Универсальный гений. 10 достижений михаила ломоносова

Слайд 16Случились вместе два Астронома в пируИ спорили весьма между собой

в жару.Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;Другой, что Солнце

все в собой планеты водит.Один Коперник был, другой слыл Птоломей.Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь? Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?« Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?

Философские идеи в стихах Ломоносова

Следуя традициям своего времени, Ломоносов часто излагает научные и философские идеи в стихах. Широко известна басня, в которой он доказывает правильность системы мира Коперника с точки зрения здравого смысла:

вперед

В оглавление

Интересные факты о Ломоносове

Михайло Ломоносов был физически очень сильным человеком. При необходимости он мог «поставить на место» своего оппонента, приложив к этому тяжелую крестьянскую руку.

Рассказывают, что однажды на него напали три матроса, с целью обокрасть. Однако это для них закончилось плачевно, так Ломоносов их здорово побил.

По характеру он был добрым и незлобивым человеком, однако вспыльчивым и эмоциональным.

Интересен факт, что в какую бы научную сферу он не обращал свой гениальный ум – всюду делал открытия и вносил существенный вклад в развитие.

Если вам понравилась краткая биография Ломоносова – подписывайтесь на InFAK.ru в любой социальной сети. С нами вы узнаете самые интересные факты из жизни великих людей!

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Главные достижения

От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».

Теория электричества и метеорология

В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично

Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества

И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.

Георг Вильгельм Рихман

Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.

Твердая ртуть

Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.

Прототип вертолета

Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.

Циркумполярная карта

Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента

Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами

А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.

Создание русского ямба

Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.

Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.

Литературная деятельность

Ломоносов участвовал в завершении реформы в области сложения стихотворных рифм. Кроме того, Михаил Васильевич является автором многих стихотворений и од.

Стоит отметить, что Ломоносов активно содействовал появлению русского классицизма. Своими одами этот великий человек бесконечно воспевал победы русских войск над вражескими солдатами, внося в оды научный и религиозный смысл. По своему характеру Ломоносов был тем гражданином, о котором сказали бы, что он — истинный патриот.

Отличительной особенностью творчества Ломоносова можно назвать его талант отмечать в стихотворениях собственное мнение о поэзии, о литературе. Некоторые его произведения затрагивают и политические дела государства. В архивах поэта и ученого можно найти произведения, где воспеваются императоры, которые являлись сторонниками поддержания мирного времени в России и содействовали развитию культуры страны, помогали развитию наук. По мнению ученого, реальная сила такой огромной и великой державы заключалась в развитии наук.

Михаил Васильевич Ломоносов, раздел «Астроном»

Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и высшего образования. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным — в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в физике, химии, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал ее основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.

Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечения кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан.

Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца.

М. В. Ломоносов был великим ученым-патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звездам и с наибольшей точностью определять время.

М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается.

Образование за границей

Период с 1736 года по 1740 год студент Михаил Ломоносов провел, обучаясь за границей. Началось все с того, что президент академии Иоганн Корф предложил кандидатуры трёх одарённых учеников для обучения за границей химии и горному делу. Естественно, что в списке значилась и фамилия Ломоносов. Изначально планировалось, что студенты отправятся сразу в Саксонию, но позднее Корф изменил свои планы. Молодых людей отправили в Марбург, для изучения основ металлургии, химии и других наук. Путь занял у студентов около двух месяцев. По приезду в Марбург практически сразу же они приступили к обучению у доктора медицины Конради.

Там же Ломоносов встретил и свою будущую жену. Это дочь вдовы, у которой одаренный студент снимал жильё.

В целом, за пределами родины поэт провел чуть менее пяти лет. Три года в Марбурге, год во Фрайберге и оставшееся время путешествовал по Голландии.
Ни дня не прошло без пользы у Михаила Васильевича. Укрепил немецкий, подтянул французский, итальянский языки, обучался фехтованию. Большую часть доходов он тратил на книги. И как раз тогда приобрел экземпляры, которые стали частью его первой библиотеки.

В период 1737-1739 гг. Ломоносов подряд написал две своих первых работы по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» и «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул». Не переставал уделять время и литературе. Однако своего не создавал, делая акцент на стихотворные переводы.

Основной трудностью жизни в это время были проблемы с деньгами. Жизнь была в долг, т.к. деньги от из Петербурга для проживания поступали очень нерегулярно.
К концу обучения Елизавета Цельх, дочь хозяйки, зачала от Михаила Васильевича. Ему пришлось жениться на ней по лютеранскому обряду. Дочь родилась до момента заключения брака и из-за этого признавалась внебрачной.

В 1739 году студентов перевели во Фрайберг. Занятия разительно отличались от жизни в Германии. Генкель подходил к процессу обучения исключительно с практической стороны. Студенты посещали рудники и заводы. Изучение нудных процессов производства не вдохновляло студентов. К тому же их совершенно не устраивало, что преподаватель заставляет их делать черновую работу. Недовольство набирало обороты, и в конце 1739 года случилась ссора с преподавателем. Конфликт надломил и так не самые теплые отношения учителя с его учениками и подкрепил осознание начинающего ученого, что учиться здесь больше нечему.

Достижения Ломоносова в области химии

Химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, поэтому давайте остановимся на его достижениях в этой области. Прежде всего, Ломоносов отдавал предпочтение тем исследованиям, которые реально практиковались и результаты которых могли быть полезны для производства. Кстати, адаптация к текущим проблемам является одним из ключевых элементов современного метода ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

В своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов препятствовал современным теориям химического строения вещества. Положение о том, что свойства материи зависят от состава молекул и способа, которым индивиды связаны с ними, было сформулировано лишь 100 лет спустя.

Во времена Ломоносова был введен термин «частица», поскольку понятия «молекула» не существовало. В принципе, это одно и то же. Ломоносов первым пришел к выводу, что тело однородно, если оно состоит из одинакового числа одинаковых элементов, связанных между собой одинаковым образом», — говорится в кавычках. Теория отдельных частиц считается одним из величайших научных достижений Ломоносова.

Более того, Ломоносов был первым, кто сказал, что химия как наука должна основываться на естественных законах физики, количественных измерениях и расчетах. После долгого периода алхимиков и смешивания с глазу на глаз различных веществ, это была настоящая революция.

Химическая лаборатория, созданная Михаилом Васильевичем, имела целый арсенал весовых приборов, способных измерять 0,0003 грамма. Это было важным достижением для середины XVIII века. В точности результатов своих экспериментов Ломоносов использовал химически чистые вещества и реактивы, которые, по его настоянию, всегда должны быть в избытке.

Важным достижением Михаила Ломоносова стало открытие закона сохранения веса (массы) веществ в химических реакциях. Верно и то, что есть основания полагать, что этот закон не был открыт в общепринятом смысле. Многие ученые пришли к этому выводу почти одновременно, когда наука достигла такого достаточного уровня Дискавери.

Однако этот факт не умаляет значения Ломоносова, так как это открытие имело огромное значение для российской науки. В частности, это помогло понять процессы питания. Это имело практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В целом, сфера интересов ученых-прикладников была очень высокой.

Проблемы и эксперименты, в которых работал Ломоносов:.

  • Растворимость солей при разных температурах.
  • Кристаллизация солей из растворов.
  • Влияние электрического тока на растворы солей.
  • Процессы растворения металла в кислоте.
  • Микрокристаллоскопия как метод микрохимического анализа, основанный на образовании кристаллических осадков при действии небольших количеств реактивов.

В результате Ломоносов обнаружил факт снижения температуры раствора при растворении соли и уменьшение коагуляции солевого раствора по сравнению с чистым. Эти и другие работы Ломоносова положили начало естественной химии как науке. Именно Ломоносов описал, как изучать химические процессы с помощью физики, и ввел в научный обиход термин «натуральная химия».

Исследования Ломоносова в области химии легли в основу многих практических открытий, сделанных в промышленности. Например, Ломоносов разработал технику плавления цветного стекла и изготовления стеклянных предметов. Он был построен под руководством Ломоносова и введен в УСТ-Рудицкий гласис по плану XVIII века в 50-е годы XX века. Таким образом, он проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и лидер.

Карьера и личная жизнь:

Происхождение: Ломоносов родился в деревне Денисовске расположенной на острове недалеко от Холмогор на Крайнем Севере России. Его отец, Василий Ломоносов, был преуспевающим рыбаком крестьянином, а мать – первая жена Василия, дочерью дьякона Елена Сивкова.Образование: Он учился в Славяно-греко-латинская академии, в Киево-Могилянской академии и за рубежом в Университете Марбурга (1736-1739) и в Фрайбурге, в школе горного дела (1739-1741).Оказали влияние: Кристиан ВольфОсновные этапы профессиональной деятельности: В 1741 году он вернулся в Россию и стал пожизненным членом Русской академии наук. В 1761 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук.
В 1764 Ломоносов был избран почётным членом Академии наук Болонского института. Он стал профессором химии в Петербургском университете и, в конечном счете, стал его ректором, а в 1764 г. государственным секретарем.

Основные этапы личной жизни: 

Когда ему было 10 лет, его отец взял мальчика на работу, чтобы тот помогал ему в его ремесле.  Но молодой Ломоносов понял, что его главной  страстью является учение и что его стремление к знаниям безгранично. В 1730 году 19 летний  Ломоносов пешком прошел с Севера России в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, ложно утверждая, что он сын священника.
Там, несмотря на издевательства  других студентов, которые были гораздо моложе его, он получил чрезвычайно широкое образование. Он завершил 12-летний курс в течение всего лишь пять лет, закончив обучение как лучший студент.
В 1736 г. Ломоносов получил стипендию на обучение в Санкт-Петербургском государственном университете. Он углубился в свои исследования и был награжден грантом для обучения за рубежом, в Германии.
Там он учился в университете в Марбурге (1736-1739) и в Фрайбергской  школе горного дела (1739-1741). В университете в Марбурге Ломоносов стал личным студентом Вольфа – видного  деятеля немецкого Просвещения.
В 1739 г.  в Марбурге он женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.
Хотя Ломоносов был человеком огромного таланта, его творческие силы были несколько расстроены его властным и конфликтным характером.
Ломоносов умер в 1765 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 53 лет.
Он был похоронен в Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге, Россия.Изюминка: Во время учебы в Москве Ломоносов жил на 3 копейки в день и питался только черным хлебом и квасом, но, несмотря на это, он добился значительных успехов в учебе.
Согласно некоторым источникам, по дороге из Марбурга он был насильно завербован в прусские солдаты, но сумел бежать из крепости Весели.

Глава 3. Результаты исследования

1. Викторина, посвященная жизни М.В. Ломоносова, которая была наполнена знаменательными событиями, знакомствами, открытиями и свершениями.

  • От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? (Денисовка — от имени Денис.)
  • С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? (С десяти лет.)
  • Какие книги Ломоносов называл “вратами своей учёности”?

2. Чтение на классном часе широко известного обращения Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам. В.Г. Белинский сказал о значении творчества Ломоносова: “С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим”. Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О Ломоносов, бог познанья! Мы отдаём тебе признанья. Ты наш учёный, наш поэт, Наш первый университет. Достойны ль мы хвалу взносить Тебе, о Человек, деянья чьи Так велики и так могучи, Сравниться с ними даже кручи Гигантов-гор не смеют. Нет, ты не бог, Не наделён божественной ты властью. Но разумом божественных высот достиг, О Человек, что испытал всё и проник. Ты умер, но деяния твои живут. И будут помнить их не один век. И люди память твою свято чтут. О гений, ты — чудо-Человек! (Н.Бутерина)

Достойны ль мы тебе хвалу воздать? О, просветитель, реформатор и поэт! За эти пять десятков лет Не прекращал ты поднимать Могучую Российскую державу, Не думал даже опускать Ни рук своих златых, Ни гордую главу. И ты любовью вечной Россию полюбил, И, словно своей честью, Россией дорожил. Из мрака и невежества Россию поднимал И в одах своих дивных державу воспевал. О, ты не просто академик, Ты гений, ты творец, титан, Ты создал новые науки, Открыл врата познанья нам! (Ю.Егурцова)

Открытия Ломоносова в области физики и астрономии

Одной из самых значительных работ Михаила Ломоносова стали основы молекулярно-кинетической теории. До его работ различные явления, связанные с тепловым расширением объектов, приписывали невидимым частицам — теплороду и флогистону. Учёный убедительно опроверг эти заблуждения и вывел несколько постулатов, говоривших, что теплота возникает за счёт внутреннего движения частиц, составляющих тот или иной объект.

Также Ломоносов сделал вывод о том, что любое вещество состоит из молекул, которые он называл корпускулами, а те, в свою очередь, являют собой сочетание элементов или атомов.

Позднее последовала работа «Введение в истинную физическую химию». В своём труде учёный описал некоторые общие правила строения химических веществ и их превращений во время реакций. Фактически это стало основой новой научной дисциплины, которую затем развивали Дмитрий Менделеев и Николай Бекетов.

Не обошло его стороной и увлечение астрономией. Правда, сам Ломоносов не считал свои заслуги в этой области чем-то выдающимся. В 1761 году он, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, обнаружил наличие у неё атмосферы. Работа, посвящённая этому явлению, была опубликована не только в России, но и в Германии. Однако за рубежом честь этого открытия довольно долго отдавали немецким астрономам Иоганну Шрётеру и Фредерику Гершелю. Лишь в начале XX века заслуги русского естествоиспытателя были признаны за рубежом.

Основные достижения в искусстве

На этом поприще, судя по биографии Ломоносова, нон прославился в основном в области мозаики. Одним из первых шедевров его рук можно назвать изображение Богоматери и иконку Нерукотворного спаса.

А вот самым, пожалуй, известным творение мастера, вне всяких сомнений можно назвать поясной портрет царя Петра I, выполненные полностью из мозаичных кусочков, ныне выставленный в Эрмитаже.

Не меньшего внимания заслуживает и его «Полтавская баталия», а также портрет Шувалова.

Кроме того, если говорить о теории, ученый в свое время написал множество трактатов, в которых научно обосновал принципы смешивания цветов, а его работы всерьез брали за основу многие художники последующих поколений.

Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии

Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит отметить работы «О слоях земных» и «Первые основания металлургии или рудных дел».

Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.

Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:

  • Разработал атомно-корпускулярную теорию и предвосхитил современную теорию химического строения вещества.
  • Открыл закон сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций.
  • Заложил основы физической химии как науки.
  • Внедрил исчисляемость и измеряемость результатов исследований в химии.
  • Изучил растворимость солей, кристаллизацию и свойства соляных растворов.
  • Разработал теорию теплоты.
  • Изучил свойства атмосферы и открыл существование атмосферы у поверхности Венеры.
  • Внес вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов.
  • Разработал новые приборы для проведения опытов и измерений.
  • Усовершенствовал телескоп для астрономических наблюдений.
  • Разработал «ночезрительную трубу», т.е. прибор ночного видения.
  • Сконструировал прототип подъемного летательного аппарата вертолетного типа.
  • Сконструировал оптический батоскоп для исследования морских глубин.

Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.

Самые проницательные читатели наверняка спросят: а где же обещанный секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности Ломоносова? Прежде всего, этот секрет заключается в проактивности и любознательности, которые подвигали Ломоносова брать любые доступные знания и браться за любые актуальные исследования.

И, конечно, успеху во многом способствовала его ориентация на практику. Во все времена «пробить» финансирование научных исследований, которые могут принести реальную отдачу, было проще, чем выпросить деньги на некие мертвые теоретические выкладки. Вот такой он был, Ломоносов: «универсальный» человек, сделавший уникальный вклад в отечественную науку!

А вообще, сегодня у каждого есть возможность развить свои способности до потрясающего уровня, используя для этого самые разные инструменты. Мы предлагаем вам прокачать свой мозг с помощью программ «Когнитивистивка» и «ТРИЗ на практике», а также познакомиться с советами и упражнениями для развития мозга.

Желаем удачи и ждем на наших уроках!

Достижения Ломоносова в области химии

Т.к. химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, остановимся подробнее на его достижениях в этой области. Прежде всего, Ломоносов был ориентирован на практику и отдавал приоритет тем исследованиям, результаты которых могли бы быть полезны на производстве. К слову, адаптация под текущие задачи – один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов предвосхитил современную теорию химического строения вещества. Тот постулат, что свойства вещества зависят от состава молекул и способа соединения атомов в них, будет сформулирован только через 100 лет.

В эпоху Ломоносова понятия «молекулы» не было, поэтому он ввел в рабочий оборот термин «корпускулы», что, в принципе, одно и то же. Ломоносов первым пришел к выводу, что, цитируем: «Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом». Атомно-корпускулярную теорию до сих пор считают одним из величайших научных достижений Ломоносова.

Кроме того, Ломоносов первым заявил, что химия как наука должна базироваться на законах природы, в т.ч. физики, количественных измерениях и расчетах. После длительного периода деятельности алхимиков и смешения различных веществ чуть ли не на глазок это было настоящим прорывом.

Химическая лаборатория, созданная под руководством Михаила Васильевича, имела целый арсенал весовых приспособлений, позволяющих проводить измерения с точностью до 0,0003 грамма. Это было большим достижением для середины 18 века. Для точности получаемых результатов опытов Ломоносов использовал химически чистые вещества и реактивы, причем всегда настаивал, что их должно быть в достатке.

Важным достижением Михаила Ломоносова считается открытие им закона сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций. Правда, есть также основания полагать, что у этого закона нет первооткрывателя в общепринятом смысле слова, и многие ученые пришли к этому выводу независимо друг от друга примерно в одно время, когда наука достигла достаточного для такого открытия уровня.

Но сей факт ни капли не умаляет заслуг Ломоносова, т.к. конкретно для российской науки это открытие было очень важным. В частности, это помогло разобраться в процессах обжига металла, которые имели практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В целом же сфера прикладных интересов ученого была очень велика.

Темы и опыты, над которыми работал Ломоносов:

  • Растворимость солей при разных температурах.
  • Кристаллизация солей из растворов.
  • Влияние электрического тока на растворы солей.
  • Процессы растворения металла в кислоте.
  • Микрокристаллоскопия как метод микрохимического анализа, основанный на образовании кристаллических осадков при действии небольших количеств реактивов.

В итоге Ломоносов установил факт понижения температуры раствора при растворении солей и снижения точки замерзания соляного раствора по сравнению с чистым. Эти и другие работы Ломоносова положили начало физической химии как науки. Именно Ломоносов наметил пути исследования химических процессов методами из физики, и именно он ввел в научный оборот термин «физическая химия».

Исследования Ломоносова в области химии легли в основу многих практических наработок, получивших внедрение в промышленности. Так, Ломоносов разработал технологию варки цветного стекла и производства изделий из него. Она была внедрена на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной под руководством и по чертежам Ломоносова в 50-х годах 18 столетия. Таким образом, он проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и руководитель.

Также он занимался разработкой рецептуры фарфоровых масс, уделяя особо внимание роли стеклообразного вещества в структуре фарфора. Лабораторные исследования Ломоносова помогли впоследствии наладить выпуск краски на основе отечественного сырья

Столь обширные исследования требовали нового инструментария и более совершенных технических средств. Ломоносов пополнил технический арсенал приспособлений целым рядом изобретенных им приборов. Это, например, газовый барометр и вискозиметр для определения динамической либо кинематической вязкости вещества. Многие из этих приспособлений еще долгое время использовались в практических целях, а открытые Ломоносовым принципы функционирования этих приборов легли в основу более новых прогрессивных разработок.

Краткая хронология

19 ноября 1711 — будущий ученый появился на свет в деревне Мишанинская (н.вр.село Ломоносовка)Декабрь 1730 — получил паспорт и 15 декабря сбежал в Москву.

Январь 1731 — поступил Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где проучился вплоть до 1734г.

1734 — год проучился в Киево-Могилянской академии. Слушал лекции по философии, математике и физике.

Январь 1736 — оказался в списке 11 студентов переведенных в академический университет в Петербург.

Октябрь 1736 — был переведен в Германию. Там изучал горное дело и металлургию.

Февраль 1739 — женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.

1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.

Май 1740 — обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх. По пути на родину насильно был захвачен в прусскую армию, откуда сбежал через несколько недель.

Июнь 1741 — вернулся в Санкт-Петербург. 10 июня был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания и приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.

Январь 1742 — был определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.

Июль 1745 — стал первым русским академиком в области естествознания.Был назначен профессором химии, что соответствует статусу действительного члена Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.

Июнь 1746 — впервые читал на русском языке публичные лекции по физике.

1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию. До 1757 года проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.

1752 — впервые в истории в химической лаборатории читал курс лекций по физической химии. Курс длился год.

1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.

1755 — был учреждён Московский университет. Проект для него создал Михаил Васильевич.

1756 — начал отстаивать права низшего русского сословия на образование.

Январь 1757 — был назначен советником Канцелярии Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. В том же году переехал с казённой академической квартиры в собственный дом на Мойке. Также синод в этом году потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».

1758 — стал руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии.

1759 — составил устав для Академической гимназии и университета, всеми силами отстаивая права низших сословий на образование.

Апрель 1760 — Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.

Октябрь 1763 — избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).

Апрель 1764 — избран почётным членом Академии наук Болонского института.

4 апреля 1765 — скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. 8 числа похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

История

Многие заслуги Ломоносова в науке, особенно в области истории, не так-то просто оценить на основе оригинальных текстов. Чаще всего сложность чтения и понимания созданных им произведений связана с архаичностью языка Ломоносова. Однако по моральным и художественным характеристикам он очень высокий, а по стилю, структуре и форме гармоничен и изыскан. Именно Михаил Васильевич представил историю России в исключительной чистоте и целостном реализме. Он избегал выражать свое личное мнение и создал свою «Историю России» на основе тщательно составленных и разнообразных источников, которые он читал за эти годы.

Ломоносов пытался «очистить исторические корни» нашей страны. Он доказал, что славяне не шведы, поэтому «норманнскую» версию следует признать неверной

Михаил Васильевич открыто, хотя и с большой осторожностью и деликатностью высказался против догматов церкви. Согласно этой догме, славяне считались потомками племянника библейского Ноя Мосоха

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: