М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы
Описание слайда: Шарик и Шариков Шарик — вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый». У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое. Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке. Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную». Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме». Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека. Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой Шариков – люмпен, хам и тунеядец Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель». Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины. В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый». У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое. Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке. Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную». Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме». Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека. Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой
Тема, проблема, идея и значение произведения
В своем легендарном произведении Булгаков поднимает проблему политики и идеологии большевизма, проблему необразованности тех, кто получил власть, а также проблему невозможности изменения порядка в истории насильно. Писатель показывает, что результаты произошедшей революции не такие, как ожидалось, что они плачевны. Революция, так же, как и операция, проведенная профессором Преображенским, привела к совершенно неожиданным последствиям и вскрыла самые страшные болезни и проблемы общества.
В произведении автор затрагивает тему человеческой природы, характеров и натуры. Булгаков дает полупрозрачный намек на то, что человек слишком самоуверен и считает сея всесильным. Он способен изменить то, что менять не стоит, способен вмешаться в естественный ход вещей, однако контролировать плоды собственной деятельности, к сожалению, человек не в состоянии.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Булгаков М. А. «Собачье сердце». Краткий анализ 490 руб.
- Реферат Булгаков М. А. «Собачье сердце». Краткий анализ 260 руб.
- Контрольная работа Булгаков М. А. «Собачье сердце». Краткий анализ 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Проблематика произведения заключается в том, что насильственное изменение общественного уклада неизбежно приводит к печальным результатам, эксперимент обречен на провал.
Замечание 1
Главная идея произведения «Собачье сердце» заключается в том, что любое искусственное вмешательство в общество, природу, политику, историю и другие сферы не может привести к позитивным изменениям. Автор считает наиболее приемлемым здоровый консерватизм.
Основной мыслью этого произведения является то, что незрелому, необразованному народу, людям наподобие «Шариковых», ни в коем случае нельзя доверять власть, так как они морально незрелы. Подобный эксперимент неизбежно обернется катастрофой для общества и для истории.
Смысл названия произведения заключается в том, что не все люди, нормальные от рождения, обладают духовно здоровым сердцем, что есть на свете люди, у которых собачьи – злые, плохие – сердца от рождения, и живут эти люди жизнью Шарикова.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Полемика Михаила Булгакова
Можно воспринимать образ Шарикова как полемику с обосновывающими идею «нового человека» теоретиками. Писатель в этой повести, с одной стороны, показывает психологию нового «массовидного» героя (в образе Шарикова) и всей массы (домком со Швондером во главе). Но, с другой стороны, Булгаков противопоставляет им героя-личность в образе профессора Преображенского. В повести движущей силой конфликта является столкновение представлений профессора Преображенского об обществе, которые можно назвать разумными, и иррациональности воззрений людской массы, абсурдности устройства общества.
Подробный анализ
Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня. Во многих учебных заведениях, в учебную программу включено изучение творчества Михаила Булгакова. К примеру, «Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», «Собачье сердце»
Особое внимание хотелось бы уделить последней поэме
Свою историю анализируемое произведение, берет в январе 1925 года. Официально опубликовано оно было уже после смерти самого автора. Михаил Афанасьевич Булгаков смог очень точно отразить сложившуюся действительность, которая нашла отражения и в сегодняшнем дне. Для усиления настоящей реальности и созданию нужной атмосферы, в произведение были включены фантастические события. А именно, превращение пса Шарика в гражданина Шарикова.
В произведении поднимается ряд философских вопросов, которые заставляют читателя задуматься о многих вещах. К примеру, возможность изменения мира к лучшему, перевоспитание человека и его значимость для общества. Автор умело иллюстрирует жизнь интеллигенции и простого народа. Их связь и влияние друг на друга.
Рассмотрим идейную составляющую повести. В произведение идет описание сразу двух миров: квартира Преображенского и за ее пределами. Глазами главных героев читатель видит, что все вокруг грязное, жалкое и злое. Прохожие люди – страшные и жадные. Ощущается наличие Мира и Хаоса, где Мир – это как раз квартира Преображенского. Уютное и теплое жилище и безграничное пространство.
В сюжете присутствует динамика. Действующие лица находятся в поисках равновесия в этих двух мирах, а также ведут борьбу сами с собой.
Основными действующими лицами повести «Собачье сердце» являются:
- Пёс Шарик( далее гражданин Шариков). В самом начале он представляется как неглупое и размышляющее животные. После эксперимента, став человеком, прекратился в грубую и бескультурную личность.
- Профессор Филипп Филиппович Преображенский. Является представителем «мира» интеллигенции, глубоко нравственный человек.
«Собачье сердце» повествует о том, как профессор Филипп Филиппович решился на опаснейший эксперимент по пересадке внутренних ключевых органов человека собаке. Операция прошла успешно, и Шарик приобрел человеческий облик. Профессору выражают восхищение и восторги, многие интересуются таким экспериментом. Но сам Филипп Филиппович обеспокоен, так как не знает, кем в итоге станет Шариков.
Идет время, Шариков становится пьяницей и невеждой, вдобавок попадает под влияние Швондера, который настраивает его против профессора Преображенского. Шариков грубит и развязно ведет себя в квартире Филиппа Филипповича и требует прописать его в этих апартаментах.
Долгое время профессор не решался на обратный эксперимент, надеясь, что ситуация измениться в лучшую сторону. Но этого не вышло, и Шариков, после очередной пересадки органов, становится бездомной собакой.
Подводя итоги, хочется отметить, что люди обладают различными склонностями и странностями. Чаще это проявляется в отрицательной форме и соответствующими качествами. Но один вопрос остается неизменным – способен ли человек измениться? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Судьба человека лишь в его руках и каждый сам решает, какой она будет. Каждый формирует свою личность.
Добавим, что классическая литературу должна быть прочитана каждым. Ведь многих заставляют изучать подобную литературу, особенно в школьных заведениях. Классическую литеру не стоит читать «из-под палки». Многие лишь в сознательном возрасте перечитывают Толстого, Достоевского, Булгакова, Пушкина и других писателей. Ведь только в таких произведениях поднимаются вечные философские вопросы.
Булгаков Собачье сердце: история создания
В начале 1925 года Михаил Булгаков приступил к работе над новой повестью по заказу журнала «Недра». Ранее в нем были опубликованы «Роковые яйца» и «Дьяволиада». Произведение было написано за 3 месяца. Первоначально оно называлось «Собачье счастье. Чудовищная история». В дальнейшем писатель изменил название на «Собачье сердце».
Сюжет повести навеян романом Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», главный герой которого пытался превратить животных в людей путем хирургического вмешательства. Прототипом профессора в «Собачьем сердце» стал дядя писателя — известный столичный врач М. В. Покровский.
Впервые повесть была зачитана Булгаковым в марте 1925 года на литсобрании «Никитинских субботников». Реакция слушателей была неоднозначной, некоторые усмотрели в произведении антисоветские настроения и отправили донос в органы власти. Государственный деятель Лев Каменев, ознакомившись с повестью, запретил её к печати. Договор с МХАТом о театральной постановке Булгакову пришлось расторгнуть.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
7 мая 1925 года Центральным комитетом партии в квартире писателя был произведен обыск, в ходе которого изъяли два экземпляра рукописи и личные дневники автора. В дальнейшем «Собачье сердце» передавалось из рук в руки самиздатом.
В 1968 году переписанный экземпляр повести попал на Запад, где и был опубликован в журналах «Грани» (Франкфурт) и «Студент» (Лондон).
Только в 1987 году журналу «Знамя» удалось познакомить отечественного читателя с повестью Булгакова.
Тема социального эксперимента в повести. Социально-философская сатира современного писателю общества
Социально-философская сатира Булгакова стала новым явлением в литературе. В «Собачьем сердце» за занимательным, фантастическим сюжетом и сатирическими зарисовками прослеживается философское осмысление перемен, происходящих в России после революции.
Многие современники Булгакова критически высказывались о революционных событиях в стране. Горький писал, что у революционеров отношение к людям как у бездарных ученых к собакам и лягушкам, предназначенных для научных опытов, называл большевистское руководство «правительством экспериментаторов и фантазеров», для которых Россия только «материал опыта». Философ Н.Бердяев написал, что «пророки и апостолы «социалистического» приступили к огромному эксперименту». Короленко отмечал, что прежде всего душа человеческая должна переродиться, невозможно «навязывать новые формы жизни» насильственно, изменить человеческую природу по приказу. М. Волошин писал о большевиках, что «они хотят создать ей (России) новую душу хирургическим путем». Так и в повести «Собачье сердце» доктор Борменталь после операции профессора Преображенского запишет в своем дневнике: «Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу».
Основной темой «Собачьего сердца» станет исследование социального революционного «опыта» большевиков. Но опыт этот, как показывает Булгаков, оказывается разрушительным и социально-опасным для общества. Сам Булгаков искренне писал в своем письме к правительству, что он скептически относится к революционным процессам и противопоставляет им «Великую Эволюцию». Булгаков спорит с одним из основных положений новой идеологии, что возможно форсированное улучшение условий жизни и создание человека новой формации, отвергает идею скоропалительной переделки человеческой природы. Лишь эволюционным путем, постепенными преобразованиями можно менять мир к лучшему.Невозможно создать новое идеальное устройство общества, разрушив старое, как невозможно путем хирургического вмешательства сделать из собаки человека. Появившийся в результате эксперимента в «Собачьем сердце» Полиграф Полиграфович Шариков тому неоспоримое подтверждение.
На фоне социальных потрясений необыкновенно остро звучит у Булгакова тема дома. Все герои булгаковских произведений грезят о доме. Булгаков с любовью описывает отличительные черты мирного быта интеллигентной семьи, все, что было нормой, традицией, привычным образом жизни. Дом – это место, где можно отгородиться от внешнего мира, отдохнуть уставшей душой. Булгаков доказывает несомненность права человека на частную жизнь, ее неприкосновенность; в советском же обществе все у всех должны были быть на виду, уединение, обособленность, индивидуальность осуждались. То, что в 20-е годы считалось приметами мещанства и пошлости, для Булгакова осталось священными основами быта. «Никогда не сдергивайте абажур с лампы – абажур священен», — писал он в «Белой гвардии». В послереволюционное время дома гибнут, квартиры становятся жилплощадью, превращаясь в общежития.
Шариков начинает разрушение профессорской квартиры с уничтожения чучела совы, битья стекол, порчи мебели, после устраивает грандиозный потоп и грязные попойки с уличными проходимцами. Для Булгакова дом почти живое существо, у него есть имя. «Пропал Калабуховский дом!», — скажет профессор Преображенский, узнав, что в доме завелся домком.
По воспоминаниям Преображенского можно проследить, как меняется облик Калабуховского дома после 1917 г.: исчезают цветы в парадном, ковры и калошницы вместе с калошами, пальто и шубы жильцов вместе с вешалками, заколотили парадный вход, стали ходить с заднего входа, все становится грязным и испорченным, стало барахлить водоснабжение, пропадать электричество. Зато появился поющий домком, занимающийся дележкой квартир и уплотнением жилплощади. Дом превращается в общежитие, где все как один, и не поймешь, где женщина, где мужчина – все товарищи. Произошла абсурдная подмена равенства людей одинаковостью, все стали не равны, а одинаковы.
Булгаков сожалел о прекрасной, ушедшей в небытие атмосфере дома с его обычаями, традициями, семейным уютом, культурой общения друг с другом. Например, в описании сцены обеда у профессора Преображенского изображен целый ритуал, совершенно непонятный Шарикову, который говорит: «Да что вы все как при царском режиме мучаетесь». Попытки привить Шарикову хорошие манеры оказались провальными.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Собачье сердце» оформлена Многомудрым Литреконом в виде таблицы:
герои повести «собачье сердце» | характеристика |
полиграф полиграфович шариков | бывший дворовый пёс шарик. плод смелого эксперимента преображенского. предстаёт перед читателями двух амплуа: как собака и как человек. 1) в образе собаки перед нами предстаёт довольно умная и милая дворняга, склонная к философствованиям.
2) после преображения перед нам предстаёт крайне неприятный субъект: эгоистичный, грубый и невежественный. он склонен к алкоголизму и курению, ведет себя безнравственно и некультурно, приставая к женщинам и устраивая беспорядок в квартире. периодически жалуется на свою новую жизнь, но расставаться с ней не хочет. любит скандалы, ссоры и охотно проецирует их. всегда тянет одеяло на себя, желая поскорее присвоить себя максимальное количество материальных ценностей: в финале он настаивает на разделе квартиры преображенского. чувства благодарности, отзывчивости и такта ему неведомы. только страх способен отрезвить шарикова. находит себя лишь в отлове бродячих кошек, где добивается больших успехов, становясь начальником службы. новое пролетарское общество становится для него идеальной средой обитания, где он может качать права, не выполняя обязанностей. он с легкостью осваивает новый революционный лексикон и бравирует им, добиваясь своих корыстных целей. |
филипп филиппович преображенский | старый московский профессор, интеллигент. это вежливый, культурный, но самовлюбленный и высокомерный человек, который предъявляет завышенные требования к себе, но взамен требует уважения и признания от окружающих. гениальный врач и учёный, трудолюбивый и целеустремленный лидер. смотрит на мир через призму пессимизма, постоянно ожидает худшего, часто ворчит и жалуется на отсутствие порядка и законности. застав прошлую эпоху, он постоянно сравнивает с ней новое время, и не в пользу советской власти, ведь его раздражает всеобщее уравнивание людей, противоестественное по своей природе. осознав противоестественность своего эксперимента, он признает ошибку и устраняет ее. он ведёт себя довольно эгоистично, мало интересуясь проблемами окружающих, стремясь всеми силами отгородиться от общественной жизни. обладает обширными связями в руководстве страны и не стесняется ими пользоваться. в своем поведении филипп филиппович руководствуется принципами индивидуализма, в чем противостоит социализму как идеологии. |
швондер | председатель домкома и активист коммунистической партии. функционер, строго соблюдающий предписания и формальности и стремящийся к тому, чтобы создать для всех жильцов одинаковые условия. столкнувшись с профессором, который, живя в рамках системы, умудряется игнорировать все её законы, начинает испытывать к нему личную неприязнь. добросовестно участвует в судьбе шарикова, оформляя ему паспорт и устраивая того на работу, параллельно, однако, обостряя его конфликт с преображенским. по характеру швондер — типичный пролетарский выдвиженец, который маскирует активностью и формализмом отсутствие реальных достижений и талантов. высокий интеллект и успех раздражают его, потому что он живет утопией о всеобщем равенстве, но не понимает, что от природы все люди не равны, а индивидуальны. раз усвоив одну теорию, швондер загоняет жизнь в ее рамки и не мыслит никаких отклонений. |
иван арнольдович борменталь | молодой врач, ассистент профессора. культурный и воспитанный человек, предан профессору и трудолюбив в работе. рассудителен и спокоен, но в итоге, будучи не в силах больше выносить поведение шарикова, срывается и убивает его. |
Тема и смысл названия
«Собачье сердце» – говорящее название повести Михаила Булгакова. Идея автора заключается в том, что не каждый, кто похож на человека может быть человечным. Шарик из милого пса стал агрессивным и злым Полиграфом Полиграфовичем, но внутри него билось человеческое сердце.
Тема |
Кем представлена |
Пояснение |
Наука |
Профессор Преображенский |
Сдвиг науки на примере профессора Преображенского выражается в негативном ключе. Автор указывает, что на пути прогресса человечество не всегда здраво оценивает последствия. |
Политика |
Главные герои, сюжет |
Булгаков высмеивает политический строй. Автор создает цепочку событий, в которой пес Шарик становится человеком. Не имея образования и представления о людской жизни становится чиновником. |
Добро и зло |
Преображенский |
Булгаков изображает мир, полностью лишенный доброты. Люди жестоки, относятся бесчеловечно к животным и друг другу. Профессор Преображенский спасает собаку, но лишь для получения материала. |
Воспитание |
Шариков |
Успешный медицинский эксперимент, проведенный профессором Преображенским, создает из собаки необразованного человека. Филипп Филиппович и Борменталь прививают Шарикову свои ценности и культуру. Невоспитанность и отсутствие образования «позволяют» Полиграфу Полиграфовичу противостоять собственным создателям. |
Гордость и смирение |
Профессор Преображенский |
В начале повести автор рассказывает о профессоре, как о гордом человеке. Филипп Преображенский «плывет» против природы, способен изменить внутреннюю составляющую существа. В конце рассказа профессор раскаивается. Стремление доказать свое превосходство привело к негативным последствиям. |
Также Булгаков затрагивает проблемы бюрократии, развала государства после Гражданской войны.
Главные темы
Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.
Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.
Основные проблемы
Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.
Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.
Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.
Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…
На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.