Физики (пьеса)

Ф. Дюрренматт, «Визит старой дамы». Краткое содержание

Несмотря на то что пьеса психологически тяжела, множество людей не по одному разу перечитывают это творение. Хочется отметить, что даже краткое содержание «Визита старой дамы» интригует, шокирует и пробуждает желание посмотреть спектакль на большой сцене.

Действие происходит в ХХ веке в маленьком городке Гюллене. Город решает навестить бывшая жительница Клара Цаханассьян, в девичестве — Вешер. На тот момент она является пожилой миллионершей. Некогда промышленный город сейчас находится на грани нищеты: заводы и фабрики стоят, жители от безденежья сходят с ума. Узнав о приезде Клары, все надеялись, что та даст в дар денег на процветание города. Подталкивать ее к этому решению предложили бакалейщику Иллу, с которым ранее у Клары был роман.

Эффектное появление Клары заставило всех жителей Гюллена вздрогнуть. Поезда не останавливаются в этом городке. Поэтому для того, чтобы выйти, ей пришлось сорвать стоп-кран. Увидев ее, появившуюся в окружении целой свиты, жители ахнули. За некогда юной Кларой Вешер следовал ее седьмой муж, двое крупных мужчин, несущих ее шлейф, дворецкий, горничные и двое слепых — Коби и Лоби. Внешний вид дамы также поверг в шок: вместо правой руки и левой ноги у нее были инновационные протезы. Конечности она потеряла в авиа- и автокатастрофе. Багаж, который несли за ней, состоял из бесчисленного количества чемоданов, гроба и клетки с черным барсом. Проходя мимо полицейского, она задала вопрос, умеет ли он закрывать глаза на происходящее в городе. Также Клара задала вопрос священнику, отпускает ли он грехи приговоренным к смертной казни. Святой отец, в свою очередь, ответил, что кара смертью отменена. Главная героиня сказала, что ее вновь придется ввести. Свидетели этого диалога остались в полном недоумении.

Илл решил провести бывшую возлюбленную по местам их бурной любви, решить вопрос через нахлынувшие воспоминания. В дальнейшем Илл женился на Матильде Блюмхард, богатой наследнице молочной лавки, а Клара вышла замуж за миллионы Цаханассьяна. После любовных воспоминаний Илл признался, что всегда мечтал вернуть давно минувшие чувства, между чем просит возлюбленную помочь городу деньгами.

По возвращению из ностальгического путешествия на праздничном ужине, устроенном местной главой, Клара объявляет о том, что она пожертвует Гюллену миллиард: пятьсот миллионов на восстановление города, еще пятьсот разделит между жителями, но при условии если они совершат правосудие.

После этого заявления она просит выйти к народу своего дворецкого. Им оказался бывший судья Гюллена, которого узнали все. Он напоминает людям о судебном процессе, произошедшем 45 лет назад. Тогда Клара Вешер ждала ребенка от Илла, а тот, в свое оправдание, привел двух пьяниц, которые за бутылку алкоголя дали показания, что также спали с Кларой, и отцовство не подтверждается. После этого юную Клару с позором выгнали из города. Она попала в публичный дом, а новорожденную девочку отдали в детский дом, где она скончалась через год.

Для девушки это была большая трагедия, после чего она поклялась себе вернуться в город и отомстить. После замужества первым делом Клара велела громилам отыскать лжесвидетелей по ее делу и ослепить их. С тех пор Лоби и Коби живут рядом с ней.

После оглашения этой истории дама заявила, что Гюллен получит миллиард, если кто-то убьет Илла. Священник ответил, что никто из горожан не сможет быть в роли палача, однако Клара сказала, что у нее есть время подождать.

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту» подробно по плану

Роман Рея Брэдбери отличается великолепным писательским языком. Читать его в полном содержании — сплошное удовольствие. Кроме того, сюжет развивается в будущем, и, так как написана книга была 65 лет назад, это будущее очень похоже на сегодняшнее настоящее.

I. Будущее без будущего

Технический прогресс достиг таких высот, что у людей отпала необходимость о чём-либо переживать. Они по определению счастливы и желать им больше не чего. Говорить тоже нет нужды, нет надобности размышлять и заниматься поисками истины — всё преподнесено «на блюдечке с синенькой каёмочкой». Дома построены из несгораемых материалов, стены в гостиной превратились в экраны телевизоров, машины передвигаются со скоростью ракеты, уборку наводят роботы. Есть всё, кроме пищи для ума. Нет больше кинематографа наполненного смыслом и контекстом, книги и вовсе вне закона, театры прекратили своё существование.

II. Пожарный

Гай Монтэг потомственный пожарный. Только теперь эти бравые ребята не смиряют огонь, а сжигают книги. В их распоряжении есть ужасающее орудие — механический пёс, который определяет инакомыслие по запаху. Гаю нравилось смотреть на пламя, пожирающее страницы, но он никак не мог взять в толк, отчего люди, чьи библиотеки он уничтожает так огорчаются. Что заставляет их прятать в своих домах книги, рискуя свободой?

III. Юная Кларисса

Гай переменился после встречи с молоденькой соседкой, которая резко отличалась от всех, кого он знал. Она продолжала мыслить, бесцельно бродила по улицам и считалась городской сумасшедшей. Кларисса указала Гаю на его особенность, открыто и бесстрашно заявила ему, пожарному, что он не такой как все. Герой вскоре и сам начал это понимать. Он осознал, что больше не может быть пожарным.

IV. Милдред — жена Гая

Побеседовав с Клариссой, Гай не смог сдерживать в себе бурю эмоций. Ему захотелось говорить, думать, вспоминать. Но дома его ждала жена, которая давно перестала его ждать по-настоящему. Её пугали новые «замашки» супруга. Последней каплей для неё стал тайник, в котором Гай хранил спасённые от пожаров книги.

V. Чтение

Гай открыл книгу и прочёл вслух несколько строк. Его поведение шокировало Милдред всё больше с каждым днём. Она не хотела покидать общество, в котором привыкла существовать, не собиралась нарушать законов из-за глупого любопытства. Гай поймал себя на мысли. Что не понимает смысла книг. Но, чем больше он их читал, тем больше проникался желанием узнать, что же в них такого! Почему одни люди готовы ради них «взойти на костёр», а другие — спешат уничтожить все до последнего экземпляра.

VI. Профессор Фарбер

Пытаясь разобраться в книгах, Гай вспомнил странную встречу со стариком в городском парке. Отставной преподаватель-филолог оставил ему после короткой беседы с записку со своими координатами. На тот момент герой понимал, что на профессора надо завести дело за инакомыслие и провести проверку жилья на наличие литературы, но как-то всё откладывал. Сейчас Гай был рад, что «протянул резину» — возможно, именно Фарбер откроет ему глаза на истину, сокрытую в книгах. Гай отправляется на его поиски, а Милдред по глупости «сдаёт» его властям.

VII. Живые книги

Гая разыскивают, он чудом спасается и добирается до дома профессора. Фарбер доверяет бывшему пожарному великую тайну — есть общество из людей, желающих возродить книгопечатание. Объединившиеся заучивают тексты книг наизусть, чтобы никто не смог уничтожить наследие. Они теперь «живые книги», а их убежище находится в лесу. К ним отправляется и Гай. Вскоре на город сбрасывают атомную бомбу, в живых остаются лишь люди, скрывающиеся в лесу. Перед обществом «живых книг» встаёт задача возрождения всего человечества.

«Физики» — сюжет

Действие происходит в течение одного дня на старой вилле частного психиатрического санатория «Вишнёвый сад», основанного доктором медицины, старой девой Матильдой фон Цанд. Все остальные её пациенты («выжившие из ума аристократы, поражённые склерозом политики — за исключением тех, кто всё ещё держит в своих руках бразды правления, — а также дебильные миллионеры, писатели-шизофреники, магнаты индустрии, страдающие депрессивно-маниакальным психозом, и т. д., короче говоря, душевнобольная элита чуть ли не всей Европы») давно переселены в новые корпуса лечебницы. На старой вилле остались только три пациента, и все трое — физики, «безобидные, симпатичные и милые психопаты, сговорчивые, послушные и непритязательные». Три месяца назад пациент, воображающий себя Ньютоном, задушил медсестру; теперь то же самое сделал пациент, считающий себя Эйнштейном.

«Ньютон» совершённое убийство объясняет инспектору полиции тем, что он и медсестра любили друг друга и это отвлекало его от мыслей о всемирном тяготении. Тем же объясняет своё преступление и «Эйнштейн»: они любили друг друга, убитая медсестра хотела выйти за него замуж и уехать вместе с ним в деревню. Инспектор полиции не может арестовать душевнобольных, но от имени прокурора настаивает на том, чтобы пациентов в клинике обслуживали санитары-мужчины.

Третий физик, Иоганн Мёбиус, находится в клинике уже 15 лет; он никем себя не воображает, но ему постоянно является царь Соломон и открывает тайны природы, связь всех вещей, систему всех возможных научных открытий. Мёбиус и его сиделка, сестра Моника, тоже любят друг друга; именно поэтому физик убеждает медсестру немедленно покинуть клинику: здесь ей грозит смертельная опасность, — но узнаёт, что сестра Моника считает его совершенно здоровым и уже получила от доктора фон Цанд разрешение покинуть клинику вместе с ним. Мёбиус убивает медсестру.

В санаторий вновь прибывает полиция; тем временем сиделок уже заменила интернациональная бригада санитаров, и все — чемпионы своих стран по боксу в тяжёлом весе. Мёбиус тяжело переживает случившееся, но совершённое убийство объясняет приказом царя Соломона. Он готов понести заслуженное наказание, однако полиция и его не может арестовать.

За ужином Мёбиус узнаёт, что «Ньютон», живущий в санатории под вымышленным именем, в действительности — известный физик, он поселился у доктора фон Цанд, чтобы следить за Мёбиусом, и медсестру задушил потому, что она о чём-то догадалась, а главное — не считала его сумасшедшим: пришлось таким образом доказывать своё безумие. Ровно то же самое сообщает Мёбиусу и «Эйнштейн». Оба физика получили от своих спецслужб приказ вывезти гениального коллегу из санатория, что полагают возможным и теперь, когда в отношении пациентов принимаются усиленные меры безопасности: санитары превращают клинику в тюрьму.

Мёбиус, однако, никуда бежать не хочет; пока физики-шпионы мучительно делят его между собой, выясняется, что он сжёг все свои рукописи: «Существует такой риск, на который человек не имеет права идти: риск гибели всего человечества», — собственно, поэтому он и надел на себя шутовской колпак и выдумал царя Соломона. Мёбиус призывает коллег сообщить своим правительствам (благо у них имеются секретные радиопередатчики), что он действительно безумен, и остаться вместе с ним в санатории. В конце концов физики-шпионы соглашаются.

Но тут появляется Матильда фон Цанд; все разговоры физиков, как выясняется, прослушивались, их радиопередатчики уже у доктора. Матильда фон Цанд открывает физикам свою тайну: ей тоже все эти годы являлся царь Соломон; он хотел, чтобы Мёбиус его именем правил на всей земле, но Мёбиус его предал, и царь повелел Матильде править миром вместо него. Это она натравила на физиков сиделок, чтобы подтолкнуть их к убийству и таким образом обезвредить. На протяжении многих лет она снимала фотокопии с рукописей Мёбиуса, и теперь все его гениальные открытия в её руках. Под эти открытия она давно уже основала гигантские предприятия и объединила их в могущественный трест.

История создания

Как отмечают критики, стержнем поэтики Дюрренматта-драматурга стали заимствованные у Бертольта Брехта принципы «очуждения» и гиперболизированного «остранения», хотя и достигались иными средствами. В 1938 году Брехт, анализируя причины особой популярности детективного жанра, отметил, что человек XX века свой жизненный опыт приобретает главным образом в условиях катастроф, при этом вынужден сам доискиваться до причин кризисов, депрессий, войн и революций: «Уже при чтении газет (но также счетов, известий об увольнении, мобилизационных повесток и так далее), мы чувствуем, что кто-то что-то сделал… Что же и кто сделал? За событиями, о которых нам сообщают, мы предполагаем другие события, о которых нам не сообщают. Они и есть подлинные события». Дюрренматт развил эту мысль в 1955 году в ходе традиционной дармштадтской дискуссии «О театре», где он выразил сомнение в том, что театр ещё может отобразить современный мир.

Тем не менее он искал способы представить в своих пьесах современный мир — доискаться до скрытых причин видимых событий, или, по Брехту, до «подлинных событий». В «Физиках», как и во многих сочинениях Дюрренматта — не только в его собственно криминальных романах, — присутствуют шпионы, загадочные убийства и, соответственно, расследование. Пристрастие драматурга к криминальной эстетике критики связывают и с катастрофичностью его мировосприятия. В пьесе «Физики», навеянной опасностью третьей мировой войны, с использованием ядерного оружия (ещё в 1958 году Дюрренматт опубликовал рецензию на книгу Роберта Юнга «Ярче тысячи солнц» — историю создания атомной бомбы), некоторые исследователи усматривают скрытую полемику с «Жизнью Галилея» Брехта — с финальным монологом её главного героя: не разделяя политические взгляды немецкого драматурга, Дюрренматт не разделял и его исторический оптимизм. Если у Брехта в финальном самоосуждении Галилея торжествует разум и чувство ответственности перед обществом, то у Дюрренматта современный мир ассоциировался с сумасшедшим домом: действие его пьесы разворачивается в психиатрической клинике, и самым безумным оказывается врач.

Свою пьесу Дюрренматт посвятил выдающейся немецкой актрисе Терезе Гизе. Вынужденная после прихода нацистов к власти покинуть Германию, Гизе вплоть до 1948 года жила в Швейцарии, выступала на сцене цюрихского «Шаушпильхауза» и стала первой мамашей Кураж в знаменитой пьесе Б. Брехта. После возвращения в Германию Гизе сохранила связь с театром, нередко гастролировала в Цюрихе и в 1956 году на той же сцене сыграла Клару Цаханассьян в первой постановке пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы». В первоначальной версии «Физиков» доктор фон Цанд был мужчиной, — специально для Гизе Дюрренматт переделал мужскую роль в женскую, и Гизе стала первой исполнительницей этой роли на сцене. Первую постановку «Физиков» осуществил всё тот же цюрихский «Шаушпильхауз» в 1962 году.

Важные призы

  • , Приз критиков Нью-Йорка за визит старушки ,
  • 1959 г. , премия Шиллера в Мангейме,
  • 1960 г. , Гран-при Фонда Шиллера ,
  • , премия Грильпарцера Австрийской академии наук,
  • 1969 г. , главный приз по литературе кантона Берн,
  • 1969 г. — почетный доктор Темплского университета в Филадельфии.
  • , Международный писательский приз Совета искусств Уэльса
  • 1977 г. , медаль Бубера-Розенцвейга во Франкфурте,
  • , почетный доктор из Университета Невшателя ,
  • 1983 г. , Австрийская государственная премия в области европейской литературы,
  • , Баварская литературная премия ( Жан-Поль Прейс ),
  • , премия Георга-Бюхнера
  • , Schiller-Gedächtnispreis

Краткая биография

Родился этот великий человек 5 января 1921 года в деревне Конольфинген, недалеко от кантона Берн. Через три года в семье появляется младшая дочь Врони. Из-за материального кризиса в 1935 году семья вынуждена была переехать в Берн. Отец Фридриха был сельским пастором. В связи с этим мальчик воспитывался очень строго, что ограждало его от общества сверстников. Возможно, это и повлияло на развитие его талантов: с раннего возраста он начал рисовать и писать. Для всех своих произведений иллюстрации он создавал собственноручно.

В 1935 году Фридрих поступил в Свободную гимназию в Берне, но позже перевелся в Гумбольдтианум. Преподаватели часто жаловались на его поведение, успехов в учебе у него не было. Сам Фридрих позже говорил, что годы учебы для него – самое неприятное время в его жизни.

После окончания Гумбольдтианума он поступил в университет в Цюрихе, но вскоре перевелся в университет Берна. Однако в 1943 году он бросил обучение и занялся непосредственно литературой.

Кульминация

Илл стал замечать, что у большинства жителей начали появляться новые вещи, они стали покупать дорогие продукты. Он старался не воспринимать происходящее близко к сердцу, но вскоре чувство безысходности от скорой смерти овладело им.

Тем временем Клара играет очередную свадьбу с молодым актером, горожане веселятся на пиршествах. Народ постепенно забывает о нищенстве, промышленные предприятия города один за другим возобновляют свою работу. Бургомистр, не выдержав всего происходящего, просит Илла покончить с собой и дать городу шанс зажить нормальной жизнью. Пожилой бакалейщик отказывается, но последнее событие добивает Илла. У миллионерши сбежал черный барс, которого она привезла с собой. В юности Клара называла Илла «своим черным барсом». В скором времени барса отлавливают в лесах и убивают. Бывший возлюбленный окончательно смирился с собственной смертью. На городском собрании все жители единогласно голосуют за казнь мужчины.

После собрания Клара подошла к Иллу и сказала, что до сих пор его любит, но эта любовь подобна чудовищу внутри нее. После чего отважные горожане лишают бакалейщика жизни. Зажиточная старая дама сдержала свое обещание: деньги отданы городу и народу. Уезжая из города, Клара забирает тело в гробу и отвозит в поместье у моря, где помещает его в мавзолей.

Художественные особенности и толкования

Фридрих Дюрренматт

Как и Брехт, считавший, что только в комедии может быть достигнута необходимая дистанция по отношению к современному миру, Дюрренматт отвергал трагедию: «Видеть в диктаторе демона, — говорил он, — значит втайне почитать его». Ещё в 1954 году в книге «Проблемы театра» он утверждал, что именно комедия, как никакой иной жанр, способна представить гротескное лицо современного мира и приоткрыть истину. При этом Дюрренматт называл себя «самым мрачным комедиографом из всех существующих». «Физики» — одна из самых мрачных его комедий, обозначенная автором как «пародия на трагедию», но одновременно и одна из самых совершенных его пьес. В ней даже соблюдены три классицистических единства — времени, места и действия, и эта классическая форма создаёт такой же дополнительный «эффект очуждения», как шекспировский пятистопный ямб в устах гангстеров в «Карьере Артуро Уи» Брехта: «Ведь действию, которое разыгрывается среди сумасшедших, — объяснил Дюрренматт в предисловии к пьесе, — подходит только классическая форма».

Многие склонны отождествлять позицию Мёбиуса с позицией самого автора, но, как считает Н. Павлова, стоит только превратить Мёбиуса из героя комедии в фигуру положительную и трагическую, обоснованным становится целый ряд упреков, которые можно предъявить пьесе. Дюрренматт писал «Физиков», когда была уже создана и водородная бомба — несмотря на попытки некоторых физиков, в том числе Роберта Оппенгеймера, уклониться от работы по её созданию: их просто заменили другие. Таким же и даже ещё более бесполезным в его пьесе оказывается и самопожертование Мёбиуса, — по мнению Н. Павловой, определение «пародия на трагедию» относится именно к «трагическому» решению Мёбиуса провести остаток жизни в сумасшедшем доме: «Как ни привлекательна готовность героя, пожертвовав собой, остаться навеки в заточении, его уверенность в спасительности этого поступка всё-таки зыбка». Дюрренматт, считает литературовед, подчеркнул ироническое отношение к своему герою перечнем приписанных ему великих научных открытий: он создал, помимо прочего, и теорию единого поля, и теорию элементарных частиц, тем самым не оставив в мире никаких тайн. Выдающиеся научные заслуги Мёбиуса в пьесе перекликаются с характеристикой безумной основательницы санатория, о которой в предисловии к пьесе сказано, что она является почётным доктором наук и доктором медицины и имеет репутацию выдающегося психиатра, «можно даже уверенно утверждать — в мировом масштабе (только что вышел из печати том её переписки с К. Г. Юнгом)».

Спектакль Визит дамы

Благодаря приглашению сообщества культурных блогеров @Moskva.Lublu посмотрела премьеру Электротеатра Станиславский «Визит дамы», которую я ждала с огромным интересом. Ибо традиционно пьеса Фридриха Дюрренматта ставятся очень серьезно — все помнят советский ужастик с Васильевой и Гафтом — а театр после передачи в руки Бориса Юхананова стал очень напоминать Цирк дю Солей ) Теперь представьте, что Цирк дю Солей объявляет, что работает над шоу «Достоевский» — вот в таком взбудораженном состоянии я ждала! В качестве эпилога скажу еще, что Электротеатр Станиславский — единственный театр в Москве, куда мне не хочется броситься помогать с афишами, фотокнигами, программками и т.д. У театра и без меня все прекрасно ) Администратор выдала мне гипнозный картонный полосатый билет и программку-постер с Кларой Цаханассьян, у которой в руках коса Смерти! Из программки можно было узнать, что режиссер Олег Добровольский хотел создать античную трагедию в духе «Медеи», а потом повесить на стену для устрашения не галантных любовников ) Я, кстати, бесконечно удивляюсь, что это не частный театр, за все платит государство плюс меценаты. При этом авторы — жуткие хулиганы, но невероятно организованные. Это все прямо-таки опровергает популярную идею, что чиновники в культуре ничего в культуре не смыслят и только и делают, что втыкают палки в колеса. Электротеатр Станиславскийм — стремительно развивающийся культурный организм, где учат профессионалов, проводят творческие встречи, постоянно что-то химичат. И, кажется, только здесь есть магазинчик с нескучными и недорогими книгами. Я подивилась на «Эротические приключения Гулливера» Джонатана Свифта и купила биографию «Сергей Дягилев.»Русские сезоны» навсегда» Шенга Схейена, она тут оказалась на 300 рублей дешевле, чем в Третьяковской галерее. Я впервые была на большой сцене театра — мне всегда нравятся такие интимные, когда нет возвышения над зрительным залом, и сцена сразу переходит в стулья для зрителей. А тут еще и актеры выходили не из-за кулис, а из боковой двери ) Вместо звонков на просмотр собирал гудок электропоезда, по черным стенам скользили будто бы отсветы от мчащихся мимо окон, а халаты сотрудников театра намекали, что пора расслабиться и получить удовольствие ) Провести в Гюлене четыре часа, включая два антракта! Честно говоря, в итоге у меня противоречивые чувства — впервые сталкиваюсь в театре с такой ситуацией, когда смотрю пьесу Фридриха Дюрренматта, а вижу фильм Люка Бессона! В спектакле даже есть копия Руби Рода — кривляки-телеведущего из фильма «Пятый элемент». В обтягивающем комбинезоне, с тростью-микрофоном, с гнездом на голове. Знаете, а ведь можно сказать, что Электротеатр Станиславский весь выдержан в стилистике этого футуристического фильма 1997-ого года, который не устаревает, а сбывается ) Розовые волосы — это уже повседневность, у США уже был президент-негр и т.д. ) Когда «Пятый элемент» только вышел, такое было нормальным только в аниме. В версии Олега Добровольского все фееричны: и бургомистр, и священник, и семья Альфреда Илла. А уж сама Клара Цаханассьян запросто получает письма от Дональда Трампа и, кажется, собирается возобновить роман с возлюбленным-предателем после его смерти с помощью технологий будущего ) Разноцветные горожане, письма Трампа и восстание из гроба — все это было презабавно, я получила мое четырехчасовое удовольствие. Но масштабная история мести в духе античности превратилась в библейскую историю прощения в декорациях комикса. И именно Илл был единственным совершенно сереньким человечком, про которого совершенно не понятно, за что его любили и за что его простили! Как женщина я пожимаю плечами. Те несколько мужей, которых успела сменить Клара за время ожидания в Гюлене, были харизматичнее ) Этого Илла я не представляю в ярком жизнерадостном будущем, где у всех есть деньги и бессмертие, так что переживать не о чем, предавать не за чем и т.д. Бывают люди, чье счастье — это страдание, потому что так как-то привычнее и понятнее.

Анализ романа

Структура и сюжет романа основаны на противопоставлениях: свет и тьма, суета и спокойствие.

Искренняя и живая Кларисса противопоставляется сухой, статичной Милдред. У жены главного героя даже лицо с застывшими чертами. Освещённый тёплым светом веранда Клариссы совсем непохожа на холодную спальню Монтега.

  • В романе есть символ свечи как домашнего очага, даже лицо Клариссы кажется Монтегу освещённым пламенем свечи. Также свечу упоминает и женщина, которая решила сгореть вместе со своими книгами: Гай решил, что в других обстоятельствах она могла бы быть для него другом.
  • Ещё один образ, присутствующий в романе – маска. Люди надевают маски и это считается неотъемлемым признаком агрессивной цивилизации. Гай всегда вежливо улыбается, и эта маска считается символом профессии пожарных.

Название второй главы «песо и сито» намекает на невозможность наполнения жизни смыслом. Когда Монтег в этой главе пытается прочесть в метро библию, он не может разобрать ни слова – все сознание забивает громкая музыка.

В конце книги мы видим, наконец, светлую сторону пламени: это утренние лучи солнца, освещающие вереницу людей. Ведёт просветителей, что символично, Монтег, ещё недавно сжигавший книги.

История создания

В конце 40-х Брэдбери написал пять произведений, благодаря которым, как он рассказывал, и разгорелся «451 градус по Фаренгейту». «Пешеход», «Костёр», «Лучезарный феникс», «Эшер II», «Изгнанники».

В этих рассказах были наблюдения на тему цензуры, запрещённого чтения, силы личности и спасения искусства. Уже позже, в 1949 году Брэдбери, связав эти рассказы воедино, написал книгу «Пожарный». Тогда редактор издательства посчитал, что книга недостаточно проработана и вернул рукопись на доработку.

Спустя год кропотливой работы, Брэдбери завершил роман в том виде, в котором мы его знаем теперь, и назвал его «451 градус по Фаренгейту». Википедия сообщает, что роман был издан тиражом 255 тысяч книг, сейчас в интернете легко можно найти бесчисленное количество онлайн-изданий. Брэдбери стал знаменитым, а книга об антиутопичном будущем вошла почти во все школьные курсы литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: