Ибн сина

Биография

Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.  

Портрет Ибн Сины

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.

Ибн Сина за работой

Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.  

Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.  

Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов — противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.  

Философ Ибн Сина

Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени — Абу Сахл Масихи.  

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.

Книга Ибн Сины

Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.  

Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:

  1. Обширной энциклопедии.
  2. Изданий по этике.
  3. Медицинского словаря.

Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном. 

Зрелые годы

С 1015 до 1024 года Авиценна, не останавливая занятия наукой, участвовал в политике и государственных делах Хамадана. За то, что вылечил эмира Шамс ад-Давла, он был удостоен должности визиря, но у него появились враги среди военных. Эмир отклонил их требование казнить Ибн Сину, но решил выслать из владений. Спустя месяц правитель опять занемог, это заставило вернуть лекаря и снова предложить пост министра.

Достопримечательности современного ИсфаханаФото: Khaju Bridge, ru.wikipedia.org

За время заточения Авиценна доработал «Книгу о коликах», написал «Книгу о правильном пути» и философскую повесть «Живой, сын Бодрствующего». Герой ее повстречался с вечно бодрствующим стариком. И тот рассказал о своих странствиях. Душа его путешествовала всюду: и спускалась в ад, и поднималась в высшие сферы… Современники зачитывались повестью с мудрыми раздумьями и философскими мыслями.

Самым важным трудом Авиценны стала энциклопедия «Канон медицины». Она приобрела большую известность, множество раз переводилась. В «Каноне» автор обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских лекарей многих веков. Он стал руководством для докторов Европы и Востока.

Естественнонаучные и философские трактаты Авиценны были очень популярны на Востоке и Западе не одно столетие. В философии ученый был продолжателем традиций восточного аристотелизма.

Последние годы Авиценна жил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Непрерывные скитания, напряженная работа, бессонные ночи, тюремные заключения подорвали его организм. Он страдал желудочными коликами.

Могила Авиценны, Хамадан, ИранФото: Nick Taylor, ru.wikipedia.org

Умер гений по имени Авиценна в 1037 году в возрае 58 лет. Перед уходом в мир иной распорядился отпустить своих рабов, наградив их, и раздать имущество бедным.

В историях об Ибн Сине долгие века жила вера в его могущественные знания. В одной легенде говорится, что Авиценна изготовил 40 лекарств, способных вернуть к жизни умершего. Ученик, с которым он договорился, должен был после смерти оживить ученого, применяя их в строгой последовательности. Когда ученый умер, юноша начал оживление.

Используя одно лекарство за другим, он наблюдал их необыкновенное действие. Тело умершего становилось все моложе. Когда оставался последний препарат, тело Авиценны было прекрасным и юным. Казалось, он вот-вот оживет. Это настолько потрясло ученика, что он выронил сосуд с эликсиром и… содержимое вылилось в песок…

Мир после Авиценны

Пятьдесят шесть лет прожил он на земле. Спасая многих от смерти, себя лечить он отказался, когда понял, что пришел его смертный час. Магом и чародеем считали его те, кто лишь слышал об этом человеке. Но труды Авиценны кочевали из библиотеки в библиотеку, переводились и давали пищу для размышлений. Мусульманские и христианские мыслители вдохновлялись его идеями и открытиями. Великий поэт Востока Омар Хайям зачитывался поэзией Ибн Сины, а Микеланджело восхищался его анатомическими познаниями.

Он был интеллектуальным чудом исламского мира. Это было то время, когда мусульманские страны были более образованными и более культурными, чем европейский запад. Теперь все поменялось. Но Авиценна в одинаковой мере облагодетельствовал как мусульман, так и христиан. Точнее сказать, и те и другие взяли от него столько, сколько смогли унести.

Ибн Сина впитал все лучшее из античной культуры и философии. Он помог вернуть античность в христианскую цивилизацию. В наше непростое время его жизненный путь может послужить еще одним аргументом к примирению двух религий, вышедших из одной книги – Библии.

Крохотные демоны болезней

Год 1002 – очень знаковый в жизни ученого. Захваченная тюркскими кочевниками, Бухара прекращает существование, и светоч высокой восточной культуры уже никогда не запылает здесь с такой яркостью. Эмир убит, библиотека сожжена, дома мирных жителей разграблены. Умирает отец Ибн Сины, а сам он подвергается нападкам за отступление от ислама. Вместе с братом Махмудом он пускается в бегство, а это означает верную смерть, поскольку между городами лежала безводная пустыня. Махмуд умирает от жажды, а самого Хусейна подбирает караван, который и доставляет его в город Ургенч, столицу правителей Хорезма. По легенде, одним из спасителей оказался его будущий ученик Джурджани, который сопровождал учителя до конца его дней.

В Ургенче Ибн Сине удается остановить свирепствовавшую чуму. Правителю он рекомендует запретить людям собираться на базаре и в мечети, а для подкрепления своей правоты, использует солнечное затмение. Деньги он советует передавать, опустив их в уксус, а в рацион питания включить чеснок. Ибн Сина выражает догадку, что причиной заболеваний могут быть крохотные демоны, прилипающие к телу, одежде и волосам. Тем самым он уже в 11 веке предвосхитил открытие бактерий. Он никогда не брал денег с пациентов, которые интересовали его с точки зрения практического опыта. Чтобы пополнить недостающие знания, он препарировал трупы.

Лекарственные средства

Самая важная из шестнадцати медицинских работ Авиценны — это четырнадцать томов «Кануна», или «Канона медицины». Книга содержит более миллиона слов и разделена на пять частей. Первая дает общие принципы медицины. Вторая часть — алфавитный список простых лекарств. Третья касается заболеваний отдельных органов и частей тела. Четвертая часть Кануна — перечень болезней, которые распространяются по всему телу с начальной точки, таких, как лихорадка. Последняя, пятая часть — рецепты составных лекарств.

В труде ученого классифицированы и описаны заболевания, он изложил их предполагаемые причины, основы гигиены и методы лечения. Несколько разделов книги посвящены простым и сложным лекарствам, а также функциям разных частей тела. Авиценна первым догадался, что туберкулез заразен, описал методы предохранения от заболевания. Также врач описал симптомы и осложнения сахарного диабета и разделил болезнь по степеням тяжести.

«Канон» был переведен на латынь в двенадцатом веке и оставался основным учебником для студентов-медиков в Европе в течение нескольких веков. В музее в Бухаре есть экспонаты, посвященные выдающемуся ученому: хирургические инструменты того периода и картины пациентов, проходящих лечение.

Авиценна интересовался влиянием разума на тело и много писал о психологии, вероятно, оказывая влияние на Ибн Туфайла и Ибн Баджу. Ученый, вместе с такими философами и учеными, как Разес, Ибн Нафис, Аль-Захра и Аль-Ибади, признан выдающимся деятелем, внесшим неоценимый вклад в становление ранней мусульманской медицины.

Новатор в науке целительства

Авиценну считают родоначальником диагностики по состоянию пульса. Он многое сделал для описания инфекционных болезней и пришел к невероятному для той эпохи выводу о том, что они вызываются патогенными микроорганизмами. Эту его гипотезу научно подтвердить удалось лишь 8 веков спустя, когда французский ученый Пастер лабораторным методом обнаружил эти «злонамеренные» вирусы.

Ибн Сина сделал ряд важных открытий в изучении строения и функций человеческого глаза. Дал немало педагогических советов. Он высказал и предположение о влиянии эмоционального состояния людей на течение болезни. «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит» — убеждал он пациентов.

Уже при жизни он был признан, обласкан, наделен высокими титулами. Его называли и «Гордостью страны», и «Лидером среди мудрецов», были и иные почетные наименования.

Ушел из жизни Авиценна в иранском Хамадане18 июня 1037 г. Его последней волей было отпустить на волю слуг и раздать все имущество бедным.

Детство и ранние годы

О ранних годах жизни Авиценны известно немного. О нём до нас дошла лишь скудная информация из автобиографического труда его ученика Джузьяни. И, поскольку других свидетельств не существует, все описания жизни Авиценны основываются на этой автобиографии.

Согласно ей, Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревушке неподалёку от Бухары, в семье Сетарег и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, отец же, почитаемый исмаилистский учёный, происходил из г. Балх в Афганистане.

Когда в семье появился Авиценна, отец его был управляющим в одном из поместий Мансура ибн Нуха из династии Саманидов.

Жадный до знаний, Авиценна обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике. Мальчик искал новые знания, где и у кого только мог. Индийской арифметике он обучается у индуса-торговца, а позже углубляет свои знания по этому предмету с помощью бродячего философа.

После этого Авиценна усердно занимается самообразованием, читая труды эллинистических авторов. Он также изучает исламскую юриспруденцию и учение ханафистской школы. И именно в это время он сталкивается со сложностями понимания работы Аристотеля по метафизике. Юноша учит труд наизусть, но истинный смысл его так и остаётся непонятым, пока, в один прекрасный день, к Авиценне не приходит озарение.

Авиценна национальность. Король медицины Ибн Сина (Авиценна)

Не будет у Хусейна сына, семьи у него своей тоже не будет. Станет он скитаться всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю…

…Родителям мальчика очень нравилось имя Хусейн. Но в те далёкие времена в благородных домах нужно было дать сыну и кунью (прозвище). «У моего мальчика обязательно будет свой сын, – смеялся Абдалла. – Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Откуда же было знать Абдаллаху, что вся его идея со вторым именем напрасна. А зовут этого мальчика Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Другое его латинизированное имя – Авиценна.

Вот его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани.

Родился ибн Сина в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары, Узбекистан. Начальное образование получил от отца Абдуллы – чиновника саманидской администрации. Затем он десять лет проучился в начальной мусульманской школе – мактаб, и к десяти годам ибн Сина уже знал наизусть священный Коран. На экзамене Авиценна рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. С того времени он поражал всех своей памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, им восхищались и из-за его знания арабской литературы. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многие другие науки.

Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. С 15 лет он начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый учёный; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач.

В 1002 году, вскоре после смерти отца, ибн Сина переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), в котором жили видные учёные. Следующие годы он скитался, меняя города. В 1015–1024 годах жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах.

Ибн Сина – ярчайший представитель арабского мусульманского мира, последователь Аристотеля, знаменитый учёный-энциклопедист.

По данным учёных, Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написаны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю. Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. К числу дошедших до нас философских трудов учёного относятся «Книга исцеления», «Книга спасения», «Указания и наставления» и «Книга знания». Ибн Сина использовал всё ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии. Его труды стали вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего Средневековья.

Его справедливо можно назвать королём медицины. Он один из величайших учёных-медиков в истории человечества. По данным разных источников, общее число медицинских трудов ибн Сины доходит до 50, но до нас дошло всего 30. Однако главным медицинским трудом ибн Сины, принёсшим ему многовековую славу во всём культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается всё, что относится к профилактике и лечению болезней. Он оказал огромное влияние на учёных Востока и Европы в течение нескольких столетий. «Канон» также оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. Он многократно переводился на многие европейские языки.

В «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. Ибн Сина описал множество новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Например, с его именем связывают первое применение ртути.

Во всех старейших университетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медицины основывалось на труде ибн Сины.

Сохранились немногочисленные стихи ибн Сины на арабском языке и на фарси – в основном в форме рубаи. Более того, многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу.

Умер Абу Али Хусейн ибн Сина 24 июня 1037 года.

Пожалуй, нет ни одного учёного и целителя древности, который оказал столь сильное влияние на медицину и философию Востока (под именем ибн Сина) и Запада (под именем Авиценна), как этот замечательный учёный.

Наследие Авиценны

Замечание 1

«Книга исцеления» — энциклопедический труд, написанный на арабском языке, был посвящен логике, биологии, физике, психологии, геометрии, музыке, арифметике, астрономии и метафизике.

Основными медицинскими произведениями Авиценны являются:

«Канон врачебной науки» — энциклопедический труд, в котором осмысливаются и перерабатываются предписания античных медиков, в соответствии с достижениями арабской медицины. Ибн Сина предполагал, что заболевания могут быть вызваны некими мельчайшими существами

Он первым обратил внимание на сверх заразность оспы, описал холеру и чуму, сделал описание проказы и многих других заболеваний. В «Каноне» две книги посвящены характеристикам лекарственного сырья, лекарственных средств, описаниям способов их изготовления и употребления

«Лекарственные средства» — написаны при первом посещении Хамадана. В произведении подробно описывается роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности лечения сердечных болезней.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок».

В своем труде, касающемся роли и места физических упражнений для оздоровления и лечения, он давал определения физическим упражнениям:

Определение 1

физические упражнения – это ряд произвольных движений, приводящих к непрерывному, глубокому дыханию.

Ибн Сина разработал процесс перегонки эфирных масел. Он мог добыть соляную, серную и азотную кислоты, гидроксид натрия и калия.

Ибн Сина раскритиковал астрономические представления Аристотеля, касающиеся отражения звездами солнечного света, утверждая, что звезды обладают собственным светом (правда, полагая, что и планеты светятся сами).

Во время пребывания в Гургане, Ибн Синой был написан трактат об определении долготы этого города. Он не мог использовать методы Абу-л-Вафа или ал-Бируни, поэтому разработал новый метод, заключающийся в процессе измерения кульминационной высоты Луны и сравнение ее с высотой в Багдаде через вычисления методом сферической тригонометрии.

Значительный вклад был внесен Ибн Синой в процесс развития теории вложенной силы – это средневековая теория движения, в соответствии с которой причина движения брошенных тел заключается в некоторой силе (импульсе), которая вложена в них извне.

«Стремление» может быть трех типов: психическое, характерное живым существам, естественное и насильственное:

  • Естественное стремление – результат действия тяжести, проявляющийся падением тела, то есть естественным движением тела, как и писал Аристотель.
  • Насильственное стремление – сообщается брошенному телу «двигателем». С движением тела такое насильственное стремление становится меньше в связи с сопротивлением среды.

Ибн Сина в понимании предмета метафизики был согласен с Аристотелем. Ибн Сина утверждал, что Творец и мир – существовали всегда и возникли одновременно. Творение в вечности объяснялось Ибн Синой посредством неоплатонического понятия эманации, обосновывая этим логический переход от первоначального единого к множественности сотворенного мира. Но материю он рассматривал в качестве не конечного результата нисхождения единого, а в качестве необходимого элемента любого возможного бытия.

Душа и тело образуют единую субстанцию, которой обеспечивается целостное воскрешение человека. Абсолютную истину можно постичь через интуитивное видение, которое является кульминацией процесса мышления.

Ибн Синой было разработано уникальное учение о характере и типах темперамента человека. В соответствии с его учением, человеческая натура может быть четырех типов:

  • горячая;
  • холодная;
  • влажная;
  • сухая.

В современной психологии это соответствует четырем типам темперамента. Эти натуры не стабильны и могут изменяться при влиянии внутренних и внешних факторов, к которым относят смену времен года и метеоусловий. Кроме таких простых натур, Авиценна выделял еще четыре сложных, на основании одной их четырех жидкостей человеческого организма:

  • желтая желчь;
  • черная желчь;
  • кровь;
  • слизь.

Музыку Ибн Сина относил к математическим наукам, как это было принято в Средние века. Музыку он определял в качестве науки, занимающейся изучением звуков в их соотношениях, цель которой – установить правила создания композиции.

Также Авиценна изобрел распространенный в Средней Азии смычковый инструмент – гиджаку.

Жизненный путь

Ибн Сина появился на свет в маленьком селении Афшана неподалеку от Бухары, расположенной в Средней Азии. Семья будущего ученого не бедствовала, так как его отец занимался сбором податей. Любознательный мальчик с раннего детства проявил большую тягу к знаниям, и к десятилетнему возрасту даже смог выучить Коран наизусть.

Авиценна начал свое образование с изучения богословия, а позднее заинтересовался философией, математикой и конечно же, медициной. Упорный труд и высокие умственные способности позволили ему стать известным ученым уже к двадцатилетнему возрасту.

Позднее Ибн Сина стал служить придворным лекарем, и на основе полученного опыта написал фундаментальный пятитомный труд «Канон медицины». Эта работа завоевала большой авторитет в разных странах мира, ее переводили на другие языки и переиздавали множество раз.

Роковую роль в жизни Авиценны сыграл султан Махмуд Газневи, из-за которого ученому пришлось пуститься в бега — ведь он ослушался приказа и не пожелал пойти в услужение к правителю. Обосновавшись на новом месте, он начал работу над своим трудом «Канон врачебной науки». Однако стремление к путешествиям и знаниям заставило Авиценну через некоторое время снова двинуться в путь.

Странствуя по территориям, которые занимает современный Центральный Иран, однажды он остановился в Хамадане. После того, как Ибн Сина смог исцелить эмира от болезни желудка, в награду ему дали должность визиря. Однако честный и инициативный человек в окружении эмира быстро стал лишним звеном — завистливые придворные захотели от него избавиться.

Авиценне удалось скрыться от нависшей над ним опасности, но через какое-то время он все же попал в тюрьму, где и провел несколько месяцев. После освобождения врач вновь отправился в дорогу, и прибыл в крупный город Исфахан. Здесь ему удалось стать приближенным эмира, и одновременно с этим написать большую часть своих научных трудов.

Жизнь Авиценны была похожа на длительное странствие с чередой взлетов и неудач. После многолетних скитаний ему так и не удалось вернуться на родные земли, поэтому смерть настигла его в чужих краях. Этот удивительный человек оставил яркий след в истории, и его достижения в сфере медицины и других науках не забыты до сих пор. Сегодня многие лечебные учреждения, в том числе и медицинский центр «Авиценна Медикал», с честью используют имя этого замечательного врача в своих названиях.

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.

Примечания

  1. https://www.britannica.com/EBchecked/topic/45755/Avicenna/517/Additional-Reading
  2. Record #11889658g // общий каталог Национальной библиотеки Франции https://wikidata.org/wiki/Track:Q193563″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q15222191″>
  3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Ибн Сина (рус.). Проверено 14 марта 2021. Архивировано 22 августа 2011 года.
  4. Michael Flannery. Avicenna Persian philosopher and scientist (англ.). Encyclopædia Britannica. Проверено 21 августа 2021.
  5. Paul Strathern. A brief history of medicine: from Hippocrates to gene therapy. — Running Press, 2005. — P. 58. — ISBN 978-0-7867-1525-1.
  6. Brian Duignan. Medieval Philosophy. — The Rosen Publishing Group, 2010. — P. 89. — ISBN 978-1-61530-244-4.
  7. Michael Kort. Central Asian republics. — Infobase Publishing, 2004. — P. 24. — ISBN 978-0-8160-5074-1.
  8. Ibn Sina («Avicenna») Encyclopedia of Islam. 2nd edition. Edited by P. Berman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Henrichs. Brill 2009. Accessed through Brill online: www.encislam.brill.nl (2009) Цитата: «He was born in 370/980 in Afshana, his mother’s home, near Bukhara. His native language was Persian.»
  9. A.J. Arberry , «Avicenna on Theology» — KAZI PUBN INC, 1995. excerpt:«Avicenna was the greatest of all Persian thinkers; as physician and metaphysician»
  10. Henry Corbin , «The Voyage and the messenger: Iran and Philosophy». — North Atlantic Books, 1998. —P. 74 Цитата:«Whereas the name of Avicenna (Ibn sinda, died 1037) is generally listed as chronologically first among noteworthy Iranian philosophers, recent evidence has revealed previous existence of Ismaili philosophical systems with a structure no less complete than of Avicenna» .
  11. Бочалов В. И. Предисловие // Авиценна (Ибн Сина) О сохранении здоровья. / Сост., доп., прим. и комментарии В. И. Бочалова. — Воронеж, 2011. —С. 3 . ISBN 978-5-89981-656-7
  12. Avicenna// Britannica.
  13. Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под (недоступная ссылка) ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 267. — ISBN 5-06-000085-0.
  14. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) — Биография
  15. Ariew, Roger (March 1987). «The phases of venus before 1610». Studies in History and Philosophy of Science Part A18 (1): 81–92. DOI:10.1016/0039-3681(87)90012-4.
  16. Goldstein, Bernard R. (1969). «Some Medieval Reports of Venus and Mercury Transits». Centaurus (John Wiley & Sons)14 (1): 49–59. DOI:10.1111/j.1600-0498.1969.tb00135.x. Bibcode: 1969Cent…14…49G.
  17. Sally P. Ragep. Ibn Sīnā: Abū ʿAlī al‐Ḥusayn ibn ʿAbdallāh ibn Sīnā / Thomas Hockey. — Springer Science+Business Media, 2007. — P. 570–572.
  18. Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — Москва: Наука, 1976.
  19. Sayili A. Ibn Sīnā and Buridan on the Motion of the Projectile // Annals of the New York Academy of Sciences. — 1987. — Vol. 500. — P. 477–482.
  20. Псядло Э. М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: Учебно-справочное пособие. — Одесса: Наука и техника, 2007. — С.19. — ISBN 978-966-8335-56-3
  21. 1. СЕМЕН ЛИПКИН — Век перевода
  22. Лит-мир/Ибн Сина
  23. 12Болтаев, М. Н. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель, учёный энциклопедист средневекового Востока — М.: Сампо, 2002. — 400 с. — ISBN 5-8071-0005-0
  24. 12Иванова Л. Ибн Сина (Авиценна) в зеркале музыки. Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории. // Вестник Челябинского государственного университета, 2007 link
  25. UNIS Monument to Be Inaugurated at the Vienna International Centre, ‘Scholars Pavilion’ donated to International Organizations in Vienna by Iran. Проверено 3 августа 2021.
  26. База данных MPC по малым телам Солнечной системы (2755) (англ.)
  27. IBMs automated radiologist can read images and medical records
  28. Абугалисина
  29. Насыйри, Каюм Абугалисина Архивная копия от 22 июля 2015 на Wayback Machine
  30. Avitsenna (англ.) на сайте Internet Movie Database
  31. Фильм «Юность гения» на сайте youtube.

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….

Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.

Афоризмы и цитаты Ибн Сины

Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Послесловие

О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.

Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.

При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.

Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.

Памятник Ибн Сине

Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: