Характеристика главных героев повести «собачье сердце» михаила булгакова

Собачье сердце — Мир героев (досье на главных персонажей)

 — выдающийся хирург экспериментор, работающий над проблемой омоложения путем пересадки половых желез, солидный, успешный человек пожилых лет. Жил в послереволюционной Москве, по адресу: Калабуховский дом, Пречистенка 24, в большой семикомнатной квартире. Имеет прислугу — Зину и Дарью.

Так как, профессор является европейским светилом, то и гонорары, и клиенты у него соответствующие — бывшие дворяне и высокопоставленные лица из руководства. Профессор уверен в себе, имеет четкие жизненные принципы, не любит пролетариат и советсткую власть вообще. Он считает, что они бездельники и пустобрехи.

Противник террора и заявляет, что ласка — единственные способ общения с живыми существами. Опасная для того времени позиция, но профессор имеет высокопоставленных пациентов, которые защищают его. Так попытка Швондера начать атаку на комнаты хирурга была в корне прервана Петром Алексеевичем.

Надо отметить, что профессор любит вкусно и изысканно поесть, понимает толк в спиртных напитках. Он сторонник разделения труда. Когда работает — не думает об удовольствиях. Когда отдыхает — не думает о работе. Опыты с омоложением, привели профессора к мысли, провести смелый эксперимент — пересадить гипофиз и семенные железы собаке.

Он осознает свою ошибку и понимает, что природа — это храм, а не поле для экспериментов и что он зря вмешался в ее законы.

молодой доктор, ассистент профессора Преображенского. Доктор-человек честный, принципиальный, а когда нужно проявляет твердость и даже жесткость характера.  Борменталь  был  всецело преданным своему учителю профессору Преображенскому, которого чуть ли не боготворил.

Будучи бедным студентом, он был принят им на кафедру. Закончив учебу, Борменталь стал работать у профессора ассистентом. Для него это было  большой удачей. Работая бок о бок с ученым мирового уровня, он многому научился, и, кроме того, Борменталь неплохо зарабатывал.

Очень часто Борменталь оказывался поддержкой и защитой профессора перед  непредсказуемыми поступками Шарикова.

Шарик

«экспериментальное» существо, возникшее в результате «прививки» органов Чугункина к живому организму Шарика. Шариков  продолжает галерею образов «искусственных» людей, андроидов, возникающих вследствие «человекобожеских» усилий (Гомункул в«Фаусте»  Гёте, Демон в романе  М. Шелли  «Франкенштейн» и др.

); отмечены  параллели с образом Смердякова  («Братья  Карамазовы» Достоевского Шариков  проходит этапы «социализации» (одежда, бытовые привычки, приобщение к благам цивилизации, наконец, получение документов, поступление на службу и попытка обзавестись семьей), которые комично сочетаются с рецидивами «животного» начала: ненависть к котам, необузданный половой инстинкт и т. п.  Шариков  декларирует идеи «казарменного» социализма («взять все да поделить»). Грядущий хаос предвосхищается «потопом», который устраивает Шариков в профессорской квартире. Имя персонажа — Полиграф Полиграфович — выбрано им самим в календаре; день его «именин» — 4 марта — выступает как бы пределом существования Шарикова. Конфликт персонажа с его «создателем» неуклонно обостряется; в конце концов Шариков угрожает Преображенскому и Борменталю револьвером. После короткой схватки и насильственной «обратной» операции Шариков, фактически повторяя судьбу Чугункина (смерть «от ножа»), исчезает: к жизни возвращается пес Шарик.

https://youtube.com/watch?v=Vo4XJoyH0zM

председатель домового комитета, организованного в доме, где живет Преображенский. Швондер — человек небольшого ума, кляузник, доносчик и подстрекатель.

 В начале повести он во главе всего Устава домкома является к профессору, занимающему квартиру из семи комнат, с целью «уплотнить» его; однако у Преображенского находятся высокие покровители, и акция Швондера терпит неудачу.

С появлением Шарикова Швондер вначале пишет в газету письмо-донос, утверждая, что тот — незаконнорожденный сын Преображенского, а затем становится «идейным наставником» Шарикова, внушая ему, что он — полноправный член общества и должен настаивать на своих правах.

2 вариант

Филипп Филиппович Преображенский – хирург с мировым именем, выдающийся ученый. Профессору около 60 лет, у него нет семьи. Преображенский является трудолюбивым, умным и уверенным в себе человеком. Филипп Филиппович — настоящий ученый, практикующий врач. Он работает над омоложением людей: проводит наблюдения, ставит эксперименты. Профессор открыто высказывает свою точку зрения о негативном влиянии пролетариата. Филипп Филиппович против грубого отношения к людям и животным.

Иван Арнольдович Борменталь – талантливый доктор, ассистент профессора Преображенского. Борменталь является не только учеником Филиппа Филипповича, но и его другом. Когда-то ученый оказал помощь студенту, за что Иван Арнольдович ему очень признателен. Молодой человек обладает приятной внешностью, интеллигентным, спокойным характером. Известно, что отец Борменталя был судебным следователем. Доктор уважает профессора, восхищается его научными достижениями. Когда Шариков написал донос на профессора, Борменталь вступился за Преображенского. Он обратил творение Филиппа Филипповича обратно в собаку.

Полиграф Полиграфович Шариков – необычное существо, результат научного эксперимента профессора Преображенского. Филипп Филиппович пересадил бродячему псу Шарику органы молодого, но не благополучного гражданина Клима Чугункина, умершего накануне. В результате этой операции пес в течение 10 дней превратился в человека. Полиграф Полиграфович, по замечанию профессора, получился совершенно никудышным «новым человеком». Шарков унаследовал от Клима Чугункина многие отрицательные черты характера: алкоголизм, заносчивое, наглое поведение, неуважение к окружающим. Когда жизнь с Шариковым под одной крышей становится невыносимой для профессора, Преображенский проводит еще одну операцию, в результате которой Полиграф Полиграфович снова становится собакой.

Пес Шарик – бездомная бродячая собака, познавшая холод и голод уличной жизни. От имени Шарика ведется повествование в начале и конце повести. Пес становится участником научного эксперимента Преображенского по омоложению. Однако последствия эксперимента оказываются иными, нежели предполагал профессор. Вместо омоложения собаки произошло ее полное «очеловечивание». При этом новое существо получило в наследство большинство отрицательных черт характера донора транспортированных органов. Признав, что «новый человек» получился свершено «никудышным», профессор Преображенский совместно с доктором Борменталем проводят еще одну операцию. Шарик становится тем же благородным, ласковым и хитрым псом, каким и был прежде.

Швондер  — яркийпредставитель нового общества, председатель домового комитета. Швондер негативно относится к профессору. Поэтому, когда появляется возможность отомстить Преображенскому с помощью Шарикова и завладеть его имуществом, герой решает ей воспользоваться. Швондер настраивает Полиграфа Полиграфовича против ученого. Герой помогает Шарикову внедриться в общество: находит для бывшего пса работу, настаивает на том, чтобы профессор его прописал и сделал документы. Швондер – это идейный представитель строящегося мира. Он действует исходя из предписаний и указов, которые ему даются.

Зинаида Проковфьевна Бунина – молодая девушка, служанка профессора. Она добросовестно исполняет свои обязанности, не скрывает  боязни по отношению к Шарикову.

Дарья Петровна Иванова – кухарка в доме профессора Преображенского. Шарик любит женщину за то, что она по указанию ученого кормит его колбасой.

Клим Чугункин – второстепенный герой, в повести Булгакова он появляется уже покойником. Чугункин становится донором органов для эксперимента Преображенского. Гипофиз и семенники Клима профессор пересаживает Шарику, в результате чего появляется новая единица общества – Полиграф Полиграфович. При жизни Чугункин вел аморальный образ жизни, страдал алкоголизмом. Отчасти такие черты передались и Шарикову.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Собачье сердце» – кольцевая:

  • Повествование открывает внутренний монолог бездомного пса Шарика, который выполняет роль экспозиции, призванной раскрыть предысторию и показать читателю главных действующих лиц.
  • Операция над Шариком и его превращение в человека – завязка, которая обозначает начало конфликта.
  • Кульминация конфликта приходится на попытку Шарика адаптироваться к новой жизни и его конфликт с профессором.
  • Финал заканчивается очередным внутренним монологом пса Шарикова, который знаменует собой разрешение конфликта и возвращение всего на круги своя — развязку.

В повести Булгакова присутствует несколько конфликтов:

  1. Первый конфликт заключается в противостоянии интеллигента профессора Преображенского с домоуправлением, состоящим из рабочих и политических активистов. Этот конфликт призван показать столкновение двух поколений и типов людей, которые мыслят совершенно разными категориями. Булгаков на стороне профессора, ведь те привилегии, которые он отстаивает, заслужены его упорным трудом. Швондер же выглядит карикатурным выскочкой, который стал кем-то значимым только благодаря перевороту.
  2. Второй конфликт происходит между превращённым в человека псом Шариком и окружающими людьми, включая профессора. Идея этого конфликта заключается в той опасности, которая грозит человечеству, если оно не будет сдерживать себя на пути прогресса. Поликарп Шариков не смог стать полноценным человеком, потому что им были пропущены необходимые этапы развития, но он в то же время требовал всего того, чего не заслужил. Конфликты взаимосвязаны, а в кульминации вовсе сплетаются в один.

Глава вторая

Попав в теплое помещение, Шарик со страху мечется по квартире. Пса усыпляют, и лечат ему больную лапу. Затем собака, пробудившись, с интересом следит за тем, как принимают пациентов. К Преображенскому на приём приходят самые разные люди: и престарелая леди, мечтающая о партии с молодым красавцем; и пожилой дамский угодник. Все они требуют от чудо-доктора одного — омолодиться. А он и готов им помочь за круглую сумму.

Вечером к профессору заявляются Швондер и члены домкома. Они желают отобрать его семь комнат для других жильцов. Преображенский жалуется знакомому, требуя разрешить его проблему. Швондер и компания уходят ни с чем, обвинив профессора в ненависти к рабочему классу.

Глава седьмая и восьмая

Шариков, будто заядлый пропойца, употребляет на обед водки. Профессор, наблюдая за ним, делает вывод, что это из-за пагубного влияния того человека, чей мозг пересадили Шарику. Шариков желает развлечений, и Преображенский советует сходить в театр. Попытки дать ему образование он не оставляет и предлагает также книги для чтения.

Отправив Шарикова в сопровождении Борменталя в цирк, профессор размышляет, не сделать ли чего с оставшимся гипофизом собаки…

Шариков, науськанный Швондером, требует у профессора выдать ему вид на жительство. Преображенский угрожает Полиграфу тем, что лишит еды, а домоуправителя обещает пристрелить. Шариков отступает, но ненадолго. Он уже украл у доктора пару монет и попытался свалить вину на Зину. После чего ещё и напился, приведя в дом посторонних. Преображенский лишается любимых вещей.

Борменталь высказывает профессору свое уважение, предлагает отравить Шарикова. Врач против, но не самой затеи, а того, чтобы медицинскую ошибку исправлял за него его помощник. Преображенский с горечью перечисляет недостатки Шарикова, которому не суждено уже измениться. И лишь хуже будет дальше.

Но Шариков преподносит своим докторам сюрприз: он устраивается на работу — заведующим отдела по избавлению города от бродячих животных. Полиграф приводит домой и невесту — коллегу со службы. Девушке тут же рассказывают о нём правду. Шариков пробует удержать её под угрозой увольнения. Борменталь встаёт на защиту барышни.

Моральный облик героя

Шариков – символ наглости, нахальства, грубости, фамильярности, безграмотности, лени. Его образ – олицетворение люмпен-пролетариата: той прослойки общества, которая очень быстро освоилась в новых политических условиях. Опираясь на обрывочные сведения, переиначивая фразы из лозунгов нового правительства, эти люди “борются” за свои права, изображая деятельность и труд. На самом деле – они тунеядцы и приспособленцы, власть, которая обещает невиданные блага, манит глупых, недалёких людей, готовых быть слепым орудием в борьбе за светлое будущее.

Полиграф Полиграфович наследует самое плохое, что есть в натуре животного и человека. Верность и преданность пса, его благодарность хозяину – всё это улетучилось в течение первых двух недель жизни Шарикова. Персонаж кусается, пристаёт к женщинам, грубит всем без разбора. Возмущает неблагодарность героя, его недовольство всем, отсутствие минимальной культуры в общении. Он начинает требовать у профессора прописку, спустя какое-то время пытается выселить Филиппа Филипповича. В итоге дело доходит до того, что Шариков решает убить своего создателя. Этот момент очень символичен, наделён особым смыслом. Именно тут отчётливо прослеживается мотив политической идеологии нового строя.

Швондер в «Собачьем сердце»: образ и характеристика


Небольшая повесть «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова стала едва ли не «визитной карточкой» именитого писателя. Произведение «программное», знакомое со школьной скамьи каждому советскому и русскому человеку, является острой сатирой на социальную обстановку того неспокойного времени, в которое она создавалась. Естественно, что герои, выведенные Булгаковом на страницах этой истории, точно также отражают узнаваемые типажи эпохи. В каждом из них, от профессора Преображенского до Шарикова, можно разглядеть собирательный образ определенного класса, людей одного воспитания, типа мышления и устремлений.

Чрезвычайно ярко нарисован писателем образ Швондера — председателя недавно образованного домового комитета. В обязанности этого человека, не имеющего ни должного образования, ни культуры, входит распределять между жильцами все имеющиеся блага. Впервые он возникает на страницах повествования, когда оказывается на пороге квартиры профессора вместе со своими товарищами. Вчетвером они являются осмотреть «жилплощадь» и решить вопрос об «уплотнении». По мнению Швондера, Преображенский единолично занимает слишком большую площадь, и вполне мог бы обойтись без столовой и смотровой, что выглядит как непозволительная роскошь в глазах молодых пролетариев.

Свое право на все имеющиеся комнаты Преображенскому удается отстоять, однако в споре со Швондером он глубоко задевает председателя, который больше не желает оставлять «проблемного» жильца в покое. Не осознавая этого факта, профессор сталкивается со совершенно новым, непонятным ему типом сознания: темным, невежественным, но сознающим собственную силу и власть.

Внешность Швондера описана Булгаковым быстро и куце: это молодой человек с пушной копной кудрявых темных волос. Швондер не отличается чистоплотностью, свои обязанности по организации уборки, снабжения и обеспечения нужд дома выполняет из рук вон плохо, куда больше ему нравится добиваться «справедливости» в его личном понимании и рассуждать о величии нового строя. Ему в особенности нравится то, что теперь «все равны», и он, Швондер, может быть на короткой ноге с тем же профессором Преображенским.

Оттого ему впоследствии так важно ущемить своего «классового врага». И Швондер находит способ это сделать — через Шарикова

Обнаружив нового жильца в квартире Преображенского, председатель начинает писать скандальные статьи в прессу, объявляет Шарикова внебрачным сыном профессора и, наконец, вынуждает бывшего пса обзавестись документом, удостоверяющим, что он действительно «гражданин Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся в вашей, мол, квартире».

Отношение к бюрократическому формализму особенно подчеркивает сущность Швондера, прекрасно характеризует его следующая цитата, ставшая крылатой фразой: «Документ — самая важная вещь на свете».

Не удивительно, что именно Швондер превращается в идеологического наставника нового гражданина Шарикова, прививая ему свои идеалы. По словам Преображенского, этот человек, в силу своей ограниченности, не способен понять «…что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня… если кто-то, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Основная характеристика Швондера — его ограниченность, не способность подняться над собой, понять хотя бы те истины, которые он так яростно отстаивает.

Второстепенные герои романа “Собачье сердце”

Доктор Борменталь

Доктор Борменталь Доктор Иван Арнольдович Борменталь – правая рука профессора Преображенского, безгранично преданный ему человек. Он приложил массу усилий к социальной адаптации Шарикова и пытался участвовать в его воспитании, для чего даже переехал в квартиру Профессора, но у него ничего не вышло. Борменталь – идеалист, но он иногда принимает решения сгоряча в силу молодости и неопытности. Впрочем, в сложной ситуации он проявляет отвагу, как в том случае, когда Шариков начал угрожать Преображенскому пистолетом.

Краткое содержание Чехов Дядя Ваня для читательского дневника

Зинаида Бунина

Девушка из простонародья, прислужница в доме профессора. Живёт Преображенский в семикомнатной квартире, которую нужно поддерживать в чистоте, чем и занимается Зинаида. Профессор относится к ней по-отечески, и она отвечает ему тем же.

Холодная война. Причины, итоги, события, суть, этапы, признаки.
35 интересных фактов об Аристотеле

Дарья Иванова

Кухарка профессора. Как и Зинаида Бунина, безгранично предана Преображенскому. Обе женщины доказали свою преданность на деле, когда профессор вместе с доктором Борменталем приняли решение провести обратную операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.

Клим Чугункин

Этот герой “Собачьего сердца” в романе только упоминается. Но у нас есть его характеристика – типичный люмпен, хулиган, рецидивист, алкоголик и деклассированный элемент. Был балалаечником, погиб в пьяной драке. Дурная натура Клима Чугункина взяла верх в Шарикове, и фактически Шариков “позаимствовал” все отрицательные черты его характера. Хороших черт в Чугункине, впрочем, и нет.

Пёс Шарик

Пёс Шарик после операции Обычный дворовый пёс, который прожил почти всю жизнь на улице, занимаясь поисками пропитания. Едва не погиб после того, как его ошпарил кипятком повар столовой, но был спасён профессором Преображенским. После пересадки ему гипофиза Клима Чугункина все хорошие черты Шарика оказались подавлены личностью рецидивиста. Впрочем, после обратной операции, когда Шариков снова превратился в Шарика, пёс вернулся к своему изначальному состоянию. Этот герой “Собачьего сердца”, характеристика которого строго положительна, символизирует собой то, что собака куда лучше и чище душой, чем многие люди.

Значение повести

«Собачье сердце» — характеристика Шарикова тому подтверждение — описывает опасное социальное явление, зародившееся в советской стране после революции. Люди, похожие на главного героя, часто оказывались у власти и уничтожали своими действиями то лучшее, что складывалось в человеческом обществе веками. Жизнь за чужой счет, доносительство, презрение к образованным интеллигентным людям — эти и подобные им явления стали в двадцатые годы нормой жизни.

Нужно отметить еще один важный момент. Эксперимент Преображенского — это вмешательство в естественные процессы природы, что опять-таки доказывает в повести «Собачье сердце» характеристика Шарикова. Профессор понимает это уже после всего случившегося и решает исправить свою ошибку. Однако в реальной жизни все гораздо сложнее. И попытка изменить общество революционными насильственными способами изначально обречена на провал. Именно поэтому произведение не теряет актуальности и поныне, являясь предупреждением для современников и потомков.

Повесть Михаила Булгакова «Собачье Сердце», написанная в 1925 году в Москве, является филигранным образцом острой сатирической фантастики того времени. В нем автор отразил свои идеи и убеждения по поводу того, нужно ли человеку вмешиваться в законы эволюции и к чему это может привести. Затронутая Булгаковым тема, остается актуальной и в современной реальной жизни и никогда не перестанет тревожить умы всего прогрессивного человечества.

После публикации повесть вызвала много толков и неоднозначных суждений, ведь она отличалась яркими и запоминающимися характерами главных персонажей, неординарным сюжетом, в котором фантастика тесно переплеталась с реальностью, а также неприкрытой, резкой критикой Советской власти. Данное произведение пользовалось большой популярностью в среде диссидентов в 60-х годах, а после переиздания в 90-х вообще признано пророческим. В повести «Собачье сердце» хорошо просматривается трагедия русского народа, который разделен на два враждующих лагеря (красные и белые) и в этом противостоянии должен победить только один. В своей повести Булгаков раскрывает читателям сущность новых победителей — пролетариев-революционеров, и показывает что ничего хорошего и достойного создать они не могут.

История создания

Данная повесть является заключительной частью ранее написанного цикла сатирических повестей Михаила Булгакова 20-х годов, таких как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Булгаков начал писать повесть «Собачье сердце» в январе 1925 года и закончил её в марте того же года, изначально она предназначалась для публикации в журнале «Недра», однако не прошла цензуру. И все такие её содержание было известно московским любителям литературы, потому что Булгаков читал её в марте 1925 года на «Никитском субботнике» (литературный кружок), позже её переписывали от руки (так называемый «самиздат») и таким образом распространяли в массы. В СССР повесть «Собачье сердце» впервые была опубликован в 1987 году (6-ой номер журнала «Знамя»).

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное — Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор — противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента — зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Превращение пса в человека

Между двумя операциями прошло не более трех месяцев. Доктор Борменталь подробно описывает все те изменения, внешние и внутренние, которые происходили с собакой после операции. В результате очеловечивания получилось чудовище, унаследовавшее привычки и убеждения своих «родителей». Вот краткая характеристика Шарикова, собачье сердце в котором уживалось с частью мозга пролетария.

Полиграф Полиграфович имел неприятную внешность. Постоянно сквернословил и ругался. От Клима ему передалась страсть к балалайке, и, играя на ней с утра до вечера, он не думал о покое других. Имел пристрастие к алкоголю, сигаретам, семечкам. За все время так и не приучился к порядку. От пса унаследовал любовь к вкусной еде и ненависть к кошкам, лень и чувство самосохранения. Причем если на собаку еще можно было как-то повлиять, то Полиграф Полиграфович считал свою жизнь за чужой счет вполне естественной — к таким мыслям подводит характеристика Шарика и Шарикова.

«Собачье сердце» показывает, насколько эгоистичным и беспринципным был главный герой, осознавший, как легко заполучить все, что захочет. Это его мнение только укрепилось, когда он приобрел новых знакомых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: