Краткое содержание пьесы (по действиям и картинам)
Действие 1-ое
Картина 1-ая
Квартира Турбиных. Вечер. Алексей работает у стола с бумагами. Николай играет на гитаре. Гаснет электричество. Елена беспокоится за своего супруга, который на поезде добирается до Киева. Братья успокаивают ее, объясняя задержку поезда событиями революционной эпохи.
Мышлаевский греется возле камина, пьёт водку, Николай пытается растираниями согреть ему ноги. Елена набирает горячую ванну. В комнате появляется недотепа Лариосик (Ларион Ларионович Суржанский), который представляется кузеном Турбиных из Житомира, прибывшим в Киев, чтобы поступить в университет. Елена размещает его в библиотеке.
Приходит муж Елены полковник Тальберг и объявляет жене, что уезжает в Германию, якобы, в командировку. Город скоро возьмут петлюровцы, немцы бросают гетмана, и Тальберг — помощник военного министра – уезжает вместе с немцами. Он убеждает жену, что через 2 месяца вернется, и наказывает ей – не принимать ухаживания адъютанта гетмана Шервинского.
Алексей и Николай осуждают поступок Тальберга. Алексей взбешен: Тальберг бросает жену и бежит, спасая свою жизнь.
Картина 2-ая
Елена приглашает всех на ужин – последний перед отбытием дивизиона Алексея из Киева. Идет трапеза. Шервинский предлагает не верить слухам и убеждает, что с гетманом все в порядке, а петлюровцы не возьмут город.
Пьют за здоровье Елены. Потом – Алексея. После объявления Шервинским тоста за гетмана, начинается дискуссия. В ходе нее выясняется негативное отношение Алексея, Студзинского к гетману и его политике. Изрядно захмелевший Мышлаевский пытается с маузером в руке идти стрелять большевиков, его не пускают, и он плачет. Ему становится дурно; Мышлаевского уносят в ванную.
Оставшиеся одни Шервинский и Елена разговаривают. Шервинский признается в любви Елене и говорит о том, что ее муж больше не вернется. Он просит Елену развестись с мужем и выйти замуж за него. Елена признается в ответных чувствах и заявляет, что не уважает и не любит Тальберга.
Действие 2-ое
Картина 1-ая
Звонящий по телефону говорит Шервинскому о том, что в войсках гетмана предательство, а неприятельская конница прорывается к городу. Шервинский просится с немцами в Германию, но ему отказывают. Гетмана на носилках (как раненного) уносят. Шервинский сообщает Алексею о предательстве гетмана, переодевается и через заднюю дверь покидает кабинет.
Картина 2-ая
Вечер. Штаб конной дивизии. В штабе петлюровцы, которые допрашивают дезертира. На улице солдаты гонятся за евреями. Приходит сапожник, которого грабят петлюровцы.
Действие 3-е
Картина 1-ая
Рассвет. Александровская гимназия. Строевая подготовка дивизиона.
Алексей произносит пламенную речь о гибели белого движения по причине того, что народ не хочет поддерживать их. Он предлагает срывать погоны, бросать винтовки и расходиться по домам. Это вызывает еще большую суматоху. Все разбегаются, а Алексей жжет бумаги. Он отправляет Мышлаевского домой для охраны сестры Елены.
Юнкера информируют Алексея о том, что петлюровцы сейчас зайдут в здание гимназии. Алексей прикрывает их отход. Звучит взрыв, и Алексей падает. Раненный Николай успевает убежать.
Картина 2-ая
На рассвете. Квартира Турбиных. Света нет. Елена обеспокоена отсутствием братьев и его офицеров, а также Шервинского. Лариосик пытается заговорить о Тальберге, но Елена одергивает его и запрещает говорить о нем.
В комнату вносят Николая, у которого разбита голова. Его перебинтовывают. Елена бьется в истерике и упрекает офицеров в том, что они не помогли братьям. Студзинский пытается застрелиться, но его блокируют Шервинский и Мышлаевский. Елена падает в обморок.
Действие 4-ое
Два месяца спустя. Крещенский сочельник 1919-го года. Елена, Лариосик наряжают ёлку. Елена Лариосику, что любит другого человека, на не мужа.
Елена соглашается быть женой Шервинского при условии, что тот прекратит лгать и хвастаться. Они принимают решение дать телеграмму Тальбергу о разводе.
Николай рассказывает Лариосику о грядущей свадьбе Шервинского и Елены. Лариосик поражен.
Студзинский предлагает уходить с Петлюрой и биться с большевиками. Мышлаевский допускает мысль о своей мобилизации в Красную Армию. Они спорят о судьбах России.
Одиннадцатая глава
Киев взят войсками Петлюры. Най-Турс погиб, защищая отступающих юнкеров. Перед смертью, полковник приказал юнкерам избавиться от погон и бежать. Трагическую гибель Най-Турса видел Николка, после этого скрывшийся во дворах.
Вернувшись домой улицами Подола, Николка видит дома сестру. Елена плачет, потому что Алексея до сих пор нет дома. С трудом Николка засыпает, но юношу будит незнакомый голос, который упоминает имя Алексея. Оказалось, что старший Турбин получил ранение в руку, однако доставить юношу в больницу нельзя – там Турбин станет жертвой петлюровских солдат. Алексею повезло: кость и сосуды руки уцелели.
Двенадцатая глава
Незнакомцем, чей голос слышал Николка, оказался Лариосик. Герой приехал в гости к родственникам, пытаясь оправиться от измены супруги. Лариону нравится гостить у Турбиных, потому что в доме уютная и приятная атмосфера. Гость отличается добротой, неуклюжестью, любовью к канарейкам. Лариосик не скупится на деньги.
Между тем, состояние Алексея ухудшается. Раненого охватил жар. Врач вкалывает Алексею морфий, чтобы облегчить муки страдальца. Для соседей Алексей болен тифом. Турбины уничтожают все – в том числе, записи на печи, – что свидетельствует о проживании офицеров дома.
Действие первое
Картина первая
Звонок в дверь прервал их мрачные рассуждения. На пороге дома возник Виктор Мышлаевский, штабс-капитан артиллерии. Замерзший, усталый с дороги, с бутылкой водки за пазухой. Пока растирали водкой ноги, он рассказал, как закатил скандал в штабе за то, что мужиков в мороз в сапогах отправили отстреливаться от Петлюры. За наглую выходку было решено откомандировать его в Киев, в артиллерийскую часть, размещенную в Александровской гимназии, под командование Алексея Турбина.
Следующим визитером в доме Турбиных стал Лариосик, кузен их семьи, прибывший в Киев для поступления в университет. Паренька решили разместить в библиотеке. Места там было предостаточно.
Муж Елены, полковник Тальберг, в ожидании которого она томилась с самого утра, принес нерадостные известия. В свете последних событий он должен в срочном порядке бежать в Германию. Место в поезде удалось достать всего одно, поэтому и ехать он должен один, без супруги. Отсутствовать он будет месяца два всего. Он просит Елену присмотреть за комнатами, пока он будет в отъезде и не принимать ухаживания поручика Шервинского, ставшие слишком назойливыми.
Алексей, узнав от Тальберга, что он покидает страну, бросая жену и заботясь исключительно о собственной безопасности, вызвал у него чувство презрения. Он даже отказался пожать ему руку на прощание. Николка был полностью на стороне брата. Они осуждали мужа Елены за проявление трусости. Он казался им жалким и трусливым, а его поведение было свойственно поведению крыс, бегущих с корабля при малейшей опасности.
Картина вторая
Узнав, что Тальберг уехал в Берлин, оставив Елену одну, настроение поручика улучшилось на глазах. Он даже не пытался скрыть этого от нее. Накрыв стол, Елена пригласила всех отужинать. Повод сегодня был весомый. Дивизион Алексея отбывает из Киева. Вся собравшаяся компания, весело проводила время. Гости ели, пили, дискутировали. Не обошлось и без политики. Шервинский был уверен, что все слухи насчет гетмана ложные. Все у него нормально и никто его не бросал на произвол судьбы.
Немцы это еще не самое страшное, что может быть. Вот когда у власти окажутся большевики, тогда всем станет тошно. Мышлаевского от алкоголя развезло настолько, что он перестал контролировать себя. Схватив револьвер, он хотел ринуться идти стрелять по большевикам, но его никто никуда не пустил. От обиды на его глаза навернулись слезы. Почувствовав приступ дурноты, он ретировался в ванную комнату.
Лариосик уснул прямо за столом, не рассчитав свои силы. Шервинский, воспользовавшись тем, что все куда-то разбежались по своим делам, решил признаться Елене в своих чувствах. Он просит ее развестись с мужем и стать его женой. Елена обещала подумать. Она никогда не любила и не уважала супруга, а после его бегства и предательства, их вообще ничего не связывает больше.
Биография Булгакова М. А
3 мая 1891 года родился известный писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Его отцом был доцент Киевской духовной Академии, в чьей семье было семеро детей.
В 1909 году Михаил Булгаков после окончания Первой киевской гимназии стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Выбор профессии был выбран Булгаковым из-за того, что братья матери были врачами, и он видел каких успехов добились они. Михаил Афанасьевич отучился 7 лет, врачом на флоте его не взяли, и он отправился добровольцем Красного Креста в госпиталь.
Уже в 1913 году Булгаков женится на Татьяне Лаппа. Но весь их брак с самого начала сопровождается нехваткой денег. Им не хватало даже на элементарные вещи, а все потому что Булгаков любил жить не по средствам. Он считал, что если ему захотелось поехать на такси, то он поедет на такси, а то что это были последние дни, которые лучше бы потратить на еду, его не волновало.
Булгаков с целью облегчить аллергию в 1917 году стал употреблять морфий, но вскоре это превратилось в зависимость. В том же году Федор Михайлович впервые побывал в Москве. Жил там он у дяди, который был прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».
В 1918 году Булгаков вернулся в Киев, начал частную практику врача-венеролога и перестал употреблять морфий. Но уже в следующем году писатель был мобилизован как военный врач в армию украинской народной республики.
И далее его путь был очень разнообразный: его мобилизовали в белые Вооруженные силы Юга России, был врачом Красного креста, затем обратно в силы Юга России, Булгаков был и на северном Кавказе.
Наконец, когда он был вынужден покинуть страну из-за болезни тифом Михаил Афанасьевич понял, что ему нужно было делать всегда – писать.
С 1921 году Булгаков начинает сотрудничать с газетами и журналами, начинает писать свое первое произведение «Накануне» и продолжает работать над своим творчеством. Михаил Афанасьеви вступает в 1923 году во всероссийский союз писателей, а в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской, с которой познакомился за год до этого.
Творчество Булгакова было признано многими людьми, даже такими как Иосиф Сталин. Пьесы Михаила Афанасьевича были показаны в театре, и благодаря слову Сталина никто не мог их запретить. Но все же критиковать писателя тоже было кому.
По его личным подсчетам за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и только 3 благожелательных. С большими успехами прошли премьеры пьес «Дом Турбиных», «Зойкина Квартира», «Багровый остров». В 1928 году у Булгакова появилась идея сюжета великого произведения «Мастер и Маргарита».
В этом же году писатель начинает работу над пьесой «Кабала святош».
В 1930 году в творчестве писателя произошло страшное, его перестают печатать, его пьесы запрещают показывать в театрах.
Булгаков писал во все инстанции с просьбой либо эмигрировать, либо работать во МХАТе, тогда Сталин позвонил драматургу и посоветовал ему обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. С этого года Булгаков работает режиссером в Центральном театре рабочей молодежи.
И в этом же году переходит в МХАТ, где работает 6 лет режиссером-ассистентом. Этот период подарил Булгакову не только опыт работы в театре, но и многих персонажей для своих будущих произведений.
Михаил Афанасьевич ушел с театра в 1936 году, после скандала вызванного поставленным им спектаклем «Кабала святош». Булгаков начинает работать в Большом театре как либреттист и переводчик.
Через три года у Михаила Афанасьевича ухудшилось здоровье, у него прогрессировал гипертонический нефросклероз, и писатель, чтобы уменьшить боль, продолжает принимать морфий.
С этого момента писатель начинает диктовать своей жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита», который был опубликован спустя 26 лет после смерти писателя, и именно этот роман принес мировую известность Булгакову.
Вся эта болезнь и муки родных, близких и самого Булгакова продлились до 10 марта 1910 года. Именно в этот день Михаила Афанасьевича не стало.
Критика
Маяковский
На ложу в окно театральных касс Тыкая ногтем лаковым, он* даёт социальный заказ На «Дни Турбиных» — Булгаковым. * он
здесь — буржуй, дающий социальный заказ
Современные критики считают «Дни Турбиных» вершиной театрального успеха Булгакова, но её сценическая судьба была сложна. Впервые поставленная во МХАТе, пьеса пользовалась большим зрительским успехом, но получила разгромные рецензии в тогдашней советской прессе. В статье журнала «Новый зритель» от 2 февраля 1927 года Булгаков отчеркнул следующее:
В апреле 1929 года «Дни Турбиных» были сняты с репертуара. Автора обвиняли в мещанском и буржуазном настроении, пропаганде белого движения. Но покровителем Булгакова оказался сам Сталин. Распространено утверждение, согласно которому Сталин якобы смотрел спектакль пятнадцать раз, однако никаких документальных доказательств этому нет, и этот факт вызывает серьёзные сомнения. По указанию Сталина спектакль был восстановлен и вошёл в классический репертуар театра. Любовь Сталина к пьесе некоторыми воспринималась как свидетельство перемены взглядов, изменение отношения к традициям русской армии (с личным отношением Сталина связывали также введение в РККА знаков различия, погон и прочих атрибутов Российской императорской армии).
Сам Сталин в письме к драматургу В. Билль-Белоцерковскому указывал, что пьеса нравится ему, наоборот, из-за того, что в ней показано поражение белых. Письмо было впоследствии опубликовано самим Сталиным в собрании сочинений уже после смерти Булгакова, в 1949 году:
После возобновления спектакля в 1932 году появилась статья Вс. Вишневского:
Для Михаила Булгакова, перебивавшегося случайными заработками, постановка в МХАТе была едва ли не единственной возможностью содержать семью.
История создания
3 апреля 1925 года Булгакову во МХАТе предложили написать пьесу по роману «Белая гвардия». Работу над первой редакцией Булгаков начал в июле 1925 года. В пьесе, как и в романе, Булгаков основывался на собственных воспоминаниях о Киеве времён Гражданской войны. Первую редакцию автор прочёл в театре в начале сентября того же года, 25 сентября 1926 года пьеса была разрешена к постановке.
В дальнейшем она неоднократно редактировалась. В настоящее время известны три редакции пьесы; две первые имеют то же название, что и роман, однако из-за проблем с цензурой его пришлось сменить. Название «Дни Турбиных» использовалось и для романа. В частности, первое его издание (1927 и 1929 гг., издательство «Concorde», г. Париж) было озаглавлено «Дни Турбиных (Белая гвардия)». Среди исследователей не существует единого мнения относительно того, какую редакцию считать последней. Одни указывают на то, что третья появилась в результате запрета второй и поэтому не может считаться окончательным проявлением авторской воли. Другие утверждают, что именно «Дни Турбиных» должны быть признаны основным текстом, поскольку по ним уже много десятилетий играют спектакли. Рукописи пьесы не сохранились. Третья редакция впервые опубликована Е. С. Булгаковой в 1955 году. Вторая редакция впервые увидела свет в Мюнхене.
В 1927 году проходимец З. Л. Каганский объявил себя правообладателем на переводы и постановку пьесы за границей. В связи с этим М. А. Булгаков 21 февраля 1928 года обратился в Моссовет с просьбой о разрешении выехать за границу для переговоров о постановке пьесы.[источник не указан 1649 дней
Действие четвёртое
Прошло два месяца. Наступил крещенский сочельник 1919 года. Елена и Лариосик наряжают ёлку. Лариосик рассыпает комплименты перед Еленой, читает ей стихи и признается, что влюблён в неё. Елена называет Лариосика «страшным поэтом» и «трогательным человеком», просит почитать стихи, по-дружески целует его в лоб. А затем признается, что давно влюблена в одного человека, более того, у неё с ним роман; и Лариосик очень хорошо знает этого человека… Отчаявшийся Лариосик отправляется за водкой, чтобы «напиться до бесчувствия», и в дверях сталкивается с входящим Шервинским. Тот в мерзкой шляпе, изодранном пальто и синих очках. Шервинский рассказывает новости: «Поздравляю вас, Петлюре крышка! Сегодня ночью красные будут. Лена, вот всё кончилось. Николка выздоравливает… Теперь начинается новая жизнь. Больше томиться нам невозможно. Он не приедет. Его отрезали, Лена!». Елена соглашается стать женой Шервинского, если тот изменится, перестанет лгать и хвастаться. Они решают известить Тальберга о разводе телеграммой.
Шервинский срывает со стены потрёт Тальберга и швыряет его в камин. Они уходят в комнату Елены. Слышен рояль, Шервинский поёт.
Николка входит, бледный и слабый, в чёрной шапочке и студенческой тужурке, на костылях. Он замечает сорванную раму и ложится на диван. Приходит Лариосик, он только что самостоятельно добыл бутылку водки, более того, невредимой донёс её до квартиры, чем чрезвычайно горд. Николка указывает на пустую раму от портрета: «Потрясающая новость! Елена расходится с мужем. Она за Шервинского выйдет». Ошарашенный Лариосик роняет бутылку, которая разбивается вдребезги.
Раздаётся звонок, Лариосик впускает Мышлаевского и Студзинского, оба в штатском. Те наперебой докладывают новости: «Красные разбили Петлюру! Войска Петлюры город оставляют!», «Красные уже в Слободке. Через полчаса будут здесь».
Студзинский размышляет: «Лучше всего нам пристроиться к обозу и уйти вслед за Петлюрой в Галицию! А там на Дон, к Деникину, и биться с большевиками». Мышлаевский не хочет возвращаться под командование генералов: «Я воюю за отечество с девятьсот четырнадцатого года… А где это отечество, когда бросили меня на позор?! И я опять иди к этим светлостям?! А если большевики мобилизуют, то пойду, и буду служить. Да! Потому что у Петлюры двести тысяч, но они пятки салом подмазали и дуют при одном слове „большевики“. Потому что за большевиками мужички тучей. По крайней мере, буду знать, что я буду служить в русской армии».
«Да какая же, к чёрту, русская армия, когда они Россию прикончили?!» — возражает Студзинский, — «Была у нас Россия — великая держава!».
«И будет!» — отвечает Мышлаевский, — «Прежней не будет, новая будет».
В пылу спора вбегает Шервинский и объявляет, что Елена разводится с Тальбергом и выходит замуж за Шервинского. Все их поздравляют. Вдруг дверь в переднюю открывается, входит Тальберг в штатском пальто, с чемоданом.
Елена просит всех оставить их с Тальбергом наедине. Все уходят, причём Лариосик почему-то на цыпочках. Елена коротко сообщает Тальбергу, что Алексей убит, а Николка — калека. Тальберг заявляет, что гетманщина «оказалась глупой опереткой», немцы их обманули, но в Берлине ему удалось достать командировку на Дон, к генералу Краснову, и вот сейчас он приехал за своей женой. Елена сухо отвечает Тальбергу, что разводится с ним и выходит замуж за Шервинского. Тальберг пытается устроить сцену, но выходит Мышлаевский и со словами: «Ну? Вон!» — бьёт Тальберга по лицу. Тальберг растерян, он идёт в переднюю и уходит…
В комнату с ёлкой входят все, Лариосик тушит свет и зажигает на ёлке электрические лампочки, затем приносит гитару и передаёт её Николке. Николка поёт, и все, кроме Студзинского, подхватывают припев: «Так за Совет Народных Комиссаров мы грянем громкое «Ура! Ура! Ура!».
Все просят Лариосика сказать речь. Лариосик смущён, отнекивается, но всё же говорит:»Мы встретились в самое трудное и страшное время, и все мы пережили очень много… и я в том числе. Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны… Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились… Впрочем, и у них я застал драму… Время повернулось. Вот сгинул Петлюра… Мы все снова вместе… И даже больше того: вот Елена Васильевна, она тоже пережила очень и очень много и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина«.
Раздаются далёкие пушечные удары. Но это не бой, это салют. На улице играют «Интернационал» — идут красные. Все подходят к окну.
«Господа» — говорит Николка, — «сегодняшний вечер — великий пролог к новой исторической пьесе».
«Кому — пролог», — отвечает ему Студзинский, — «а кому — эпилог».
Кинематограф
Дебют Андрея Мягкова в кино начался с главной роли в трагикомедии Элема Климова «Похождения зубного врача». Серьезной работой молодого артиста стала роль Алеши Карамазова в картине Ивана Пырьева «Братья Карамазовы».
Затем последовали ведущие роли в фильмах: «Старый дом» (Александр Иванович Герцен), «Серебряные трубы» (Аркадий Гайдар), «Гроссмейстер» (шахматист Сергей Хлебников), «Надежда» (Владимир Ильич Ленин), «Нежданный гость» (Виталий Николаевич Нечаев).
В 1975 году на экраны вышла знаменитая комедия Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Мягков в роли Жени Лукашина очаровал своей игрой всю страну, и популярность актера была просто фантастической.
Другой прекрасной ролью Андрея Мягкова у Эльдара Рязанова стал Новосельцев в «Служебном романе». Вместе с Алисой Фрейндлих они составили великолепный актерский дуэт.
Фильмография артиста насчитывает около 70 работ, среди которых стоит также отметить: «Дни Турбиных», «Гараж», «Гонки по вертикали», «Жестокий романс», «Послесловие», «Мать», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Контракт со смертью», «Ирония судьбы. Продолжение».
Ухаживания Шервинского
Владимир Робертович, будучи довольно известной персоной, намерен бежать в Германию в одиночку, так как немцы не берут женщин. Через полтора часа он уже должен сидеть в поезде. Помощник военного министра будто бы советуется с супругой, однако в действительности он ставит её перед фактом своей так называемой командировки.
Мужчина говорит, что вернётся спустя пару месяцев, просит Елену пока поберечь их комнаты. Он просит жену не принимать поручика Леонида Юрьевича Шервинского, так как этот назойливый ухажёр может опозорить его фамилию.
Девушка отправляется собирать вещи мужа. Николка и Алексей осуждают мелочного и трусливого Тальберга.
Через некоторое время приходит Шервинский. Он дарит Елене, играющей на рояле, большой букет. Мужчина пытается ухаживать, говорит приятные слова. Девушка рассказывает ему, что её супруг в отъезде. Шервинский доволен этой новостью. Теперь он может ухаживать за Еленой, ничего не боясь. Он хвалится тем, как однажды ему довелось петь в Жмеринке, намекая на свой превосходный оперный голос.
Девушка всех зовёт к столу. Гости пьют за здоровье хозяйки и говорят ей комплименты. Шервинский сообщает, что гетману ничто не угрожает, поэтому не нужно верить слухам, что немцы хотят его бросить. Присутствующие подтрунивают над Лариосиком. Николай поёт солдатскую песню, Шервинский пьёт за гетмана. Гости не поддерживают тост. Юноша хочет выпить за Елену и её мужа. Офицеры дискутируют по поводу действий гетмана, Алексей выступает против его политики.
Все подпевают Лариосику, играющему на рояле. Гостям еле удаётся успокоить пьяного Мышлаевского, который рвётся стрелять в комиссаров. Мужчине становится плохо, его уносят в ванную.
Шервинский и Елена думают, что остались наедине, они забывают про дремлющего Лариосика. Мужчина уверяет девушку, что её супруг к ней не вернётся, и не скрывает своей радости. Елена вначале пытается возразить, но потом признаётся, что не уважает мужа.
Заключение
В своем произведении Булгаков осветил судьбу русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны, обреченность белогвардейского движения и старого мира в целом.
Другие персонажиТальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет.Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет.Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену.Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет.Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира.
Краткое содержание
Действие первое
Действие второе
Картина втораяВ пустое помещение штаба 1-й конной дивизии приводят пойманного дезертира с отмороженными ногами. Полковник Болботун выясняет, что это простой солдат, который пробирался к лазарету. Несчастного обвиняют в том, что у него нет соответствующего документа, и уводят под арест.Следом приводят ремесленника с корзиной, полной сапог. Болботун приказывает раздать своим людям новую обувь. Узнав, что два гетманских сердюкских полка могут перейти на их сторону, Болботун седлает коня и отправляется на переговоры.
Действие третье
Картина первая
Картина вторая
ЗаключениеВ своем произведении Булгаков осветил судьбу русской интеллигенции в годы гражданской войны, обреченность белогвардейского движения и старого мира в целом.