 г. – Моне возвращается во Францию. Здесь он рисует известное произведение «Впечатление. Восходящее солнце». Данное произведение дало наименование группе импрессионистов. Картина в 1874 году приняла участие на выставке импрессионистов. Их основная цель заключалась в чувствах к красоте одного мига. Рисование они осуществляли большими мазками и применяли чистые цвета, отказавшись от смешивания красок. Моне не использовал линии. Он проводил их замену мазками. Он в особенности любил лицезреть, как меняется природа, и передавал это в своих работах.
- 1871-1878 г. – Клод живет в Аржантее. Это село, которое находится около Парижа. Здесь он покупает дом и создает много известных работ. Среди них: «Впечатление», «Поле маков у Аржантея». В Аржантее художник живет несколько счастливых лет. Здесь он пишет Сену, ее окрестности, мосты и парусники. В 1874 г. художник на короткий период возвращается в Нидерланды.
- В 1880-1881 г. – к Клоду обращается Дюран Рюэль с предложением покупки и продажи его произведений. После этой сделки дела Клода стремительно поднялись в гору. Публику все больше начинают интересовать его картины.
- 1889-1891 г. – Моне создает серию из 22 работ, которая называется «Стога».
- 1892 г. – художником написано 11 картин. Серия называется «Тополя».
- 1883 г. – художник, поднакопив денег, покупает дом в Живерни. Живерня находится на берегу Сены. В этом месте происходят главные трагедии в жизни художника. Они связаны с уходом из жизни жены и старшего сына. Однако его финансовое положение в этот период хорошее, так как его картины хорошо продавались. В Живерни Клод продолжает создавать свои произведения и разводит большой сад. Помимо художественных талантов, Моне увлекался садоводством. В своем саду он создал много картин. Моне рисовал ни одну работу за раз: сначала он уделял несколько часов одному произведению, а затем переходил к другому. За счет этого он мог зафиксировать разное освещение. Он передает тонкости освещения в своих работах. К примеру, в серии с картинами с мысом Антиб, он представил работы в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем свете.
- 1904 г. – создана серия Лондон из 38 картин.
- 1912 г. – врачами Клоду поставлен диагноз двойной катаракты. По этой причине проводится оперативное вмешательство. Однако он не оставляет своего дела. На левом глазу ему удалили хрусталик. Клод вновь начинает видеть, но ультрафиолет кажется ему как голубой или лиловый. За счет этого его произведения приобретают новые цвета. Лилии в своей знаменитой картине «Водяные лилии» он видел в ультрафиолетовом диапазоне голубоватыми, когда для других они были просто белыми. Эта картина является самой дорогой картиной Клода.
- В 1920 г. выстроены два музея в Оранжери для того, чтобы хранить 8 фресок Моне с Нимфеями.
- 1926 г. – Моне умирает от рака легких. Он скончался в Живерни. Его возраст на момент смерти — 86 лет. Его похоронили на местном кладбище около церкви. Художник пожелал, чтобы прощание с ним было не торжественным. По этой причине на церемонию прощания посетило всего 50 человек.
Клод Моне в 1920 году
ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ
В 1866 году Клод Моне создает портрет Камиллы Донсьё. Позже Камилла стала женой художника, у них родился сын Жан.
Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.
Возвращение из Англии ознаменовает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея»,»Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце»,»Впечатление. Восход солнца». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Моне участвовал во множестве выставок. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. Гонимый нуждой, перебиваясь изредка проданными картинами, Клод Моне проживает там, где позволяет кошелек: в Аржантее, в Ветее, в Пуасси и оставшуюся жизнь — в Живерни.
Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его жизни. Тяжело заболевает его супруга Камилла. С рождением второго ребенка усиливается нищета, в которой живет семья.
В 1879 году его первая жена Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 году Клод Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ранее, до этого Алиса вела хозяйство и воспитывать детей от первого брака Клода. В 1883 году Клод Моне с супругой переезжает в Живерни, расположенном недалеко от Парижа. Алиса умерла в 1911 году, но Клоду Моне предстояло пережить так же и смерть старшего сына Жана в 1914 году.
В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный успех. Вскоре финансовые дела Клода Моне настолько поправилось, что он смог купить дом в Живерни, где он прожил до конца своих дней. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин
Все внимание Моне сосредоточено на выразительности удивительной цветовой гаммы мазка в отрыве от предметной соотнесенности. Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно. На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»)
На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»).
По пути импрессионизма
Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.
Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 годМестонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США
Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :
Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 годМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.
Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.
Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 годМестонахождение: Частная коллекция
Карьера
Эжен Буден убедил Клода Моне в необходимости пройти обучение и Моне отправился в Париж, где учился в школе для бедных художников, посещал выставки, галереи. В 1861 году его призвали на военную службу в кавалерийские войска и отправили в Алжир. Из 7 положенных лет на службе он пробыл всего 2, а потом заболел брюшным тифом и вернулся домой после лечения.
Желание учиться и рисовать что-то более серьезное привело Моне в студию Шарля Глейера. Там он познакомился с несколькими талантливыми художниками того времени, имеющими взгляды на живопись, схожие с его собственными. Первыми картинами Моне стали:
- «Завтрак на траве»;
- «Дама в зеленом»;
- «Женщина в саду».
Импрессионизм
Клод Моне стал одним из основоположников нового направления в живописи — импрессионизма. Главная цель художников-импрессионистов — почувствовать красоту момента и выразить это на полотне. Они писали крупными мазками, использовали чистые цвета, отказываясь от привычного смешивания.
Клод Моне пренебрегал линиями и заменял их отдельными короткими мазками. Он любил наблюдать за тем, как менялась природа в зависимости от погодных условий, и старался передать это на полотнах. Глядя на его картины, можно даже прочувствовать едва уловимое движение ветра.
С началом Франко-прусской войны Моне уехал в Англию, где познакомился с человеком, который продавал картины. Это знакомство привело к долгосрочному сотрудничеству. Клоду Моне удалось решить материальные проблемы, купить домик на родине в Аржантее. Там он прожил несколько счастливых лет. В этот период ему удалось написать одни из самых удачных своих произведений:
- «Впечатление. Восход солнца»;
- «Поле маков у Аржантея».
Клод Моне любил рисовать целые серии произведений. Это были полотна, объединенные общей темой. Написание нескольких картин позволяло художнику лучше раскрыть красоту каких-либо мест, либо характер человека. Одни из самых знаменитых серий:
- «Стога» (1881-1891 годы, 22 картины);
- «Тополя» (1892 год, 20 картин);
- «Руанский собор» (1895 год,30 картин);
- «Нимфеи. Пейзажи воды» (1900 год, 25 панно).
Чуть позже художником была написана вторая серия «Нимфеи». Пейзажи воды получались у него удивительно хорошо. Картины быстро продавались на самых престижных аукционах.
Жизнь в Живерни
Поднакопив денег, Клод Моне решил переехать в деревню Живерни, расположенную на берегу Сены. В этот период в жизни художника произошли трагические события, связанные со смертью жены и старшего сына. Но в финансовом плане все было очень неплохо, так как картины его пользовались большим спросом.
В Живерни Клод Моне не только продолжал творить, но и значительно расширил свой сад. Художник был еще и отличным садовником. Ему нравилось созерцать результат своих трудов, отдыхать в тени деревьев. В своем саду он творил. Там же он освоил новую технику написания шедевров. Он писал сразу несколько картин и мог уделить пару часов на написание одной работы, затем перейти к другой. Это позволяло поймать разное освещение и воплотить на полотне. Также он пробует передавать нюансы освещения в сериях картин. Например, серия картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.
Начало импрессионизма
В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Это была его версия одноименной картины Э.Мане, которую он решил переплюнуть, сделав полотно в 4 раза больше. Клод стремился написать картину до открытия салона, но из-за поврежденной ноги сделать это не успел, поэтому до нас дошли лишь два фрагмента. Художник попытался поместить фигуры на естественном фоне, сделав акцент на природные объекты. Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К.Донсье. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде.
Следующая картина «Женщина в саду» создавалась полностью на пленэре, для чего живописец вырыл специальную траншею, чтобы двухметровое полотно могло перемещаться вверх-вниз. Во время написания он долго ожидал нужного освещения, и только после этого приступал к работе. Моне был убежден, что картина должна быть выполнена на основе определенной световой схемы. Несмотря на все старания, жюри салона 1867 года отклонило эту работу.
Рубеж 60─70 годов XIX века Моне проведет вновь в привычной бедности, часто переезжая в поисках лучшей доли. Живший неподалеку О. Ренуар даже воровал хлеб у собственной матери, чтобы накормить семью друга.
ТАЛАНТ К РИСОВАНИЮ
В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного — рисования, где Клод проявлял врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела, хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.
Приблизительно в тоже время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе, поскольку считал, что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом. Много лет спустя он писал Будену: «Я не забыл о том, что именно вы первым научили меня видеть и понимать».
1859-1860 годы Моне — отцу все-таки пришлось отпустить сына — проводить в Париж, где тот изучает искусство. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца. Однако в 1861 — 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощь, давая уроки мастерства.
По дорогам жизни
В 1892 году, когда муж возлюбленной Алисы умер, Моне наконец-то смог на ней жениться. Этот год ещё отмечен началом работы Клода над серией картин, посвященных Руанскому собору. В течение двух лет он написал 22 полотна.
К сожалению, до сегодняшнего момента из них сохранилось лишь 15. К этому времени импрессионизм, как направление живописи, уже становился классикой, всех художников, стоявших у его истоков, признали, они были известны и уважаемы. В их число входил и Клод Моне.
Клод Моне «Руанский собор вечером», 1894 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
В 1899 году художник начинает работу над своей, пожалуй, самой известной серией под общим названием «Кувшинки». Пишет эти картины Моне в своем саду, работу над ними он будет вести практически до самого исхода своих дней. Кувшинкам автор посвятил 13 картин, а лилиям – целых 48. «Пруд с кувшинками» на сегодняшний день занимает 9 место среди самых дорогих полотен мира. Эта картина была приобретена в частную коллекцию.
С 1908 года Моне стал ощущать проявившуюся у него катаракту – тяжелую болезнь глаз. Для художника, конечно, это большая трагедия, ведь один из его главных инструментов – это глаза. В этом же году художник побывал в Венеции, где написал «Палаццо Дарио», и изучил доступные в музеях и церквях работы таких мастеров прошлого, как Тициан и Веронезе. В 1911 году умерла вторая любовь живописца Алиса Гошеде, а болезнь глаз усилилась.
В 1923 году художнику сделали две операции на глазах, и они оказались успешными, Моне наконец-то вновь прозрел. В эту пору за пожилым отцом ухаживала Бланш Гошеде-Моне – приемная дочь. В последние годы Клод страдал от тяжелой депрессии, он бросил рисовать и уничтожил многие из своих последних работ.
Клод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция
Клод Моне ушел из жизни, когда ему было 86 лет, 5 декабря 1926 года. Многие работы этого уникального живописца хранятся сегодня в самых престижных музеях мира, несколько картин Моне выставляются и в России.
На обложке: Каролюс-Дюран «Портрет Клода Моне», 1867 год. Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Творчество
Первое признание Клоду Моне принесли его карикатуры
Озорные рисунки привлекли внимание одноклассников автора, их семьи и других жителей города. К тому времени юноше исполнилось 15 лет, а он уже был популярен в Гавре. Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков
На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже
Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков. На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже.
Дама в зеленом платье
Так называлась первая картина Клода Моне, принесшая ему высокие оценки коллег и критиков. Это был портрет натурщицы Камиллы Леония Донсье, написанный в 1866 г.
Влюбленный в нее, Моне создал шедевр за несколько дней. Полотно привлекло взгляд за счет контраста практически не прорисованного фона и четко выписанной центральной фигуры. Девушка изображена в момент движения. Образ живой, неприукрашенный: оттенок кожи естественный, форма губ не соответствует идеалу того времени.
Впечатление. Восходящее солнце
Картину, давшую название импрессионизму, Клод Моне создал в 1872 г. Полотно писалось с натуры в старом аванпорте Гавра. Публика впервые увидела эту работу на выставке в 1874 г. После ее посещения знаменитый критик Луи Леруа написал: «Там не было ничего, кроме впечатления». Благодаря его статье, название нового стиля вошло в обиход.
На полотне огромное количество оттенков серого. Единственная яркая деталь – солнце и его первые лучи. Изображение создано резкими, размашистыми мазками. Мачты и доки практически не прописаны. Многие посетители выставки посчитали работу незавершенным наброском. Причина такой техники – желание художника успеть запечатлеть картину пока не изменится свет.
Бульвар Капуцинок
В 1873-м Клод Моне дважды написал изображение известного бульвара. Эти работы считают эталоном импрессионизма, при их создании художнику удалось передать все, что считается важным в этом стиле:
- вибрацию воздуха;
- изменение цвета окружающего мира под влиянием солнечного света;
- взаимодействие света и тени.
На втором полотне бульвар запечатлен при пасмурной погоде.
На обеих картинах присутствует эффект фотографии:
- Часть фигур размыта. Так они выглядели бы, если бы двигались в момент съемки.
- Некоторые люди обрезаны, словно они не полностью попали в кадр.
Вокзал Сен-Лазар
Это первая серия картин Клода Моне, объединенных одной темой и перспективой. Была создана в 1877 г. Состоит из 12 полотен, на которых парижский вокзал показан с разных ракурсов и в разную погоду.
Моне утверждал, что не считает банальным повторение одного и того же сюжета. Главный персонаж его картин – свет и его игра, а не здания или поезда. Живописцем двигало желание показать, как изменение освещения меняет облик города. После он многократно писал аналогичные серии с другими сюжетами.
Руанский собор
Цикл создавался с 1890 г. по 1895 г. В него входит 30 законченных картин. Некоторые наброски Клод не закончил, некоторые уничтожил.
Эта серия считается искусствоведами самой исчерпывающей из работ Моне. В ней ему удалось в полной мере раскрыть контраст между постоянным, монументальным (собор) и изменчивым, мимолетным (свет). Чтобы лучше передать игру солнечных лучей на камне, художник концентрируется на отдельных фрагментах здания, а не рисует его целиком.
Нимфеи (водяные лилии)
Самым масштабным циклом, написанным Клодом Моне, стали картины, изображающие кувшинки. По разным данным серия включает от 250 до 300 холстов. Работа над ними велась с 1900 г. почти до самой смерти живописца. На всех полотнах изображен цветник усадьбы художника. Поскольку лилии цветут очень короткое время, большинство полотен написано не с натуры, а по памяти.
Другие работы
У Клода Моне несколько сотен картин. Наиболее известные из не вошедших в обзор полотен:
- «Женщины в саду».
- «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее».
- «Прогулка. Дама с зонтиком».
- «Сад художника в Живерни».
- «Поле маков у Аржантёя».
- Цикл из 10 полотен «Долина Грёз».
- Серия «Стога», включающая 22 работы.
- «Тополя» – 11 картин.
- Цикл «Лондон», в рамках которого написано 38 видов города.
- «Венеция» – серия из 28 картин
На многих холстах Моне изображены жена и старший сын. Камилла была единственной натурщицей даже для тех работ, где присутствуют несколько персонажей. Например, с нее написаны все 3 дамы на полотне «Женщины в саду».
Ранняя жизнь и карьера
Один из самых известных художников в истории искусства и ведущая фигура в движении импрессионистов, чьи работы можно увидеть в музеях по всему миру, Оскар Клод Моне (некоторые источники говорят, Клод Оскар) родился 14 ноября 1840 года в Париже, Франция. Отец Моне, Адольф, занимался семейным морским бизнесом, в то время как его мать, Луиза, была домохозяйкой. Талантливая певица Луиза также любила поэзию и была идеальной хозяйкой.
В 1845 году, в возрасте 5 лет, Моне вместе с семьей переехал в Гавр, портовый город в Нормандии. Он вырос со своим старшим братом, Леоном. Хотя он, был порядочным студентом, Моне не нравилось сидеть в классе. Он рвался на волю. В раннем возрасте у Моне развилась любовь к рисованию. Он обрисовал свои учебники эскизами людей, в том числе карикатурами на своих учителей. В то время как его мать поддержала его творческие усилия, отец Моне хотел, чтобы он ушел в бизнес. Моне сильно пострадал после смерти его матери в 1857 году.
В обществе, Моне стал хорошо известен своими карикатурами и рисунками многих жителей города
После встречи с Юджином Будином, местным художником-пейзажистом, Моне начал в своей работе уделять внимание природному миру. Будин приучил его к живописи на открытом воздухе, или пленэрной живописи, которая позже станет краеугольным камнем работы Моне
В 1859 году Моне решил переехать в Париж, чтобы продолжить свое искусство. Там он находился под сильным влиянием картин Барбизонской школы и поступил в качестве студента в Академию Свисс. В это время Моне встретил товарища художника Камиля Писсарро, который станет близким другом на протяжении многих лет.
С 1861 по 1862 года, Моне служил в армии в Алжире, но вскоре был освобожден по состоянию здоровья. Вернувшись в Париж, Моне учился у Шарля Глейра. Через Глейра Моне познакомился с несколькими другими художниками, такими как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль, они стали друзьями
Он также получает советы и поддержку от Иоганна Бартольда Джонкинда, пейзажиста, который оказал важное влияние на молодого художника
Моне нравилось работать на открытом воздухе и иногда эти живописные приключения сопровождались Ренуаром, Сислеем и Базилем. Моне получил признание в Салоне 1865 года, ежегодном художественном шоу в Париже, на шоу были выбраны две его картины морских пейзажей. Хотя работы Моне получили некоторую критическую оценку, он все таки заработал кое-какие финансы.
В следующем году Моне был снова отобран для участия в Салоне. На этот раз чиновники выбрали пейзаж и портрет Камиллы (другое название Женщина в зеленом), в котором фигурировала его возлюбленная и будущая жена, Камиль Донсье. Донсье была из бедной семьи и существенно моложе Моне. Она служила музой для него, изображенная на многочисленных картинах в течение всей ее жизни. Пара с трудом родила своего первенца, Жана, в 1867 году. Моне был в тяжелом финансовом положении, и его отец не желал ему помогать. Моне был в отчаянии вплоть до того, что в 1868 году он предпринял попытку самоубийства, пытался утопиться в реке Сена.
К счастью, Моне и Камилле вскоре повезло: Луи-Иоахим Гуадиберт стал покровителем работ Моне, и это позволило художнику продолжить свою работу и заботиться о семье. Моне и Камилла поженились в июне 1870 года, а после начала Франко-прусской войны, парочка сбежала с сыном в Лондон, Англия. Там Моне встретил Дюран-Рюэля, который стал его первым арт-дилером.
Вернувшись во Францию после войны, в 1872 году, Моне в конце концов поселился в Аржантее, промышленном городе к западу от Парижа, и стал развивать свою собственную технику. Во время его пребывания в Аржантее, Моне встречался со многими своими друзьями-художниками, в том числе Ренуаром, Писсарро и Эдуардом Мане, который, в более позднем интервью по словам Моне, сначала ненавидел его, потому что люди путали их имена. Вместе с несколькими другими художниками, Моне помог сформировать несколько сообществ: Société Anonyme des Artistes, Peintres, Sculpteurs, Graveurs, где они в качестве альтернативы Салону выставляли свои работы.
Моне иногда был расстроен своими работами. Он уничтожил ряд картин, по различным оценкам это могло быть более 500 работ. Моне просто сжигал, резал или выбрасывал свои работы. В дополнение к этим вспышкам гнева, он страдал от приступов депрессии и неуверенности в себе.
Молодой предприниматель Клод Моне
Возможно жилка торговца, перешедшая от отца или недостаток карманных денег, сформировало в голове мальчика идею брать плату за свои работы. Цена в двадцать франков была, по его мнению, отличной платой за его труды. Его «популярность» довольно быстро набирала все большие обороты и его работы можно было увидеть в окнах витрины одинокой в этом городе лавки для художеств. Порой толпы ротозеев собирались посмотреть на новые творения юного карикатуриста
Пусть и не мировая известность, но такое внимание было приятно Моне, и он гордился собой. Не один раз в этом же магазинчике вместе с его работами выставляли работы местного мариниста Эжена Будена
Оскар с его нестандартным восприятием мира и свободолюбивой натурой абсолютно не воспринимал реалистическую живопись художника.
Каждый раз видя эти детально прорисованные камни, волны, людей и небо он чувствовал отвращение и недоверие. Еще ни разу, не встретивший мариниста в живую он ненавидел его из-за его работ и всячески отказывался знакомиться с ним. Однако волею судьбы как-то раз они одновременно пришли в художественную лавку, и продавец между делом решил представить их друг другу. Эжен Буден будучи человеком отзывчивым и добрым положительно отозвался о карикатурах Моне и предложил ему направить свой талант в нужное русло. Пейзажи, портреты натюрморты это все должно было способствовать развитию его навыков, но было абсолютно ему ненавистно. Не один раз Буден звал Клода на пленэры и прогулки, но юноша всегда находил повод отказаться. Настойчивость мариниста сделала свое дело и одним летним днем они все-таки отправились на совместный пленэр.
Клод Моне — Подсолнухи